Textbook [Text] / L. E. Spiridonova, B. A. Komarov, O. V. Markova, V. M. Statsunova. - St. Petersburg: KARO, 2019. - 104 p.
3. Manual for self-study: The production system of Rosatom. Basic course. [Electronic resource]. - Access mode: https://chirpo.ru/ files/bertech/metodich/Manuals%20for%20self %20study%20Production%20system%20ROSA TAMA.pdf. - Date of access: 08.10.2022.
4. Lean Manufacturing Guide. Ron Pereira. [Electronic resource]. - Access mode: https://chirpo.ru/files/bertech/metodich/Manual %20%20%20leanproduction.%20Ron%20Pereir a.pdf. - Date of access: 10.11.2022.
5. The federal state educational standard of secondary (complete) general education is a set of requirements that are mandatory for the imple-
mentation o f the main educational program of secondary (complete) general education by educational institutions with state accreditation [Text]. - Moscow: Education, 2014. - 64 p.
Сведения об авторе
Обухова Елена Анатольевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа J№ 11», г. Сатка
Information about the author
Obukhova E. A. - Deputy Director for Teaching and Educational Work of Municipal Autonomous General Education Institution «Secondary School J№ 11», Satka
УДК 371
МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Р.С. Сэркен
В статье широко освещена тема реализации национальной модели обеспечения качества образования, ее ключевые принципы. Автор акцентирует внимание на механизме оценки качества образования, в контексте которого рассматривается система внутреннего обеспечения качества образования. Проблема качества образования, по мнению автора, будет решаться путем совмещения независимой оценки ECERS и оценки удовлетворенности родителей качеством образования и обучения. Методы, описанные в статье, позволяют сделать вывод о глубокой и аналитической работе автора. Использование диагностических процедур определяет круг проблемных зон в практике педагогов. Актуальность и практическая значимость данной статьи в комплексном изучении методических потребностей педагогов и эффективности управления качеством образования.
Ключевые слова: национальная модель,
образование, механизм оценивания, независимая оценка ECERS.
Система образования любой страны в мире постоянно подвергается модернизации и коррекции с целью повышения уровня образованности населения. Главной задачей государственной политики Республики Казахстан в области образования является обеспечение его высокого качества, что нашло отражение в национальном проекте республики «Качественное образование «Образованная нация» [5], где общенациональным приоритетом обозначена задача по повышению качества знаний. Для ее решения в июне 2022 года подписан программный документ «Руководство по обеспечению качества образования всех уровней» [1].
Национальная модель обеспечения качества образования определила ключевые цели и основные принципы, также установлены уровни механизма оценки качества образова-
ния, определена ответственность и система внутреннего обеспечения качества образования.
Так, по поручению главы государства, разработана новая модель развития дошкольного воспитания и обучения. С этой целью принят новый Стандарт, изменивший парадигму дошкольного образования [2; 3]. Главными приоритетами стали равный доступ к качественному дошкольному воспитанию и обучению, психологический комфорт ребенка, обеспечение безопасности жизни, обучающая деятельность через игру и творчество, сотрудничество всех субъектов дошкольного обучения: педагогов, воспитанников и родителей.
Качество уровня подготовки детей дошкольного возраста будет проверяться по системе независимой оценки ECERS, в том числе через опрос удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.
В текущем году в дошкольных учреждениях будут введены электронные журналы посещаемости. Активизируется система внутреннего контроля: профилактический контроль и внеплановые проверки; самооценка и государственная аттестация.
Полномочия по обеспечению качества дошкольного обучения обеспечивают местные исполнительные органы. Качественное методическое сопровождение оказывают региональные методические кабинеты. Таким образом, нашим приоритетом становится не только увеличение охвата детей, но и качественное дошкольное воспитание и обучение.
В области среднего образования «Руководством по обеспечению качества образования всех уровней» [5] в системе внутреннего обеспечения качества определены приоритетные направления и стандарты через:
1. проектирование системы внутреннего обеспечения качества и планирование управления качеством образования;
2. управление процессами: учебно-воспитательным, организационным, методическим;
3. мониторинг процессов и коррекция.
Внутренние обеспечение качества: административная контрольная работа; текущий
контроль; промежуточный контроль; итоговая аттестация.
По завершению учебного года школа ежегодно проводит мониторинг и анализ работы, который рассматривается на итоговом педагогическом совете.
Внешнее обеспечение качества идет через: самооценку и государственная аттестация; мониторинг образовательных достижений обучающихся; международные исследования (PISA, TIMSS, ICILS, PIRLS, TALIS).
