Научная статья на тему 'Механизмы государственного регулирования миграции высококвалифицированной рабочей силы в различных странах'

Механизмы государственного регулирования миграции высококвалифицированной рабочей силы в различных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / трудовая миграция / высококвалифицированные кадры / международное сотрудничество / migration / labor migration / highly qualified personnel / international cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилкина Маргарита Дмитриевна, Прудникова Анна Анатольевна

Актуальность темы исследования определена ростом проблем, связанных с миграцией рабочей силы. Целью исследования является определение методов и механизмов государственного регулирования миграции высококвалифицированной рабочей силы. В результате проведенного исследования выявлены факторы заинтересованности государств в привлечении высококвалифицированных специалистов, определены основные преимущества и противоречия миграции высококвалифицированной рабочей силы, обобщены механизмы регулирования миграции высококвалифицированных кадров, эффективное использование которых зависит не только от отдельных стран, но и от расширения международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладилкина Маргарита Дмитриевна, Прудникова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of State Regulation of Highly Skilled Labor Migration in Different Countries

The relevance of the research topic is determined by the growing problems associated with labor migration. The aim of the research is to identify methods and mechanisms of state regulation of the migration of highly qualified labor force. The conducted research revealed the factors of interest of states in attracting highly qualified specialists, determined the main advantages and contradictions of the migration of highly qualified labor force, summarized the mechanisms of regulating the migration of highly qualified personnel, the effective use of which depends not only on individual countries, but also on the expansion of international cooperation.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственного регулирования миграции высококвалифицированной рабочей силы в различных странах»

Гладилкина Маргарита Дмитриевна

обучающийся бакалавриата, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: 206209@edu.fa.ru

О Прудникова Анна Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва,125167 E-mail: aaprudnikova@fa.ru

Механизмы государственного регулирования миграции высококвалифицированной рабочей силы в различных странах

Актуальность темы исследования определена ростом проблем, связанных с миграцией рабочей силы. Целью исследования является определение методов и механизмов государственного регулирования миграции высококвалифицированной рабочей силы. В результате проведенного исследования выявлены факторы заинтересованности государств в привлечении высококвалифицированных специалистов, определены основные преимущества и противоречия миграции высококвалифицированной рабочей силы, обобщены механизмы регулирования миграции высококвалифицированных кадров, эффективное использование которых зависит не только от отдельных стран, но и от расширения международного сотрудничества.

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, высококвалифицированные кадры, международное сотрудничество.

Для цитирования: Гладилкина М.Д., Прудникова А.А. Механизмы государственного регулирования миграции высококвалифицированной рабочей силы в различных странах // Мировая экономика и мировые финансы. 2024. Т. 3. № 1. С. 16-22. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0020

Margarita D. Gladilkina

Undergraduate Student, Faculty of International Economic Relation, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: 206209@edu.fa.ru

Anna A. Prudnikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Chair of World Economy and World Finance,

Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: aaprudnikova@fa.ru

Mechanisms of State Regulation of Highly Skilled Labor Migration in Different Countries

The relevance of the research topic is determined by the growing problems associated with labor migration. The aim of the research is to identify methods and mechanisms of state regulation of the migration of highly qualified labor force. The conducted research revealed the factors of interest of states in attracting highly qualified specialists, determined the main advantages and contradictions of the migration of highly qualified labor force, summarized the mechanisms of regulating the migration of highly qualified personnel, the effective use of which depends not only on individual countries, but also on the expansion of international cooperation.

Keywords: migration, labor migration, highly qualified personnel, international cooperation.

JEL Classification: F22, J61, J68

For citation: Gladilkina M.D., Prudnikova A.A. Mechanisms of State Regulation of Highly Skilled Labor Migration in Different Countries. World Economy and World Finance, 2024, vol. 3, no. 1, pp. 16-22. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0020

О:

дним из основных драйверов развития международной экономики в настоящее время вы-| ступает миграция рабочей силы, которая представляет собой процесс перемещения людей между странами или регионами с целью трудоустройства или изменения своего профессионального статуса. Этот процесс может быть обусловлен различными факторами: экономическими, социальными, политическими и культурными различиями между регионами, а также личными мотивами и предпочтениями мигрантов [Седова, 2019].

