Научная статья на тему 'Некоторые особенности российского механизма государственной поддержки малого бизнеса'

Некоторые особенности российского механизма государственной поддержки малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1662
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / BUSINESS / SMALL-SCALE BUSINESS / STATE SUPPORT / MANAGEMENT TOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грициенко Геннадий Валерьевич

В статье проводится сравнительный анализ структурных элементов механизма государственной поддержки малого бизнеса России и развитых стран с федеративным устройством. В качестве ключевой особенности российского механизма государственной поддержки малого бизнеса России, отличающей ее от развитых стран, обоснована ориентированность на поддержание уже существующих, действующих субъектов малого бизнеса. Наиболее слабым элементом в структуре российского механизма государственной поддержки малого бизнеса России автором выделена неразвитость финансовой поддержки для начинающих предпринимательскую деятельность, «start-up» проектов. Одним из направлений совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса предложена адаптация к российским условиям принципа селективности, позволяющего оптимизировать затраты и риски государства при поддержке новых малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE RUSSIAN MECHANISM OF GOVERNMENT SUPPORT OF SMALL BUSINESS

The article presents a comparative analysis of the structural elements of the mechanism of state support of small business in Russia and developed countries with a federal system. As a key feature of the Russian state support mechanism for small business in Russia, which distinguishes it from the developed countries, justified the focus on maintaining the existing operating small businesses.The weakest element in the structure of the Russian state support mechanism for small business in Russia by the author selected underdeveloped financial support to start business, «start-up» projects.One of the ways to improve the mechanism of state support for small business proposed adaptation to Russian conditions the principle of selectivity, which allows to optimize the costs and risks of the state with the support of new small businesses.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности российского механизма государственной поддержки малого бизнеса»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Г. В. ГРИЦИЕНКО

В статье проводится сравнительный анализ структурных элементов механизма государственной поддержки малого бизнеса России и развитых стран с федеративным устройством. В качестве ключевой особенности российского механизма государственной поддержки малого бизнеса России, отличающей ее от развитых стран, обоснована ориентированность на поддержание уже существующих, действующих субъектов малого бизнеса. Наиболее слабым элементом в структуре российского механизма государственной поддержки малого бизнеса России автором выделена неразвитость финансовой поддержки для начинающих предпринимательскую деятельность, «start-up» проектов. Одним из направлений совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса предложена адаптация к российским условиям принципа селективности, позволяющего оптимизировать затраты и риски государства при поддержке новых малых предприятий.

Ключевые слова: предпринимательство; малый бизнес; государственная поддержка; управленческий механизм.

Общеизвестно, малый бизнес играет огромную роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширения занятости. В странах с развитой экономикой малое предпринимательство является немаловажным ресурсом ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью и развития инноваций. Вместе с тем, выполнение малым предпринимательством своих функций напрямую связано с эффективностью государственной поддержки в этих странах.

Развитие малого предпринимательства в западных странах характеризуется более высокой динамикой по сравнению с Россией, поскольку органы государственной власти осознают роль и значение предприятий малого бизнеса, что выражается в развитой системе поддержки на национальном уровне [2].

В результате, малое предпринимательство в этих странах в текущий момент представляет собой средний класс социума, выступающий платформой стабильности экономики в целом.

К примеру, в Федеративной республике Германии, малое предпринимательство, несмотря на последствия мирового финансового кризиса, остается одним из наиболее динамично развивающихся секторов национального хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в направлении технологической и финансовой помощи на всех уровнях власти, на основе

программно-целевого метода. Базовыми программами Германии по развитию малого предпринимательства выступают «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса», обеспечивающая финансовую помощь; и «Стимулирование сбережений для открытия своего дела», направленная на формирование условий для «start-up» проектов, т. е. открытия собственного бизнеса. Этими программами предусматривается механизм льготного кредитования малого предпринимательства на сроки от 5 до 15 лет при достаточно низкой процентной ставке 5-8 % [3].

В целях обеспечения выполнения и контроля за ходом реализации названных программ в Германии существует специализированный орган государственной власти, находящийся в прямом подчинении правительства - «Кредитный совет по восстановлению». Следует отметить, что все правовые акты, регулирующие деятельность и поддержку малого бизнеса, подлежат процедурам одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами, исторически возникшими в период зарождения немецкого капитализма и получивших в настоящее время развитие до уровня Ассоциации Германских торгово-промышленных палат, выполняющей интеграционную функцию по представлению интересов предпринимателей, входящих в территориальные палаты на государственном национальном уровне.

