Научная статья на тему 'Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ'

Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1304
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ УСЛУГ / SMALL BUSINESSES / LEGAL ENVIRONMENT / FINANCIAL SUPPORT / PROPERTY SUPPORT AND SUPPORT BY PROVIDING THE NECESSARY INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунцова Ирина Вячеславовна

Малые предприятия являются своеобразным индикатором общей экономической ситуации в той или иной стране. Эти предприятия первыми реагируют на колебания хозяйственной конъюнктуры, изменения нормы прибыли в отраслях экономики. В условиях мирового финансового кризиса решение проблем и дальнейшее развитие малого бизнеса в числе государственных приоритетов РФ. В данной статье будут выделены и описаны четыре группы механизмов государственной поддержки субъектам малого бизнеса: нормативно-правовое регулирование, финансовая поддержка, имущественная поддержка и предоставление инфраструктурных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current methods of state support to small businesses in the Russian Federation

Small businesses serve as a certain indicator of the overall economic situation in a country. These businesses react first to changes in the economy such as changes in the profit levels. Helping solve problems facing small businesses and small businesses' further development at the time of global financial crisis is the one of the state priorities of the Russian Federation. This article identifies and describes four broad methods of state support to small businesses: overseeing of the (favorable) legal environment, financial support, property support and support by providing the necessary infrastructure.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2009. № 4

И.В. Логунцова

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

Малые предприятия являются своеобразным индикатором общей экономической ситуации в той или иной стране. Эти предприятия первыми реагируют на колебания хозяйственной конъюнктуры, изменения нормы прибыли в отраслях экономики. В условиях мирового финансового кризиса решение проблем и дальнейшее развитие малого бизнеса — в числе государственных приоритетов РФ. В данной статье будут выделены и описаны четыре группы механизмов государственной поддержки субъектам малого бизнеса: нормативно-правовое регулирование, финансовая поддержка, имущественная поддержка и предоставление инфраструктурных услуг.

Ключевые слова: малые предприятия, нормативно-правовое регулирование, финансовая поддержка, имущественная поддержка и предоставление инфраструктурных услуг.

Small businesses serve as a certain indicator of the overall economic situation in a country. These businesses react first to changes in the economy such as changes in the profit levels. Helping solve problems facing small businesses and small businesses' further development at the time of global financial crisis is the one of the state priorities of the Russian Federation. This article identifies and describes four broad methods of state support to small businesses: overseeing of the (favorable) legal environment, financial support, property support and support by providing the necessary infrastructure.

Key words: small businesses, legal environment, financial support, property support and support by providing the necessary infrastructure.

Малым предприятиям сегодня необходима государственная поддержка, причем не только слабым, но и сильным. Первых надо поддерживать, чтобы не увеличивалась социальная напряженность и трансфертная нагрузка на бюджет. Вторым — чтобы наращивать потенциал малого предпринимательства, создавать «точки роста». Кому оказывать поддержку — сильным или слабым малым предприятиям, следует решать исходя

Логунцова Ирина Вячеславовна — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теории и технологий управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]

из специфики региона, из объема средств, выделенных на поддержку малого бизнеса.

Какие же механизмы существуют в рамках предоставления государственной помощи малым предприятиям на современном этапе? Прежде чем рассмотреть данный вопрос, представляется целесообразным определить понятие, цели, принципы и уровни государственной поддержки малого предпринимательства.

Итак, государственная поддержка малого предпринимательства подразумевает создание благоприятных экономических и правовых условий для субъектов малого бизнеса, выделение материальных и финансовых ресурсов на его развитие, сокращение административно-директивного регулирования и коррупции в данной сфере.

Одна из главных целей поддержки малого предпринимательства государством — формирование рациональной отраслевой структуры, повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Развитие малого бизнеса способствует формированию налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличивает долю участия в валовом региональном и валовом внутреннем продукте, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.

В таких развитых странах, как США, Германия, Франция и Япония, позиции малого предпринимательства опираются на прочную законодательную базу и существенную финансовую поддержку государства. Государственная политика в этих странах складывается под влиянием различных факторов: обеспеченности данного государства производственными ресурсами, реальной степени участия малого бизнеса в экономической деятельности, наличии опыта предпринимательства.

