Раздел IV. Право
Я.В. Коженко, Н.В. Лихолетова, А.А. Беличко
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются исторические этапы развития и совершенствования системы общественной безопасности Российской Федерации. Анализируются полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения общественной безопасности. Выявляются эффективные формы и методы обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: общественная безопасность, национальная безопасность, общественный порядок, угрозы национальной безопасности.
Y. V. Kozhenko, N. V. Likholetova, A. A. Belichko
HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PUBLIC
SECURITY IN RUSSIA
Abstract. The article deals with the historical stages of development and improvement of the public security system of the Russian Federation. The powers of public authorities in the field of ensuring public safety are analyzed. Effective forms and methods of ensuring national security are revealed.
Keywords: public safety, national security, public order, threats to national security.
В юридической и политологической литературе нет единого подхода к определению понятия «общественная безопасность». В. В. Гордиенко в своей научно-исследовательской работе определяет понятие общественной безопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступлений, других противоправных действий и последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, крупными катастрофами, авариями и пожарами. В этой связи особое значение играет дефиниция «Состояние угрозы» общественной безопасности, которая может возникнуть при нарушении правил эксплуатации средств железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта, правил дорожного движения, ведения строительных, дорожных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами и другими опасными предметами, и веществами.
Особый интерес представляет позиция В.В. Хетагурова, который отмечает, что парной категорией общественной безопасности, имеющей значение для реализации правоохранительной функции государства, является «общественный порядок». Как правило, в действующем законодательстве он, в основном, используется для обозначения определенной сферы общественных отношений, подлежащих государственной охране, и конкретизации полномочий правоохранительных органов. Несмотря на частое упоминание, данное понятие в нормативных актах не раскрыто. Обобщая различные научно-исследовательский позиции и подходы можно сделать вывод о том, что, общественный порядок и общественная безопасность представляют собой различные виды общественных отношений, между которыми существует тесная взаимосвязь: каждая из этих групп отношений является условием существования другой. Общественный порядок, как и общественную безопасность, следует отнести к числу элементов, составляющих национальную безопасность Российской Федерации [1].
С. Е. Пролетенкова и А. П. Беликов в своей работе отметили, что значимость привлечения в России общественных структур правоохранительной направленности к функционированию системы обеспечения общественной безопасности могла бы найти свое проявление не только в их непосредственном участии в правоохране или связанных с ней направлениях деятельности, но и в формировании общественного сегмента контроля за состоянием общественной безопасности.
Таким образом, можно выделить ряд ключевых принципов концепции общественной безопасности: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность в применении сил по обеспечению общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер; приоритет профилактических действий, взаимодействие сил по обеспечению общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы.
Ю. В. Сидоркин в своей работе отметил, что обеспечение общественной безопасности одна из важнейших функций любого государства. В Российской империи указанная функция именовалась как забота о благочинии (порядке, спокойствии, благопристойности).
В начале XVIII века в Русском государстве произошли многочисленные преобразования, связанные в первую очередь с личностью ее нового правителя - Петра I. С этого момента категория «благочиние» тесно взаимосвязана с иностранным понятием полиция, отражающим вопросы государственного управления и обеспечения безопасности и благосостояния народа.
В эпоху просвещенного абсолютизма императрица Екатерина II, будучи хорошо образованной, пыталась использовать знания, полученные в ходе изучения трудов европейских просветителей, в законодательной деятельности и устройстве государственного аппарата.
В конце XVIII - начале XIX веков по поводу предмета полицейского права возникают многочисленные споры и дискуссии в ученой среде. Это связано с двумя основными причинами: во-первых, с созданием новой науки - политической экономии, а во-вторых, с развитием концепции правового государства.
Анализируя законодательство первой половины XIX века в правоохранительной сфере можно обратить внимание на то, что в термин «благочиние» закладывается более конкретное значение -сохранение общественного порядка. В «Положении о земской полиции» 1837 года круг полномочий земского суда определяется широким перечнем административных и хозяйственных задач, но особое место в них занимают обязанности по «охранению общественного спокойствия, благочиния, добрых нравов, порядка и должного властям повиновения, усмирения всякого действия, противного верноподданническому долгу...».
