официальные дилеры проходят серьезную аккредитацию у производителя. Чтобы получить статус дилера, необходимо сделать серьезные денежные вложения в помещение, качественное оборудование, подбор и обучение персонала. Каждый год дилер должен проходить проверку на соответствие дилерским стандартам.
Список литературы:
1. Автомобильная промышленность и рынок автомобильной техники России: итоги 2009 и прогноз на 2010 год // Автомобильная промышленность. - 2010. - № 3. - С. 1-3.
2. БачуринА.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие / А.А. Бачурин. - М.: Академия, 2014. - 387 с.
3. Российский статистический ежегодник «Россия в цифрах».
4. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
5. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. mogem.ru/okved_34_1.htm\.
6. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// protown.ru/information/hide/6144.html.
7. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://rian. ru/files/ratings/b_mash1.pdf.
8. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. rosinvest.com/news/758968/.
List of literature:
1. Automotive industry and car market of Russia: results of 2009 and forecast for 2010 // Automotive. - 2010. -№. 3. - P. 1-3.
2. Bachurin A.A. Analysis of production and economic activities of the motor transport organizations: textbook. the grant / A.A. Bachurin. - Moscow: Academy, 2014. - 387 p.
3. Russian statistical Yearbook «Russia in figures».
4. Strategy of automobile industry development of the Russian Federation for the period till 2020.
5. Electronic resource. - URL: http://www.mogem.ru/ okved_34_1.htm\.
6. Electronic resource. - URL: http://protown.ru/informa-tion/hide/6144.html.
7. Electronic resource. - URL: http://rian.ru/files/ratings/ b_mash1.pdf.
8. Electronic resource. - URL: http://www.rosinvest.com/ news/758968/.
Беззубко Б.И.
ассистент кафедры «Экономит и менеджмент», Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, Украина, г. Краматорск
УДК 338:331.5
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: КАТЕГОРИИ, ПРОЦЕДУРЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В статье рассматриваются понятийно-категориальный аппарат государственного механизма стратегического планирования развития территорий, существующие модели системы государственного управления СПД на региональном уровне, методики расчета оценки качества разработки и реализации стратегических документов. Совершенствование стратегического планирования способствует комплексному развитию территории, аккумуляции всех видов ресурсов на решение наиболее актуальных задач развития территории, способствует повышению конкурентоспособности территории. Это вызывает повышенное внимание со стороны как ученых, так и специалистов-практиков к развитию государственных механизмов стратегического планирования территорий. Государственные механизмы СПТ можно трактовать как категорию управления, включающую цели управления, элементы объекта и его связи, на которые осуществляется воздействие, действия в интересах достижения целей, методы воздействия, материальные и финансовые ресурсы управления социальным и организационным потенциалами. Планирование социально-экономического развития территорий как единая система должно базироваться на методологии
стратегического планирования и методическом обеспечении этого процесса. Методологию можно определить как совокупность научно обоснованных положений относительно стратегического планирования социально-экономического развития.
Ключевые слова: государственный механизм, стратегическое планирование, модели, территория, экономический механизм, стратегическое прогнозирование, территория, информационный механизм, организационный механизм, нормативно-правовой механизм.
THE MECHANISMS OF THE STATE STRATEGIC PLANNING OF TERRITORIAL DEVELOPMENT: CATEGORIES, PROCEDURES AND ENSURING
The article examines the conceptual and categorical apparatus of the state mechanism of strategic planning of territorial development, the existing models of public administration at the regional level SAP, quality assessment methodology for calculating the development and implementation of strategic documents. Improving strategic planning contributes to the comprehensive development of the territory, the accumulation of all kinds of resources to address the most urgent tasks of development of the area, contributes to the competitiveness of the territory. This causes an increased attention from both scientists and experts-practitioners to the development of public areas of strategic planning. State mechanisms SPT can be treated as category management, including management objectives, the elements of an object and its relationship to which exposure is carried out, actions to achieve the objectives, methods of exposure, material and financial resources management of social and institutional capacities. Improving strategic planning contributes to the comprehensive development of the territory, the accumulation of all kinds of resources to address the most urgent tasks of development of the area, contributes to the competitiveness of the territory. This causes an increased attention from both scientists and experts-practitioners to the development of public areas of strategic planning. Planning for socio-economic development of territories as a system should be based on the methodology of strategic planning and methodological support of this process. Methodology can be defined as a set of science-based provisions for the strategic planning of socio-economic development.
