Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных организаций мсп'

Развитие инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных организаций мсп Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
962
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МСП) / ЭКСПОРТ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / EXPORT / CUSTOMS REGISTRATION / DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Юрий Витальевич

В статье рассмотрены проблемы развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий экспортно ориентированных организаций. Определены факторы, ограничивающие возможности развития экспорта малыми и средними предприятиями. Приведены результаты анализа состояния и развития экспортно ориентированных организаций малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Исследованы возможности поддержки малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеторговые операции. Развитие экспортных отношений с другими странами позволяет предприятиям сохранить или увеличить производственные мощности на внутреннем рынке за счет расширения рынка сбыта. В последние годы имеет место рост как количества экспортно ориентированных малых и средних предприятий, так и объемов отгруженной ими продукции. Поэтому успешное решение раскрытия проблемы поддержки экспортно ориентированных организаций МСП является важнейшей составляющей развития экономической сферы. Показаны основные барьеры развития экспортной деятельности малых и средних предприятий, а также их перспективы. На основе определения специфики проявления препятствий для экспортной деятельности МСП в России предложен ряд перспективных направлений развития инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных МСП. Проанализированы проблемы инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных МСП. Сделан вывод о том, что основными проблемами для малых и средних предприятий при работе на экспорт являются: отсутствие информации о зарубежных рынках, недостаточный уровень менеджмента, наличие языковых и культурных барьеров, задержки с таможенным оформлением и т. д. Доказано, что экспортно ориентированные субъекты малых и средних предприятий заинтересованы в увеличении доли экспорта и стремятся расширить географию поставок, однако для реализации их интересов необходимо совершенствование инфраструктурной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF THE EXPORT FOCUSED ORGANIZATIONS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

In article the author considered problems of development of infrastructure of support of small and medium-sized enterprises of the export oriented organizations, defined the factors limiting possibilities of development of export by small and medium-sized enterprises, gave results of the analysis of a state and development of the export-oriented organizations of small and medium business in the Russian Federation and investigated possibilities of support of the small and medium-sized enterprises which are carrying out the foreign trade operations. Development of the export relations with other countries allows the enterprises to keep or increase production capacities, in domestic market, due to sales market expansion. In recent years growth as the number of export oriented small and medium-sized enterprises and volumes of production shipped by them takes place. Therefore the successful solution of disclosure of a problem of support of the small and medium-sized export oriented organizations is the most important component of development of the economic sphere. The author showed main barriers of development of export activity of small and medium-sized enterprises, and also their prospects. The author offered a number of the perspective directions of development of infrastructure of support of export-oriented small and medium enterprises on the basis of definition of specifics of manifestation of obstacles for export activity of small and medium enterprises in Russia, analyzed problems of infrastructure of support of export oriented MSP, made the conclusion that the main problems for small and medium-sized enterprises during the work for export lack of information on the foreign markets, the insufficient level of management, existence of linguistic and cultural barriers, delays with customs registration etc. The author proved that export oriented subjects of small and medium-sized enterprises are interested in increase in a share of export and seek to expand geography of deliveries, however realization of their interests requires improvement of infrastructure support.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных организаций мсп»

УДК 334 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-58-63

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МСП

КРАСЮК ЮРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: Krasyukyuriy@yandex.ru

В статье рассмотрены проблемы развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий экспортно ориентированных организаций. Определены факторы, ограничивающие возможности развития экспорта малыми и средними предприятиями. Приведены результаты анализа состояния и развития экспортно ориентированных организаций малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Исследованы возможности поддержки малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеторговые операции. Развитие экспортных отношений с другими странами позволяет предприятиям сохранить или увеличить производственные мощности на внутреннем рынке за счет расширения рынка сбыта. В последние годы имеет место рост как количества экспортно ориентированных малых и средних предприятий, так и объемов отгруженной ими продукции. Поэтому успешное решение раскрытия проблемы поддержки экспортно ориентированных организаций МСП является важнейшей составляющей развития экономической сферы. Показаны основные барьеры развития экспортной деятельности малых и средних предприятий, а также их перспективы. На основе определения специфики проявления препятствий для экспортной деятельности МСП в России предложен ряд перспективных направлений развития инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных МСП. Проанализированы проблемы инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных МСП. Сделан вывод о том, что основными проблемами для малых и средних предприятий при работе на экспорт являются: отсутствие информации о зарубежных рынках, недостаточный уровень менеджмента, наличие языковых и культурных барьеров, задержки с таможенным оформлением и т. д. Доказано, что экспортно ориентированные субъекты малых и средних предприятий заинтересованы в увеличении доли экспорта и стремятся расширить географию поставок, однако для реализации их интересов необходимо совершенствование инфраструктурной поддержки.

