Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ: АНАЛИЗ ВОПРОСА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ'

МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ: АНАЛИЗ ВОПРОСА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное сотрудничество в сфере туризма / Китай / фестиваль / культурная дипломатия / туризм

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горячева Н. В., Афанасьева А. В.

В статье охарактеризованы механизмы международного сотрудничества в сфере туризма между Китаем и Российской Федерацией. При этом значительное внимание уделяется изучению истории и форме культурного сотрудничества и дипломатических отношений Китая и России; определены приоритетные направления для расширения совместной работы в наиболее перспективных направлениях. В качестве рекомендации по совершенствованию механизмов международного сотрудничества в сфере туризма, автор предлагает Концепцию международного фестиваля «Шанхай-Москва», который позволит преодолеть негативный имидж обеих культур, сформировать площадку для укрепления взаимодействия, а также привлечь туристов из обеих стран. Результаты исследования подтверждают необходимость поиска новых возможностей для реализации совместных межотраслевых международных проектов для достижения оптимальных результатов в направлении фестивального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ: АНАЛИЗ ВОПРОСА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ»

ТУРИЗМ

УДК 339.9

МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ: АНАЛИЗ ВОПРОСА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Горячева Н.В.

Студент магистратуры Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

кт1а2@1пЪох. ги

Научный руководитель:

Афанасьева А.В.

Канд. геогр. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация [email protected]

Аннотация. В статье охарактеризованы механизмы международного сотрудничества в сфере туризма между Китаем и Российской Федерацией. При этом значительное внимание уделяется изучению истории и форме культурного сотрудничества и дипломатических отношений Китая и России; определены приоритетные направления для расширения совместной работы в наиболее перспективных направлениях. В качестве рекомендации по совершенствованию механизмов международного сотрудничества в сфере туризма, автор предлагает Концепцию международного фестиваля «Шанхай-Москва», который позволит преодолеть негативный имидж обеих культур, сформировать площадку для укрепления взаимодействия, а также привлечь туристов из обеих стран. Результаты исследования подтверждают необходимость поиска новых возможностей для реализации совместных межотраслевых международных проектов для достижения оптимальных результатов в направлении фестивального туризма.

Ключевые слова. международное сотрудничество в сфере туризма, Китай, фестиваль, культурная дипломатия, туризм

Международное сотрудничество в отрасли туризма относится к более широкому понятию международных экономических отношений и, вместе с тем в равной части включает в себя сотрудничество в области культуры. Рост туризма напрямую влияет на рост экономики в целом, и, как следствие - на улучшение качества жизни местного населения.

Китайские туристы в допандемийный период составляли значительную долю въездного турпотока в РФ. Введение ограничений на перемещения для китайских граждан ощутимо повлияло на туристическую индустрию стран Азиатско-Тихоокеанского туристского макрорегиона, и, безусловно сказалось на состоянии туристической отрасли России. Однако, последствия сокращения въездного туристского потока в России были

частично компенсированы стремительным развитием внутреннего туризма. При этом для любой страны въездной туризм рассматривается как важная статья экспорта; более того, значительный сегмент туристского рынка в России по-прежнему ориентирован на иностранных туристов. Поэтому для российской туристской индустрии восстановление въездного туристского потока остаётся одной из приоритетных задач туризма и экономики в целом. Сегодня, когда многие страны закрыты для россиян, а Россия остаётся закрытой для многих европейских и американских туристов, важно переориентироваться на азиатские туристические рынки. Китай - одна из крупнейших по населению стран с высокой долей в мировой экономике - может стать важнейшим партнёром и потребителем локального российского туристского рынка. При этом, для туристской индустрии в Китае остаётся важным вопрос расширения на иностранные рынки. Именно поэтому, сегодня особенно актуален вопрос установления партнерских отношений в вопросах туризма между Китаем и Российской Федерацией. Среди множества инструментов сотрудничества в сфере туризма, в данной работе мы остановимся на фестивальном туризме; с одной стороны он является способом привлечения туристов в дестинацию, а с другой - форматом её продвижения на внешние рынки.

