Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕГАТИВНЫМ ПРОЦЕССАМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕГАТИВНЫМ ПРОЦЕССАМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрольно-ревизионные институты / функции контрольно-ревизионных институтов / негативные процессы в экономике / экономические правонарушения / control and audit institutions / functions of control and audit institutions / negative processes in the economy / economic offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Николаевна Агапова, Татьяна Владиславовна Воевода

В связи с переходом экономики Российской Федерации от директивных методов управления к рыночным механизмам регулирования, принципиально иными стали роль, место и функции институтов государственного финансового контроля в системе государственного управления. В широком смысле они призваны, наряду с непосредственно контрольными функциями, выполнять функции инструмента государственного регулирования и стабилизации экономических процессов. В условиях рыночного регулирования экономики институты государственного финансового контроля стали выполнять и относительно новую для них фискальную функцию. Главное внимание в статье обращается на то, что при реализации своих функций система государственного финансового контроля опирается на один из своих мобильных, оперативных, и от этого наиболее эффективных, инструментов — на контрольно-ревизионные институты и их основные организационные функции. Исследование показало, что непосредственная взаимосвязь контрольно-ревизионных институтов с объектами и субъектами экономических отношений позволяет достичь высокого уровня объективности результатов финансового контроля и как следствие — выработки своевременных и правильных решений и мер регулирования экономической и финансовой политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF CONTROL AND AUDIT INSTITUTIONS TO COUNTER NEGATIVE PROCESSES IN THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Due to the transition of the economy of the Russian Federation from Directive management methods to market mechanisms for regulating the economy, the role, place and functions of state financial control institutions in the public administration system have become fundamentally different. In a broad sense, they are intended, along with directly controlling functions, to serve as an instrument of state regulation and stabilization of economic processes. In the conditions of market regulation of the economy, the institutions of state financial control began to perform a relatively new fiscal function for them. The main attention in the article is drawn to the fact that in the implementation of its functions, the system of state financial control relies on one of its mobile, operational, and therefore most effective tools — control and audit institutions. The study showed that the direct relationship of control and audit institutions with the objects and subjects of economic relations allows us to achieve a high level of objectivity of the results of financial control and, as a result, to develop timely and correct decisions and measures to regulate the economic and financial policy of the state.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕГАТИВНЫМ ПРОЦЕССАМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10433 © Т.Н. Агапова, Т.В. Воевода, 2020

Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕГАТИВНЫМ ПРОЦЕССАМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Татьяна Николаевна Агапова, профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа, доктор экономических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: tnagapova@gmail.com

Татьяна Владиславовна Воевода, старший оперуполномоченный по особо важным делам

Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России (117452, Москва, ул. Азовская, д. 19)

E-mail: tarantinota@mail.ru

Аннотация. В связи с переходом экономики Российской Федерации от директивных методов управления к рыночным механизмам регулирования, принципиально иными стали роль, место и функции институтов государственного финансового контроля в системе государственного управления. В широком смысле они призваны, наряду с непосредственно контрольными функциями, выполнять функции инструмента государственного регулирования и стабилизации экономических процессов. В условиях рыночного регулирования экономики институты государственного финансового контроля стали выполнять и относительно новую для них фискальную функцию. Главное внимание в статье обращается на то, что при реализации своих функций система государственного финансового контроля опирается на один из своих мобильных, оперативных, и от этого наиболее эффективных, инструментов — на контрольно-ревизионные институты и их основные организационные функции.

Исследование показало, что непосредственная взаимосвязь контрольно-ревизионных институтов с объектами и субъектами экономических отношений позволяет достичь высокого уровня объективности результатов финансового контроля и как следствие — выработки своевременных и правильных решений и мер регулирования экономической и финансовой политики государства.

Ключевые слова: контрольно-ревизионные институты, функции контрольно-ревизионных институтов, негативные процессы в экономике, экономические правонарушения.

