Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ'

МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
строительный сектор / строительный комплекс / санкции / импортозамещение / Россия / construction sector / construction complex / sanctions / import substitution / Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Ларин

Статья посвящена проблемам замещения импорта сырья материалов, оборудования и технологий в российском строительном секторе в условиях санкционного давления со стороны западных стран. Определена роль строительного сектора в современной российской экономике, проанализирована динамика его развития, рассмотрены особенности влияния на сектор санкций со стороны стран Запада. Рассмотрены основные меры, принимаемые в нашей стране на государственном уровне в рамках политики импортозамещения и имеющие отношение к строительному комплексу. Выявлены ключевые проблемы в сфере импортозамещения в строительной отрасли и предложены рекомендации по решению этих проблем. Проведенное исследование показало, что в условиях санкций строительной отрасли требуются глубинные структурные преобразования, в рамках которых должны быть проведены реформы в сфере импортозамещения, развития новых технологий, повышения эффективности информационного обмена между предприятиями отрасли. Преобразования должны затронуть государственное и корпоративное управление. При этом необходимо ориентироваться в первую очередь на налаживание конструктивного партнерства с дружественными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION MECHANISMS IN THE RUSSIAN CONSTRUCTION INDUSTRY UNDER SANCTIONS: FEATURES AND PROBLEMS

The article is devoted to the problems of substitution of imports of raw materials, equipment and technologies in the Russian construction sector in the context of sanctions pressure from Western countries. The role of the construction sector in the modern Russian economy is determined, the dynamics of its development is analyzed, the peculiarities of the impact of sanctions on the sector by Western countries are considered. The main measures taken in the country at the state level within the framework of the import substitution policy and related to the construction complex are considered. The key problems in the field of import substitution in the construction industry are identified and recommendations for solving these problems are proposed. The research has shown that in the conditions of sanctions construction industry requires deep structural transformations, within the framework of which reforms in the field of import substitution, the development of new technologies, and improving the efficiency of information exchange between industry enterprises should be linked. The transformations should affect public and corporate governance. At the same time, it is necessary to focus primarily on establishing constructive partnership with friendly countries.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ»

УДК 658.5; 338.012 doi:10.52210/2224669X_2023_3_207

МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

А.В. Ларин

Аннотация. Статья посвящена проблемам замещения импорта сырья материалов, оборудования и технологий в российском строительном секторе в условиях санкционного давления со стороны западных стран. Определена роль строительного сектора в современной российской экономике, проанализирована динамика его развития, рассмотрены особенности влияния на сектор санкций со стороны стран Запада. Рассмотрены основные меры, принимаемые в нашей стране на государственном уровне в рамках политики импортозамещения и имеющие отношение к строительному комплексу. Выявлены ключевые проблемы в сфере импортозамещения в строительной отрасли и предложены рекомендации по решению этих проблем. Проведенное исследование показало, что в условиях санкций строительной отрасли требуются глубинные структурные преобразования, в рамках которых должны быть проведены реформы в сфере импортозамещения, развития новых технологий, повышения эффективности информационного обмена между предприятиями отрасли. Преобразования должны затронуть государственное и корпоративное управление. При этом необходимо ориентироваться в первую очередь на налаживание конструктивного партнерства с дружественными странами.

Ключевые слова: строительный сектор, строительный комплекс, санкции, импортозамещение, Россия.

IMPORT SUBSTITUTION MECHANISMS IN THE RUSSIAN CONSTRUCTION INDUSTRY UNDER SANCTIONS: FEATURES AND PROBLEMS

A.V. Larin

Abstract. The article is devoted to the problems of substitution of imports of raw materials, equipment and technologies in the Russian construction sector in the context of sanctions pressure from Western countries. The role of the construction sector in the modern Russian economy is determined, the dynamics of its development is analyzed, the peculiarities of the impact of sanctions on the sector by Western countries are considered. The main measures taken in the country at the state level within the framework of the import substitution policy and related to the construction complex are considered. The key problems in the field of import substitution in the construction industry are identified and recommendations for solving these problems are proposed. The research has shown that in the conditions of sanctions construction industry requires deep

structural transformations, within the framework of which reforms in the field of import substitution, the development of new technologies, and improving the efficiency of information exchange between industry enterprises should be linked. The transformations should affect public and corporate governance. At the same time, it is necessary to focus primarily on establishing constructive partnership with friendly countries.