Анализ научной литературы по теме сотрудничества Китая и России показывает значительный интерес к этой теме [1-2, 5-8]. Вместе с тем, вопросам сотрудничества в области туризма уделяется недостаточно внимания. Поэтому целью данной статьи является обзор инструментов международного сотрудничества в сфере туризма и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Анализ инструментов международного сотрудничества между Китайской Наробной Республикой и Российской Федерацией.

На сегодняшний день выработаны эффективные формы сотрудничества между странами, которые широко применяются в сфере туризма:

• использование туристских связей для укрепления взаимопонимания и доверия между странами;

• использование туризма для развития взаимовыгодных экономических, торговых отношений;

• расширение связей и контактов по линии научно-технических и культурных организаций и отдельных личностей;

• создание наиболее благоприятных условий для туристского обмена между заинтересованными странами, организация сотрудничества, путём обмена туристской информацией, выработки общих стандартов и технологий обслуживания туристов, упрощение туристских формальностей и др.

- взаимоподдержку деятельности и сотрудничества туристских организаций обеих стран;

- (по возможности) упрощение пограничных, таможенных и других туристских формальностей;

- способствование увеличению количества туристских поездок (групповых и индивидуальных);

- обмен туристской информацией;

- оказание помощи в подготовке профессиональных кадров для сферы туризма;

- координацию сотрудничества туристских администраций в рамках ЮНВТО и других международных туристских организаций;

- согласие на открытие туристских рекламно-информационных бюро на территории страны-компаньона [5].

Из перечисленных инструментов двустороннего сотрудничества между Китаем и Россией сегодня наиболее эффективны механизмы культурной дипломатии, система подготовки кадров в сфере туризма, работа туристских офисов и информационных центров в обеих странах. Рассмотрим подробнее специфику развития инструментов культурной дипломатии в развитии туристской индустрии России и Китая.

В 2019 году исполнилось 70 лет дипломатических отношений между Россией и Китаем. Эта дата была отмечена встречей глав государств - В.В. Путина и Си Цзиньпиня, которые подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве - в области энергетики, закупок, образовании и культурном обмене1. На торжественном вечере в честь 70-летия установления дипотношений между Китаем и Россией, председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что за несколько десятилетий, китайско-российские отношения укрепились и вышли на стабильный уровень. На этом фоне «Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия», которое подписали главы государств двух стран в том же году, заложило новую модель отношений между Китаем и Россией. В марте 2023 года глава КНР Си Цзиньпинь прибыл в Россию с официальным визитом в Россию2. Это его первая дипломатическая встреча с 2020 года, и ее итоги очень продуктивны.

1 China, Russia mark 70th anniversary of diplomatic ties https://news.cgtn.com/news/3d3d414f7751544d35457a6333566d54/index.html

2 Новый уровень: результаты исторической встречи Путина и Си Цзиньпина https://ren.tv/news/v-rossii/1087281-itogi-vizita-si-tszinpina-v-rossiiu

Вместе с тем, история «официальной дружбы» началась в 2001 г., когда был подписан двусторонний «Договор о дружбе и о добрососедстве», который вывел российско-китайские отношения на качественно новый уровень и послужил основой для организации различных мероприятий как в России, так и в Китае; содействовал активизации межпарламентского сотрудничества — была создана комиссия по сотрудничеству между Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) и комиссией Совета Федерации, которая смогла усовершенствовать отношения между парламентами двух стран.

По случаю 10-летия заключения «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» между Россией и Китаем правительства двух стран провели ряд важных мероприятий, включающих в себя выставки публицистической и художественной литературы, фотовыставки, выступления поэтов и писателей, концерты студенческих коллективов, встречи молодёжи и т.д. В Москве День культуры Китая3 впервые прошёл на площадке ВДНХ 14 и 15 сентября 2019. В него вошли выставки панд и фонарей, образовательная ярмарка, туристическая деревня, соревнование по футболу и концерт на главной площадке. Так, в зоне "Туристическая деревня" были открыты экспозиции авиа- и туристических компаний, которые продемонстрировали возможности организации туристических и деловых поездок в Китай. В Парке ремёсел была расположена зона тематических мастер-классов на тему китайской культуры. Проведение однодневного фестиваля было приурочено к завершению годовой юбилейной программы празднования 80-летия ВДНХ и направлено на расширение культурных связей между народами Китая и России.

