Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ТОПЛИВНОЙ-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ТОПЛИВНОЙ-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
финансовый контроль / топливно-энергетическая сфера / автоматизированный контроль / валютный мониторинг. / financial control / fuel and energy sector / automated control / currency monitoring.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завьялов Михаил Михайлович, Лапина Марина Афанасьевна

В научном исследовании рассматриваются механизмы государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере, в том числе в условиях мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Предметом исследования является порядок реализации и развитие механизмов отечественного государственного финансового контроля в топливно-энергической сфере. Целью исследования выступает определение механизмов осуществления государственного финансового контроля и пути его автоматизации в топливно-энергической сфере в целях установления единообразия методов государственного финансового контроля в рамках специальных экономических мер. Актуальность научного изыскания и его научная новизна базируются на отсутствии в Российской Федерации комплексных исследований механизмов государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере, в том числе в условиях мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Отечественная научно-практическая литература прямо не затрагивает специализированные механизмы государственного финансового контроля и возможности его автоматизации применительно к топливно-энергетической сфере. В основе исследования лежат общенаучные и специальные методы, содержащие в себе элементы сравнительного правоведения, системного анализа, структурно-функционального подхода, критического анализа научных исследований в сфере государственного финансового контроля, содержащих в себе ряд изысканий в области правового регулирования. По результатам исследования автором формулируются основные текущие механизмы и тенденции реализации в Российской Федерации государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере в рамках формирования концептуального баланса между стремлением к классической либерализации внешнеторговой деятельности и необходимостью обеспечения экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE FUEL AND ENERGY SECTOR

The scientific research considers the mechanisms of state financial control in the fuel and energy sector, including in the conditions of monitoring the mandatory sale of foreign currency in the domestic foreign exchange market of the Russian Federation. The subject of the study is the order of realization and development of mechanisms of domestic state financial control in the fuel and energy sector. The purpose of the study is to determine the mechanisms of realization of state financial control and ways of its automation in the fuel and energy sector in order to establish uniformity of methods of state financial control in the framework of special economic measures. The relevance of scientific research and its scientific novelty are based on the absence in the Russian Federation of comprehensive studies of mechanisms of state financial control in the fuel and energy sector, including in the conditions of monitoring the mandatory sale of foreign currency in the domestic foreign exchange market of the Russian Federation. The domestic scientific and practical literature does not directly address the specialized mechanisms of state financial control and the possibilities of its automation in relation to the fuel and energy sector. The research is based on general scientific and special methods, containing elements of comparative law, system analysis, structural-functional approach, critical analysis of scientific research in the sphere of state financial control, containing a number of studies in the field of legal regulation. According to the results of the research the author formulates the main current mechanisms and trends in the implementation in the Russian Federation of state financial control in the fuel and energy sector within the framework of the formation of a conceptual balance between the desire for classical liberalization of foreign trade activities and the need to ensure economic security of the state.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ТОПЛИВНОЙ-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

ЗАВЬЯЛОВ Михаил Михайлович,

консультант управления валютного мониторинга Федеральной службы по финансовому мониторингу, главный юрисконсульт АО «Россельхозбанк», аспирант Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mmikl1@yandex.ru

