Научная статья на тему 'Механизмы формирования телевизионной картины мира'

Механизмы формирования телевизионной картины мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
448
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бердышева Н. Ю.

В статье характеризуется современная телевизионная картина мира (ТКМ), анализируются механизмы ее формиро­вания на материале телевизионных аналитических программ шести телеканалов: четырех федеральных «Пер­вый канал», «Россия», «НТВ», «Рен-ТВ» и двух региональных «5 канал», «ТВЦ» в октябре 2004 и 2005 г В результате исследования механизмов формирования ТКМ, в основе которых лежит творческая журналистская деятельность, автор приходит к выводу, что профессиональные просчеты, допущенные на различных этапах этого процесса, приводят к идейно-содержательному искажению ТКМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanisms of forming the television image of the world

The article characterizes television image of the world (TIW), analyzes the mechanisms of its formation drawing on the materials of the analytical TV programs on six channels: four central "Pervyi kanal", "Russia", "NTV", "Ren-TV" and two regional "the 5 th channel", "TVC" in October 2004 and 2005. Having researched the mechanisms of TIW formation, the ba i s of which is creative journalistic activity, the author concludes that professional faults at different levels of this process lead to distortion of the idea and content of TIW.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования телевизионной картины мира»

ЖУРНАЛИСТИКА

Н.Ю. Бердышева

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КАРТИНЫ МИРА

В процессе осуществления телевидением социальных функций неизбежно появляются различные препятствия, такие как отсутствие всестороннего освещения тех или иных проблем, жесткая цензура во время участия в программе зрительской аудитории и имитация прямого эфира, противоречие между декларацией общечеловеческих ценностей и отображаемой действительностью, несвоевременное и неполное информирование, которое неразрывно связано с манипулированием общественным мнением и историческим сознанием, в том числе на основе подмены одних ценностей другими, «отвлечение» внимания зрителей от социальных проблем развлекательными элементами программ.

Эти негативные факторы накладывают отпечаток на формирующуюся телевизионную картину мира (ТКМ), которая является естественным проявлением социального функционирования телевидения.

Основные характеристики ТКМ - это целостность, системность, актуальность, оценочность, динамичность. Нарушение этих характеристик приводит к изменениям в ее сущностных свойствах. Таким образом, журналистский продукт, в основе которого заложено фрагментарное, лишенное системных связей и общественной значимости содержание, конструирует ложное информационное пространство, способствует его «виртуализации», созданию «второй реальности», не имеющей ничего общего с реальной действительностью.

Безусловно, в формировании ТКМ принимает участие вся сетка вещания канала, в том числе и художественные фильмы, различные ток-шоу, развлекательные и образовательные программы. Однако главную роль в ориентировании общества и формировании общественного мнения играют социально значимые журналистские программы.

Определив их место в современном телевещании, автор проанализировал сетку вещания четырех федеральных и двух региональных каналов (в октябре 2004 и 2005 г.).

Наибольший объем от общего времени вещания за неделю занимают художественные фильмы и сериалы - 40-45 %.

Далее, на каждом канале выделяются два равно больших блока: информационные и развлекательные программы - в среднем их объем вещания за неделю составляет по 17 %.

На федеральных каналах информационный блок составляет 3 часа, на региональном «5 канале» - 2 часа, но к федеральным новостям прибавляются новости региональные, которые не уступают им в объеме, поэтому информационные блоки на федеральных каналах составляют несколько большую долю от общего эфирного времени - около 20 %.

’ © Н.Ю. Бердышева, 2007

Блок развлекательных программ по большей части состоит из различных телевизионных игр, юмористических программ, программ о светской жизни, моде, кулинарии, советов по ведению домашнего хозяйства, музыкальных программ.

В отдельный блок мы выделили ток-шоу (в среднем 4 %), хотя по тематике и концепции они совпадают с развлекательными программами. Но многие ток-шоу выходят в эфир ежедневно и в какой-то степени определяют стилистику канала.

На этом фоне объем публицистических программ кажется совершенно незначительным - в среднем 1 %. Такое же положение и у авторских программ - 1,5 %.

В отдельную группу выделяются документальные программы (около 3,5 %). В нее вошли документальные фильмы и исторические программы.

Правовое вещание - это группа программ, в которую мы включили криминальные новости, расследования, детективные истории, основанные на документальных фактах. Наибольшая доля такого рода программ - на канале «Россия» (5 %), тогда как средний процент правового вещания на всех каналах составляет 2 %. На региональном «5 канале» подобных программ нет, т. к. они не соответствуют информационной политике канала, выраженной в емком понятии «философия социального оптимизма»1.

