Научная статья на тему 'Проблемы малого бизнеса Северо-Западного федерального округа и рекомендации по их решению'

Проблемы малого бизнеса Северо-Западного федерального округа и рекомендации по их решению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / PROBLEMS OF SMALL BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS LOANS / БИЗНЕС / BUSINESS / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СЗФО / ADVICE FOR SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS NFD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минин Д. Л.

В статье анализируются проблемы малого предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе, на основе анализа статистической и научной информации предлагаются возможные пути решения этих проблем. Путем исследования современных результатов научной литературы и официальных данных Федеральной службы статистики определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие малого бизнеса в Северо-Западном федеральном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минин Д. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of small business in the North-Western Federal district and recommendations for their solution

The article analyzes the problems of small business in the North-West Federal district, based on the analysis of statistical and scientific information suggests possible solutions to these problems. By examining contemporary research results, scientific literature and official data of the Federal statistics service defines the set of actions and measures aimed at support and development of small business in the North-West Federal district.

Текст научной работы на тему «Проблемы малого бизнеса Северо-Западного федерального округа и рекомендации по их решению»

маркетинговыми активами, управление маркетинговыми кампаниями, взаимодействие с клиентами, управление потенциальными продажами, интеграция данных о клиентах и их аналитика и другие аспекты маркетинга. Автоматизация маркетинга становится хорошим тоном, и в этом нет ничего нового. На современном этапе развития экономики роль автоматизации возрастает намного больше, чем когда-либо. В свое время возможностями для автоматизации маркетинга обладали только компании с всемирно известными торговыми марками, а сейчас этот вид деятельности является простым и достаточно доступным инструментом для любого маркетолога с нужным бюджетом. Сейчас автоматизация маркетинга является обязательным требованием для любого бизнеса, который хочет остаться на вершине.

5. Изменения алгоритма поиска информации. Алгоритм поиска ведущих поисковых гигантов стремительно претерпевает изменения. Меняется содержание, занимающее первое место на странице результатов поисковой системы (поисковой выдачи). Таким образом, компании не должны ограничиваться продвижением своей продукции и услуг посредством поисковых порталов (Google, Япс1сх. Mail.ru), а также выбирать и альтернативные каналы распространения результатов поиска своего цифрового контента. В качестве примера можно представить поисковые алгоритмы: vk.com, Facebook, Bing, Twitter и т.д.

6. Повышение рентабельности процесса конверсии. Оптимизация коэффициента конверсии -это процесс максимизации числа посетителей сайта, которые переходят по ссылке или осуществляют покупку (заказ услуги). Тщательный анализ действий пользователей на веб-сайте поможет маркетологам определить, какие элементы страницы сайта или какая отдельно взятая страница производит наибольшее количество конверсий. Процесс оптимизации конверсии несомненно окупается, т.к. вместо того, чтобы платить большие деньги за размещения объявлений и сомнительное продвижение сайта, маркетологи могут целенаправленно направлять большее количество трафика исключительно на увеличение продаж.

Все указанные подходы и тенденции требуют постоянного глубокого анализа среды и детализированной проработки (мониторинга), и в случае правильной их оценки и использования создадут возможности для успешного осуществления коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, посредством освоения и внедрения в маркетинговую практику новых технологических методов и инструментов.

Литература

1. Москалёв С.М. Развитие маркетинговых коммуникаций хозяйствующего субъекта в условиях обострения конкурентной борьбы // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета №34.-2014.

2. littp://\\\\\\. rorbcs.com/sitcs/ncilpatcl/2015/03/09/10-digital-markcting-trciids-in-2f) 15-that-\\ill-boost-\our-

strategy/

3. http://www.quicksprout.com/2014/05/27/the-definitive-guide-to-marketing-automation/

4. http://contentmarketinginstitute.coiu/2014/07/eifective-content-marketing-track-efforts/

УДК 332.05

Канд. экон. наук Д.Л. МИНИН

(НовГУ, Б1ш1гу1ш1ш1(й)п"ш1.ги)

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ

Проблемы малого бизнеса, предпринимательство, кредитование малого бизнеса, бизнес, предприятие, рекомендации для малого бизнеса, малые предприятия СЗФО

Для осуществления поступательного развития в условиях новой экономики все большее значение приобретает адаптация различных субъектов бизнеса к динамично изменяющимся условиям предпринимательской деятельности. Большее значение уделяется не только региональным и

отраслевым показателям, но и самому процессу их взаимодействия в условиях экономического кризиса, осложненного введением ряда санкций со стороны недавних партнеров.