Научный руководитель: ЛАПИНА Марина Афанасьевна,

профессор Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

д.ю.н., профессор, е-mail: mail@law-books.ru

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ТОПЛИВНОЙ-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация. В научном исследовании рассматриваются механизмы государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере, в том числе в условиях мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Предметом исследования является порядок реализации и развитие механизмов отечественного государственного финансового контроля в топливно-энерги-ческой сфере. Целью исследования выступает определение механизмов осуществления государственного финансового контроля и пути его автоматизации в топливно-энергиче-ской сфере в целях установления единообразия методов государственного финансового контроля в рамках специальных экономических мер. Актуальность научного изыскания и его научная новизна базируются на отсутствии в Российской Федерации комплексных исследований механизмов государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере, в том числе в условиях мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Отечественная научно-практическая литература прямо не затрагивает специализированные механизмы государственного финансового контроля и возможности его автоматизации применительно к топливно-энергетической сфере. В основе исследования лежат общенаучные и специальные методы, содержащие в себе элементы сравнительного правоведения, системного анализа, структурно-функционального подхода, критического анализа научных исследований в сфере государственного финансового контроля, содержащих в себе ряд изысканий в области правового регулирования. По результатам исследования автором формулируются основные текущие механизмы и тенденции реализации в Российской Федерации государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере в рамках формирования концептуального баланса между стремлением к классической либерализации внешнеторговой деятельности и необходимостью обеспечения экономической безопасности государства.

Ключевые слова: финансовый контроль, топливно-энергетическая сфера, автоматизированный контроль, валютный мониторинг.

ZAVYALOV Mikhaïl Mikhailovich,

Consultant of the Currency Monitoring Department of the Federal Financial Monitoring Service, Chief Legal Advisor of Rosselkhozbank JSC, Postgraduate student of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Supervisor: LAPINA Marina Afanasyevna,

Professor, Department of International and Finance University Public Law under the Government of the Russian Federation,

Doctor of Legal Affairs, Professor

MECHANISMS OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE FUEL

AND ENERGY SECTOR

Annotation. The scientific research considers the mechanisms of state financial control in the fuel and energy sector, including in the conditions of monitoring the mandatory sale of foreign currency in the domestic foreign exchange market of the Russian Federation. The subject of the study is the order of realization and development of mechanisms of domestic state financial control in the fuel and energy sector. The purpose of the study is to determine the mechanisms of realization of state financial control and ways of its automation in the fuel and energy sector in order to establish uniformity of methods of state financial control in the framework of special economic measures. The relevance of scientific research and its scientific novelty are based on the absence in the Russian Federation of comprehensive studies of mechanisms of state financial control in the fuel and energy sector, including in the conditions of monitoring the mandatory sale of foreign currency in the domestic foreign exchange market of the Russian Federation. The domestic scientific and practical literature does not directly address the specialized mechanisms of state financial control and the possibilities of its automation in relation to the fuel and energy sector. The research is based on general scientific and special methods, containing elements of comparative law, system analysis, structural-functional approach, critical analysis of scientific research in the sphere of state financial control, containing a number of studies in the field of legal regulation. According to the results of the research the author formulates the main current mechanisms and trends in the implementation in the Russian Federation of state financial control in the fuel and energy sector within the framework of the formation of a conceptual balance between the desire for classical liberalization of foreign trade activities and the need to ensure economic security of the state.

Key words: financial control, fuel and energy sector, automated control, currency monitoring.

В существующих условиях беспрецедентного внешнеполитического санк-ционного давления на топливно-энергетическую сферу Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и международных организаций, с учетом принятых мер воздействия (противодействия) в рамках применяемых механизмов специальных экономических мер, особую актуальность приобретает выработка единых комплексных подходов реализации автоматизированного государственного финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в топливно-энергетической сфере. Автоматизация государственного финансового контроля позволяет снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъектов в топливно-энергетической сфере, что прежде всего представляется актуальным в рамках смены технологических укладов, связанных с усложнением производственных и технологических цепочек в топливно-энергетической сфере.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Необходимо отметить, что особая роль правового регулирования государственного финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации прежде всего связана с проектируемыми исполнительными органами государственной власти и законодателями механизмами комплексного территориального развития Российской Федерации. Существующие программы и концепции развития отраслей экономики, направлены на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в федеральные и региональные проекты. Обозначенная деятельность обусловлена конституционными гарантиями [1] устойчивого экономического и научно-технического развития страны, что заложено в базовых параметрах ключевых национальных проектов [9].