Целесообразно подчеркнуть, что аналогичный интеграционный механизм, обеспечивающий взаимодействие государства и предпринимательских структур, распространяется и на другие страны Европейского сообщества. Совокупно ассоциации торгово-промышленных палат разных государств составляют Объединение торгово-промышленных палат Евросоюза.

При этом, различные Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Германии, как и во многих странах Евросоюза, нацелены на поддержку, прежде всего, приоритетных (наукоемких) отраслей экономики, что позволяет говорить о действии принципа селективности. Это подтверждается четко обозначенными направлениями деятельности малого бизнеса, подпадающими под возможности льготного кредитования малого бизнеса в рамках названных программ. Для Германии это малые предприятия: инновационно-ориентированные; строительные, нивелирующие жилищные проблемы; эколого-ориентированные; участвующие в развитии депрессивных регионов. Помимо льготного кредитования, распространен механизм проектного финансирования для малого предпринимательства в отраслях, требующих существенной модернизации производственной деятельности.

Следует отметить, что и страны юго-восточной Азии, имеющие ранее статус развивающихся (Индонезия, Сингапур, Тайвань и т. д.), поучили импульс к экономическому росту, непосредственно связанный с развитием малого бизнеса - при сопоставлении темпов динамики роста малых предприятий видна прямая зависимость развития их экономики [2].

Вместе с тем, представляется целесообразным обратиться к опыту США, которые так же, как Россия и ФРГ, является страной с федеративным устройством аппарата государственного управления. Кроме того, датой становления системы государственной поддержки малого предпринимательства в США приято считать 1932 г., как год старта первых Федеральных государственных целевых программ, в то время ориентированных на субсидирование потерпевших существенные убытки за время второй мировой войны малых предприятий. В результате было обеспечено нивелирование проблемы занятости, что еще раз подчеркивает значение малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития национальной экономики. Практика США в создании и развитии целевых программ поддержки малого бизнеса, на наш взгляд, весьма ценен, поскольку все программы демонст-

рируют высокую эффективность, за счет весомой проработки и конкретизации механизмов их реализации.

Целевой государственной структурой, представляющей интересы малого предпринимательства и обеспечивающей обратную связь, в США является, созданная в 1953 г. и действующая по настоящей момент, Администрация по делам малого бизнеса (Федеральное агентство). Ее филиалы расположены не только в базовых экономических центрах, но и во всех крупных городах, позволяя тем самым использовать механизм государственной поддержки во всех штатах. Сама же государственная поддержка, осуществляемая Администрацией по делам малого бизнеса и ее филиалами, выражается в формах информационно-технологической поддержки, помощи и предоставлении гарантий при получении кредитов, а так же наличие собственного бюджета дает возможность предоставления за его счет субсидий и кредитов малому предпринимательству. Кроме того, в США функционирует специальный Адвокатский отдел, деятельность которого направлена на правовую поддержку малого бизнеса в Конгрессе и судах [11].

Согласно статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее - Закон), «...поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) -деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства» [4].

Таким образом, российский механизм государственной поддержки малого бизнеса так же, как в Германии и США, основан на программно-целевом методе, а под государственной поддержкой малого бизнеса в настоящей статье понимается экономическое и организационное обеспечение предпринимательской среды, формирующей благоприятные условия для его развития. В Российской Федерации субъектами государственной поддержки выступают органы законодательной,

исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

Согласно ст. 6 Закона, основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства [4].

Здесь наглядно иллюстрируются принципиальные отличия в походах к государственной поддержке малого бизнеса в России и странах с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерации, несмотря на многолетние дискуссии, принципы государственной поддержки одинаково распространяются на субъекты малого и среднего бизнеса, в то время как в США уже давно именно малое предпринимательство изначально является приоритетным объектом финансовой и информационно-технологической помощи на государственном уровне. Более того, в США развита и конкретизирована система критериев, по которой определяется масштаб бизнеса, позволяющий классифицировать его как малый. Эти критерии дос-

таточно отражают принцип селективности (на котором также строятся программные мероприятия в ФРГ), т. е. зависят от отраслевой принадлежности субъекта малого предпринимательства и его вида деятельности. В одних секторах национального хозяйства, в зависимости от стоящих перед государством целей, определяющим является численность работающих, в других - размер оборота и прибыли.

