Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
механизмы формирования готовности / готовность / будущие учителя географии / природоохранные знания / mechanisms of preparedness / readiness / future geography teachers / environmental knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Анна Юрьевна

В статье описаны и предложены механизмы формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся. Анализируется процессуальный компонент обучения в педагогике, дидактике в целом и методике обучения географии в частности многих исследователей в данной области исследования. Обосновывается ведущая роль выделенных механизмов в формировании готовности будущих учителей географии в энвайронментальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR THE FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF GEOGRAPHY OF DEVELOPMENT ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE OF STUDENTS

The article describes and proposed mechanisms for the formation of the readiness of future geography teachers for the development of environmental knowledge from students. The procedural component of training in pedagogy, didactics in general and the methodology for teaching geography in particular many researchers in this area of research. The leading role of the allocated mechanisms in the formation of the readiness of future geography teachers in Environmental education is substantiated.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 371.134:911(07)

БОТ: 10.24412/2079-9152-2021-53-16-23

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ефимова Анна Юрьевна,

старший преподаватель, а. efimova@donnu. ги

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

I.......\

Аннотация. В статье описаны и предложены механизмы формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся. Анализируется процессуальный компонент обучения в педагогике, дидактике в целом и методике обучения географии в частности многих исследователей в данной области исследования. Обосновывается ведущая роль выделенных механизмов в формировании готовности будущих учителей географии в энвайронментальном образовании.

Ключевые слова: механизмы формирования готовности, готовность, будущие учителя географии, природоохранные знания.

Для цитирования: Ефимова А.Ю. Механизмы формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся / А.Ю. Ефимова // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. -№ 53.- С. 16-23.

БОТ: 10.24412/2079-9152-2021-53-16-23.

$.......&

Постановка проблемы. Обострение глобальных проблем современной цивилизации обуславливает все большее внимание общества к вопросам о формировании природоохранных знаний у подрастающего поколения. Человечество все больше нуждается в реконструкции системы ценностных ориентаций и активизации всего нравственного потенциала для раскрытия ценности природы, что имеет фундаментальное значение для человеческого существования.

Результатом развития природоохранных знаний является формирование экологически адекватных способов поведения и деятельности обучающихся,

направленных на сохранение природы. Важная роль в этом процессе принадлежит учителю, который создает систему формирования и сохранения природоохранных знаний, нравственности, передачи всего накопленного экологического опыта следующим поколениям и всем тем людям, которые способны нести ответственность за будущность планетарной цивилизации.

Потребность школы в новых педагогических кадрах, способных к активному и творческому поиску в направлении эн-вайронментального образования обучающихся, актуализирует проблемы, связанные с подготовкой учителя географии

к реализации эколого-образовательного потенциала этой дисциплины в школе.

Анализ актуальных исследований. Проблемам подготовки будущего учителя, в том числе и географии к экологическому воспитанию, образованию обучающихся посвящены работы таких ученых (Е. Макарова [8], Т. Ибрагимова [3], Н. Баранский [2], К. Калустьянц [4], И. Кокаева [5], И. Астраханцева [1], И. Синицын [10], Л. Солтахмадова [12], С. Совгира [11], Е. Ламехова [7], Н. Немченко [9], О. Тимець [13] и др.).

В контексте нашего исследования раскроем механизмы формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся.

В исследовании Е. Макаровой находим отражение таких механизмов по формированию экологической компетенции будущих учителей: когнитивный, мотивационно-ценностный, формы профессионального поведения [8,с. 13].

Т. Ибрагимова в своем исследовании выделяет мотивационно-смысловой, аф-филиационно-гностический и деятель-ностно-рефлексивный механизмы [3, с.11].

И. Кокаева в формировании экологической культуры выделяет такие механизмы: содержательный, операционно-деятельностный, мотивационно-ценност-ный [5, с.76].

На наш взгляд, развитие природоохранных знаний как сложное личностное образование формируется состоянием внутреннего мира личности - эмоционально-чувственной, интеллектуальной, волевой сферами и выражается в соответствующих умениях и навыках.

Данный набор механизмов к развитию природоохранных знаний, по нашему мнению, достаточный и необходимый при организации профессиональной подготовки студентов, но несовершенный для подготовки будущих учителей географии.

Анализ следующих классификаций ученых значительно приближает нас к

тем механизмам, которые мы считаем оптимальными в подготовке будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся.