FUNCTIONS OF CONTROL AND AUDIT INSTITUTIONS TO COUNTER NEGATIVE PROCESSES IN THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tat'yana N. Agapova, Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis, Doctor of Economic Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow,

ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: tnagapova@gmail.com

Tat'yana V. Voevoda, Senior Special Affairs Officer

General Directorate for Drug Control of the Ministry of Internal Affairs of Russia (117452, Moscow, ul. Azovskaya, d. 19) E-mail: tarantinota@mail.ru

Abstract. Due to the transition of the economy of the Russian Federation from Directive management methods to market mechanisms for regulating the economy, the role, place and functions of state financial control institutions in the public administration system have become fundamentally different. In a broad sense, they are intended, along with directly controlling functions, to serve as an instrument of state regulation and stabilization of economic processes. In the conditions of market regulation of the economy, the institutions of state financial control began to perform a relatively new fiscal function for them. The main attention in the article is drawn to the fact that in the implementation of its functions, the system of state financial control relies on one of its mobile, operational, and therefore most effective tools — control and audit institutions.

The study showed that the direct relationship of control and audit institutions with the objects and subjects of economic relations allows us to achieve a high level of objectivity of the results of financial control and, as a result, to develop timely and correct decisions and measures to regulate the economic and financial policy of the state.

Keywords: control and audit institutions, functions of control and audit institutions, negative processes in the economy, economic offenses.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Агапова Т.Н., Воевода Т.В. Функции контрольно-ревизионных институтов по противодействию негативным процессам в экономике Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):292-298.

УДК 33.336 ББК 65.05

Контрольно-ревизионные институты (далее — КРИ) — государственные органы, осуществляющие свои контрольно-ревизионные функции в совокупности с нормами и правилами, регулирующими их деятельность. В ходе реализации мероприятий финансового контроля ими формируется как оценочное мнение, относительно осуществляемой субъектом контроля деятельности и ее финансовых показателей, так и, с точки зрения идентификации персональной ответственности должностных лиц — участников процесса управления, анализируются результативность работы на порученном участке, эффективность осуществления управления руководством объекта контроля, а также оценивается соблюдение объектом контроля требований нормативных правовых актов.

В рамках институционального подхода КРИ можно рассматривать как направленный на реализацию основных функций государства в части, касающейся противодействия негативным процессам в экономике Российской Федерации, сложный механизм, обладающий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях разветвленной структурой. Для достижения указанной цели, перед КРИ поставлены такие задачи, как оценка законности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности и осуществление методического обеспечения процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью проверяемого объекта, на основе обобщения причин выявленных нарушений.

Функции, которые осуществляются с целью реализации основных задач, стоящих перед КРИ можно рассматривать по трем основным направлениям:

♦ противодействие коррупционным правонарушениям;

♦ информационно-аналитическое;

♦ диагностическое.

При этом противодействие антикоррупционным правоотношениям следует рассматривать в трех аспектах:

а) предупреждение и предотвращение коррупционных правонарушений;

б) непосредственное выявление экономических правонарушений путем выявления неправомерного поведения и при необходимости направления результатов контрольно-ревизионных мероприятий в правоохранительные органы;

в) поступление в бюджет денежных средств в результате применения к совершившим коррупционные

правонарушения мер как гражданско-правовой, административной, так и уголовной ответственности1.

Следует отметить все более усиливающуюся в настоящее время роль предупреждения и предотвращения правонарушений, которая, как правило, реализуется в рамках осуществления превентивной функции, в частности, при проведении действий в рамках предварительного и/или текущего контроля. В рамках предварительного контроля на этапе разработки нормативных правовых актов необходимо осуществлять не только антикоррупционную экспертизу, но и анализировать четкость и однозначную понятность формулировок. Например, как это произошло с выплатой федеральных надбавок медработникам за борьбу с COVID-19, когда нечеткость формулировок породила разные трактовки, что негативно сказалось на имидже власти.

