Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ'

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимерханов Д. Г., Кацай И. И.

Актуализирована проблема индивидуализации процесса образования, которая в отличие от принципа индивидуального подхода, ориентирована прежде всего на процесс самообразования школьников и позволяет педагогам в своей работе учитывать прежде всего индивидуальные образовательные цели и приоритеты каждого ученика. Принцип индивидуализации рассмотрен с точки зрения систем по управлению качеством образования. Показаны составляющие планируемых результатов для комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ»

УДК 371.26

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Д.Г. Тимерханов, И.И. Кацай

Актуализирована проблема индивидуализации процесса образования, которая в отличие от принципа индивидуального подхода, ориентирована прежде всего на процесс самообразования школьников и позволяет педагогам в своей работе учитывать прежде всего индивидуальные образовательные цели и приоритеты каждого ученика.

Принцип индивидуализации рассмотрен с точки зрения систем по управлению качеством образования. Показаны составляющие планируемых результатов для комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Ключевые слова: управление качеством образования, индивидуальный подход, индивидуализация образования.

Современные принципы образования, заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте, основаны на представлении об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого школьника. При этом стандарт предъявляет требования, обязательные при реализации образовательных программ. Получается, с одной стороны, ребенок должен освоить общественные нормы, значимые социальные качества, а с другой - образование ответственно за становление, сохранение, проявление индивидуального, уникального, неповторимого в человеке.

Есть много технологий, основанных на индивидуальном подходе. И в педагогической практике это понятие популярное, но слабо отрефлексированное, и часто именно его ошибочно принимают за индивидуализацию образования. Индивидуальный подход - это организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. При этом если педагогическая деятельность

действительно учитывает индивидуальность ученика при передаче знаний, умений и навыков, то оценка их усвоения часто проводится несмотря на все особенности школьника [1].

Индивидуализация, в отличии от индивидуального подхода, ориентирована на процесс самообразования школьников. Перед педагогом ставится новая задача учета не только индивидуальных особенностей ученика, но и его индивидуальных образовательных целей [4].

Индивидуализация подразумевает активность ученика в процессе учения, становление способности к самообразованию, самопознанию, оценочной самостоятельности. Только в этом случае процесс обучения становится субъективным для школьника.

Но как осуществить индивидуализацию в массовой школе, работающей в классно-урочной системе? Можно ли идеи индивидуального подхода реализовать как условие для индивидуализации? Как учесть в индивидуализации многовидовость планируемых результатов? И наконец, как построить управление индивидуализацией, не потеряв при этом качество образования? Все эти сложные проблемные вопросы педагогический коллектив МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» (далее - гимназия) поставил перед собой, и ищет свой индивидуальный путь для их разрешения.

Второй год в гимназии реализуется региональный инновационный проект «Управление внутренней системой оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся на основе использования результатов вариативных оценочных процедур». Успешный первый год стал основой для заявки на федеральный уровень, и в 2022 году гимназия является еще федеральной инновационной площадкой по данной теме.

Современный тренд подхода к оценке

качества образования основан на рассмотрении этого процесса с позиций механизмов управления качеством образования (рисунок 1). Предложенный федеральный мониторинг уже реализуется на региональном и муниципальном уровнях. Гимназия апробиру-

ет построение внутренней системы оценки качества образования на основе данной структуры на школьном уровне. А организация управления в системе позволяет получить системный эффект, то есть новое качество.

Рисунок 1 - Структура механизмов управления качеством образования

В центре нашего внимания остается ученик и его индивидуальные образовательные результаты. Переосмыслив все инициативы в направлении формирования и оценки образовательных достижений, нами была построена

матрица инновационной работы, в которой были совмещены и новые механизмы управления качеством, и педагогические проекты, направленные на решение задач индивидуализации (рисунок 2).

Рисунок 2 - Матрица инновационной работы МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» в направлении оценки качества образования

В матрице представлены шесть основных направлений инновационной деятельности, способствующих достижению индивидуальных образовательных результатов обучающихся.

1. Наибольшее количество инициатив лежит на стыке двух систем - качества подготовки обучающихся и работы со слабо успевающими учениками. Проект «Разноуровневые задания на основе средневзвешенного балла» успешно дополняет технологию новым методом оценки, в которую включены ученики. Технология разноуровневого обучения является одной из наиболее проработанных технологий, в педагогической литературе есть много примеров описания методики организации обучения. Рассмотрены подходы к уровням содержания заданий, устанавливается важный принцип разноуровневого обучения - ученик сам выбирает задание. Недостатком классической технологии является отсутствие понимания того, как организовать оценивание выполненных разноуровневых заданий. В рамках инновации нами предложено дополнение к технологии, основанное на средневзвешенной системе оценивания. Ученик получает возможность выбора как содержания (уровня сложности) своего образования, так и формировать стратегию своего обучения (переходя от низкого уровня сложности к более высокому, исходя из самооценки своей готовности к следующему шагу).