Следует отметить, что миграция квалифицированных рабочих продолжается уже несколько столетий и будет продолжаться. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), в 2023 году во всем мире насчитывалось 281 млн. мигрантов, что составляет около 3,6% от всего населения Земли и это на 2,2% больше, чем в 2022 году. Работа является основной причиной миграции во всем мире, почти трое из четырех международных мигрантов были в возрасте от 20 до 64 лет, около 60% всех мигрантов работают в принимающих странах [International Organization for Migration (IOM), 2023. Annual Report 2022].

Основными преимуществами трудовой миграции являются поиск интересной, высокооплачиваемой работы; улучшение условий жизни; получение образования и развитие карьеры. Задачи миграции квалифицированных рабочих могут включать в себя поиск подходящего места работы, адаптацию к новым условиям жизни, изучение нового языка и культуры, а также развитие профессиональных навыков и компетенций.

Однако следует отметить и недостатки миграции высококвалифицированной рабочей силы: существуют серьезные культурные различия и это может повлиять на их принятие, рабочий процесс и результаты; языковые различия могут привести к нескольким факторам стресса, включая трудности в общении; рост стоимости жизни, который связан с арендой или покупкой жилья и средств передвижения, и т.д.; вопросы подтверждения квалификации и сертификации, которые подтверждают либо высшее образование, либо уникальный набор навыков, необходимый для решения конкретной проблемы, создания нового продукта или улучшения существующей системы; злоупотребления в сфере надзора на рабочем месте, которые имеют важные прямые последствия для работы и трудовых отношений, а также косвенные последствия для благополучия работников и отношений вне работы.

В настоящее время использование механизмов государственного регулирования миграции высококвалифицированной рабочей силы является актуальным и важным направлением деятельности для многих стран. Так, в частности, повышенная значимость использования механизмов государственного регулирования миграции заключается в привлечении и удержание талантливых и квалифицированных специалистов в стране, что особенно важно для тех стран, которые стремятся к экономическому росту и инновационному развитию [Кокорева, 2020].

При этом привлечение высококвалифицированных специалистов способствует развитию науки, технологий и инноваций, развитию человеческого капитала страны, повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке, особенно в условиях глобализации и международной экономической интеграции, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на рост уровня национальной безопасности государства.

Заинтересованность государств в привлечении высококвалифицированных специалистов может объясняться несколькими факторами:

• в условиях глобальной конкуренции, привлечение высококвалифицированных профессионалов способствует увеличению производительности, что приводит к экономическому росту стран;

• привлечение талантливых специалистов в области науки и технологий помогает развивать исследовательские и инновационные проекты, что способствует развитию наукоемких отраслей и укреплению позиций стран на мировой арене;

• в результате взаимодействия с высококвалифицированными специалистами также улучшается и система образования и профессиональной подготовки, ученики и студенты имеют возможность получать знания и навыки от профессионалов, что позволяет им стать более конкурентоспособными на рынке труда;

• в странах, где есть возможность привлекать высококвалифицированных специалистов, уровень жизни, как правило, оценивается выше, это связано с тем, что такие специалисты имеют более высокую заработную плату и лучшие условия труда [Абдулманапов, 2019].

Государства, заинтересованные в развитии своей экономики, науки и технологий, а также улучшении качества жизни своих граждан, стремятся привлекать высококвалифицированные кадры. Темпы международной миграции высококвалифицированных кадров в 5 раз выше, 18 чем у неквалифицированной рабочей силы [8]. Таким образом, подтверждается тезис о том, что

привлечение высококвалифицированных специалистов предпочтительнее, чем специалистов со средним или средним специальным образованием. При этом, для привлечения и удержания специалистов данной категории, страны прибегают к использованию определенных государственных механизмов.

Государственный механизм регулирования миграции высококвалифицированных кадров — это система административно-правовых и социально-экономических инструментов, методов и практик, разработанных и реализуемых государством с целью управления и контроля передвижения высококвалифицированных специалистов на территории страны и за ее пределами.

