Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный контроль / финансовый контроль / финансовая деятельность / правовые интересы / органы государственного финансового контроля / Счетная палата / Федеральное казначейство / принципы государственного финансового контроля / антикоррупционные мероприятия / state control / financial control / financial activity / legal interests / state financial control bodies / Аccounts chamber / Federal treasury / principles of state financial control / anti-corruption measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.М. Макарова

В статье рассматривается понятие финансового контроля в РФ. На сегодняшний день финансовый контроль выступает основным посылом качественного преобразования процесса экономики. Предназначение финансового контроля заключается в успешном исполнении финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования средств во всех сферах экономики на основе развития специализированных механизмов, в том числе решающих задачи противодействия коррупционной направленности в сфере государственных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CONTROL MECHANISMS IN COUNTERING CORRUPTION ACTIVITIES

The article deals with the concept of financial control in the Russian Federation. Today, financial control is the main message of a qualitative transformation of the economic process. The purpose of financial control is the successful implementation of the financial policy of the state, ensuring the effective use of funds in all areas of the economy based on the development of specialized mechanisms, including the decisive ones and the tasks of countering corruption in the field of public finance.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 338.22

doi:10.52210/2224669X_2022_4_130

МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.М. Макарова

Аннотация. В статье рассматривается понятие финансового контроля в РФ. На сегодняшний день финансовый контроль выступает основным посылом качественного преобразования процесса экономики. Предназначение финансового контроля заключается в успешном исполнении финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования средств во всех сферах экономики на основе развития специализированных механизмов, в том числе решающих задачи противодействия коррупционной направленности в сфере государственных финансов.

Ключевые слова: государственный контроль, финансовый контроль, финансовая деятельность, правовые интересы, органы государственного финансового контроля, Счетная палата, Федеральное казначейство, принципы государственного финансового контроля, антикоррупционные мероприятия.

FINANCIAL CONTROL MECHANISMS IN COUNTERING CORRUPTION ACTIVITIES

L.M. Makarova

Abstract. The article deals with the concept of financial control in the Russian Federation. Today, financial control is the main message of a qualitative transformation of the economic process. The purpose of financial control is the successful implementation of the financial policy of the state, ensuring the effective use of funds in all areas of the economy based on the development of specialized mechanisms, including the decisive ones and the tasks of countering corruption in the field of public finance.

Keywords: state control, financial control, financial activity, legal interests, state financial control bodies, Аccounts chamber, Federal treasury, principles of state financial control, anti-corruption measures.

Развитие экономических процессов в РФ ставит большое число вопросов организации контрольных процедур в целях повышения финансовой эффективности и противодействия коррупционной деятельности на разных уровнях государственной власти. Рассмотрим поэтапно все аспекты развития механизмов финансового контроля в противодействии коррупционной деятельности.

Современные реалии говорят о высокой значимости финансового контроля в противодействии неправомерного использования финансовых ресурсов в целях обогащения отдельных физических лиц на основе коррупционного составляющей.

Считаем целесообразным оценить готовность существующих механизмов в области контроля для использования финансовых ресурсов и возможности их использования для предотвращения коррупционной деятельности.

С теоретической точки зрения контроль является одной из важнейших функций системы управления [2].

Контроль в управленческом цикле позволяет выявить фактические результаты воздействия на управляемые объекты при оценке выполнения принимаемых решений, позволяющих установить отклонение от поставленных целевых показателей, выявить их причины, установить персональную ответственность, осуществить разработку корректирующих мероприятий для повышения эффективности той сферы деятельности, в которой реализуются контрольные процедуры и мероприятия для улучшения положения дел.

Современные реалии показывают рост значения контрольных процедур в деятельности как государственных, так и негосударственных организаций.

При этом каждая сфера имеет собственную цель в применении. Однако система контроля имеет унифицированную систему организации и осуществления, дающую высокий экономический эффект для реализации профильной деятельности.

В общем смысле контроль подразумевает осуществление профессионального, квалифицированного наблюдения за тем, чтобы реальная деятельность органов государства и их должностных лиц, а также иных хозяйствующих субъектов, точно соответствовала предписаниям, которые содержатся в законе, и в максимально возможной степени обеспечивала бы исполнение ими своих функций, охрану интересов общества, правопорядка, свобод и прав граждан [4].

Экономические процессы в деятельности коммерческих предприятий контролируются в целях повышения прибыльности и рентабельности. Однако в бюджетной сфере цель контрольных процедур иная - повышение качества предоставляемых услуг и создание максимально эффективной системы использования финансовых ресурсов на государственном уровне.