Keywords: construction sector, construction complex, sanctions, import substitution, Russia.

Строительство относится к числу ключевых, системообразующих отраслей нашей страны. Строительная индустрия оказывает значительное влияние на темпы экономического развития и демографического роста, является одной из основных сфер производства добавленной стоимости и обеспечения благосостояния населения. Кроме того, наблюдается тесная связь строительства с другими отраслями, оно выступает в качестве локомотива для смежных сфер хозяйственной деятельности: металлургии, лесопромышленного комплекса, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. [6].

Несмотря на кризисные явления, перманентно проявляющиеся в российской экономике, в последние десятилетия строительство демонстрировало стабильно высокие темпы развития и являлось одной из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей народного хозяйства. Ощутимый удар по отрасли был нанесён в 2014 г., в период обострения внешнеполитического кризиса и введения первых масштабных санкций против нашей страны. Замедление темпов роста отрасли наблюдалось до 2018 г. [7].

По результатам 2019 г. наметилось значительное улучшение в динамике роста строительной индустрии, и многие эксперты склонны были рассматривать наиболее благоприятные сценарии. Однако в 2020 г. кризис обострился, что было связано с пандемией коронавирусной инфекции и резким падением цены на углеводороды. Эти события привели к снижению курса рубля и покупательной способности населения, а также к росту цен на строительные материалы. Спрос на рынке недвижимости снизился, строительные компании стали испытывать трудности с привлечением рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Тем не менее, кардинального ухудшения ситуации в отрасли не произошло, что иллюстрируют данные, приведённые в таблице 1.

Таблица 1

Динамика ключевых показателей развития российской строительной индустрии

Показатель 2019 г 2020 г. 2021 г

Доля в ВВП, % 5,0 5,5 5,1

Объем выполненных работ, млрд. руб. 9132,2 9553,1 10 791,6

Среднегодовая численность работников в строительстве, тыс. чел. 6416,3 2315,5 2326,3

Среднемесячная номинальная заработная плата в строительстве, руб. 42 630 44 738 51 944

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 19 359,8 20 302,9 22 945,4

Коэффициент обновления основных фондов 9,9 5,9 6,0

Источник: составлено автором по [10]

В 2022 г. в связи с началом специальной военной операции на Украине и введением против нашей страны новых, беспрецедентных санкций, в строительной индустрии обострилась проблема импортозамещения. Санкционное давление привело к тому, что были нарушены многие международные цепочки поставок стройматериалов, и российскому строительному комплексу пришлось в срочном порядке переориентироваться на отечественных производителей и производителей из дружественных или нейтральных стран. При этом отметим, что в целом российская экономика достаточно успешно перенесла санкционный удар [8]. Таким образом, макроэкономический фон развития строительной отрасли изменился незначительно.

По данным Росстата, можно отметить положительные изменения в строительной индустрии в 2022 г.: сдано 102,7 млн кв.м жилья (темп прироста 11 % к предыдущему году). Кроме того, выдано ипотечных кредитов на значительную сумму - 697 млрд руб., [10] что было связано с оптимизацией процентных ставок и действием программы льготной ипотеки.

На основе информации Росстата и Российского союза строителей (РСС) [7] была сформирована выборка по объёмам производства ключевых категорий стройматериалов, конструкций и изделий в нашей стране (таблица 2).

Таблица 2

Объёмы производства категорий стройматериалов, конструкций и изделий в 2021 и 2022 гг.

№ Наименование 2022 г. % к 2021 г.

1 Бетон готовый к заливке (товарный бетон), млн куб.м 534 109

2 Кирпич керамический неогнеупорный строительный, млн усл. кирпичей 5572 106,4

3 Пески природные, млн куб.м 340 105,4

4 Плиты из цемента, бетона, искусственного камня, млн кв.м 41,1 102,3

5 Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные цементы, млн т 60,7 101,7

6 Блоки и прочие изделия сборные строительные, млн куб.м 26,5 101,1

7 Кирпич строительный (включая камни) из цемента, бетона или искусственногокамня, млн усл. кирпичей 2232 99,1

