УДК 371.26
МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Д.Г. Тимерханов, И.И. Кацай
Актуализирована проблема индивидуализации процесса образования, которая в отличие от принципа индивидуального подхода, ориентирована прежде всего на процесс самообразования школьников и позволяет педагогам в своей работе учитывать прежде всего индивидуальные образовательные цели и приоритеты каждого ученика.
Принцип индивидуализации рассмотрен с точки зрения систем по управлению качеством образования. Показаны составляющие планируемых результатов для комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Ключевые слова: управление качеством образования, индивидуальный подход, индивидуализация образования.
Современные принципы образования, заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте, основаны на представлении об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого школьника. При этом стандарт предъявляет требования, обязательные при реализации образовательных программ. Получается, с одной стороны, ребенок должен освоить общественные нормы, значимые социальные качества, а с другой - образование ответственно за становление, сохранение, проявление индивидуального, уникального, неповторимого в человеке.
Есть много технологий, основанных на индивидуальном подходе. И в педагогической практике это понятие популярное, но слабо отрефлексированное, и часто именно его ошибочно принимают за индивидуализацию образования. Индивидуальный подход - это организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. При этом если педагогическая деятельность
действительно учитывает индивидуальность ученика при передаче знаний, умений и навыков, то оценка их усвоения часто проводится несмотря на все особенности школьника [1].
Индивидуализация, в отличии от индивидуального подхода, ориентирована на процесс самообразования школьников. Перед педагогом ставится новая задача учета не только индивидуальных особенностей ученика, но и его индивидуальных образовательных целей [4].
Индивидуализация подразумевает активность ученика в процессе учения, становление способности к самообразованию, самопознанию, оценочной самостоятельности. Только в этом случае процесс обучения становится субъективным для школьника.
Но как осуществить индивидуализацию в массовой школе, работающей в классно-урочной системе? Можно ли идеи индивидуального подхода реализовать как условие для индивидуализации? Как учесть в индивидуализации многовидовость планируемых результатов? И наконец, как построить управление индивидуализацией, не потеряв при этом качество образования? Все эти сложные проблемные вопросы педагогический коллектив МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» (далее - гимназия) поставил перед собой, и ищет свой индивидуальный путь для их разрешения.
Второй год в гимназии реализуется региональный инновационный проект «Управление внутренней системой оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся на основе использования результатов вариативных оценочных процедур». Успешный первый год стал основой для заявки на федеральный уровень, и в 2022 году гимназия является еще федеральной инновационной площадкой по данной теме.
Современный тренд подхода к оценке
качества образования основан на рассмотрении этого процесса с позиций механизмов управления качеством образования (рисунок 1). Предложенный федеральный мониторинг уже реализуется на региональном и муниципальном уровнях. Гимназия апробиру-
ет построение внутренней системы оценки качества образования на основе данной структуры на школьном уровне. А организация управления в системе позволяет получить системный эффект, то есть новое качество.
Рисунок 1 - Структура механизмов управления качеством образования
В центре нашего внимания остается ученик и его индивидуальные образовательные результаты. Переосмыслив все инициативы в направлении формирования и оценки образовательных достижений, нами была построена
матрица инновационной работы, в которой были совмещены и новые механизмы управления качеством, и педагогические проекты, направленные на решение задач индивидуализации (рисунок 2).
Рисунок 2 - Матрица инновационной работы МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» в направлении оценки качества образования
В матрице представлены шесть основных направлений инновационной деятельности, способствующих достижению индивидуальных образовательных результатов обучающихся.
1. Наибольшее количество инициатив лежит на стыке двух систем - качества подготовки обучающихся и работы со слабо успевающими учениками. Проект «Разноуровневые задания на основе средневзвешенного балла» успешно дополняет технологию новым методом оценки, в которую включены ученики. Технология разноуровневого обучения является одной из наиболее проработанных технологий, в педагогической литературе есть много примеров описания методики организации обучения. Рассмотрены подходы к уровням содержания заданий, устанавливается важный принцип разноуровневого обучения - ученик сам выбирает задание. Недостатком классической технологии является отсутствие понимания того, как организовать оценивание выполненных разноуровневых заданий. В рамках инновации нами предложено дополнение к технологии, основанное на средневзвешенной системе оценивания. Ученик получает возможность выбора как содержания (уровня сложности) своего образования, так и формировать стратегию своего обучения (переходя от низкого уровня сложности к более высокому, исходя из самооценки своей готовности к следующему шагу).
