Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования эколого-валеологической готовности студентов педвуза'

Педагогические условия формирования эколого-валеологической готовности студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ECOLOGICAL VALEOLOGY / ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL READINESS / CONDITION / ACTIVE-INTEGRATED APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЯ / ЭКОЛОГОВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / УСЛОВИЕ / ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чащина О.В.

Статья содержит перечень и анализ педагогических условий формирования эколого-валеологической готовности будущих учителей. Развернутые характеристики каждого из условий охватывают как общепедагогический, так и частнометодические аспекты вузовского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING TEACHER TRAINING UNIVERSITY STUDENTS ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL READINESS

The article contains a list and an analysis of pedagogical conditions of developing teacher training university students ecological and valeological readiness. The author presents detailed characteristics of each condition that include both general pedagogical and particular methodological aspects of university education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования эколого-валеологической готовности студентов педвуза»

#

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING TEACHER TRAINING UNIVERSITY STUDENTS' ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL READINESS

О. В. Чащина

Статья содержит перечень и анализ педагогических условий формирования эколого-валеологиче-ской готовности будущих учителей. Развернутые характеристики каждого из условий охватывают как общепедагогический, так и частномето-дические аспекты вузовского образования

Ключевые слова: эколого-валеология, эколого-валеологическая готовность, условие, интегра-тивно-деятельностный подход, аксиологический подход.

O. V. Tchatchina

The article contains a list and an analysis of pedagogical conditions of developing teacher training university students' ecological and valeological readiness. The author presents detailed characteristics of each condition that include both general pedagogical and particular methodological aspects of university education.

Keywords: ecological valeology, ecological and valeological readiness, condition, active-integrated approach, axiological approach.

В настоящее время в вузах с большим или меньшим успехом предпринимаются попытки выявить условия эффективного эколого-валеологического образования будущего учителя. Разрабатываются специальные курсы, обновляются программы традиционных дисциплин. Однако на данный момент пока не существует надежных ориентиров определения условий формирования эколого-валеологической готовности будущего учителя.

Необходимость совершенствования процесса формирования эколого-валеологической готовности студентов педвуза вызвана ростом социальных требований к высшей школе, усилением потребности общества в высококвалифицированных специалистах, а также целым рядом недостатков в деятельности педагогических вузов по подготовке будущих учителей к эколого-валеологической деятельности с учащимися.

Рассмотрение процесса формирования у будущих учителей эколого-валеологической готовности предполагает выявление условий, обеспечивающих его успешное развитие. Педагогические условия совершенствования процесса формирования эколого-валеологической готовности студентов педвуза представляют собой определенный комплекс мер. Необходимость предложенных нами условий вытекает из анализа научной литературы, опыта работы вуза. Достаточность следует из результатов опытно-поисковой работы. Под достаточными условиями процесса формирования эколого-валеологической готовности студентов педвуза понимаются условия, при введении которых процесс формирования эколого-валеолог и-ческой готовности студентов педвуза осуществляется максимально эффективно.

По нашему мнению, процесс формирования эко-лого-валеологической готовности у студентов педвуза

54

будет осуществляться более эффективно при следующих условиях:

• обеспечение целостности и личностной направленности осуществляемого процесса на основе применения интегративно-деятельностного и аксиологического подходов;

• усиление практической направленности эколого-валеологического образования студентов;

• наполнение учебного плана педагогического вуза эколого-валеологическим содержанием.

Раскроем каждое из условий эффективного осуществления процесса формирования эколого-валеологиче-ской компетентности у студентов педвуза.

Рассматривая формирование эколого-валеологической готовности студентов педагогических вузов как сложный и многофакторный процесс, необходимо использовать для его исследования такие теоретико-методологические подходы, которые обеспечивали бы организационную компетентность его теоретического построения. Выбор теоретико-логических подходов определяет, во-первых, ключевые аспекты, во-вторых, практический аппарат исследования и, в-третьих, терминологический аппарат исследования.

