Научная статья на тему 'Готовность будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности учащихся'

Готовность будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ / EXTRA-CURRICULAR WORK / REGIONAL WORK / EXTRA-CURRICULAR FORMS OF TEACHING GEOGRAPHY IN MODERN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудка И. Г.

В статье осуществлен анализ содержания понятий «готовность», «профессиональная готовность»; обосновано этапы формирования личности учителя; определено ряд умений, необходимых учителю для организации внеклассной деятельности учащихся по географии; раскрыто значение готовности будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудка И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности учащихся»

И.Г. Дудка

аспирант кафедры педагогики, Преяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Г. Сковороды

I. G. Dudka Post graduate student of pedagogy Pereyaslav-Khmelnytskyi State Pedagogical University named after Hryhoriy Skovoroda (kudrjashka_inna@mail. ru +380966145627)

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье осуществлен анализ содержания понятий «готовность», «профессиональная готовность»; обосновано этапы формирования личности учителя; определено ряд умений, необходимых учителю для организации внеклассной деятельности учащихся по географии; раскрыто значение готовности будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности.

Annotation. The article presents the analysis of the concept of «readiness», «professional readiness»; justified the steps of forming the teacher's personality; defined a number of skills necessary for the organization of teacher extracurricular activities of students in geography; disclosed value of future geography teachers readiness to organize extra-curricular activities.

Ключевые слова: внеклассная работа, краеведческая работа, внеклассные формы обучения географии современной школы.

Key words: extra-curricular work, regional work, extra-curricular forms of teaching geography in modern school,

Современное состояние развития общества ставит перед общеобразовательной школой новые задачи по усовершенствованию подготовки выпускников к жизни, формированию их осознанного выбора профессии и активной жизненной позиции. На это должна быть направлена как классная, так и внеклассная работа. Соответственно происходит повышение требований к личности учителя, к уровню его профессиональной подготовки.

Законы Украины «Об образовании», «О высшем образовании», Национальная доктрина развития образования, комплексная программа «Учитель», Концепция педагогического образования определяют ведущие цели образовательной системы Украины. Обозначенные национальной государственной программой «Образование» задачи предусматривают направления высшего образования на обеспечение общекультурной, профессиональной и практической подготовки будущих учителей, способных к активной жизненной позиции, что требует поиска новых подходов к учебно-воспитательному процессу.

Постановка проблемы. Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной деятельности учащихся. В тоже время наблюдается несоответствие между потребностью школы в хорошо подготовленных учительских кадрах и уровнем их готовности к внеклассной работе[2, с. 4]. Поэтому проблема

подготовки будущих учителей географии к указанному виду деятельности является на сегодня особенно актуальной.

Анализ последних исследований и публикаций. Обращение к указанной проблеме ряда ведущих ученых свидетельствует о ее важности. Вопрос готовности учителя достаточно широко исследован отечественными психологами и педагогами (А. Абдулинна, А. Алексюк, Ю. Бабанский, А. Богуш, А. Бойко, И. Зязюн, Н. Кузьмина, С. Максименко, А. Мороз, Н. Ничкало, В. Сластенин, А. Пехота, Т. Сущенко, И. Тимченко).

Теоретико-методические аспекты организации различных видов внеклассной работы учащихся по дисциплинам естественнонаучного цикла изучали А. Бибик, А. Даринський, О. Гончар, Г. Глухова, Л. Душина, А. Захлебный, С. Ко-берник, М. Криловец, Н. Мунич, А. Никишов, М. Никонова, Л. Панчешникова, А. Половинкин, Г. Понурова, М. Семакин, В. Серебрий, В. Сиротенко, А. Топу-зов, Д. Трайтак, Е. Чернихова.

Целью написания статьи является необходимость теоретически обосновать сущность готовности будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности учащихся.

Изложение основного материала. Завершающим этапом профессиональной подготовки студента является его профессиональная готовность, что может трактоваться как личностное качество и одна из важных предпосылок эффективности деятельности.

В современной психолого-педагогической литературе существует значительное количество различных подходов к пониманию сущности понятия «профессиональная готовность» по подготовке специалистов-педагогов.

В. Сластенин рассматривает готовность к педагогической деятельности как субъектность профессионально обусловленных требований к учителю . В составе профессиональной готовности исследователь выделяет психологическую, психофизиологическую и физическую, научно-теоретическую и практическую подготовку [8, с. 33].

В исследовании К. Дурай-Новиковой профессиональная готовность рассматривается как активно-действенное состояние личности, которое обеспечивает быструю адаптацию и использование в процессе практической работы приобретенных в учебном заведении знаний и умений [1]. Определяя структуру профессиональной готовности, автор выделяет пять компонентов: мотивационный; ориентационно-познавательно-оценочный; эмоциональный; операционно-действенный; установочно-поведенческий.

