DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2018-3-145-153
И Н С Т И Т У Т Ы П О Д Д Е Р Ж К И М А Л О Г О И С Р Е Д Н Е Г О Б И З Н Е С А ,
0 Р И Е Н Т И Р О В А Н Н О Г О Н А Э К С П О Р Т
Ю. В. Красюк
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия
Статья посвящена изучению роли государственных и негосударственных институтов в формировании и функционировании системы инфраструктурной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих экспортную деятельность. Автором установлено, что, несмотря на наличие различных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспортную деятельность, существующая сегодня инфраструктура не может рассматриваться как фундамент для достижения показателей, обозначенных Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, так как только в комплексе институты государственной и негосударственной поддержки смогут обеспечить жизнеспособность взаимосвязанной и взаимодополняющей систем поддержки экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса, учитывая асимметрию уровня развития малого и среднего бизнеса. Отмечается, что современная инфраструктура поддержки экспорта малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспортную деятельность, пока только начинает формироваться, что обусловлено, в том числе наличием целого комплекса проблем структурного характера в масштабе всей страны.
Ключевые слова: институты, малый и средний бизнес, малые и средние предприятия, экспортная деятельность, инструменты поддержки.
1 N S T I T U T E S O F E X P O R T - O R I E N T E D S M A L L A N D M E D I U M E N T E R P R I S E S S U P P O R T
Yury V. Krasyuk
Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow, Russia
The article is devoted to the study of the role of state and non-state institutions in the formation and functioning of the system of infrastructure support for small and medium-sized businesses engaged in export activities. The author found that, despite the presence of various tools to support small and medium-sized businesses engaged in export activities, the existing infrastructure cannot be considered as a foundation for achieving the indicators outlined in the Strategy for the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation for the period up to 2030 year, since only in the complex institutions of state and non-state support can ensure the viability of interconnected and complementary systems nonstate support can ensure the viability of interconnected and complementary systems support of export-oriented small and medium enterprises, given asimmettory level of development of small and medium-sized businesses. It is noted that the modern infrastructure of support for
the export of small and medium-sized businesses engaged in export activities is only beginning to emerge, which is caused, among other things, by the presence of a whole complex of structural problems across the country.
Keywords: institutions, small and medium business, small and medium enterprises, export activities, support tools.
Малый и средний бизнес на сегодняшний день не вносят ожидаемого вклада в развитие российского экспорта, что актуализирует вопрос эффективности существующей в стране системы поддержки как государственной, так и негосударственной экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса.
Под системой инфраструктурной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт, понимается совокупность государственных, общественных и коммерческих институтов, взаимодействующих между собой, деятельность которых направлена на оказание услуг малому и среднему бизнесу, осуществляющему экспортную деятельность, способствующую формированию благоприятной бизнес-среды и условий для дальнейшего эффективного функционирования [3. - С. 155-157].
Элементами системы инфраструктурной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт, считаются институты (государственные и негосударственные), оказывающие финансовую и нефинансовую поддержку организациям малого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт. К государственным институтам относятся органы государственной власти (управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации, государственные организации (предприятия), региональные центры по развитию и поддержке организаций малого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт, финансово-кредитные учреждения. К негосударственным институтам относятся бизнес-акселераторы, бизнес-инкубаторы, организации, оказывающие информационно-консультационные услуги, аутсорсинговые и т. д. [6. - С. 96-99].
Роль государственных институтов в поддержке малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспортную деятельность как совокупности существующих взаимоотношений между государством и субъектами экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса, состоит в формировании условий роста экспорта сектора малого и среднего бизнеса. Под такими взаимоотношениями понимают некие правила хозяйственной деятельности и взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих экспортную деятельность, и системы государственной поддержки таких предприятий. В качестве субъектов взаимодействия выступают государство и малые и средние экспортно ориентированные предприятия [7].
Финансовая поддержка экспортной деятельности, в частности, осуществляется:
- государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком АО «Росэксимбанк»;
- государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций «Эксар».
Нефинансовая поддержка экспортной деятельности реализуется:
- торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах, являющимися государственными органами, представляющими интересы нашей страны за рубежом по всем вопросам внешнеэкономической деятельности;
- государственным институтом поддержки несырьевого экспорта АО «Российский экспортный центр»;
- Минэкономразвития России;
- Минпромторгом России.
Роль государственных институтов в поддержке малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспортную деятельность, может быть сведена к двум моментам. Во-первых, это действия общеэкономического характера, связанные с регулированием развития малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность, и направленные на формирование условий, разработку обязательных норм и правил поведения для таких хозяйствующих субъектов.
Результат таких действий видится в сокращении трансакционных издержек, снижении административных барьеров, предложении льготных форм налогообложения и др. В целом это формирует среду для деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих экспортную деятельность [4. - С. 43-46]
Вторая группа действия акцентирована на повышении эффективности экспортной активности отдельных малых и средних предприятий. Это кредитование, любые другие формы финансовой поддержки, лизинг, консультационное, информационное и кадровое обеспечение т. п.