Этот механизм включает в себя следующие компоненты:

• Законодательная база, которая объединяет в себе систему законов, нормативных актов и международных договоров, регулирующих миграцию кадров на национальном и международном уровнях;

• Институты и структуры, заключающиеся в наличии государственных органов, агентств и учреждений, ответственных за разработку и реализацию политики в области миграции высококвалифицированных специалистов (например, министерства труда, образования, иностранных дел, иммиграционные службы и т. д.);

• Инструменты привлечения и удержания высококвалифицированных кадров, которые включают в себя: программы привлечения и поощрения иностранных специалистов, предоставление жилья, образовательных и медицинских услуг, а также создание благоприятных условий для развития профессиональной карьеры и обеспечения благосостояния;

• Инструменты стимулирования репатриации и возвращения мигрантов: программы поддержки возвращения и реинтеграции специалистов в национальную экономику, предоставление преференций и возможностей для трудоустройства, поддержка старта-пов и развития собственного бизнеса;

• Программы международного сотрудничества и обмена кадрами. В условиях данного направления реализуются совместные образовательные программы, научные и исследовательские проекты, обмен опытом и знаниями между специалистами из разных стран;

• Политика поддержки развития научных и технологических кластеров, привлечения инвестиций и создания рабочих мест, обеспечивающих высокий уровень оплаты труда и условия для реализации профессионального потенциала;

• Информационная поддержка и пропаганда национальной системы образования и науки, возможностей карьерного роста и профессионального развития в стране;

• Прогнозирование и анализ миграционных процессов, оценка потребностей национальной экономики в высококвалифицированных кадрах, и разработка стратегий привлечения, адаптации и интеграции мигрантов;

• Механизмы контроля и мониторинга миграции высококвалифицированных кадров, включая анализ эффективности реализуемой политики, оценку рисков и проблем, а также разработку мер по их предотвращению и устранению [Голосов, 2021].

Таким образом, государственный механизм регулирования миграции высококвалифицированных кадров представляет собой комплексную систему административно-правовых и социально-экономических методов и инструментов, направленных на управление и контроль передвижения специалистов высокой квалификации на территории страны и на международном уровне. Эффективное функционирование данного механизма способствует привлечению и удержанию высококвалифицированных кадров в стране, их возвращению на родину, развитию научных и технологических кластеров и обеспечению потребностей национальной экономики в специалистах высокого уровня.

Необходимо также отметить, что в качестве методов, используемых при реализации государственного механизма миграции, могут рассматриваться: стимулирование иммиграции, дополнительное привлечение инвестиций, использование трудовых контрактов, образование и профессиональная кадровая подготовка, поддержка научных исследований и инноваций и иные методы.

Так, например, стимулирование иммиграции, как элемент механизма государственного регулирования миграции, проявляется в том, что отдельные страны предлагают привлекательные условия для высококвалифицированных кадров, включая упрощенные процедуры получения вида на жительство, налоговые льготы, поддержку в поиске работы и иные виды адаптации.

Опыт трудовой иммиграции наиболее эффективно реализован в странах, которые активно привлекают иностранную рабочую силу и предлагают соответствующие условия для этого. Например, в странах Персидского залива (Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, 19

Катар, Кувейт), где большая часть трудовых ресурсов состоит из иностранных рабочих, преимущественно из стран Южной Азии и Восточной Европы. В этих странах созданы привлекательные условия для работы иностранцев, такие как высокие зарплаты, предоставление жилья и медицинского страхования.

Обратным процессом регулирования миграции высококвалифицированных кадров может являться деятельность по контролю за кадровой эмиграцией. Регулирование трудовой эмиграции осуществляется на разных уровнях: на международной уровне, а также на уровне стран и отдельных регионов. Так, в частности, на международном уровне международные организации, например ООН, разрабатывают соглашения и конвенции, регулирующие эмиграцию. В качества примера может быть рассмотрена Конвенция ООН о статусе апатридов (1954 г.), которая регулирует права лиц без гражданства, ставших таковыми в результате эмиграции [Маглинова, 2020].

Внутригосударственное регулирование проявляется в том, что непосредственно государство может устанавливать определенные условия и требования для эмиграции, например необходимость получения визы или разрешения на проживание в другой стране. Также государство может контролировать количество высококвалифицированных эмигрантов, устанавливая квоты на выезд граждан.

