Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВАЛЮТ КАК ДЕНЕЖНОГО ИНСТРУМЕНТА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВАЛЮТ КАК ДЕНЕЖНОГО ИНСТРУМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
валюта / денежные единицы / иностранная валюта / цифровая валюта / рубль / курс валют.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барашкова М.Д.

В данном исследовании рассматриваются определение валюты с позиции российского законодательства и ретроспективного анализа. Автором уделяется внимание понятию иностранная валюта, а также рассматриваются проблемы, связанные с существующим определением, предлагаются пути решения. Поднимается проблема понимания курса валюты, с учетом последних событий и международных санкций. Рассматривается соотношение понятий валюта и цифровая валюта, поднимаются проблемы существующего регулирования. Также автором были предложены внесение изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании» и обозначены иные проблемы, связанные с рассматриваемой темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВАЛЮТ КАК ДЕНЕЖНОГО ИНСТРУМЕНТА»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-11-87-92 БАРАШКОВА Мария Дмитриевна,

NIION: 2021-0079-11/22-196 студентка 2 курса магистратуры

MOSURED: 77/27-025-2022-11-196 Федерального государственного образовательного

бюджетного учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет),

e-mail: meri.kac@mail.ru

Научный руководитель: ИВАНОВА Светлана Анатольевна,

Доктор юридических наук, профессор, Федерального государственного образовательного бюджетного учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет),

e-mail: ivanovasa1 @ya.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВАЛЮТ КАК ДЕНЕЖНОГО ИНСТРУМЕНТА

Аннотация. В данном исследовании рассматриваются определение валюты с позиции российского законодательства и ретроспективного анализа. Автором уделяется внимание понятию иностранная валюта, а также рассматриваются проблемы, связанные с существующим определением, предлагаются пути решения.

Поднимается проблема понимания курса валюты, с учетом последних событий и международных санкций. Рассматривается соотношение понятий валюта и цифровая валюта, поднимаются проблемы существующего регулирования. Также автором были предложены внесение изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании» и обозначены иные проблемы, связанные с рассматриваемой темой.

Ключевые слова: валюта, денежные единицы, иностранная валюта, цифровая валюта, рубль, курс валют.

BARASHKOVA Mania Dmitrievna,

Graduate student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University)

Supervisor: IVANOVA Svetlana Anatolievna,

Doctor of Law, Professor, Senior Lecturer at the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation

(Financial University)

DEFINITION AND REGULATORY CONSOLIDATION OF CURRENCIES AS A MONETARY INSTRUMENT

Annotation. This study examines the definition of currency from the perspective of Russian legislation and retrospective analysis. The author pays attention to the concept of foreign currency, and also considers the problems associated with the existing definition, suggests solutions.

The problem of understanding the exchange rate is raised, taking into account recent events and international sanctions. The correlation of the concepts of currency and digital currency is considered, the problems of existing regulation are raised. The author also proposed amendments to the Federal Law "On Currency Regulation" and identified other problems related to the topic under consideration.

Key words: currency, monetary units, foreign currency, digital currency, ruble, exchange rate.

В качестве экономического и финансового инструмента валюта занимает важнейшее место в деятельности каждого государства. С помощью национальной валюты функционирует вся финансовая система государства, осуществляются взаиморасчеты между физическими и юридическими лицами, исполняются обязательства и т.д.

В настоящее время самыми активно обсуждаемыми темами в сфере денежных инструментов являются криптовалюты, цифровые валюты и иные денежные суррогаты, в связи с чем возникает острая необходимость их разграничения с понятием «валюта», выявление их существенных отличий и совершенствования законодательства в этой области. Такие исследования необходимы для выявления верного вектора направления развития правовой базы, а также для совершенствования правоприменительной практики.

Правовое регулирование понятия валюты, ее нормативное закрепление в правовой системе Российской Федерации, изменение правил обращения валюты с учетом обстоятельств, с которыми столкнулось общество сегодня, является актуальной темой для изучения.

Стоит обратить внимание на разграничение понятий «деньги» и «валюта», поскольку, на первый взгляд, они могут показаться тождественными, особенно учитывая название статья 140 ГК РФ - «Деньги (валюта)». Так, в Законе Российской Федерации от 25.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации», утратившем силу в 1995 году, содержится формулировка «... денежной единицей (валютой) Российской Федерации.» [1], что демонстрирует ранее существовавшую позицию о взаимозаменяемости обсуждаемых понятий.

Категория «деньги» по своей сущности является больше экономической, нежели правовой, и законодательно закрепленного понятия нет. Деньги существуют без привязки к конкретному государству, они являются универсальным средством обмена на какое бы то ни было блага - материальные или нематериальные, товары и услуги. Валюта же устанавливается нормативно-правовым актом государства, регулируется им.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные правоотношения, является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). В правовом поле Российской Федерации отсутствует единая дефиниция понятия «валюта». В статье 1 указанного закона содержится определение терминов «валюта Российской Федерации» и «иностранная валюта».

