Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Асваров Нариман Асварович, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна

В статье на основе психолого-педагогической, социальной, философской и другой литературы рассматриваются механизмы формирования российской идентичности студенческой молодежи. Приводятся и характеризуются различные позиции исследования российской идентичности, среди которых: историческая, политическая, социологическая, культурологическая, региональная, психологическая и педагогическая. Формулируется процесс формирования российской идентичности, представляющий из себя процесс последовательных, взаимосвязанных действий, направленных на становление тождественности индивида государству, воспитание гражданских и патриотических качеств студентов, позволяющих использовать гражданские права и выполнять гражданские обязанности. Обосновываются механизмы формирования российской идентичности студенческой молодежи, среди которых: политический, виртуальный, организационно-управленческий, психолого-педагогический и социокультурный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Асваров Нариман Асварович, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY OF STUDENTS

Based on psychological, pedagogical, social, philosophical and other literature, the article examines the mechanisms of formation of the Russian identity of students. Various positions of the study of Russian identity are presented and characterized, among which: historical, political, sociological, cultural, regional, psychological and pedagogical. The process of formation of the Russian identity is formulated, which is a process of consistent, interrelated actions aimed at the formation of the identity of the individual to the state, the education of civic and patriotic qualities of students, allowing them to use civil rights and perform civic duties. The mechanisms of formation of the Russian identity of students are substantiated, including: political, virtual, organizational and managerial, psychological, pedagogical and socio-cultural.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

психологического сопровождения в Российской Федерации игроки смогут достигать лучших результатов, так как вероятность наличия психологических проблем и стрессов сократиться.

Работа выполнена в рамках повышения квалификации тренеров и специалистов по футболу на 2022 год «Реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации для 400 тренеров и специалистов по футболу на территории не менее чем 3 субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, включая не менее 50 тренеров из Волгоградской области, не менее 100 тренеров из Краснодарского края», для Министерства спорта РФ.

Список литературы

1. Педагогика и психология в спорте / С. Ю. Нарциссова, Д. В. Выприков, Р. И. Заппаров, К. Н. Рожаева. - Москва: Международный независимый эколого-политологический университет, 2022. - 156 с.

2. Алексеев А.В. Преодолей себя. - М.: ФиС, 2005. - 278 с.

3. Кищенко, Е. С. Психологическое состояние футболиста перед играми / Е. С. Кищенко // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 30 ноября 2021 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. - Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований», 2021. - С. 115-118.

4. Смирнова, В. В. Соотношение компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности / В. В. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10(56). -С. 89-93.

5. Жумадилханов, А. А. Психолого - педагогические основы воспитания юных спортсменов (на примере футбола) / А. А. Жумадилханов // Вестник ЗКГУ. - 2022. - № 1(85). - С. 38-42. - DOI 10.37238/1680-0761.2022.85(1).61.

6. Организационные и психолого-педагогические аспекты спортивной деятельности: Учебное пособие / А. Г. Ростеванов, Н. Е. Копылова, С. И. Бочкарева [и др.]; под редакцией С.Ю. Нарциссовой. -Москва: Академия МНЭПУ, 2020. - 291 с.

7. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г. Б. Горская. - Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2008. - 220 с. - Режим доступа https://studfile.net/preview/9807969/page:11/ (дата обращения 15.09.22).

8. Ильин Е.П. Психология страха. - СПб: Питер, 2017. - 352 с.

9. Платонова З. Н., Саввинова С.Ю. Исследование взаимосвязи между применением средств и методов психорегуляции и стрессоустойчивостью спортсменов// Спортивный психолог. - 2020.- №2 (57). -С.18-21.

10. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с. (Университетское психологическое образование).