При этом важно обратить внимание на то, что функции государственных институтов в поддержке малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспортную деятельность, не должны исчерпываться только регулированием деятельности этих предприятий и обеспечением условий для развития и взаимодействия хозяйствующих субъектов посредством различных систем: нормативно-правовых, организационных, институциональных.
Вместе с тем необходимо воздействие на деловую среду малого и среднего экспортно ориентированного бизнеса для его трансформации в драйвер развития государства1.
В России кроме государственных институтов на сегодняшний день имеется огромное количество негосударственных институтов поддержки малого и среднего бизнеса. Так, по данным единого реестра АО «Корпорация «МСП», в настоящее время в стране насчитывается более 650 действующих и создаваемых организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, или организаций, имеющих право в соответствии с федеральными законами на выполнение функций организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также 86 торгово-промышленных палат (ТПП).
Анализ деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, показал, что наиболее распространенными формами оказываемой поддержки являются финансовая, имущественная, консультационная. Намного реже такими организациями предлагается гарантийная поддержка и поддержка в области образования (рис. 1).
ЦФО ЮФО СЗФО ДФО СФО УФО ФО ^ кфо
Организации, образующие инфраструктуру подержки Торгово-промышленные палаты
Рис. 1. Численность организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса по федеральным округам и субъектам Российской Федерации в 2018 г. 2
1 Малый и средний бизнес имеет высокий экспортный потенциал / Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС). - URL: https://tass.ru/msp-analitika/ 3927427/ (дата обращения: 22.08.2018).
2 Источник рис. 1-2: форма ведения единого реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и состав сведений, содержащихся в таком реестре / Корпорация МСП. - URL: https://monitoring. corpmsp.ru/ StartPage/orgreg.html (дата обращения 22.08.2018 г.)
В структуру ряда организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, входят центры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса. Их распределение по федеральным округам Российской Федерации представлено на рис. 2.
Рис. 2. Число центров поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса по федеральным округам и субъектам Российской Федерации в 2018 г.
Функционирующие и создаваемые в регионах центры координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса нацелены на предоставление малому и среднему бизнесу, осуществляющему экспортную деятельность, различного рода услуг информационного и консультационного характера, услуг по продвижению малых и средних предприятий на рынок, по содействию в установлении контактов с партнерами в субъектах страны и за ее пределами, поиску потенциальных партнеров по организации выставочной и образовательной деятельности за рубежом (семинаров, круглых столов, кон-ференций)1.
Как видно из данных, представленных на рис. 2, наибольшее количество центров поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса располагается в Центральном Федеральном округе, что вполне логично. Второе и третье места по количеству центров поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и сред-
1 Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, экспортное страховое агентство ЭКСАР: Региональные центры поддержки экспорта. - URL: https://www.exiar.ru/export_support/non_financial_support/regionaI_centers/ (дата обращения 22.08.2018).
него бизнеса соответственно занимают Северо-Западный и Приволжский федеральные округа, которые также демонстрируют наибольшее количество малых и средних предприятий и их активный рост по сравнению с другими округами.
В ряде регионов страны организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих экспортную деятельность, отсутствуют.
Как показывает анализ, многие регионы не имеют концепций развития инфраструктуры малого и среднего экспортно ориентированного бизнеса, нет и достоверных данных о реальных потребностях субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих экспортную деятельность, а также зачастую отсутствует четкое представление о специфике деятельности центров поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса1. Следствием наблюдаемого самоустранения органов власти, как федерального, так и регионального уровня, от активного участия в создании инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса, становится недостаточная информированность представителей данного сектора предпринимательства в регионах. В частности, большинство малых и средних предприятий не имеют понятия, где территориально находятся те или иные объекты такой инфраструктуры, каков перечень предоставляемых ими услуг и каковы условия их получения2.
К сожалению, вновь создаваемые объекты инфраструктуры малого и среднего бизнеса, осуществляющие экспортную деятельность, пока не играют заметной роли. Это можно объяснить их неудачным территориальным расположением, неприспособленностью предоставляемых ими помещений, отсутствием необходимого оборудования, острой нехваткой квалифицированного персонала. Отсутствие требуемых материальных, финансовых, технических, кадровых и других ресурсов не позволяет центрам поддержки экспорта оказывать услуги, которые в полной мере отвечают заявленным. Итог - бессмысленный расход и без того крайне ограниченных средств, в том числе бюджетных, а также предоставление услуг низкого качества.
Кроме того, необходимо отметить разрозненность в деятельности таких организаций и отсутствие системного органа, который бы координировал их работу. При этом нужно понимать, что все институты (государственные и негосударственные) только в комплексе смогут обес-
1 Титов Б. Беседа корреспондента ИА REGNUM с бизнес-омбудсменом при Президенте Российской Федерации, 2016. - URL: https://regnum.ru/news/2168374.html (дата обращения: 22.08.2018).
2 URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/02/04/8056505.shtml (дата обращения: 22.08.2018).
печить жизнеспособность взаимосвязанной и взаимодополняющей системы поддержки экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса. Только такая система будет в состоянии охватить все проблемные вопросы субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих экспортную деятельность [2. - С. 608-611].
