Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ОВД'

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ОВД Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
борьба с преступностью / преступления / общественная безопасность / органы внутренних дел. / fight against crime / crimes / public safety / internal affairs bodies.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Ильина О.В., Фролов Д.В.

Актуальность. Без должного уровня обеспечения общественной безопасности не может существовать само государство, то есть это является залогом его существования и благополучия. При этом общественный правопорядок является одним из факторов, гарантирующих реализацию прав и свобод человека и гражданина – в частности, право на жизнь, безопасность, здоровье и неприкосновенность. Поэтому охрана общественного правопорядка, поддержание общественной безопасности и борьба с преступностью – это важнейшее направление работы органов внутренних дел, как государственных органов. Цель. Исследование механизмов обеспечения общественной безопасности сотрудниками ОВД. Задачи. Определить понятие общественной безопасности. Определить проблемы обеспечения общественной безопасности в РФ. Выделить направления совершенствования. Методы. В рамках проведенного исследования были реализованы возможности таких методов, как анализ, синтез, сравнение. Результаты. Исследованы проблемы и механизмы обеспечения общественной безопасности сотрудниками ОВД в современных условиях, обозначены вопросы развития и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере. Выводы. Сделан вывод о том, что организационно-правовые условия обеспечения общественной безопасности сотрудниками ОВД нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Ильина О.В., Фролов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR ENSURING PUBLIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION BY ATS EMPLOYEES

Relevance. Without the proper level of public safety, the state itself cannot exist, that is, this is the key to its existence and well-being. At the same time, public law and order is one of the factors guaranteeing the implementation of human and civil rights and freedoms in particular, the right to life, safety, health and integrity. Therefore, protecting public order, maintaining public safety and fighting crime is the most important area of work of internal affairs bodies as state bodies. Target. Study of mechanisms for ensuring public safety by police officers. Tasks. Define the concept of public safety. Identify problems of ensuring public safety in the Russian Federation. Identify areas for improvement. Methods. As part of the study, the capabilities of such methods as analysis, synthesis, and comparison were realized. Results. The problems and mechanisms for ensuring public safety by police officers in modern conditions are studied, and issues of development and improvement of legislation in the area under consideration are identified. Conclusions. It is concluded that the organizational and legal conditions for ensuring public safety by police officers need further improvement.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ОВД»

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SEM.2024.33.86.014 УДК 343.8

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ОВД

Ильина О.В., Фролов Д.В.

Пензенский государственный университет

Аннотация. Актуальность. Без должного уровня обеспечения общественной безопасности не может существовать само государство, то есть это является залогом его существования и благополучия. При этом общественный правопорядок является одним из факторов, гарантирующих реализацию прав и свобод человека и гражданина - в частности, право на жизнь, безопасность, здоровье и неприкосновенность. Поэтому охрана общественного правопорядка, поддержание общественной безопасности и борьба с преступностью - это важнейшее направление работы органов внутренних дел, как государственных органов.

Цель. Исследование механизмов обеспечения общественной безопасности сотрудниками

ОВД.

Задачи. Определить понятие общественной безопасности. Определить проблемы обеспечения общественной безопасности в РФ. Выделить направления совершенствования.

Методы. В рамках проведенного исследования были реализованы возможности таких методов, как анализ, синтез, сравнение.

Результаты. Исследованы проблемы и механизмы обеспечения общественной безопасности сотрудниками ОВД в современных условиях, обозначены вопросы развития и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.

Выводы. Сделан вывод о том, что организационно-правовые условия обеспечения общественной безопасности сотрудниками ОВД нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова: борьба с преступностью, преступления, общественная безопасность, органы внутренних дел.

MECHANISMS FOR ENSURING PUBLIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION BY ATS EMPLOYEES

Olga V. Ilina, Dmitry V. Frolov

Penza State University

Abstract. Relevance. Without the proper level of public safety, the state itself cannot exist, that is, this is the key to its existence and well-being. At the same time, public law and order is one of the factors guaranteeing the implementation of human and civil rights and freedoms - in particular, the right to life, safety, health and integrity. Therefore, protecting public order, maintaining public safety and fighting crime is the most important area of work of internal affairs bodies as state bodies.

Target. Study of mechanisms for ensuring public safety by police officers.

Tasks. Define the concept of public safety. Identify problems of ensuring public safety in the Russian Federation. Identify areas for improvement.