В свою очередь, региональные организации, например, Европейский союз, могут устанавливать свои правила и нормы для эмиграции в пределах региона. Так, Европейский союз устанавливает общие правила для выдачи виз гражданам стран, не входящих в ЕС.

Заключение контрактов как один из элементов государственного воздействия на трудовую миграцию представляет собой процесс, при котором государство регулирует приток иностранной рабочей силы путем заключения контрактов с иностранными работниками. Этот процесс включает в себя подписание официальных соглашений между государством и иностранными рабочими, в которых определяются условия их трудоустройства, проживания и работы. В контрактах также могут быть прописаны меры по социальной защите работников, их обучению, развитию профессиональных навыков и другие условия. Данная деятельность может служить инструментом государственного регулирования трудовой миграции, позволяя контролировать приток иностранных граждан на территорию страны, а также обеспечивать соблюдение их прав и интересов.

Практика заключения трудовых контрактов наиболее развита в США, Канаде, Австралии, Германии, Великобритании, Швейцарии, Нидерландах. В этих странах существуют специальные программы и условия для привлечения и трудоустройства высококвалифицированных мигрантов, включая предоставление им рабочих виз, упрощенные процедуры получения разрешения на работу и проживание, а также заключение долгосрочных трудовых контрактов, обеспечивающих определенные социальные гарантии и возможности для их профессионального развития [Мари-нич, Шесточенко, Арбузова, Орехова, 2022].

Следует отметить, что большинство международных мигрантов проживает в развитых странах Азии, Европы и Северной Америки, около 83% в 2022 году (рис. 1).

3%

^Европа

■ Азия

Северная Америка

■ Латинская Америка и Карибский Бассейн

Океания

■ ' Африка

Рисунок 1 — Доли международных трудовых мигрантов по регионам мира в 2022 году, % Источник: составлено авторами по [United Nations: Peace, dignity and equality on a healthy planet].

Кроме того, на территории таких стран, как: как США, Канада и Австралия, иностранные студенты и специалисты имеют возможность получить образование и профессиональную подготовку на территории страны, а затем остаться работать в этих странах на долгосрочной основе. В то время, как в Германии, Франции и Швеции, существуют специальные программы для иностранных студентов и специалистов, которые позволяют им пройти стажировки и тренинги, для последующего трудоустройства в стране [Седова, 2019].

Динамика численности иностранных студентов в различных странах представлена в Таблице 1.

Таблица 1 — Динамика численности иностранных студентов в различных странах

мира, тыс. чел.

Страна 2020 2021 2022 2023 Прирост 2023 г. к 2020 г.,%

Великобритания 500 600 610 710 42%

Франция 350 360 355 400 14,3%

Германия 300 310 320 330 10%

Швеция 30 40 42 45 50%

Источник: составлено авторами по данным [Центр экспорта образования. Какие страны были самыми популярными для иностранных студентов в 2023 году].

Согласно представленным данным отмечается положительная динамика роста числа иностранных студентов во всех анализируемых странах. При этом, в соотношении стран по численности количества зарубежных студентов лидирует Великобритания, на территории которой в 2023 году обучалось 710 тыс. чел. иностранных студентов.

Развитие трудовой миграции также требует международного сотрудничества и заключения соглашений на различных уровнях, таких как межправительственные, региональные и двусторонние. Международные соглашения обеспечивают регулирование процессов трудовой миграции, защиту прав мигрантов, а также формирование условий для их интеграции в принимающие общества. Среди наиболее важных соглашений, которые затрагивают вопросы трудовой миграции, можно выделить следующие:

• Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.);

• Соглашение о сотрудничестве в области миграции и социального обеспечения в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) (2006 г.);

• Дублинская конвенция о предотвращении и борьбе с нелегальной миграцией (2013 г.);

• Международная конвенция по защите прав трудящихся мигрантов и их семей (2021 г.) [Голосов, 2021].

