где гарантии?..
механизмы государственной
инвестиционной политики
по привлечению ресурсов в малый бизнес
В России на сегодняшний день существует проблема доступа предприятий малого бизнеса к источникам финансирования. Уровень развития данного сектора экономики в стране, измеряемый по международным стандартам, явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6-7 малых предприятий, тогда как в странах - членах ЕС - не менее 25-35■ Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей в этих столичных городах приходится от 20 до 23 малых предприятий.
В странах ЕС малые предприятия составляют более 90% от общего числа организаций. В России же этот показатель равен 30,7%. При этом ежегодно происходит хотя и незначительное, но устойчивое его сокращение. Только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту данного сектора экономики.
Отсутствие стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставит малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще довольно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, поскольку им нужны надежные гарантии. Решить данную проблему можно следующим образом: на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры необходимо создать гарантийные резервы и предус-
Сокольских Е.В.
канд. экон. наук,
докторант
Владимирского
государственного
педагогического
университета
_логистика^ |_
¿у С
в странах ЕС малые
_предприятия
составляют более 90%
_от общего числа
_организаций,
_в России же этот
_показатель
равен 30,7%
мотреть выделение средств из федерального бюджета на Программу гарантирования кредитных рисков. Этот шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению займов малым предприятиям. Потенциальными кредиторами в этом случае могут выступить те финансовые структуры, которые имеют развитую сеть филиалов и опыт работы с населением. Целесообразным также будет участие банков, соучредителями которых являются региональные органы власти, что позволит реально обеспечить приток финансовых ресурсов в данный сектор экономики. Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае, если предприятие окажется неплатежеспособным, то основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
- гарантия банкам должна предоставляться фондами поддержки малого предпринимательства за счет средств гарантийного резерва в форме заключения договора поручительства;
- должен быть установлен порядок бюджетного дотирования программ гарантирования кредитных рисков, который будет прописан в соответствующем законодательстве. Непременным фактором создания гарантийных фондов должно стать привлечение внешних внебюджетных источников. Основной целью создания системы гарантийных механизмов является доступ наибольшего числа субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования. С этой целью, например, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства были подписаны меморандум о взаимодействии с Черноморским банком торговли и развития, предусматривающий открытие кредитной линии на сумму 12 млн. долл. США, а также соглашения с финансовыми организациями
Италии, Канады, США, Финляндии, Австрии. Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. Гарантирование, как один из главных приоритетов, используют Администрация малого бизнеса США, «Финнвера» в Финляндии и ряд других организаций.
Администрация малого бизнеса (АМБ) успешно реализует программу предоставления гарантий под выделенные банками и различными фондами кредиты вновь созданным малым и средним предприятиям. Гарантии выдаются по долгосрочным займам (сроки погашения - 10-25 лет) со ставкой не более чем 2,75% годовых. АМБ гарантирует возврат денег банкам и фондам, которые кредитуют стартующую компанию на сумму не более 1,25 млн. долл. США. Данная схема включает отработанную систему управления рисками. Это делается в целях идентификации рисков, оценки их страхования. Высокое качество сервиса - одна из центральных задач АМБ. Администрация малого бизнеса США особо поддерживает систему фондов, аналогичных российскому Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства и региональным фондам.
Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по займам. Это обуславливается тем, что банки устанавливают довольно высокую стоимость выдаваемым ими кредитам. Вполне естественно, что это совершенно неприемлемо для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей. Поэтому кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого бизнеса. Но следует заметить, что данная схема требует большого
распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа
предпринимателей к кредитным ресурсам
логистика
_одним из решений
проблемы доступа малого бизнеса к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам
объема бюджетных средств и, вследствие этого, должна использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать.
Предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, является необходимым фактором развития малого предпринимательства. Но данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Это связано с тем, что выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства так же, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является очень рискованным проектом для банков.
Литература
Журнал «Лизинг-Курьер». - 2000. - № 3-6 -12).
2. Российская экономика в 2001 году: тенденции и перспективы. Т.1. - М.: Институт экономики переходного периода, 2002.
3. Рунов А.В. Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства // Вестник МАП России. - 2002. - № 2.
Ye.V. Sokolskikh,
Cand. Econ. Sci, doctoral student, Vladimir State Pedagogical University
Mechanisms of State Investment Policies to Secure Resources for Small Businesses
The paper reviews the guarantee mechanisms of state support for small and medium-sized businesses to provide incentives for financial institutions to arrange inflow of resources into this economic sector.