8 Двери и их коробки деревянные, млн кв.м 20,6 95,7

9 Материалы и изделия минеральные, теплоизоляционные, млн куб.м 46,8 93,2

10 Окна и их коробки деревянные, тыс. кв.м 436 93,2

11 Плиты древесностружечные, млн усл. куб.м 10,3 89,5

12 Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен, млн кв.м 65,8 88,5

13 Блоки стеновые силикатные, млн усл. кирпичей 4689 88,3

14 Материалы рулонные кровельные, млн кв.м 433 88,1

15 Обои, млн усл. кусков 152 78,8

16 Фанера, тыс. куб.м 3241 71,2

17 Стекло листовое литое, прокатное, тянутое или выдувное, но не обработанное другим способом, млн кв.м 49,2 57,2

По данным таблицы 2 видно, что по многим категориям строительных материалов в 2022 г. наблюдалось снижение объёмов производства по сравнению с 2021 г. Прежде всего, это относится к продукции с высоким уровнем передела. По некоторым категориям

продукции (видов деятельности) с низким уровнем добавленной стоимости, таким, как производство товарного бетона и добыча природного песка, наблюдался прирост объёмов производства.

Согласно данным Интернет-портала «Единый ресурс застройщиков», в 2022 г. произошло снижение объёмов производства по 25 ключевым категориям строительных материалов на 7,3 % по сравнению с предыдущим годом [4].

Рассмотрим данные по импортозамещению в строительной индустрии. В 2014 г. доля импорта в отрасли по различным ассортиментным группам составляла от 50 % до 90 %, по строительным материалом - от 70 % до 90 %. В 2018 г. доля импортируемых стройматериалов в массовом жилищном строительстве снизилась до 20 %, в строительстве жилья премиум класса и в промышленном и офисном строительстве - превышала 50 % [5].

В последнее время многие эксперты указывали на наличие ярко выраженных положительных тенденций в импортозамещении стройматериалов: В 2022 г. в сегменте массового строительства жилья вес импорта снизился до 4 %, в сегменте премиум-жилья - до 30-40 % в промышленном и офисном строительстве до 20-30 % [11].

Тем не менее, проблема импортозамещения продолжает стоять перед строительной отраслью достаточно остро. В результате введения санкций был ограничен ввоз не только строительных материалов, но и различного оборудования, транспортных средств и технологий. Возникли сложности с получением результатов прикладных научно-исследовательских работ в области строительства. В связи с этим происходит как переориентация на новых поставщиков, так и упрощение некоторых технологических операций.

Решить обозначенные выше проблемы можно лишь при условии формирования на высшем государственном уровне системной инновационной концепции импортозамещения в строительной отрасли, которая должна охватывать методики и технологии организации процессов производства стройматериалов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, процессов внедрения инновационных решений и оценки их эффективности.

Следует учитывать, что отечественный рынок стройматериалов имеет все признаки развивающегося рынка. Темпы его роста нестабильны, что осложняет процессы долгосрочного стратегиче-

ского планирования отраслевых производителей. Компаниям, производящим строительные материалы в России, еще предстоит долгий период адаптации к новым социально-экономическим условиям, характеризующимся нарушением традиционных цепочек поставок и необходимостью полностью пересматривать логистику. При этом промышленность стройматериалов должна обеспечить рынок качественной и, главное, недорогой продукцией, с учетом снижения покупательной способности населения.

Производители строительных материалов, с одной стороны, получили новые возможности в связи с уходом с рынка зарубежных конкурентов, с другой - столкнулись с проблемами, связанными с поставками импортного оборудования, сырья и материалов. Таким образом, перед предприятиями стоит сложная задача - наращивание объемов производства в условиях недостатка ресурсов и технологий.

Следует отметить, что государство прилагает значительные усилия в области поддержки импортозамещения в строительной отрасли. Особого внимания заслуживает выход Постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» [2], которое, в частности, регулирует процедуры ускоренного вывода стройматериалов, конструкций и изделий на рынок. Ускорение достигается за счет упрощения механизмов подтверждения пригодности продукции к применению.

В Постановлении указано, что срок подтверждения пригодности российских стройматериалов сокращается с 90 до 10 рабочих дней. Это достигается за счет отказа от отдельного проведения процедур согласования в министерствах и ведомствах и внедрения принципа «одного окна».