Таким образом, предлагаемая технология способствует формированию у обучающегося культуры выбора из различных образовательных предложений и является основой для построения собственного индивидуального образовательного маршрута. [4] Можно предположить, что индивидуальный подход на основе применения разноуровневого обучения способствует воплощению принципа индивидуализации, а значит, достигаемые образовательные результаты будут индивидуальными у каждого ученика с учетом возможности выбора как содержания, так и способа продвижения к результату.

2. В ракурсе систем работы с одаренными детьми и с теми, кто испытывает трудности в

учебе, реализуются проекты по наставничеству «Ученик-ученику». В настоящее время тема наставничества в образовании является одним из актуальных трендов. А сформирован-ность в образовательной организации наставничества как системы может стать инструментом повышения качества образования. Наставничество в этом контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки быстрее, чем традиционные способы. Особенностью реализуемых проектов в гимназии является то, что они разработаны силами и по инициативе самих старшеклассников при тьюторской поддержке учителей.

Таким образом, в данном проекте ярко проявились навыки самоорганизации как авторов проекта, так и наставляемых учеников, получивших возможность альтернативного (дополнительного) пути образования - индивидуального образовательного маршрута.

3. Успешность управления качеством образования зависит от того, насколько удается учесть запросы обучающихся и их родителей. Причем качество образования будет проявляться не в сиюминутных решениях - откликах на запрос, а в том насколько обучающиеся продвинулись в своем самоопределении, смогли ли они выйти на понимание своих профессиональных предпочтений. Особенно остро эта проблема встает в работе с одаренными детьми, у которых круг интересов может быть очень обширным. Гимназия существенно расширила набор профильных программ в старшей школе, но сам процесс самоопределения, а значит и решение задачи индивидуализации обучения, начинается еще в начальной школе через разнообразную внеурочную деятельность учебно-познавательной направленности и дополнительное образование. Данное направление работы реализуется как силами гимназии, так и на основе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей. Большое количество разнообразных программ, предлагаемых обучающимся, определяют возможные образовательные траектории по различным направ-

ленностям.

4. Существенное влияние на самоопределение оказывает не только учебный процесс, но и то в какой воспитывающей среде находится ребенок. Главная идея воспитательной системы, сохраняемая в гимназии на протяжении уже более полувека, - коллективные творческие дела, большое разнообразие которых - это возможность включиться в активную социальную практику. Ориентированность воспитательной системы на концепты педагогики сотрудничества и методологии коллективных творческих дел способствует тому, что субъекты воспитания проектируют образовательное событие как совместную личностно-ориентированную, личностно-значимую образовательную деятельность, последствием которой становится повышение мотивации ребенка к дальнейшей самостоятельной познавательной, коммуникативной, творческой деятельности. Кроме того, воспитательное

мероприятие планируется и проводится как личностно значимое для большинства школьников, создает ситуацию сотворчества его участников, является основой формирования и развития у обучающихся социальной компетентности как способности человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности, умения выбирать способ достижения целей, предвидеть последствия собственных действий.

5. Успешность индивидуализации обеспечивается и тем, когда рядом с ребенком есть надежный классный наставник. Для поддержки этого взаимодействия в гимназии создан современный инструмент - цифровой ресурс «Команда классных» (https://classchool1.ru/), где каждый может быть в курсе всех событий в гимназии, выбрать интересное дело (рисунок 3).

Рисунок 3 - Рекламный лист цифрового навигатора «Команда классных»

6. Проектная деятельность - направление, объединяющее педагогов и учеников:

- это и обязательный планируемый результат обучающихся,

- и новый подход к управлению классным коллективом.

Работа классного руководителя всегда связана с образовательными результатами, в первую очередь личностными. Миссия классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося, его успешной социализации в обществе на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых правил и норм поведения, в интересах ребёнка, семьи, общества. А значит главная задача современного классного руководителя - спроектировать и реализовать совместно с родителями, педагогами для каждого ученика его индивидуальный образовательный маршрут. И для ее достижения -новая инициатива «Конструктор педагогических проектов», в основе которого лежит идея того, что проектирование классным руководителем своей профессиональной деятельности способствует достижению как индивидуальных образовательных результатов каждого

обучающегося, так и воспитательных эффектов в направлении успешного включения детей в социальные отношения.