© С.И. Бочкарева 2022

УДК 37.035.6

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Хайбулаев Магомед Хайбулаевич Khaibulaev Magomed Khaibulaevich

Профессор Professor

Дагестанский государственный педагогический университет Dagestan State Pedagogical University Махачкала, Россия Makhachkala, Russia Асваров Нариман Асварович Asvarov Nariman Asvarovich и.о. ректора acting rector

Дагестанский государственный педагогический университет Dagestan State Pedagogical University Махачкала, Россия Makhachkala, Russia Салманова Джамила Абдулкафаровна Salmanova Jamila Abdulkafarovna

доцент

docent

Дагестанский государственный педагогический университет Dagestan State Pedagogical University Махачкала, Россия Makhachkala, Russia Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна Suleymanova Raisa Valiabdullayevna заведующая кафедрой педагогики Head of the Department of Pedagogy Дагестанский государственный педагогический университет Dagestan State Pedagogical University Махачкала, Россия Makhachkala, Russia

MECHANISMS OF FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY OF STUDENTS

Работа выполнена по Государственному заданию № 073-00081-22-01 Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Механизмы формирования российской идентичности студенческой молодежи»

Аннотация. В статье на основе психолого-педагогической, социальной, философской и другой литературы рассматриваются механизмы формирования российской идентичности студенческой молодежи. Приводятся и характеризуются различные позиции исследования российской идентичности, среди которых: историческая, политическая, социологическая, культурологическая, региональная, психологическая и педагогическая. Формулируется процесс формирования российской идентичности, представляющий из себя процесс последовательных, взаимосвязанных действий, направленных на становление тождественности индивида государству, воспитание гражданских и патриотических качеств студентов, позволяющих использовать гражданские права и выполнять гражданские обязанности. Обосновываются механизмы формирования российской идентичности студенческой молодежи, среди которых: политический, виртуальный, организационно-управленческий, психолого-педагогический и социокультурный.

Abstract. Based on psychological, pedagogical, social, philosophical and other literature, the article examines the mechanisms of formation of the Russian identity of students. Various positions of the study of Russian identity are presented and characterized, among which: historical, political, sociological, cultural, regional, psychological and pedagogical. The process of formation of the Russian identity is formulated, which is a process of consistent, interrelated actions aimed at the formation of the identity of the individual to the state, the education of civic and patriotic qualities of students, allowing them to use civil rights and perform civic duties. The mechanisms of formation of the Russian identity of students are substantiated, including: political, virtual, organizational and managerial, psychological, pedagogical and socio-cultural.

Ключевые слова: идентичность; гражданская идентичность; российская идентичность; принципы идентичности; формирование идентичности; механизмы формирования российской идентичности.

Keywords: identity; civic identity; Russian identity; principles of identity; formation of identity; mechanisms of formation of Russian identity.

Актуальность формирования российской идентичности на современном этапе отечественные ученые с разных позиций объясняют следующими обстоятельствами:

•различие культурных ценностей, глобальный пересмотр и переоценка прошлого опыта развития российского государства;

•утрата молодыми поколениями чувства гордости за прошлое и ответственности за будущее России; •необходимость укрепления государственного единства и целостности России при сохранении этнокультурного многообразия;

•восстановление исторической связи и культурной памяти всех этапов развития российской государственности;

•потоки информации, нивелирующие смыслы и различия, превращающие молодые поколения в пассивных потребителей образов социальных сетей;

•необходимость связывать образовательные и воспитательные системы государства с формированием российской идентичности учащейся молодежи.

Идентичность с латинского переводится, как «одинаковость», «тождественность». Характерными понятиями, объясняющими сущность идентичности, являются «самопонимание», «уподобление себе подобным», «отождествление себя с кем-либо», «самоопределение в какой-либо группе» и т.д. Исходя из этого, согласуя свою позицию с А.А. Логиновой [1] можно согласиться с пониманием идентичности как восприятием индивидом себя членом какой-либо группы или общности, его пониманием своей

интегрированности в общество. С точки зрения социологической науки, сама идентичность, ее характер, масштабность, интенсивность способствует идентификации молодого поколения, становится ресурсом социального развития российского государства. С другой стороны, сформированность российской идентичности подрастающего поколения можно рассматривать как барометр успешности государственной политики, как в социальной, так и в образовательной сферах.

