Научная статья на тему 'ПРИНЦИП "ВЫБОРОЧНОЙ МИГРАЦИИ" ВО ФРАНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В РФ'

ПРИНЦИП "ВЫБОРОЧНОЙ МИГРАЦИИ" ВО ФРАНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / ВЫБОРОЧНАЯ МИГРАЦИЯ / РАБОЧАЯ СИЛА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРАВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Эльшан Эльшад Оглы

Цель исследования. В статье исследован принцип «выборочной миграции» как современный прагматический подход к регулированию миграционных процессов; проанализированы особенности его использования в миграционной политике Франции; определены возможности использования французского опыта в процессе регулирования миграции и прав трудовых мигрантов в России. В статье определено, что принцип «выборочной миграции» направлен на обеспечение национальных экономик высококвалифицированной рабочей силой, при этом страны «третьего мира» в настоящее время являются поставщиками качественных трудовых ресурсов, что требует их активного включения в процессы борьбы за умы, способности и таланты. Проанализирован французский опыт использования принципа «выборочной миграции», отмечено, что на протяжении ХХ столетия этот принцип трансформировался, хотя на протяжении всей истории его развития он нес в себе «прагматический элемент», в основе которого лежали национальные интересы Франции. При этом прагматика данного принципа вступала в противоречие с общими принципами права, пока на современном этапе не приобрела черты социальной концепции обеспечения прав трудовых мигрантов, что закреплено соответствующими документами. Отмечены привлекательные стороны французского подхода, состоящие в «мягкости» к регулированию на основе принципа «выборочной миграции», определено, что французская модель может быть адаптирована к современным российским условиям. Вывод. В результате проведенного исследования определено, что французский вариант реализации принципа «выборочной миграции» в наибольшей степени соответствует современному социально-экономическому развитию и возможностям нашей станы конкурировать с западными странами в данном аспекте миграционной политики. В статье приведены ряд рекомендаций, касающихся использования французского опыта в регулировании миграционных процессов, отмечена необходимость совмещения «принципа выборочной миграции» с защитой социальных прав мигрантов, что соответствует французской модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF “SELECTED MIGRATION” IN FRS AND THE POSSIBILITIES OF ITS USE IN THE PROCESS OF REGULATING THE RIGHTS OF LABOR MIGRANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the research. The article examines the principle of “selective migration” as a modern pragmatic approach to the regulation of migration processes; analyzed the features of its use in the migration policy of France; the possibilities of using the French experience in the process of regulating migration and the rights of labor migrants in Russia are determined. The article determines that the principle of “selective migration” is aimed at providing national economies with highly qualified labor force, while the countries of the “third world” are currently suppliers of high-quality labor resources, which requires their active involvement in the struggle for minds, abilities and talents. The French experience of using the principle of “selective migration” is analyzed, it is noted that during the twentieth century this principle was transformed, although throughout the history of its development it carried a “pragmatic element” based on the national interests of France. At the same time, the pragmatics of this principle came into conflict with the general principles of law, until at the present stage it acquired the features of a social concept of ensuring the rights of labor migrants, which is enshrined in the relevant documents. The attractive aspects of the French approach, which are “softness” to regulation based on the principle of “selective migration”, are noted, it is determined that the French model can be adapted to modern Russian conditions. Output. As a result of the study, it was determined that the French version of the implementation of the principle of “selective migration” is most consistent with modern socio-economic development and the ability of our country to compete with Western countries in this aspect of migration policy. The article provides a number of recommendations regarding the use of the French experience in regulating migration processes, notes the need to combine the “principle of selective migration” with the protection of the social rights of migrants, which corresponds to the French model.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП "ВЫБОРОЧНОЙ МИГРАЦИИ" ВО ФРАНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В РФ»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

SOCIO-ECONOMIC RELATIONS IN MODERN RUSSIA

12.00.05 Трудовое право; право социального обеспечения

Employment law; Right to social security

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-39-45

Принцип «выборочной миграции» во Франции и возможности его использования в процессе регулирования прав трудовых мигрантов в РФ