Познавательные программы присутствуют на всех каналах, но по числу программ и времени, которое они занимают, лидирует «Первый канал». В их число входят как старые, популярные среди всей зрительской аудитории программы («В мире животных», «Здоровье», «Клуб путешественников»), так и новые, но не менее популярные («Непутевые заметки», «Путешествия натуралиста», «Гении и злодеи» и др.). На других каналах познавательные программы также посвящены путешествиям, растительному и животному миру, необычным природным и социальным явлениям. Наименьшую долю такого рода программы составляют на «5 канале» - 0,5 %, в среднем же их доля составляет около 3 %.

Спортивная тематика не отличается разнообразием на всех каналах. В основном это программы, посвященные футболу («На футболе» - Первый канал, «Футбол в разрезе» - НТВ, «Футбол в зените» - «5 канал»), а также трансляция футбольных матчей и поединков профессиональных боксеров. Средняя доля спортивных программ составляет 2,4 %.

Группа программ для детей и юношества по большей части представлена мультипликационными фильмами. На канале «Россия» из этого блока - только программа «Спокойной ночи, малыши!» и минимальное количество мультфильмов, так что доля детских программ на этом канале составляет всего 0,7 %, при этом мы не обнаружили ни одной программы, адресованной собственно подросткам. Такая же картина и на канале НТВ, на сайте которого представлена отдельная группа программ «Семейного вещания», куда входят такие программы, как «Квартирный вопрос», «Кулинарный поединок», «Страна советов» и т. п., но детских программ нет. Несколько лучше ситуация на «Первом канале», где вот уже несколько лет идет интеллектуальная игра «Умники и умницы», которая дает старшеклассникам шанс поступить в престижный вуз. И наиболее благоприятная ситуация с детским и подростковым вещанием на «5 канале», его доля составляет 9 % от общего эфирного времени. На этом канале существует две интеллектуальные игры («Наперегонки по Питеру» и «Игра ума»), а также молодежный сериал «ОБЖ» собственного производства. Средний процент программ для детей и юношества, с учетом доли всех каналов, составляет 4 %.

В целом соотношение разных типов программ на всех исследуемых нами каналах не имеет принципиальных отличий. Очевидны приоритеты российского телевидения,

выраженные существенным объемом информационных и развлекательных программ. Но если не выделять развлекательные ток-шоу, художественные фильмы и сериалы в отдельные группы, то более 60 % от общего эфирного времени составляет только развлекательное вещание.

На этом фоне доля информационно-аналитических и собственно аналитических программ, кажется, чрезвычайно мала - в среднем 2 %. При этом наиболее благоприятная картина с точки зрения соотношения информационных и аналитических программ (по времени) наблюдается на «5 канале» (11 % и 4 %), т. к. «новостная» информация не перенасыщает эфир, и аналитические программы, в объеме равном почти ее трети, способны удовлетворить запрос аудитории в социальном ориентировании.

Профессиональный подход журналистов к созданию программ способен свести к минимуму последствия подобного воздействия, особенно это касается аналитических программ, благодаря которым возможно формирование объективной, полноценной телевизионной картина мира, адекватной действительности. Аналитика способствует осмыслению объективированных информационными программами образов мира и формированию общественного мнения на основе новых, рефлективных образов. Благодаря аналитическим способам и методам отражения действительности, картина мира способствует социальному ориентированию аудитории.

Наличие у телеканала сверхзадачи в виде формирования такой ТКМ привносит в его вещание концептуальность и повышает эффективность социального функционирования телевидения.

Для осуществления этой задачи журналистика задействует различные механизмы, связанные, прежде всего, с аналитическим вещанием. В ходе исследования обнаружилось, что для формирования ТКМ «итоговые» и авторские передачи имеют как общий набор аналитических методов и механизмов, так и определенные отличия, связанные с ролью и возможностями программы.

И в «итоговых», и в авторских программах процесс формирования ТКМ носит поступательный характер и происходит на различных уровнях: первый уровень - это отбор тем из текущего потока информации, второй - осмысление и интерпретация этих (тем и третий уровень - созидание, творение, разработка нового знания, осуществляемого в ходе специальной журналистской рефлексии.

«Итоговые» программы выполняют функцию первичной ориентировки в темах, проблемах, которые актуальны в современной действительности. При этом задействованы следующие механизмы: проблемно-тематический отбор, верстка (ранжирование тем), комментарий (попытка осмысления).

Отсутствие коммуникативного намерения программы или слабовыраженная коммуникативная установка (пусть даже одной темы внутри выпуска) может стать серьезным препятствием для дальнейшего построения концептуальной системы программы (Например, в программе «Страна и мир» за исследуемый период).

Процессу осмысления фактов на уровне интерпретации образов мира во многом способствует выбор типа информации (степень разработанности темы), а также использование разнообразных жанров телевизионной журналистики и присущих им аналитических методов и выразительных средств.