И. Астраханцева выделяет такие основные механизмы подготовки эколого-ориентированной личности:

- ценностно-мировоззренческий (комплекс экологических знаний и представлений о взаимоотношениях и взаимосвязях в системе «человек - природа -общество» и в самой природной среде, обуславливающих адекватные эколого-ценностные ориентации и отношения к природе);

- когнитивно-познавательный (определяющий стремление и готовность искать, получать, перерабатывать информацию, творчески использовать ее на практике при решении экологических проблем и обуславливающих прогно-стичность, альтернативность, творческие проявления обучаемого);

- эмоционально-эстетический (обусловлен реализацией художественно-эстетической функции экологической культуры и способствует становлению субъективного отношения к миру, трансформации знаний в нравственные ценности);

- деятельностно-поведенческий (отражающий организаторскую и исследовательскую функции, характеризует готовность индивида к практико-ориенти-рованной экологической деятельности в соответствии с его взглядами, убеждениями и установками, обуславливают степень включения в реальную экологически оправданную деятельность) [1, с. 19].

Несколько другое название механизмам, но подобное содержание подготовки будущего учителя представлена в исследовании И. Синицына. В нем ученый считает логичным выделение трех основных механизмов: когнитивный, деятель-ностный, мотивационный [10, с. 12].

Компоненты, которые являются приближенными к нашему пониманию структуры будущего учителя, выделяет О. Тимець. Автор выделяет следующие

компоненты в подготовке учителя географии: мотивационно-целевой, который обеспечивает направленность дальнейших личностно-профессиональных изменений; содержательный, что делает возможным пополнение системы специальных знаний о структуре индивидуальности педагога и механизмы его профессионального саморазвития; операционный, позволяющий овладеть способами и приемами профессионального самоисследования и самосовершенствования; интеграционный, способствующий созданию единой картины профессиональной индивидуальности педагога, воспроизводит определенный этап профессионального развития [13].

Л. Солтахмадова в формировании экологического мышления бакалавра географии относит такие механизмы:

- когнитивно-знаниевый (предполагает организацию такой профессиональной подготовки в вузе, которая бы эффективно формировала знания о взаимосвязи и взаимообусловленности разнообразных природных явлений, о научной структуре жизни на планете, о роли населяющих ее живых организмов и стабильности самой жизни);

- аналитико-поисковый (предполагает умение студента проводить комплексные исследования отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем; уметь выявлять природно-ресурсный потенциал родного края);

- методико-информационный (предполагает овладение студентами методиками и методами экономико-географических научных исследований, быть готовым применять инновационные методики и информационные технологии);

- деятельностно-познавательный (формирование познавательного отношения к окружающей среде; способность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских про-

блем; глубоких познавательных интересов) [12, с.11].

На основе рассмотрения основных механизмов: мотивационный, когнитивный и деятельный. В исследовании Л. Корниловой доказано, что эффективность профессиональной деятельности учителя определяется не только уровнем профессиональной деятельности по отдельным компонентам, так и в условиях их совместной взаимосвязи [6, с. 52].

С. Совгира, определяет такие механизмы: личностные - эмоциональный, познавательный, мотивационно-ценност-ный, практически-деятельностный. Личностные механизмы экологического мировоззрения будущих учителей достаточно тесно переплетаются с профессиональными, формирование которых предусматривает специальную подготовку педагога - усвоение им знаний и развитие способностей, способствующих педагогической деятельности и природоохранной работы. Профессиональными компонентами экологического мировоззрения будущих педагогов являются теоретические экологические знания, соответствующие умения и навыки, активная экологическая позиция [11, с. 17]. В структуре экологического мировоззрения будущего учителя важное значение приобретают когнитивный, аксиологический и праксеологический компоненты. Обоснованно типы экологического мировоззрения (антропоцентрическое, ситуативный, экоцентрический), которые отличаются по взглядам личности на место в природе, отношением к экологическим проблемам и путям их решения [11, с. 18].

Приведем основные механизмы экологического мировоззрения личности, разработанные Н. Немченко: познавательный, ценностный, деятельностный и мотивационно-убеждающий, согласно которым определены критерии экологического мировоззрения (познавательный, ценностный, деятельностный, мотиваци-онно-убеждающий). Интегральными по-

казателями выступают знания, информированность и представление об экологических проблемах; ценностные суждения; участие в общественно-полезной деятельности; мотивированность действий и убеждения экологического направления

[9, с. 16].