Э.Э. о. Абдуллаев ©

Независимый исследователь E-mail: elshanabdullaevmsu@gmail.com

Аннотация: Цель исследования. В статье исследован принцип «выборочной миграции» как современный прагматический подход к регулированию миграционных процессов; проанализированы особенности его использования в миграционной политике Франции; определены возможности использования французского опыта в процессе регулирования миграции и прав трудовых мигрантов в России. В статье определено, что принцип «выборочной миграции» направлен на обеспечение национальных экономик высококвалифицированной рабочей силой, при этом страны «третьего мира» в настоящее время являются поставщиками качественных трудовых ресурсов, что требует их активного включения в процессы борьбы за умы, способности и таланты. Проанализирован французский опыт использования принципа «выборочной миграции», отмечено, что на протяжении ХХ столетия этот принцип трансформировался, хотя на протяжении всей истории его развития он нес в себе «прагматический элемент», в основе которого лежали национальные интересы Франции. При этом прагматика данного принципа вступала в противоречие с общими принципами права, пока на современном этапе не приобрела черты социальной концепции обеспечения прав трудовых мигрантов, что закреплено соответствующими документами. Отмечены привлекательные стороны французского подхода, состоящие в «мягкости» к регулированию на основе принципа «выборочной миграции», определено, что французская модель может быть адаптирована к современным российским условиям. Вывод. В результате проведенного исследования определено, что французский вариант реализации принципа «выборочной миграции» в наибольшей степени соответствует современному социально-экономическому развитию и возможностям нашей станы конкурировать с западными странами в данном аспекте миграционной политики. В статье приведены ряд рекомендаций, касающихся использования французского опыта в регулировании миграционных процессов, отмечена необходимость совмещения «принципа выборочной миграции» с защитой социальных прав мигрантов, что соответствует французской модели.

Ключевые слова: принцип, выборочная миграция, рабочая сила, дифференциация, квалификация, право, социальная защита

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Абдуллаев Э .Э . о . Принцип «выборочной миграции» во Франции и возможности его использования в процессе регулирования прав трудовых мигрантов в РФ // Социально-политические науки . 2021. Т 11. № 2. С . 39-45. РО!: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-39-45

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-39-45

The principle of "Selected Migration" in FRS and the possibilities of its use in the process of regulating the rights of labor migrants in the Russian Federation

E.E. o. Abdullaev ©

Independent researcher

E-mail: elshanabdullaevmsu@gmail.com

Abstract. The purpose of the research. The article examines the principle of "selective migration" as a modern pragmatic approach to the regulation of migration processes; analyzed the features of its use in the migration policy of France; the possibilities of using the French experience in the process of regulating migration and the rights of labor migrants in Russia are determined. The article determines that the principle of "selective migration" is aimed at providing national economies with highly qualified labor force, while the countries of the "third world" are currently suppliers of high-quality labor resources, which requires their active involvement in the struggle for minds, abilities and talents. The French experience of using the principle of"selective migration" is analyzed, it is noted that during the twentieth century this principle was transformed, although throughout the history of its development it carried a "pragmatic element" based on the national interests of France. At the same time, the pragmatics of this principle came into conflict with the general principles of law, until at the present stage it acquired the features of a social concept of ensuring the rights of labor migrants, which is enshrined in the relevant documents. The attractive aspects of the French approach, which are "softness" to regulation based on the principle of"selective migration", are noted, it is determined that the French model can be adapted to modern Russian conditions. Output. As a result of the study, it was determined that the French version of the implementation of the principle of "selective migration" is most consistent with modern socio-economic development and the ability of our country to compete with Western countries in this aspect of migration policy. The article provides a number of recommendations regarding the use of the French experience in regulating migration processes, notes the need to combine the "principle of selective migration" with the protection of the social rights of migrants, which corresponds to the French model.

Key words: principle, selective migration, labor force, differentiation, qualifications, law, social protection

FOR CITATION: Abdullaev E.E. o. The principle of "Selected Migration" in FRS and the possibilities of its use in the process of regulating the rights of labor migrants in the Russian Federation. Sociopolitical Sciences. 2021. Vol . 11. No. 2 . Pp . 39-45. (In Russ .) DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-39-45

ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI в. международная мобильность высококвалифицированных рабочих является важным вопросом миграционной экономической политики европейских стран, испытывающих проблемы с притоком специалистов, способных решать сегодня сложные задачи экономического, технического и технологического развития.

В тоже время для Европейского Союза контроль миграционных потоков остается приоритетным вопросом, равно как и адаптация мигрантов на европейском рынке труда и в обществе в целом. В этой связи проблемы «выборочной миграции» являются одними из обсуждаемых инструментов европейской миграционной политики [13: 228].

Достаточно долгий опыт использования «выборочного» принципа в регулировании рынка труда и миграционных процессов имеет Франция, при том, что

данный опыт имел как негативные, так и позитивные основания, и в результате привел к формированию национальной модели регулирования миграции с опорой на «выборочный принцип», гарантирующий приток в страну необходимой рабочей силы и высокий уровень обеспечения социальных и трудовых прав мигрантов.

В силу того, что данная модель регулирования миграционных процессов является относительно «мягкой», лишенной радикальных ограничительных мер, она потенциально привлекательна для России, которая в настоящее время также нуждается в притоке «качественных» трудовых ресурсов, права которых должны быть надлежащим образом гарантированы и обеспечены.

