Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЮ: МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЮ: МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНОСТРАННЫЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / УТЕЧКА УМОВ / ЦИРКУЛЯЦИЯ УМОВ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исраилова Э.А., Рубинская Э.Д.

Структура трудовой миграции в России (отток высококвалифицированных специалистов и приток низкоквалифицированной рабочей силы) оказывает крайне негативное влияние на ее социально-экономическое и научно-техническое развитие. В статье, на основе анализа нормативно-правовых документов, рассматриваются направления миграционной политики России по привлечению иностранных высококвалифицированных специалистов. Выявлены ключевые проблемы, предложены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исраилова Э.А., Рубинская Э.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTING FOREIGN HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS TO RUSSIA: MIGRATION POLICY AND DIRECTIONS FOR ITS IMPROVEMENT

Structure of labor migration in Russia (outflow of highly qualified specialists and inflow of low-skilled labor) has an extremely negative impact on its socio-economic, scientific and technical development. In article, based on analysis of regulatory documents, examines the directions of migration policy of Russia to attract foreign highly qualified specialists. Key challenges are identified, solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЮ: МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

7. «Деловая Россия» создала проект национального стандарта ESG для малого бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika.

8. О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ : [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р].

9. ESG: что это такое и зачем это российским компаниям? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ecolo gyofrussia.ru/egs.

10. В России развивается рынок зеленых облигаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ac.gov.ru.

11. Отчет CFA Institute и Ассоциации принципов ответственного инвестирования (PRI). ESG-интеграция: рынки, методы и данные. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https ://www.unpri. org/download? ac=9522.

Bibliographic list

1. Brief overview of October Report on Global Financial Stability 2020 of International Monetary Fund. October 2020 [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.imf.org.

2. Draft dated 19.11.2021 of Bank of Russia on the Main directions of development of financial market of Russia for 2022 and the period 2023 and 2024.

3. Financial industry in conditions of Global Instability: Russia and International Practice [Electronic resource]. — Mode of access: https://asros.ru.

4. ESG-banking in Russia [Electronic resource]. — Mode of access: https://www2.deloitte.com

5. Vysokov, V. V. Flexible digitaliza-tion of ESG banking : scient.-pract. textbook. — Rostov-on-Don, 2021.

6. ESG-ranking of Russian companies RAEX-Europe [Electronic resource]. — Mode of access: https://raex-a.ru/rankings...

7. Delovaya Rossiya has created a draft of national ESG-standard for small businesses [Electronic resource]. — Mode of access: https://tass.ru.

8. On coordinating role of Ministry of economic development of Russia on development of investment activities and extrabudgetary funds in sustainable business (including green) development in RF : [Decree of Government of Russian Federation from 18.11.2020 № 3024-R].

9. ESG: what is this and why do Russian companies need it? [Electronic resource]. — Mode of access: https:// ecologyofrussia.ru/egs.

10. Market of green bonds is developing in Russia [Electronic resource]. — Mode of access: https://ac.gov.ru.

11. Report of CFA Institute and Association of Principles of Responsible Investment (PRI). ESG integration: markets, methods and data. 2019 [Electronic resource]. — Mode of access: https://www. unpri.org/download? ac=9522

Э. А. Исраилова, Э. Д. Рубинская

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЮ: МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация

Структура трудовой миграции в России (отток высококвалифицированных специалистов и приток низкоквалифицированной рабочей силы) оказывает крайне негативное влияние на ее социально-экономическое и научно-техническое развитие. В статье, на основе анализа нормативно-правовых документов, рассматриваются направления миграционной политики России по привлечению иностранных высококвалифицированных специалистов. Выявлены ключевые проблемы, предложены пути решения.

Ключевые слова

Миграционная политика, иностранные высококвалифицированные специалисты, утечка умов, циркуляция умов, соотечественники.

E. A. Israilova, E. D. Rubinskaya

ATTRACTING FOREIGN HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS TO RUSSIA: MIGRATION POLICY AND DIRECTIONS FOR ITS IMPROVEMENT

Annotation

Structure of labor migration in Russia (outflow of highly qualified specialists and inflow of low-skilled labor) has an extremely negative impact on its socio-economic, scientific and technical development. In article, based on analysis of regulatory documents, examines the directions of migration policy of Russia to attract foreign highly qualified specialists. Key challenges are identified, solutions are proposed.