Однако следует заметить, что отождествление государственной поддержки только лишь с прямой финансовой помощью или с налоговым стимулированием может не столько развивать предпринимательскую инициативу, сколько содействовать закреплению иждивенческих настроений. Задача государства заключается не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и другие ресурсы, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы посредством использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создать возможности роста и саморазвития.

В РФ пока на долю малого бизнеса приходится не более 12% ВВП, тогда как в развитых странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП. Планируемое вступление Рос-

сии в ВТО, безусловно, приведет к существенным изменениям на российских рынках.

Расширение масштабов деятельности малых предприятий, увеличение их вклада в экономику и формирование социальной стабильности требует системной и комплексной поддержки и развития малого предпринимательства как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны координировать работу различных структур в области малого предпринимательства, разрабатывать предложения по содействию малым предприятиям, проводить анализ и оценку программ развития данной сферы, организовывать и изучать новые формы предпринимательства, разрабатывать рекомендации по привлечению иностранных инвестиций.

Государственная поддержка малого предпринимательства на всех уровнях включает в себя: формирование нормативно-правовой базы, определяющей специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства; создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; разработку специальных программ с учетом интересов предпринимателей.

При этом государственное содействие малому бизнесу должно осуществляться при соблюдении следующих принципов:

— распределение полномочий по поддержке субъектов малого предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

— ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого предпринимательства;

— создание советов по развитию субъектов малого предпринимательства из их представителей — общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе региональных фондов поддержки малого предпринимательства, торгово-промышленных палат и объединений работодателей;

— обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого предпринимательства1.

1 П. 3 ст. 6 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Необходимо признать, что на практике в настоящее время российский малый бизнес сталкивается со множеством проблем, которые можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым относятся: несовершенство правовой системы, отношений собственности, слабая защищенность предпринимателя; неопределенность макроэкономической ситуации, что усиливается ситуацией мирового финансового кризиса. В числе внутренних проблем: сравнительно низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры экономического образования. Переход к интенсивному развитию малых предприятий требует совершенствования как внешней, так и внутренней среды.

В соответствии с мониторингом условий и факторов предпринимательской деятельности (2006—2007 гг.), проведенным общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», ключевыми препятствиями развития малого бизнеса в РФ являются: налогообложение и налоговое администрирование; низкая квалификация персонала; низкая доступность инфраструктуры; низкая доступность финансовых ресурсов; требования регулирующих органов; коррупция и низкое качество государственных услуг.

За последние годы государственная политика по поддержке малого предпринимательства в РФ проделала путь от отдельных мероприятий в этой сфере к целому комплексу мер, способствующих становлению и развитию малого бизнеса в России. В середине 90-х гг. была обновлена, а в некоторых случаях впервые создана нормативно-правовая база по поддержке малого предпринимательства. В этот же период началось формирование системы организаций и учреждений поддержки малого бизнеса.

Согласно Положению Минэкономразвития РФ (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437), на министерство возложены полномочия по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе малого предпринимательства. Минэкономразвития РФ реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, включая следующие направления:

— создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

— поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

— развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

— создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

— поддержка региональных программ развития малого и среднего предпринимательства2.

Главными инструментами государственной политики являются федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. В программах формулируются ключевые задачи в данной области на определенный период и предусматриваются мероприятия по законодательному обеспечению малого бизнеса, созданию соответствующей инфраструктуры, подготовке кадров и т.д.

Опираясь на анализ научной литературы и ряд ключевых нормативно-правовых актов в сфере малого бизнеса в современных российских реалиях, весь спектр возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства можно условно разделить на следующие группы:

1. Механизмы нормативно-правового регулирования.

Основным нормативно-правовым актом в сфере малого

предпринимательства РФ является ФЗ от 24 июля 2007 года № 09-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Отметим, что в Законе более значимая роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, сам же Закон, по оценке экспертов, в большей степени является рамочным.

На сегодняшний день актуальной является практика внедрения в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления механизмов оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативно-правовых актов на развитие предпринимательской деятельности и конкурентной среды.