Methods. As part of the study, the capabilities of such methods as analysis, synthesis, and comparison were realized.

Results. The problems and mechanisms for ensuring public safety by police officers in modern conditions are studied, and issues of development and improvement of legislation in the area under consideration are identified.

Conclusions. It is concluded that the organizational and legal conditions for ensuring public safety by police officers need further improvement.

Keywords: fight against crime, crimes, public safety, internal affairs bodies.

Введение.

В связи с нестабильностью международной обстановки, кризисными явлениями в политической и экономической жизни, сегодня повышается

актуальность поддержания правопорядка и общественной безопасности. Особая роль в этой связи принадлежит органам внутренних дел. При этом без должного уровня обеспечения общественной безопасности не может существовать

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

само государство, то есть это является залогом его существования и благополучия [1, с. 158].

Одним из доказательств актуализации данных проблем стало введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) специальной главы 20, которая называется «Общественная безопасность». То есть, мы видим, что проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности находятся в поле пристального внимания отечественного законодательства. Это не случайно, т.к. связано с более широкими задачами формирования правового государства и построения гражданского общества.

Обсуждение.

Необходимо отметить особую роль и особое место таких объектов, как общественный порядок и общественная безопасность, в деятельности органов внутренних дел. Данные категории являются приоритетными объектами охраны со стороны данных структур.

Так, А.И. Бастрыкин полагает, что «безопасность является одним из основополагающих конституционных прав» [2, с. 178].

С.В. Степашин рассматривает безопасность как «положение, направление развития и условия жизнедеятельности общества» [3, с. 16].

П.В. Дихтиевский считает, что это «состояние, при котором абсолютно отсутствует опасность любого вида» [4, с. 155].

А.И. Стахов считает, что «безопасность является частью правовой системы России» [5, с. 280]. Согласно мнению В.Ф. Молчановского, «безопасность рассматривается как фундаментальный признак общества» [6, с. 104].

Социальный, общественный элемент, как видим, является фундаментальным в структуре понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». Данный элемент обозначает, что данные категории говорят о порядке и безопасности на уровне всего общества. В данном случае, речь идет как о порядке и безопасности государства и общества в глобальном смысле (морально-нравственные и правовые нормы, безопасность государства и социальных институтов), так и о поддержании порядка и безопасности в общественных местах и во время проведения крупных общественных мероприятий. При этом общественная безопасность обозначает безопасность отдельного гражданина (его жизнь, здоровье, имущество, достоинство), так и безопасность на уровне больших социальных групп.

Анализируя научную литературу и нормативно-правовые акты, можно выделить фундаментальные цели охраны общественного порядка и общественной безопасности. Среди прочего можно назвать следующие [7, с. 5]:

- защита прав и свобод человека и гражданина, а также организаций и социальных групп от различных криминальных угроз;

- совершенствование уровня защищенности граждан и организаций от различных угроз -начиная от террористических, заканчивая угрозами техногенного и природного характера;

- сохранение политической стабильности, защита гражданского общества и противостояние политическому экстремизму.

Деятельность правоохранительных структур, направленная на поддержание общественной безопасности, реализуется по целому ряду направления.

Среди них можно выделить следующие [8, с. 206]:

- формирование основ охраны общественного правопорядка и безопасности ;

- актуализация возможностей оперативного реагирования на внезапные угрозы общественной безопасности;

- профилактика терроризма и экстремизма;

- профилактика правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и т.д.

При этом деятельность правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и безопасности в общественной сфере базируется на следующих конституционно-правовых и организационных принципах:

- верховенство и неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- верховенство Закона;

- системный и комплексный подход;

- межведомственное сотрудничество и взаимодействие (органы внутренних дел в рамках реализации своей работы по поддержанию общественного правопорядка и безопасности ведут сотрудничество с различными ведомствами и организациями - государственными, общественно-политическими, культурными и религиозными).

Центральное место в деле охраны общественного правопорядка и общественной безопасности занимают органы внутренних дел [9, с. 180].

В результате анализа сущности правоохранительной функции государства, можно сделать вывод о том, что обязанности по поддержанию общественной безопасности являются одними из центральных правоохранительных функций.