Все перечисленное стимулирует представителей бизнеса искать новые подходы к оптимизации своей деятельности в целях более скорой и успешной адаптации к изменяющимся условиям в соответствии с имеющейся специализацией производств.

В отличие от крупных предприятий, сектор малого предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе специализируется на большей стабильности в отношении обеспечения объемов производства, величины полученной прибыли, уровня доходов работников, реализации продукции, уплаты налогов и платежеспособности, так как нуждается в гораздо меньших исходных оборотных средствах и капиталовложениях. По данным Росстата, в 2014 г. в округе насчитывалось 33428 малых предприятий, без учета микропредприятий. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в СЗФО отражены в табл. (по данным информационной базы Росстата [1]).

Таблица. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в СЗФО в 2014г.

Регион СевероЗападного федерального округа Количество предприяти й, единиц Средняя численность работников, чел. Оборот предприятий, тыс. руб. Инвестиции в основной капитал(в части новых и приобретенны х по импорту основных средств), тыс. руб.

всего Из нее средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) всего В том числе:

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами Продано товаров несобственного производства

Республика Карелия 1071 33515 30609 53364007 23697847 29666160 950325

Республика Коми 1079 33309 29224 64853420 31142743 33710677 896652

Архангельская область 1544 51893 46229 94218034 38567605 55650429 770300

Вологодская область 2109 73337 68181 117098421 41724661 75373761 904861

Калининградская область 2634 70608 67289 168626166 110709009 57917157 2791173

Ленинградская область 2420 63258 57388 140410875 76716641 63694234 1489517

Мурманская область 1031 31586 28765 74874547 38057950 36816597 1462307

Новгородская область 1199 37360 34201 62028871 33516377 28512494 1132901

Псковская область 1118 40226 38423 54373414 21119161 33254253 2432394

г. Санкт-Петербург 19223 363162 330227 1121187406 463096540 658090866 3979056

Анализируя данные табл., можно заключить, что большинство малых предприятий (а именно 19223 предприятия) находятся в административном центре и крупнейшем городе округа - город федерального значения Санкт-Петербург. Меньшее количество субъектов малого бизнеса приходится на Мурманскую область, а именно 1031 малое предприятие. Такая же картина наблюдается и со средней численностью работников, и составила 363162 человека и 31586 человек соответственно. С двумя другими показателями: оборот предприятия и инвестиции в основной капитал, городу федерального значения также нет равных, так как они составили 1121187406 тыс. руб. и 3979056 тыс. руб. соответственно. Наименьший оборот предприятий от малого бизнеса имеет Республика Карелия - 533364007 тыс. руб.[1], наименьшее количество инвестиций в основной капитал малого предпринимательства вкладывает Архангельская область.

Что касается Российской Федерации, то на доходы от малого бизнеса живет 24 - 25 млн. человек, с учетом временно занятых и членов их семей, что составляет почти 17% населения страны.

По данным Росстата, в Северо-Западном федеральном округе на доходы от малого бизнеса живет около 9,8% общей численности населения в округе. В настоящее время город Санкт-Петербург

является лидером среди регионов СЗФО по количеству малых предприятий - на 1000 жителей приходится 52,8 предприятия [1].