Таким образом, предлагаемая технология способствует формированию у обучающегося культуры выбора из различных образовательных предложений и является основой для построения собственного индивидуального образовательного маршрута. [4] Можно предположить, что индивидуальный подход на основе применения разноуровневого обучения способствует воплощению принципа индивидуализации, а значит, достигаемые образовательные результаты будут индивидуальными у каждого ученика с учетом возможности выбора как содержания, так и способа продвижения к результату.
2. В ракурсе систем работы с одаренными детьми и с теми, кто испытывает трудности в
учебе, реализуются проекты по наставничеству «Ученик-ученику». В настоящее время тема наставничества в образовании является одним из актуальных трендов. А сформирован-ность в образовательной организации наставничества как системы может стать инструментом повышения качества образования. Наставничество в этом контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки быстрее, чем традиционные способы. Особенностью реализуемых проектов в гимназии является то, что они разработаны силами и по инициативе самих старшеклассников при тьюторской поддержке учителей.
Таким образом, в данном проекте ярко проявились навыки самоорганизации как авторов проекта, так и наставляемых учеников, получивших возможность альтернативного (дополнительного) пути образования - индивидуального образовательного маршрута.
3. Успешность управления качеством образования зависит от того, насколько удается учесть запросы обучающихся и их родителей. Причем качество образования будет проявляться не в сиюминутных решениях - откликах на запрос, а в том насколько обучающиеся продвинулись в своем самоопределении, смогли ли они выйти на понимание своих профессиональных предпочтений. Особенно остро эта проблема встает в работе с одаренными детьми, у которых круг интересов может быть очень обширным. Гимназия существенно расширила набор профильных программ в старшей школе, но сам процесс самоопределения, а значит и решение задачи индивидуализации обучения, начинается еще в начальной школе через разнообразную внеурочную деятельность учебно-познавательной направленности и дополнительное образование. Данное направление работы реализуется как силами гимназии, так и на основе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей. Большое количество разнообразных программ, предлагаемых обучающимся, определяют возможные образовательные траектории по различным направ-
ленностям.
4. Существенное влияние на самоопределение оказывает не только учебный процесс, но и то в какой воспитывающей среде находится ребенок. Главная идея воспитательной системы, сохраняемая в гимназии на протяжении уже более полувека, - коллективные творческие дела, большое разнообразие которых - это возможность включиться в активную социальную практику. Ориентированность воспитательной системы на концепты педагогики сотрудничества и методологии коллективных творческих дел способствует тому, что субъекты воспитания проектируют образовательное событие как совместную личностно-ориентированную, личностно-значимую образовательную деятельность, последствием которой становится повышение мотивации ребенка к дальнейшей самостоятельной познавательной, коммуникативной, творческой деятельности. Кроме того, воспитательное
мероприятие планируется и проводится как личностно значимое для большинства школьников, создает ситуацию сотворчества его участников, является основой формирования и развития у обучающихся социальной компетентности как способности человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности, умения выбирать способ достижения целей, предвидеть последствия собственных действий.
5. Успешность индивидуализации обеспечивается и тем, когда рядом с ребенком есть надежный классный наставник. Для поддержки этого взаимодействия в гимназии создан современный инструмент - цифровой ресурс «Команда классных» (https://classchool1.ru/), где каждый может быть в курсе всех событий в гимназии, выбрать интересное дело (рисунок 3).
Рисунок 3 - Рекламный лист цифрового навигатора «Команда классных»
6. Проектная деятельность - направление, объединяющее педагогов и учеников:
- это и обязательный планируемый результат обучающихся,
- и новый подход к управлению классным коллективом.
Работа классного руководителя всегда связана с образовательными результатами, в первую очередь личностными. Миссия классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося, его успешной социализации в обществе на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых правил и норм поведения, в интересах ребёнка, семьи, общества. А значит главная задача современного классного руководителя - спроектировать и реализовать совместно с родителями, педагогами для каждого ученика его индивидуальный образовательный маршрут. И для ее достижения -новая инициатива «Конструктор педагогических проектов», в основе которого лежит идея того, что проектирование классным руководителем своей профессиональной деятельности способствует достижению как индивидуальных образовательных результатов каждого
обучающегося, так и воспитательных эффектов в направлении успешного включения детей в социальные отношения.
