Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ВХОДЯЩИХ В ЕЕ СОСТАВ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ'

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ВХОДЯЩИХ В ЕЕ СОСТАВ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межрегиональное сотрудничество / стратегические инициативы / экономическое взаимодействие / инновационные подходы / regions cooperation / strategic initiatives / economical interaction / innovative ways

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Елена Николаевна Захарова, Оксана Евгеньевна Ермакова

В статье исследуются направления межрегионального сотрудничества, основанные на развитии инновационных технологий и социально-экономических программ на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Представлены пути и методы решения проблем, оказывающих влияние на закрепление равноправных партнёрских отношений между тремя регионами. Предложены примеры эффективного взаимодействия, в частности, развитие инфраструктуры, стимулирование инновационных процессов путём создания креативного капитала, сконцентрированного в научно-исследовательских кластерах, технопарках, бизнес-инкубаторах и исследовательских центрах, а также развитие сотрудничества между бизнесом, учебными и научно-исследовательскими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Елена Николаевна Захарова, Оксана Евгеньевна Ермакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNER RELATIONS FORMATION WAYS IN TOUMEN REGION AND ITS AUTONOMOUS REGIONS

Cooperation based on the development of innovative technologies and social and economic programs of Toumen region, Khanty-Mansy and Yamal-Nenetsk autonomous regions are studied. Methods of problems solving, and strengthening of partner relations of three regions are presented. Examples of effective cooperation such as infrastructure development, stimulation of innovation processes as creative capital, accumulated in scientific clusters, techno-parks, businessincubators and research centers as well as development of cooperation of business, universities and scientific and research companies.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ВХОДЯЩИХ В ЕЕ СОСТАВ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 338.1(571.12) ББК 65.046.2(2Рос-4Тюм) 3 38

DOI: 10.53598/2410-3683-2023-3-325-21-26

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ВХОДЯЩИХ В ЕЕ СОСТАВ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

(Рецензирована)

Елена Николаевна ЗАХАРОВА

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия zahar-e@yndex. ru

Оксана Евгеньевна ЕРМАКОВА

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия oyster. ksu@mail. ru

Аннотация. В статье исследуются направления межрегионального сотрудничества, основанные на развитии инновационных технологий и социально-экономических программ на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Представлены пути и методы решения проблем, оказывающих влияние на закрепление равноправных партнёрских отношений между тремя регионами. Предложены примеры эффективного взаимодействия, в частности, развитие инфраструктуры, стимулирование инновационных процессов путём создания креативного капитала, сконцентрированного в научно-исследовательских кластерах, технопарках, бизнес-инкубаторах и исследовательских центрах, а также развитие сотрудничества между бизнесом, учебными и научно-исследовательскими организациями.

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, стратегические инициативы, экономическое взаимодействие, инновационные подходы.

Для цитирования: Захарова Е.Н., Ермакова О.Е. Механизмы формирования партнерских отношений Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2023. Вып. 3 (325). С. 21-26. DOI: 10.53598/2410-3683-2023-3-325-21-26

ORIGINAL RESEARCH PAPER

PARTNER RELATIONS FORMATION WAYS IN TOUMEN REGION AND ITS AUTONOMOUS REGIONS

Elena N. ZAKHAROVA

Adyghe State University, Maykop, Russia zahar-e@yndex. ru

Oksana E. ERMAKOVA

Adyghe State University, Maykop, Russia oyster. ksu@mail. ru

Abstract. Cooperation based on the development of innovative technologies and social and economic programs of Toumen region, Khanty-Mansy and Yamal-Nenetsk autonomous regions are studied. Methods of problems solving, and strengthening of partner relations of three regions are presented. Examples of effective cooperation such as infrastructure development, stimulation of innovation processes as creative capital, accumulated in scientific clusters, techno-parks, business-incubators and research centers as well as development of cooperation of business, universities and scientific and research companies.

Keywords: régions coopération, stratégie initiatives, economical interaction, innovative ways.