При решении транспарентной задачи роста экспорта малого и среднего бизнеса нельзя упускать из виду необходимость учета территориальных особенностей субъектов Российской Федерации, которые складывались на протяжении достаточно длительного времени. Речь идет об асимметрии уровня развития малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспортную деятельность в России, и его поддержке [3. - С. 160-163].
Установленные автором факты позволяют сделать вывод о том, что существующая сегодня инфраструктура поддержки экспорта на всех уровнях (федеральном, региональном), не может рассматриваться как фундамент для достижения тех показателей экспортной деятельности малых и средних предприятий, которые были обозначены Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года1. Это обусловлено значительными масштабами нашей страны в территориальном и экономическом аспектах и огромной нагрузкой по поддержке малых и средних предприятий-экспортеров, которая ложится на создаваемую систему поддержки экспорту.
В целом современная инфраструктура поддержки экспорта малого и среднего бизнеса располагает достаточным наборов инструментов и разнообразием институтов поддержки тем не менее она пока только начинает формироваться, что обусловлено, в том числе наличием проблем структурного характера в масштабе всей страны.
Список литературы
1. Абдукарим В. И., Жураковский А. С., Нарижний И. Ф. Современное состояние инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства в России и пути ее развития //Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. - № 4. - С. 7-12.
2. Васильченко С. А. Государственная поддержка предпринимательства в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7-4. - С. 608-611.
1 Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 8 декабря 2016 г.) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (дата обращения: 27.06.2018).
3. Дупленко Н. Г. Асимметрия развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. - 2013. - № 3. - С.160-163.
4. Кузнецова М. В. Институт государственной поддержки малого предпринимательства: необходимость, сущность и особенности на современном этапе// Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 12. - С. 43-46.
5. Мироседи Т. Г. Роль вузов в системе инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства региона // Вестник университета. - 2012. - № 9. - С. 155-157.
6. Найденков В. И. Бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор как элементы инфраструктуры развития малого предпринимательства: сравнительная характеристика и проблемы деятельности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -2018. - № 2. - С. 96-99.
7. Рядчин А. А. Институциональные особенности поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов публичной власти // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. 11 января 2016 г. -Санкт-Петербург, 2016.
References
1. Abdukarim V. I., Zhurakovskiy A. S., Narizhniy I. F. Sovremennoe sostoyanie infrastruktury gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel'stva v Rosii i puti ee razvitiya [Modern State Infrastructure of State Support of Small Entrepreneurship in Russia and Ways of Its Development]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Socio-Economic Phenomena and Processes], 2015, Vol. 10, No. 4, pp. 7-12. (In Russ.).
2. Vasil'chenko S. A. Gosudarstvennaya podderzhka predprinimatel'stva v Rossii [Government Support of Entrepreneurship in Russia]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2016, No. 7-4, pp. 608-611. (In Russ.).
3. Duplenko N. G. Asimmetriya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva na regional'nom urovne [Asymmetry in the Development of Small and Medium-Sized Businesses at the Regional Level]. Vestnik Baltiyskogofederal'nogo universiteta imeni I. Kanta [Vestnic of Immanuel Kant Baltic Federal University], 2013, No. 3, pp. 160-163. (In Russ.).
4. Kuznetsova M. V. Institut gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel'stva: neobhodimost', sushchnost' i osobennosti na sovremennom etape [Institute of State Support of Small Business: the Need,
Nature and Features at the Present Stage]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel skiy zhurnal [International Research Journal], 2017, No. 12, pp. 43-46. (In Russ.).
5. Mirosedi T. G. Rol' vuzov v sisteme infrastrukturnoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva regiona [The Role of Universities in the System of Infrastructure Support of Small and Average Business of the Region]. Vestnik universiteta [Vestnik of the University], 2012, No. 9, pp. 155-157. (In Russ.).
6. Naydenkov V. I. Biznes-inkubator i biznes-akselerator kak elementy infrastruktury razvitiya malogo predprinimatel'stva: sravnitel'naya harakteristika i problemy deyatel'nosti [Business Incubator and Business Accelerator as Elements of an Infrastructure of Development of Small Entrepreneur ship: Comparative Analysis and Challenges of Activities]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of the Saratov State Socio-Economic University], 2018, No. 2, pp. 96-99.
7. Ryadchin A. A. Institutsional'nye osobennosti podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva so storony organov publichnoy vlasti [Institutional Features of Support of Small and Average Business by Public Authorities]. Aktual'nye voprosy ekonomiki, menedzhmenta i finansov v sovremennyh usloviyah, cbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual Problems of Economics, Management and Finance in Modern Conditions.I Collection of scientific papers on the Results of International Scientific-Practical Conference], No. 3. January 11, 2016. Saint-Petersburg, 2016.
Сведения об авторе
Юрий Витальевич Красюк
аспирант кафедры экономики организации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Адрес: ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125993, Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-т, д. 49.
E-mail: [email protected].
Information about the author Yury V. Krasyuk
Post-Graduate Student of the Department of Economics of Financial University under the Government of the Russian Federation.
Address: Financial University under the Government of the Russian Federation, GSP-3, 49 Leningradsky Prospect, Moscow, 125993, Russian Federation.
E-mail: [email protected]