Анализ показал, что к искажению ТКМ приводят следующие деструктивные моменты: отсутствие четко выраженной оценочности, позиции журналиста и программы в целом, невыстроенность причинно-следственных связей как внутри одной темы, так

и всего выпуска, крайне редкое обращение к прогнозам как результату осмысления и анализа фактов (а ведь благодаря им часто устанавливается связь между выпусками программы).

Наиболее сложный, требующий профессионального мастерства и ответственности, чрезвычайно значимый в формировании ТКМ уровень - журналистская рефлексия. Этот уровень реализуется преимущественно в авторских программах, где задействованы те же первичные механизмы, что и в «итоговых» программах, но акцентируются особенности, связанные с усилением авторского начала. Кроме того, актуализируются другие механизмы формирования ТКМ: укрупнение темы - заострение ее общественной значимости. Тематика авторских программ отличается повышенной проблемностью и конфликтностью.

Аналитические авторские программы в качестве типа информации выбирают почти исключительно процесс. Это объясняется тем, что степень анализа в «авторских» программах не ограничивается пониманием и осмыслением действительности, а продвигается дальше с тем, чтобы на уже имеющихся знаниях создать свои, новые, знания. Так происходит формирование новых образов мира с учетом осмысления уже имеющихся. Это уже является третьим, мало доступным для «итоговых» программ, уровнем создания ТКМ.

Рождение рефлексивной информации происходит благодаря установлению причинно-следственных связей между смысловыми элементами программы и выстраиванию их в концептуальную систему. На этом уровне формирование телевизионной картины мира получает свою логическую завершенность и отражает степень эффективности этого процесса на всех предыдущих этапах.

На этом уровне можно отметить следующие деструктивные моменты: ввод новых концептов не всегда логически оправдан («Однако»), авторская оценка бывает недостаточно аргументирована («Времена»), а концептуальная система программы либо жестко подчиняется субъективной позиции ведущего, либо теряет свою завершенность в результате нераскрытая проблемы («Основной инстинкт», «Времена»). Отражение чьих-либо интересов (политических, коммерческих) и мифотворчество вместо строгой, продуманной системы взглядов являются одной из главных причин неполноценной, разрозненной, калейдоскопичной, виртуальной картины мира («К барьеру!»).

Исследование механизмов формирования ТКМ показывает, что профессиональные просчеты, допущенные на различных этапах этого процесса, приводят к идейно-содержательному искажению ТКМ.

Тематика информационно-аналитических и аналитических программ регламентируется «повесткой дня», которая, на первый взгляд, отражает все основные сферы социальной жизни, однако при анализе обнаруживается, что экономические проблемы нередко подменяются сюжетами о деятельности судебно-правовых органах или криминальных происшествиях («Страна и мир»). Отсутствуют темы, связанные с развитием промышленности практически во всех отраслях, за редким исключением военной промышленности и сельского хозяйства.

Анализ экономической ситуации вытесняется спорами о том, как, например, распорядиться стабилизационным фондом («Основной инстинкт»). Политические и социальные реформы начинают обсуждаться только тогда, когда они уже дали первые результаты («Ночное Время», «Вести недели»), но и на этом этапе их анализ нередко подменяется информационными репортажами и сообщениями с мест о митингах-протестах граждан против внедрения этих реформ («Страна и мир»).

Анализу политических проблем - самых популярных во всех «итоговых» программах - не достает глубины и аргументированности. Зачастую программы ограничиваются формулировкой вопросов «вокруг проблемы», не давая на них ответов («НТВ»), а в авторских программах обсуждение политических тем превращается в площадку для «политологической тусовки»2, где отсутствует анализ политической ситуации, а политические суждения не выходят за рамки голосования гостей в студии «за» или «против» того или иного события.

Темы культуры, науки и образования присутствуют в «повестке дня» по «остаточному» принципу, причем стандартный информационный повод для них - юбилейная дата. Культурная тематика зачастую подменяется массовой коммерческой культурой в виде сюжетов-анонсов о проектах, сделанных на данном канале («Первый канал», «НТВ»).

Таким образом, причины эклектичности, «мозаичности» ТКМ следует искать не только в особенностях современного состояния общества. Во многом они связаны с просчетами в профессиональной деятельности журналистов, которые реализуют механизмы формирования ТКМ на различных уровнях этого процесса.

Повышенное внимание журналистов к процессу формирования ТКМ способно исправить дисбаланс в социальном функционировании телевидения и внести свой позитивный вклад в осмысление действительности.

ТКМ - не только адекватное, всестороннее отражение действительности, это также ее осмысление, анализ и творческое познание, позволяющее широкой аудитории осуществлять осознанное ориентирование в реалиях мира доступными телевизионной журналистике методами и способами.

1 Ьир:/М\\™.5-1у.ги/?са1=Ы8.

2 Салуцкий А. Кризис жанра // Литературная газета. 2004, № 37. 22-28 сентября.

Статья принята к печати 26 февраля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.