Keywords

Migration policy, foreign highly qualified specialists, brain drain, brain circulation, compatriots.

Введение

Начиная с 90-х гг. ХХ века Россия прочно вошла в число стран с высокими показателями внешней миграции. Однако для нашей страны характерно несоответствие количественно-качественной компоненты трудовой миграции (приток низкоквалифицированной рабочей силы, отток специалистов) социально-экономическим потребностям в контексте стратегического вектора развития страны, обозначенного в Указе Президента В. В. Путина от 21.07.2020 № 4747 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» [1]. В экономике, основанной на знаниях, высококвалифицированные кадры приобретают ключевое значение. Ум становится фактором производства, более важным, чем капитал. Отъезд высококвалифицированных специалистов за рубеж имеет крайне отрицательное влияние на научный потенциал страны, наносит невосполнимый ущерб отечественной экономике, образованию, культуре.

Российская миграционная политика и законодательство в отношении трудовых мигрантов в основном носят ситуационный и фиксирующий характер, а в отношении высококвалифици-

рованных специалистов — фрагментарный. Задачи по экономическому развитию, основанному на научно-технологическом прогрессе и инновациях, объективно ориентируют миграционную политику России на привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов, требуют изменения подходов к регулированию процессов международной миграции этой категории трудовых мигрантов [2].

Материалы и методы

До 2012 г. в России практически отсутствовала стратегия развития миграции, адекватная потребностям социально-экономического и демографического развития страны, мировым тенденциям и нормам международного права. Только в 2012 г. была принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г., в которой отражалась необходимость качественного изменения регулирования миграционных отношений [3]. В документе были определены цели, задачи и приоритеты миграционной политики. Предложены дифференцированные инструменты (балльная система отбора, оргнаборы) привлечения иностранной рабочей силы, исходя

из потребностей рынка труда. К сожалению, большинство предложений так и не были реализованы. Концепцию упразднили, приняв в 2018 г. другой документ. В новой Концепции миграционной политики России на 2019-2025 гг. [4], как и в предыдущей версии, делается акцент на постоянной миграции, а наиболее предпочтительным миграционным потоком являются соотечественники и мигранты из стран СНГ.

Ориентация миграционной политики на постсоветское пространство и соотечественников является следствием общего исторического прошлого, в результате чего до сих пор главными стратегическими миграционными партнерами России являются страны СНГ, а Российская Федерация — центром притяжения мигрантов с постсоветского пространства. В иммиграционных потоках в Россию доля граждан из стран СНГ составляет 90 %. Крайне важно повысить качественную составляющую в миграционном потоке с постсоветского пространства (приток низкоквалифицированной рабочей силы не способствует интенсивному экономическому росту).

Говоря о привлечении в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов на постоянное жительство можно выделить два канала.

1. В рамках упрощенного режима. С 2016 г. расширен список категорий иностранных граждан, которым предоставляется возможность в упрощенном порядке получить гражданство РФ [5]. Теперь наряду с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими из государств, входивших в состав СССР и имевшими гражданство СССР, по упрощенной схеме могут также стать гражданами России иностранцы, которые после 2002 г. закончили вуз в России и отработали не менее трех лет. Кроме того, получить гражданство в упрощенном порядке могут индивидуальные предприниматели, инвесторы и квалифицированные специалисты, деятельность которых относится

к списку дефицитных профессий. 29 февраля 2020 г. вступил в силу новый утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.11.2019 № 734н перечень профессий иностранных высококвалифицированных специалистов, который существенно расширил существовавших с 2015 г. список дефицитных профессий с 74 до 135 специальностей [6]. Такая законодательная инициатива имеет целью повысить миграционную привлекательность России для данных категорий иностранных граждан. Более того, с 2019 г. срок проживания и работы в России иностранного квалифицированного специалиста, необходимый для подачи документов на упрощенную процедуру сокращен с трех до одного года.