Не менее важным является Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2022 г. № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» [1]. В этом документе предусмотрена возможность для застройщиков вносить изменения в номенклатуру строительных материалов и конструкций, зафиксированную в проектной документации. Строительные ресур-

сы меняются на аналогичные в связи с невозможностью получения их из стран, применяющих санкции в отношении России.

Особого внимания заслуживают меры поддержки российских компаний, занимающихся разработкой специализированного программного обеспечения для строительного сектора. На официальном портале Министерства строительства РФ публикуется утвержденный список российских приложений, которые разрешается применять в области строительства и архитектуры. Данные по этим приложениям отражаются в едином реестре российского программного обеспечения.

Список программ является открытым и постоянно актуализируется. Минцифры РФ совместно Минстроем РФ регулярно разрабатывают и реализуют мероприятия по поддержке организации строительного комплекса при внедрении отечественного программного обеспечения. Особое внимание уделяется технологиям имитационного моделирования. Действуют механизмы продвижения российского ПО на региональном уровне.

По результатам анализа ситуации в области импортозамещения в российской строительной отрасли автором выделены три базовых проблемы:

1. Проблема распределения полномочий и ответственности в сфере импортозамещения между правительством, государственными корпорациями, отраслевыми ведомственными структурами, крупными компаниями, отраслевыми ассоциациями, саморегулируемыми организациями и т.д. Кроме того, отсутствуют единые механизмы контроля реализации решений, принятых на федеральном и региональном уровне.

2. Отсутствие единой межотраслевой информационной среды, которая позволяла бы оперативно:

- формировать общие стратегические планы взаимодействия между различными субъектами строительной отрасли и контролировать их выполнение;

- разрабатывать комплексные модели импортозамещающих систем и формировать механизмы ресурсного обеспечения отдельных элементов этих систем;

- оперативно вносить необходимые изменения в программы импортозамещения в связи с изменением обстоятельств, в частности, новых продуктов и инновационных технологий.

3. Дефицит финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). По сравнению с передовыми западными странами, на которые приходится 64 % общемирового объема НИОКР и 82 % от общего объёма финансирования глобальных технологий, наша страна в совокупности с Индией, Китаем ближневосточными и южно-азиатскими странами производит менее 20 % общего объёма высокотехнологичной продукции, выпускаемой в мире. В России на НИОКР направляется примерно 1 % ВВП, (в отличие, например, от США, где на эти цели тратится около 3 % ВВП) [1], чего явно недостаточно для решения поставленных задач в области импортозамещения.

Очевидно, что решение проблемы состоит не только в кратном увеличении финансирования, но и в полной перестройке системы управления НИОКР на всех стадиях жизненного цикла: от идеи и научной разработки, до апробации, пилотного внедрения, масштабирования, массового выпуска продукции и его прекращения с выводом на рынок новых более совершенных изделий.

В сложившейся ситуации необходимо повысить эффективность мониторинга и анализа состояния строительного сектора по наиболее важным направлениям и сферам деятельности, требующим особого внимания со стороны государства. Структурирование информации при проведении предварительного анализа в рамках программ импортозамещения можно осуществлять по следующим параметрам:

- проблемная область (технологическая, техническая, информационная, кадровая и т.д.);

- номенклатура материалов сырья, конструкций, агрегатов, машин, оборудования, механизмов, отсутствующих на отечественном строительном рынке;

- инновационный и научно-технический потенциал организации и его составляющие;

- возможные направления диверсификации деятельности.

Систематизация проблем строительной отрасли в сфере им-портозамещения даст возможность проводить детальный анализ проектов и программ и адекватно оценивать их эффективность.

К реализации мер импортозамещения следует активно привлекать саморегулируемые организации. Это даст возможность

полностью вовлечь в импортозамещение всех субъектов строительного сектора.

Целесообразно создать на федеральном уровне централизованную структуру, координирующую работу в области импортозамеще-ния в строительном секторе. Основное внимание данная структура должна уделять вопросам повышения эффективности НИОКР, в том числе за счёт налаживания взаимовыгодного сотрудничества с технологически развитыми дружественными или нейтральными странами.

В текущей ситуации основная задача федеральных и региональных органов власти - не скорейшее замещение полной номенклатуры импортной продукции для предприятий стройкомплекса, а определение наиболее важных стратегических направлений, деятельность в которых поможет достичь синергетического эффекта и сформировать все необходимые технологические цепочки внутри страны. Таким образом, ключевым приоритетом модернизации строительного комплекса является чёткая фокусировка мер поддержки.

