ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ
Стрельцова Я. Р.
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
DOI: 10.19181/demis.2021.1H1
Ссылка для цитирования: Стрельцова Я.Р. Особенности современной миграционной политики Франции // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 1. С. 97-105. DOI: 10.1918l/demis.2021.1.1.11
Аннотация. В условиях миграционного кризиса, с которым столкнулась Европа, европейские страны стали разрабатывать национальные стратегии решения вызванных им проблем. В этом смысле актуален опыт современной миграционной политики Франции, в которой, несмотря на долгую историю иммиграции, вопросы интеграции иммигрантов до сих пор в полной мере не решены. Более того, страна вынуждена находить ответы на них в ситуации радикализации общества, вызванной в том числе и фактором столкновения разных культур и мировоззрений, к которым привела проводившаяся властями миграционная политика. В статье рассмотрены основные направления миграционной политики, проводимой нынешним президентом Эммануэлем Макроном. Анализируются программные заявления французского президента, а также принятые во Франции в последние годы законы и правительственные решения, такие как Закон «Для контролируемой иммиграции, эффективного права на убежище и успешной интеграции»(август 2018 г.) и «20 мер для улучшения политики в сфере иммиграции, предоставления убежища и интеграции» (ноябрь 2019 г.), формирующие сегодня французскую миграционную политику. Речь идет о приеме беженцев, студенческой иммиграции, иммиграции по статусу «таланты», а также профессиональных и научных кадров, интеграции иммигрантов. Обращено внимание на новшества, связанные с введением квот в сфере трудовой иммиграции, а также касающиеся укрепления сотрудничества с французскими гражданами, проживающими за пределами Франции, расширения системы французского образования за рубежом. Выявлены особенности миграционной политики Э. Макрона, которые отличают ее от мер, принимаемых ранее его предшественниками. Речь, прежде всего, идет о политике приема беженцев, их доступе к медицинскому страхованию, профессиональной подготовке, трудовой миграции - введении квот, расширении преференций в рамках студенческой миграции и по статусу «таланты». Очень важными для президента Франции являются проекты, направленные на укрепление позиций Франции в мире в сфере культуры, образования, науки и бизнеса и использования, в том числе и с этой целью, недооцененного потенциала соотечественников за рубежом.
Ключевые слова: миграционная политика Франции, интеграция, иммигранты, беженцы, французские экспатрианты, программа, Э. Макрон.
Введение
Президентские выборы во Франции и победа на них Эммануэля Макрона происходили на фоне миграционного кризиса 2015 г. в Европе. Несмотря на это, первоначально программа президентской партии «Вперед», выдвинутая Макроном в феврале 2017 г., не акцентировала миграционные аспекты. Однако накануне второго тура президентских выборов, как ответ на хорошо разработанную иммиграционную политику крайне правых, программные заявления в отношении приема и интеграции иммигрантов, предоставления им убежища стали более определенными и конкретными.
По мнению Макрона, долг Европы в ситуации военных конфликтов на африканском континенте, Ближнем Востоке, растущего разрыва между Севером и Югом, усиливающем миграционное давление, особенно на страны Европейского Союза, состоит в том, чтобы предоставить убежище тем, кто подвергается преследованиям
и ищет защиты1. При этом очевидно, что ЕС не может принять всех приехавших в поисках лучшей жизни. Поэтому, считает французский президент, важно бороться с причинами миграционных потоков - экономической отсталостью, голодом, негативными климатическими изменениями.
Франция, как и другие страны ЕС, в частности Германия, Швеция, Италия, взяла на себя ответственность за прием беженцев и приступила к реализации программ по приему и интеграции иммигрантов. Эти программы осуществляются в рамках миграционной истории, концепции гражданства и национальной идентичности французского государства. Для президента Франции принципиально, чтобы проблема иммиграции не ограничивалась вопросом приема беженцев, а ставила приоритетом интеграцию с учетом национальных интересов. Франция, считает Макрон, должна выдавать разрешения на въезд всем тем, кого считает достойными права на убежище на своей территории, и отправлять обратно на исходные пункты пересечения французской границы тех, кто не выполняет условий, требуемых для получения разрешения на въезд.