Поставленные перед КРИ цели достигаются путем планомерной работы в нескольких направлениях:

♦ выявление фактов совершения правонарушений и, соответственно, установление должностных лиц, совершивших эти правонарушения;

♦ разработка по результатам контрольно-ревизионных мероприятий нормативных правовых актов, поправок в действующие нормативные правовые акты, которые должны содержать положения, направленные на устранение возможности совершения выявленных нарушений в дальнейшем;

♦ осуществление ряда профилактических мер специального характера [3].

В рамках противодействия формированию условий, способствующих возникновению коррупционных проявлений для КРИ важно отметить экс-пертно-аналитическую деятельность, и, в первую очередь, это касается проведения экспертиз проектов нормативных правовых актов, предшествующих вынесению их на рассмотрение представительным органом2.

Характеризуя аналитические функции КРИ нельзя не упомянуть прогностическую функцию, в рамках которой на основе сравнительного анализа альтернативных прогнозируемых вариантов результатов мож-

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 (ред. от 25 мая 2020 г.) // URL://http://www.base.ga-rant.ru

2 ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172 (ред. от 11 октября 2018 г.) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // URL://http://-www.base.garant.ru

но сформировать наиболее оптимальное, с точки зрения установленных критериев, решение.

В процессе предварительного контроля указанная функция играет важную роль, причем эта функция тесно связана с анализом альтернативных издержек [1, с. 511].

Важной аналитической функцией является и выявление в ходе контрольных мероприятий неиспользуемых резервов, а также возможностей дальнейшего оптимального расходования как материальных, так и финансовых ресурсов, продуктивного использования находящихся на учете в организации нематериальных активов, что особенно актуально в нынешней экономической ситуации.

Значимую роль в деятельности КРИ играет функция коррекции, которая заключается в исправлении не-

гативных моментов, выявленных в ходе анализа полученной информации. На основе полученной в рамках «обратной связи» информации формируются и реализуются корректирующие воздействия, сформированные на основе анализа действия как подконтрольных объектов, так и самих субъектов контроля [2, с. 528].

Диагностическая функция КРИ как правило реализуется путем идентификации соответствия наблюдаемых параметров деятельности подконтрольного объекта установленным в нормативных актах требованиям, стандартам, «значениям параметров, показателей, контрольным значениям и критическим величинам, а также через выявление тенденций его развития» [3]. Можно выделить факторы, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние на выполнение КРИ диагностической функции (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, оказывающие разнонаправленное влияние на осуществление контрольно-ревизионными институтами (КРИ) функций диагностики экономических объектов контроля

Важно учитывать, что по результатам контрольно-ревизионных мероприятий подлежат корректировке не только отдельные управленческие решения, которые направлены на достижение запланированных результатов в соответствии с применимыми нормами, стандартами, правилами, но также и сами нормы, нормативы и стандарты.

По отношению к контролируемым субъектам применительно к деятельности КРИ субъекты контроля можно разделить на две группы: субъекты, осуществляющие внутренний контроль и субъекты, осуществляющие внешний контроль.

Нельзя не учитывать, что любой экономический субъект обязан не только формально организовать, но и осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, который применительно к бюджетной сфере осуществляется в соответствии с учетом положений бюджетного законодательства3.

К субъектам, осуществляющим внутреннийконт-роль, относятся:

♦ субъекты, сами являющиеся структурными элементами контролируемого экономического субъекта; при этом следует учитывать, что должностные инструкции для этих специалистов субъектов внутреннего контроля должны быть составлены в соответствии с положениями Профессионального стандарта4;

♦ ведомственные структуры, создаваемые в рамках министерств и ведомств. Однако с учетом постепенного перевода органов государственного управления на централизованное ведение бухгалтерского учета при уточнении организации внутреннего контроля следует учитывать особенности такого учета5, осуществляемого Федеральным казначейством.