Так, М. С. Колядная полагает, что система существовавших в середине XIX в. полицейских органов и действовавшего законодательства оказалась недостаточно эффективной в борьбе с революционным движением. Для реализации правоохранительной функции в 1878 г. было создано Особое совещание для изыскания мер к лучшей охране спокойствия и безопасности в Империи, в результате работы которого была разработана широкая программа по усилению полиции, надзору за печатью. В соответствии с Указом от 12 февраля 1880 г. создается Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, целью которой было обозначено «положить предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок».
Политическая полиция второй половины XIX — начала XX вв. была представлена Отдельным корпусом жандармов и охранными отделениями. С развитием политико-правовой мысли и воплощением этих идей в законотворчестве под «благочинием» стали понимать законодательство о мерах, обеспечивающих безопасность. Такое содержание эта категория сохраняла вплоть до 1917 года, после которого вовсе исчезла из обихода.
Например, НКВД СССР был создан на основании постановления ЦИК СССР от 10 июня 1934 г. Главная задача структуры заключалась в обеспечении государственной безопасности, охране общественного порядка и социалистической собственности, а также регистрации гражданских состояний. ОГПУ при СНК СССР полностью вошло в НКВД СССР, на базе которого было создано Главное управление государственной безопасности. Уже в период с 1936-1940 гг. в системе НКВД СССР
появились производственные управления, деятельность которых обеспечивалась рабочей силой заключенных лагерей, а с 1941г. была институциализирована структура НКВД СССР, включающая административно-оперативные подразделения: Главное управление милиции, Главное архивное управление, Главное управление пожарной охраны, Тюремное управление, Главное управление местной противовоздушной обороны, Управление по делам о военнопленных и интернированных, Главное управление аэродромного строительства и Управление учебных заведений.
В феврале 1941г. НКВД СССР разделился на Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности. В июле 1941г. они были вновь объединены, а в апреле 1943 г. - разделены. Данные структурные преобразования в системе обеспечения общественной безопасности демонстрируют поиск оптимальных и эффективных форм и моделей обеспечения безопасности. После войны в 1946 году НКВД СССР был переименован в Министерство внутренних дел (МВД СССР). На этом совершенствование системы обеспечения общественной безопасности не завершилось и в1953г. МВД СССР и МГБ СССР объединились в Министерство внутренних дел СССР. Однако, весной 1954года из МВД СССР выделился Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В последующем, развитие системы связано с децентрализацией и передачей в 1960 году функций МВД СССР министерствам внутренних дел союзных республик, переименованных 22 февраля 1962 г. в министерства охраны общественного порядка. К июлю 1966 года было образовано министерство охраны общественного порядка СССР, опять переименованное в1968 году в МВД СССР. По мнению Р. С. Мулакаева и В. С. Афанасьева, важное значение в деятельности советской милиции по раскрытию и пресечению преступлений имел тщательный анализ причин антиобщественных явлений, условий, способствовавших их возникновению, детальное изучение оперативной обстановки на местах. В соответствии с этим строилась работа подразделений милиции, занимавшихся раскрытием и предотвращением преступлений. При этом широкое внедрение специализации в деятельность аппаратов уголовного розыска способствовало формированию опытных специалистов, владевших эффективными приемами предотвращения и раскрытия наиболее сложных преступлений. Еще одной важной особенностью милиции, отличавшей ее практически от остальных органов правопорядка, являлся режим непрерывной работы. Милиция функционировала круглые сутки. Она выполняла роль постоянного стража правопорядка в стране. На МВД СССР были возложены такие задачи, как обеспечение общественного порядка, пресечение и расследование преступлений, содержание и перевоспитание заключенных в исправительно-трудовых учреждениях, организация работы по обеспечению пожарной безопасности, обеспечение безопасности дорожного движения. Распад союза привел к упразднению МВД СССР в декабре 1991г., который обострил проблемы обеспечения общественной безопасности [2].
По мнению специалистов, в области административного права, создание ГАИ в системе органов милиции сыграло большую роль в деле обеспечения безопасности и правопорядка на транспортных магистралях. Исторический опыт подтвердил целесообразность создания службы транспортной безопасности в аппарате советской милиции. Исключительной по своему характеру и в то же время типологической по природе чертой советской рабоче-крестьянской милиции являлось практически постоянное тесное сотрудничество с общественностью, а по существу, с гражданами СССР. В 20-е годы сложились организационные формы этого сотрудничества - Общества содействия милиции, Бригады содействия милиции, группы содействия милиции в годы Великой Отечественной войны. Процесс развития организационных форм сотрудничества милиции с гражданами страны вполне закономерно привел к созданию массовых объединений граждан - добровольных народных дружин по охране общественного порядка, а в 1986 г. в стране уже действовали 250 тыс. народных дружин, насчитывающих 14 млн. человек.