В свою очередь, смена технологических укладов [12] в совокупности переходом экономики страны к мобилизационному типу создает необходимость реализации ускоренной модернизации и использования инструментов государственной

поддержки реального сектора экономики с опорой на топливно-энергетическую сферу, обеспечивающую стабильное функционирование экономической системы Российской Федерации, предоставляющей энергетические мощности для производства товаров и оборудования в совокупности с выстраиванием и совершенствованием международных внешнеторговых транспортно-логистиче-ских цепочек. Кроме того, необходимо отметить, что внедрение возобновляемых источников энергетики, закрепленное в Парижском соглашении [11], имеет свои технологические пределы в мировом энергетическом балансе, обусловленные общим уровнем технологического развития развитых и развивающихся государств, поэтому традиционные источники энергии, такие как нефть и газ, продолжают играть ведущую роль в обеспечении энергетической безопасности государств, а отнесение к экологически чистым источникам газа и атомной энергии [10], указывает на принципиальную возможность эксплуатации традиционных источников энергии, при условии технологической модернизации, направленной на развитие глубокой переработки нефти и газа как одной из стратегических задач нефтегазового комплекса [13] и технологическое обеспечение добычи трудноиз-влекаемых запасов (далее - ТрИЗ) полезных ископаемых.

Воспроизводственный аспект в системе недропользования [14] является стратегической задачей обеспечения устойчивого экономического роста и территориального развития. Существующая система территориальных диспропорций в контексте распределения доходов от реализации полезных ископаемых нивелирует стимулирующие механизмы регионального развития. Целесообразность продления инвестиционного цикла разработки месторождений позволяет поддерживать экономическую целесообразность попутного извлечения полезных ископаемых на мелких месторождениях. Обеспечение экономической целесообразности добычи «глубинной нефти» и ТрИЗ в совокупности с закреплением указанных приоритетов в стратегии автоматизированного финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации позволит обеспечить стратегический задачи энергетической стратегии. Концептуальными аспектами автоматизированного контроля предполагается выстраивать на основе межотраслевых аналитических материалов и взаимообусловленных автоматизированных систем контроля в сфере валютного, налогового и бюджетного права, синхронная функциональная модель которых будет направлена прежде всего на контроль финансово-хозяйственных операций и экономи-

ческой рентабельности разработки месторождений с высокой степенью обводненности и труднодоступных запасов.

Стимулирование экономического развития топливно-энергетической сферы посредством автоматизированных синхронизированных систем отраслевого финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации позволит сформировать устойчивое технологическое развитие, актуальное в условиях ухудшения качественных и количественных характеристик минерально-сырьевой базы. Уникальные технологические решения, позволяющих обеспечить текущий (постоянный) автоматизированный финансовый контроль и валютный мониторинг обеспечения контроля порядка управления валютными активами и пассивами субъектов топливно-энергетической сферы позволят внедрить согласованные эффективные методы бережного недропользования и добычи полезных ископаемых с учетом специфики разработки месторождения, основанные на сбалансированной системе автоматизированного персонифицированного финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Наиболее рациональным механизмом стимулирования топливно-энергетической сферы является снижение налоговой нагрузки в нефтегазовой отрасли для формирования финансовых резервов необходимых в целях модернизации производственных процессов и имущественных фондов, а также реализация финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации посредством механизмов внедрения системы текущего мониторинга и совершенствования инструментов предпроверочного анализа и автоматизированного мониторинга в сфере финансового контроля.