К основным функциям субъектов внутреннего контроля, осуществляющих свою деятельность в рамках риск-ориентированного подхода можно отнести:

♦ выявление фактов совершения работниками при исполнении должностных обязанностей правонарушений, обусловленных их действиями или бездействием;

♦ применение к должностным лицам, совершившим выявленные в ходе внутреннего контроля нарушения, мер воздействия в рамках установленных компетенций в соответствии с законодательством РФ;

♦ передача в правоохранительные органы материалов о выявленных в ходе внутреннего контроля нарушениях в случаях и порядке, определенных законодательством;

♦ выявление причин и условий, в силу которых стало возможным совершение путем действия или бездействия должностными лицами в рамках исполнения служебных обязанностей, закрепленных в должностных инструкциях и трудовых контрактах в соответствии с нормативными правовыми актами;

♦ анализ выявленных причин и условий, а также разработка и реализация с учетом накопленной информации комплекса мер, направленных на устранение предпосылок к таким правонарушениям;

♦ обеспечение условий для надлежащего исполнения в соответствии с установленными нормативными правовыми актами, уставами, иными документами должными лицами экономического субъекта своих служебных обязанностей в соответствии с миссией, целями и задачами экономического субъекта. В этой связи важно отметить, что в настоящее время в условиях масштабного перевода работников учреждений на режим удаленной работы одной из задач внутреннего контроля является контроль за обеспечением работнику условий для осуществления удаленной работы, в частности, отражение в трудовых договорах условий использования компьютерной техники и иной оргтехники, программного обеспечения, интернета, мобильной связи, а также регламента работы, форм отчетности.

В деятельности субъектов внутреннего контроля можно выделить несколько направлений: информа-

3 ФЗ от 6 декабря 2011 г. № 402 (ред. от 26 июля 2019 г.) «О бухгалтерском учете» // URL://http://www.base.garant.ru

4 Профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 236н // URL://http://www.clas-sinform.ru

5 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1890 «Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы» // URL://http://www.base.garant.ru; иЯЬ://-http://www.roskazna.ru

ционно-аналитическое, оперативно-аналитическое, административно-кадровое направление. Еще одним важным направлением деятельности является организация взаимодействия с правоохранительными органами, представляющая собой формирование в целях своевременного реагирования, установления обстоятельств и устранения причин совершенных правонарушений, системы взаимного информирования о возможной противоправной деятельности работников.

Под субъектами внешнего контроля в рамках институционального подхода понимают контрольно-ревизионные институты, которые не имеют ведомственной связи с экономическим субъектом проверки. Следует отметить, что если субъекты внутреннего контроля финансируются за счет бюджета министерства или ведомства, а также самой организации, если речь идет о внутрифирменном контроле, то субъекты внешнего контроля финансируются из бюджета. К субъектам внешнего контроля можно отнести: Главное контрольное управление Президента РФ6, Счетную палату Российской Федерации1, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований8.

Значимую роль в развитии и совершенствовании контроля играют подведомственные Министерству финансов России, но при этом имеющие огромное самостоятельное значение, в том числе и в организации и результативности контроля Федеральная налоговая служба9, Федеральное казначейство10, Федеральная таможенная служба11, осуществляющие контрольные функции в рамках своих полномочий.

Федеральное казначейство Российской Федерации, роль которого в обеспечении устойчивого функционирования финансовой системы государства в последнее время все более возрастает, несет ответственность за осуществление не только текущего, но, что очень важно, и предварительного контроля за осуществлением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Важно отметить, что в рамках контрольной деятельности Федеральное казначейство осуществляет работу, направленную на своевременное выявление и предотвращение нарушений в финансово-бюджетной сфере. Для этого уделяется большое внимание систематизации и анализу выявляемых нарушений, и, что очень важно, формированию, а также

доведению до участников бюджетного процесса регулярно формируемых обзоров недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля в сфере государственных финансов. В частности, в 2019 г., по результатам осуществленных контрольных мероприятий в сфере государственных финансов было выявлено 28 751 нарушение на общую сумму 2041,2 млрд руб., что составляет 30% от общего объема проверенных средств12. Структура выявленных Федеральным казначейством нарушений в ходе осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере представлена в табл. 1.