For citation: Zakharova E.N., Ermakova O.E. Partner relations formation ways in Toumen région and its autonomous régions // Bulletin of the Adyghe State University, sériés "Economies". 2023. No. 3 (325). P. 21-26 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3683-2023-3-325-21-26

Тюменская область и входящие в ее состав Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа являются регионами, которые объединяет много общих черт, в том числе, достаточно суровый климат, обширные природные ресурсы и наличие коренных народов. Как следствие, проблемы, сопутствующие развитию этих регионов, тоже достаточно схожи. Подобные обстоятельства являются одной из достаточно мощных побудительных причин, подвигающих их к плотному межрегиональному взаимодействию и продуктивному сотрудничеству.

Отметим, что впервые договор о взаимодействии между органами власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов был подписан в 2004 году, и впоследствии он неоднократно продлевался [1]. Основным принципом, на котором он базируется, является закрепление равноправных партнерских отношений трех рассматриваемых регионов [2].

Одной из сфер, от эффективного развития которой, зависит степень благополучия указанных регионов и их жителей, является добыча природных ресурсов, таких как нефть и газ. Именно в этой сфере был создан крупнейший проект, объединяющий ресурсы трех регионов — Нефтегазовый кластер Тюменской области, созданный в 2019 году при поддержке региональных администраций [3]. В настоящее время он объединяет в своих рамках 115 профильных организаций.

Кластер направлен на содействие развитию инновационных технологий для нефтегазовой отрасли. Деятельность участников кластера включает и развитие достаточно новых сфер взаимодействия, к числу которых можно отнести нефтесер-висные услуги и продвижение интересов своих членов на рынке нефтегазового оборудования и услуг. Кроме того, кластер оказывает поддержку малому и среднему бизнесу в нефтегазовом секторе.

Одним из важнейших проектов, запущенных кластером, является «Платформа инноваций», которая предоставляет возможность разработчикам новых технологий в нефтегазовой отрасли реализовать свои проекты. Платформа фокусирует спектр своих интересов на бурении и скважинных операциях, геологии и разработке, гидравлическом разрыве пласта, наземных сооружениях, оборудовании, промышленной химии, сейсморазведке, строительстве, оцифровке и программном обеспечении. Важнейшее место также уделяется реализации проектов по осуществлению экологического мониторинга окружающей среды.

Во многом это обусловлено тем, что при первостепенной значимости деятельности в сфере нефте- и газодобычи для рассматриваемых регионов, она обусловливает наличие существенных негативных экологических последствий, а также иногда является причиной столкновения интересов местного коренного населения и компаний, осуществляющих нефтегазодобычу.

В данном контексте одним из перспективных направлений межрегионального сотрудничества этих регионов является разработка экологически безопасных технологий добычи полезных ископаемых, во многом задающих тренд инновационного развития этих регионов. При этом, помимо минимизации воздействия процессов добычи природных ресурсов на окружающую среду, направления данного развития, в частности, связаны с разработкой новых технологий, позволяющих перерабатывать отходы, образующиеся при нефте- и газодобыче. Важно учитывать, что крупнейшие отечественные нефтегазодобывающие компании осуществляют свою

деятельность на территории всех трех регионов, что обуславливает свободную диффузию инноваций между ними.

Еще одним направлением межрегионального сотрудничества является нивелирование экологических последствий добычи природных ресурсов, что должно предусматривать разработку совместных стратегических инициатив, направленных на смягчение воздействия добычи углеводородных ресурсов на окружающую среду и восстановлению естественной природной среды, нарушенной в процессе ресур-содобычи [4].

Непосредственно с этой проблемой связана реализация совместных проектов по развитию среды жизнедеятельности коренных народов этих регионов, образ жизни которых неразрывно связан со взаимодействием с окружающей средой. То есть вовлечение представителей национальных сообществ в процессы принятия решений, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, является вопросом, весьма актуальным для рассматриваемых регионов.

В частности, одним из проектов, реализуемого усилиями рассматриваемых регионов, является обеспечение деятельности Фонда развития культурного наследия и поддержки коренных народов Севера Тюменской области «Мисне» — благотворительной организации, которая поддерживает проекты, способствующие сохранению этнической идентичности, поддержке традиционных культур и защите прав этих народов.