Также невозможно согласиться с объединением в одну категорию малого и среднего бизнеса для целей и принципов государственной поддержки, поскольку существуют ее особенности в отношении малого бизнеса, определяющиеся спецификой его функционирования, такие, как: более высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры; малый размер, и как, правило, невысокое качество располагаемых ресурсов; большая, по сравнению со средним бизнесом, уязвимость при увеличении постоянных издержек.

Невозможным представляется и прямое копирование форм, принципов и механизмов поддержки малого предпринимательства, подтвердивших свою состоятельность в зарубежных странах, пусть с таким же с федеративным государственным устройством, поскольку неадаптированный к российским условиям переносимый зарубежный опыт может не только оказаться неэффективным, но и иметь отрицательные последствия.

В. И. Рубе выделяет ряд особенностей условий функционирования российского малого бизнеса, сложившихся за время его становления в постсоветский период и, на наш взгляд, не утративших актуальность до настоящего времени и отличающих его от зарубежных аналогов:

1) совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на одно-продуктовую модель развития;

2) стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т. п.;

3) общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

4) неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

5) стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

6) работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнк-

туре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг [8].

Основной целью государственной политики России по развитию малого бизнеса Законом указывается оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств [4].

При этом, основываясь на содержании программно-целевых документов различных уровней власти, можно отметить, что ставятся различные цели государственной поддержки малого предпринимательства, которые в самом общем виде можно классифицировать как общие и специфические; в свою очередь, по территориальному признаку их реализации можно выделить общенациональные, региональные и местные. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о необходимости повышения согласованности целей механизма государственной поддержки малого предпринимательства, как это сделано в развитых странах.

В совокупности своих базовых элементов механизм государственной поддержки малого предпринимательства Российской Федерации представлен законодательно-правовой платформой, одним из главных векторов которой является устранение административных барьеров; кредитно-финансовой составляющей, направленной на инвестиционную поддержку малого бизнеса; информационным обеспечением и содействием в защите от коррупционных действий и иных противоправных посягательств. Но реализация общегосударственной политики поддержки малого предпринимательства в настоящее время смещена на мезоуровень, ресурсные возможности которого диспропорциональны в зависимости от общего социально-экономического положения того или иного региона РФ.

В целях разработки, реализации и координации проводимых мер в сфере государственной поддержки малого предпринимательства в России созданы и функционируют специальные органы государственного управления (как на федеральном уровне, так и практически во всех субъектах федерации). При многих региональных администрациях действуют различные общественные советы по малому предпринимательству, для обеспечения обратной связи и реализации экспертной функции, на всех уровнях власти приняты федеральные и региональные программы по содействию развития (поддержки) малого бизнеса.

Заметным элементом в механизме поддержки малого бизнеса выступают объединения средних

и малых предприятий (например, в регионах России, так же, как и в Германии, существуют торгово-промышленные палаты), основная функция которых - выработка совместных решений по нивелированию возникающих проблем в деятельности и организация взаимопомощи в различных трудных ситуациях.

Однако, как отмечалось выше, несмотря на достаточно разветвленную структуру элементов механизма государственной поддержки, малое предпринимательство в России так и не вышло даже на сопоставимый уровень с зарубежными аналогами. Мы считаем, что часть проблем, препятствующих его более динамичному развитию в общей экономической системе народного хозяйства, формируют, во-первых, отличительные особенности российского малого бизнеса; во-вторых, деструктивное воздействие негативных факторов внешней среды, поскольку малый бизнес образует особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством. В силу ограниченности ресурсов (сырьевых, финансовых) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, то есть условиям экономической, социальной и политической реальности, к которым малый бизнес адаптируется в процессе своей деятельности и которые в наибольшей степени влияют на малый бизнес.

Барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса, можно условно разделить на внешние и внутренние для его субъектов. Негативные внешние барьеры в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры - низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования.

Несмотря на то, что к настоящему периоду в Российской Федерации и ее регионах сформировалась определенная государственная система поддержки малого бизнеса, выражающаяся, прежде всего, в программных мероприятиях, ее эффективность нельзя признать удовлетворительной.

Успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса. Сегодня на первый план выходят проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы

от требований рыночной экономики и особенно ее почти полной неспособностью обеспечить развитие малого предпринимательства. В рамках настоящей статьи мы попытаемся доказать это на примере рассмотрения реальных возможностей современных мер государственной поддержки малого бизнеса, разработанных в периоды экономической нестабильности и выхода из нее.

В качестве новейших ключевых мер государственной поддержки малого бизнеса в вопросах финансирования выделим: гранты начинающим на создание собственного бизнеса; микрофинансирование; гарантийные поручительства по кредитам [6].

Согласно Приложения 1 к Приказу Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59, гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос). Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов предоставляются с учетом следующих условий: гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы; сумма гранта не превышает 0,3 млн руб. на одного получателя поддержки. В случае, когда учредителями вновь созданного юридического лица являются несколько физических лиц, включенных в приоритетную целевую группу, указанному юридическому лицу сумма гранта не должна превышать произведения числа указанных учредителей на 0,3 млн руб. [5].

Так, для Тамбовской области одним из наиболее востребованных мероприятий поддержки является предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, созданным безработными, работниками, находящиеся под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил.

Учитывая наличие подразделений службы занятости во всех городах и райцентрах, было принято решение об определении исполнителем этого мероприятия управления занятости населения Тамбовской области.

На реализацию этого мероприятия в 2010 г. из областного бюджета выделено 10 млн руб., и в соответствии с соглашением с Минэкономразвития России от 08.07.2010 № 51-ПР0ГР-10 получена субсидия из федерального бюджета в размере 40 млн руб. Мероприятие было успешно реализовано, было предоставлено 200 грантов безработным гражданам в размере по 250 тыс. руб. на общую сумму 50 млн руб. Благодаря реализации этого мероприятия была создана возможность для организации 326 новых рабочих мест.

Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, созданным безработными, работниками, находящиеся под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил планируется продолжить и в 2011 г., на реализацию этого мероприятия предусмотрено 10 млн руб. средств областного бюджета, и предполагается получение субсидии из федерального бюджета в размере 40 млн руб. [9].

Механизм получения гранта для начинающего предпринимателя достаточно сложен из-за ряда условий. Наиболее парадоксальным требованием нам кажется необходимость наличия для соискателя гранта статуса официально зарегистрированного безработного сроком не менее года, которому служба занятости предлагала не менее 3-х вакансий, и от которых соискатель гранта отказался по причине несоответствия с его квалификацией. Основываясь на понимании предпринимательства как «инициативной самостоятельной деятельности граждан, физических или юридических лиц, направленной на получение прибыли или личного дохода, осуществляемой от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [10], сложно представить готовность к такой деятельности человека, имеющего статус безработного стажем не менее года, и не нашедшего, совместно со службой занятости, реализации своего трудового потенциала в течение названного периода. Также дискуссионным представляется вопрос о реальной, а не формальной стороне участия в процедуре получения гранта конкретных лиц, на которые эти заявки были оформлены, а гранты получены - за годы существования малого предпринимательства в нашей стране сложилась известная практика, когда документально оформленная предпринимательская деятельность на одно лицо, по факту осуществляется другими лицами [1].

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что стартовые финансовые барьеры или проблема необ-

ходимых для начала ведения бизнеса средств являлись одним из наиболее значимых сдерживающих факторов развития малого бизнеса еще в начале текущего века, когда наблюдалось отсутствие механизма предоставления ресурсов начинающему предпринимателю. Таким образом, формирование, хоть и далекого от совершенства, механизма стартовой финансовой поддержки является положительным фактом.

Кроме того, не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения числа малых предприятий как рост безработицы. Но, тем не менее, официальный статус работающих, пока он действует, создает социально-психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса.

Микрофинансовая деятельность - деятельность некоммерческих организаций, созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) субъектам малого предпринимательства [5]. Для доступа к этому виду поддержки также существует ряд условий, где одним из наиболее сложно выполнимых представляется требование к сроку финансовая деятельности заемщика, которая должна осуществляться не менее 36 мес.

Для финансовой поддержки малого бизнеса создан Гарантийный фонд (в Тамбовской области - Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области; далее - фонд). Поручительства по кредитам, выдаваемым малому бизнесу, обеспечены средствами Фонда. Условия: долевое поручительство фонда (50-70 % в зависимости от региона); получатели кредита являются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, относящимся к сфере малого и среднего предпринимательства; целевое использование кредита (создание и осуществление проектов расширения производства, приобретения и модернизации основных средств, внедрения новых технологий, инновационной деятельности); отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему РФ и иным обязательствам. В течение двух лет, предшествующих дате обращения за получением поручительства, к претенденту не должны были применяться процедуры банкротства. У обращающегося за поддержкой фонда не должно

быть просроченных обязательств по договорам займа, лизинга и т. д. [4].