Key words: state mechanism, strategic planning, models, territory, economic mechanism, strategic forecasting, territory, information mechanism, institutional mechanism, regulatory mechanism.
Совершенствование стратегического планирования способствует комплексному развитию территории, аккумуляции всех видов ресурсов на решение наиболее актуальных задач развития территории, способствует повышению конкурентоспособности территории. Это вызывает повышенное внимание со стороны как ученых, так и специалистов-практиков к развитию государственных механизмов стратегического планирования территорий.
Следует отметить большой вклад в развитие теории стратегического планирования территорий ученых А. Широкова, Г. Ветрова, В. Рохчина и других. Вместе с тем недостаточно исследованным является ряд теоретических и практических вопросов, связанных с развитием теоретических аспектов данного вопроса.
Государственные механизмы стратегического планирования социально-экономического развития территорий (СПТ) можно трактовать как категорию управления, включающую цели управления, элементы объекта и его связи, на которые осуществляется воздействие, действия в интересах достижения целей, методы воздействия, материальные и финансовые ресурсы управления социальным и организационным потенциалами [1, с. 37]. Это комплексное понятие, которое включает в себя ряд процедур:
- стратегическое прогнозирование - эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Прогнозирование основывается или на экстраполяции настоящих тенденций в будущее (генетический подход), либо на базе заранее определенных целей (нормативный подход);
- программирование, которое основывается на прогнозных разработках и имеет целью составление проектов целевых комплексных программ, которые включают в себя четко определенные цели и систему мероприятий, направленных на достижение этих целей, согласованный объем ресурсов, сроки и перечень исполнителей программы;
- проектирование, в процессе которого должны разрабатываться различные варианты развития с тем, чтобы субъект управления имел возможность выбора возможных вариантов в рамках единого стратегического направления развития объекта управления [2].
К видам планирования относятся следующие:
• Программно-целевое планирование - деятельность, направленная на определение целей и приоритетов социально-экономического развития, формирования комплекса направленных на достижение
этих целей и приоритетов мероприятий с указанием источников их финансового обеспечения.
• Территориальное планирование - это особый вид проектных работ, который призван дать стратегические решения по организации территории.
• Бюджетное планирование - это научно обоснованный процесс определения источников формирования и направлений использования бюджетных финансовых ресурсов для обеспечения пропорционального и динамичного социально-экономического развития общества [3].
К основным принципам СПТ следует отнести: объективность, целеполагание, результативность, эффективность, приоритетность, компетентность, преемственность, альтернативность, прозрачность, ситуационность [4].
• Государственные механизмы СПТ возможно трактовать как категорию управления, включая цели управления, элементы объекта и его связи, на которые осуществляется воздействие, действия в интересах достижения целей, методы воздействия, материальные и финансовые ресурсы управления социальным и организационным потенциалами [1, с. 37]. Механизм управления - это совокупность функций, рычагов, методов, инструментов и стимулов управления, обеспечивающих взаимосвязь его подсистем.
Таким образом, для развития СПТ необходимо наличие определенных государственных механизмов:
1) нормативно-правовой механизм СПТ, под которым понимается совокупность норм, правил законодательства, которые создают систему законодательного обеспечения и нормативного регулирования СПТ;
2) организационный механизм СПТ обеспечивает создание организационных структур в системе государственных органов власти, ОМС, общественных организаций и т. п., осуществляет организационное обеспечение процесса СПТ;
3) информационный механизм СПТ, который обеспечивает создание системы информационных связей между субъектами СПТ, информационное обеспечение разработки, реализации, контроля и мониторинга в системе СПТ;
4) экономический механизм СПТ, обеспечивающий создание экономического воздействия на субъекты планирования, проявляется в возникновении у них материальной ответственности и заинтересованности в реализации СПТ. Очень важными составляющими экономического механизма является формирование бюджетов развития населенного пункта, финансовое обеспечение процесса разработки и реализации СПТ;
5) социальный механизм СПТ, в основе которого лежит социальное партнерство между органами государственной власти, местного самоуправления и членами общины в процессе СПТ, которое обеспе-
чивает создание системы взаимодействия власти, бизнеса и населения в процессе разработки и реализации СПТ.
Планирование социально-экономического развития территорий как единая система должно базироваться на методологии стратегического планирования и методическом обеспечении этого процесса. Методологию можно определить как совокупность научно обоснованных положений относительно стратегического планирования социально-экономического развития. Можно выделить следующие основные ее составляющие, объединенные по следующим признакам:
- принадлежности к теоретическим основам -законы, закономерности, принципы, категориальный аппарат;
- функциональной направленности - функции и задачи;
- практическому назначению - формы, методы, механизмы и их инструментарий;
- оценочному характеру - критерии, индикаторы, мониторинг и оценка по его результатам [5].