Стоит также отметить, что сотрудничество между странами в развитии трудовой миграции включает в себя ряд направлений: разработка и реализация совместных программ и проектов, направленных на стимулирование притока квалифицированных специалистов и развитие трудовых ресурсов; создание условий для обучения и повышения квалификации мигрантов, в том числе на основе международного обмена опытом и знаниями; организация встреч, семинаров и форумов для обсуждения проблем и перспектив трудовой миграции, а также поиска решений для их преодоления: развитие инфраструктуры и обеспечение доступа к необходимым услугам для мигрантов, включая образование, здравоохранение и социальное обеспечение; укрепление связей между странами происхождения и приема мигрантов, а также между самими мигрантами для поддержания их культурной идентичности и участия в общественной жизни [Гоибназарзода, 2021].

Таким образом, международное сотрудничество и соглашения о трудовой миграции играют важную роль в обеспечении справедливого и упорядоченного перемещения людей между странами, защите их прав и формировании условий для их успешной интеграции в новые общества.

Признавая важность трудовой миграции и мобильности, как для стран происхождения, так и для стран назначения, государства разрабатывают методы и механизмы, способствующие регулярной и безопасной трудовой миграции. Эти механизмы создаются разными заинтересованными сторонами, имеют свои особенности для каждой отдельной страны, зависят от многих факторов, таких как экономическая ситуация, демографические показатели, уровень развития социальной сферы и политической стабильности. Эффективное управление высококвалифицированной трудовой миграцией зависит от разработки обоснованной политики стран и расши- 21

рения международного сотрудничества, которые отвечают потребностям трудовых мигрантов, а также потребностям рынков труда как в странах происхождения, так и в странах назначения.

Литература

Абдулманапов П.Г. Факторы и последствия международной миграции населения // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2019. № 1. С. 51-57.

Гоибназарзода С.М. Мобильность рынка труда в условиях глобализации // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2021. № 1. С. 44-53.

Голосов А.В. Внешняя трудовая миграция как фактор регулирования рынка труда // Студенческий. 2021. № 24-2 (152). С. 65-67.

Кокорева Е.А., Колесникова А.А., Цапусова М.И. Глобальный рынок труда: особенности и задачи // Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. 2020. № 5 (7). С. 41-52.

Маглинова Т.Г. Современное положение международной трудовой миграции // Вестник Академии знаний. 2020. № 38 (3). С. 157-161.

Маринич В.А., Шесточенко И.Б., Арбузова Н.С., Орехова Д.С. Основы государственного управления в сфере миграции // Педагогика и междисциплинарные исследования. 2022. Т. 19. № 1. С. 5-23.

Седова А.В. Теория трудовой миграции // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2-1. С. 137-145.

Центр экспорта образования. Какие страны были самыми популярными для иностранных студентов в 2023 году. URL: https://eduexport.ru/kakie-strany-byli-samymi-populyarnymi-dlya-inostrannyh-studentov-v-2023-godu (дата обращения: 01.02.2024).

References

Abdulmanapov P.G. Factors and Consequences of International Population Migration. UEPS: Management, Economics, Politics, Sociology, 2019, no. 1, pp. 51-57. (In Russian)

Education Export Center: Which Countries Were the Most Popular for Foreign Students in 2023. URL: https://eduexport.ru/ kakie-strany-byli-samymi-populyarnymi-dlya-inostrannyh-studentov-v-2023-godu (data of access: 05.03.2024). (In Russian)

Goibnazarzoda S.M. Labor Market Mobility in the Context of Globalization. Bulletin of the Tajik National University. Series of economic and social sciences, 2021, no. 1, pp. 44-53. (In Russian)

Golosov A.V. External Labor Migration as a Factor of Labor Market Regulation. Student, 2021, no. 24-2 (152), pp. 65-67. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kokoreva E.A., Kolesnikova A.A., Tsupusova M.I. Global Labor Market: Features and Challenges. Bulletin of Socio-Economic and Humanitarian Research, 2020, no. 5 (7), pp. 41-52. (In Russian)

Maglinova T.G. Current Situation of International Labor Migration. Bulletin of the Academy of Knowledge, 2020, no. 38 (3), pp. 157-161. (In Russian)

Marinich V.A., Shestochenko I.B., Arbuzova N.S., Orekhova D.S. Fundamentals of Public Administration in the Sphere of Migration. Pedagogy and Interdisciplinary Research, 2022, no. 1, pp. 5-23. (In Russian)

Sedova A.V. Theory of Labor Migration. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2019, no. 2-1, pp. 137-145. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.