Ключевые слова: малые и средние предприятия (МСП), экспорт, таможенное оформление, развитие инфраструктуры

Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю доктору экономических наук, профессору Финансового университета при Правительстве РФ Шарковой Антонине Васильевне

Актуальность темы. Развитие экспорта для российской экономики является важным фактором экономического развития. Преимущественно наибольший удельный вес экспортных поставок на современном этапе обеспечивают крупные предприятия. В свою очередь субъекты МСП сталкиваются со значительно более высокими по сравнению с крупными предприятиями рисками ведения экспортной деятельности. Это объясняется их деятельностью на рынках с гораздо более высоким уровнем интенсивности конкуренции, объемами финансовых, человеческих и временных ресурсов, которые они могут направлять на осуществление такой деятельности.

Целью статьи является определение перспективных направлений развития инфраструкту-

ры поддержки экспортно ориентированных организаций МСП.

Результаты исследования. Определение перспектив формирования инфраструктуры поддержки и раскрытия экспортного потенциала МСП требует понимания совокупности факторов и условий, которые определяют их мотивацию участвовать в экспортной деятельности и возможности обеспечивать ее продолжительность на определенную перспективу.

На современном этапе проблемами ограничения экспортных возможностей МСП являются:

1. Наличие необоснованно осложненных требований по получению регуляторных условий при осуществлении экспортных операций и чрезмерных затрат времени и средств на прохождение таможенных процедур. Ключевой проблемой остается задержки с таможенным оформлением, которые повышают расходы МСП на осуществление внешнеторговых сделок, а также чрезвычайно

затрудняют для них возможности участия в глобальных цепях поставок [1].

2. Ограниченный доступ к информации для поиска и анализа внешних рынков, выявления возможностей для осуществления экспортной деятельности.

3. Низкая результативность отечественной системы содействия налаживанию контактов с потенциальными зарубежными партнерами. МСП сталкиваются с различными барьерами при выходе на международные рынки. Предприятиям, которые впервые осуществляют экспортные операции, не хватает знаний по использованию тех или иных способов выхода на международные рынки.

4. Недостаточный квалификационный уровень менеджмента компаний по управлению внешнеэкономической деятельностью.

5. Отсутствие исчерпывающе регламентированных механизмов применения процедур и нормативных требований при осуществлении внешнеторговых операций.

6. Недоступность долгосрочного и относительно дешевого финансирования для развития экспортной деятельности МСП [2].

7. Высокая стоимость страхования коммерческих рисков по экспортным операциям МСП.

8. Недостаточная результативность государственных программ поддержки экспорта. Низкий уровень информированности МСП об имеющихся программах государственной поддержки и содействие выходу на внешние рынки, условий и возможностей участия в таких программах является весомым сдерживающим фактором для развития экспортной деятельности [3].

9. Наличие языковых и культурных барьеров. Языковой барьер затрудняет поиск необходимой информации, а также практические деловые контакты.

Учет очерченной специфики и проявлений препятствий для экспортной деятельности МСП в процессе разработки и реализации внешнеторговой политики в России позволит создать инфраструктуру их поддержки для наращивания экспортного потенциала МСП и усиление позиций страны на внешних рынках.

Из теоретических позиций инфраструктура поддержки МСП - это совокупность государственных, частных и общественных институтов (организаций, учреждений и объединений), которые обслуживают интересы МСП и обеспечивают их хозяйственную деятельность и способствуют повышению ее эффективности [4]. Выделяют организационно-техническую, финансово-кредитную и информационно-аналитическую инфраструктуры.

Финансово-кредитную инфраструктуру образуют учреждения, которые занимаются аккумуляцией временно свободных денежных ресурсов и превращают их в кредиты, а именно: банки, фондовые и валютные биржи, инвестиционные фонды и компании, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, кредитные союзы, фонды общественных объединений.

К организационно-технической инфраструктуре принадлежат товарные биржи, торговые дома, лизинговые компании, ассоциации предпринимателей, транспортные коммуникации и средства связи.

Информационно-аналитическая инфраструктура включает в себя информационные, консультативные, юридические фирмы, бизнес-центры и бизнес-инкубаторы, аудиторские организации.

