Научная статья на тему 'Механизмы формирования технологических платформ для инновационного развития региональной экономики'

Механизмы формирования технологических платформ для инновационного развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / РЕГИОН / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измалкова С.А.

Использование механизмов формирования технологических платформ для инновационного развития региона является важнейшим инструментом научно-технологического развития в сложных областях социально-экономической деятельности. Даны рекомендации по созданию научно-технологического совета, позволяющего обеспечить взаимодействие заинтересованных сторон при внедрении прорывных технологий на уровне регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Измалкова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования технологических платформ для инновационного развития региональной экономики»

по-литмсл и иЯНо&аи/ио-ЯН<1& деятельность

3 (210) - 2011

УДК 005.591.6:332.122(470+571)

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ*

С. А. ИЗМАЛКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента E-mail: izmasvetlana@yandex.ru Орловский государственный технический университет

Использование механизмов формирования технологических платформ для инновационного развития региона является важнейшим инструментом научно-технологического развития в сложных областях социально-экономической деятельности. Даны рекомендации по созданию научно-технологического совета, позволяющего обеспечить взаимодействие заинтересованных сторон при внедрении прорывных технологий на уровне регионов.

Ключевые слова: технологическая платформа, регион, научно-технологический совет, целевая программа.

Эволюционный анализ зарубежного и отечественного опыта внедрения и использования инновационных технологий позволяет сделать вывод о том, что одним из возможных инструментов кардинальной технологической модернизации региональной экономики является разработка так называемых технологических платформ, широко используемых в странах Евросоюза [1,3].

Использование концепции формирования технологических платформ по внедрению и использованию прорывных технологий на уровне регионов позволит обеспечить:

- максимальное и массовое использование потенциальных возможностей прорывных технологий;

- оценивание способности региона к внедрению приоритетных инновационных технологий;

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Орловском государственном техническом университете.

- эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей;

- активное вовлечение в процесс не только региональных представителей, но и федеральных структур, представленных отраслевыми министерствами, ведомствами, отвечающими за реализацию федеральных целевых программ, а также представителей ГК «Ростехнологии», ГК «Роскосмос», венчурного и инвестиционного фондов;

- мобилизацию государственных и частных источников финансирования на принципах частно-государственного партнерства.

В связи с этим в качестве одной из форм внедрения инновационных технологий на уровне региона целесообразно предложить механизм формирования технологических платформ, построенный на взаимодействии участников этого процесса на основе создания научно-технологического совета, позволяющего согласовать интересы и повысить устойчивость связей между государством, наукой, бизнесом и обществом.

В связи со смещением приоритетов развития экономики в регионы создание научно-технологического совета призвано скоординировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, ведущих экспертов по данной проблеме,

палитшсл и деятельность

3 (210) - 2011

Рекомендуемая модель создания и функционирования регионального научно-технологического совета по внедрению прорывных технологий

В результате совокупная компетенция научно-технологического совета должна обеспечить объединение интеллектуальных и финансовых ресурсов конкретного субъекта Российской Федерации и крупнейших отечественных и иностранных инвесторов для активизации на его территории научных исследований, необходимых для удовлетворения потребности в формировании технологических платформ.

Формирование технологических платформ для инновационного развития местной экономики должно также инициироваться крупным бизнесом, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей и другими структурами, представители

представляющих академическую и прикладную науки, малый и средний бизнес, организации и объединения потребителей, различные негосударственные организации для повышения эффективности использования современных технологий в инновационном развитии экономики на региональном уровне. Еще одной важной функцией научно-технологического совета является контроль за реализацией выбранного приоритета научно-технологического развития, атак-же контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на внедрение прорывных технологий и повышение их доли в ВРП, средств федеральных и региональных целевых программ при условии соответствия заложенных в них мероприятий области внедрения приоритетных технологий.

Создание научно-технологического совета позволяет обеспечить выбор стратегических научных направлений, анализ рыночного потенциала технологий, мобилизацию общественных и частных источников финансирования, учет точек зрения всех заинтересованных сторон — государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей.

которых входят в научно-технологическии совет.

Усилению межрегиональных связей при решении актуальной задачи использования прорывных технологий на уровне регионов соответствует одновременное создание межрегиональных групп поддержки из представителей заинтересованных в концентрации усилий субъектов Федерации. Формирование на территории России таких групп позволит повысить эффективность внедрения инновационных технологий и удовлетворить потребность в получении оперативной информации о тенденциях и закономерностях этого процесса (см. рисунок). При этом роль регионального координатора в процессе принятия решений по внедрению конкретных технологий должен выполнять соответствующий департамент исполнительного органа власти субъекта Федерации.

Основными задачами научно-технологического совета являются:

- пропаганда и продвижение формируемых в регионах технологических платформ, их целей и задач в условиях инновационного развития экономики;

%Н&естим/хоЯН<1& по-литмсл и иЯНойли/иоЯНл^ деятельность

3 (210) - 2011

- разработка стратегического плана исследований, который обосновывает, в каких направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках данной технологической платформы;

- разработка плана внедрения прорывных технологий в различных сферах хозяйственной деятельности с учетом местных особенностей выбора приоритетов научно-технического развития.