Российская идентичность, с точки зрения ученых, предполагает отождествление гражданина с российским социумом, его историко-политическим и культурно-социальным сообществом. С их позиций, российская идентичность считается наиболее универсальным способом объединения российских этносов [2, С.79-83].

Российская идентичность исследуется с разных позиций.

Исторической. Этот подход концентрирует свое внимание на динамике становления российской идентичности в разные исторические эпохи и ее влияния на современное состояние идентичности (С.С. Аверинцев, Ю.В. Ильин, Ю.С. Савельев и др.) [3, 4, 5].

Политической. В трудах ученых этого направления в идентичности выделяются политико-правовые аспекты, гражданская активность, общность специальных групп, участие в политических акциях [6, С. 55-73].

Социологической. В исследованиях этого направления идентичность связывается с механизмами социализации личности, идеологическими аспектами ее формирования [7].

Культурологической. Адепты этого направления акцентируют внимание на исследовании ценностных аспектов культуры, ее структуры, способов взаимодействия разных культур и обеспечения преемственного развития культуры и ее влияния на становление российской идентичности [8].

Региональной. В рамках этого направления идентичность рассматривается как актуальная форма самоопределения россиян и изучающая социокультурные факторы становления региональной идентичности (Г.А. Аванесова, Г.М. Казакова, В.В. Черноус и др.) [9, 10, 11].

Психологической. Идентичность апологеты этого подхода понимают как элемент самосознания, проявляющая в ощущениях, в процессах идентификации, интериоризации. С позиций психологического подхода личностная идентичность есть баланс между персональной и социальной идентичностью, представляющий собой результат понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделение им для себя «значимых других» [12, С. 330-331].

Педагогической. В исследованиях ученых - педагогов формирование российской идентичности рассматривается через призму воспитания гражданственности, патриотизма, социальной ответственности подрастающего поколения [13].

В российской идентичности важно знать и учитывать сущностные характеристики ее формирования. К ним можно отнести:

-содержание идентичности состоит из образов и суждений, отражающих отношения «Я - другой», «Я - культура», «Я - социум», в которых уточняются характеристики «Я»;

-идентичность конструируется и видоизменяется, она - производная самосознания;

-основу формирования идентичности составляющую процессы идентификации, самоопределения в границах «Свой - чужой»;

-формирование идентичности не является одномоментным актом или кратковременным этапом, это продолжительный процесс, имеющий направленность в зависимости от меры активности индивида и его представлений об он отождествлении себя с кем либо;

-нормальное состояние государственной идентичности это единство трех составляющих: 1) чувства принадлежности к своему этносу, почтение и следование национальным традициям и истории своей нации; 2) чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, наличие патриотических качеств; 3) чувства принадлежности к мировому сообществу и готовность участвовать в решении судьбы мира;

-структура российской идентичности включает в себя следующие составляющие: когнитивная, состоящая из исторических знаний (трагедии и триумфы России, символы государства и культуры, верования, обряды, мифы, ритуалы, социальные связи, нормы и правила деятельности, правовые основы российского государства и многое другое); эмоционально-оценочная, включающая в себя формирование отношения обучаемых к России и ее истории, общественным и политическим событиям, отождествление с гражданским обществом, оценка государственных и политических лидеров, одобрением или неодобрением их действий в прошлом и настоящем; поведенческая, связанная с привлечением обучаемых к общественно-политической жизни страны, участию в социальных проектах, выполнению гражданских обязанностей;

-формирование идентичности предполагает влияние внешних факторов, наличие внешнего управления, в том числе специального организованного - педагогического [14, С.45-47].

Последнее обстоятельство указывает на необходимость участия образовательных и воспитательных систем в формировании российской идентичности и необходимости управления этим процессом как с внешней стороны (государственные и образовательные органы, политические и общественные организации), так и внутренней стороны (образовательные организации).

