Научная статья на тему 'Пути и средства формирования индивидуальной образовательной траектории подростков'

Пути и средства формирования индивидуальной образовательной траектории подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1971
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / УЧЕБНЫЙ / ТРАЕКТОРИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТЬ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропова Ирина Юрьевна

В статье анализируются главные требования ФГОС к формированию индивидуальной образовательной траектории. В основе всего этого лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальной образовательной траектории. Так же в статье представлена характеристика путей реализации образовательной траектории, которая осуществляется поэтапно. Описаны все принципы и особенности подросткового возраста, которые отвечают за учебную деятельность. Рассмотрены формы индивидуализации и дифференциации в обучении. В статью включена разработка индивидуального образовательного маршрута. Все это помогает раскрыть талант школьника и в дальнейшем определиться в выборе будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антропова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и средства формирования индивидуальной образовательной траектории подростков»

ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОДРОСТКОВ Антропова И.Ю.

Антропова Ирина Юрьевна - студент, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин, педагогический факультет, Брянский государственный университет - филиал, г. Новозыбков

Аннотация: в статье анализируются главные требования ФГОС к формированию индивидуальной образовательной траектории. В основе всего этого лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальной образовательной траектории. Так же в статье представлена характеристика путей реализации образовательной траектории, которая осуществляется поэтапно. Описаны все принципы и особенности подросткового возраста, которые отвечают за учебную деятельность. Рассмотрены формы индивидуализации и дифференциации в обучении. В статью включена разработка индивидуального образовательного маршрута. Все это помогает раскрыть талант школьника и в дальнейшем определиться в выборе будущей профессии. Ключевые слова: образовательный, индивидуальный, учебный, траектория, обучение, деятельность, образование, особенность, подросток.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальной образовательной траектории. Уже в начальной школе должна осуществляться индивидуализация каждого ребёнка.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. также говорится о том, что «следует совершенствовать образование, повышать его качество, в том числе, необходима индивидуализация образования». Одним из актуальных вопросов совершенствования и видоизменения образования в современном обществе заключается в проектировании и институциональном обеспечении индивидуальной образовательной траектории обучающегося с применением современных информационных технологий. [2]

«ФГОС. Индивидуальная образовательная траектория ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; ...

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

2) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

3) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; .

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Обучающимся предоставляются академические права на: обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах

осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Требования ФГОС к формированию индивидуальной образовательной траектории».

ФГОС включает в себя требования:

«Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации» .

«ФГОС. Индивидуальная образовательная траектория ФГОС основного общего образования ... II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

- Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: . метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; ....

- Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов» [2].

Кардинальные изменения, происходящие в современном мире во всех сферах жизнедеятельности общества обусловлены новой информационной цивилизацией XXI века. Что касается модернизации образования, то она должна стать движущим фактором формирования новых жизненных установок каждой личности. Ведь обществу, которое постоянно развивается нужны нравственные, мобильные, конструктивные, образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в любой ситуации, также прогнозируя последствия.

Характеристика путей реализации образовательной траектории представлена в реализации образовательной траектории:

- содержательная (осуществляется через образовательные проекты);

- деятельностная (организационной формой является использование нетрадиционных педагогических технологий);

- процессуальная (определяет несколько видов общения, включает организационный момент).

Путь формирования индивидуальной образовательной траектории начинается с цели; школа нуждается в том, чтобы учащиеся имели и осваивали ряд социально -средовых условий, для того, чтобы максимально полно раскрыть заложенный природой потенциал.

Традиционная модель образовательного процесса нуждается в обновлении и реформировании используемого учебного материала, на который она ориентирована. На данный момент педагоги ищут новый алгоритм функционирования необходимых

педагогических условий, для того чтобы подросток был готов к проектированию ИОТ (индивидуальная образовательная траектория) как к средству саморазвития.

В основу этого процесса были включены такие элементы как: прогнозирование, проектирование, конструирование и оценка эффективности реализации.

Для того чтобы эта деятельность была реализована, она должна проходить по следующим этапам:

1. Нужно создать такие условия, чтобы развивался, прежде всего, интеллект ученика, который помогает ему в дальнейшем освоении разного опыта общения и группового взаимодействия с социумом;

2. Ориентация на познавательную и преобразовательную деятельность подростка (развитие мотивации к индивидуальной образовательной траектории);

3. Должна производиться диагностика по уровню развития способностей школьника и его личностных интересов, склонностей, особенностей и т.д. По результатам данного действия составляется «Карта индивидуального психологического развития ребенка»;

4. Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута и технологий;

5. Должна производиться оценка эффективности индивидуальной образовательной траектории учащегося (степень уже сформировавшихся на данном этапе личностных, предметных и метапредметных планов, успешность выбора профессионального самоопределения).