Следующий год стал настоящим испытанием для всех стран, но самое большое влияние оказал на трансформацию Китая. Далее, в послепандемийный период произошёл спад в совместной работе в области образования и культурного обмена.

В 2021 году исполнилось 20 лет договору между Россией и Китаем о дружеском соседстве и сотрудничестве. На проведённой июньской видеоконференции лидеры государств Си Цзиньпин и Владимир Путин сообщили о продолжении действия договора. На проведённом саммите прошедшем онлайн в 2021 году посвящённом 20-летию договора о добрососедстве и дружбе, лидеры двух государств совместно заявили, что это не военно-политический союз, а стратегическое дружественное партнёрство, основанное на интересах и невмешательстве во внутренние государственные дела друг друга, оно не направлено против третьих лиц.

3 Фестиваль Китая Щрв^^пк ш/еуетв^евИуаЬкйауа/

Вместе с тем, продолжающаяся пандемия и усиление санкций США в 2022 году оставили свой отпечаток на дипломатических отношениях между Китаем и Россией. С самого начала, Китай занял позицию нейтралитета и не давал никаких публичных заявлений о поддержке или осуждении политики России, т.к. в данное время ухудшение и без того натянутых отношений с США скажется на экономическом развитии самого Китая.

Несмотря на сложности, за последние несколько лет, области сотрудничества между Россией и Китаем расширились: взаимовыгодные сделки в сельскохозяйственной отрасли и локальное партнёрство только набирают обороты. Тем не менее, сотрудничество в области энергетики, образования и культурного сотрудничества набирает обороты — это наиболее безопасно и выгодно в нынешних условиях.

За последнее десятилетие, количество мероприятий, посвящённых китайской культуре, возросло в геометрической прогрессии - Китай расширил не только свой рынок, но и получил благодарную аудиторию в лице русской молодёжи. Также у студентов из России все ещё присутствует страх перед изучением китайского языка, а вот школьники учат его с большим удовольствием. С каждым годом, все больше школьников и студентов начинает учить китайский язык, но изучение иностранного языка невозможно без погружения в его культуру. В настоящее время количество россиян, изучающих китайский язык, составляет от 60 до 80 тыс. человек4. По данным Авито Услуг, наиболее активно в преддверии сентября спрос вырос на услуги репетиторов по китайскому языку — частных наставников искали на 114% чаще, чем годом ранее. Предложений от специалистов за этот же период стало больше на 36%5.

Нельзя не заметить как Китай расширяет своё влияние по всему миру. По данным опросов прошлых лет, жители России уверены, что Китай - самый дружелюбный сосед6. В 2008 г. Российская Федерация совместно с КНР организовала несколько мероприятий в сфере культуры, науки и образования, которые, в дальнейшем, были переведены на регулярную основу и реализованы в рамках проведения Года России в Китае и Китая в России. В период с 2016 по 2021 гг. две страны провели 5 китайско-российских медиа-форумов. Список деловых и культурных мероприятий расширяется с каждым годом.

4 Язык Поднебесной: разворот на Восток подстегнул спрос на китайский в Петербурге https://www.dp.rU/a/2022/08/31/JAzik Ро(1псЬс$по| как га/

5 Спрос на репетиторов по китайскому языку вырос более чем в 2 раза https://t.mс/AvitoLivс/279

6 Опрос: большинство россиян считают Китай дружественным государством https://www.^^ях-russia.ru/kalcidoscopc/opros-bolshinstvo-rossiYan-schitaYut-kitaY-druzhcstvcnnvm-gosudarstvom

26 июня 2022 в Москве в Китайском патриаршем Подворье прошёл Фестиваль китайской культуры7. В программу мероприятия вошли разнообразные активности: китайские православные песнопения, беседы о Православии в Китае, о культуре и традициях Поднебесной, живопись и поэзия, чайная церемония, каллиграфия, традиционные игры и кинопоказы.