Образовательные организации в рамках учебного и воспитательного процессов могут решать следующие задачи формирования российской идентичности:

•развитие представлений к кому обучаемые приравнивают себя, в чем их культурная общность, а также к какому социальному кругу они противостоят, почему, какие культурные различия обусловливают эти противоречия?

•обучение родным языкам, изучение и сохранение национальных традиций, семейных обычаев и обрядов, параллельно воспитывая взаимопонимание, толерантность к представителям других культур народов России;

•объяснение вектора внешней и внутренней политики России, исторического и культурного наследия и его значения для перспектив развития страны и обеспечения достойного места в мире;

•изучение золотого фонда российской культуры;

•создание культурной самоопределенности, вызывающей потребность понять собственную идентичность как причастность к родовой культурной основе;

•усвоение обучаемыми норм и ценностей культур народов России;

•привлечение обучаемых к деятельностному участию в политических и общественных процессах, волонтерской деятельности, краеведению, музейной практике.

Проблемы формирования российской идентичности учащейся молодежи, в том числе, студенчества, изучили С.Н. Голикова [15], О.Д. Пахолко [16], М.А. Юшин [17], А.А. Андрюшков [18] и др. В их работах период студенчества рассматривается как важный этап привлечения его представителей к разным формам идентичности, в том числе, религиозной, культурной, этнической, профессиональной и, опираясь на них, российской идентичности. Важным составляющим этого процесса они считают осознание студенческой молодежью себя как носителя российской культуры, причастного к прошлому, настоящей и будущей истории России. Указанные авторы критериями сформированности идентичности у студенческой молодежи предлагают считать наличие знаний о прошлом России, социополитической ситуации в настоящем, золотом фонде российской культуры, отношение к российским и этническим ценностям и традициям и др.

Эти и другие проблемы формирования российской идентичности могут быть решены при использовании специальных механизмов. С нашей точки зрения, механизм формирования российской идентичности представляет из себя процесс последовательных, взаимосвязанных действий, направленных на становление тождественности индивида государству, воспитание гражданских и патриотических качеств студентов, позволяющих использовать гражданские права и выполнять гражданские обязанности.

Опираясь на нашу практику, в качестве таковых предлагаем механизмы, условно разделенные на следующие группы: политический, организационно-управленческий, виртуальный, социокультурный, психолого-педагогический.

Политический механизм может быть реализован привлечением студенческой молодежи к участию в федеральных и региональных проектах, направленных на сохранение исторической и культурной памяти, форумных мероприятиях, исторических квестах. Необходимо отметить, что на государственном уровне в последние 20 лет осуществлен переход к проектному управлению формированием российской идентичности патриотическим воспитанием студенчества и привлечением его к социальному волонтерству. Созданный в Федеральном агентстве по делам молодежи «Роспатриотцентр» занимается сопровождением по всей стране всех видов деятельности по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи, ее привлечению к гражданской активности и личной ответственности. Роспатриотцентр поддерживает патриотические проекты, помогает организовать массовые работы и исторические реконструкции, способствует участию молодежи в масштабных движениях «Волонтеры Победы», «Бессмертный полк», «Живая история» и других. Образовательные организации в свою очередь должны способствовать включению студентов в реализацию федеральных и региональных проектов, информировать их о патриотических сценариях, положениях о конкурсах, показывать документальные фильмы об исторических событиях в России, проводить собственные этапы отбора проектов и продвижение перспективных для реализации.

Образовательные организации с помощью студентов могли бы изучить вклад региона в Победу в Великой Отечественной войне, социальное и экономическое развитие страны. Средствами реализации политического механизма являются государственные праздники, музейная педагогика, походы по местам боевой славы, военно-патриотические и социально-педагогические игры типа «Государство», «Я, мы, государство», «Выборы», краеведение, гражданские акции, социальные проекты, волонтерство.