Таким образом, целью статьи является рассмотрение возможностей использования принципа «выборочной миграции» в процессе регулирования прав трудовых мигрантов в России с опорой на опыт Франции.

Методологической основой статьи является методология сравнительной политологии и сравнительного

правоведения, что дает возможности для сближения принципов миграционной политики различных государств. В основе исследования лежали работы российских авторов [2-4], а также французских ученых [8; 12; 13; 17], которые изучали проблемы использования принципа «выборочной миграции», в целом, и конкретно с учетом французского опыта его применения.

Принцип «выборочной миграции»: его содержание и механизм реализации

В настоящее время ведущим трендом мирового социально-экономического развития становится формирование нового типа экономики, в основе которой лежат знания, а основным производственным ресурсом становятся талант, способности и квалификация специалистов. В этой связи в мире возникла острая конкуренция в связи с острой востребованностью таких специалистов, что находит свое отражение в принципах миграционной политики. В частности, речь идет о принципе «выборочной миграции», который, по сути, становится инструментом этой конкурентной борьбы.

В научной литературе данный принцип находит свое отражение в концепции рекрутинга «Суперталантов», которая строится на необходимости активного привлечения из-за рубежа интеллектуалов, творческих работников, «суперпрофессионалов» в национальные экономики. Отметим, что данная политика, которая, несомненно, выгодна высокоразвитым странам, беспокоит страны, которые являются поставщиками высокопродуктивной и высокоинтеллектуальной рабочей силы, в чем проявляется противоречивость современной ситуации на мировом рынке труда и в сфере миграционной политики [15].

Если важной частью селективной (выборочной) миграционной политики является максимизация числа специалистов высшей квалификации и минимизация притока работников с низким образовательным потенциалом [2], то становится понятным, что такая политика способна нанести существенный ущерб развивающимся странам, в связи с чем они уже сегодня должны включаться в борьбу «за умы и таланты», используя для этого и возможности миграционной политики.

Говоря об этой политике, следует обратить внимание, что в ее основе лежит «выборочный принцип», который можно определить как подход к дифференцированному отбору потенциальных мигрантов, которые способны повысить социально-экономический, интеллектуальный и культурный уровень развития страны, заполнить вакантные рабочие места в отраслях, которые нуждаются в притоке высококвалифицированной рабочей силы.

В этой связи, современная миграционная политика предполагает диверсифицированный подход к мигрантам в зависимости от их квалификации и способности адаптироваться к принимающему обществу, учитывая требования постиндустриальной экономики с ее опорой на инновационность, гибкость и информационные технологии [4].

В настоящее время «выборочный принцип» внедряется в практику миграционного регулирования посредством формирования механизма соответствующей иммиграционной политики, которая реализуется в различных формах: работодатели подают в органы власти соответствующую заявку и гарантируют при-

влекаемому специалисту соответствующие условия труда и соответствующее материальное и социальное обеспечение; возникает непосредственная инициатива правительства по привлечению в отдельные отрасли экономики высококвалифицированной рабочей силы в связи с потребностями рынка труда.

Инструментами отбора кандидатов при этом служит: бальная система, когда претенденту начисляются баллы за знание языка, квалификацию, семейное положение, возраст и.д.: «фильтрационная система», предполагающая, что статус постоянного резидента может быть предоставлен студентам или временным работникам, продемонстрировавшим свою ценность [Там же].

В тоже время изучение опыта зарубежных стран показывает, что существуют и иные национальные модели реализации принципа «выборочной миграции», которые синтезируют и расширяют указанный инструментарий.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА «ВЫБОРОЧНОЙ МИГРАЦИИ» ВО ФРАНЦИИ

В настоящее время Франция разделяет со своими европейскими соседями миграционную политику, характеризующуюся свободным передвижением внутри Европейского союза и расширением притока новых мигрантов, что, однако, являясь, безусловно, весьма либеральным походом к управлению миграцией, привело к тому, что на сегодня в стране проживает 6,7 миллиона мигрантов, или 9,9% от общей численности населения. В 2019 г. 46,5% иммигрантов, проживающих во Франции, родились в Африке. 33,3% - в Европе. Наибольшее количество мигрантов прибыло во Францию из Алжира (12,6%), Марокко (12%), Португалии (9%), Туниса (4,5%), Италии (4,3%)%), Турции (3,7%) и Испании (3,6%).%). Половина иммигрантов - выходцы из одной из этих семи стран (49,7%) [10].