Разбитие и совершенствование системы общественной безопасности продолжалось и 6 марта 1991 г. Верховный Совет СССР принял закон «О советской милиции». Это был правовой акт нового типа, регулирующая сила которого охватывала все стороны жизнедеятельности милиции. Однако, история сложилась таким образом, что этот закон практически не вступил в силу. Так, А. Е. Шарихин в своей работе отметил, что в середине 1990-х гг. были попытки разработать доктрину общественной безопасности. Однако в силу разных причин эта работа не была доведена до конца, а потому прини-
маемые в дальнейшем правовые акты в этой области оказались разобщенными как в терминологическом плане, так и в содержательном. Принимая во внимание, что после распада СССР нестабильность в политическом и экономическом плане создает благоприятные условия для криминального мира, в Российской Федерации постоянно шел процесс поиска оптимального пути адекватного реагирования на различные угрозы, чтобы не допустить распада государственности.
Анализ генезиса формирования системы безопасности в нашей стране свидетельствует, что на первоначальном этапе новой российской государственности основными внутренними угрозами были определены организованная преступность, коррупция, терроризм, которые угрожали суверенитету и территориальной целостности страны. С. М. Зырянов напомнил, что в 2010-е годы активизировались негосударственные субъекты обеспечения общественной безопасности, получившие правовую основу в виде Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В соответствии с данным законом в охране общественного порядка вправе принимать участие народные дружины, иные общественные организации правоохранительной направленности, а также внештатные сотрудники полиции
Существенный рост числа криминальных элементов, в частности активная деятельность международных террористических организаций, вызвали переосмысление в сфере отстаивания интересов личности, общества и государства в России. Результатом такого переосмысления стал Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157, который объявил о создании Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на базе Внутренних войск МВД России.
Таким образом, современная концепция общественной безопасности предлагает следующие цели обеспечения общественной безопасности: а) достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера; б) повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз; в) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.
Для обеспечения данных целей, в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» были поставлены следующие задачи: обеспечение безопасности проводимых на территории страны общественно-политических и иных мероприятий; повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов; повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, совершенствование системы общественного контроля, механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности; снижение уровня криминализации общественных отношений, развитие единой государственной системы профилактики правонарушений.
В современной России основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются следующие: во-первых, в области противодействия терроризму: совершенствование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов; борьба с терроризмом на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, выявлению субъектов террористической деятельности, и др.; во-вторых, в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам: совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению, реализация федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания
населения; выявление лиц, склонных к совершению преступлений; в-третьих, в области противодействия экстремизму: принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе, на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов, противодействие экстремизму на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения экстремизма; в-четвертых, в области противодействия незаконной миграции: совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе, обмен информацией на внутригосударственном уровне, а также взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции; формирование автоматизированной системы оформления и выдачи миграционных карт с одновременным внесением информации и др. В-пятых, в области противодействия коррупции: выявление и последующее устранение причин коррупции и условий ее возникновения, разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, обеспечение участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции; минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;
К субъектам обеспечения общественной безопасности РФ относятся государство, органы публичной власти, общественные и иные организации и объединения правоохранительной направленности, а также граждане. Основную ответственность за состояние общественной безопасности несет государство, осуществляющее функции ее обеспечения через органы законодательной, исполнительной и судебной властей на федеральном, региональном и местном уровнях управления. На федеральном уровне в систему обеспечения общественной безопасности Российской Федерации входят органы управления данной деятельностью: Президент Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти, участвующие в обеспечении общественной безопасности (МВД, ФСБ, МЧС России и др.), общественные организации и объединения. На региональном и местном уровнях в систему обеспечения общественной безопасности РФ входят соответствующие структуры органов публичной (государственной и муниципальной) власти и управления, общественные организации и объединения, организации, предприятия, учреждения и граждане, действующие в пределах предоставленных им законом прав и полномочий с учетом разделения компетенции федеральных, региональных и местных субъектов управления. Органы местного самоуправления, являясь низшим звеном системы обеспечения общественной безопасности, призваны на местах обеспечивать защищенность и создавать необходимые условия жизнедеятельности граждан в приделах своих муниципальных образований.