Организационно-управленческий, ориентированный на формирование организационных умений и навыков сотрудничества, обеспечение взаимодействия с семьей, образовательными и общественными организациями. Организационно-управленческий механизм способстует укреплению доверия к органам власти, политическим и общественным объединениям, другим людям. К организационно -управленческим механизмам можно отнести подготовку и проведение следующих мероприятий: разработку и внедрение просветительских программ и проектов гражданско-патриотической тематики; подготовку и проведение форумов, фестивалей, мастер-классов, конференций, посвященных

достижениям России, героям России, значимым событиям в истории и культуре страны; вовлечение студенчества в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия страны и региона; популяризация людей, достигших успехов в профессиональной деятельности; создание сети молодежных, физкультурно-спортивных, военно-патриотических и интернет клубов, и вовлечение в их деятельность студентов; создание информационных ресурсов типа «Наши достижения», «Эстафета поколений» и др.

Виртуальный механизм. Социальные медиа, как новое пространство общения, дает множество возможностей для конструирования идентичности, самопрезентации и обретения социального капитала, как делового, так и личного. К социальным медиа относятся блоги, хостинги, wiki, сетевые игры, мессенджеры, электронная почта, доска объявлений, службы знакомств, социальные сети. К особенностям социальных медиа относятся анонимность, интерактивность, общение, выстраивающиеся по принципу гипертекста, игры с идентичностью, реализация социального капитала, полученного с нуля.

В исследовательской практике Н.А. Асварова, А.А. Лисенковой, Т.Ф. Ляпкиной, Д.А. Салмановой, М.Х. Хайбулаева и др. [19, 20, 21] апробированы модели конструирования идентичности посредством социальных медиа. К примеру, способы репрезентации культурной идентичности, в информационном коконе (определенная замкнутая сфера), в которой возможны репрезентации. Этот виртуальный кокон рождается в процессе производства гипертекста, который стимулирует и одновременно ограничивает идентификационный процесс, свойствененный сетевому взаимодействию и позволяющий выстраивать и закреплять образ желаемого Я, актора социальных медиа. Вторая возможность репрезентации в сети -это исследование целевых аудиторий. Интерактивное взаимодействие с аудиторией создает лавинообразную коммуникацию и приводит к производству нового контента, что, собственно, и является одной из форм самопрезентации. Конечно, виртуальный образ Я не имеет внутренней целостности. Он есть отражение игры в идентичность. В результате соотнесения реального, виртуального и цифрового «Я», через публичное самоподтверждение, самокатегоризацию на различных сервисах и платформах в гипертекстуальных и гипервизуальных форматах индивид усваивает социальные роли и образцы поведения, культурные нормы и ценности, включается в сообщества и коммуникативные практики.

Другой способ, позволяющий осуществить самоидентификацию в сети, связывают с анализом «Другого» или «Чужого». Другой может быть представлен как этнический, субкультурный монстр. В медиапространстве существуют их репрезентации, и каждая из них может выступить опорой для самоопределения, соотнесения Я и Другого. В этом случае формирование идентичности происходит не только в пассивном восприятии образа Другого, но и в активном взаимодействии с ним. Следует отметить, что Другой задает параметры и границы нормативности, в которых конструируется монстр. Другой может рассматриваться в качестве эталона (играет роль эксперта), в иных ситуациях Другой реальный, в отношениях с которым выстраивается и корректируется идентичность, а в третьей позиции Другой позволяет выйти за пределы нормы, реализовать запредельные практики идентичности.

Сетевые сообщества позволяют строить фильтры общения, осваивать пространство, отмеживаясь от ненужного сообщества информационных потоков, осуществлять поиск людей, близких по интересам. Этому способствуют диалогичность и полифоничность сетевых сообществ. Сетевые формы могут создавать иерархические взаимодействия, вводя критерии членов сообщества и выбирая модератора и новый тип социальных связей. Эти сообщества порождают групповую идентичность. Для них характерна групповая сплоченность и причастность к сетевой группе.