Такие механизмы формирования экологического мышления студентов определяет Е. Ламехова: познавательно-эмоциональный, интеллектуальный, механизм направленности и деятельно-поведенческий. Познавательно-эмоциональный механизм включает основные познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, представление), с помощью которых студенты обогащают свои знания и эмоционально-волевую сферу. Интеллектуальная составляющая - это совокупность теоретических положений, полученных на основе собранной и переработанной информации о взаимодействии общества и природы. Механизм направленности является системой ценностей, идеалов, установок, стереотипов, целей, мотивов, определяющих общую стратегию экологической деятельности и поведения. Деятельност-но-поведенческий механизм выражает программу действий по реализации предыдущих компонентов [7].

Мотивационно-ценностный механизм, по мнению ученого, характеризуется профессионально-педагогической направленностью будущего учителя на осуществление эколого-валеологической деятельности и включает познавательный интерес к эколого-валеологическим проблемам, мотивацию к овладению эколо-го-валеологической культурой, систему эколого-валеологических ценностных ориентаций и совокупность профессионально личностных качеств, которые необходимы будущему учителю для осуществления профессиональной эколо-го-валеологической деятельности. Когнитивный механимз включает в себя систему эколого-валеологических знаний как специфическую форму интеграции экологической и валеологической наук,

направленную на понимание многоаспектной взаимосвязи здоровья человека и экологических факторов.

Операционно-деятельностный меха-нимз представляет собой совокупность эколого-валеологических умений и навыков (гностических, целеполагание, анали-тико-оценочных, прогностических, проективных и практических), усвоение которых необходимо для осуществления эколого-валеологического деятельности и успешного решения эколого-валеологи-ческих ситуаций. Рефлексивно-оценочный механизм предусматривает развитость способности к осмыслению и анализу [7].

Выделенные механизмы подготовки определяют наличие у будущих учителей системы эколого-педагогических знаний и умений, образа структуры эколого-педагогических действий, операций и постоянной направленности сознания на их выполнение; включают в себя установки на осознание эколого-педагоги-ческих целей и задач, модели вероятностной позиции в отношении их выполнения, определение условий, технологий эколого-педагогической деятельности.

Анализ различных подходов к классификации механизмов подготовки будущих учителей показал, что, как правило, учеными выделяется три или четыре блока личностных качеств, обеспечивающих структуру соответствующей подготовки как профессионального качества личности. Содержательное наполнение блоков близок, по сути, у разных авторов и соответствует структуре педагогической деятельности.

Цель статьи заключается в анализе и выделении ключевых механизмов формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся.

Изложение основного материала. Приведенные выше аргументы дали нам возможность определить приемлемую для нашего исследования структуру подготовки будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у

обучающихся, которая включает такие обязательные качества: соответствующую направленность личности учителя, характеризующююся уровнем мотиваци-онной готовности; профессиональной пригодности учителя, которая определяется уровнем развития профессионально важных для реализации развития природоохранных знаний; профессионально-экологическую готовность, которая проявляется через уровень развития соответствующих знаний, умений и навыков.

На этой основе нами выделены следующие механизмы формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся: мотивационно-ценност-ный, когнитивно-информационный и деятельно-операционный.

Наиболее важным механизмом подготовки будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся становится мотивацион-но-ценностный механизм. Именно этот компонент Е. Макарова считает важным для формирования у молодежи ценностных ориентаций на сохранение природы, гармоничную взаимосвязь с природой, умение экологически взвешенного взаимодействия с окружающей средой, что соотносится с Государственным стандартом базового и полного среднего образования, где именно такие ценностные ориентации и являются одной из главных задач изучение географии как составляющей образовательной области «Естествознание» [8].

Анализ философской и психолого-педагогической литературы (С. Франк, В. Ясвин, В. Сухомлинский, И. Бех, Г. Пустовит и др.) Дает основания для вывода, что именно ценности являются основой воспитания личности.

Мотивационно-ценностный механизм формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся, предусматривает глубокое понимание педагогом ценности природы для человека и

общества: хозяйственной, экономической, политической, гигиенической, познавательной, эстетичной, нравственной, развивающей и др.; осознание самоценности природы, ценностные экологические ориентации; ценностные педагогические, образовательные и воспитательные ориентации педагога; и, конечно же, личную установку на получение и реализацию природоохранных знаний, умений и навыков, также выражается в активной жизненной позиции, интересе студента к экологической проблематике, его склонности заниматься природоохранной деятельностью, неравнодушие к ней, желание добиться в ней успеха и привлечь к ней других [11]. С ценностями тесно связаны мотивы, которые являются стимуляторами той или иной деятельности.