Методы и методология исследования
Франция - страна с долгой историей иммиграции. Доля иммигрантов постоянно увеличивается: от 8% - в 2000-х гг. до сегодняшних 10%. Ежегодно страна выдает около 210 тыс. видов на жительство. Основными иммиграционными потоками являются семейная, студенческая, экономическая, политическая или «гуманитарная» иммиграция.
Студенческая иммиграция составляет около трети иммиграционного потока, и ее французский президент рассматривает как перспективу, «шанс и гордость» страны. В 2017 г. студентам было выдано 88 095 видов на жительство, что стало самым высоким показателем за всю практику их выдачи2.
Семейная иммиграция по-прежнему остается наиболее многочисленной. Речь идет о воссоединении семей, брачной иммиграции и «родильном туризме». В 2017 г. вид на жительство по линии семейного воссоединения получили 91070 человек. Число иммигрантов этой категории увеличивается постоянно, в среднем на 2,2%. Это самая «дискуссионная» иммиграция, которая из-за предоставляемых семейных пособий иммигрантам, льготной системы медицинского страхования, немалых государственных затрат на обучение детей иммигрантов и т.п. вызывает нарекания и неприятие со стороны коренного населения. Однако Макрон не видит в ней реальных проблем. По его мнению, семейная иммиграция в большей степени питает множество фантазий, нежели создает реальные проблемы для французского общества, так как касается на сегодняшний день лишь относительно небольшого числа людей3. Отношение к ней президента в значительной степени продиктовано международными обязательствами Франции и Европейской конвенцией о защите прав человека.
1 Le programme d'Emmanuel Macron concernant l'asile et l'immigration [Electronic resource]. URL: https://en-marche.fr/emmanuel-macron/le-programme/immigration-et-asile (дата обращения 20.06.2020).
2 Statistiques annuelles en matière d'immigration, d'asile et d'acquisition de la nationalité française [Electronic resource]. URL: https://www.immigration.interieur.gouv.fr/Info-ressources/Actualites/ Communiques/Communique-de-presse-Statistiques-annuelles-en-matiere-d-immigration-d-asile-et-d-acquisition-de-la-nationalite-francaise (дата обращения 20.06.2020).
3 Le programme d'Emmanuel Macron concernant l'asile et l'immigration... (дата обращения 20.06.2020).
Экономическая иммиграция во Францию разнообразна. Она включает бизнес-иммиграцию, иммиграцию рабочей силы, научных, квалифицированных кадров, а также нелегальную иммиграцию по экономическим и социальным мотивам.
Политическая или гуманитарная иммиграция связана, в первую очередь, с притоком беженцев. По состоянию на 26 ноября 2017 г. страны Европейского Союза (включая Швейцарию и Норвегию) приняли 619 тыс. беженцев. Франция по их количеству занимает третье после Германии (163 тыс.), Италии (121 тыс.) место - 94 тыс. человек4. В последующие годы ситуация не изменилась: количество мигрантов растет, правила приема ужесточаются. Франция удовлетворяла в среднем менее 40% заявок о предоставлении убежища.
Большие проблемы связаны с «незаконными нелегалами» - их примерно 300 тысяч. В основном это беженцы, чьи заявления об убежище были отклонены, и которые не возвращаются на родину. Они находятся в стране в надежде на урегулирование их статуса - вне юридической защиты, на нелегальном положении.
Результаты и обсуждение
Программные заявления Макрона нашли отражение в принятых во Франции в последующие годы законах и правительственных решениях, формирующих сегодня французскую миграционную политику.