Как показало проведенное исследование, в практике деятельности экспорто ориентированных МСП имеются проблемы в каждой из перечисленных инфраструктур (рис. 1).

Ф1 мансово-кр ед! пная инфр а стру кту р а

•Недостаточная р е*у л ьтап шно с ть государ ственных пр огр амм поддержи I экспорта;

* Нед о сту пность д о л гос р о ч ног о и относительно дешевого финанс! 1р о ваш га для развития экспор тнойд еятел ьноети МСП:

• Вы с окая сто! тмость

стр ахов ага га комк^:) ческнх рисков по экспортным операциям.

Ор гаьв гзагц юнно-техническая инфр а стру кту р а

* Осложненные треб о вага 1я по полу чега по р егу ляторных условий при осуществлении экспортных опер ацг пЧ п

ч р езмер ных затрат вр емеш 111 ср ед ств на пр ох ож д ега 1е тамож енны х: пр оцеду р:.

* Низкая р егзу л ьтативность отечественной системы сод ейс тв1 ш на л ажг ш ага по контактов с потенциальнымп эару бежным! I партнер ами;

* Отсутствие исчерпывающе р егл ал (енп Ц) о в анных механизмов применение процедур п нормативных требованпйпрпосуществ л ега п 1 внешнеторговых операций,

11нформащ юнно-анаш гп хческая I шфр а с тру кту р а

* Огр ага шенный доступ к

1 тформащ п I для по! гска 11 анализ а внешга к р ынко в,

* Нед о статочный

квал! 1ф11кац1 юнный у р овень менеджмента компаний по управлению внешнеэконом! теской деятельностью; •Наличие яшковых и культурных барьеров

Рис. 1. Проблемы инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных МСП

т ККА8ТОК Т. 12, № 2, 2017

По мнению автора, перспективными направлениями развития инфраструктуры поддержки экспорта МСП являются:

1. Упрощение процедур и нормативных требований для снижения транзакционных издержек малых компаний на осуществление экспортной деятельности, выполнение таможенных процедур и формальностей:

- внедрение мероприятий дерегуляции процедур таможенного оформления экспорта на основе методологии ВТО и устоявшихся европейских практик;

- отмена практики использования ориентировочных показателей для определения таможенной стоимости импортируемых товаров и введение действенного механизма пост-аудит контроля;

- уменьшение количества обязательных документов, необходимых для осуществления административных процедур таможенного оформления при экспорте;

- ускорение внедрения действенной системы электронного документооборота и планомерное внедрение безбумажных технологий во всех сферах деятельности таможенной службы;

- упрощение и повышение прозрачности механизмов возмещения НДС экспортерам, налаживание оперативного возмещения;

- разработка механизма ускорения таможенных процедур для «надежных» экспортеров, в том числе за счет уменьшения количества необходимых документов и проверок, упрощения таможенных процедур, снижение требований по таможенному досмотру, обеспечение приоритетного досмотра грузов, что позволит им уменьшить затраты на подготовку и обработку документов, соблюдение требований таможенных органов и быстрее поставлять свои товары на рынок;

- сокращение перечня и либерализация специальных административных санкций, применяемых к субъектам внешнеэкономической деятельности.

2. Развитие механизмов информационной, правовой и методической поддержки экспортеров:

- внедрение регулярного сбора и обработки статистической информации о внешнеторговой деятельности МСП, начало периодического информационно-аналитического исследования условий, препятствий и проблем внешней торговли, в том числе для МСП;

- восстановление института торгово-экономических миссий, на которых были возложены задачи по содействию выхода российских компаний на зарубежные рынки способом оценки экспортного потенциала отдельных производителей,

содействие в поиске и налаживании контактов с иностранными партнерами, предоставление необходимой консультационной и информационной поддержки экспортеров об условиях деятельности на зарубежных рынках, проведение информационных кампаний по продвижению экспорта, предоставление технической помощи и содействие участию российских компаний в международных торговых выставках и ярмарках, содействие организации контактов и взаимодействия делегаций представителей российского бизнеса с бизнес-сообществами других стран и тому подобное;

- развитие системы оперативного информирования отечественного бизнеса об актуальных проблемах внешней торговли и изменения торговой политики России и ее ключевых торговых партнеров способом проведения учебных и информационных семинаров и тренингов для представителей бизнес-ассоциаций, малого и среднего бизнеса;