Если использовать концепцию формирования технологических платформ для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы или будут сформулированы приоритеты развития экономики, то глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС — это технологическая платформа, позволяющая мобилизовать усилия всех заинтересованных сторон — государства в лице уполномоченных органов управления, бизнеса, научного сообщества и населения страны или конкретного региона для достижения конечных целей на отдельных стратегических приоритетных направлениях [2, 5].

Использование современных навигационных технологий в инновационном развитии экономики в настоящее время является фактором успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Сложность внедрения и использования навигационных технологий, многообразие заказчиков, исполнителей и потребителей космических навигационных услуг, а также ресурсные ограничения обусловливают необходимость применения программно-целевого подхода при решении задач

поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС в качестве технологической платформы для инновационного развития региональной экономики. Проблема носит межрегиональный характер и требует комплексного подхода. Так, в таблице представлен паспорт рекомендуемой региональной целевой программы внедрения технологий ГЛОНАСС в Орловской области. Внедрение этой программы позволит объединить все проводимые работы по поддержанию, развитию и внедрению системы в рамках Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» [4], выполнение которой позволит осуществлять координацию использования и развития ГЛОНАСС в социально-экономической сфере региона.

Финансирование мероприятий программы должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Орловской области, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Для софинансирования проектов программы предполагается привлечь в установленном порядке средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по развитию информационных и космических технологий и внедрению результатов космической деятельности, а также средства внебюджетных источников.

Объемы бюджетного финансирования программы будут определяться ежегодно в установленном порядке в процессе формирования бюджета Орловской области и местных бюджетов, при этом отдельно должен определяться объем бюджетных средств, выделяемых на эксплуатацию созданных систем и средств. В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования и финанси-

Паспорт рекомендуемой региональной целевой программы внедрения технологий ГЛОНАСС в Орловской области

Показатель Содержание

Цель Эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития области

Задачи Создание средств и условий, обеспечивающих массовое применение технологий спутниковой навигации по следующим направлениям: - прогнозирование и планирование направления развития и использования навигационной системы; - разработка и реализация плодотворной региональной политики в сфере развития и использования ГЛОНАСС; - интегрирование научно-технических достижений ГЛОНАСС с производством; - создание сетей из государственных и частных организаций по поддержке и повышению общественного статуса ГЛОНАСС; - решение социально-экономических и экологических проблем с помощью навигационной системы; - информирование представителей региональных органов исполнительной и законодательной власти, бизнеса и широкой общественности о возможностях и практических аспектах внедрения инновационных спутниковых технологий на региональном уровне и в отдельных муниципальных образованиях

политика и иЯНо$ащиоЯЯ<1& деятельность

3 (210) - 2011

Окончание таблицы

Показатель Содержание

Основные мероприятия Срокреализации программы — 2010—2015 гг. Использование спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС для организации эффективной и современной системы управления городским хозяйством, повышения качества и безопасности предоставляемых услуг населению: - мероприятия по внедрению средств глобальных навигационных систем в интересах общественного транспорта; - внедрение системы мониторинга и управления транспортом на станциях скорой медицинской помощи; - оснащение школьных автобусов системой ГЛОНАСС; - использование спутниковой системы в межевании земельных участков в области; - внедрение современных технологий ГЛОНАСС — мониторинга транспорта в строительной отрасли; - внедрение спутниковой навигационной системы в ЖКХ; - разработка, подготовка производства, изготовление навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей на предприятиях области; - создание региональной межотраслевой навигационно-информационной системы

Исполнители Департамент имущества, промышленности и информатизации, департамент строительства, транспорта и ЖКХ, департамент здравоохранения и социального развития, управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, промышленные предприятия Орловской области

Объемы и источники финансирования Финансирование программы осуществляется из средств бюджета Орловской области с софинансированием отдельных мероприятий из федерального и местных бюджетов и внебюджетных (привлекаемых) средств на основе частно-государственного партнерства

Целевой показатель Ожидаемыйростдоходов бюджетак2015г. за счетповышения эффективностиуправления государственным имуществом на основе внедрения результатов космической деятельности в системы управления государственным имуществом и земельными ресурсами составит к 2015 г. 5 % согласно индикативному показателю

Показатели результативности Ожидаемые конечные результаты: - решение на качественно новом уровне задач навигационно-временного обеспечения объектов социально-экономического назначения; - повышение качества транспортного обслуживания, снижение уровня загруженности дорог; - повышение оптимизации работы автотранспорта, включая снижение расходов на ГСМ (около 30 %), полный контроль уровня топлива, несанкционированного использования транспорта и спецтехники; - обеспечение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, снижение уровня аварийности и смертности на дорогах

рования за счет средств других источников, а также по результатам анализа выполнения программы может осуществляться корректировка проектов и их ожидаемых результатов.

Реализация программы будет иметь большое социально-экономическое значение для Орловс-

Список литературы

кой области, так как она формирует стратегические основы для создания условий динамичного развития различных хозяйственных сфер, а в конечном итоге — рост уровня качества жизни, что является одной из приоритетных задач органов исполнительной власти.

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2. О навигационной деятельности: Федеральный закон от 14.02.2009 № 22-ФЗ.

3. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 № 308-ФЭ).

4. О Федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система»: постановление Российской Федерации от20.08.2001 № 587.

5. О Федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007—2011 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2007 № 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.