случаев снижение экспрессии BCRP1 в процессе ХТ ассоциировано с высоким эффектом НАХТ, при этом только в 40% случаев выбор схем лечения FAC и CAX в соответствии с маркерами чувствительности Top2A и TYMS давал положительный эффект. С эффективностью неоадъювантной терапии таксотером не связан начальный уровень экспрессии генов МЛУ в опухоли, но ассоциированы адаптационные изменения экспрессии генов LRP1 и MRP2, в 80-90% случаев направление изменения экспрессии этих генов в опухоли обратно пропорционально эффекту таксотера. Частичная регрессия при использовании таксотера отмечалась в 83% случаев высокой экспрессии TUBB3. В нескольких случаях монотерапия таксотером
увеличивала экспрессию гена-маркера чувствительности к антрациклину - Top2A, а лечение по схемам FAC и CAX увеличивало экспрессию маркера TUBB3, что делает возможным чередование у этих больных лечения антрациклинами и таксанами. При выборе схемы химиотерапии, соответствующей маркерам химиочувствительности, в 72% случаев наблюдается повышение экспрессии MDR1 после НАХТ.
Выводы. Выявлен неоднозначный вклад начальной и адаптивной экспрессии различных генов МЛУ в резистентность к химиотерапии, зависящий от схемы лечения, что свидетельствует о целесообразности оценки экспрессии генов МЛУ, наряду с маркерами химиочувствительности, для адекватного выбора цитостатиков.
механизмы гемостимулирующих эффектов ИММОБИЛИЗИРОВАННОЙ С ПОМОЩЬЮ НАНОТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОГО СИНТЕЗА ГИАЛУРОНИДАЗЫ
А.В. ЧАЙКОВСКИЙ, Г.Н. ЗюЗЬКОВ
НИИ фармакологии СО РАМН, г. Томск
Актуальность. Гиалуроновая кислота представляет собой один из основных компонентов межклеточного матрикса. Важная роль в метаболизме данного гликозаминогликана принадлежит гиалуронидазе - ферменту, под действием которого происходит образование полимеров с разной молекулярной массой и различной биологической активностью в отношении функций клеточных элементов, в том числе прогениторных клеток. В проведённых нами ранее экспериментах была показана принципиальная возможность значительной стимуляции процессов кроветворения с помощью препаратов нативной гиалуронидазы. Однако эффективность данного фермента проявляется лишь в дозах, существенно превышающих терапевтически допустимые. В то же время существуют технологии конъюгации биологически активных веществ белковой природы с низкомолекулярными носителями, позволяющие получать низкотоксичные и безопасные соединения.
Цель исследования - изучить гемостимулирующую активность и механизмы действия препарата гиалуронидазы, иммобилизированной с помощью нанотехнологии электронно-лучевого
синтеза на низкомолекулярном полиэтиленгли-коле (имГД).
Материал и методы. Экспериментальной моделью служила цитостатическая миелосу-прессия, вызванная введением циклофосфана в максимально переносимой дозе. Состояние системы крови оценивалось с помощью автоматического гематологического анализатора, стандартными и культуральными гематологическими методами.
Результаты. В ходе эксперимента было установлено, что введение исследуемого препарата на фоне моделирования цитостатической миелосупрессии сопровождалось более ранним восстановлением клеточности периферической крови за счет значительного повышения количества эритроцитов, палочко- и сегментоядерных нейтрофилов. При этом отмечалось увеличение содержания гемоглобина и гематокрита периферической крови. Указанные изменения явились закономерным отражением реакции костномозгового кроветворения. Введение имГД приводило к возрастанию количества незрелых и зрелых ней-трофильных гранулоцитов и эритрокариоцитов
в костном мозге, а также к усилению колониеобразующей способности гемопоэтической ткани. Имело место увеличение числа эритроидных и грануломоноцитарных клеток-предшественников в костном мозге на фоне повышения их пролиферативной активности и скорости созревания. Причем более выраженные сдвиги регистрировались со стороны эритроидного ростка кроветворения. Исследование секреторной функции клеточных элементов гемопоэзиндуцирующего микроокружения (ГИМ) выявило возрастание продукции эритропоэтической и колониестимулирующей активностей преимущественно прилипающими миелокариоцитами. Кроме того, отмечалось увеличение содержания гемопоэти-нов в сыворотке крови.
Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о выраженных гемопоэзстимулирующих эффектах препарата иммобилизированной с помощью нанотехнологии электронно-лучевого синтеза гиалуронидазы, проявляющихся в большей степени в отношении эритроидного ростка кроветворения. При этом механизмами фармакологического действия препарата являлись повышение функциональной активности кроветворных клеток-предшественников под влиянием образующихся при введении иммобилизированного фермента в организме в целом и in situ в костном мозге низко- и среднемолекулярных форм гиалуроновой кислоты и активация репаративной способности ГИМ.
РАДИОНУКЛИДНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕГИОНАРНЫХ МЕТАСТАЗОВ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ГОРТАНИ И ГОРТАНОГЛОТКИ
Е.А. ЧЕРДЫНЦЕВА
НИИ онкологии СО РАМН, г. Томск
Актуальность. Регионарные метастазы -один из важнейших прогностических факторов при раке гортани и гортаноглотки. Вопрос об объеме вмешательства на лимфатических узлах по-прежнему остается предметом дискуссий.
Цель исследования - изучить диагностические возможности определения сторожевых лимфоузлов как дополнительного метода выявления регионарных метастазов злокачественных опухолей гортани и гортаноглотки.
Материал и методы. В исследование включены 15 больных раком гортани (2 - Т1; 4 - Т2; 8 - Т3; 1 - Т4) и 2 гортаноглотки (1 - Т2; 1 - Т4) (возраст - 41-73 года, средний возраст 58,7 года), подлежащие хирургическому лечению. Всем больным проводилось исследование сторожевых лимфоузлов (СЛУ). Для определения локализации СЛУ в исследовании использовали 99mTc-«Nanocis» - 1 мл, в дозе 80 МБк. При стандартной фиброларингоскопии со стандартным обезболиванием (10% лидокаин - 2 мл) с помощью одноразовых инъекционных игл диаметром 0,6-0,7 мм РФП вводился периту-морально в две-четыре точки по 0,25 мл (в за-
висимости от размеров и локализации опухоли). После введения препарата выполнялась серия планарных сцинтиграмм в прямой проекции (через 20 минут, 2 часа и 18 часов). В эти же временные промежутки проводится однофотонная эмиссионная томография. Во время операции с помощью гамма-детектора определялись лимфатические узлы в операционной ране. Лимфоузлы с наибольшим показателем радиоактивности удалялись с последующим гистологическим исследованием. Лимфодиссекция шеи выполнялась всем больным с метастатически пораженными СЛУ.
Результаты. По данным ОЭКТ было обнаружено от 1 (14 пациентов) до 3 (1 пациент) СЛУ. Общее количество СЛУ - 20. Среднее количество СЛУ у больных - 1,3. Расположение СЛУ: верхняя треть яремной вены (уровень 11А) - 6 лимфоузлов, средняя треть яремной вены (уровень III) - 2; нижняя треть яремной вены (IV) - 1, предгортанный лимфоузел (VI) - 4, паратра-хеальный лимфоузел (VI) - 3, парагортанный лимфоузел (VI ) - 4. Все 20 СЛУ были найдены в процессе хирургического вмешательства с по-