К числу субъектов общественной безопасности относят: МВД России, ФСБ России, ФСО России, Росгвардию, а также Генеральную прокуратуру Российской Федерации, МЧС России, Минюст России и ФСИН России, входящую в состав указанного министерства, Минвостокразвитие России, Минприроды России, Минздрав России, Минкомсвязи России. Основным субъектом обеспечения общественной безопасности является полиция, статус которой установлен Федеральным законом «О полиции». В части обеспечения общественной безопасности полиция обязана принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, о происшествиях, осуществлять проверку соответствующих сведений, осуществлять оперативно-розыскную деятельность, принимать, предусмотренные законом меры предупреждения, пресечения, устранять угрозы общественной безопасности, возбуждать уголовные дела и дела об административных правонарушениях, осуществлять производство по таким делам; обеспечивать общественную безопасность граждан и общественный порядок; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в местах проведения массовых мероприятий; осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, оборота оружия, осуществления частной детективной и охранной деятельности; осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений; осуществлять доставление граждан, административное задержание, проводить досмотры, задерживать транспортные средства, изымать вещи и предметы, незаконно находящиеся у граждан и организаций, применять временный запрет деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д.
В 2016 было создано такое ведомство, как Росгвардия, которое имеет сходства с Вооруженными Силами Российской Федерации, и, поэтому, необходимо выделить главное ее отличие от Вооруженных Сил. Так, Вооруженные Силы направлены на противодействие внешним угрозам безопасности России, а Росгвардия сосредоточена на борьбу с угрозами безопасности, но только внутри страны, то есть противодействует внутренним угрозам России. Росгвардия активно содействует МВД России в правоохранительной деятельности. Таким образом, получается своеобразное взаимодействие между структурами: осуществлять поисковые мероприятия по установлению местонахождения преступника или расследовать совершенное преступление - это МВД России, а осуществить силовое задержание преступника или, в крайнем случае, ликвидировать его - это Росгвардия (то есть, она оказывает силовую поддержку МВД России) [3].
К приоритетным задачам Росгвардии относятся: 1) обеспечение общественной безопасности и общественного порядка; 2) обеспечение защиты важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях; 3) противодействие терроризму и экстремизму; 4) обеспечение особых правовых режимов (таких как, режим чрезвычайной ситуации, режим военного положения и правовой режим контртеррористической операции); 5) территориальная оборона России; и др.
В рамках обеспечения правопорядка в 2021 году сотрудники и военнослужащие Центрального округа Росгвардии задержали свыше 2,5 тысяч человек, подозреваемых в совершении уголовных преступлений. Отмечено, что важнейшую роль в этом сегменте задач сыграли подразделения вневедомственной охраны, которые помимо охраны объектов и мест хранения имущества граждан в круглосуточном режиме патрулируют улицы городов и обеспечивают безопасность граждан. Так, в уходящем году сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии в ЦФО совершили более 150 тысяч выездов по сигналу «Тревога» на охраняемые объекты, в квартиры и места хранения имущества граждан и почти 48 тысяч выездов по сообщениям из дежурных частей территориальных отделов полиции. В результате выявлено и доставлено в органы внутренних дел 606 человек, находящихся в розыске.
А. М. Воронов в своей диссертационной работе отмечает, что Общественная безопасность Российской Федерации прямо связана с реализацией различных функций государством: прежде всего, с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан; создание условий нормальной жизнедеятельности и защищенности от внутренних и внешних угроз.
Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Состояние общественной безопасности в Российской Федерации характеризуется как нестабильное. Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут. В Российской Федерации остается высоким уровень преступности в отдельных сферах. Совершается большое количество преступлений против собственности, в сфере использования водных биологических и лесных ресурсов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Растет число преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку оказывают экстремистские проявления. Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений среди молодёжи.
Органы внутренних дел являются основным субъектов организации охраны общественного порядка. Свое предназначение они выполняет с учетом определенных форм и методов, утвержденных ведомственными актами.
Одной из важнейших форм правоприменительной деятельности является принятие индивидуальных актов, имеющих значение для конкретного вида охраны объекта общественной безопасности. Содержание таких актов позволяет привлечь силы и средства, необходимые для проведения массовых мероприятий, назначить руководителей подразделений, определить план действий участников охраны объекта и др.