Отметим, что санкционное давление на нашу страну осуществляется уже много лет, и вряд ли следует ожидать его ослабления в ближайшие годы. Тем не менее, за время, прошедшее с момента введения первых санкций, в стране так и не сформирована полноценная инновационная система, базирующаяся на отечественных, а не западных принципах и методиках. Концепции управления инновациями и импортозамещением на государственном, отраслевом и корпоративном уровне слабо скоординированы между собой. Отсутствует общность целей и мотивов деятельности в данном направлении. Не существует единых систем показателей эффективности работы.

Итак, проведенное исследование показало, что в последние годы строительная отрасль развивается в условиях беспрецедентного санкционного давления и острой необходимости осуществлять им-портозамещение по многим категориям строительных материалов, машин, оборудования и технологий. Санкции ударили по многим секторам российской экономики. Для строительного сектора наиболее острыми стали проблемы в области международной логистики и финансирования инвестиционных проектов.

В связи с этим строительной отрасли требуются глубинные структурные преобразования, в рамках которых должны быть связаны реформы в сфере импортозамещения, развития новых

технологий, повышения эффективности информационного обмена между предприятиями отрасли. Преобразования должны затронуть государственное и корпоративное управление. При этом необходимо ориентироваться в первую очередь на налаживание конструктивного партнерства с дружественными странами.

Происходящие геополитические трансформации и перекройка связей в мире Россия может использовать для кардинального обновления своей экономики и выхода на путь суверенного развития. Это в полной мере относится к строительной отрасли, предприятия которой уже продемонстрировали свою способность развиваться динамично и независимо. При этом не следует стремиться обеспечить полную автономность строительного комплекса - это невозможно. Основным ориентиром должна быть максимальная диверсификация рисков, прежде всего - в сфере формирования цепочек поставок сырья, материалов, технологий и оборудования.

В процесс импортозамещения в строительной отрасли должны активно включиться: государство, крупные строительные корпорации, малый бизнес, саморегулируемые организации, финансовые институты. Необходимо выстроить принципиально новую систему управления импортозамещением, основанную на эффективных механизмах государственно-частного партнерства.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2022 г. № 579 (ред. от 29 декабря 2022 г.) «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413887/ (дата обращения: 29.07.2023).

2. Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 (ред. от 13 июня 2023 г.) «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» // «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411447/ (дата обращения: 29.07.2023).

3. ГусевМ.С. Импортозамещение как стратегия экономического развития // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2 (155).

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

4. Единый ресурс застройщиков. URL: https://erzrf.ru/news/v-rossii-za-god-snizilos-proizvodstvo-14-iz-25-osmvnykh-tovarov-dlya-stroitelnoy-otrasli-?search=мат&tag=Сгатистика (дата обращения: 29.07.2023).

5. Кириллова Е. Сможет ли российская стройиндустрия обойтись без импорта // Ведомости. 2018. 17 апреля. URL: www.vedomosti.ru/realty/ artides/2018/04/18/766895-rossiiskaya-stroiindustriyaoboitis-importa (дата обращения: 29.07.2023).

6. Комарова А.В. Развитие строительной отрасли на современном этапе // Экономика нового мира. 2020. Т. 5. № 3. Вып. 18).

7. Лемешко М.В. Тенденции развития промышленного строительства в России на современном этапе // Экономика строительства. 2023. № 3.

8. Мавлютов Р.Р. Строительный комплекс в условиях новой экономической реальности // Управленческий учет. 2022. № 11-3.

9. Общероссийское межотраслевое объединение работодателей. «Российский союз строителей». URL: https://omorrss.ru/ (дата обращения: 29.07.2023).

10. Строительство // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14458 (дата обращения: 29.07.2023).

11. Шмырев А.В., Яушев А.А. Импортозамещение в российской строительной отрасли в условиях Западных санкций: проблемы и пути решения // Инновационная экономика. 2023. № 1 (34).

А.В. Ларин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант

Университет «Синергия»

директор департамента аренды коммерческой недвижимости

компания Central Properties

Е-mail: alexandr.larin@internet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.