Так, в понятие «валюта Российской Федерации» включаются «денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки» [2] и «средства на банковских счетах и в банковских вкладах» [2].

Анализируя представленное определение, можно увидеть, что оно содержит бланкетный характер. Так, формулировка «денежные знаки. Банка России» отсылает к статье 75 Конституции Российской Федерации, в которой указывается, что денежной единицей России является рубль, и его эмиссия осуществляется Банком России [3]. Нужно понимать, что понятия «денежный знак» и «денежная единица» различаются. Так, денежный знак представляет собой непосредственную форму выражения денежной единицы государства. Т.е. если денежной единицей является рубль, денежным знаком - купюры.

Аналогичное соотнесение с другими нормативно-правовыми актами применимо и в категории «законного средства наличного платежа». Так, в статье 27 Федерального закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - ФЗ «О Центральном банке») указано, что введение на территории Российской Федерации иных денежных единиц, кроме рубля, а также выпуск денежных суррогатов запрещены [4]. Т.е. в случае, если субъект Российской Федерации незаконно решит выпустить собственные денежные знаки, они не будут являться валютой Российской Федерации.

Также в определении «валюты Российской Федерации» содержится формулировка «изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки». В нем идет речь о тех случаях, когда в государстве происходит замена денежных знаков в обращении. Согласно

статье 31 ФЗ «О Центральном банке», при обмене банкнот старого образца на новые минимальный срок обмена устанавливается в один год, а максимальный - в пять. Соответственно, в тот период, когда такой обмен происходит, валютой Российской Федерации являются одновременно банкноты и нового, и старого образца.

Это положение является актуальным, поскольку до 2035 года Центральный Банк планирует полностью обновить банкноты в Российской Федерации [5]. Несмотря на то, что на данный момент не планируется ограничение использования банкнот старого образца, в дальнейшем позиция Центрального банка Российской Федерации может измениться.

Средства на банковских счетах и банковских вкладах включают себя денежные средства (рубли), которые граждане и юридические лица передают банкам по соответствующим договорам. При этом нужно учитывать, что банковские счета юридических лиц имеют право открывать не только банки, но и небанковские кредитные организации [6].

В данном контексте нужно понимать, что валютой Российской Федерации признаются не только денежные средства, переданные по договору банковского вклада в установленном законом способом, но и денежные средства, которые передаются по аналогичным договорам незаконно.

Так, в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2022 № 83-АД22-7-К1 указано, что общество с ограниченной ответственностью привлекало средства граждан на условиях срочности, возвратности и платности, т.е. заключало договор вклада, без лицензии Банка России [7]. Эти договоры были признаны судом недействительными ввиду дефекта субъектного состава сторон сделки, однако, даже с учетом того, что деньги переводились в безналичной форме, они не перестали быть валютой Российской Федерации, т.е. фактически находились на банковском вкладе, пусть и у лица, принимающего их, отсутствовала соответствующая лицензия.

Под иностранной валютой в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понимается совокупность «денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах» [2].

Основное отличие иностранной валюты от валюты Российской Федерации в таком случае выражается в законности денежного знака как средства платежа на какой-либо территории. Так, если денежный знак на территории какого-либо государства признается законным, т.е. с его помощью могут осуществляться различные операции, производиться расчеты и т.д., он будет являться в Российской Федерации иностранной валютой.

Подобная формулировка создает правовой пробел. К примеру, с 2021 года официальной валютой Сальвадора стала криптовалюта бит-коин [8]. Т.е. средства на иностранном банковском счету, выраженные в биткоине, могут быть

признаны в Российской Федерации иностранной валютой, поскольку для Сальвадора они являются законным средством платежа.

Однако в данном примере неясно, является ли биткоин как криптовалюта международной расчетной единицей, поскольку, несмотря на запрет в Российской Федерации осуществления расчетов между контрагентами в криптовалюте, в рамках международных экономических отношений он может применяться. Пока что Сальвадор является единственной страной, приравнявшей биткоин к национальной валюте, однако в случае, если это же сделает иное иностранное государство, допустимым станет даже международный взаиморасчет в криптовалюте между государствами, и тогда биткоин точно можно будет рассматривать именно с позиции международной расчетной единицы.

При этом нужно понимать, что единого подхода к определению правового статуса биткоина и цифровых валют в отечественном праве пока что не выработалось. Так, в Федеральном законе от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под цифровой валютой понимается совокупность виртуальных данный, которые не являются денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства или международным средством платежа, но могут выступать в качестве средства платежа [9].