В. Лозова рассматривает готовность как целостное, сложное, личностное образование, обеспечивающее высокий уровень педагогической деятельности, которое содержит профессионально-педагогические взгляды, убеждения, профессиональные знания, умения, навыки, профессиональное самосовершенствование [4].

Следует отметить, что важно, чтобы у человека, который вступает в педагогический вуз, были первичные исходные качества, в частности, собственно потребность учить, воспитывать, растить, совершенствовать, передавать опыт; гуманность; единство слова и дела, коммуникабельность; душевная молодость, дар речи, то есть, по словам С. Максимюк « фундамент формирования личности учителя» [5, с. 355].

В процессе формирования личности учителя М. Ярмаченко выделил три основных этапа [7]. Во время первого этапа начинают формироваться в учащихся морально-психологические качества, присущие педагогу. В средней школе в процессе педагогической профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с профессиограммой педагога, в которой раскрываются требования к морально-психологическим качествам педагога, формируются педагогические интересы и психологическая готовность к педагогической деятельности, которые являются главным основанием для аргументации выбора получения образования в педагогическом учебном заведении.

Второй этап предполагает становление предварительно сформированных качеств на основе психолого-педагогических знаний в педагогическом учебном заведении, формирование готовности и интереса к труду учителя на основе полученных специальных и психолого-педагогических знаний и педагогической практики.

Особенностью третьего этапа является совершенствование сложившихся качеств в процессе учебно-воспитательной работы в школе.

Учитывая, что главными педагогическими целями осуществления внеклассного обучения географии является расширение и углубление знаний учащихся по географии, и повышение заинтересованности этим предметом; развитие познавательных способностей школьников, их самостоятельности, географического мышления и творчества; реализация комплексного подхода к развитию и воспитанию личности школьников; воспитание любви к родному краю и Родине; формирование экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде; организация досуга учащихся; закладывание основ здорового образа жизни в условиях сочетания краеведческой работы с туристской, будущий учитель географии должен обладать рядом умений и навыков[10, с. 383].

В частности М. Криловец, исследуя систему методической подготовки учителя географии, обобщает ряд умений, среди которых конструктивные, организаторские, коммуникативные и гностические. Конструктивные умения - это умение самостоятельно работать с научно-методической и географической литературой с целью повышения профессиональных знаний и умений; умение планировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью. К организаторским умениям относятся умение замечать за внешними проявлениями, действиями изменения психологического состояния детей; понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях; готовность перестраивать свое поведение при необходимости; «заряжать» учеников энергией, умение действовать на них; быстро принимать решения и находить наиболее действенные методы педагогического воздействия; находить наиболее подходящую форму требований и менять их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогических обстоятельств. Коммуникативные умения предполагают установление педагогически целесообразных взаимосвязей с отдельными учениками, малыми группами и ученическим коллективом. Особенностью гностических умений является способность видеть в учениках проявления психологических процессов, психологических свойств и психологического состояния, социально-психологические установки и мотивы поведения их деятельности, замечать положительные и отрицательные социально-психологические явления в коллективе [3, с. 301-304].

Анализ передового педагогического опыта свидетельствует, что на сегодня все чаще более приоритетной является внеклассная научно-исследовательская деятельность учащихся. Учитель географии, который осуществляет организационно-методическое обеспечение внеклассной деятельности учащихся, должен отмечаться такими умениями и навыками:

- Свободно владеть знаниями не только основного содержания школьных программ, учебников, методических пособий, но и ориентироваться среди дополнительных источников географической информации, эффективно использовать их внеклассной работе;

- В совершенстве владеть методикой организации различных форм внеклассной работы по географии;

- Быть глубоко осведомленным по вопросам научно-методического и организационного обеспечения учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- Иметь высокий уровень профессиональной компетентности;

- Свободно ориентироваться в различных видах научной и научно-методической литературы;

- Владеть умениями пользоваться нормативными документами, применять достижения различных наук при организации внеклассной работы;

- Уметь организовать продуктивное педагогическое взаимодействие во время организации и осуществления учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- Пользоваться методами психолого-педагогического анализа и решать методические задачи;

- Прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и оценивать их;

- Постоянно заниматься профессиональным самосовершенствованием;

- Уметь определять направления самообразовательной деятельности с целью повышения уровня собственной профессиональной компетентности и педагогического мастерства по организации внеклассной деятельности учащихся.

Таким образом, если в учебной работе педагог, систематически излагая информационный материал, выступает в роли преподавателя, - то в процессе внеклассной работы, учитель является организатором и руководителем самостоятельной деятельности учащихся [6, с. 391].