Следующим шагом инновационной деятельности гимназии является определение того, а что в итоге представляет собой индивидуальный образовательный результат обучающегося? Результат образования - это характеристика достигнутого уровня, который необходимо зафиксировать [2]. Причем, в образовательном результате необходимо видеть гораздо большее, чем сумма знаний и навыков, ограниченных предметным материалом, соответственно, необходимо консолидировать и оценивать меру достижения учащимися этого большего [3].
Для определения этого результата были проведены три фокус-группы для всех участников образовательных отношений: родителей, обучающихся и педагогов. В итоге работы группы предложили положительные оценки составляющих индивидуальных образовательных результатов (и эти мнения в разных группах почти полностью совпали) и возможные риски в их проявлении. Обобщение итогов обсуждения представлено в таблице 1.
Таблица 1
Итоги обсуждения фокус-групп о составляющих индивидуальных образовательных результатов
Направление инновации Положительная оценка результатов Риски в достижении результатов
Разноуровневые задания Предметный аспект: любовь к предмету Метапредметный аспект: саморегуляция; повышение самооценки и мотивации; формирование чувства ответственности за выбор; возможность творчества; навык планирования; навыки самооценивания Высокая «цена» ошибки, если сделал неверный, непродуманный выбор Неосведомленность участников о такой возможности
Наставничество Предметный аспект: отработка навыков решения задач; наставник и сам повторит материал «из прошлого»; уверенность в своих знаниях; повышение учебной мотивации Личностный аспект: личностное взаимодействие; лидерские качества; коммуникация; творческий подход к объяснению материала - развивается наставляемый; психологический климат в коллективе Нехватка времени или угаснет интерес
Индивидуальные траектории Предметный аспект: повышение успеваемости; возможность пробы разных предметов; развитие межпредметных навыков Личностный аспект: саморазвитие; самореализация Неготовность сделать выбор Зачем делиться - смена классного коллектива -болезненная тема
Направление Положительная оценка результатов Риски в достижении
инновации результатов
Коллективные творческие дела Личностный аспект: гражданское воспитание; патриотическое; поиск себя; креативное мышление; самовыражение; саморазвитие; самореализация; самосовершенствование; самоотдача; уверенность в своих силах; развитие творческих способностей Метапредметный аспект: формирование и развитие коллектива; планирование; сотрудничество; самоконтроль; развитие лидерских качеств; навыки работы в команде; навыки организаторов; ответственность; пунктуальность Конфликты во время организации Мало времени остается на внутриклассные дела
Команда классных Личностный аспект: самоутверждение; самостоятельный выбор Метапредметный аспект: коммуникация Однотипность мероприятий
Проектная деятельность Предметный аспект: прикладная польза; углубление в предмет Метапредметный аспект: опыт публичного выступления; сбор разной информации; самоорганизация на всех этапах работы Дополнительные временные затраты Работа с информацией без опыта
Как следует из таблицы, количество положительных влияний на результаты существенно превышает количество рисков.
Содержательный анализ предложенных вариантов, а также их совмещение с комплек-
сом планируемых результатов, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, позволили выделить укрупненные характеристики достигаемых результатов (рисунок 4).
Рисунок 4 - Распределение планируемых результатов по направлениям инновационной деятельности
Наиболее выраженными результатами, нию.
достигаемыми в направлении проекта «Разноуровневые задания», являются предметные результаты (по критериям знания, понимания и применения), а также регулятивные метапред-метные результаты, в первую очередь проявляющиеся в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности. Также необходимо отметить, что у данного направления высокий потенциал для реализации принципа формирующего оценивания. Включение обучающегося в оценочную самостоятельность побуждает обучающихся к познанию. [5]
При реализации проектов по наставничеству «Ученик-ученику» также достигаются предметные результаты, но в направлении применения знаний в различных учебных ситуациях. Кроме этого эти проекты - залог достижения личностных результатов, связанных с осознанием обучающимися ценности самостоятельности и инициативы.
Создание условий для выбора индивидуальных образовательных траекторий способствует формированию личностных результатов -готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, а успешное прохождение по этой траектории определяет достижение предметных результатов в направлении формирования предпосылок научного типа мышления. Для более старших учеников можно также говорить о формировании готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
Участие в коллективных творческих делах -это в первую очередь формирование личностных результатов в направлении социально значимой деятельности, а также всего комплекса коммуникативных и регулятивных метапредметных результатов.