Следующим шагом инновационной деятельности гимназии является определение того, а что в итоге представляет собой индивидуальный образовательный результат обучающегося? Результат образования - это характеристика достигнутого уровня, который необходимо зафиксировать [2]. Причем, в образовательном результате необходимо видеть гораздо большее, чем сумма знаний и навыков, ограниченных предметным материалом, соответственно, необходимо консолидировать и оценивать меру достижения учащимися этого большего [3].

Для определения этого результата были проведены три фокус-группы для всех участников образовательных отношений: родителей, обучающихся и педагогов. В итоге работы группы предложили положительные оценки составляющих индивидуальных образовательных результатов (и эти мнения в разных группах почти полностью совпали) и возможные риски в их проявлении. Обобщение итогов обсуждения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Итоги обсуждения фокус-групп о составляющих индивидуальных образовательных результатов

Направление инновации Положительная оценка результатов Риски в достижении результатов

Разноуровневые задания Предметный аспект: любовь к предмету Метапредметный аспект: саморегуляция; повышение самооценки и мотивации; формирование чувства ответственности за выбор; возможность творчества; навык планирования; навыки самооценивания Высокая «цена» ошибки, если сделал неверный, непродуманный выбор Неосведомленность участников о такой возможности

Наставничество Предметный аспект: отработка навыков решения задач; наставник и сам повторит материал «из прошлого»; уверенность в своих знаниях; повышение учебной мотивации Личностный аспект: личностное взаимодействие; лидерские качества; коммуникация; творческий подход к объяснению материала - развивается наставляемый; психологический климат в коллективе Нехватка времени или угаснет интерес

Индивидуальные траектории Предметный аспект: повышение успеваемости; возможность пробы разных предметов; развитие межпредметных навыков Личностный аспект: саморазвитие; самореализация Неготовность сделать выбор Зачем делиться - смена классного коллектива -болезненная тема

Направление Положительная оценка результатов Риски в достижении

инновации результатов

Коллективные творческие дела Личностный аспект: гражданское воспитание; патриотическое; поиск себя; креативное мышление; самовыражение; саморазвитие; самореализация; самосовершенствование; самоотдача; уверенность в своих силах; развитие творческих способностей Метапредметный аспект: формирование и развитие коллектива; планирование; сотрудничество; самоконтроль; развитие лидерских качеств; навыки работы в команде; навыки организаторов; ответственность; пунктуальность Конфликты во время организации Мало времени остается на внутриклассные дела

Команда классных Личностный аспект: самоутверждение; самостоятельный выбор Метапредметный аспект: коммуникация Однотипность мероприятий

Проектная деятельность Предметный аспект: прикладная польза; углубление в предмет Метапредметный аспект: опыт публичного выступления; сбор разной информации; самоорганизация на всех этапах работы Дополнительные временные затраты Работа с информацией без опыта

Как следует из таблицы, количество положительных влияний на результаты существенно превышает количество рисков.

Содержательный анализ предложенных вариантов, а также их совмещение с комплек-

сом планируемых результатов, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, позволили выделить укрупненные характеристики достигаемых результатов (рисунок 4).

Рисунок 4 - Распределение планируемых результатов по направлениям инновационной деятельности

Наиболее выраженными результатами, нию.

достигаемыми в направлении проекта «Разноуровневые задания», являются предметные результаты (по критериям знания, понимания и применения), а также регулятивные метапред-метные результаты, в первую очередь проявляющиеся в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности. Также необходимо отметить, что у данного направления высокий потенциал для реализации принципа формирующего оценивания. Включение обучающегося в оценочную самостоятельность побуждает обучающихся к познанию. [5]

При реализации проектов по наставничеству «Ученик-ученику» также достигаются предметные результаты, но в направлении применения знаний в различных учебных ситуациях. Кроме этого эти проекты - залог достижения личностных результатов, связанных с осознанием обучающимися ценности самостоятельности и инициативы.

Создание условий для выбора индивидуальных образовательных траекторий способствует формированию личностных результатов -готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, а успешное прохождение по этой траектории определяет достижение предметных результатов в направлении формирования предпосылок научного типа мышления. Для более старших учеников можно также говорить о формировании готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.

Участие в коллективных творческих делах -это в первую очередь формирование личностных результатов в направлении социально значимой деятельности, а также всего комплекса коммуникативных и регулятивных метапредметных результатов.