Содействие субъектам топливно-энергетической сферы в вопросах соблюдения отечественного законодательства, разъяснение условий и порядка предоставления льгот и тонкостей соблюдения обязательных правил, в том числе мер воздействия (противодействия) недружественным действиям иностранных государств и международных организаций, позволит обеспечить эффективное функционирование органов финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в совокупности с достижением целей национального развития.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Кроме того, использование льгот, связанное с конкретными особенностями разрабатываемого месторождения, представляется нерациональным, поскольку субъекты топливно-энергетической сферы используют льготы и послабления в рамках управления валютными активами и пассивами в качестве обеспечения высокого уровня доходности, без учета стратегических интересов государственного управления. Соответственно, представляется необходимым разработка и предоставление льгот и преференций субъектам топливно-энергетической сферы, инвестиционная деятельность которых направлена на бережное извлечение полезных ископаемых, эффективную разработку месторождений, сопутствующие процессы технологической модернизации имущественного комплекса и обеспечение комплексного территориального развития регионов страны. Механизмы автоматизированного финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации позволят обеспечить рациональное использование полезных ископаемых и стимулировать социально-экономический рост государства.

Разбалансировка льготных механизмов льгот и послаблений в рамках управления валютными активами и пассивами в топливно-энергетической сфере в краткосрочной перспективе приведет к снижению располагаемых запасов полезных ископаемых, снизить технологическую и экономическую конкурентоспособность компаний и привести к истощению минерально-сырьевой страны. В этой связи органы финансового контроля и валютного мониторинга должны выступить в качестве администраторов, содействующих выполнению субъектами топливно-энергетической сферы целей и задач, направленных на обеспечение национальной энергетической и экономической безопасности. Отсутствие четких критериев единой автоматизированной системы финансового контроля и валютного мониторинга обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, применение специфических налоговых ставок и отраслевая специфика регулирования топливно-энергетической сферы приводят к функциональным сложностям цифровизации финансового контроля и валютного мониторинга.

Деятельность Правительства Российской Федерации в контексте государственного финансового контроля валютных правоотношений находит свое функциональное содержание в валютном регулировании и контроле, а также состоит в континууме руководства валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами [2], а также программную и реакци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

онную координацию деятельности в области органов государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере, в том числе федеральных органов исполнительной власти, являющихся управомоченными органами валютного контроля и их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с фундаментальными нормами федерального законодательства [4], Центральный банк Российской Федерации осуществляет организацию, регулирование и валютный контроль, а также устанавливает официальные курсы валют и реализует последовательную политику валютного регулирования и контроля, отчитывается о валютном положении и платежном балансе в стране перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, а также представляет государственные интересы с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Банк России имеет значительные функциональные полномочия в сфере валютных отношений [5], в частности осуществляет государственный финансовый контроль в топливно-энергетической сфере при осуществлении валютных операций финансовыми организациями, с учетом принятых специальных экономических мер, осуществляет взаимодействие и координацию с прочими органами валютного контроля. К иным органам государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере, связанного с валютными правоотношениями, относятся Федеральная налоговая служба [6] и Федеральная таможенная служба [7], деятельность которых регламентирована внутренними нормами утвержденными постановлениями Правительства России.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением указанными субъектами в рамках налоговых и валютных правоотношений, и соответствием законом проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, разрабатывает и утверждает формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации. Федеральная таможенная служба в свою очередь осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, органа валютного контроля, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, обеспечивает меры по противодействию легализации

(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [3] в соответствии с нормами законодательства, а также обеспечивает контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами в топливно-энергетической сфере экспортно-импортных ограничений, связанных с применением мер воздействия (противодействия) недружественным действиям иностранных государств и международных организаций.

В интергляции последних лет в Российской Федерации произошли существенные и разнонаправленные изменения законодательства регулирующего вопросы государственного финансового контроля в топливно-энергетической сфере: одни из которых направлены на редукцию и либерализацию [8] валютного контроля внешнеторговых операций, прочие - ужесточают ответственность за нарушение отечественного законодательства. Так, фундаментальные изменения коснулись всех элементов механизма валютного контроля. Прежде всего необходимо отметить, что изменения институционального типа произошли в контексте передачи полномочий Федеральной службы по финансовому мониторингу органам валютного контроля, функционального типа заключающегося в замене паспортизации сделок процедурой учета контракта, а также ужесточение ответственности на нарушения валютного законодательства, информационного у части укрепления цифровых механизмов взаимодействия между субъектами валютного контроля как на уровне государства и межгосударственных объединений. Исходя из редукционных фундаментальных изменений, направленных на либерализацию законодательства в нижеизложенном, можно выделить тенденции государственной политики, заключенные в поиске концептуального баланса между стремлением к классической либерализации внешнеторговой деятельности и необходимостью обеспечения экономической безопасности государства.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[2] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.12.1997, № 51, ст. 5712.