В основе индивидуальной образовательной траектории лежат принципы, которые помогают определять специфику учебной деятельности, а также являются дополнительными источниками продуктивности и индивидуализации обучения, а это все значит то, что у подростка развивается активная учебно-познавательная деятельность:

1) Принцип формирующего и воспитывающего обучения - включает в себя познавательную деятельность и воспитание личностных качеств у подростка;

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - учет личностных особенностей обучающихся;

3) Принцип учета возрастных особенностей - согласованность содержания образования возрастным категориям школьников.

А чем же будет отличаться индивидуальная образовательная траектория подростка от старшеклассника? Необходимо выявить особенности подросткового возраста и добавить ко всему имеющемуся методы и формы.

Начнем с определения: «подростковый возраст - это то время, когда начинает складываться мировоззрение и осознание значимости себя в социуме, изучение норм и правил поведения в обществе» [4].

Особенности подросткового возраста складываются в различных аспектах человеческой жизни:

- в психологическом (чувство «взрослости», человек становиться самостоятельным, в этот момент подросток полностью погружен в себя (происходит самоисследование, самоанализ);

- в поведенческом (цель становиться самым значимым объектом, который направлен на достижение желаемого результата в любом выбранном деле, который вызывает наибольший интерес; эмансипация (независимость) от опеки над подростком превалирует над его сознанием, но только в некоторой степени (так как подросток не хочет полностью освобождаться из-под контроля старшего поколения); взаимодействие в группе ведет к конфликтам (происходит так называемое «соревнование» за лидерство);

- в анатомо-физиологическом (изменение пропорций тела (рост, вес); стремительное развитие мышечной системы; быстрый рост органов тела (влияние половых гормонов).

При этом подростковый возраст стоит на пике индивидуализации и дифференциации в обучении. Выделим методы и формы индивидуализации.

В.И. Гладких выделяет 3 основных формы индивидуализации:

1) Дифференциация обучения - разделение учащихся на группы, при этом учитывая их особенности (обучение ведется по нескольким учебным программам и планам);

2) Внутриклассная индивидуализация учебного процесса;

3) Прохождение учебного курса в различном темпе: медленно, умеренно или быстро.

Учитывать уровень познания, особенности мышления, скорость протекания мыслительных процессов и ряд других разнообразных факторов можно только с помощью индивидуализации. Это выполняется с использованием дифференциации в обучении. Рассмотрим несколько различных трактовок понимания дифференциации обучения:

«Дифференциация обучения — форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся».

«Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени» [6].

«Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки; предполагает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов) мобильных или стабильных учебных групп, позволяющих сделать содержание обучения и предъявляемые к учащимся требования существенно различными» [6].

В дидактическом исследовании выделяется внутренняя и внешняя дифференциация.

Внутренняя - учащиеся не разбиваются на группы, учитель, заранее зная их особенности, дает школьникам задания разного уровня сложности.

Переходный уровень - разноуровневый (проводится в рамках одного класса), вводятся стандарты, с помощью которых идет усвоение содержания учебного процесса: слабый, сильный, углубленный.

Внешняя - реализуется в работе профильных, углубленных классов, факультативов и так далее.

Далее можно выделить различные виды внутренней дифференциации:

- по различным способностям учащихся

Школьник учится в разнородном классе, например некоторый предмет (допустим история) сгруппирован в разделы и на изучение всего материала отводится определенное количество времени, по окончании проводятся диагностические тесты (чтобы определить уровень усвоения нового материала); видя результат одним учащимся можно дать дополнительное задание, другим - коррекционные задания.

- интегративное разделение

Учащиеся с разными способностями помещаются в одну группу, важно отметить, что особое значение придается на индивидуальное развитие и самостоятельное обучение.

- уровневое разделение

Учащиеся обучаются по одной программе и имеют возможность выбрать темп усвоения данного материала: на слабом, сильном или углубленном.

Теперь важно определить задания (по уровням), по которым учащийся будет осуществлять индивидуализацию в обучении:

1 уровень: репродуктивный - ученик усваивает и запоминает содержание учебного материала;

2 уровень: конструктивный - усваивание, запоминание, воспроизведение и умение использовать данный опыт в различной ситуации;

3 уровень: творческий - умение воспроизвести. Использовать на практике и умение выполнять самостоятельную работу.

Тем самым на данный момент существуют различные методические приемы использования дифференцированных заданий.

Результатом прохождения подростком индивидуальной образовательной траектории является - образовательный продукт. Именно он при помощи полученных знаний использует содержание, которое соответствует изучаемой теме, предмету, разделу и какой-либо образовательной области.

К способам сосредоточения образовательной деятельности индивидуальной траектории подростков можно отнести:

- защита проекта;

- разработка теста;

- написание рецензии;

- составление презентаций;

- рисунок для плакатов и энциклопедий и так далее.

Многолетний опыт квалифицированных педагогов показал, что обучение школьников, которое ведется по индивидуальной образовательной траектории, является эффективной деятельностью с контролем постоянной обратной связи, которая предусматривает оценку существенных результатов с постоянным анализом и самооценкой ученика.

