Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий'

Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13065
736
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / СОБСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RIOTS / PROPERTY / PUBLIC ORDER / OPERATIONAL SITUATION / JURISDICTION / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кумышева Марина Кадировна, Кодзокова Ляца Арсеновна

Чаще всего нарушение общественного порядка происходит при проведении массовых мероприятий. Задача обеспечения безопасности населения при массовых мероприятиях ложится на плечи органов внутренних дел. Органы внутренних дел часто выступают и организаторами массовых мероприятий. В связи с этим очень важным становится вопрос разработки основных правил организации и проведения таких мероприятий. Основными законодательными актами, регулирующими проведение массовых мероприятий, выступают: Конституция РФ, федеральные законы «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О полиции» и т. д. Правила применения мер принуждения сотрудниками полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий закреплены в законе «О полиции». Также обязанностями сотрудников ОВД при проведении массовых мероприятий являются: предотвращение выступлений на собраниях и митингах, призывающих к насильственному изменению государственного строя, нарушению целостности Российской Федерации, содержащих пропаганду войны. Государство наделяет сотрудников полиции широким кругом мер административного принуждения для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий. Применение огнестрельного оружия возможно в составе подразделений. Условия применения огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств закреплены в законе РФ «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кумышева Марина Кадировна, Кодзокова Ляца Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FOUNDATIONS OF THE LAW ENFORCEMENT BODIES’ ACTIVITIES DURING THE PUBLIC EVENTS

Most often the violation of public order occurs during the public events. The law enforcement bodies are to provide the public safety during such activities. The law enforcement bodies often organize the public events as well. In this regard the development of the basic rules for organization and carrying of the public events is a very important task. The main legislative acts regulating the public events are: the Constitution of the Russian Federation, the federal law “Concerning assemblies, public meetings, demonstrations, processions and picketing", the federal law “Concerning the police" and other. The rules for the application of enforcement measures by the police officers for the public security during the mass events are enshrined in the law “Concerning the police". The police duties during the public events also include the prevention of speeches at meetings and rallies calling on the forcible change of the state system, threatening the integrity of the Russian Federation, advocating a war. The government vests the police officers with wide range of authorities for administrative enforcement of measures aimed at the maintenance of law and order during the public events. The firearm may be used by the units. The terms of use of firearms, physical strength, and impact munitions are enshrined in the law “Concerning the police".

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий»

УДК 342 Кумышева Марина Кадировна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

Кодзокова Ляца Арсеновна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Kumysheva Marina Kadirovna PhD in Law,

Lecturer, Subdepartment for Organization of Law Enforcement Activities, North-Caucasian Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Kodzokova Lyatsa Arsenovna

PhD in Law, Lecturer, Subdepartment for Organization of Law Enforcement Activities, North-Caucasian Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE LEGAL FOUNDATIONS OF THE LAW ENFORCEMENT BODIES' ACTIVITIES DURING THE PUBLIC EVENTS

Резюме:

Чаще всего нарушение общественного порядка происходит при проведении массовых мероприятий. Задача обеспечения безопасности населения при массовых мероприятиях ложится на плечи органов внутренних дел. Органы внутренних дел часто выступают и организаторами массовых мероприятий. В связи с этим очень важным становится вопрос разработки основных правил организации и проведения таких мероприятий. Основными законодательными актами, регулирующими проведение массовых мероприятий, выступают: Конституция РФ, федеральные законы «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О полиции» и т. д.

Правила применения мер принуждения сотрудниками полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий закреплены в законе «О полиции». Также обязанностями сотрудников ОВД при проведении массовых мероприятий являются: предотвращение выступлений на собраниях и митингах, призывающих к насильственному изменению государственного строя, нарушению целостности Российской Федерации, содержащих пропаганду войны. Государство наделяет сотрудников полиции широким кругом мер административного принуждения для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий. Применение огнестрельного оружия возможно в составе подразделений. Условия применения огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств закреплены в законе РФ «О полиции».

Ключевые слова:

массовые беспорядки, собственность, общественный порядок, оперативная обстановка, компетенция, правоохранительная деятельность.

Summary:

Most often the violation of public order occurs during the public events. The law enforcement bodies are to provide the public safety during such activities. The law enforcement bodies often organize the public events as well. In this regard the development of the basic rules for organization and carrying of the public events is a very important task. The main legislative acts regulating the public events are: the Constitution of the Russian Federation, the federal law "Concerning assemblies, public meetings, demonstrations, processions and picketing", the federal law "Concerning the police" and other.

The rules for the application of enforcement measures by the police officers for the public security during the mass events are enshrined in the law "Concerning the police". The police duties during the public events also include the prevention of speeches at meetings and rallies calling on the forcible change of the state system, threatening the integrity of the Russian Federation, advocating a war.

The government vests the police officers with wide range of authorities for administrative enforcement of measures aimed at the maintenance of law and order during the public events. The firearm may be used by the units. The terms of use of firearms, physical strength, and impact munitions are enshrined in the law "Concerning the police".

Keywords:

riots, property, public order, operational situation, jurisdiction, law enforcement.