Одним из самых ожидаемых событий года для профессионалов-китаистов стал ежегодный Китайско-российский молодежный фестиваль прошёл на базе парка Этномир (Калужская обл.) с 30 сентября по 2 октября 2022 года8. Участниками и зрителями этого фестиваля, как правило, становятся профильные студенты, обучающиеся по программам востоковедения и китаистики; предприниматели, развивающий свою карьеру в российско-китайской сфере и работающие с китайскими специалистами.

Уже третий раз совместно с Китайским клубом НСО МГИМО, прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Energy Cooperation with China». Это мероприятие является образовательной площадкой для изучения перспектив российско-китайского энергетического сотрудничества, а также обмена опытом кооперации и ведения бизнеса между Россией и Китаем9.

Так, в июне 2021 г.в приграничных городах Благовещенске и Хэйхэ стартовала 11-я российско-китайская ярмарка культуры и искусства10. Ранее это мероприятие было посвящено только литературным и художественным достижениям, но с 2021 года она также включила в себя продвижение культурного туризма, привлечение инвестиций, онлайн-торговлю и т.п.

Новое распоряжение о проведении в 2022-2023 годах перекрёстных Годов российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта было подписано в октябре 2022 года11. Согласно ему, в план перекрёстных годов вошли мероприятия, которые связанны с подготовкой и проведением первых Игр будущего. Кроме того, в 2023 году запланировано проведение Международного фестиваля университетского спорта с участием сборных команд из стран БРИКС, ШОС и СНГ в Екатеринбурге. Гостями мероприятия становятся не только эксперты, исследователи

7 Фестиваль китайской культуры на Подворье http://st-nicholas.ru/rus/novosti/festival-kitaiskoi-kulturv-na-podvorie.html

8 Ежегодный российско-китайский молодёжный фестиваль в ЭТНОМИРе https://ethnomir.ru/etno/news/novosti/sobvtiva/ezhegodnvv-rossivsko-kitavskiv-molodvezhnvv-festival-v-etnomire-61105/

9 III Всероссийская научно-практическая конференция «Energy Cooperation with China» совместно с Китайским клубом НСО МГИМО. https://vk.com/wall-13175316 3008

10 11-я российско-китайская ярмарка культуры и искусства https ://amurartfair. ru/

11 Дмитрий Чернышенко: Более 500 мероприятий пройдут в рамках перекрёстных Годов российско-китайского сотрудничества в сфере спорта http://government.ru/news/46811/

энергетической отрасли, но и представители бизнеса и политики, непосредственно определяющие путь развития взаимоотношений России и Китая в этой сфере. В этом году в программе были мастер-классы: китайская живопись, каллиграфия, вырезание из бумаги, традиционные игры, кулинарные мастер-классы, разные чаепития и полезные лекции для китаистов.

Фестивали курируются не только местными департаментами культуры, но и другими профильными организациями. Вот уже более двадцати лет, Ассоциация развития синологии (АРС) занимается организацией международных и всероссийских китаеведческих мероприятий, конференций, фестивалей, конкурсов.

АРС ведёт базы данных: календари китаеведческих конференций и мероприятий; Научная база данных включает по китаеведению монографии, диссертации); базу пособий, учебников, книг, База синологических проектов, База китайских ресторанов и другие. Ассоциация принимает на практику студентов и школьников, имеет свой волонтерский клуб, программу менторства12. На ресурсах АРС публикуются предложения о работе для китаистов, каталоги компаний, работающих с Китаем. Раздел сайта для бизнеса содержит следующие материалы: календарь бизнес-мероприятий и выставок в Китае, списки поставщиков и компаний. Научный раздел включает в себя: базу данных китаеведческих исследований, библиотеку тематических изданий, синологические проекты, подборки учебных заведений и условия поступления по программам, информация по олимпиадам и конкурсам для взрослых и школьников и студентов, календарь мероприятий и др.