При этом следует отметить, что юридической основой экономического взаимодействия Тюменской области, ХМАО и ЯНАО являются заключенный в 2004 году трехсторонний договор между указанными регионами, определивший их в качестве равноправных сторон и принятая в его развитие Государственная программа «Сотрудничество».

Отметим, что данная программа реализуется в разрезе 11 направлений, которыми были определены:

— социальная поддержка отдельных категорий населения в рамках внутриобластных миграционных процессов;

— строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация дорог регионального значения;

— реализация проектов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

— создание государственных природных заказников и обеспечение охраны памятников природы регионального значения;

— организация транспортного обслуживания населения, в том числе путем поддержки транспортных организаций;

— поддержка сельскохозяйственного производства в части развития кооперации и повышения конкурентоспособности производителей агропродукции;

— строительство и реконструкция объектов социальной сферы, обеспечивающих оказание услуг населению;

— предоставление профессионального образования;

— реализация программ и проектов в области физической культуры;

— предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;

— организация оказания специализированной медицинской помощи.

За период действия программы «Сотрудничество» было реализовано около 200 крупных совместных проектов. В частности, построено и реконструировано почти 1000 км автодорог, в том числе по направлениям Сургут — Когалым и Новый Уренгой — Надым — Салехард, а также объездная дорога вокруг Сургута. Также реконструированы аэровокзальный комплекс в Тюмени и аэропорт в Салехарде.

При этом осуществляется субсидирование пассажирских перевозок водным и авиатранспортом [5].

В социальном аспекте реализация совместных усилий трех регионов позволила создать Федеральный центр нейрохирургии, около 40 детских садов, несколько школ и учреждений социального обслуживания, около трех десятков учреждений здравоохранения, культуры и спорта, пять. Важным направлением взаимодействия является обеспечение комфортных жилищных условий для населения, предусматривающее организацию переезда северян из ХМАО и ЯНАО на юг Тюменской области, чем уже воспользовались более 2,5 тысяч семей.

По оценке экспертов, программа «Сотрудничество» является базисным элементом уникальной модели взаимоотношений Тюменской области и входящих в ее состав автономных округов [6].

Однако реализация этих отношений сталкивается и с проявлением ряда проблемных моментов, имеющих отчасти объективную, а отчасти субъективную природу. Среди основных причин, обусловливающих их проявление, необходимо выделить следующие:

1. Недостаточно равномерное развитие регионов. Как известно, ХМАО и ЯНАО являются более богатыми нефтегазовыми регионами, в то время как Тюменская область достаточно разветвленную структуру экономической структуры. Это приводит к тому, что некоторые районы в Тюменской области характеризуются существенно более низким уровне жизни населения относительно ХМАО и ЯНАО.

2. Проблемы инфраструктурной обеспеченности. Несмотря на то, что регионы характеризуются высоким уровнем бюджетных доходов, инфраструктура в них отличается недостаточной развитостью. Например, имеются существенные проблемы в сфере развития дорожного и мостового хозяйства, что затрудняет транспортировку грузов.

3. Недостаток квалифицированных кадров. В значительной степени специалисты необходимого уровня в данные регионы приезжают на определенный период, что затрудняет долгосрочное обеспечение потребностей региональной экономики. В то же время, местные жители достаточно часто уезжают на постоянное место жительства в регионы, которые характеризуются более благоприятными для жизни природно-климатическими условиями.

Именно решение вышеперечисленных, а также целого ряда других проблем закладывает основу для обеспечения более эффективного взаимодействия рассматриваемых регионов. По нашему мнению, это может быть осуществлено в рамках нескольких ключевых направлений.

Во-первых, необходимы согласованные усилия по развитию инфраструктуры, соединяющей регионы. Это включает в себя строительство новых автомобильных дорог, а также модернизацию существующей инфраструктуры. Это уменьшит стоимость и время транспортировки грузов, улучшит логистические цепочки и расширит возможности для бизнеса.

Во-вторых, необходимо приложить усилия для диверсификации экономики ХМАО и ЯНАО в контексте снижения привязки их экономик к развитию нефтегазовой отрасли. Этого можно достичь за счет развития новых отраслей, а также стимулирование создания малых и средних предприятий, что создаст новые рабочие места и будет способствовать социальному развитию регионов и их более эффективному взаимодействию.