В этой связи, общественность и политики весьма озабочены проблемами «этнической картины» французского общества, в котором коренное население занимает все меньшую долю. Данная озабоченность, а также иные экстерналии, связанные с притоком мигрантов (рост преступности, нагрузка на социальную сферу, конкуренция на рынке труда и т.д.), заставляют регулировать миграцию, используя для этого ряд ограничительных мер, ориентируясь на принцип «выборочной миграции», что, с одной стороны, решает социальные проблемы миграции, а с другой - направлен на повышение качества рабочей силы, имея ввиду, что в некоторых отраслях экономики (например, в сфере информационных технологий), французским работодателям трудно найти не занятые высококвалифицированные кадры [8: 15].

Кроме того, по мнению французского правительства, миграция и ее потенциальные положительные последствия, могут иметь позитивный эффект, если рабочие-мигранты обладают высокой квалификацией, что способствует повышению их вклада в общественное благосостояние. Также, таким работникам легче интегрироваться на рынке труда [10].

Следует сказать, что попытки создать эффективно работающую национальную модель «выборочной

миграции» предпринимались во Франции и ранее. В истории Франции несколько раз государственные власти демонстрировали свое желание ограничить миграцию, используя «выборочный механизм». В 30-е гг. ХХ в. в стране предпринимались попытки дифференцировать мигрантов по признакам «хороший - нежелательный мигрант», однако такое «бюрократическое планирование» не приносило результатов, поскольку французским работодателям требовалась рабочая сила вне зависимости от того насколько мигрант отвечал критериям, выдвигаемым правительством.

В послевоенной Франции возникли радикальные подходы к реализации принципа «выборочной миграции». В 1945 г. генерал де Голь направил министру юстиции письмо, в котором настаивал на необходимости подчинения миграционной политики национальным интересам Франции в этнической сфере. Будущий президент считал, что следует «ограничить приток мигрантов из средиземноморских и восточных регионов, которые уже глубоко изменили состав французского населения». Генерал указывал на необходимость отдавать приоритет «нордической натурализации (бельгийцам, люксембуржцам, швейцарцам, голландцам, датчанам, англичанам, немцам и др.)» [17: 153].

Данный подход, безусловно, весьма сомнителен с точки зрения общего права, однако его прагматическая направленность не вызовет сомнения, имея ввиду необходимость сохранения национального государства. Тем не менее, аргументы де Голля не были услышаны, а французское правительство взяло на вооружение иной подход, предусматривающий процедуру «национальной компенсации», который предполагал широкое привлечение мигрантов в отрасли, работа в которых не привлекала французов.

При этом, работа мигрантам предоставлялась в случае, если запрашиваемая должность не могла быть занята французским рабочим. Безусловно, что такой подход был дискриминационным по отношению к работникам - мигрантам, нарушал положения Конвенция о дискриминации в области труда и занятий [1], однако учитывал ситуацию на рынке труда, защищал национальные интересы Франции и французов.

В последующие годы миграционная политика во Франции также диктовалась не столько общечеловеческими ценностями, сколько экономическими потребностями рынка труда. По этой причине сменявшие друг друга правительства Франции постоянно чередовали либеральную иммиграционную политику в периоды экономической активности с ограничительной политикой во время кризиса. Иными словами на протяжении многих десятилетий иммиграционная политика Франции была непоследовательной, колебалась между «открытием» и «закрытием» границ перед притоком мигрантов, что, в конце концов, привело к явлению, обозначенному как «иностранное перенаселение Франции» [17].

1970-е гг. ХХ столетия стали поворотным моментом в миграционной политике Франции. Столкнувшись с экономическими трудностями, связанными с «нефтяным шоком» 1973 г. и всеобщей рецессией, правительство своим циркуляром от 5 июля 1974 г. приняло решение временно приостановить въезд иностранных рабочих и их семей. В этот период в Трудовой кодекс

Франции была внесена норма, предполагающая «возможности ограничения профессии в регионе».

Этот механизм, который действует до сих пор, позволяет департаментам труда сравнивать местную статистику безработицы с потребностями работодателей, желающих нанять иностранных рабочих и информировать центральные органы власти о реальной потребности в иностранной рабочей силе. На этой основе формируется годовая квота, учитывающая требуемый профессиональный состав мигрантов, уровень квалификации и т.д. При этом Франция занимает особую позицию в Европейском Союзе по вопросам миграции, активно поддерживая «выборочный принцип», делая различия между миграцией «от которой страна страдает» и экономической миграцией, которую следует поощрять [Там же].

В конце ХХ - начале ХХ1 в. во Франции был заявлен курс на привлечение в страну не «просто рабочей силы», а «квалифицированных рабочих, создателей бизнеса, исследователей, профессоров университетов, используя для этого «канадскую систему баллов», также были предприняты усилия по привлечению лучших иностранных студентов во французские вузы. При этом, на высшем уровне, было заявлено, что необходимый объем трудовой миграции во Францию составляет 5% миграционных потоков. 95% - это, так называемая, легальная миграция, т.е. миграция, связанная с воссоединением семей и поиском убежища [7].