Осуществлять стратегическое планирование социально-экономического развития территорий невозможно без наличия определенного обеспечения (методологического и методического, ресурсного (трудового, финансового), организационного и информационного). В данной статье подчеркнем особую важность методологического и методического обеспечения СПТ.
Стратегическое планирование социально-экономического развития территорий должно строится на единой методологии и методике.
Под методическим обеспечением СПТ понимается разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке документов стратегического планирования на национальном, региональном и местном уровнях.
Важным этапом работы является оценка качества стратегических документов. Для этого предлагается использовать метод экспертных оценок. Возьмем в качестве примера оценку стратегического планирования социально-экономического развития города.
В качестве экспертов в общем виде выступают по каждому городу представители от:
- заказчика разработки стратегических документов (органа местного самоуправления) (Пзам);
- исполнителя стратегических документов (П );
- общественности города (гражданских организаций), которые активно принимали участие в процессе разработки, обсуждения, мониторинга СП и т. п. (Пгрса);
- независимый эксперт от научного или высшего учебного заведения, специалист по проблемам СП (П^).
Общая оценка СП Зсц.заг будет представлять собой среднеарифметическую оценку всех экспертов
(формула 1):
группы показателей для успешности СП (сумма всех весовых коэффициентов должна быть равна единице).
З = (З т ) + З т ) + З т ) + З т ) /4, (1)
оц.заг. V оц.(Пзам) оц.(Пвик) оц.(ПгроМ) оц.(Пнаук)' ' 4 ' где' Зоц.(П3ам), Зоц.(ПвМк)'' Зоц.(ПгромУ Зоц.(ПШук) соответствую
щие оценки экспертов.
В том случае, если заказчик и исполнитель разработки стратегических документов выступают как одно лицо, формула имеет следующий вид (формула 2):
З = (З (П )+З (П )+З (П )/3,
оц.заг. v оц-(.Пвик, зам) оц.(Пгром) оц.(Пна)кУ '
(2)
I = Yd ' I
заг ^^ г ча
(3)
где: З П - экспертная оценка от представителя
оц.(Пвик, зам)
заказчика (исполнителя) разработки стратегических документов; Зоц(д - экспертная оценка представителя от общественных организаций города, которые активно участвовали в процессе СП; З П - экс-
оц. (Пнаук)
пертная оценка от независимого эксперта, представителя от научного или высшего учебного заведения, специалиста по проблемам СП.
Общая оценка эксперта определяется путем суммирования частных оценок по группе показателей на их «удельные веса», определенные экспертным методом в диапазоне от 0 до 1 в зависимости от важности
где: I - общая оценка эксперта по блоку, I -
заг Г частн
частная оценка эксперта по каждому блоку оценки, й. - весовой коэффициент соответствующей группы показателей, что показывает значимость группы показателей для успешности СП.
= 1 - оценка значимости группы показателей, имеет значение от 0 - минимальная оценка до 1 - максимальная оценка. При этом сумма всех весовых коэффициентов должна равняться единице.
I
= сумма^П.
(4)
где: суммаХП - суммарная оценка по группе показателей; п - количество показателей, которые входят в определенную группу.
Частная оценка эксперта по каждому блоку рассчитывается аналогично как среднеарифметическая оценка соответствующих показателей, входящих в определенную группу. Оценка может происходить по следующим группам показателей (см. табл.).
Оценка качества разработки и реализации стратегических документов
Название групп показателей оценки Значение блока для успешности СП в целом. Вес блока* от 0 до 1
- оценка подготовительного этапа СП 0,20
- профессионализм кадров 0,10
- участие общественности в СП 0,05
- оценка организации осуществления СП 0,10
- оценка содержательности стратегического плана 0,20
- оценка реализации стратегии 0,30
- оценка оформления и продвижения стратегических документов 0,05
Общая сумма веса по всем блокам оценки 1,00
* - определены в ходе экспертного опроса.