В данном случае можно видеть логические ошибки законодательства, нарушающие принципы юридической техники, поскольку указанное определение дается «от противного», и основные свойства криптовалюты описываются через то, чем она не является, то есть указывает, на то, что цифровая валюта не является валютой.

Подобные проблемы юридической техники приводят к тому, что у участников правоотношений, связанных как с валютой, так и с цифровой валютой, складываются ошибочные представления о правовой сущности указанного института.

Ввиду этого мы полагаем, что целесообразным будет внести изменение в пп. «б» п. 2 ч. 1. ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и изложить его с учетом изъятия криптовалют следующим образом: «средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, за исключением цифровых валют». Подобное изменение поможет частично улучшить понимание положения криптовалюты в системе валютного регулирования для участников указанных правоотношений.

Следующей правовой проблемой, рассматриваемой нами, является правовое закрепление валюты иностранных государств, не признаваемых Российской Федерацией. Такими являются, к примеру, Косово и Китайская Республика (Тайвань).

Так, Косово входит в Еврозону, поэтому официальной валютой на этой территории является евро. Однако официальной валютой Сербии выступает сербский динар. Т.е. применительно к валютным правоотношениям, связанным с Косово, необходимо применять те же правила, которые устанавливаются для таких же правоотношений с Сербией.

Ситуация с Тайванем значительно сложнее, поскольку Китайская республика имеет собственную валюту - новый тайванский доллар, который не будет признаваться иностранной валютой в Российской Федерации исходя из определения, указанного в законе, так как с позиции России он не является законным средством платежа на территории Тайваня. В свою очередь, это означает, что за использование нового тай-ванского доллара с нарушением действующего валютного законодательства субъекта нельзя будет привлечь к правовой ответственности.

Рассматривая отношения, связанные с иностранной валютой, необходимо также обратить внимание на положения новых нормативно-правовых актов, декларирующих принятие в состав Российской Федерации новых субъектов. К примеру, в Федеральном конституционном законе от 04.10.2022 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» указано, что после принятие в состав Российской Федерации, на территории нового субъекта и до 31 декабря 2022 года допускается обращение и взаиморасчет между сторонами правоотношений в денежной единице Украины - гривне [10].

В данном случае на этой территории валютное законодательство в полной силе начинает действовать не сразу, что не запрещено иными нормами права, однако может негативно повлиять в дальнейшем на распространение иностранной валюты на территории Российской Федерации.

Также в данном федеральном конституционном законе присутствуют положения, согласно которым обмен гривны на рубли на указанной территории осуществляется в кредитных организациях по курсу, ими же установленному. При такой формулировке закона велик риск валютных спекуляций со стороны кредитных организаций, которые могут устанавливать крайне невыгодный для обмена курс.

Также стоит отметить, что такое разрешение установления различных курсов различными банками по своему усмотрению, нарушает принципы работы Ямайской валютной системы, которая устанавливает, что курс должен диктоваться рынком на основе соотношения спроса и предложения, а не государством или иным субъектом. Возможно, в данной ситуации было бы разумнее использовать систему, действующую в 2014 году при принятии другого нового субъекта в состав Российской Федерации, поскольку при принятии в состав Российской Федерации Республики Крым, первые несколько месяцев обмен гривны на рубли осуществлялся исключительно по курсу Банка России [11], что позволило избежать массовых спекулятивных действий.

Говоря о курсовой разнице, важно также упомянуть, что зачастую соотношение двух валют разными государствами устанавливается разное. Наиболее ярким примером в данном случае является официальный курс рубля к евро, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации, и евро к рублю, устанавливаемый Европейским центральным банком.

Так, на сегодняшний момент Банк России устанавливает курс рубля к евро исходя из показателей спроса и предложения, который привязан к биржевым сделкам и на момент написания данной статьи колеблется от 63 до 66 рублей [12]. Европейский центральный банк, нарушая принципы свободного рынка, установил курс евро к рублю на уровне 117 рублей [13]. В рамках международных коммерческих отношений это чревато неисполнением обязательств сторон по отношению друг к другу.

Подводя итоги исследования, необходимо указать, что нами был проведен комплексный анализ теоретических и практических подходов к понимаю определения и нормативного закрепления валют. Основной вывод, который мы можем сделать, заключается в том, что современное правовое определение и нормативное закрепление валют как денежного инструмента нуждается в улучшении.

Так, в качестве предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы можно предложить дополнение пп. «б» п. 2 ч. 1. ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» формулировкой «.за исключением цифровых валют».

При этом также нерешенными в законодательстве остаются проблемы, связанные с обращением иностранной валюты государств, не признаваемых Российской Федерацией и отсутствие связи между курсами обменов гривны на рубли кредитных организаций и Центрального Банка Российской Федерации на присоединенных к России территориях.