Таким образом, междисциплинарные специалисты в области российской культурой дипломатии могут сыграть большую роль на дипломатической арене с Китаем. Российская сторона также должна активно развивать междисциплинарных специалистов, которые заинтересованы в дипломатии с Китаем, чтобы две страны могли более эффективно осуществлять деятельность в области культурной дипломатии.

Вместе с тем, остается много пробелов в области расширения туристического сотрудничества между странами. Сильным остаётся недоверие россиян к китайской культуре, что выражается в стереотипных высказываниях в комментариях к новостям на китайскую тематику. Китай рассматривается как туристами, так и специалистами, как туристическое направление достаточно узко, только с позиций пляжного отдыха и медицинского туризма. А китайских туристов в популярных российских дестинациях ждут с опасением и даже нежеланием.

12 Ассоциация развития синологии https://russinologv.ru/

Одним из механизмов сложившихся проблем, на наш взгляд, может стать международный культурный фестиваль.

Разработка концепции проведения фестиваля «Шанхай-Москва» ставит своей целью формирование общего алгоритма международного сотрудничества в сфере фестивального туризма. Для многих стран подобные фестивали становятся инструментом привлечения туристов с зарубежных рынков. Так, проводимые в Москве культурные фестивали Турции, Непала, Японии - были направлены на формирование туристской аудитории для этих стран из числа российских туристов. Москва, как дестинация, получает существенный доход от выставочной деятельности, которая финансируется зарубежными туристскими предприятиями и органами власти. Последние, в свою очередь получили широкую огласку и новых клиентов среди туристов.

Разрабатываемый нами фестиваль направлен не только на получение прибыли, но и на формирование имиджа Москвы и России в целом, как надёжного партнёра в сфере туризма; а так же на увеличение взаимонаправленных туристских потоков между странами.

Фестивали помогают сохранности национальных культурных традиций, развитию туризма и продвижению экономическую, социально-культурной составляющей дестинации. В частности, успех фестиваля помогает привлечь большое количество людей, тем самым повышая привлекательность городов, сообществ или туризма направления. Кроме того, они способствуют экономическому развитию дестинации, предоставляя больше возможности трудоустройства для местного населения. Ценность фестивалей для туристов опирается на уникальный опыт знакомства с другим, непохожим культурном наследием, а также этническими и местными традициями. Также считается, что праздники могут привлечь больше туристов, что приносит дополнительную прибыль местным компаниям, обслуживающим туристскую инфраструктуру в нетуристические сезоны. Проще говоря, бизнес не находится в простое. С глобальной точки зрения, многие туристические направления используют фестивали как основное средство для привлечения туристов. Поэтому существует неразрывная взаимосвязь между привлекательностью фестиваля и местом его проведения. Как туристский аттрактор, фестиваль способствует взаимодействию между людьми и дестинациями, что влияет на лояльность туристов.

Для проведения Фестиваля рекомендуется создать Комиссию управления международным проектом, в ее состав войдут как представители профильных государственной органов власти с обеих сторон (например, министерств туризма и культуры), так и сторонних экспертов, обладающих необходимым опытом работы в

индустрии. В обязанности такой комиссии будут входить следующие задачи: обсуждение и согласование предложений государств по проекту ГЧП, анализ целесообразности такого проекта, оценка соответствия его целевых показателей национальным целям развития обоих государств, документам их социально-экономического развития, и развития смежных индустрий - транспортной, энергетической и иной инфраструктуры; проработка основных технических, правовых и финансовых параметров проекта ГЧП и подготовка необходимой документации; подготовка и проведение совместной процедуры по выбору частного партнера; прогнозы рисков проекта ГЧП; мониторинг за ходом реализации проекта ГЧП и др. Такой подход используется и при формировании оргкомитета для фестиваля, когда в него входят представители государственных органов, некоммерческих организаций и спонсоров, которые заинтересованы в продвижении своих продуктов на аудиторию фестиваля. В данном случае, оргкомитет будет координационным органом, «Комиссия по организации фестиваля Шанхай-Москва» (далее - Комиссия), в который войдут представители департамента культуры Москвы, представитель от префектуры Северо-восточного административного округа - они помогут с финансированием и с установлением дополнительных связей и поиска подрядчиков для дополнительных работ на территории проведения фестиваля. Необходимо привлечь представителя из посольства Китая, который поможет рассказать о проведении культурного фестиваля за пределами страны, что потенциально заинтересует китайскую молодёжь. Координация фестиваля будет возложена на частное ивент-агентство ООО "Голден Хамстер Эдженси", которое имеет многолетний опыт проведения подобных мероприятий; при этом отчёты будут предоставляться представителем государственных органов Комиссии.

