МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
П.В. Водясов, канд. экон. наук, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
Аннотация. В статье приводится обоснование важности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли как основного механизма обеспечения продовольственной безопасности. Бюджетное субсидирование сельскохозяйственного производства рассмотрено в качестве базового механизма поддержки отрасли сельского хозяйства. Охарактеризована роль устойчивого функционирования агропродовольственного рынка в обеспечении продовольственной безопасности. Произведена систематизация видов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Охарактеризованы косвенные механизмы государственной поддержки. Выявлен удельный вес различных инструментов господдержки в структуре расходов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, продовольственное обеспечение, продовольственная безопасность, механизм обеспечения продовольственной безопасности, агропродовольственный рынок.
Значительная часть отечественных ученых придерживается мнения, что продовольственная безопасность Российской Федерации должна обеспечиваться главным образом за счет устойчивого функционирования отраслей отечественного АПК и в том числе его системообразующей отрасли - сельского хозяйства [1]. Следовательно, первоочередным направлением государственной аграрной политики, осуществляемой с целью достижения и обеспечения продовольственной безопасности, российскими учеными рассматривается разработка и применение различного рода механизмов государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли [2].
Отмечая взаимосвязь между производством продовольственных ресурсов в отрасли сельского хозяйства (предложение на продовольственном рынке) и потреблением населением продуктов питания (спрос на продовольственном рынке), Р.Р. Гумеров считает, что «продовольственная безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью агропромышленного производства и сопряженных с ним отраслей национальной экономики, их устойчивой способностью производить и импортировать соответствующую продукцию, обеспечивать хранение и продвижение к конечным потреби-
телям продовольственных товаров в объемах, необходимых для удовлетворения рациональных (научно обоснованных) потребностей всех социальных групп населения» [3]. Таким образом, в качестве базового механизма обеспечения продовольственной безопасности, с чем мы не можем не согласиться, рассматривается устойчивое отечественное производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия, обеспечивающее физическое наличие пищевых продуктов и возможность их потребления населением в достаточных количествах. А в качестве первоочередного направления государственной аграрной политики - разработка и применение механизмов государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Важнейшим направлением государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, по мнению А.В. Миненко, является субсидирование сельскохозяйственного производства за счет средств государственного бюджета, направленное на компенсацию части затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Субсидирование при современной конъюнктуре агропродо-вольственного рынка жизненно необходимо для устойчивого функционирования
отрасли сельского хозяйства в формате расширенного воспроизводства [4].
Ряд отечественных ученых помимо поддержки сельскохозяйственной отрасли в качестве важнейшего условия обеспечения продовольственной безопасности рассматривает обеспечение эффективного функционирования агропродовольствен-ного рынка, которое рассматривается в качестве неотъемлемого условия устойчивого функционирования отрасли сельского хозяйства [5]. В частности, Алтухов А.И. отмечает необходимость разработки и реализации комплекса мер по обеспечению продовольственной безопасности, включающего в себя совокуность «технических, технологических, организационных, экономических, социальных, экологических, правовых и других мер, обеспечивающих устойчивое функционирование агропромышленного комплекса и агропродоволь-ственных рынков» [6].
На современном этапе государственная поддержка, направленная на развитие отраслей отечественного АПК и агропродо-вольственного рынка, в Российской Федерации реализуется на программно-целевой основе. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы», заложившая основы программно-целевого развития отрасли, базировалась на использовании механизмов прямой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде субсидий на компенсацию части затрат на приобретение материально-технических ресурсов, в частности, на удобрения и средства защиты растений [7].
Прямая государственная поддержка отрасли сельского хозяйства, по мнению С.А. Алексеевой, подразумевает «прямое перечисление государственных средств сельскохозяйственным товаропроизводи-
телям в основном в виде субсидий в рамках осуществления национальной агро-продовольственной политики путем создания дополнительного вида доходов для субъектов хозяйственной деятельности в отрасли сельского хозяйства». Помимо прямой поддержки С.А. Алексеева предлагает рассматривать также косвенную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, напрямую не связанную с производством сельскохозяйственной продукции. К косвенной поддержке относят льготное налогообложение, проведение закупочных и товарных интервенций, госзакупки сельхозпродукции, финансирование ветеринарных и фитосанитарных мероприятий, таможенное регулирование, лизинг, страхование и т.д. [8].