Такая ситуация не отвечает интересам Франции, в связи с чем указывалось, что «уважение к семейной жизни - одна из безусловных ценностей, однако воссоединение семей занимает слишком важное место в балансе миграционных потоков и является причиной многих мошенничеств (фиктивных или принудительных браков, мошенничества в гражданском статусе)». Поэтому «воссоединение семьи, безусловно, является правом, но не правилом, которым можно пользоваться при полном игнорировании правил. Поэтому необходимо более тщательно оценивать условия жизни семей до воссоединения; и возложить на мигрантов обязанность заботиться о нуждах своих семей в течение минимального периода времени. Также необходимо прекратить практику одинакового отношения к законопослушным мигрантам и к мигрантам, нарушающим законы и правила, которым не может быть предоставлено право пребывать на территории Франции» [Там же].

С этого момента во Франции получила дальнейшее развитие миграционная политика, основанная не столько на общих принципах права, сколько на идее строго обоснованной и нормированной миграции (в связи с тем, что «Франция не может вместить все бедствия в мире») [Там же].

В этой связи в 2010 г. правительством Франции был сформулирован основополагающий концепт миграционной политики, было заявлено, что «принципы иммиграционной политики правительства просты, ясны и справедливы: Франция имеет право выбирать, кого она хочет или может приветствовать на своей земле; иностранцы, законно допущенные на французскую территорию, по большей части пользуются теми же экономическими и социальными правами, что и французы [12].

Следует сказать, что современное французское законодательство выдвигает достаточно жесткие требования к трудовым мигрантам, в частности их присутствие на территории Франции не должно нести угрозы общественному порядку; они имеют право проживать во Франции в течение периода, превышающего три месяца, если они занимаются профессиональной деятельностью во Франции; имеют достаточно ресурсов для себя и для членов своей семьи, чтобы не стать обузой для системы социальной помощи, а также медицинского страхования; если они зачислены в учебные заведения, имеют медицинскую страховку и достаточные ресурсы для прохождения обучения (ст. L121-1) [5].

При этом, Закон от 2 июля 2006 г. об иммиграции и интеграции, по прежнему закрепляет идею возобновления трудовой иммиграции в соответствии с потребностями французской экономики в регионах и секторах, где наблюдается структурная нехватка рабочей силы в таких сферах, как сельское хозяйство, строительство, гостиничный бизнес, общественное питание [11].

В тоже время Франция выступает против выведения квот на миграцию, отдавая предпочтение иным методам ее регулирования, в частности принцип «селективного отбора», который реализуется посредством «Карты навыков и талантов» для привлечения высококвалифицированных иностранцев. Данная карта предполагает, что мигрант может заниматься выбранной им профессией в рамках проекта, который он намеревается развивать, за исключением некоторых, так называемых, «регулируемых» профессий (в частности, медицинских профессий). При этом мигрант не может осуществлять какую-либо другую деятельность, кроме разрешенной в рамках представленного проекта. Автор проекта должен суметь разработать и презентовать проект, способствующий экономическому развитию Франции; суметь доказать свою способность достичь целей, заявленных в проекте [9].

По состоянию на январь 2020 г. эти карты получили 32 тыс. человек. Таким образом, важной целью современной французской миграционной политики является стимулирование притока знаний и талантов, квалифицированных иностранных специалистов, перспективных предпринимателей, инвесторов, ученых и деятелей искусства [3: 122].

В тоже время, не смотря на эффективно действующую «Карту навыков и талантов» вопрос о квотах в миграционной политике не снят с повестки дня, широко обсуждается во французских политических кругах. По этому поводу французская пресса заявляет, что «за этими квотами стоит двойная философия: с одной стороны мигранты не должны конкурировать с местной рабочей силой, что является политически опасным; с другой миграция должна стать возможностью удовлетворить потребности в рабочей силе» [14].

Таким образом, приведенный обзор позволяет говорить о том, что в настоящее время Франция осуществляет достаточно «мягкий вариант» реализации принципа «выборочной миграции», который в отличии от иных стран, в первую очередь Канады и Великобритании, предполагает упрощенную процедуру трудовой миграции, без использования таких «жестких» инструментов как «квотирование» и «бальная оценка мигранта».

В этом смысле французская модель является перспективной для ее частичной интеграции в практику регулирования миграции в России, поскольку современная ситуация в стране (демографическая, экономическая) требует широко привлечения иностранной рабочей силы.