Согласно закону «Для контролируемой иммиграции, эффективного права на убежище и успешной интеграции», принятому в августе 2018 г., проводимая президентом миграционная политика направлена на укрепление сотрудничества и взаимодействия на европейском и международном уровне с целью управления миграционными потоками; на оптимизацию механизма приема беженцев, рассмотрения их заявлений; более эффективную борьбу с нелегалами; реформирование политики интеграции и активное привлечение талантов и компетенций из-за рубежа.
Остановить неконтролируемую иммиграцию французское правительство считает возможным только с помощью ограничительных мер, принятых в рамках Европейского союза, а также проведения политики стабилизации ситуации в странах исхода, прежде всего, в государствах Африки: Ливии, Нигере, Чаде и др. Так, например, в рамках принятых французским правительством в ноябре 2019 г. «20 мер для улучшения политики в сфере иммиграции, предоставления убежища и интеграции» решено увеличить размер помощи развитию, в первую очередь, государств Африки с 0,43% (в 2018 г.) до 0,55% ВВП (в 2022 г.)5. По мнению руководства страны, политика предоставления убежища должна стать более интегрированной и скоординированной на европейском уровне. Закон 2018 г. предлагает создание «центров контроля» в местах массового притока беженцев (на средиземноморском побережье) с тем, чтобы на начальном этапе определять и отделять беженцев, ищущих реальную защиту, от экономических мигрантов, которых следует отправлять обратно на родину.
Франция в целом активно выступает за консолидацию общеевропейской политики по защите внешних границ Евросоюза от неконтролируемой миграции, под-
4 Projet de loi pour une immigration maîtrisée et un droit d'asile effectif [Electronic resource]. NOR : INTX1801788L/Bleue-1. 20 février 2018 // Assemblée nationale [site]. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/l15b0714_etude-impact (дата обращения 20.06.2020).
5 6 novembre 2019 - Dossier de presse. Comité interministériel sur l'immigration et l'intégration. 20 décisions pour améliorer notre politique d'immigration, d'asile et d'intégration [Electronic resource]. URL: https://www.gouvernement.fr/sites/default/files/document/document/2019/11/dossier_de_presse_-_ comite_interministeriel_sur_limmigration_et_lintegration_-_06.11.2019.pdf (дата обращения 20.06.2020).
держивает такие меры, как:
- укрепление полицейского корпуса на границах, передача ему полномочий по надзору и защите внешних границ ЕС. Речь идет о долговременном увеличении численности пограничной полиции до 5000 человек под эгидой нового Европейского агентства пограничной и береговой охраны;
- создание контрольно-пропускных пунктов в государствах исхода с целью ограничения числа беженцев до прибытия в страны ЕС;
- усиление борьбы с контрабандистами и нелегальной иммиграцией в рамках
ЕС.
Прием беженцев в самой Франции предполагает, с одной стороны, более гуманный подход, большую защиту их прав, особенно детей (послабления при воссоединении семей для братьев и сестер младшего возраста, при приеме иностранок, ставших жертвами насилия в семье, и т.п). С другой стороны, разработаны меры, призванные ускорить рассмотрение документов о предоставлении убежища, предполагающие более строгий отбор кандидатов. Предусматривается также значительное увеличение мест для приема беженцев, создание специальных центров, их более равномерное распределение по регионам, так как до последнего времени 45% заявок о предоставлении убежища приходилось на столичный регион Иль-де-Франс.
Вместе с тем руководство страны полагает, что постепенно политическая иммиграция, связанная с наплывом беженцев в 2015 г., трансформировалась в экономическую, что позволяет не рассматривать более иммигрантов, покинувших страну в поисках более комфортной жизни, в качестве политических беженцев. «Мы должны соотносить наши идеалы с реалиями», - считает президент6. Из-за террористических атак и растущего радикализма ужесточается политика в отношении тех иностранцев, беженцев и нелегалов, чье пребывание в стране представляет угрозу общественному порядку. Речь идет о задержаниях и выдворении из страны.
Борьба с нелегальной иммиграцией остается одним из главных направлений современной французской миграционной политики. Абсолютным приоритетом миграционной политики президента Франции является интеграция иммигрантов.