В ходе массовых публичных мероприятий всё чаще проявляются групповые нарушения общественного порядка. Под прикрытием массовых нарушений общественного порядка осуществляется посягательство на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихся в непосредственной близости от места проведения массовой акции, на собственность физических и юридических лиц и т. д.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 16)

Сложившаяся ситуация в современном мире ставит перед правоохранительными органами развитых стран сложную задачу по обеспечению общественной безопасности.

Органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности, как правило, выступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда организационных мероприятий, основное содержание которых состоит в первую очередь в создании наиболее благоприятных условий для их проведения. Однако положительных результатов здесь можно достигнуть лишь путем проведения своевременного и профессионального грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего предупредительно-профилактического характера, совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений.

В связи с этим возникает необходимость научного осмысления и исследования организационных, правовых и тактических основ охраны общественного порядка и безопасности (ООП и ОБ) при проведении массовых мероприятий, в том числе спортивно-массовых мероприятий, а также противоправного поведения отдельных граждан в местах массовых акций.

Правовыми основами ООП и ОБ при проведении массовых мероприятий являются Основной закон РФ, установленные идеи, начала и правила международного права, международные договоры РФ, конституционные законы, обычные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, межведомственные и ведомственные нормативные акты.

Эти акты регламентируют: компетенцию Правительства РФ, местных исполнительных органов по ООП и безопасности при проведении массовых мероприятий; порядок создания специальных органов управления; формы взаимодействия органов внутренних дел с органами массовых мероприятий и командованием частей внутренних войск.

Проведение массовых мероприятий невозможно без обеспечения охраны общественного порядка и безопасности, которые служат гарантией использования гражданами своих конституционных прав и свобод.

К правовым актам, регулирующим деятельность правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности, относятся: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О полиции», «О чрезвычайном положении», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О безопасности», «Об оружии», «О внутренних войсках», «Об обороне» и т. д.

Закон Российской Федерации «О полиции» регулирует определенные стороны деятельности полиции, координирует действия по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке. Он наделяет ОВД правом применения мер принуждения. Общие положения закона распространяются на деятельность ОВД в любых условиях обстановки, в том числе и чрезвычайной. Обозначенная правовая основа закона о применении физической силы, специальных средств и оружия относится и к субъектам их применения вне зависимости от обстановки.

В законе сказано, что огнестрельное оружие может применяться в составе подразделений, а так как деятельность ОВД по ООБ в условиях ЧО проводится нарядами, группами, подразделениями и отрядами, то разработка специальной тактики методов их деятельности, применения физической силы, средств и оружия опирается на положение закона РФ «О полиции» [1].

Важнейшей задачей ООП является обеспечение безопасности личности. Обеспечивая общественную безопасность, ОВД должны следить за тем, чтобы выступления на собраниях, митингах не содержали призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. Российское законодательство под угрозой уголовного наказания защищает права на организацию и проведение общественно-политических мероприятий и запрещает воспрепятствование проведению таких мероприятий.

В соответствии с названными нормативно-правовыми актами, сотрудники полиции при обеспечении общественного порядка в местах массового скопления граждан в условиях возможного совершения терактов наделены государственно-властными полномочиями по применению довольно широкого круга мер административного принуждения. Сотрудники полиции имеют право:

1) потребовать от граждан и должностных лиц, чтобы они прекратили совершение преступления или административного правонарушения, а также деяний, которые препятствуют осуществлению полномочий полиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей органов государства, учреждений;

2) в порядке и по основаниям, указанным в соответствующих нормативно-правовых актах, применять физическую силу, специальные средства и оружие;

3) производить проверку у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, когда есть необходимые основания подозревать их в совершении противоправных деяний и т. д.

Кроме того, по основаниям и в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, сотрудники ОВД имеют право:

- доставлять физических лиц в помещения органов внутренних дел;

- подвергать физических лиц административному задержанию;

- обследовать вещи и транспортное средство без нарушения их конструктивной целостности, когда это необходимо для обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения.

- изымать вещи и документы;

- осуществлять привод.

Таким образом, обеспечивая общественную безопасность, ОВД осуществляют систему мероприятий совместно с государственными и другими органами, организациями и учреждениями, а также отдельными гражданами в целях обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства в любых условиях обстановки, в том числе и в условиях возможного совершения терактов.

К преступлениям террористического характера относятся преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, а также другие преступления, если они совершены в террористических целях [2].

Всё изложенное позволяет сделать вывод, что меры, принимаемые в целях обеспечения охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, способствуют развитию общественных отношений, складывающихся в этой сфере, созданию наиболее благоприятных условий управления, обеспечению гарантий для осуществления субъективных прав и свобод граждан, а также выполнению ими своих обязанностей, борьбе с правонарушителями.

Ссылки:

1. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2011. 14 февр. № 7. Ст. 900.

2. О мерах по противодействию терроризму : постановление Правительства РФ 15.09.1999 № 1040 [Электронный ресурс]. URL http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102061457&intelsearch=%EE+%EF%F0%EE%F2%E8%E2% EE%E4%E5%E9%F1%F2%E2%E8%FE+%F2%E5%F0%F0%EE%F0%E8%E7%EC%F3 (дата обращения: 13.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.