Современные подходы позволяют выявить в системе контроля три составные части в соответствии с временным периодом осуществления: предварительный контроль, текущий контроль и последующий контроль.

Главной задачей предварительного контроля является проверка готовности к осуществлению следующей стадии деятельности во всех существенных моментах ее реализации по этапам и условиям выполнения работ, видам используемых ресурсов и объемам финансирования. К сферам, в рамках которых проводится такая проверка, относятся: распределение финансов (включая создание бюджетов), составление смет.

Главной задачей текущего контроля является мониторинг осуществляемой деятельности в процессе проведения работ. Объектом оценивающих мероприятий выступает деятельность сотрудников по достижению намеченных этапов работ и использования выделяемых ресурсов с целью недопущения и/или своевременной коррекции отклонений под воздействием внутренних и внешних факторов. В этой форме контроля необходимым условием является тщательная проработка промежуточных целей для отслеживания отклонений и каналы передачи сведений о проделанных работах.

Главной задачей последующего контроля является получение информации о результатах, достигнутых в процессе осуществления деятельности организации. На этом этапе проводятся тщательные процессы анализа по всем использованным ресурсам и делаются финансовые и организационные выводы.

В концентрированном виде данные виды процедур отражаются в системе финансового контроля.

Финансовый контроль позволяет управлять финансовыми отношениями, оказывая тем самым воздействие на воспроизводственный процесс, при этом как функция финансов он связан с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов на всех уровнях и во всех структурных подразделениях национальной экономки [2]. Кроме того, финансовый контроль позволяет повышать эффективность и качество народно-хозяйственного управления, предотвращать нарушения законодательства, обеспечивать постоянство и самоорганизацию экономических процессов, что обусловливает перманентную актуальность исследования финансового контроля.

В разных источниках выделяются следующие виды финансового контроля:

- бюджетный контроль;

- налоговый контроль;

- валютный контроль;

- банковский надзор;

- надзор в сфере рынков ценных бумаг;

- страховой надзор;

- контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Высокая актуальность финансового контроля признана для бюджетной сферы на всех уровнях управления, что закреплено соответствующими нормами законодательства.

В разд. 9 гл. 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) сформулированы основные положения, касающиеся государственного (муниципального) финансового контроля [3], а в п. 1 ст. 265 БК РФ называется основная цель государственного (муниципального) контроля: «обеспечение соблюдения бюджетного законодательства РФ».

В той же статье законодатель выделяет внешний и внутренний, предварительный и последующий виды государственного контроля. Различие между внешним и внутренним контролем проявляется в органах поднадзорности и компетентности.

Деление государственного финансового контроля на предварительный и последующий подразумевает следующее различие: предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения нарушений реализации бюджетов РФ, носит превентивный характер, тогда как последующий, наоборот, осуществляется по результатам исполнения бюджетов РФ.

С формальной точки зрения, того массива контролирующих органов (рисунок 1), созданных не только при исполнительной, но и при представительной ветвями власти, достаточно для осуществления эффективного финансового контроля в бюджетной сфере [8].

Каждый из указанных органов осуществляет регулирование и контроль финансовых потоков в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.

ь м

Государственный вневедомственный финансовый контроль

Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ

Контрольное управление Президента РФ

Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства Финансов РФ

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ

Центральный банк РФ

Государственный ведомственный финансовый контроль

Министерства, ведомства, контролирующие деятельность входящих в их систему учреждений и организаций

Контрольно-ревизионные подразделения

Государственные внебюджетные фонда

Федеральная налоговая служба

Рисунок 1. Органы государственного финансового контроля

в РФ

В динамично развивающихся условиях необходима постоянная работа по структуре управления государственными финансами, позволяющая формировать и исполнять параметры федерального бюджета на основе применения развитых параметров системы финансового контроля.

Основа финансирования для исполнения общих функций государства представляет собой федеральный бюджет. Концентрирование федеральных бюджетных средств в условиях цифровизации экономики позволяет усилить финансовый контроль как важный инструмент механизма обеспечения устойчивости и результативности реализации государственных бюджетных средств через Федеральное казначейство, являющееся главным носителем информации для участников бюджетного процесса.

Федеральное казначейство является главным контрольно-ревизионным органом исполнительной власти, основные функции которого направлены на обеспечение контроля сохранности бюджетных средств.