2. Механизмы финансовой поддержки.

В целом финансовая структура малых предприятий отличается следующими особенностями: недостаток собственных средств; ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм; нерегулярность финансирования.

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется согласно Постановлению Правитель-

2 Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 декабря 2008 г. № Д05-5947 «Об основных направлениях государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства».

ства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». В соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 г. №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 гг.» на эти цели в 2008 г. были предусмотрены ассигнования в размере 3,85 млрд руб. В 2009 г. объем финансирования составит 10,5 млрд руб.

Средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития РФ на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов РФ при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится в компетенции субъекта РФ.

Структурно-государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может быть представлена в следующем виде:

— субвенции и субсидии;

— бюджетные кредиты, займы, ссуды;

— государственные и муниципальные гарантии;

— особый режим налогообложения.

3. Механизмы имущественной поддержки.

Малым предприятиям необходимы офисные и производственные помещения по приемлемым ценам для реализации своих планов.

Имущественная поддержка субъектов малого бизнеса оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе (по рыночным ценам), на безвозмездной основе, на льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные)3.

В настоящее время к числу основных проблем в области имущественной поддержки относятся: высокая стоимость аренды объектов недвижимости, краткосрочные договоры аренды (до трех лет), недоступность участия малых компаний-аренда-

3 Ст. 18 п. 3, ст. 6 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

торов в конкурсах при приватизации, дефицит офисов экономического класса и промышленных площадок.

Одним из ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства является ФЗ от 5 августа 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

4. Механизмы предоставления инфраструктурных услуг.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подразумевает следующее:

— формирование системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития малого предпринимательства;

— создание центров и агентств по развитию предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства, фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого предпринимательства, технопарков, научных парков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, маркетинговых и учебно-деловых центров, агентств по поддержке экспорта товаров, лизинговых компаний, консультационных центров и других организаций.

Ключевые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства формируют бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства, консультационно-информационные центры.

Под термином «инфраструктурные услуги» понимается, в частности, следующее:

— обеспечение малых предприятий методической и консалтинговой поддержкой на различных стадиях развития малых предприятий — от консультирования на начальной стадии разработки бизнес-плана до помощи по проблемам внедрения систем менеджмента и сертификации в соответствии с международными стандартами;

— мониторинг потребности малых предприятий в подготовленных специалистах, подготовка и переподготовка кадров, развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций; привлечение молодежи в сферу малого предпринимательства;

— маркетинговый анализ рынков, маркетинговые продвижения продукции малых предприятий;

— формирование и развитие единого информационного пространства, поддержание открытых баз данных и инструментов поиска партнеров:

— популяризация идей предпринимательства среди населения и др.

Подводя итог, заметим, что конкретный выбор механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в том или ином случае определяется состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении госорганов и органов местного самоуправления.

Сегодня в России поддержке и развитию малого бизнеса со стороны государства уделяется большое внимание. Так, например, данный вопрос в числе приоритетов «Программы антикризисных мер на 2009 г.» Правительства РФ.

Несмотря на существующие проблемы, в российской экономике сложились целые отрасли, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. По оценке Минэкономразвития РФ за прошедший год, в сфере строительства 97% компаний — малые, 50—60%с объема рынка металлопластиковых окон — компании малого бизнеса. Малые предприятия производят более 30% витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70% охлажденной рыбы. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60% валовой продукции.

В заключение стоит подчеркнуть, что малое предпринимательство чрезвычайно важно для развития конкуренции в экономике, поскольку быстро реагирует на появление новых рыночных ниш и потребностей. Мелкие предприятия играют большую роль в занятости населения, формировании среднего класса, а также во внедрении инноваций. Кроме того, эта та среда, которая в перспективе создает благоприятные условия для создания средних компаний и крупных корпораций. Другими словами, достижению амбициозной цели России — войти к 2020 г. в пятерку мировых стран-лидеров — должно способствовать, в том числе, и развитие сектора малых предприятий.

Литература

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М., 2006.

Колесникова Л.А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. М., 2001.

Орлов А.В. Надежда: О малом бизнесе в России. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.