2. В рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотрен преференциальный режим для квалифицированных специалистов, в которых есть потребность на рынке труда конкретного региона РФ [7]. По оценкам экспертов, основным ресурсом пополнения населения извне являются соотечественники. По состоянию на 1 января 2021 г. в государственной программе по добровольному переселению в Россию соотечественников участвует 80 регионов страны, в каждом из которых существует своя региональная программа переселения, в соответствии с особенностями и потребностями социально-экономического развития региона [8]. Для примера, Правительство РФ согласовало проект программы для Оренбургской области. Согласно опубликованному распоряжению, в регион до 2024 г. планируется привлечь 4,2 тыс. квалифицированных соотечественников из-за рубежа. Насколько эффективно осуществляется привлечение высококвалифицированных специалистов через государственную программу, сказать

сложно, поскольку статистические данные привлечения специалистов широкой общественности не представлены.

Результаты и обсуждение

В Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. не уделено должного внимания привлечению в РФ высококвалифицированных иностранных специалистов. Также, проблема эмиграции из России высококвалифицированных кадров не получила внимания, в то время как их отток ежегодно увеличивается.

Необходимо признать на государственном уровне, что Россия является не только страной-получателем мигрантов, но и страной-донором, причем в первую очередь образованных людей.

Крайне важно попытаться трансформировать «утечки умов» в «циркуляцию». Отметим, что циркуляция умов характерна, прежде всего, для развитых экономик. Она способствует трансферу знаний, повышению производительности труда и, как следствие, — интенсивному экономическому росту.

Предметом особого внимания государства должны быть высококвалифицированные российские специалисты, пребывающие за границей в течение многих лет. Обеспечение эффективной занятости молодых специалистов, особенно молодых ученых, как результат, обеспечение возвратности трудовой эмиграции являются важными задачами для России. В этом вопросе проявляется сложность и системность миграционной политики, которая обязательно должна перекликаться с государственной политикой в других областях: экономике, инновациях, научно-технической, социальной, образовательной, молодежной политике. Лишь в этом случае она будет иметь синергетический эффект.

Необходимость привлечения высококвалифицированных работников в науку, инженерию, технологическое предпринимательство обозначена в Стратегии научно-технологического развития России [9]. Единственным рабо-

тающим инструментом привлечения иностранных ученых и специалистов (в том числе из числа соотечественников) в отечественную науку в настоящее время является система грантовой поддержки (Российский научный фонд, Президентская программа поддержки научных проектов, РФФИ, мегагранты и др.). В качестве успешного примера можно привести функционирующую с 2010 г. программу мегагрантов, одна из приоритетных целей которой — привлечение ученых с мировым именем, в том числе соотечественников проживающих за рубежом к руководству и реализации Проектов в российских вузах, научных учреждениях и государственных научных центрах.

По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалько-ва, в России за 10 лет функционирования программы мегагрантов открыты 272 новые научные лаборатории, занимающиеся исследованиями в различных областях науки области (иммунологии, физики, химии, материаловедения и других), работают иностранные ученые из более чем 30 стран [10].

Таким образом, эффективность грантовой поддержки позволяет говорить о необходимости ее расширения. Следует использовать те связи, которые налаживают российские ученые, работающие в зарубежных университетах c представителями русской диаспоры через сети или ассоциации. Здесь большую роль играют научно-профессиональные социальные сети, строящиеся по профессиональному признаку (в основе лежат связи с коллегами и бывшими соучениками по университету).

Научно-профессиональные социальные сети и ассоциации создают во многих странах ученые-соотечественники, живущие за рубежом. Примером научной диаспоры, члены которой активно принимают участие в программе мегагрантов, является RASA (Российско-Американская научная диаспора). Цель RASA — развитие единого интеллектуального пространства рус-

скоговорящего научного сообщества (стран бывшего Советского Союза). RASA объединяет исследователей, преподавателей, аспирантов, студентов, научных работников в университетах и компаниях, а также предпринимателей в области высоких технологий, работающих/обучающихся за пределами России. Тем самым, формирование межгосударственных социальных общностей усиливает обмен знаниями между странами и способствует циркуляции высококвалифицированных специалистов [11].

Выводы

За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в России отсутствует комплексная программа привлечения квалифицированных и высококвалифицированных мигрантов на постоянное место жительства. Идея направления потока высококвалифицированных специалистов из стран постсоветского пространства на Россию верная, однако вектор только на постсоветское пространство и соотечественников в решении проблемы нехватки специалистов следует расширять.