Наличие представителей международных и локальных государственных организаций повысит престиж фестиваля и привлечёт больше посетителей. Спонсорами или информационными партнёрами могут выступить культурные фонды и центры: Фонд Шодиева, Китайский культурный центр в Москве, Китайско-российский комитет мира, дружбы и развития. Авиакомпании Air China и Аэрофлот (при поддержке InFlight media) выступят рекламными партнёрами. Фирменный журнал на борту самолётов Аэрофлота с одноимённым названием имеет ежемесячную аудиторию порядка 2,7 млн человек. Как только будет готов список по двустороннему соглашению China Friendly на этот год, включённые в него туроператоры также могут выступить информационными партнерами фестиваля - важно, чтобы как можно больше людей узнало о фестивале еще на момент его согласования. Другие коммерческие и некоммерческие организации также могут войти в комиссию; важно опираться на потенциальных спонсоров - компании, поставляющие на

внутренний рынок развлекательный контент, которым увлечена молодёжь от 15 до 35 лет. Это отечественная ГГ-компания Mail.ru, поставляющая и адаптирующая для российского рынка многопользовательские компьютерные игры из Китая, а так же китайская ГТ-компания HoYoverse, которая завоевала рынок развлечений по всему миру за последние несколько лет. Представитель хотя бы одной из этих компаний необходим в Комиссии для оценки уровня развлекательной составляющей фестиваля и для дополнительных источников финансирования конкурсной программы - спонсорам будет предложено место для установки стенда на фестивале.

Помимо этого, Комиссия будет отвечать за: утверждение плана работы, выявление тематики события, поиск спонсоров для финансирования, утверждение сметы расходов, поиск информационных партнёров, установление каналов связи между другими организациями и учреждениями, поиск подрядчиков, поиск помещения для проведения фестиваля, набор волонтёров, набор участников ярмарки в рамках проведения фестиваля, поиск лекторов для публичных выступлений, поиск партнёров для фудкорта, сбор заявок от участников, составление программы фестиваля, наблюдение за ходом мероприятия, анализ проделанной работы и уборку после фестиваля.

Вместе с тем, одной из важных задач является поддержание диалога с аудиторией. После того как оргкомитет определится с целевой аудиторией, необходимо начать «прогрев»; в маркетинге «прогревом» называют целенаправленное взаимодействие с аудиторией по разным каналам, чтобы вызвать интерес и доверие к продукту или услуге [3] Это может быть как блог на сайте фестиваля, так и тематические группы в социальных сетях. Публикация новостей предстоящего фестиваля, рассказы о работе, которую проводят организаторы и статьи по теме тематикой мероприятия - после утверждения программы, они так же могут быть напрямую рассказывать о запланированных мероприятиях в рамках программы фестиваля. Поддержка связи с подписчиками, ответы на их комментарии поможет собрать дополнительную информацию и повысит уровень доверия к оргкомитету.

Идея проведения фестиваля кроется в его названии. Шанхай-Москва - это путь, обозначения начальной и конечной точек путешествия. Сегодня Шанхай - самый густонаселённый город Китая, чьё число жителей составляет 9 млн жителей, что на 2 млн больше, чем в Пекине.