Система государственного финансового контроля, по нашему мнению, должна приводить к следующим результатам:

- внедрение риск-ориентированного подхода в области планирования и организации контрольно-надзорной деятельности;

- предотвращение наступления отрицательных событий через включение мероприятий по их профилактике и минимизации;

- поддержка прозрачности, базирующейся на доступности информационной составляющей процессов в обеспечении контроля оборота бюджетных средств по всей цепочке прохождения;

- создание системы мониторинга осуществления контрольных мероприятий по результатам деятельности всех контрольно-надзорных органов [7].

Внешняя информационная среда Казначейства РФ помогает осуществить взаимодействие между ведомствами со Счетной палатой РФ, с правоохранительными и иными органами и иными органами, исполняющими контроль на базе соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с Федеральной службой безопасности России, МВД РФ, Генеральной прокуратурой.

В таком контексте необходимым является обеспечить методологическое единство системы контрольных действий, что в конечном итоге, позволит разработать единство подходов внутреннего государственного финансового контроля, поэтому необходима разработка и внедрение межведомственных документов, регламентирующих финансовый контроль как самостоятельной методики.

Разработанные Минфином РФ и уже вступившие в силу поправки в БК РФ определяют обновленный метод предварительного контроля - мониторинг - как систему сбора и оценки информации о состоянии подконтрольных объектов с применением автоматизированных цифровых систем.

Развитие системы мониторинга позволит более результативно осуществлять полный цикл финансового бюджетного контроля, начиная от предварительного, на этапе осуществления операции до текущего и последующего контроля, совершаемого по итогам исполнения бюджета, а также применять меры ответственности к тем лицам, которые нарушили действующее бюджетное законодательство.

В целях предупреждения нарушений в области государственных бюджетных средств считаем необходимым использовать риск-ориентированный подход, как сочетание различных элементов аудита эффективности использования бюджетных средств на основе развития ШЮ «Автоматизированная система Федерального казна-

чейства», а также других государственных информационных систем, содержащих массив информации о кассовых операциях по единой методологии, выработанной Министерством финансов РФ, унифицированные стандарты и правила организации контрольной и надзорной деятельности за достоверностью показателей отчетности.

В процессе реализации финансового контроля контрольные аспекты требуют большей детализации и конкретизации по отношению к конкретным главным распорядителям бюджетных средств, органам государственного внутреннего финансового контроля - Федеральным казначейством РФ.

Определение и конкретизация элементов укрупненных групп рисков Федеральным казначейством может производиться по вопросам рационального авансирования, недостатков учетной политики, работы с дебиторской задолженностью, выявлению отдельных ошибок в учете, несанкционированного возникновения кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях, невозврата неналоговых доходов федерального бюджета лицам, не являющихся налогоплательщиками, превышения лимитов бюджетных обязательств и софи-нансирования из федерального бюджета межбюджетных субсидий.

Безусловно, сформулированные сейчас виды рисков выявлены в результате осуществленной в предыдущие периоды деятельности, однако необходимо проведение оценки возможных рисков в будущем и их предварительной типизации для усиления контрольных функций на этапе реализации финансирования бюджетной деятельности для пресечения незаконных схем использования централизованных финансов.

Постепенное накапливание и систематизация видов риска выявленных финансовых нарушений может позволить формировать классификатор рисков, единых стандартов планирования контрольных мероприятий и превентивных мер по их результатам.

Подобная классификация нарушений уже существует как в Федеральном казначействе, так и в Счетной палате РФ, а также и в других государственных ведомствах, но при этом отсутствует единство интегрированных документов, которые могли бы систематизировать и классифицировать риски и нарушения в финансово-бюджетной сфере.

Гармонизация стандартов подготовки и проведения контрольных мероприятий, а в дальнейшем формирование условий

взаимного признания их результатов - весьма близкая перспектива взаимодействия контрольных органов и устранения дублирования контрольных мероприятий.

Тем не менее, наличие распределенных функций по контролю за конкретным видом финансов не способствует повышению прозрачности и подконтрольности финансовых потоков в системе финансового контроля, что создает возможность существования коррупционной составляющие на разных уровнях управления.

Внедрение информационных технологий и формирование баз данных в разных сферах позволяет поставить актуальный вопрос организации многомерной системы усиления контрольной функции непосредственной в процессе осуществления с одной стороны движения финансовых ресурсов, а с другой - установления персональной ответственности за реализуемые решения через согласование выделения ресурсов.

В связи с этим необходимо внести соответствующие новации в российское законодательство:

- расширение списка методов для осуществления текущего государственного внутреннего бюджетного контроля;

- утверждение контрольно-счетными органами итогов проверок органов исполнительной власти на всех уровнях с целью исключения проведения дублирующих контрольных мероприятий;

- достаточный контроль применения получателям бюджетных средств.