В контексте привлечения высококвалифицированных специалистов миграционные каналы необходимо нацеливать не только на постсоветское пространство, но и на профессионально-квалификационный, образовательный потенциал всех стран мира, вне зависимости от национальности и географической локации. Следует разрабатывать программы временной трудовой миграции иностранных специалистов на уровне государства и регионов. В то же время, необходимо попытаться сократить отток высококвалифицированных специалистов за рубеж. В качестве эффективного инструмента здесь следует расширять применение грантовой поддержки ученых и специалистов. Особое внимание должно быть уделено отечественным специалистам, работающим за рубежом.

Библиографический список

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. : [Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474].

2. Рубинская, Э. Д. Задачи управления процессами международной трудовой миграции на региональном уровне в свете стратегических ориентиров миграционной политики // Государственное и муниципальное управлении : уч. зап. СКАГС. — 2012. — С. 71-82.

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. : [утв. 08.06.2012 Президентом РФ № Пр-1490 (документ утратил силу)].

4. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. : [Указ Президента РФ № 622 от 31.10.2018].

5. О Гражданстве Российской Федерации : [Федеральный Закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 № 124-ФЗ, от 03.07.2019 № 165-ФЗ]

6. Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке : [Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.11.2019 № 734н].

7. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом : [Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 (в ред. Указа Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289)].

8. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов РФ в IV квартале 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы^://мвд.рф.

9. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации : [утв. Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642].

10. Тасс наука [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// nauka.tass.ru/nauka/8203323.

11. http://www.rasa-usa.org/mission.

Bibliographic list

1. On national development goals of Russian Federation for the period up to 2030 : [Decree of President of RF from 21.07.2020 № 474].

2. Rubinskaya, E. D. Tasks of managing the processes of international labor migration at regional level in light of strategic landmark of migration policy // State and municipal management : scientific notes of SKAGS. — 2012. — P. 71-82.

3. Concept of state migration policy of Russian Federation until 2025 : [approved by President of RF from 08.06.2012 № Pr-1490 (document has expired)].

4. On Concept of State Migration Policy of Russian Federation for 20192025 : [Decree of President of RF from 31.10.2018 № 622].

5. On Citizenship of RF : [Federal Law from 31.05.2002 № 62-FZ as

amended by Federal laws from 01.05.2016 № 124-FZ, 03.07.2019 № 165-FZ].

6. On approval of list of professions (specialties, positions) of foreign citizens — qualified specialists entitled to receive Russian citizenship in simplified manner : [Order of Ministry of Labor and Social Protection of RF from 25.11.2019 № 734n].

7. State program to assist the voluntary resettlement to Russian Federation of compatriots living abroad : [Decree of President of RF from 22.06.2006 № 637 (as amended by Decree of President of RF from 14.09.2012 № 1289)].

8. Monitoring the implementation of State Program on Assisting the Voluntary Resettlement of Compatriots Living Abroad to Russian Federation in Territories of Settlement of Subjects of RF in IV quarter of 2020 [Electronic resource]. — Mode of access: https://mv.d.rf.

9. Strategy of scientific and technological development of Russian Federation : [approved by Decree of President of RF from 01.12.2016 № 642].

10. Tass science [Electronic resource]. — Mode of access: https:// nauka.tass.ru/nauka/8203323.

11. http://www.rasa-usa.org/mission.

Е. Ф. Кузменькова, Д. О. Боговский

РОЛЬ НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ЭТАПЕ ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация

Анализируя эффективность хозяйственной деятельности на основе использования лишь финансовых показателей, компании получают информацию о своем положении исключительно в денежной форме. Для закрепления топовых позиций на рынке бизнесу необходимо ориентироваться на будущее и активно использовать инструменты и методы стратегического управленческого учета. Место компании на рынке, уровень лояльности потребителя и эффективность бизнес-процессов в организации не подходят под критерии финансового оценивания. Учет нефинансовых показателей не менее важен, чем финансовых, и действительно необходим для принятия эффективных управленческих решений. В настоящее время на торговую отрасль России приходится 17 % всего ВВП. В контексте деятельности компаний в области ритейла высокий уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.