Итак, мотивационно-ценностный механизм формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся, образованный совокупностью социальных, эко-социальных, психологических и педагогических ценностей, созданных человечеством и включенных в целостный процесс энвайронментального образования на современном этапе развития общества и тесно связан с мотивацией, не только определяет актуальность осуществляемой деятельности, но и перспективу ее развития в желаемом направлении или переноса на другие отрасли.

Мотивационно-ценностный механизм формирования готовности формируется более успешно, если у студента развита положительная мотивация усвоения эко-лого-педагогических знаний и умений, развития соответствующей деятельности.

Развитие мотивационно-ценностного механизма формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся обусловливается содержанием экологических знаний, умений и навыков, которые получил студент во время изучения географических дисциплин, то есть с по-

мощью когнитивно-информационного механизма изучаемого процесса.

Ядром подготовки будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся является система теоретических знаний достаточно высокого уровня обобщенности, что обеспечивает научно обоснованное их применение и широкий перенос в соответствующие педагогические ситуации. То есть знания должны быть не прагматическими и узкоспециализированными, а методологически важными, долговременными и инвариативными [2].

Важной группой эколого-педагоги-ческих знаний является знание научных основ экологии, экологических проблем современности (глобальных, национальных, региональных, местных), охраны природы. Они дают педагогу всестороннее представление о взаимодействии человека, общества и окружающей среды.

Нам импонирует мнение Т. Ибрагимовой о том, что доминирующим фактором процесса подготовки будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания. Поскольку именно она позволяет совместить дискурсивное знание о мире с его чувственным образом. Чем глубже их взаимодействие, тем больше возможностей сформировать сознательное личностно-ценностное отношение к миру [3].

Кроме того синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний позволяет сформировать представление о единой картине мира, о единой системе «природа-общество-человек». В русле проблемы нашего исследования, одним из направлений подготовки будущих учителей географии является формирование у них интегрированной системы знаний и междисциплинарного мышления.

Деятельно-операционный механизм формирования готовности является совокупностью разнообразных видов и способов деятельности, направленных на формирование у студентов познавательных и

практических умений и навыков природоохранного характера, развитие волевых качеств, а также потребностей и умений проявлять активность в решении экологических проблем. Ведущее место среди них занимают умение принимать экологически взвешенные решения, предвидеть возможные для окружающей среды последствия деятельности, сочетать собственные жизненные интересы с современным перспективным состоянием окружающей среды.

Результатом сформированного деятельно-операционного механизма выделяем следующие умения и навыки: организационные, проектные, моделирование, прогнозирование, системного анализа, планирования, творческого и критического мышления; прогностические - предсказания экологических рисков, посильное заблаговременное их предупреждение на основе принципа предосторожности; рефлексия и оценка результатов вариантов деятельности, предлагается педагогом; поиск вариантов решения экологических проблем [6].

Как следствие сказанного, считаем результатом формирования готовности будущих учителей географии к развитию природоохранных знаний у обучающихся сформированность умений по организации воспитательной деятельности обучающихся по межпредметной системе экологических знаний, которые должны овладеваться в процессе формирования общепедагогических умений учителя: организационных, ориентационных, развивающих, информационных, коммуникативных, конструктивных, мобилизационных, исследовательских. При формировании природоохранных знаний эти умения приобретают специфическую направленность.

Такие экологические умения важны у будущих учителей географии, которые в будущем становятся вдохновителями детей на добрые дела и сохранение окружающей среды, стимулируя мотивацион-ную основу для практических действий.

В нашем исследовании исходим из того, что деятельно-операционный механизм включает умение творчески применять на практике способы и приемы природоохранной деятельности, реализовы-вать природоохранные знания, давать объективную оценку собственным профессиональным возможностям, применять различные технологии, формы и методы энвайронментального образования и оперативно реагировать на инновационные процессы.

Деятельностно-операционный механизм будущих учителей географии, предполагает сформированность у студентов профессиональных умений, направленных на использование средств краеведения в формировании природоохранных знаний у обучающихся и предусматривает овладение студентами комплексом профессионально-педагогических умений и практических действий, такими как интеллектуальные, организационные, информационные, конструктивные, коммуникативные, контрольно-гностические.

Н. Баранский в перечень умений учителя географии причисляет «педагогический язык, черчение карт, эскизное рисование, изготовление наглядных пособий, проведение школьных экскурсий и организацию школьного краеведения» [2].