Как и у любого другого процесса в экономике СЗФО, у малого бизнеса есть ряд проблем, разрешение которых способствует благополучному развитию малого предпринимательства в полном объеме. Это такие проблемы, как:

1) существенные административные барьеры при регистрации предприятия, юридическом оформлении, открытии счета в банке, получении лицензий и патентов, подключении к объектам инженерной инфраструктуры;

2) низкая развитость самой инфраструктуры малого бизнеса, в том числе трудности с арендой офисных и производственных помещений, а также приобретением оборудования, подготовкой персонала, включая подготовку квалифицируемых кадров для малого бизнеса;

3) значимые ограниченные возможности в получении кредитов на стартовый капитал и оборотные средства;

4) практическое отсутствие структур, обеспечивающих финансовую, коммерческую, маркетинговую и иную информационную поддержку с учетом специфики малого бизнеса;

5) недостаточное внимание к интересам и нуждам малого предпринимательства, не только на региональном, но и федеральном уровне [2].

На сегодняшний день особенно острой и более значимой является проблема кредитования предприятий малого бизнеса. Поскольку по сравнению с 2013 г. когда средневзвешенная процентная ставка для получения заемных денег составляла около 17-18%, произошло некоторое снижение (в среднем 3-4%) и к середине 2015 года размер средневзвешенной процентной ставки составляет 12,8% годовых.

Положительное влияние на осуществление банками программ кредитования малого и среднего бизнеса оказала успешная работа некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса», созданной правительством г. Санкт-Петербурга. По состоянию на 31.12.2014 г. участниками программы Фонда являются 60 банков-партнеров. За время работы Фонда его услугами воспользовались предприятия малого бизнеса, которые осуществляют свою работу по следующим видам деятельности:

1) производство -38%;

2) строительство - 13%;

3) торговля - 28%;

4) бытовые услуги - 3%;

5) транспортные услуги - 2%;

6) научные исследования и инновации - 1%;

7) услуги по перевозке - 4%;

8) прочие-11% [6].

86% поручительств было оформлено по кредитам, привлекаемым с целью пополнения оборотных средств, а 14% с целью приобретения основных средств.

На сегодняшний день существует поддержка малого предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе путем введения новых и развития существующих инструментов, а именно:

1) необходимость в увеличении срока кредитования под залог нерыночных активов до трех лет;

2) специальные институты финансирования малого бизнеса, среди которых Внешэкономбанк и МСП, должны получить дополнительные финансовые возможности;

3) уделить более серьезное внимание развитию проектного финансирования, включая возможность рефинансирования ЦБ РФ.

Реализация данных мер предполагает разработку и осуществление региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансированием которых занимается региональный и местный бюджет, и внебюджетные источники. Важнейшее значение имеют мониторинг и краткосрочный прогноз состояния малого предпринимательства в будущем и эффективности мер его поддержки, а также подготовка на этой основе долгосрочных прогнозов развития предпринимательства и предложений по приоритетным направлениям и формам его поддержки [3,4].

Для создания административных, финансовых, инфраструктурных, экономических условий, способствующих быстрому развитию малого бизнеса в Северо-Западном федеральном округе, необходимо также провести комплекс мер. В соответствии с разработанными рекомендациями это будет:

1) усовершенствование системы налогообложения и финансово кредитной поддержки малого предпринимательства, в том числе по единому налогу на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения на основе патента;

2) создание, а в некоторых областях совершенствование системы кредитования и страхования, адекватной специфике малого бизнеса;

3) более свободный доступ предприятиям малого бизнеса к неиспользуемым основным фондам и ресурсам;

4) упрощение форм учета и отчетности предпринимательской деятельности;

5) устранение ограничений для перемещения товаров, тем самым сокращение административных барьеров;

6) повышение обеспечения прозрачности и безопасности предпринимательской деятельности;

7) развитие рыночной конкуренции и насыщение товаров и услуг на соответствующих рынках [5,6].

Проведение комплексных мер по решению проблем малого предпринимательства в СевероЗападном регионе позволит создать благоприятный инвестиционно-финансовый климат. А изменение и адаптация к реальным условиям и специфике ведения малого и среднего бизнеса организационно-правовых условий позволит сделать существенные шаги для повышения устойчивости и динамичности развития предпринимательских структур, как на региональном, так и муниципальном уровнях на средне и долгосрочную перспективу.