Наиболее полно решение такой задачи способны обеспечить интегративно-деятельностный и аксиологический подходы. Их взаимодополняющая разработка позволяет, во-первых, осуществить комплексное исследование процесса формирования эколого-валеологи-ческой готовности студентов педагогического вуза и, во-вторых, построить эффективно функционирующую модель данного процесса.

Интегративно-деятельностный подход рассматривает явления и процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодей-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ствии. Но интегративно-деятельностный подход не в полной мере решает проблему готовности будущих учителей к эколого-валеологической работе в школе и дополняется аксиологическим подходом, который рассмотрен в трудах А. Г. Здравомыслова, В. А. Караковского, А. В. Кирьяковой, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина и др.

В исследовании мы исходим из того, что в процессе формирования эколого-валеологической готовности ценностные аспекты составляют важнейшие элементы. В самих ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, интересов, предпочтений различных общественных групп и личностей. Система объективно существующих ценностей (целей, средств, отношений, качеств и знаний) порождает в сознании будущего педагога личностную систему эколого-валеологических ценностных ориентаций. Важно, чтобы она существовала не только в сознании, в мыслях, но и в реальных профессионально ориентированных действиях и поступках.

В условиях современного экологического кризиса актуальным представляется усиление практической направленности эколого-валеологического образования студентов. Данное условие мы выделили по причине того, что профессиональная деятельность учителя носит ярко выраженный практический характер. Эколого-валеологические задачи, включенные в систему практических заданий, позволяют диагностировать не только уровень знаний и умений обучаемых, но и их качественные характеристики.

Процесс формирования эколого-валеологической готовности студентов педвуза носит поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение студентов с одного уровня на другой. Использование системы практических заданий позволяет сделать этот процесс управляемым.

В целевую установку практических занятий мы включаем следующие задачи:

• закрепить и углубить научно-теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

• приобрести практические умения и навыки в организации природоохранной и здоровьесберегающей деятельности;

• научиться решать задачи эколого-валеологиче-ского содержания и применять их в профессиональной деятельности.

На наш взгляд, процесс формирования умений и навыков предоставляет широкие возможности для решения различных воспитательных задач:

• формирования необходимых профессионально-педагогических качеств (ответственность, собранность, самостоятельность, энергичность, настойчивость в преодолении трудностей);

• совершенствования интеллектуальных качеств студентов (глубины и быстроты мышления, критичности и логичности, способности творчески решать профессиональные задачи).

Важнейшим педагогическим условием формирования эколого-валеологической готовности студентов педагогического вуза является наполнение учебного плана педагогического вуза эколого-валеологическим содержанием.

Поскольку самым эффективным образовательным средством является целостная образовательная среда, организованная специальным образом, а не отдельные, пусть даже приоритетные области образования, то естественно было бы обозначить эту реальность некоторым понятием, например ввести термин эколого-валеологиза-ция образовательного процесса.

Проблема эколого-валеологизации образования обусловливается, с одной стороны, приоритетностью эколо-го-валеологического образования, а с другой - недостаточной научной и практической его разработкой.

Для мотивированного и эффективного внедрения эколого-валеологии в педвузовскую подготовку необязательны радикальные или революционные преобразования учебных планов. Достаточно целесообразно использовать возможности, заложенные в эти планы, при квалифицированной реализации их вузовскими преподавателями. Выявленное педагогическое условие позволяет реализовать основные задачи формирования эколого-валеологической готовности студентов: глубокое и всестороннее овладение культурой природопользования и здоровьесбережения; формирование представления об окружающей среде; воспитание позитивного отношения к природе и своему здоровью; формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к окружающей среде и своему здоровью и т. д.

Таким образом, эффективное формирование эколо-го-валеологической готовности студентов педагогических вузов обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, являющихся необходимыми и достаточными для осуществления данного процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования: Моногр. - Магнитогорск: МаГУ, 2004.

2. Пономарева Л. И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: Моногр. - Шадринск, 2009.

3. Сластенин В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки.

- М.: Магистр-Пресс, 2000.

4. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.

- М.: Политиздат, 1981.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.