Государственные гарантии, как федерального уровня, так и субъекта РФ выдаются высшим органом исполнительной власти в лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает договор о гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа обязан проводить финансовую проверку принципала, а также проверку активов, которые предлагается использовать в качестве залога.

Таким образом, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.

Для Тамбовской области из-за достаточно высокой стоимости кредитов это мера является наиболее востребованной субъектами малого и среднего предпринимательства. К сожалению, в 2010 г. мероприятие по субсидированию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в российских кредитных организациях не было определено Минэкономразвития России в качестве приоритетного мероприятия поддержки малого и среднего предпринимательства. В связи с этим региональными властями было принято решение о продолжении его реализации в 2010 г. за счет средств областного бюджета, также на его реализацию были использованы остатки средств федерального бюджета, неиспользованные в 2009 г.

Таким образом, фонд оказывает поддержку тем субъектам малого бизнеса, которые имеют ресурсы для залогового обеспечения при получении кредитов, но сталкиваются с проблемой недостаточности, т. е. уже функционирующими и более-менее устойчивыми; и совершенно не могут рассчитывать на поддержку фонда начинающие предприниматели, не имеющие возможности предоставить самостоятельную долю в залоговом обеспечении.

Самым слабым элементом в структуре российского механизма государственной поддержки малого бизнеса России представляется именно неразвитость финансовой поддержки для начинающих предпринимательскую деятельность, «start-up» проектов. Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, неразвитость государственной системы гарантирования кредитов для откры-

ваемых малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не стимулируют создание новых малых производств.

Следовательно, ключевой особенностью российского механизма государственной поддержки малого бизнеса России, отличающей ее от развитых стран, можно считать ориентированность на поддержание уже существующих, действующих субъектов малого бизнеса. Учитывая ограниченность средств всех уровней финансово-бюджетной системы России, целесообразно в дальнейших исследованиях рассмотреть возможности к адаптации принципа селективности, позволяющего оптимизировать затраты и риски государства при поддержке новых малых предприятий.

Совершенствование действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса в современных условиях становится объективной необходимостью, поскольку именно динамичный рост малого предпринимательства в зарубежных странах послужил импульсом к развитию их экономик и обеспечению социально-экономической стабильности.

Литература

1. Лоскутова М. В., Юрьев В. М., Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. Кн. 2. Поддержка малого бизнеса в условиях экономической нестабильности. Тамбов, 2009.

2. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ.иЯЬ: http:// www.gks.ru

3. Материалы сайта. URL: http://www.german-guide.ru

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Официальный текст по состоянию на 10 января 2011 г. // СПС Консультант-Плюс.

5. Приказ Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59 // СПС Консультант-Плюс.

6. Радюкова Я. Ю. Малый бизнес и его роль в современной рыночной экономике // Ученые записки ТРО ВЭОР. Спецвыпуск. Тамбов, 2005.

7. Разработка стратегии и основных направлений поддержки малого бизнеса: метод. пособие. М., 2004.

8. Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., 2000.

9. Сведения о выполнении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009-2011 гг., утвержденной постановлением администрации области от 30.03.2009 № 342, по состоянию на 01.01.2011 г.

10. Экономическая энциклопедия / под ред. Л. И. Абалкина. М., 1999.

11. Small Business in the American Economy. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2006.

* * *

SOME FEATURES OF THE RUSSIAN MECHANISM OF GOVERNMENT SUPPORT OF SMALL BUSINESS

G. V. Gritsienko

The article presents a comparative analysis of the structural elements of the mechanism of state support of small business in Russia and developed countries with a federal system. As a key feature of the Russian state support mechanism for small business in Russia, which distinguishes it from the developed countries, justified the focus on maintaining the existing operating small businesses.The weakest element in the structure of the Russian state support mechanism for small business in Russia by the author selected underdeveloped financial support to start business, «start-up» projects.One of the ways to improve the mechanism of state support for small business proposed adaptation to Russian conditions the principle of selectivity, which allows to optimize the costs and risks of the state with the support of new small businesses.

Key words: business; small-scale business; state support; management tool.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.