- создание под руководством Министерства экономического развития и торговли во взаимодействии с МИД, другими министерствами и ведомствами, в сфере ответственности которых находятся вопросы внешней торговли, торгово-промышленной палатой России, объединениями предприятий учебных программ, проведения специальных семинаров и тренингов для менеджмента, представителей МСП об условиях осуществления внешнеэкономической деятельности, современных методов и механизмов управления экспортными операциями, развития внешнеторгового потенциала МСП;

- создание сети региональных центров содействия экспорту, ориентированных на предоставление информационных, консультационных и маркетинговых услуг для отечественных производителей в части состояния внешних рынков товаров и услуг, требований к качеству продукции, ее сертификации, услуг по поиску потенциальных партнеров, организации экспортных операций;

- разработка программ оказания информационной поддержки участия российских компаний в международных выставках, ярмарках;

- создание комплексной информационной платформы в области внешнеторговой деятельности, в том числе создание Интернет-портала, который должен содержать необходимую для участников внешней торговли информацию об: экспортных предложениях отечественных компаний; коммерческих предложениях иностранных компаний; законодательных и регуляторных требований к внешнеторговой деятельности; механизмах государственной поддержки для экспортеров; компа-

ниях, предоставляющих маркетинговые, консультационные и т. д. услуги по осуществлению внешнеторговой деятельности; информации о кредитных программах и условиях торгового финансирования, предоставляемых банками, международными учреждениями; планах проведения международных выставок, ярмарок, государственных закупок и тендеров в зарубежных странах, международных бизнес-событий [5].

Необходимо определить четкие механизмы взаимодействия министерств и ведомств, российских дипломатических учреждений за рубежом, торгово-экономических миссий по информационному наполнению и постоянного обновления такого Интернет-портала:

- проведение обучающих семинаров для сотрудников органов местной власти о мерах поддержки экспортной деятельности МСП на местном уровне;

- стимулирование создания и развития рыночных информационных систем, которые предоставляют информационные услуги по стандартам, техническим требованиям к продукции на соответствующих международных рынках;

- повышение прозрачности процесса выработки торговой политики через формирование действенного и доступного механизма консультаций правительства, министерств и ведомств, в сфере ответственности которых находятся вопросы внешней торговли, с общественными организациями и бизнес-ассоциациями по текущим проблемам внешней торговли, торговых переговоров.

3. Активизация финансовой поддержки экспортной деятельности:

- внедрение механизмов экспортного кредитования и страхования путем завершения создания специализированного экспортно-кредитного агентства;

- внедрение программ долгосрочного экспортного кредитования МСП.

4. С точки зрения формирования целостной и системной поддержки выхода МСП на внешние рынки целесообразно рассмотреть вопрос создания Государственного фонда содействия экспорту, на который будут возлагаться следующие задачи:

- консолидация усилий экспортеров по выходу на новые рынки;

- проведение постоянного мониторинга и прогнозирования конъюнктуры внешних рынков;

- обеспечение информационно-методической поддержки в поиске новых деловых контактов российских компаний и отбор перспективных внешних рынков для сбыта продукции;

- предоставление экспортерам помощи в изучении условий предпринимательской деятельности в других странах;

- предоставление информационно-методической помощи и правовой поддержки в продвижении продукции российских производителей на зарубежных рынках, предоставление услуг по проведению маркетинговых кампаний;

- внедрение программ финансовой поддержки МСП-экспортеров на получение международных сертификатов, участие в зарубежных выставках и ярмарках, освоение новых экспортных рынков (проведение маркетинговых исследований и организацию экспортных операций), прежде всего для компаний, которые осуществляют первые экспортные поставки на новые рынки;

- информирование о государственных и негосударственных программах и инструментах поддержки, доступных для МСП, которые начинают или расширяют экспортные операции; оказание консультационных услуг для компаний по организации и осуществлению экспортных операций; определение возможностей обеспечения поддержки по совместному выполнению экспортных контрактов несколькими компаниями;

- оказание поддержки по принципу «единого окна», когда предприятия получают полный пакет поддержки (включая финансовую и страховую поддержку) для продвижения своей продукции на внешние рынки; повышение осведомленности отечественных экспортеров о ценовой ситуации на внешних рынках, а также относительно стандартов и технических требований, касающихся российского экспорта;

- анализ проблем, возникающих в процессе установки новых коммерческих контактов и осуществление экспортной деятельности и разработки соответствующих рекомендаций по совершенствованию государственной политики.