Используемые формы административной деятельности могут быть разделены по характеру распоряжений на следующие группы: во-первых, юридически значимые акты. К ним относятся принятые приказы, направляющие действия участников и организаторов. Во-вторых, юридические значимые действия. К ним относятся действия, влекущие последствия для участников. Например, в случае совершения административного или уголовного правонарушения, могут быть применены последствия в виде составления протокола и оплаты штрафа или возбуждения уголовного дела соответственно. Особый интерес с позиции обеспечения общественной безопасности представляет принятый 02.04.2014 Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Законом установлены основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников. С момента вступления в силу закона, органы государственной власти должны будут оказывать поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка. Все народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр. Законом определены формы участия граждан в охране общественного порядка: содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам; участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (дружинах). Надзор за исполнением народными дружинами законов возложен на органы прокуратуры Российской Федерации.
Исходя из возможностей геоинформационных и межведомственных информационных систем, они могут стать одним из важных инструментов при реализации такой формы государственного контроля и надзора, как документарная проверка. Среди общих методов государственного контроля и надзора они могут быть применимы для проведения профилактических мероприятий в виде информирования. А электронная система Росгвардии для осуществления контроля за оборотом оружия позволит более эффективно применять такой специальный метод, как дистанционный государственный контроль (мониторинг).
При осуществлении государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения возможность использования беспилотных летательных аппаратов для выявления нарушений правил дорожного движения закреплена в Приказе МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». Однако, детальной регламентации порядка и правил их использования не имеется. Хотя к беспилотным летательным аппаратам фактически могут быть прикреплены специальные технические приборы, которые позволят фиксировать скорость движения транспортных средств, соблюдение дорожной разметки, дорожно-транспортные происшествия и т. д. То есть, в данном случае, использование беспилотных летательных аппаратов позволит модернизировать такой специальный метод государственного контроля и надзора, как инструментальное обследование.
К традиционным методам обеспечения общественной безопасности можно отнести метод убеждения, который означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта безопасности на волю, поведение людей, призванное побуждать, укреплять и развивать сознательность, соответствующую целям и задачам обеспечения безопасности, стимулировать должное поведение в сфере безопасности. Такое воздействие, которое изменяет неправильные взгляды, поведение, формирует новые, соответствующие правовым и моральным требованиям общества, свойства личности. В сфере безопасности ее субъектами используются правовое обучение (воспитание), разъяснение, рекомендации, критика антиобщественных действий, поощрение и иные меры (виды) убеждения. Последнее — важное средство предупреждения, профилактика действий, посягающих на безопасность личности, общества и государства. Так, материальное принуждение воздействует на поведение фи-
зического, должностного и юридического лица через принадлежащие ему денежные средства и имущество, путем лишения ряда материальных благ, ограничения или приостановления предпринимательской деятельности, которые влекут причинение материального ущерба, взыскание материального характера (штрафа) и т.д. В свою очередь методы психологического воздействия представляют собой влияние на волю и сознание личности при помощи логических средств, направленных на снятие психической напряженности; влияние на психику путем внушения; вовлечение личности в процесс восстановления нормального ритма жизнедеятельности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д. Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним властным воздействием субъекта безопасности на поведение управляемых. Субъект безопасности принимает властное решение, исполнение которого обязательно для тех, кому оно адресовано. Невыполнение влечет юридическую или иную ответственность. Методы прямого непосредственного управляющего воздействия именуются административными. Методы косвенного управляющего воздействия, применяемые в сфере безопасности, состоят в том, что с их помощью субъект безопасности достигает желаемых целей посредством воздействия на интересы управляемых. Последние ставятся в такие условия, в которых они сами заинтересованы действовать должным образом — и не по прямому предписанию субъектов безопасности, а в силу того, что такое поведение стимулируется соответствующими средствами.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О полиции» полиция предназначена, в том числе, для обеспечения общественной безопасности. Так, например, профилактическая направленность административной деятельности органов внутренних дел обеспечивается, прежде всего, такой организацией работы всех аппаратов, служб, сил, средств, которая создавала бы максимальные условия для развития цивилизованных отношений в сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности, для строгого соблюдения, установленного в этих и иных сферах внутренних дел законодательства, для предупреждения его нарушений. Успех в этой работе достигается только при глубоком, всестороннем изучении состояния общественного порядка, общественной безопасности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, действенной, обоснованной расстановке сил и средств, а также высокопрофессиональной службой каждого работника.