Именно поэтому перечень профессионально-педагогических знаний и умений, черт личности учителя географии для внеклассной работы не является исчерпывающим.

Подготовка будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности учащихся рассматривается нами как процесс формирования профессиональной готовности к ее осуществлению, который может успешно осуществляться только в условиях целенаправленно организованной педагогической системы.

Анализ сущности готовности к педагогической деятельности может быть основой для анализа проблемы формирования готовности будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности учащихся.

Готовность будущего учителя географии к организации внеклассной деятельности учащихся определяется сформированностью личности учителя, в основе которой лежат: направленность на внеклассную работу в профессиональ-

ной деятельности, способности к ней, наличие соответствующих знаний, умений и навыков.

Исследуя подготовку будущих учителей географии и биологии в краевед-ческо-туристской работе с учащимися, А. Тимец обосновывает такие компоненты готовности учителя к краеведческо-туристской работе: аффективный, когнитивный и технологический [9]. Содержание аффективного компонента отражает нацеленность личности на педагогическую деятельность, как в целом, так и на ее краеведческо-туристский аспект. Эффективное осуществление практической подготовки студентов к свободному и сознательному профессиональному самоопределению предполагает выявление, анализ, оценку и интересы личности.

Когнитивный компонент предполагает наличие информации о краеведческо-туристской работе с учениками и пути ее реализации в учебно-воспитательном процессе. Он представлен осведомленностью будущего учителя в вопросах краеведческо-туристской работы: знание о содержании, формах, уровне, средствах, способах ее реализации.

Учитывая, что педагогические умения являются составной готовности к краеведческо-туристской работе с учащимися, содержание технологического компонента предполагает наличие у будущего учителя умений осуществлять краеведческие исследования и проводить туристские походы с учениками. Этот компонент отражает степень сформированности умений краеведческо-туристской работы, которые имеют решающее значение для обогащения профессионального потенциала будущих учителей.

Опираясь на названные исследования, готовность будущего учителя географии к организации внеклассной деятельности мы определяем как сложное многоаспектное, многоуровневое личностное образование, которое является фундаментальным условием успешного выполнения педагогических функций, организации различных форм и использования широкого разнообразия методов и технологий, воспитания и развития творческих личностей учащихся во внеклассной работе.

Выводы. Для повышения готовности будущих учителей географии к организации внеклассной деятельности необходимо разрабатывать принципиально новые подходы к обучению, воспитанию и развитию, совершенствовать содержание, формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса с целью развития личности учителя как будущего профессионала современного общества.

Список источников:

1. Дурай-Новикова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. на соискание научн. степени д-ра пед. наук: спец.: 13.00.01 « Теория и история педагогики» / Н. Дурай-Новикова. - М.: 1983 . - 32 с.

2. Замковый В.П. Советы учителю географии / В.П. Замковый - М.: Просвещение, 1962. - 179с.

3. Криловец М.Г. Система методической подготовки будущих учителей географии: дис. доктора пед. наук 13.00.02 Теория и методика обучения географии / М.Г. Криловец. - К., 2009 . - 482 с.

4. Лозова В.И. Теоретические основы воспитания и обучения учеб. пособие [для студентов пед. учеб. заведений] / В.И. Лозова, Г.В. Троцко. - М.: «ОВД», 2002. - 400 с.

5. Максимюк С.П. Педагогика: Учебное пособие пособие [для студентов пед. учеб. заведений] / Максимюк С.П. - М.: Финансы, 2009. - 670 с. - 355 с.

6. Педагогика: [Учебное пособие для педагогических высших учебных заведений и университетов / под. ред. Каирова А.И.] - М.: Учпедгиз, 1948. - 462 с.

7. Педагогика: [Учебное пособие для студентов педагогических институтов и университетов / под ред. Ярмаченка М.Д.] - М.: Высшая школа, 1986. - 544 с.

8. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

9. Тимец А.В. Подготовка будущих учителей географии и биологии в краеведче-ско туристской работы с учащимися: автореф. канд. пед. наук: спец. 13.00.04 Теория и методика профессионального образования / В. Тимец. - К., 2001. - 31с.

10. Топузов А.М. Общая методика обучения географии: учебник [с грифом МОН Украины] / А.М. Топузов, В.М. Самойленко, Л.П. Вишникина. - М.: ГНПП Картография 2012. - 512с.

11. Федирко Ж.В. Готовность учителя географии к развитию учебно-исследовательских умений учащихся / Ж.В. Федирко / / Научные записки Малой академии наук Украины. - 2012. - № 2. - С. 197-203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.