В рамках реализации юридической формы работы правоохранительных органов, можно выде-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

лить такие направления, как нормотворчество, правоприменение и охрана прав и свобод граждан. Но, не следует забывать о таких формах как образовательная и правовоспитательная, поскольку именно в их рамках употребляются конкретные меры по повышению правосознания и правовой культуры как общества, в целом, так и каждого работника органов внутренних дел и каждого гражданина России.

Разделяем точку зрения, что приведенные выше виды деятельности органов внутренних дел являются юридическим способом внешнего выражения и внутренней организации управленческой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что указанные виды деятельности (правотворческая, правореализационная, правоохранительная, образовательная и правовоспитательная) различаются между собой не только содержанием, но и субъектами, уполномоченными их реализовывать в системе органов внутренних дел, формами и способами реализации, достигнутыми результатами и так далее.

При этом реализация правоохранительной функции в работе ОВД является важнейшей формой деятельности среди других форм (правотворческой, правореализационной, образовательной и правовоспитательной); каждая из приведенных выше форм при ее реализации непосредственно пересекается с правоохранительной деятельностью.

В юридической литературе понятие «охрана» и «защита» не тождественны, как правовые понятия они отличаются своим содержанием. Охрана права осуществляется с целью недопущения нарушений этого права, а уже в случае нарушения какого-либо права, принимаются меры по его защите. Да, если меры защиты направлены на возобновление нарушенных прав, то меры охраны преследуют цель обеспечения правопорядка.

Деятельность государства в направлении формирования действенного механизма обеспечения общественной безопасности актуализирует задачу реформирования функций, структуры и полномочий таких органов с целью повышения эффективности и постоянства их функционирования.

Имеется потребность адаптировать более консервативную по содержанию политику государства в области охраны прав и свобод граждан (в сфере обеспечения общественной безопасности, в т.ч.) к потребностям развития демократического и гражданского общества, с одной стороны, а с другой - к сложным социально-экономическим условиям развития современного общества.

Результаты.

Система обеспечения общественной безопасности сотрудниками ОВД представляет собой реализацию целого ряда направлений как в правовом, так и в организационно-управленческом

аспектах. Здесь реализуются как нормативно-правовые механизмы, так и административные методы, методы оперативной работы и т.д.

При этом обеспечение общественной безопасности предполагает скоординированную работу всех структурных подразделений, входящих в систему органов внутренних дел.

Это, во-первых, предполагает задействование в работе по обеспечению общественной безопасности структур различной подчиненности по территориальному признаку.

Также, этот аспект предполагает межведомственной сотрудничество между различными структурными элементами правоохранительной системы [10, с. 129].

Важно выделить комплексный подход в деле реализации задач ОВД по организации обеспечения общественной безопасности.

При этом отчасти, некоторые процедуры обеспечения общественной безопасности (проверка документов, досмотровые мероприятия, задержания, ограничение передвижения и так далее) могут, некоторым образом, противоречить статьям 20-23 Конституции РФ, где предусмотрено право граждан на личное достоинство, свободу и личную неприкосновенность, а также на неприкосновенность частной жизни. В то же время, данные мероприятия являются превентивной мерой, осуществляемой для борьбы с возможной угрозой преступных посягательств, то данное противоречие в рамках конституционного права решается, исходя из ст. 55 Конституции РФ, которая предусматривает, что перечисленные права могут ограничиваться «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Важно еще раз подчеркнуть, что подразделения полиции, непосредственно ориентированные на реализацию мер по поддержанию общественной безопасности, не выполняют свою работу в изолированном формате. Они взаимодействуют как с сотрудниками других подразделений полиции, так и с представителями других правоохранительных структур (в рамках реализации принципа межведомственного взаимодействия).

В связи с тем, что сегодня имеет место рост преступных посягательств, обостряется политическая, экономическая и социальная обстановка внутри страны и за ее пределами, обостряется террористическая угроза, назрела необходимость повышения эффективности функционирования полицейских подразделений в рамках обеспечения общественной безопасности.

Практический опыт работы правоохранительных структур по обеспечению общественной безопасности позволяет выделить ряд мер и направлений дальнейшего развития этого

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

направления деятельности правоохранительных структур.

Так, необходимо совершенствование деятельности подразделений полиции по привлечению к административной ответственности за нарушение правил и норм в сфере общественной безопасности, а также повысить уровень исполнения административных наказаний. Это направление обосновывается тем, что реальность привлечения к административной ответственности за неисполнение норм и правил в сфере общественной безопасности будет являться сдерживающим фактором для граждан, склонных к противоправным поступкам.