[3] Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3418.

[4] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.07.2002, № 28, ст. 2790.

[5] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.12.2003, № 50, ст. 4859.

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 04.10.2004, № 40, ст. 3961

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23.09.2013, № 38, ст. 4823.

[8] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 № 697-р «О подписании Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.04.2017, № 17, ст. 2623.

[9] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14.05.2018, № 20, ст. 2817.

[10] Sustainable Finance and EU Taxonomy: Commission takes further steps to channel money to-wards sustainable activities // Электронный ресурс: URL: https://ec.europa.eu/commission (дата обращения: 17.04.2022).

[11] Рамочная конвенция об изменении климата // Организация Объединенных Наций FCCC/ SB/2016/1 - UNFCCC.

[12] Глазьев С.Ю. За горизонтом конца истории. М.: ООО «Проспект». 2021, 416 с.

[13] Латухина П.К. Путин назвал три задачи в нефтегазовой сфере // Российская Газета: URL: https://rg.ru/2022/04/14/putin-nazval-tri-zadachi-v-neftegazovoj-sfere.html (дата обращения: 17.11.2023).

[14] Шарф И.В., Михальчук А.А. Налоговые льготы в системе недропользования: воспроизводственный аспект // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 3. С. 791-805.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 №11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 04.08.2014, № 31, st. 4398.

[2] Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 17.12.1997 № 2-FKZ «O Pravitel'stve Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 22.12.1997, № 51, st. 5712.

[3] Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.08.2001, № 33 (chast' I), st. 3418.

[4] Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.07.2002, № 28, st. 2790.

[5] Federal'nyj zakon ot 10.12.2003 № 173-FZ «O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot

15.12.2003, № 50, st. 4859.

[6] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.09.2004 № 506 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj nalogovoj sluzhbe» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot

04.10.2004, № 40, st. 3961

[7] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16.09.2013 № 809 «O Federal'noj tamozhen-

noj sluzhbe» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.09.2013, № 38, st. 4823.

[8] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.04.2017 № 697-r «O podpisanii Soglasheniya o soglasovannyh podhodah k reg-ulirovaniyu valyutnyh pravootnoshenij i prinyatii mer liberalizacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.04.2017, № 17, st. 2623.

[9] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strate-gicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.05.2018, № 20, st. 2817.

[10] Sustainable Finance and EU Taxonomy: Commission takes further steps to channel money to-wards sustainable activities // Elektronnyj resurs: URL: https://ec.europa.eu/commission (data obrash-cheniya: 17.04.2022).

[11] Ramochnaya konvenciya ob izmenenii klimata // Organizaciya Ob"edinennyh Nacij FCCC/ SB/2016/1 - UNFCCC.

[12] Glaz'ev S.YU. Za gorizontom konca istorii. M.: OOO «Prospekt». 2021, 416 s.

[13] Latuhina P.K. Putin nazval tri zadachi v neftegazovoj sfere // Rossijskaya Gazeta: URL: https://rg.ru/2022/04/14/putin-nazval-tri-zadachi-v-neftegazovoj-sfere.html (data obrashcheniya: 17.11.2023).

[14] SHarf I.V., Mihal'chuk A.A. Nalogovye l'goty v sisteme nedropol'zovaniya: vosproizvodstvennyj aspekt // Ekonomika regiona. 2019. T. 15. № 3. S. 791-805.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.