Работа с цифровым ресурсом дополняет предыдущие аспекты результатов сформиро-ванностью внутренней позиции личности и готовностью к самостоятельному планирова-

В направлении развития проектной деятельности существенно дополняются предметные результаты через развитие умений создавать учебные и социальные проекты, а также способности использования универсальных учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике. То есть в идеальном варианте можно говорить о формировании и развитии функциональной грамотности - достижении, лежащего на стыке предметных и метапредметных результатов.

Таким образом, реализуемая модель инновационной работы в МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» в направлении качества образования способствует комплексному достижению планируемых результатов обучающихся на основе предоставления школьникам возможности выбора и сооргани-зации [4] различных образовательных предложений в свой индивидуальный образовательный маршрут.

Список литературы

1. Арифулина, Р. У. Анализ отечественных и зарубежных трендов индивидуализации образовательного процесса в вузе: аналитический доклад / Р. У. Арифулина, О. А. Катушенко // Вестник Мининского университета. - 2021. -Том 9. № 4 (37). - С. 2-22.

2. Басюк, В. С. Совершенствование механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ в условиях модернизации технологий и содержания обучения и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования / В. С. Басюк, Л. В. Мухачева // Отечественная и зарубежная педагогика. -2018. - №4 (52). - С.86-101.

3. Губанова, Е. В. Индивидуальный учет образовательных достижений: новые функции современной школы / Е. В. Губанова, Г. П. Савиных // Наука и школа. - 2017. - №1. -С.70-75.

4. Ковалева, Т. М. Новые ресурсы дидактики для современной школы / Т. М. Ковалева // Наука и школа. - 2015. - №1. - С.88-94.

5. Шаповалова, О. Н. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт / О. Н. Шаповалова, Н. Ф. Ефремова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Том 7. - J№6. -URL: https://mirnauki.com/PDF/94PDM 619.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

References

1. Arifulina R.U., Katushenko O.A. Analiz otechestvennykh i zarubezhnykh trendov individualizatsii obrazovatel'nogo protsessa v vuze: analiticheskiy doklad // Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. №4 (37). URL: https://cyber leninka.ru/article/n/analiz-otechestvennyh-i-zaru bezhnyh-trendov-individualizatsii-obrazova telnogo-protsessa-v-vuze-analiticheskiy-doklad (data obrashcheniya: 19.09.2022).

2. Basyuk V.S., Mukhacheva L.V. Sovershenstvovaniye mekhanizmov otsenivaniya lichnostnykh rezul'tatov osvoyeniya obuchayushchimisya osnovnykh obrazovatel'nykh programm v usloviyakh modernizatsii tekhnologiy i soderzhaniya obucheniya i v sootvetstvii s federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami obshchego obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvova nie-mehanizmov-otsenivaniya-lichnostnyh-rezultatov-osvoeniya-obuchayuschimisya-osnovnyh-obrazovatelnyh-programm-v (data obrashcheniya: 19.09.2022).

3. Gubanova Ye.V., Savinykh G.P. Individual'nyy uchet obrazovatel'nykh dostizheniy: novyye funktsii sovremennoy shkoly // Nauka i shkola. 2017. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-uchet-obrazovatelnyh-dostizheniy-novye-funktsii-sovremennoy-shkoly (data obrashcheniya: 19.09.2022).

4. Kovaleva T.M. Novyye resursy didaktiki dlya sovremennoy shkoly // Nauka i shkola. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/novye-resursy-didaktiki-dlya-sovremennoy-shkoly (data obrashcheniya: 06.10.2022).

5. Shapovalova O.N., Yefremova N.F. Didakticheskiy potentsial formiruyushchego otsenivaniya metapredmetnykh rezul'tatov shkol'nikov: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktiche skiy-potentsial-formiruyuschego-otsenivaniya-metapredmetnyh-rezultatov-shkolnikov-rossiys kiy-i-zarubezhnyy-opyt (data obrashcheniya: 19.09.2022).

Сведения об авторах

Тимерханов Дамир Галиханович -

Почетный работник общего образования РФ, директор МБОУ «Гимназия J№ 1 г. Челябинск»

Кацай Ирина Ивановна - Почетный работник общего образования РФ, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинск»

Information about authors

Timerhanov D.G. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Director of Municipal Budget Education Institution «Gymnasium №1 in Chelyabinsk»

Katsay I.I. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Deputy Director of Municipal Budget Education Institution «Gymnasium №1 in Chelyabinsk»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.