Работа с цифровым ресурсом дополняет предыдущие аспекты результатов сформиро-ванностью внутренней позиции личности и готовностью к самостоятельному планирова-
В направлении развития проектной деятельности существенно дополняются предметные результаты через развитие умений создавать учебные и социальные проекты, а также способности использования универсальных учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике. То есть в идеальном варианте можно говорить о формировании и развитии функциональной грамотности - достижении, лежащего на стыке предметных и метапредметных результатов.
Таким образом, реализуемая модель инновационной работы в МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» в направлении качества образования способствует комплексному достижению планируемых результатов обучающихся на основе предоставления школьникам возможности выбора и сооргани-зации [4] различных образовательных предложений в свой индивидуальный образовательный маршрут.
Список литературы
1. Арифулина, Р. У. Анализ отечественных и зарубежных трендов индивидуализации образовательного процесса в вузе: аналитический доклад / Р. У. Арифулина, О. А. Катушенко // Вестник Мининского университета. - 2021. -Том 9. № 4 (37). - С. 2-22.
2. Басюк, В. С. Совершенствование механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ в условиях модернизации технологий и содержания обучения и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования / В. С. Басюк, Л. В. Мухачева // Отечественная и зарубежная педагогика. -2018. - №4 (52). - С.86-101.
3. Губанова, Е. В. Индивидуальный учет образовательных достижений: новые функции современной школы / Е. В. Губанова, Г. П. Савиных // Наука и школа. - 2017. - №1. -С.70-75.
4. Ковалева, Т. М. Новые ресурсы дидактики для современной школы / Т. М. Ковалева // Наука и школа. - 2015. - №1. - С.88-94.
5. Шаповалова, О. Н. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт / О. Н. Шаповалова, Н. Ф. Ефремова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Том 7. - J№6. -URL: https://mirnauki.com/PDF/94PDM 619.pdf (дата обращения: 12.06.2022).
References
1. Arifulina R.U., Katushenko O.A. Analiz otechestvennykh i zarubezhnykh trendov individualizatsii obrazovatel'nogo protsessa v vuze: analiticheskiy doklad // Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. №4 (37). URL: https://cyber leninka.ru/article/n/analiz-otechestvennyh-i-zaru bezhnyh-trendov-individualizatsii-obrazova telnogo-protsessa-v-vuze-analiticheskiy-doklad (data obrashcheniya: 19.09.2022).
2. Basyuk V.S., Mukhacheva L.V. Sovershenstvovaniye mekhanizmov otsenivaniya lichnostnykh rezul'tatov osvoyeniya obuchayushchimisya osnovnykh obrazovatel'nykh programm v usloviyakh modernizatsii tekhnologiy i soderzhaniya obucheniya i v sootvetstvii s federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami obshchego obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvova nie-mehanizmov-otsenivaniya-lichnostnyh-rezultatov-osvoeniya-obuchayuschimisya-osnovnyh-obrazovatelnyh-programm-v (data obrashcheniya: 19.09.2022).
3. Gubanova Ye.V., Savinykh G.P. Individual'nyy uchet obrazovatel'nykh dostizheniy: novyye funktsii sovremennoy shkoly // Nauka i shkola. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-uchet-obrazovatelnyh-dostizheniy-novye-funktsii-sovremennoy-shkoly (data obrashcheniya: 19.09.2022).
4. Kovaleva T.M. Novyye resursy didaktiki dlya sovremennoy shkoly // Nauka i shkola. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/novye-resursy-didaktiki-dlya-sovremennoy-shkoly (data obrashcheniya: 06.10.2022).
5. Shapovalova O.N., Yefremova N.F. Didakticheskiy potentsial formiruyushchego otsenivaniya metapredmetnykh rezul'tatov shkol'nikov: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktiche skiy-potentsial-formiruyuschego-otsenivaniya-metapredmetnyh-rezultatov-shkolnikov-rossiys kiy-i-zarubezhnyy-opyt (data obrashcheniya: 19.09.2022).
Сведения об авторах
Тимерханов Дамир Галиханович -
Почетный работник общего образования РФ, директор МБОУ «Гимназия J№ 1 г. Челябинск»
Кацай Ирина Ивановна - Почетный работник общего образования РФ, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинск»
Information about authors
Timerhanov D.G. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Director of Municipal Budget Education Institution «Gymnasium №1 in Chelyabinsk»
Katsay I.I. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Deputy Director of Municipal Budget Education Institution «Gymnasium №1 in Chelyabinsk»