МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
П.В. Водясов, канд. экон. наук, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
Аннотация. В статье приводится обоснование актуальности внедрения организационно-экономических механизмов обеспечения доступности продовольствия для населения. Дана характеристика «тянущего» принципа государственной поддержки агропродоволь-ственного рынка на основе механизма внутренней продовольственной помощи. Предложен алгоритм выбора продуктов питания для включения в перечень региональных программ продовольственной помощи. Охарактеризована принципиальная схема реализации механизма внутренней продовольственной помощи. Рассмотрен эффект от реализации программ внутренней продовольственной помощи.
Ключевые слова: внутренняя продовольственная помощь, продовольственное обеспечение, доступность продовольствия, продовольственная безопасность, агропродоволь-ственный рынок.
Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности, проведенного под эгидой ФАО (международная сельскохозяйственная организация ООН) 16-18 ноября 2009 года в Риме, провозгласила, что продовольственная безопасность «существует, когда все люди всегда имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному количеству безопасного и питательного продовольствия для удовлетворения своих диетических потребностей и пищевых предпочтений для ведения активной и здоровой жизни» [1]. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, Российской Федерации, принятой в 2010 году, достижение и поддержание физической и экономической доступности пищевых продуктов для каждого гражданина является одной из важнейших задач обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации независимо от изменения внешних и внутренних условий [2]. Таким
образом, обеспечение доступности продовольствия для всего населения, независимо от уровня его денежных доходов, является одним из важнейших направлений обеспечения продовольственной безопасности.
Зарубежный опыт организации продовольственного обеспечения населения, имеющего низкий уровень доходов, свидетельствует о том, что доступ малоимущего населения к продовольствию может быть обеспечен путем реализации программ внутренней продовольственной помощи, основанных на предоставлении адресных денежных субсидий участникам программ для осуществления целевых расходов -приобретения продуктов питания. Помимо того, что функционирование механизма продовольственной помощи обеспечивает социальный доступ населения к продовольствию, за счет него также формируется спрос на агропродовольственном рынке (рис. 1).
Органы исполнительной власти
Поддержка по «толкающему принципу»
¡|| Поддержка по «тянущему Ж принципу»
Предложение щюдовольствия
Спрос на продовольствие
Традиционные формы господдержки. в т.ч. субсидирование
Сельское хозяйство
=>
«igssssssssä
Перерабатывающие предприятия
Внутренняя продовольственная || помощь
Торговля
Потребители продуктов питания
> Движение материального потока продовольствия Движение денежных средств, выделяемых в рамках поддержки спроса на продовольствие ммф' Движение денежных средств, выделяемых в рамках поддержки предложения продовольствия
Рис. 1. Государственная поддержка АПК, построенная на основе «тянущего» и «толкающего» принципов
Таким образом, оказание продовольственной помощи выступает в качестве стимулирующего механизма опосредованной государственной поддержки всех отраслей АПК. Действие механизма внутренней продовольственной помощи основывается на принципе, который предлагается характеризовать как «тянущий», основанный на «вытягивании» потребителем продовольствия от производителя через всю продовольственную цепочку. Соответственно, при построении данного механизма необходимо руководствоваться принципом протекционизма отечественного производителя для формирования спроса на продукты питания местного производства.
В субъектах Российской Федерации существует значительная дифференциация
уровня самообеспеченности регионов продовольствием, обусловленная вариацией природно-климатических условий производства сельскохозяйственных культур, возможностей по формированию кормовой базы животноводства [3]. В потреблении различных групп пищевых продуктов в различных регионах также наблюдаются значительные различия. Все это обуславливает необходимость учета региональной специфики при разработке и реализации Федеральной программы внутренней продовольственной помощи. В связи с этим предлагается алгоритм выбора продуктов питания для оказания внутренней продо-вольственн помощи в различных регионах (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм выбора продуктов питания для включения их в перечень региональных программ внутренней продовольственной помощи
Предлагаемая принципиальная схема довольственной помощи представлена на организации механизма внутренней про- рисунке 3.