Системная работа по организации прозрачной системы финансового контроля решает важную задачу противодействия коррупционной составляющей экономических процессов.

Реализация государственной антикоррупционной политики имеет в практике применения разнообразные методологические подходы, сформированные на основе типизации проблем по выявленным коррупционным действиям на разных уровнях инструментами финансового контроля.

С сожалением приходится констатировать, что совершенствование антикоррупционной деятельности на основе правовых, финансовых и социальных мероприятий идет сложно и планомерно со стороны уполномоченных органов как внешнего, так и внутреннего контроля.

Как следствие - спонтанность воздействия на коррупцию, которая приобретает системный характер: «несмотря на многолетнюю упорную борьбу с коррупцией, последняя все еще характеризуется своей непоследовательностью, а самое главное - неэффективностью» [5].

Необходимо отметить сложные и неоднозначные результаты законодательно закрепленных государством основных принципов противодействия коррупции и их реализации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N° 273-Ф3 «О противодействии коррупции» одним из принципов противодействия коррупции является «приоритетное применение мер по предупреждению коррупции». В обществе сформировался запрос на ужесточение наказания, увеличение видов наказания за совершенные коррупционные правонарушения и т.п. Во многом это объясняется сохраняющейся значительной степенью вовлеченности граждан в бытовую коррупцию и восприимчивости к коррупции.

Наказание, как и количество антикоррупционных мер, не должны определяться в качестве основных критериев оценки результативности реализации государственной антикоррупционной политики через систему финансового контроля. Необходимо смещение акцента регулирующего воздействия на предупреждение коррупции через систему реализуемого финансового контроля на основе механизмов государственной антикоррупционной политики посредством мониторинга и типизации коррупционных рисков и угроз. Причинами коррупции являются:

- экономическая нестабильность;

- неэффективное функционирование отдельных институтов власти;

- бюрократизация государственного аппарата;

- распределение бюджетных средств;

- государственные заказы и закупки;

- эксклюзивные права и льготы;

- банковская сфера и т.д.

Финансовый контроль должен становится надежной преградой формированию благоприятной среды для коррупции, в которой формируются также коррупционные риски и угрозы. Установлено, что коррупционные риски и угрозы оцениваются как «заложенные в си-

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

стеме государственного и муниципального управления возможности для действия/бездействия должностных лиц с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий и наносящие ущерб государственным и общественным интересам» [3].

Следует отметить, что общая проблема противодействия коррупции усугубляется тем, что коррупционные риски и угрозы заложены в управленческой деятельности. Они носят объективный характер и связаны с наделением государственных органов такими полномочиями, как запрет, разрешение, распределение, установление, контроль, оценка, определение и т.д. Сами по себе данные полномочия не влекут «ожидаемые потери» и «убытки» [6]. Пусковым механизмом активизации коррупционных рисков и угроз могут стать действия конкретного чиновника по исполнению установленных функций и выполнению должностных обязанностей с целью удовлетворения личных интересов.

Именно поэтому формирование комплексных механизмов финансового контроля в противодействии коррупционной деятельности на основе использования полномочий разнообразных контрольных органов, типизации и автоматизации контрольных процедур с использованием специализированных программных продуктов и формированием системы объективных и социальных процессов антикоррупционной направленности на всех уровнях государственного управления является приоритетной задачей.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 21 ноября 2022 г.) // СПС «Гарант». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 23.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Волков А.Ю., Волков М.А. Финансовый контроль как категория // Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. 2014. № 6-2.

3. Дементьева И.Н. Исследование коррупционных рисков в региональных органах государственной власти // Проблемы развития территории. 2012. Вып. 2 (58).

4. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы. М., 2018.

5. Рыбак С.В., Гвппваренко И.А. Антикоррупционная политика Российской Федерации в системе государственной службы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-8.

6. Смирнов Ф.Ф. Проявление коррупционных рисков в деятельности государственных органов // Среднерусский вестник общественных наук. Серия: Политология. 2017. № 1. Т. 12.

7. Ханафин Э.Ф. Проблемы взаимодействия органов государственного финансового контроля Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2021. № 2 (77).

8. Черевко В.В., ШепелеваД.В. Актуальные тенденции финансового контроля в Российской Федерации // Вестник МГЭИ (on line). 2020. № 2.

Л.М. Макарова

кандидат экономических наук, доцент заведующий кафедрой финансов, налогообложения и финансового учета,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: Makarova.L@mfua.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.