В первой половине 2010-х гг. на формирование приоритетов российской агро-продовольственной политики повлиял ряд глобальных факторов и, в первую очередь, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 г. Это послужило причиной изменения структуры господдержки сельского хозяйства, в том числе сокращения объемов прямой поддержки в рамках «желтой корзины» и соответственно увеличение доли косвенных затрат в рамках «зеленой корзины». В этих условиях был внедрен новый механизм поддержки отрасли растениеводства - несвязанная погектарная поддержка, оказание которой предусматривает действующая на данный момент Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы.
В структуре сложившихся на данный момент в Российской Федерации форм государственной поддержки сельского хозяйства выделяются три основных вида (Рисунок 1).
Рисунок 1. Виды государственной поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Помимо косвенной поддержки выделяется также опосредованная форма господдержки сельхозтоваропроизводителей, предполагающая реализацию мер по формированию благоприятных для функционирования сельскохозяйственных предприятий социально-экономических условий. Механизмы опосредованной поддержки подразумевают стимулирование развития сельских территорий, смежных отраслей, реализацию социальных и культурных программ [8].
В ведомственной структуре расходов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации наибольший удельный вес, порядка 35%, составляют субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, далее идет несвязанная поддержка - около 11%, прямые субсидии на возмещение части затрат сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей составляют около 9% всех затрат Минсельхоза [9]. Таким образом, субсидирование продолжает оставаться основным механизмом господдержки сельскохозяйственных производителей.
Резюмируя все вышесказанное, можем сделать вывод, что продовольственная безопасность Российской Федерации должна обеспечиваться главным образом за счет устойчивого функционирования отечественного АПК и его системообразующей отрасли - сельского хозяйства. Соответственно, первоочередным направлением государственной аграрной политики, осуществляемой с целью обеспечения продовольственной безопасности, должна рассматриваться разработка и внедрение различных механизмов государственной поддержки отечественных сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей.
Библиографический список
1. Миненко А.В., Романов М.Н. Стратегические ориентиры и проблемы реализации государственной инвестиционной политики в аграрном секторе Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. № 2 (52). С. 56-59.
2. Водясов П.В. Теоретико-методологические подходы к исследованию физической доступности продовольствия // Экономика и предпринимательство. 2016. №1-2 (66-2). С. 242-246.
3. Гумеров Р. Р. Продовольственная безопасность страны: к развитию правовых основ и экономических механизмов обеспечения / Р. Р. Гумеров // Российский экономический журнал. 2006. №9. С. 41-56.
4. Миненко А.В. Об уровне потребления пищевых продуктов (на примере Алтайского края) / А.В. Миненко, П.В. Водясов, // Продовольственная безопасность, импорто-замещение и социально-экономические проблемы развития АПК: материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 9-10 июня 2016 г.) СибНИИ-ЭСХ СФНЦА РАН. - Новосибирск, 2016. С. 287-291.
5. Рожкова Д.В. Импортозамещение как приоритетное стратегическое направление развития агропродовольственного рынка // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2017. № 3 (149). С. 176-180.
6. Алтухов А.И. Российский АПК: Современное состояние и механизмы развития: монография / А.И. Алтухов, В.А. Кундиус. 2-е изд., испр. и доп. М.: ФГУП «ВО Минсель-хоза России»; Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. - 723 с.
7. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70210644/
8. Алексеева, С.А. Современные аспекты обеспечения продовольственной безопасности //Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 1(18). 2014. С. 8-11.
9. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-Ф3 (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/57407721/18/
FOOD SECURITY MECHANISMS
P.V. Vodyasov, candidate of economic sciences, associate professor Altay state agrarian university (Russia, Barnaul)
Abstract. The article substantiates the importance of state support for the agricultural sector as the main mechanism for ensuring food security. Budget subsidization of agricultural production is considered as a basic mechanism for supporting the agricultural sector. The role of sustainable functioning of the agro-food market in ensuring food security is characterized. Systema-tization of types of state support of agricultural commodity producers has been made. Indirect mechanisms of state support are characterized. The relative importance of various instruments of state support in the structure of expenditures of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation has been revealed.
Keywords: agriculture, state support, food security, food security, mechanism for ensuring food security, agro-food market.