Социокультурный механизм позволяет формировать мировоззренческие и ценностно-смысловые установки личности, межкультурную компетентность, изучать социокультурные реальности в настоящем, способствует развитию культурной идентичности, сохранению культурных традиций и их трансляции. Основу социокультурного механизма составляют методы, формы и средства включающие социальный контроль, интериоризацию, социальное сравнение, персонализацию, социальные пробы, социальное проектирование, приемы самооценки, тренинги межкультурного взаимодействия и социокультурной адаптации, осмысление устного народного творчества (легенды, былины, мифы, предания, сказки и др.) и их интерпретация, контент-анализ, ранжирование ценностей и их примеривание, отождествление и самоидентификация. К ним можно добавить средства этнокультурного просвещения: выполнение национальных обрядов, обычаев, ритуалов; участие в традиционных народных и религиозных праздниках; изучение национального костюма и национальной кухни; освоение родного языка, народных танцев и фольклорного творчества.

Психолого-педагогический механизм решает задачи воспитания гражданственности и патриотизма, нравственных чувств с формированием самосознания студентов и рефлексии отождествления себя с социальными общностями, сопричастия к своей этнической культуре, осознания себя частью чего-то большого [22].

Кроме известных общепедагогических методов формирования сознания (убеждение, внушение, пример и др.), организации деятельности (требование, поручение, общественное мнение, воспитательные ситуации и др.), стимулирования (поощрение, наказание, создание ситуации успеха и др.) успешная реализация психолого-педагогического механизма формирования российской идентичности связана с использованием методов «позитивной позиции», «диалога», «привязанности» (к маме, семье, социальным группам и т.д.), когнитивного и поведенческого тренингов, дебатов и диспутов,

коллективных творческих дел и проектов. Содействовать формированию российской идентичности у студентов помогут психологические приемы: импринтинг (запечатление), подражание, экзистенциональный нажим, идентификация, рефлексия, внушение, социальная фасилитация, конформность, тренинги самопознания и атрибуции и др.

Таким образом, успешное формирование российской идентичности студенческой молодежи, воспитание у гражданственности и патриотизма, отождествление себя с социальными общностями России возможно при комплексном использовании методов, форм и средств политического, социокультурного, виртуального, психолого-педагогического механизмов. Каждый из указанных механизмов в силу своих особенностей решает отдельные проблемы формирования, поддержания и развития российской идентичности студентов с учетом понимания общности ценностей, традиций, культурных и исторических символов, сложившихся обстоятельств студенческой жизни, религии и этнической принадлежности.

Библиографический список:

1. Лаво Р.С. Проблемы этнокультурной идентичности в современном обществе // Культурная жизнь Юга России.- 2019. - №4 (75). - С.94-98. иКЬ: Шр5://суЬег1етпка.ги/аг11с1е/п/ргоЬ1ету-йпокиИигпоу^епйсЬпозй-у-зоугетеппот-оЬзЛез^е (дата обращения: 22.07.2022).

2. Магомедов Д.З. Современные технологии формирования общероссийской идентичности / Известия Даггоспедуниверситета. Психолого-педагогические науки. - 2018. Т. 12.- № 1. -С.79-83.

3. Балкашина Ю.В. Герменевтика С.С. Аверинцева: истоки, принципы, своеобразие // Вестник Свято-Филаретовского института. М.:СФИ РГПУ, 2019. - №32.- С.110-127.

4. Соловьев В.М. Модель русской национально-культурной идентичности И.А. Ильина /Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. -2020.-№2 (831). -С.218-229.

5. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования - 2020. - № 8.- С.37-50 [Электронный ресурс]. URL: Шр://га8ое8.8иЛ5оа8/8013216250009460-9-1 (дата обращения: 30.05.2022). DOI: 10.31857/8013216250009460-9/

6. Звягельская И.Д., Богачева А.С., Давыдов А.А., Ибрагимов И.Э., Самарская Л.М., Свистунова И.А., Сурков Н.Ю. Политическая идентичность и её влияние на внешнюю политику государств Ближнего Востока // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность - УоБйк (Опеш). -2020. -№ 2. - С.55-73.