При этом Франция стремится, защищая права мигрантов, интегрировать их во французское общество, в связи с чем в 2018 г. во Франции была принята Национальная стратегия приема и интеграции беженцев, которая призвана решить следующие задачи: достижение автономии путем создания условий для изучения мигрантами французского языка; активного участия в жизни общества; полноценного включения в работу и экономическую жизнь; развития стратегии интеграции карьерного роста, адаптированной для мигрантов [16].

Таким образом, использование принципа «выборочной миграции» во Франции направлено не только на решение экономических задач, но и создает условия для интеграции мигрантов во французское общество, защиту их социальных прав и предоставление возможностей для активной социализации.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ВЫБОРОЧНОЙ МИГРАЦИИ» В РОССИИ

Обозначим, какие элементы французской модели реализации принципа «выборочной миграции» не сегодня могут быть использованы в процессе регулирования прав трудовых мигрантов в России.

1. Перспективным инструментом регулирования прав трудовых мигрантов является внедрение в России «паспортов профессионализма» по аналогии с французскими «картами навыков и талантов». Как представляется, каждый мигрант, претендующий на работу в России, должен конкретно обосновать сферу своей будущей деятельности, подтвердить свой выбор соответствующими документами (характеристиками с места работы, свидетельствами об окончании курсов, свидетельствами об образовании и т.д.). На основе таких паспортов компетентные органы могут принять решения о допуске мигранта в страну, определив сферу его деятельности, и, по возможности, способствуя его официальному трудоустройству. При этом, решая проблему трудоустройства, в любом случае, предпочтение должно отдаваться российским гражданам, претендующим на замещение вакантной должности. Также следует активно работать по привлечению в Россию русского населения из зарубежных стран, создавая условия для их активного включения в трудовую деятельность на территории России.

2. Также перспективным видится и использование механизма предоставления региональными властями информации относительно потребности региональной промышленности в иностранной рабочей силе, разработка на этой основе годовых планов привлечения иностранной рабочей силы в регионы России. При этом региональные власти должны не только обосновать потребность в иностранной рабочей силе, но и предоставить информацию о социальных гарантиях мигрантам и мерах по их реализации.

3. В то же время мы считаем, что ориентация на привлечение в Россию высококвалифицированной рабочей силы (по французской модели) на данный момент для России не актуальна в связи с тем, что, во-первых, социально экономические условия в России не могут в настоящее время сравнится с французскими. В этой связи едва ли возможно привлечь в Россию действительно высококлассных специалистов, не имея при этом базовых условий сотрудничества с ними. В этом аспекте, по нашему мнению, более перспективным является обращение к опыту советской России по привлечению специалистов из Европы для решения проблем индустриализации страны.

Кроме того, привлечение таких специалистов несомненно создаст конкурентную и социальную напряженность на рынке труда, что негативно скажется на общем климате в трудовых коллективах и в обществе, в целом. В этой связи, мы считаем, что реальное привлечение в Россию высокопрофессиональных кадров должно рассматриваться индивидуально в каждом конкретном случае, а проблема массового привлечения таких специалистов - это проблема, которая должна решаться в среднесрочной перспективе.

Сегодня же принцип «выборочной миграции» должен ориентироваться на создание перечня отраслей, в которые возможно привлечь трудовых мигрантов в связи с необходимостью функционирования этих отраслей. При этом, безусловно, данный список должен регулярно корректироваться, а органы государственной власти должны иметь актуальную информацию о наличии (движении) иностранной рабочей силы в каждой отрасли и о качестве реализации ими трудовой функции.

4. Перспективным направлением мы также считаем привлечение иностранных студентов (в первую очередь из стран СНГ) для учебы в российских вузах. Кроме экономической целесообразности данное направление реализации принципа «выборочной миграции» отвечает коренным интересам России в распространении своего влияния на постсоветском экономическом и политическом пространстве.

5. Также, опираясь на французский опыт, целесообразным видится разработка соответствующей Программы, направленной на социализацию мигрантов, на их полноценную адаптацию к условиям жизни в России, разработка перечня социальных гарантий мигрантам, которые Россия может сегодня реально обеспечить в текущих социально-экономических условиях. Необходимо создать условия для приобщения мигрантов к русской культуре, отказавшись от дискредитировавшего себя принципа «мультикультурализма», но, через

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (Конвенция 111). Принята 25 июня 1958 г. на сорок второй сессии Генеральной Конференции Международной организации труда. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/labour.shtml

2. Ситарчук Е.А. Селективная миграционная политика как фактор динамики внешнего потенциала трудовых ресурсов: зарубежный опыт // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2011. № 1. С. 121-128.

3. Стрельцова Я. Современная миграционная политика Франции // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 8. С. 119-126.