В-третьих, важное значение имеет реализация согласованных усилий для стимулирования инновационных процессов в рассматриваемых регионах, потенциал

для чего имеется в достаточной степени. Это предполагает создание кластеров, технопарков, бизнес-инкубаторов и исследовательских центров, а также развитие сотрудничества между бизнесом, учебными и научно-исследовательскими организациями. Это будет способствовать развитию экономики, основанной на знаниях, повышению конкурентоспособности региональных экономик и улучшению качества жизни населения. Кроме того, появится возможность формирования инновационных цепочек, объединяющих предприятия и организации трех рассматриваемых регионов.

В заключение следует отметить, что Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые сталкиваются со многими общими проблемами, на основе объединения своих ресурсов и усилий, могут обеспечить устойчивое экономическое развитие, удовлетворяющее все заинтересованные стороны. При этом совместные проекты, которые уже реализуются в этих регионах, можно охарактеризовать в качестве многообещающего залога обеспечения долгосрочного эффективного взаимодействия рассматриваемых территорий.

Примечания:

1. О Договоре между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа о продлении (пролонгации) действия Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2004 года: закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16.06.2023 № 47-оз // КонсультантПлюс. М., 2023.

2. Иванова Е.А. Проблемы взаимоотношений органов государственной власти в сложносоставном субъекте Российской Федерации (на примере Тюменской области) // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 201-203.

3. Дебердиева Е.М., Вечкасова М.В. Оценка эффективности кластерного подхода в регулировании развития нефтегазохимического сектора экономики // Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию кафедры национальной и региональной экономики / под общ. ред. Е.Г. Кошелевой. Донецк, 2020. С. 126-128.

4. Лешкович Н.М., Арнбрехт А.Э., Викулов Г.Е. Воздействие нефтегазового комплекса на окружающую среду // Булатовские чтения. 2020. Т. 5. С. 138-141.

5. Бакуменко О.А. Проблемы и перспективы межрегионального взаимодействия периферийных регионов Северо-Западного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15, №. 3 (438). С. 459-470.

6. Карпова М.В., Рознина Н.В. Уровень экономического развития Уральского федерального округа // Экономика, финансы, образование: проблемы и перспективы развития. 2019. С. 86-88.

References:

1. Agreement between state bodies of Toumen region administration, Khanty-Mansy — Ugra and Yamal-Nenetsk autonomous regions on the prolongation of the Agreement between state bodies of Toumen region administration, Khanty-Mansy — Ugra and Yamal-Nenetsk autonomous regions on the 9 th. of July, 2004: law of Khanty-Mansy - Ugra 16.06.2023 № 47 //Consultant Plus. M., 2023.

2. Ivanova E.A. Issues of relations of state power bodies in complicated subject of Russian federation (on the example of Toumen region) // Young scientist. 2019. № 24 (262). P. 201203.

3. Deberdieva E.M., Vechkusova M.V. //Cluster method effectiveness evaluation in regulation of development oil and chemistry sector of economy 11 Geographical and economic research in context of the state and region sustainable development: materials of the II International scientific and practical conference dedicated the 40th anniversary of the Department of national and regional economy E.G. Kosheleva. Donetsk, 2020.P. 126-128.

4. Leshkovich N.M., Arnbrecht A.A., Vikulov G.E. The impact of the oil and gas complex on the environment//Bulatov readings. 2020. V. 5. P. 138-141.

5. Вакитепко О.A. Problems and perspectives of the North-West's peripheral regions interaction 11 Regional economy: theory and practice. 2017. V. 15, №. 3 (438). P. 459-470.

6. Karpova M.V., Roznina N.V. Ural federal region's economic development level 11 Economy, finance, education: problems and perspectives of the development. 2019. P. 86-88.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 27.08.2023; одобрена после рецензирования 04.09.2023; принята к публикации 11.09.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 27.08.2023; approved after reviewing 04.09.2023; accepted for publication 11.09.2023.

© E.H. Захарова, O.E. Ермакова, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.