Цели участников - организаторов механизма ВПП:
Развитие отечественных с ельскохо зян с тв е ньых т о вар о пр о из во днт елей
1 ' Социальная поддержка"1
Развитие отечественной пищевой и пере рабатывакщеи промышленвостн, рост их долина рынке (ншгортозамещение)
£ Схема реализации программы
внутренней продовольственной помощи
малоимущих граждан
-----1----
Министерство сельского хозяйства Министерство промышленности н торговли Министерство труда н социальной защиты
1 p Выд еле ние де не сред ств из фе д ер ал z лого ою джет а по пр яациш с о фина не tip о ва нил \
л правление сельского хозяйства субъекта РФ
> правление пищевой, перераоаты-вающеи и фармацевтической промышленности н биотехнологиям су бъекта РФ
Главное управление субъекта РФ по труду и социальной защите
Межведомственная рабочая группа
Отбор \ \ Перечисление бюд-торговых \ \ жетных средств . организаций \ \
¡ 3 аявка на эмнсс ню кар т ■ пл ат е;кной системы « Мир»
Россельхозоанк
Отоор поставщн-ков - производи- \ тел ей пищевых продуктов
Предоставлений документов
Формирование \
\ \ Мониторинг \ Выдача карт: за-
перечня ^ *...............^ \ числение денеж-
Ч^ДУ^™ \ \ \ шк средств
Агропромышленный комплекс
Сфера торговли
Поставка продуктов питания
Граждане - получатели продовольственной помощи
Контроль безопасности с.-х. сырья
Антимонопольное регулирование
Россельхознадзор
Контроль соответствия проч дукцни требованиям техниче-\ скнх регламентов
Федеральная антимонопольная служба
Роспотреонадзор
Двнже нне м ат ериального по т ока продоволь ст вин
-* Финансовый поток
Ор ганнз ацно нно е вз анмод енствне
Рис. 3. Принципиальная схема организации механизма внутренней продовольственной
помощи
Представляется необходимым включение в перечень пищевых продуктов питания, предоставляемых в рамках оказания ВПП, тех групп продуктов питания, которые потребляются в регионе, в том числе малоимущим населением, в недостаточных объемах. В том случае, если производственный потенциал в АПК региона недостаточен для производства каких-либо групп продовольственных ресурсов, они могут быть включены в перечень в том
случае, если производятся на территории других регионов Российской Федерации и отнесены к приоритетным видам продовольствия в рамках стратегии импортоза-мещения в продовольственной сфере [4].
Внедрение механизма внутренней продовольственной помощи создаст предпосылки и условия для обеспечения гарантированного социального доступа для граждан, относящихся к категории малоимущих, к продовольствию. Предоставление
адресных продовольственных субсидий номического, социального и институцио-будет способствовать возникновению эко- нального эффекта (рис.4).
Эффект от внедрения н функционирования механизма внутренней продовольственной помоши
Экономический эффект
Развитие и модернизация отечественного сельсыь-_хозяйственного лролзз-огс^ва_
Развитие и модернизация отечественной пищевой и ттрпрпя пятътятлптрй гтппмътттт.трнттпгттт
У величение доли отечественных пищевых продуктов на внутреннем рынке. снижение доли импорта I импорт о эамеще ние )
Рост ооорота розничной торговли
Рост налоговых поступлений в оюджет
Социальный эффект
Подд ер жка гр ажд ан. отно сящих ся к кат е гор пи ма -лонмутцнх
Рост объемов потреоления пищевых проду ктов населением
> лучше ние здоровья, снижение заоолеваемости граждан
Снижение социальной напряженности, вызываемой д иффер е нциа цие й д ох од о в
Институциональный эффект
т
Формирование действующего механизма, обеспечивающего реализацию право каждого грал~анина на шла ние
Формирование действующего механизма поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, подпадающего под требования чЗ еле ной корзины» ВТО
Рис. 4. Эффект от функционирования механизма внутренней продовольственной помощи
В целом внедрение механизма внутренней продовольственной помощи станет стимулом для развития региональных АПК, будет способствовать становлению института обеспечения социального доступа населения к продовольствию, который одновременно будет способствовать
развитию российского агропродовольст-венного рынка [5], росту объема производства пищевых продуктов отечественного производства, импортозамещению в продовольственной сфере и в конечном итоге достижению продовольственной безопасности Российской Федерации.
Библиографический список
1. Declaration of the World Food Summit on Food Security. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations (November 2009). [Электронный ресурс] // Food and Agriculture Organization of the United Nations. - Режим доступа: http://www.fao.org/fileadmin/templates/wsfs/Summit/Docs/Final_ Declaration /WSFS09_Declaration.pdf
2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12172719/
3. Водясов П.В. К вопросу об оценке физической доступности продовольствия для населения // Продовольственная безопасность, импортозамещение и социально-экономические проблемы развития АПК: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2016. С. 128-132.
4. Рожкова Д.В. Импортозамещение как приоритетное стратегическое направление развития агропродовольственного рынка // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2017. №3 (149). С. 176-180.
5. Миненко А.В., Романов М.Н. Стратегические ориентиры и проблемы реализации государственной инвестиционной политики в аграрном секторе Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. №2 (52). С. 56-59.
THE INTERNAL FOOD AID
P.V. Vodyasov, candidate of economic sciences, senior lecturer Altai state agrarian university (Russia, Barnaul)
Abstract. The article substantiates the relevance of the introduction of organizational and economic mechanisms to ensure the availability offood for the population. The characteristic of the "pulling" principle of the state support of the agro-food market on the basis of the mechanism of internal food aid is given. The algorithm of choice offood for inclusion in the list of regional programs of food aid is offered. The basic scheme of realization of the mechanism of internal food aid is characterized. The effect of implementation ofprograms of internal food aid is considered.
Keywords: domestic food aid, food security, food availability, food security, agro-food market.