изучение русского языка, создать условия для того, что ценности русского народа воспринимались, уважались и исповедовались представителями миграционных национальных сообществ. В этой связи следует активно сотрудничать с лидерами этих сообществ, контролировать ситуацию внутри диаспор, создавать условия для обучения детей мигрантов в российских школах, ВУЗах, техникумах, а также для привлечения неработающих жен мигрантов к участию в социальной жизни России путем открытия соответствующих курсов, кружков, общественных объединений и т.д.

Все эти направления должны обеспечить повышение эффективности миграционной политики за счет притока действительно необходимой рабочей силы, а также за счет включения трудовых мигрантов в социально - культурные процессы, происходящие в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, направленное на рассмотрение возможностей использования принципа «выборочной миграции» в процессе регулирования прав трудовых мигрантов в России с опорой на опыт Франции, позволяет говорить о том, что данный опыт, с учетом тех реалий, которые в настоящее время определяют социально-экономическое развитие России, может быть успешно адаптирован, а отдельные элементы французской модели могут уже сегодня использоваться в сфере регулирования миграционных процессов и обеспечения прав трудовых мигрантов.

В статье определено, что принцип «выборочной миграции» в его французском варианте ориентирован на «мягкий» вариант дифференцированного подхода к отбору потенциальных мигрантов, в чем заключается его привлекательность для России, нуждающейся в притоке квалифицированной рабочей силы, но не имеющей возможности достаточно эффективно конкурировать с западными странами в данном аспекте привлечения специалистов.

Данный вывод позволил автору предложить ряд концептуальных подходов к внедрению принципа «выборочной миграции» в России, которые должны обеспечить приток качественной рабочей силы, а также обеспечить права мигрантов. В соответствии с предложенным в статье подходом можно ожидать, что в случае его реализации Россия может существенно нарастить свой интеллектуальный, творческий профессиональный потенциал, создав необходимые условия для социальной защиты и адаптации трудовых мигрантов в российском обществе.

REFERENCES

1. Convention on Discrimination in Respect of Employment and Occupation (Convention No. 111). Adopted on June 25, 1958, at the forty-second session of the General Conference of the International Labor Organization. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/labour. shtml

2. Sitarchuk E.A. Selective migration policy as a factor in the dynamics of the external potential of labor resources: foreign experience. Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). 2011. No. 1. Pp. 121-128. (In Russ.)

3. Streltsova J. Modern migration policy of France. World Economy and International Relations. 2020. Vol. 64. No. 8. Pp. 119-126. (In Russ.)

4. Титова Т.П. Высококвалифицированные специалисты как категория трудовых мигрантов: проблемы определения в селективной иммиграционной политике зарубежных стран // Социологический альманах. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysokokvalifitsirovannye-spetsialisty-kak-kategoriya-trudovyh-migrantov-problemy-opredeleniya-v-selektivnoy-immigratsionnoy/viewer

5. Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/ codes/id/LEGITEXT 000006070158/

6. CornuauF.,DunezaiXImmigrationinFrance:Concepts,Outlines and Politics // Open Edition Journal. 2008. No. 2. Pp. 331-352. URL: https://journals.openedition.org/eps/3330

7. Déclaration de M. Nicolas Sarkozy, ministre de l'intérieur et de l'aménagement du territoire et président de l'UMP, sur les propositions de l'UMP en matière d'immigration, d'intégration et d'emploi, à l'Assemblée nationale le 9 juin 2005. URL: https:// www.vie-publique.fr/discours/148700-declaration-de-m-nicolas-sarkozy-ministre-de-linterieur-et-de-lamena

8. Duval L. Labour mobility within the EU in the context of enlargement and the functioning of the transitional arrangements. France: Université de Nantes. 2007. 19 р.

9. Lacartedeséjourcompétencesettalents.2014.URL:https://www. immigration.interieur.gouv.fr/Archives/Les-archives-du-site/ Archives-Immigration/Archives-Immigration-professionnelle/ La-carte-de-sejour-competences-et-talents

10. L'essentiel sur... les immigrés et les étrangers Combien y a-t-il d'immigrés ou d'étrangers en France? URL: https://www. insee.fr/fr/statistiques/ 3633212

11. Loi n°2006-911 du 24 juillet 2006 relative à l'immigration et à l'intégration. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/ id/JORFTEXT000000266495/

12. Martinez J. Politiques d'immigration : bilan d'un échec Dans Cités. 2011. 2 (No. 46). Pр. 33-46.

13. Nyberg S0rensen N., Van Hear N., Engberg-Pedersen P. The migration-development nexus. URL: https://publications. iom.int/ system/files/pdf/ migration_dev_nexus.pdf

14. Quatre questions sur les futurs quotas d'immigration économique. L'Express. 2019. URL: https://www.lexpress.fr/ actualite/societe/quatre-questions-sur-les-futurs-quotas-d-immigration-economique_2105782.html

15. Shachar A., Hirschl R. Recuiting "Super Talent": The New World of Selective Migration Regimes // Indiana Journal of Global Legal Studies. 2013. Vol. 20. No. 1. Pp. 71-107.