Выводы. Крупные компании обладают ресурсами, позволяющими им смягчать риски осуществления экспортной деятельности. МСП, как правило, имеют ограниченные ресурсы и более высокий уровень чувствительности к рискам. В результате выделения наиболее существенных препятствий для экспортной деятельности МСП, автором предложен ряд перспективных направлений развития инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных МСП.

Литература

1. Ильинская Л. Г. Факторы, сдерживающие развитие ВЭД предприятий Челябинской области // Таможен-

т V. KRASYUK

ное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2016. № 1 (1). С. 8-12.

2. Галеева Д. К., Акимова Т. В. Финансовое стимулирование развития российских малых предприятий, производящих продукцию на экспорт // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 1 (60). С. 37-41.

3. Будкова С. В. Факторы, определяющие развитие экспортно ориентированных малых и средних предприятий // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 6. С. 24-29.

4. Плотникова Т. А. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России // Бизнес в законе. 2011. № 4. URL: http ://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-podder-zhki-malogo-biznesa-v-rossii

5. Ходжикулова С. Н. Развитие экспортной деятельности предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства в условиях модернизации экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75-3). С. 275-284.

References

1. Il'inskaya L. G.Faktory, sderzhivayushchiye razvi-tiye VED predpriyatij Chelyabinskoj oblasti [The factors constraining development of foreign trade activities of the enterprises of the Chelyabinsk region] // Tamozhennoye

delo i vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' kompanij. 2016. № 1 (1). S. 8-12.

2. Galeeva D. K., Akimova T. V. Finansovoye sti-mulirovaniye razvitiya rossijskikh malykh predpriyatij, proizvodyashchikh produktsiyu na eksport [Financial stimulation of development of the Russian small enterprises making production for export] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universite-ta. 2016. № 1 (60). S. 37-41.

3. Budkova S. V. Faktory, opredelyayushchiye razvi-tiye eksportno orientirovannykh malykh i srednikh predpriyatij [The factors defining development of export-oriented small and medium-sized enterprises] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2015. T. 10. № 6. S. 24-29.

4. Plotnikova T. A. Infrastruktura podderzhki malo-go biznesa v Rossii [Infrastructure of support of small business in Russia] // Biznes v zakone. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-podder-zhki-malogo-biznesa-v-rossii

5. Khodzhikulova S. N. Razvitiye eksportnoj deya-tel'nosti predpriyatij malogo biznesa i chastnogo predpri-nimatel'stva v usloviyakh modernizatsii ekonomiki [Development of export activity of small business enterprises and private business in the conditions of modernization of economy] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 103 (75-3). S. 275-284.

* * *

DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF THE EXPORT FOCUSED ORGANIZATIONS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

KRASYUK YURY VITALYEVICH Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation, e-mail: Krasyukyuriy@yandex.ru

In article the author considered problems of development of infrastructure of support of small and medium-sized enterprises of the export oriented organizations, defined the factors limiting possibilities of development of export by small and medium-sized enterprises, gave results of the analysis of a state and development of the export-oriented organizations of small and medium business in the Russian Federation and investigated possibilities of support of the small and medium-sized enterprises which are carrying out the foreign trade operations. Development of the export relations with other countries allows the enterprises to keep or increase production capacities, in domestic market, due to sales market expansion. In recent years growth as the number of export oriented small and medium-sized enterprises and volumes of production shipped by them takes place. Therefore the successful solution of disclosure of a problem of support of the small and medium-sized export oriented organizations is the most important component of development of the economic sphere. The author showed main barriers of development of export activity of small and medium-sized enterprises, and also their prospects. The author offered a number of the perspective directions of development of infrastructure of support of export-oriented small and medium enterprises on the basis of definition of specifics of manifestation of obstacles for export activity of small and medium enterprises in Russia, analyzed problems of infrastructure of support of export oriented MSP, made the conclusion that the main problems for small and medium-sized enterprises during the work for export lack of information on the foreign markets, the insufficient level of management, existence of linguistic and cultural barriers, delays with customs registration etc. The author proved that export oriented subjects of small and medium-sized enterprises are interested in increase in a share of export and seek to expand geography of deliveries, however realization of their interests requires improvement of infrastructure support.

Key words: small and medium-sized enterprises, export, customs registration, development of infrastructure

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторе:

Красюк Юрий Витальевич, аспирант кафедры «Экономика организации» Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация

About the author:

Krasyuk Yury Vitalyevich, Post-graduate Student of the Economic Organization Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation

YU. V. KRASYUK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.