Республиканская модель интеграции предполагает хорошее владение французским языком как главное условие для профессионального и личного обустройства в стране, а также знание основных республиканских ценностей. Только на этих основаниях предполагается предоставление вида на жительство и натурализация.
Иммигранты, которые сегодня регулярно прибывают на французскую землю, охвачены, как считает Макрон, минимальными интеграционными мерами7. Для получающих первый вид на жительство и совсем не владеющих французским языком эти меры включали один день гражданской подготовки и максимум 200 часов языковой подготовки.
Закон 2018 г. устанавливает для иностранцев, претендующих на получение вида на жительство и натурализацию в рамках контракта об интеграции, который заключается с претендентами на французское гражданство, необходимость обучения французскому языку (не только устному, но и письменному) в течение не менее
6 Grand débat : mais à quoi joue Macron avec l'immigration? [Electronic resource]. 14.01.2019 // MarianneTV [site]. URL:https://www.marianne.net/politique/grand-debat-macron-immigration (дата обращения 20.06.2020).
7 FicekI. Migrants : l'histoire du changement de pied de Macron 21/02/18 [Electronic resource]. 21 févr. 2018 // LesEchos [site]. URL: https://www.lesechos.fr/21/02/2018/lesechos.fr/0301319351176_ migrants---l-histoire-du-changement-de-pied-de-macron.htm (дата обращения 20.06.2020).
400-600 часов, знание французского языка (устного и письменного) не ниже уровня В 1, прохождение курсов гражданского воспитания. Длительность курсов увеличивается с 12 до 24 часов и предполагает посещение и знакомство с работой префектур, комиссариатов и других государственных учреждений. Важным нововведением стало включение в контракт об интеграции пункта об обязательной профессиональной ориентации кандидатов с подключением государственных служб занятости. Особое внимание будет уделяться более активному включению в трудовую деятельность женщин-мигранток. Процедура натурализации отныне предполагает собеседование с кандидатами, во время которого выясняется, насколько они привержены и разделяют основные республиканские ценности: светский характер государства, равенство мужчин и женщин и т.п. В конце 2019 г. французское правительство разработало меры, направленные на борьбу со злоупотреблениями в сфере доступа беженцев и иммигрантов к системе медицинского страхования. Они предполагают среди прочего: усиление контроля государства в этой сфере, введение периода ожидания (сроком на 3 месяца) для беженцев перед получением медицинской страховки.
Французское правительство предусматривает внедрение ряда местных программ по интеграции иммигрантов, в которых значительная роль по социокультурной и правовой адаптации отводится коммунам.
Важной целью миграционной политики Макрона является поощрение иммиграции знаний и талантов. Этому направлению французский президент уделяет, в отличие от своих предшественников, особое внимание, поощряя создание максимально благоприятных условий для его реализации. Квалифицированные талантливые иностранные специалисты должны способствовать динамичному экономическому и научному развитию Франции, повышая ее конкурентоспособность в международном соревновании. С этой целью Законом от 7 марта 2016 г. во Франции был введен специальный статус визы «паспорт талантов». При Макроне этот статус распространился и на категорию «студенты и исследователи». Речь идет о студентах и молодых ученых, приезжающих во Францию по программам международных обменов «Эразмус, Мари Кюри» и др. Инновационным предприятиям было разрешено принимать на работу иностранцев, приехавших по этой визе. Упрощена процедура и сокращены сроки получения виз по этим программам8. Студенты, получившие диплом магистра во Франции, получили больше возможностей в устройстве на работу, создании предприятий и открытии бизнеса.
Студенческая иммиграция остается одним из приоритетных направлений миграционной политики. Франция занимает пятое место в мире по приему иностранных студентов и конкурирует с другими государствами за привлечение в страну талантливой молодежи. Французское правительство ставит цель к 2027 г. увеличить количество принимаемых на обучение студентов до 500 тыс. Одновременно разрабатываются меры по улучшению приема иностранных студентов во французских учебных заведениях, по упрощению организационных процедур, осуществляемых префектурами и т.п.