В 2019 г. Федеральным казначейством по результатам контрольных действий на объектах контроля были направлены 2840 представлений на сумму 1386,2 млрд руб. а также 758 предписаний на сумму 11,2 млрд руб., а также направлено в Минфин России 77 уведомлений, содержащих основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения. На основании переданных в установленном порядке в органы прокуратуры и правоохранительные органы материалов только в 2019 г. правоохранительными органами было возбуждено 33 уголовных дела, кроме того органами прокуратуры и правоохранительными органами вынесены 360 протестов, постановлений, предостережений за нарушения, выявленные в ходе ревизий и проверок; по результатам следственных мероприятий, проведенных правоохранительными органами, семь уголовных дел передано в суды, по которым осуждены четыре виновных лица13.

6 Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 (ред. от 25 июля 2014 г.) «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.

7 ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 41 (ред. от 7 февраля 2017 г.) «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 (ред. от 25 мая 2020 г.) // URL://http://www.base.ga-rant.ru

9 Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (ред. от 3 октября 2018 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // URL://http://www.base.ga-rant.ru

10 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 (ред. от 29 декабря 2017 г.) «О Федеральном казначействе» //СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908.

11 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 3 июня 2019 г.) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») // URL://http://www.base.garant.ru

12 URL://http://www.roskazna.ru

13 URL://http://www.roskazna.ru

Табл. 1. Структура преступлений, выявленных в ходе контроля, осуществляемого Федеральным казначейством

Нарушения 2018 г. 2019 г.

Количество, ед. Сумма, млрд руб. Количество, ед. Сумма, млрд руб.

Нецелевое использование бюджетных средств 409 5,1 345 7,1

Неправомерное использование бюджетных средств 2857 27,9 3728 37,4

Неэффективное использование бюджетных средств 629 288,6 813 73,2

Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями 2639 332,0 2 829 672,0

Нарушение процедур составления и исполнения бюджета, установленных бюджетным законодательством 1340 47,0 1130 111,2

Нарушения правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности 5955 411,1 6685 486,5

Нарушения в сфере закупок 5701 109,4 9121 90,4

Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг)14 осуществляет свою деятельность в интересах национальной безопасности в тесном взаимодействии с иными субъектами контроля. Так «Совместно с Банком России, ФСБ, МВД, СК, ФНС и Генеральной прокуратурой в 2019 г. удалось пресечь деятельность 25 «теневых площадок», оборот которых составлял 38 млрд руб.»15.

К КРИ можно отнести и другие органы, которые наделены определенными полномочиями в сфере финансового контроля (например, входящее в структуру МВД России Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ГУЭБиПК МВД России)16, Генеральная прокуратура Российской Федерации11).

Перечисленные КРИ осуществляют внешний контроль как на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, так и на муниципальном уровнях18. Среди контрольных органов субъектов Федерации значимую роль играет Главное контрольное управление г. Москвы (Главконтроль), деятельность которого ориентирована не только на осуществление государственного контроля как в финансово-бюджетной сфере, так и в сфере закупок, но и на контроль предоставления государственных услуг г. Москвы.

Осуществление указанных в статье функций, реализуемых КРИ в процессе деятельности обусловлено необходимостью противодействия негативным

процессам в экономике государства. В этой связи, с точки зрения противодействия негативным процессам, КРИ предлагается рассматривать как основанную на взаимодействии в соответствии с нормами права совокупность не только собственно контрольно-ревизионных аппаратов, но и методическое обеспечение проведения контрольно-ревизионных мероприятий, причем значимую роль играет нормативная правовая база, регламентирующая общественно-правовые отношения, возникающие как в процессе проведения контрольно-ревизионных мероприятий, так и в ходе реализации их результатов. Важно учитывать, что эффективное функционирование КРИ должно быть направлено на обеспечение реализации всего комплекса функций государственного управления в экономике и финансовой сфере.

14 Указ Президента РФ от 13 июня № 808 (ред. от 8 марта 2016 г.) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3314.