Список литературы:

[1] Закон РФ от25.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» //Ведомости СНД и ВС РФ», 29.10.1992, № 43, ст. 2406.

[2] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О валютном регулировании и валютном контроле» // «Парламентская газета», № 233, 17.12.2003.

[3] Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. [электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.

[4] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Парламентская газета», № 131-132, 13.07.2002.

[5] Модернизация банкнот [электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/cashjcirculatioNs/mb/.

[6] Инструкция Банка России от 08.11.2021 № 207-И «О допустимых сочетаниях банковских операций расчетных небанковских кредитных организаций, об обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2022 № 68834) // «Вестник Банка России», № 34, 30.06.2022.

[7]Постановление Верховного Суда РФ от 14.10.2022 № 83-АД22-7-К1 //https://cloud.co№sulta№t. ru/cloud/cgi/o№li№e.cgi?req=doc&cacheid=7B9E2F603625D774D40D02817BF95B65&mode=backrefs&S ORTTYPE=0&BASE№ODE=g 1&ts=19797167067817623336&base=ARB&№=735485&r№d=kCeJXQ#d2UR cPTYTBEodf64 [электронный ресурс] URL:.

[8] Вопреки всему. Первая в мире страна перешла на биткоин. [электронный ресурс] URL: https:// le№ ta.ru/articles/2021/09/13/salvador/?ysclid=lbhzh3vae9692661688.

[9] Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.2020, № 31 (часть I), ст. 5018.

[10] Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» // Собрание законодательства РФ, 10.10.2022, № 41, ст. 6931

[11] Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // «Российская газета», № 66, 24.03.2014

[12] Курсы валют [электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/

[13] Euro foreig№ excha№ge refere№ce rates [электронный ресурс] URL: https://www.ecb.europa.

eu/.

Spisok literatury:

[1] Zakon RF ot 25.09.1992 № 3537-1 «O denezhnoj sisteme Rossijskoj Federacii» // Vedomosti SND i VS RF», 29.10.1992, № 43, st. 2406.

[2] Federal'nyj zakon ot 10.12.2003 № 173-FZ (red. ot 14.07.2022) «O valyutnom regulirovanii i valyut-nom kontrole» // «Parlamentskaya gazeta», № 233, 17.12.2003.

[3] Konstituciya Rossijskoj Federacii [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izme-neniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01 iyulya 2020 g.] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. [elektronnyj resurs] URL: http://www.pravo.gov.ru.

[4] Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ (red. ot 30.12.2021) «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» // «Parlamentskaya gazeta», № 131-132, 13.07.2002.

[5] Modernizaciya banknot [elektronnyj resurs] URL: https://cbr.ru/cash_circulatio№/mb/.

[6] Instrukciya Banka Rossii ot 08.11.2021 № 207-I «O dopustimyh sochetaniyah bankovskih operacij raschetnyh nebankovskih kreditnyh organizacij, ob obyazatel'nyh normativah raschetnyh nebankovskih kredit-

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

nyh organizacij i ob osushchestvlenii Bankom Rossii nadzora za ih soblyudeniem» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 10.06.2022 № 68834) // «Vestnik Banka Rossii», № 34, 30.06.2022.

[7] Postanovlenie Verhovnogo Suda RFot 14.10.2022 № 83-AD22-7-K1 //https://cloud.co№sulta№t.ru/ cloud/cgi/o№li№e.cgi?req=doc&cacheid=7B9E2F603625D774D40D02817BF95B65&mode=backrefs&SOR TTYPE=0&BASE№ODE=g1&ts=19797167067817623336&base=ARB&№=735485&r№d=kCeJXQ#d2URcP-TYTBEodf64 [elektronnyj resurs] URL:.

[8] Vopreki vsemu. Pervaya v mire strana pereshla na bitkoin. [elektronnyj resurs] URL: https://leN2ta.ru/ articles/2021/09/13/salvador/?ysclid=lbhzh3vae9692661688.

[9] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 259-FZ (red. ot 14.07.2022) «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 03.08.2020, № 31 (chast' I), st. 5018.

[10] Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 04.10.2022 № 6-FKZ «O prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Luganskoj Narodnoj Respubliki i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novogo sub"ekta - Luganskoj Nar-odnoj Respubliki» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 10.10.2022, № 41, st. 6931

[11] Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 21.03.2014 № 6-FKZ (red. ot 14.07.2022) «O prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub"ektov - Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya» // «Rossijskaya gazeta», № 66, 24.03.2014

[12] Kursy valyut [elektronnyj resurs] URL: https://cbr.ru/

[13] Euro foreig№ excha№ge refere№ce rates [elektronnyj resurs] URL: https://www.ecb.europa.eu/.

ysmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm»mmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.