Что касается профессиональной иммиграции, то ее доля в миграционном потоке во Францию - наименьшая. В 2018 г. по этой линии было выдано 33 502 вида на
8 Statistiques annuelles en matière d'immigration, d'asile et d'acquisition de la nationalité française [Electronic resource]. URL: https://www.immigration.interieur.gouv.fr/Info-ressources/Actualites/ Communiques/Communique-de-presse-Statistiques-annuelles-en-matiere-d-immigration-d-asile-et-d-acquisition-de-la-nationalite-francaise (дата обращения 20.06.2020).
жительство, что составило 13% от общего количества видов на жительство, предоставленных за год9. При этом, по данным правительства, в 2019 г. каждое второе предприятие испытывало трудности в подборе кадров.
Э. Макрон, продолжая линию Н. Саркози, решился ввести систему квот по приему иммигрантов. Квоты рассматриваются как одна из мер, направленная на «исправление напряженной ситуации в приеме иммигрантов» и «восстановление контроля над иммиграционными потоками»10.
6 ноября 2019 г. премьер-министром Э. Филиппом были озвучены 20 мер, направленных на изменение французской миграционной политики, главным новшеством среди которых стало введение квот (около 30 тыс.) по профессиям, сроком на год и в тех секторах экономики, которые испытывают трудности с привлечением трудовых ресурсов. Предполагается составить список профессий и рабочих мест для привлечения иностранцев и обновлять его ежегодно после консультаций с парламентариями, с учетом потребностей территориальных образований. Включение в этот список соответствующих профессий автоматически исключает необходимость последующих согласований на местах в отношении вакансий и разрешений на работу иностранцам. При этом во избежание конкуренции вакантные места будут предоставляться в первую очередь местному населению. Сами меры начнут действовать с 2021 г. К секторам, испытывающим потребность в иностранной рабочей силе, по мнению правительства, относятся: строительство, гостиничный бизнес, реставрационные работы, коммерческий сектор, торговля. Ощущается также необходимость и в высококвалифицированных кадрах, например, в компьютерных инженерах, в сфере информационных технологий.
Объясняя принятое в конце 2019 г. решение об установлении квот, Макрон акцентирует внимание на том, что не следует лицемерить и необходимо признать тот факт, что многие сектора экономики не могут обойтись без иммигрантов, поэтому, считает он, иммиграция должна быть легальной, зарегистрированной, квотированной. Более того, это направление во многом определяет перспективу иммиграционной политики Макрона в преддверии президентских выборов 2022 г.
Особой, отличительной чертой миграционной программы Макрона являются разработанные меры для более активного участия французских граждан, проживающих за рубежом, в общественно-политической и экономической жизни Франции. При нынешнем президенте происходит переоценка роли соотечественников. Правительство Макрона считает необходимым дать новый импульс отношениям с французскими экспатриантами, рассматривая их как представителей Франции, ее культуры, национальных ценностей за рубежом, призванных способствовать ее экономическому процветанию.
В этом направлении бесспорным приоритетом остается образовательная политика Франции за рубежом. Франция - в числе лидеров по количеству образовательных учреждений за ее пределами. В 136 странах мира в настоящее время функционируют
9 6 novembre 2019 - Dossier de presse. Comité interministériel sur l'immigration et l'intégration. 20 décisions pour améliorer notre politique d'immigration, d'asile et d'intégration [Electronic resource]. Access mode:https://www. gouvernement.fr/sites/default/files/document/document/2019/11/dossier_de_ presse_-_comite_interministeriel_sur_limmigration_et_lintegration (дата обращения 20.06.2020).
10 MareschalE. Macron ressuscite le débat sur l'instauration de quotas migratoires annuels [Electronic resource] // Le Figaro. 14.01.2019. URL: https://www.lefigaro.fr/actualite-france/2019/01/14/01016-20190114ARTFIG00235-macron-ressuscite-le-debat-sur-l-instauration-de-quotas-migratoires-annuels.php (дата обращения 20.06.2020).