Выводы. Выделенные, нами механизмы подготовки находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему, которая соответствует основным проявлениям профессионально-педагогической деятельности педагога в направлении формирования природоохранных знаний у обучающихся.

Следовательно, в процессе формирования, выделенных нами механизмов, развивается активность личности будущего педагога, происходит накопление опыта творческой эколого-педагогичес-кой, природоохранной деятельности, повышается уровень его самостоятельности в деятельности, личность мобилизуется на выполнение поставленных целей и задач у студентов, расширяется научный,

экологический кругозор, повышается ответственность будущего педагога за результаты своей деятельности.

1. Астраханцева И.В. Воспитание эко-лого-ориеитированной личности студентов педагогического вуза как активных носителей экологической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ирина Владимировна Астраханцева. - Ульяновск, 2017. - 30 с.

2. Баранский Н.Н. За профессиональные педагогические навыки / Н.Н. Баранский // Науч. сборн. Московского филиала Геогр. Общества СССР. Сер. «Вопросы географии». / ред. кол.: Н.Н. Баранский, К.К. Марков, Э. Мурзаев [и др.]. - Москва : Гос. Изд-во геогр. лит-ры, 1951. - Ч. 25 «Высшее географ. образование». - С. 168 -196.

3. Ибрагимова Т.В. Подготовка будущего учителя к эколого-просветительской деятельности в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Таиса Вахидовна Ибрагимова. - Грозный, 2018. - 23 с.

4. Калустьянц К.А Особенности формирования экологической культуры и безопасного образа жизни обучающихся / К.А. Калустьянц, И.Ю. Кокаева, Л.М. Таути-ева // Научный альманах. - 2015. - №4 (6). -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ucom. га^ос/т. 2015.04.127.pdf. (дата обращения 11.02.2021).

5. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов в поликультурной образовательной среде: монография / И.Ю. Кокаева, И.Г. Агу-зарова; Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2016. - 187 с.

6. Корнилова Л.А. Подготовка будущих педагогов к формированию экологического мировоззрения у старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Лариса Алексеевна Корнилова. - Волгоград, 2020. - 188 с.

7. Ламехова Е.А. Системный подход к формированию экологического мышления школьников и подготовка будущих учителей к организации этой работы /Е.А. Ламехова // Самарский научный вестник. - 2019. - Т. 8. -№2. - С. 342-349.

8. Макарова Е.А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей: технологии сотрудничества: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 /

Екатерина Александровна Макарова. - Самара, 2011. -24 с.

9. Немченко Н.В. Формирование экологической компетентности как показатель качества экологического образования / Н.В. Немченко // Образование на Луганщине. - 2012. - № 2. - С. 19 -22.

10. Синицын И.С. Подготовка будущих учителей географии к использованию статистических методов в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Игорь Сергеевич Синицын. - Ярославль, 2017. - 23 с.

11. Совгира С.В. Теоретико-методические основы формирования экологического мировоззрения будущих учителей в высших

педагогических учебных заведениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Светлана Васильевна Совгира. - Луганск, 2009. - 40 с.

12. СолтахмадоваЛ.Т. Формирование экологического мышления будущих бакалавров средствами проектной деятельности (профиль «география»): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Луиза Тахировна Солтахмадова. - Махачкала, 2017. - 23 с.

13. Тимець О.В. Теория и практика формирования профессиональной компетентности будущего учителя географии в процессе профессиональной подготовки: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.04 / Тимець Оксана Владимировна. - Умань, 2011. - 487 с.

MECHANISMS FOR THE FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF GEOGRAPHY OF DEVELOPMENT ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE OF STUDENTS

Efimova Anna,

senior lecturer, Donetsk National University, Donetsk

Abstract. The article describes and proposed mechanisms for the formation of the readiness of future geography teachers for the development of environmental knowledge from students. The procedural component of training in pedagogy, didactics in general and the methodology for teaching geography in particular many researchers in this area of research. The leading role of the allocated mechanisms in the formation of the readiness of future geography teachers in Environmental education is substantiated.

Keywords: mechanisms of preparedness, readiness, future geography teachers, environmental knowledge.

For citation: Efimova A. (2021). Mechanisms for the formation of readiness of future teachers of geography of development environmental knowledge of students. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No 53, pp. 16-23. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-16-23.

Статья представлена профессором Е.В. Еремкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 11.03.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.