15 URL://http://www.fedsfm.ru/releases/4372

16 Приказ МВД Российской Федерации от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Щит и меч. 2004. № 48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

18 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 6 (ред. от 3 апреля 2017 г.) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 903.

Отмечено, что в ходе осуществления своей деятельности, КРИ реализуют также и иные функции государственного управления, направленные на противодействие негативным процессам в экономике, в частности, это касается прогностической, аналити-ческо-оценочной функции, обеспечения мониторинга уровня экономической безопасности государства, а также регулятивной и правоформирующей функции. Характерно, что в рамках проведения мероприятий налогового контроля в процессе реализации контрольных функций КРИ выступают как инструменты фискальной системы государства.

Результаты исследования как КРИ, так и их роли в противодействии негативным процессам в экономике Российской Федерации дали основания сделать вывод о том, что главной целью их деятельности является обеспечение соблюдения установленных принципов (в частности, законности, целесообразности и эффективности) при осуществлении не только распорядительных, но и исполнительных управленческих действий на всех этапах жизненного цикла. При этом особую роль играют этапы планирования, в ходе которого осуществляется предварительный контроль, а также формирования, распределения и использования, в отношении финансовых ресурсов, материальных ценностей и интеллектуально собственности, их сохранности и приумножения для обеспечения выполнения государством функций, направленных на противодействие негативным процессам в экономике и обеспечение экономической безопасности государства.

Таким образом, несмотря на то, что КРИ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях выполняют разные задачи, их основной функцией является оздоровление экономики государства и, в частности, финансовой системы, посредством выявления негативных тенденций в пределах установленной компетенции, устранения выявленных факторов негативного воздействия на указанные системы, а также разработка предложений, направленных на недопущение негативных воздействий. К особенностям контрольно-ревизионных механизмов в целях противодействия негативным процессам в экономике следует отнести специфическую технологию работы. В частности, входе штатной работы выполняется последовательность действий, заключающаяся в выявлении фактов отклонения объектов контроля за рамки правового поля, а также установлении причин, их порождающих; затем устранение указанных фактов и при-

чин; и, наконец, оздоровление экономики путем профилактических мер, направленных на недопущение условий и возможностей совершения выявленных ситуаций в дальнейшем. Причем следует отметить, что все более и более важную роль в настоящее время играет не последующий, как это было раннее, а предварительный контроль, осуществляемый КРИ, т.е. действия, направленные на недопущение возможности и условий совершения противоправных действий в сфере экономики и финансов. Особенно это важно в настоящее время, когда в сложных условиях борьбы с пандемией, сроки «прохождения» нормативных правовых актов по всем этапам разработки от возникновения идеи до подписания нормативного правового акта значительно сократились, расходуются по разным направлениям значительные объемы денежных средств, в том числе и на поддержку граждан и бизнеса. В этих условиях предварительный контроль, осуществляемый КРИ, играет важную роль, обеспечивающую работу по восстановлению экономики.

Литература

1. Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2007.

2. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. М.: Норма, 2001.

3. Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты РФ. 1999. № 12.

4. Приказ Казначейства России от 2 апреля 2020 г. № 17н «Об утверждении Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета» (зарегистрирован в Минюсте России 30 апреля 2020 г. № 58253) // URL://http://www.base.garant.ru

References

1. Karpova T.P. Osnovy upravlencheskogo ucheta: Ucheb. posobie. M.: Infra-M, 2007.

2. Knorring V.I. Teoriya, praktika i iskusstvo uprav-leniya: Uchebnik. M.: Norma, 2001.

3. OpenyshevS.P., Zhukov V.A. Sushchnost', tsel', zadachi i funktsii finansovogo kontrolya // Byulleten' Schetnoy palaty RF. 1999. № 12.

4. Prikaz Kaznacheystva Rossii ot 2 aprelya 2020 g. № 17n «Ob utverzhdenii Osobennostey vedeniya tsent-ralizovannogo bukhgalterskogo ucheta» (zaregistriro-van v Minyuste Rossii 30 aprelya 2020 g. № 58253) // URL://http://www.base.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.