7. Полежаев Д.В. Социология идентичности Эриха Х. Эриксона: гносеологические возможности и содержательные границы / - Текст: непосредственный // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания.- 2021.- № 3 (47). -С.7-14.

8. Липчанская И.В. Самоидентификация человека в культуре: личностный и профессиональный аспекты // Гуманитарий Юга России. - 2019.- №2.- С.78-92. ИИЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/samoidentifikatsiya-che1oveka-v-ku1ture-1ichnostnyy-i-professiona1nyy-aspekty (дата обращения: 22.07.2022).

9. Аванесова Е.Г. Формирование гражданской идентичности: о специфике этнической политики РФ // Гуманитарный научный вестник. -2021. - № 5. - С. 93-98.

10. Казакова Г.М. Региональная идентичность: известные сюжеты и новые дискурсы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.- 2020.- № 40.- С73-79.

11. Черноус В.В. Национальная политика: российское и северокавказское измерение // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2011. - №1.-С.23-31. иКЬ: https://cyber1eninka.rU/artic1e/n/natsiona1naya-po1itika-rossiyskoe-i-severokavkazskoe-izmerenie (дата обращения: 30.05.2022).

12. Байгускарова Д. М. Понятие гендерной идентичности как психологического феномена / Д. М. Байгускарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 330-331. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55816/ (дата обращения: 23.07.2022).

13. Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А., Аханов И.В. Педагогические особенности формирования гражданской идентичности у воспитанников кадетских корпусов // Кап! -2020.- №4 (37). -С.451-456. иКЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n7pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-grazhdanskoy-identichnosti-u-vospitannikov-kadetskih-korpusov (дата обращения: 23.07.2022).

14. Аликберов А.К. Проблема формирования российской идентичности в культурно-сложных обществах северного Кавказа (системно-коммуникационный дискурс) // Вестник российской нации. -2019.-№1 (65).- С.45-47.

15. Браун О.А., Аркузин М. Г., Билан М.А., Аршинова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение развития гражданской идентичности студентов вузов как основы просоциальной активности // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - №1 (41). -С.48-56. иЯЬ:

https://cyberleninka.ruartide/npsihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razviüya-grazhdanskoy-identichnosti-studentov-vuzov-kak-osnovy-prosotsialnoy-aktivnosti (дата обращения: 23.07.2022).

16. Пахолко О.Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников / Проблемы и перспективы развития образования: материалы V международной науч.конф.- Пермь: Меркурий, 2014.-С.214-217.

17. Картавых М.А., Камерилова И.А., Воронина И.А. Формирование гражданской идентичности как актуальная проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования.- 2019.-№ 62-3.- С.11-14.

18. Андрюшенков A.A. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. - 2011. - №3. - С.287-299. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rossiyskoy-identichnosti-kak-zadacha-obrazovaniya-mirovozzrenie-sozdayuschee-buduschee (дата обращения: 30.07.2022).

19. Асваров Н.А., Хайбулаев М.Х., Салманова Д.А. Культурная память как средство формирования российской идентичности // Образование и право. - 2022. - №5.-С.330-338 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-pamyat-kak-sredstvo-formirovaniya-rossiyskoy-identichnosti (дата обращения: 30.07.2022).

20. Лисенкова А.А. Формирование и репрезентация социокультурной идентичности российской городской молодежи в пространстве социальных медиа: дисс. доктора культурологии: 24.00.01 - Санкт -Петербург, 2021, 476с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ляпкина Т.Ф. Конструирование и репрезентация идентичности в масс-медиа // Вестник РХГА. -2015.-№2.-С.286-293. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-i-reprezentatsiya-identichnosti-v-mass-media (дата обращения: 30.07.2022).

22. Девятова И.Е. Роль субъектности в профессиональной идентичности педагога // КПЖ. - 2019.-№3 (134).- С.154-159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-subektnosti-v-professionalnoy-identichnosti-pedagoga (дата обращения: 23.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.