В аспекте решения проблем повышения эффективности работы по обеспечению общественной безопасности, важно обратить внимание на проблемы кадрового обеспечения. Так, совершенствование отбора и профессиональной подготовки будет положительным образом влиять на деятельность по обеспечению общественной безопасности в связи с тем, что привлечение на службу в органы полиции граждан с высоким уровнем правосознания гарантирует более высокую эффективность их работы по выявлению, пресечению и профилактики правонарушений в сфере общественной безопасности.

Отдельно хочется обратить внимание на ст. 17 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», где перечисляются требования, которым должен соответствовать сотрудник правоохранительных органов. Интересно, что в статье отмечено, что на службу в органы внутренних дел может быть принято лицо «независимо от его убеждений». При этом сложная военно-политическая обстановка в мире актуализирует повышенные требования к уровню патриотизма и политической сознательности сотрудника правоохранительной системы. Действительно, Конституция Российской Федерации предполагает принцип политического и идеологического плюрализма. С другой стороны, работники правоохранительной сферы призваны охранять и защищать права и свободы граждан, основы конституционного строя. С этой точки зрения, пункт о принятии на службу лиц «независимо от его убеждений» следует из ст. 17 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» исключить и разработать критерии политической, идеологической грамотности, а также гражданской сознательности будущего сотрудника полиции. Это же требование следует учитывать при организации процедур отбора. В рамках ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» уместно также сформулировать требования и условия проведения воспитательной работы с личным составом в плане ознакомления с нормами профессиональной этики. Важно предусмотреть проведение регулярных бесед, обучающих семинаров, тренингов и деловых игр с сотрудниками органов внутренних дел.

Далее, следует вести работу по усилению профилактического направления в рамках борьбы с

противоправными деяниями в ходе проведения массовых мероприятий. Это обосновывается тем, что обеспечение безопасности при проведении массовых акций и массовых мероприятий является важным направлением обеспечения общественной безопасности.

Так, в частности, совершенствования требует правовое регулирование посещения массовых акций и массовых мероприятий лицами, совершившими противоправные деяния при массовых и публичных мероприятиях и организации работы с ними. Это связано с тем, что данные лица представляют особую опасность для других посетителей массовых мероприятий, создавая тем самым риски обеспечения общественной безопасности. Поэтому предлагается установить самостоятельный вид административного наказания в следующей формулировке: «административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий и участие в них».

В качестве отдельного направления следует выделить работу по налаживанию взаимодействия полиции с населением и гражданским обществом. Это обосновывается тем, что гражданское общество, общественные организации могут стать эффективным подспорьем в деятельности полиции по обеспечению общественной безопасности. Гражданское общество может предоставить полиции существенные ресурсы и помощь (организационную, консультационную) в работе по обеспечению общественной безопасности - тем более, что именно законопослушные граждане, как никто другой, заинтересованы в должном уровне обеспечения общественной безопасности.

Заключение.

В связи с тем, что сегодня имеет место рост преступных посягательств, обостряется политическая, экономическая и социальная обстановка внутри страны и за ее пределами, обостряется террористическая угроза, назрела необходимость повышения эффективности функционирования полицейских подразделений в рамках обеспечения общественной безопасности.

Предлагаются следующие направления совершенствования:

- необходимо совершенствование деятельности подразделений полиции по привлечению к административной ответственности за нарушение правил и норм в сфере общественной безопасности, а также следует повысить уровень исполнения административных наказаний (реальность привлечения к административной ответственности за неисполнение норм и правил в сфере общественной безопасности будет являться сдерживающим фактором для граждан, склонных к противоправным поступкам);

- в аспекте решения проблем повышения эффективности работы по обеспечению общественной безопасности, важно обратить внима-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

ние на проблемы кадрового обеспечения (совершенствование отбора и профессиональной подготовки будет положительным образом влиять на деятельность по обеспечению общественной безопасности в связи с тем, что привлечение на службу в органы полиции граждан с высоким уровнем правосознания гарантирует более высокую эффективность их работы по выявлению, пресечению и профилактики правонарушений в сфере общественной безопасности);