На всех этапах формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории самое главное для подростка оценить свои перспективы, способности, возможности, усилия, интересы, которые он предполагает реализовать для изучения того или иного материала, чтобы добиться поставленной цели.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

«Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации». [5]

Главной целью индивидуального образовательного маршрута является самоопределение учащегося. Индивидуальный образовательный маршрут подростка не только является современной формой оценивания, но и помогает в решении важных педагогических вопросов.

Методика помогает раскрыть школьнику все его таланты и в дальнейшем определиться в выборе будущей профессии.

Целостного пути создания индивидуального образовательного маршрута на сегодняшний день нет. И поэтому продвижение в индивидуального образовательного маршрута строится по таким важным направлениям: эффективное продвижение по ИОМ происходит по 3 главным жизненным линиям:

1) Личностный рост;

2) Знания (образовательный);

3) Профессиональное самоопределение.

При самом построении индивидуального образовательного маршрута необходимо помнить:

1) О степени усвоения учащимися предшествующего материала;

2) Об индивидуальной скорости продвижения подростка в обучении;

3) О показателе сформированности необходимого уровня образовательной и учебной деятельности;

4) Об особенностях школьников: характер, темперамент, особенности психического развития и другое).

К особенностям индивидуальной работы учащихся можно отнести:

1) Уровень обученности подростка, уровень его умственного развития;

2) Индивидуально-типологические особенности каждого учащегося;

3) Познавательный интерес;

4) Скорость прохождения и понимания учебных предметов (медленно, умеренно, быстро) с помощью дифференцирования их на группы (слабые, сильные, инклюзивные).

Составляя индивидуальную программу для подростка, педагог в первую очередь должен опираться на содержание базового материала. Главный вопрос состоит в том, как представить данный материал. Приступая к реализации индивидуального образовательного маршрута, педагог должен узнать, по какому типу должна быть реализована программа в материале.

Данные структуры могут быть изображены по типу геометрических линий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Типы структуры урока

1) Линейная - ее принцип построения: от простого к сложному.

Особенность этой траектории построения в том, что она допускает большое

количество правильных ответов. Решение поставленных задач основаны на требованиях последовательности и систематичности (их реализация на практике довольно затруднена).

2) Концентрическая - данный тип построения: в учебном материале представлены несколько концентрических кругов.

В ее систему входят несколько еще более мелких и разрозненных подсистем. Проходя первый круг, учащийся осваивает и второй.

3) Логарифмическая спираль - наиболее оптимальный тип структуры, помимо остальных он отрабатывается на уроках многократно, затем содержание постепенно усложняется и увеличивается за счет углубления в разработку каждого действия.

При таком способе построения открываются дальнейшие возможности для исследования деятельности подростка, которые направлены на развитие их способностей.

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей учащегося.

Первый этап: диагностика уровня сформированности различных компетенций школьника;

Второй этап: постановка целей и устройство первостепенных проблем;

Третий этап: срок реализации;

Четвертый этап: программирование по отношению к личностным и общим устойчивым общеобразовательным объектам;

Пятый этап: реализация данного программирования; Шестой этап: объединение и сотрудничество с другими специалистами; Седьмой этап: свидетельство индивидуальных образовательных продуктов; Восьмой этап: выявление и фиксация личностных и общих видов и способов деятельности.

В дальнейшем сам путь самооценки успехов личности выбирается совместно с педагогом. Это можно проследить на каждых этапах карты самоопределения ученика. Для этого разрешено использование следующих вопросов:

- Чего я хотел добиться в данном учебном году?

- Что я должен для этого сделать?

- Что я сделал для того, чтобы реализовать поставленную цель?

- Чему я научился в процессе этой деятельности и что мне еще необходимо сделать?

Список литературы

1. Антропова И.Ю. Пути и средства формирования индивидуальной образовательной траектории подростков // Проблемы современной науки и образования, 2018. [Электронный ресрус]. Режим доступа: https://scientificpublication.ru/images/PDF/2018/29/puti-i-sredstva.pdf/ (дата обращения: 04.09.2018).

2. Анцупов С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко // Школьные технологии, 2009. № 1. С. 116-121.

3. Артемова Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации / Л.К. Артемова // Профильная школа, 2008. № 6. С. 47-54.

4. Индивидуализация обучения. [Электронный ресурс] / Национальная энциклопедическая служба. Режим доступа: http://didacts.ru/termin/individualizacija-obuchenija.html/ (дата обращения: 18.04.2018).

5. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления / Е.П. Носова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. № 91. С. 138-144.

6. Профессиональное образование - дифференциация обучения. [Электронный ресурс] / Вокабула: энциклопедии, словари, справочники. Режим доступа: http://www.вокабула.рф/справочники/профессиональноеобразование/дифференциа ция-обучения/ (дата обращения:19.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.