Литература

1. Центральная база статистических данных. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ra/

2. Омарова Н. Ю., Омаров М. М., Смекалов П. В. Оценка эффективности реализации конкурентных стратегий и тактических мероприятий инновационного характера на рынке // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2014. - Т. 187-02. - С. 131-138.

3. Кормановская И.Р., Птицына Е.В. Сценарный подход к прогнозированию развития социально-экономических систем (на примере Новгородской области) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2011. № 3. -С.122-132.

4. Омаров М. М., Емельянов О. О. Инновационная инфраструктура как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. - Т. 187-02. - С. 103-107

5. Омаров М.М., Журавская У.С. Оценка состояния и перспективы развития предпринимательства в Новгородской области // Известия Международной академии аграрного образования. -2015. -№21. -С. 185-189.

6. Омарова Н. Ю., Бурдо Е. С. Кластерный подход к созданию малых инновационных предприятий: российский и зарубежный опыт // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. -№21.-С. 190-192, 0,5 п.л.

УДК 338.12

Доктор экон. наук М.М. ОМАРОВ

(НовГУ, 1ирг(й)таД.га)

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ, ТОЧКИ РОСТА И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Экономика, предпринимательство, динамика развития, стратегические направления, точки роста, регион

По мере развития человеческого общества, создания и совершенствования средств производства, роста его научно-технического потенциала потребность в государственном регулирующем воздействии не только не уменьшалась, а напротив, еще более возрастала. Эта тенденция сохраняется и усиливается и в наше время. Практически все без исключения сферы жизни общества в той или иной форме подвержены государственному воздействию, и среди наиболее важных из них следует выделить экономику, поскольку известно, что сильная и самодостаточная экономика - залог суверенитета страны, обеспечение которого является одной из главных задач государства.

Предпринимательская деятельность важна не только для экономики страны, но и для каждого гражданина, и поэтому заслуживает государственного признания и поддержки [1]. В настоящее время предпринимательским структурам в регионах сложно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы без должной поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия.

Исследования показали, что в конце 2014 г. в экономике страны, в том числе и в Новгородской области, отмечено проявление кризисных явлений. Застойные явления и экономические трудности связаны в первую очередь с введением экономических санкций в отношении России странами ЕС и США, снижением цены на нефть, ослаблением курса рубля по отношению к иностранной валюте, низкой доступностью кредитов финансовых организаций для предприятий региона, высоким уровнем инфляции.

В то же время, несмотря на финансовые сложности, позитивными сторонами социально-экономического развития Новгородской области являются: реализация инвестиционных программ крупнейших предприятий региона; сохранение внешнего спроса на продукцию региональных производителей; развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры; благоприятные условия для развития АПК региона; сохранение низкого уровня безработицы.

Так, в Новгородской области на начало 2015 г. уровень официально регистрируемой безработицы составил 1%, нет просроченной задолженности по заработной плате, размер средней заработной платы по итогам 2014 г. составляет 25,2 тыс. рублей.

По динамике основных социально-экономических показателей Новгородская область вошла в первую десятку регионов России, опережая среднероссийские значения. Индекс промышленного производства составил 109,2%, объём производства продукции в промышленности в стоимостном выражении составит более 160 млрд. рублей. Объём инвестиций в основной капитал за 2014 г. составит более 64,9 млрд. рублей. В расчёте на душу населения это более 104 тыс. рублей, что на 16% выше уровня 2013 г. Объем инвестиций в основной капитал относительно уровня валового регионального продукта составил 34%, что на порядок выше поставленной Президентом России задачи о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны. Тенденция роста объемов инвестиций в регион наблюдается на протяжении ряда лет [4].

Валовой региональный продукт на душу населения Новгородской области в 2015 г. по оценке, составил 326,1 тыс. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2007 г. По последним утвержденным данным Росстата по ВРП на душу населения, область находится на 31-м месте в стране. Основной объем ВРП (53,4%) создается в материальном производстве. В сфере услуг значительное место (12,2%) занимают оптовая и розничная торговля. В структуре ВРП области точками роста являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.