более 500 школ и лицеев, в которых обучаются 340 тыс. учеников, 40% которых - французы. Численность французов за рубежом постоянно растет, и учебных мест становится недостаточно, что требует открытия новых образовательных учреждений. В своей Программе Макрон поставил цель совершенствования и расширения системы образования за рубежом, чтобы увеличить шансы всех желающих получить французское образование за пределами Франции. Для этого:
- образовательным учреждениям предоставляется больше самостоятельности в распоряжении финансовыми средствами и больше автономии - для лучшей адаптации к местным условиям;
- упрощается доступ к стипендиям выходцам из семей со скромными доходами;
- расширяется сеть учебно-образовательных учреждений за рубежом под эгидой «FrancEducation» и ассоциаций FLAM;
- увеличивается число преподавателей, работающих за рубежом, в том числе путем формирования кадров на местах;
- в изучаемых дисциплинах увеличивается доля так называемого местного компонента (история, география, культура страны пребывания);
- в приоритете - дву- и многоязычные проекты как международного, так и французского бакалавриата.
Планируется увеличение финансирования программ, расширяющих влияние французской культуры за рубежом, нацеленных на более динамичную политику франкофонии.
Учитывая, что Франция имеет одну из самых больших консульских служб за рубежом, необходимо, по мнению Макрона, с одной стороны, усилить влияние «зарубежных» французов на общественно-политическую и экономическую жизнь, а также их представительство во Франции, с другой - решить вопрос об их информационной поддержке. Существует необходимость информировать экспатриантов об их правах и возможностях в новой зарубежной реальности, а также учитывать их желание способствовать экономическому развитию и укреплению демократии во Франции, участвовать в голосовании по важнейшим проблемам своей страны с тем, чтобы позиция французского зарубежья лучше воспринималась на родине.
Образование, социальная защита, налоговая политика, культура и безопасность, по мнению Макрона, - приоритетные направления, которые, следовало бы развивать для укрепления большего доверия между французами, выехавшими за рубеж, и и французами, живущими фо Франции. Эти направления предусматривают:
- более справедливое налогообложение, лучшую социальную защиту французских экспатриантов;
- расширение полномочий консульских служб в местах их проживания;
- введение практики одного окна для доступа зарубежных французов к необходимым услугам и информации;
- использование интернет-платформы, позволяющей французам зарубежья напрямую участвовать в жизни Франции и обеспечивающей им доступ к различным услугам.
По мнению Макрона, не менее важно создать благоприятные условия французам, как при отъезде, так и по возвращении на родину, уделить особое внимание их адаптации. Речь идет о доступе к профессиональной подготовке, вакансиям и пособиям. Укрепляется экономическая дипломатия и упрощается система поддержки
французских предприятий и предпринимателей за рубежом в их сотрудничестве с Францией. Финансирование основных направлений оценивается в 5 млрд евро.
Заключение
Миграционную политику Эммануэля Макрона можно охарактеризовать как рациональную, прагматичную и достаточно гибкую. Принимаемые в период его президентства меры обусловлены сложной международной ситуацией (растущим потоком беженцев), экономическими проблемами, еще более обострившимися на фоне пандемии короновируса, в целом его программными обещаниями - провести назревшие во французском обществе реформы. Макрон продолжает миграционную политику его предшественников, сторонников правых убеждений. Главными ее особенностями стало желание изменить структуру иммиграции в пользу трудовой, профессиональной, студенческой; содействие притоку талантливых и перспективных специалистов, а также максимальное использование потенциала французских экспатриантов.