16. Stratégie nationale pour l'accueil et l'intégration des personnes réfugiées : l'accès au logement, première étape du parcours d'intégration. URL: https://www.gouvernement. fr/strategie-nationale-pour-l-accueil-et-l-integration-des-personnes-refugiees-l-acces-au-logement

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Viprey M. Immigration choisie, immigration subie: du discours à la réalité // La Revue de l'Ires. 2010. No. 64. Pр. 149-169. URL: https://www.cairn.info/revue-de-l-ires-2010-1-page-149.htm

4. Titova T.P. Highly qualified specialists as a category of labor migrants: problems of determination in the selective immigration policy of foreign countries. Sociological Almanac. 2015. (In Russ.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysokokvali-fitsirovannye-spetsialisty-kak-kategoriya-trudovyh-migrant-ov-problemy-opredeleniya-v-selektivnoy-immigratsionnoy/ viewer

5. Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/ codes/id/LEGITEXT 000006070158/

6. Cornuau F., Dunezat X. Immigration in France: Concepts, Outlines and Politics. Open Edition Journal. 2008. No. 2. Pp. 331352. URL: https://journals.openedition.org/eps/3330

7. Déclaration de M. Nicolas Sarkozy, ministre de l'intérieur et de l'aménagement du territoire et président de l'UMP, sur les propositions de l'UMP en matière d'immigration, d'intégration et d'emploi, à l'Assemblée nationale le 9 juin 2005. URL: https:// www.vie-publique.fr/discours/148700-declaration-de-m-nicolas-sarkozy-ministre-de-linterieur-et-de-lamena

8. Duval L. Labour mobility within the EU in the context of enlargement and the functioning of the transitional arrangements. France: Université de Nantes. 2007. 19 p.

9. Lacartedeséjourcompétencesettalents.2014.URL:https://www. immigration.interieur.gouv.fr/Archives/Les-archives-du-site/ Archives-Immigration/Archives-Immigration-professionnelle/ La-carte-de-sejour-competences-et-talents

10. L'essentiel sur... les immigrés et les étrangers Combien y a-til d'immigrés ou d'étrangers en France? URL: https://www. insee.fr/fr/statistiques/ 3633212

11. Loi n° 2006-911 du 24 juillet 2006 relative à l'immigration et à l'intégration. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/ id/J0RFTEXT000000266495/

12. Martinez J. Politiques d'immigration : bilan d'un échec Dans Cités. 2011. 2 (No. 46). Pp. 33-46.

13. Nyberg S0rensen N., Van Hear N., Engberg-Pedersen P. The migration-development nexus. URL: https://publications.iom. int/ system/files/pdf/ migration_dev_nexus.pdf

14. Quatre questions sur les futurs quotas d'immigration économique. L'Express. 2019. URL: https://www.lexpress.fr/ actualite/societe/quatre-questions-sur-les-futurs-quotas-d-immigration-economique_2105782.html

15. Shachar A., Hirschl R. Recuiting "Super Talent": The New World of Selective Migration Regimes. Indiana Journal of Global Legal Studies. 2013. Vol. 20. No. 1. Pp. 71-107.

16. Stratégie nationale pour l'accueil et l'intégration des personnes réfugiées : l'accès au logement, première étape du parcours d'intégration. URL: https://www.gouvernement. fr/strategie-nationale-pour-l-accueil-et-l-integration-des-personnes-refugiees-l-acces-au-logement

17. Viprey M. Immigration choisie, immigration subie: du discours à la réalité. La Revue de l'Ires. 2010. No. 64. Pp. 149-169. URL: https://www.cairn.info/revue-de-l-ires-2010-1-page-149.htm

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 73,67%

Рецензент: Фоков А.П., доктор юридических наук, профессор; главный научный сотрудник Центра исследования проблем правосудия правоведения (руководитель направления сравнительного правоведения), профессор кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия

Статья поступила в редакцию 25.03.2021, принята к публикации 27.04.2021 The article was received on 25.03.2021, accepted for publication 27.04.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Абдуллаев Эльшан Эльшад оглы, кандидат юридических наук; Независимый исследователь. E-mail: elshanabdullaevmsu@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Elshan E. ogli Abdullaev, Cand. Sci. (Law); Independent researcher. E-mail: elshanabdullaevmsu@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.