Программа фестиваля будет рассчитана на один день, мероприятие закрытое: вход для участников и посетителей по билетам разной стоимости. Культурный фестиваль невозможно представить без лекций и рассказов о традициях и празднике, при этом приглашённые лекторы получат вознаграждение за своё выступление.

В рамках фестиваля будет несколько зон интересов: ярмарка, где посетители смогут приобрести китайский чай и сладости, книги и учебники на китайском языке; на аллею художников можно пригласить художников, чьи работы связаны с современной китайской интернет- и поп-культурой.

Также можно организовать мастер-классы: по китайской живописи, по каллиграфии, по фигурному вырезанию из бумаги. Интерес представляют и традиционные китайские игры: го (китайские шашки) и маджонг. Для этого нужно привлечь московские клубы по игре в го и маджонг.

Детальная проработка идеи Фестиваля лежит в поле наших дальнейших исследований. В частности, необходимо определить территорию и площадку проведения Фестиваля, охарактеризовать аудиторию и провести ее сегментацию, разработать детальную программу и форматы спонсорства и партнёрства, просчитать смету и технологии продвижения.

Выводы. Сотрудничество между Китаем и Россией в области культуры имеет большое стратегическое значение для развития отношений между двумя странами. Это не только поможет укрепить развитие политических отношений между двумя странами, но и способствует дальнейшему углублению торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, а также поможет укрепить взаимопонимание между китайским и российским народами. В условиях текущих экономических условий, когда позиция России во внешней политике устремилась на Восток, Китай является важным всесторонним стратегическим союзником, и увеличение доли взаимодействия в области культуры и туризма поможет развитию экономики обеих стран в целом.

Разработка международного культурного фестиваля, который может проводится на систематической основе, станет инструментом расширения сотрудничества в области туризма, будет способствовать положительному образу как России, так и Китая на рынках обеих стран.

Литература

1. Воскресенский А.Д. Что такое для нас Китай? Предисловие к специальным номерам: "Китай как Глобальный фактор: сравнительный анализ Вариантов ответов" и "современные международные Отношения: теория и практика сравнительного Анализа ответов на внешние и внутренние вызовы / А. Д. Воскресенский // Сравнительная политика. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 5-8. - DOI 10.24411/2221-3279-2020-10014. - EDN FPCKGP.

2. Ву Ю. Нынешнее состояние и особенности обмена по сотрудничеству в области туризма между Китаем, Россией и Монголией / Ю. Ву // Universum: филология и искусствоведение. - 2019. - № 11(68). - С. 9-13. - EDN MBLEVH.

3. Кузьмина Н.В. Фестиваль в большом городе: к вопросу о роли фестивализации в городской культурной жизни / Н. В. Кузьмина // Государственная

служба. - 2021. - Т. 23, № 4(132). - С. 64-70. - DOI 10.22394/2070-8378-2021-23-4-64-70. -EDN EOPBOT.

4. Ло С. Международное сотрудничество Китая и России в условиях трансформации глобальных политических процессов 2019-2022 гг / С. Ло // Социально-гуманитарные знания. - 2022. - № 5. - С. 177-181. - EDN MQAVMN.

5. Matveevskaya A.S. Russia and China in the field of international tourism / A. S. Matveevskaya, S. N. Pogodin, W. Ju. Tao // Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. - 2020. - Vol. 36, No. 2. - P. 384-393. - DOI 10.21638/spbu17.2020.214.

- EDN SEUWMS.

6. Сытенко Г.Н. Российско-китайское культурное сотрудничество на рубеже XX-XXI в / Г. Н. Сытенко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2013. - № 3. - С. 99-106. - EDN RBECIR.

7. Ян Цзые. Некоторые проблемы и перспективы проведения культурной дипломатии Китая в России // Общество. Среда. Развитие. - 2022. - №1(62). - С. 25-29. -DOI 10.53115/19975996_2022_01_025-029;

8. Чжочао Ю. "Красный туризм" как основное направление сотрудничества в области туризма между Китаем и Россией / Ю. Чжочао // Постсоветский материк. - 2019.

- № 4(24). - С. 94-106. - EDN JFBSUK.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.