В целях обеспечения контроля за достижением поставленных целей определен перечень показателей - индикаторов. Индикаторами достижения приоритетов и задач Стратегии являются вариантные прогнозные величины, отражающие движение по выбранным стратегическим направлениям. Мониторинг будет осуществляться по количественным и качественным показателям (индикаторам). Усредненный коэффициент выполнения плановых значений целевых индикаторов структурного подразделения рассчитывается по формуле 5:
КСР = Хк /п, (5)
п ' 47
где: КСР - усредненный коэффициент выполнения плановых значений целевых индикаторов структур-
ного подразделения; Кп - коэффициент выполнения планового значения п-го целевого индикатора структурного подразделения; п - количество целевых индикаторов, установленных для структурного подразделения. Фактический уровень выполнения п-го целевого индикатора структурным подразделением по итогам отчетного периода рассчитывается по формуле 6:
К = Тф / Т , (6)
п ф пл^ 47
где: Тф - фактический уровень выполнения п-го целевого индикатора структурным п-подразделением по итогам отчетного периода; Тпд - плановый уровень выполнения п-го целевого индикатора структурным п-подразделением по итогам отчетного периода.
Обязательным элементом СПТ должен являться мониторинг. Мониторинг реализации стратегии
развития населенных пунктов (территорий) осуществляется путем установления соответствующих индикаторов, выполнения мероприятий по отслеживанию, подготовке и обнародованию результатов мониторинга. Конкретный перечень индикаторов определяется Методикой проведения мониторинга, утверждается Кабинетом Министров Украины.
Согласно стандартам качества для того, чтобы организация была успешной, нужно, чтобы управление и контроль ее деятельности проводили систематически и прозрачно. Устойчивый успех будет обеспечиваться только при внедрении комплексной системы управления качеством, ориентированной на потребности и ожидания всех заинтересованных сторон. Поэтому система управления качеством субъекта местного самоуправления надежно и успешно функционирует, должна охватывать все виды деятельности и процессы, которые могут влиять на ее способность удовлетворять требования своих заказчиков (граждан), а также других заинтересованных сторон, например, органов власти на региональном или национальном уровнях.
Список литературы:
1. Нижник Н.Р. Системный подход в организации государственного управления: учеб. пособие / Н.Р. Нижник, А.А. Машков; под ред. Н.Р. Нижник.
- К.: УАДУ, 1998. - 160 с.
2. Методика проведения общественной экспертной оценки процесса стратегического развития муниципальных образований (на примере городского округа Тольятти). - Тольятти: Издание Общественного Фонда Тольятти (в рамках городской целевой Программы развития некоммерческого сектора через социальное партнерство в городском округе Тольятти на 2006-2008 гг.), 2006 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: my-tlt.narod.ru/Metodika-analiza-strateg-plana.htm.
3. АртусМ.М. Бюджетная система Украины: учебное пособие / М.М. Артус, Н.М. Хижа. - К.: Изд-во Ев-роп. ун-та, 2005. - 220 с.
4. Разработка и внедрение стратегического плана развития региона: практическое пособие / Б. Боврон,
A. В^ода, Г. Дэвидсон и проч.; под ред. И. Санжа-ровського. - К.: Изд-во «К.И.С.», 2008. - 214 с.
5. Мамонова В.В. Теоретико-методологические основы управления территориальным развитием: рукопись диссертации на соискание ученой степени доктора наук государственного управления по специальности 25.00.04 «Местное самоуправление» /
B.В. Мамонова. - Национальная академия государственного управления при Президенте Украины. -Киев, 2006.
List of literature:
1. Nizhnik N.R. The system approach in organization of public administration: textbook the grant / N.R. Nizhnik, A.A. Mashkov, ed. by N.R. Nizhnik. - K.: the UAD, 1998. - 160 p.
2. The technique of carrying out public expert evaluation of the process of strategic development of municipalities (on the example of city district Tolyatti). - Togli-atti: a Publication of the Public Fund of Togliatti (in the framework of the city target program of development of the nonprofit sector through social partnership in the urban district of Togliatti 2006-2008), 2006 [Electronic resource]. - URL: my-tlt.narod.ru/Metodika-analiza-strateg-plana.htm.
3. Artus M.M. The budget system of Ukraine: a training manual / M.M. Artus, N.M. Khizha. - K.: Publishing house of Europe. University press, 2005. - 220 p.
4. Development and implementation of strategic regional development plan: a Practical guide / B. Bowron, A. Uhoda, G. Davidson, etc.; ed. I. Sanzharovska. - K.: Publishing house «K. I. S.», 2008. - 214 p.
5. Mamonov V.V. Theoretical and methodological bases of management of territorial development: the manuscript of the dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of Sciences in public administration majoring in 25.00.04 «Local government» / V.V. Ma-monov. - National Academy of public administration under the President of Ukraine. - Kiev, 2006.