Мельников Е. Н. в своей работе делает обобщение, что основными направлениями в административной сфере органов внутренних дел являются: осуществление составления протоколов об административных правонарушениях; сбор доказательств, а также принятие иных мер, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях; патрулирование населенных пунктов и общественных мест.
Административная деятельность носит государственно-властный характер, выражающийся в отправлении двуединой исполнительно-распорядительной функции. При этом исполнительная функция направлена на повседневное исполнение требований Конституции РФ и законов РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ и т. д., а распорядительная проявляется в том, что должностные лица ОВД вправе предъявлять обязательные к исполнению требования и применять меры административного воздействия за неисполнение этих указаний. В целом же административная деятельность полиции может рассматриваться как создание благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина, защиты этих прав от неправомерных действий других лиц и источников повышенной опасности, включая проведение профилактических мероприятий. Так, охраняя общественный порядок на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках, местах проведения крупных культурно-зрелищных мероприятий, зонах массового отдыха людей, ОВД создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствуют реализации ими права на отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование достижениями культуры и т. д. ОВД обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Цель достигается путем предупреждения правонарушений, устранения препятствий, мешающих реализации гражданами своих личных, политических и культурных прав и свобод, или устранения прямых нарушений названных прав и свобод.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать несколько основных выводов. Общественный порядок, безопасность личности и общественная безопасность представляют ор-
ганически связанные между собой социальные явления, что обусловливает единство комплекса осуществляемых мер по их обеспечению и охране. Понятие общественной безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступлений, других противоправных действий и последствий чрезвычайных ситуаций. В процессе своего развития менялись ее формы, цели и задачи, однако, суть остается прежней и по сей день. С каждым веком усиливалась роль и значение общественного порядка, общественной безопасности и благосостояния граждан. С XVIII века и по настоящее время стремительно развивалась система органов, обеспечивающая общественную безопасность в государстве. Были расширены функции и полномочия ведущих и основных субъектов обеспечения общественной безопасности. Также, рассмотрев деятельность Росгвардии и возложенные на нее задачи и полномочия, следует сказать, что она является своеобразным мощным силовым инструментом, которым, в должной мере, возможно обеспечивать защиту и охрану прав и свобод человека, и гражданина, сохранять материальные и духовные ценности общества, конституционный строй и суверенитет государства. На данный момент сохраняются угрозы общественной безопасности нашей страны, но осуществляются всевозможные пути их преодоления. В нашей стране деятельность по обеспечению общественной безопасности ведется на высоком уровне. Существует множество основных форм и методов обеспечения общественной безопасности. Самой популярной формой является участие граждан в охране общественного порядка. Именно наши граждане делают большой вклад в сохранение стабильной обстановки общественной безопасности наряду с правоохранительными органами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мулукаев, Р.С., Афанасьев В.С. Советская милиция как орган охраны правопорядка // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - №4 (56). - С. 207-211.
2. Мурсалимов, Ф. И. Правовое обеспечение общественной безопасности // Скиф. 2021.- №4 (56) - С.222-225.
3. Хахалов, В.П. Росгвардия и ее роль в обеспечении государственной и общественной (социальной) безопасности России // Наука-2020. 2021.- №1 (46). - С.23-31.
О.А. Курилкина, М.Ю. Шляхтин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Настоящее исследование посвящено анализу теоретических аспектов института общественного контроля как одной из функций управленческой деятельности. Авторы рассматривают данный институт сквозь призму реформ отечественного законодательства и изменения сознания общества. Так, одной из форм общественного контроля, ставшей «привычной» обществу, - стало использование общественных наблюдателей при проведении итоговой аттестации в школах (ОГЭ, ЕГЭ). Кроме того, в работе затрагивается и лексическое значение института контроля, и его доктри-нальное понимание. Авторы уделяют внимание не только самому понятию контроля, но и его функциям, реализуемым в современном обществе.
Ключевые слова: контроль, общество, образование, система управления, демократизация общества, государственно-общественное партнерство.
O.A. Kurilkina, M.Yu. Shlyakhtin
THEORETICAL ASPECTS OF THE INSTITUTE OF PUBLIC CONTROL AS ONE OF THE FUNCTIONS OF MANAGEMENT ACTIVITIES