В отношении беженцев, в условиях европейского миграционного кризиса, французский президент стремится, с одной стороны, наладить эффективную и гуманную систему приема легальных законопослушных мигрантов и их дальнейшую интеграцию, в первую очередь - в рамках языковой политики и профессиональной адаптации. С другой - в сотрудничестве с государствами Евросоюза вводить ограничения (включая и в системе доступа к медицинскому страхованию, пособиям), депортировать «экономических мигрантов» и нелегалов, в том числе с целью «обескуражить» на будущее подобные категории мигрантов11.
Интеграция иммигрантов на основе республиканских ценностей является абсолютным приоритетом миграционной политики нынешнего президента. Французская модель интеграции предполагает хорошее знание французского языка, профессиональную интеграцию и освоение иммигрантами республиканских ценностей, знание истории Франции, светских традиций. В ее реализации, согласно планам Ма-крона, главную роль будут играть «локальные интеграционные программы». Стремление «жить вместе», по его мнению, заключается в отказе как от модели мультикуль-турализма, так и ассимиляции. Интеграция, по словам Макрона, - это «открытый и добровольный патриотизм» [Dravigny, 2017], осознанный выбор принадлежности к французской нации и «гостеприимной, но требовательной» Франции.
References
1. Dravigny J. Présidence Macron et immigration: la continuité en marche? Migrations Société 2017/2. N° 168, P. 3-11 [Electronic resource]. Access mode: https://www.cairn.info/revue-migrationssociete-20172-page-3.htm# (in French)
Сведения об авторе:
Стрельцова Яна Рудольфовна, кандидат исторических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; РИНЦ Author ID: 729354; Scopus Author ID: 57198788288.
Статья поступила в редакцию 28.06.2020; принята в печать 09.09.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
11 Développer la participation des Français de l'étranger à la dynamique nationale. [Electronic resource]. URL: https://en-marche.fr/emmanuel-macron/le-programme/francais-de-l-etranger (дата обращения 20.06.2020).
FEATURES OF EMMANUEL MACRON'S MIGRATION POLICY
Yana R. Streltsova
Plekhanov Russian University of Economics;
Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
For citation: Yana R. Streltsova. Features of the modern migration policy of France // DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No 1. P. 97-105. DOI: 10.19181/demis.2021.1.1.11
Abstract. During the migration crisis faced by Europe, European countries began to develop national strategies to solve the problems caused by the crisis. In this sense, the practice of modern migration policy of France is relevant, where despite the long history of immigration, the issues of integration of immigrants have not yet been fully resolved. Moreover, the country is forced to find answers to them in a situation of radicalization of society, caused, among other reasons, by the factor of the clash of different cultures and worldviews, to which the current migration policy has led. The article discusses the main directions of migration policy of Emmanuel Macron. It analyzes the policy statements of French president, as well as the laws and government decisions adopted in France in recent years, such as the Law "For controlled immigration, effective right of asylum and successful integration" (August 2018) and "20 measures to improve policy in field of Immigration, Asylum and Integration" (November 2019) which shape modern French migration policy. It is about the policy of France regarding the admission of refugees, student immigration, immigration on the status of "talents", as well as professional and scientific personnel, the integration of immigrants. Attention is drawn to innovations related to introduction of quotas in labor immigration, as well as to strengthening cooperation with French citizens living outside France, expansion of French education system abroad. The article identifies the features of Macron's migration policy which distinguish it from the measures taken earlier by his predecessors. It is about policy of admitting refugees, their access to health insurance, professional training, labor migration - the introduction of quotas, the expansion of preferences in student migration and in the status of "talents". The projects of high importance for the President of France are projects aimed at strengthening France's position worldwide in culture, education, science and business, and realizing the underestimated potential of compatriots abroad for this purpose as well.
Keywords: French migration policy, integration, immigrants, refugees, French expatriates, program, E. Macron.
Bio note:
Yana R. Streltsova, Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Institute For Demographic Research of The Federal Center of Theoretical And Applied Sociology of The Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Contact information: e-mail: [email protected]; RSCI Author ID: 729354; Scopus Author ID: 57198788288.
Received on 28.06.2020; accepted for publication on 09.09.2020. The author has read and approved the final manuscript