- следует вести работу по усилению профилактического направления в рамках борьбы с противоправными деяниями в ходе проведения массовых мероприятий. Это обосновывается тем, что обеспечение безопасности при проведении массовых акций и массовых мероприятий является важным направлением обеспечения общественной безопасности. Так, в частности, совершенствовании требует правовое регулирование посещения массовых акций и массовых мероприятий лицами, совершившими противоправные деяния при массовых и публичных мероприятиях и организации работы с ними. Это

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

связано с тем, что данные лица представляют особую опасность для других посетителей массовых мероприятий, создавая тем самым риски обеспечения общественной безопасности;

- в качестве отдельного направления следует выделить работу по налаживанию взаимодействия полиции с населением и гражданским обществом. Это обосновывается тем, что гражданское общество, общественные организации могут стать эффективным подспорьем в деятельности полиции по обеспечению общественной безопасности. Гражданское общество может предоставить полиции существенные ресурсы и помощь (организационную, консультационную) в работе по обеспечению общественной безопасности.

Таким образом, обеспечение общественной безопасности сотрудниками ОВД - это сложный процесс, опирающийся на множество составляющих, затрагивающий различные организационно-правовые механизмы. Поэтому вопросы обеспечения общественной безопасности сотрудниками ОВД нуждаются в дальнейшей проработке.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Лихачёв С.В. Сущность и содержание категории «общественная безопасность» / С.В. Лихачёв, С.П. Гончаров // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 5(68). С. 158-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бастрыкин А.И. Связь времен и поколений / А.И. Бастрыкин // Сборник интервью, публикаций и выступлений Председателя Следственного комитета Российской Федерации. М. : СК РФ, 2016. 464 с.

3. Степашин С.В. Современные проблемы обеспечения безопасности человека и общества / С.В. Степашин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3. С. 16.

4. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности : монография. М. : Статут, 2004. 311 с.

5. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации. М. : Закон и право, 2015. 488 с.

6. Молчановский В.Ф. Безопасность - атрибут социальной системы / В.Ф. Молчановский // Социально-политические аспекты обеспечения государственной безопасности в современных условиях. М. : Юрист, 2004. С. 104.

7. Гирько С.И. Научные основы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности / С.И. Гирько // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 2-13.

8. Боков А.В. Организация борьбы с преступностью. М. : Юрайт, 2013. 366 с.

9. Панова И.В. Административно-процессуальное право России. М. : Юрайт, 2018. 430 с.

10. Паньшина А.В. Полиция в системе правоохранительных органов / А.В. Паньшина // Молодой ученый. 2019. № 39(277). С. 128-131.

References:

1. Likhachev S.V. Essence and content of the category «public security» / S.V. Likhachev, S.P. Goncharov // Proceedings of the South-Western State University. 2016. № 5(68). P. 158-165.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

2. Bastrykin A.I. Communication of times and generations / A.I. Bastrykin // Collection of interviews, publications and speeches of the Chairman of the Investigative Committee of the Russian Federation. M., 2016. 464 р.

3. Stepashin S.V. Modern problems of ensuring the security of man and society // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 3. Р. 16.

4. Dikhtievsky P.V. Administrative and legal coercion in the mechanism of ensuring personal security : monograph. M., 2004. 311 р.

5. Stakhov A.I. Administrative and public security in the Russian Federation. M., 2015. 488 р.

6. Molchanovsky V.F. Security - an attribute of the social system / V.F. Molchanovsky // Socio-political aspects of ensuring state security in modern conditions. M., 2004. 104 р.

7. Girko S.I. Scientific bases for evaluating the effectiveness of the activities of internal affairs bodies to ensure public safety / S.I. Girko // Administrative law and process. 2021. № 5. Р. 2-13.

8. Bokov A.V. Organization of the fight against crime. M., 2013. 366 р.

9. Panova I.V. Administrative procedural law of Russia. M., 2018. 430 р.

10. Panshina A.V. Police in the law enforcement system // Molodoy uchenyy. 2019. № 39(277). Р. 128-131.

Информация об авторах

Ильина Ольга Васильевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет olya.penza2@yandex.ru

Olga V. Ilyina

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Law Enforcement, Penza State University olya.penza2@yandex.ru

Фролов Дмитрий Валерьевич

кандидат юридических наук,

доцент кафедры правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет d.v.frolov1988@mail.ru

Dmitry V. Frolov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Law Enforcement, Penza State University d.v.frolovl 988@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.