Мониторинг эффективности этой системы осуществляется посредством анализа и проверки соответствующих статистических данных, индикаторов и показателей организаций среднего образования, которые отражаются в существующей в республике Национальной образовательной базе данных.
Проверка осуществляется Департаментом по качеству сферы образования и информационно-аналитическим центром.
Для системы среднего образования нашего региона главным приоритетом является обеспечение равной доступности сельских школьников к качественному образованию, так как это особенно актуально для СевероКазахстанской области, где 87% школ -сельские школы. Исходя из этого, были определены инструменты повышения качества образования в малокомплектных школах через методическое сопровождение ресурсных центров, которые выстраивают обучение по принципу «Равный - равному» с магнитными школами [4]. Таких школ у нас в области 67.
В области функционируют 28 ресурсных центров (справочно: в 2020 год - 26 ед., 2019-23 ед.), которые выстраивают методическое обучение по принципу «Равный - равному» с магнитными школами. Таких школ у нас в области 67.
Совместно с региональным университетом отработан вопрос подготовки специалистов по смежным дисциплинам. Уже в этом году выпустилось 56 учителей, которые сейчас участвуют в конкурсе на занятие вакантных должностей педагогов.
Реализуется ряд проектов, направленных на
повышение качества знаний (справочно: проекты «БЫмсараптамасы», <^рлесик»; «Лаборатория Наставничества», шефство сильных школ города над сельскими, работа с методическими кабинетами районного уровня «Методическая вертикаль»).
В области работают 16 ассоциаций учителей-предметников. Коллаборативная среда, созданная в ассоциациях, способствует повышению педагогического мастерства и личностному росту через проведение в онлайн формате ежемесячных мастер-классов, методических часов, например, «Калейдоскоп идей» у физиков, еженедельная «Диалоговая площадка» у математиков, «Ашьщ алан» у химиков-биологов, «Субботний час» у историков и географов, телеграмм-канал для учителей начальных классов и т.д., а также работа собственного Ю-туб - канала «БЫкл устаз»).
Предметные Ассоциации мы наделили конкретным функционалом: аналитико-диагностическим и практическим, так как ставим перед собой главную цель - улучшить качество образования через повышение компетентности педагогов и решение инновационных проблем в образовании. Мы уже видим результаты методического сопровождения педагогов работы Ассоциаций на уровне создания условий для повышения профессионального образования через активный обмен опытом.
В ходе системной работы с предметными Ассоциациями проведено комплексное исследование методических потребностей в практике педагогов. Анализ результатов этого изучения позволил очертить круг проблемных зон:
слабый навык педагогов в конструктивной коллаборации педагогического сообщества;
отсутствие взаимодействия между профессиональными объединениями разных форм и направлений деятельности (например, между региональными ассоциациями и профессиональными объединениями педагогов и частными организациями образования (творческие группы- метод объединения);
Эти проблемные зоны стали основной стратегией в проектировании нашей дальней-
шей работы.
Отрадно заметить, что Ассоциация педагогов, как стратегия методического сопровождения, уже показала качественные изменения:
1. вертикаль деятельности объединений позволила выстроить диалог между всеми структурами педагогических сообществ на различных методических площадках;
2. широкое распределение лидерства в сообществе помогло достичь поставленных целей благодаря взаимной поддержке, признанию субъектности и повышению чувства ответственности каждого члена коллектива;
3. мотивационная и методическая готовность самого педагога в большей степени располагает его к инновационной деятельности;
4. создан единый подход к повышению квалификации педагогов.
Ассоциации педагогов позиционируют себя как культурное обновленное профессиональное сообщество в рамках векторного взаимодействия. Обозначение ключевого принципа работы Ассоциаций - перехода от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь» вносит качественные изменения в содержание образования.
В прошедшем учебном году принято решение о поощрении победителей и призеров республиканских и международных предметных олимпиад. Поэтому впервые 24 североказахстанских школьника получили денежные премии. А с текущего учебного года введена доплата педагогам, подготовившим победителей международных олимпиад. Все эти меры дают стимулы для развития научно-исследовательской деятельности, тем более что потенциал у наших школьников и учителей колоссальный. Поэтому приоритетной задачей является увеличение числа победителей и призеров олимпиад и конкурсов, особенно по естественнонаучным дисциплинам.
По-прежнему, одним из наиболее валидных инструментов измерения качества образования является внешняя оценка и единое национальное тестирование (далее - ЕНТ). Так, с этого года введен мониторинг образова-
тельных достижений обучающихся, в котором приняли участие 1955 учащихся из 30 школ. Наши ребята показали результаты выше республиканских. По итогам ЕНТ средний балл составляет - 74,96 баллов, а в 2021году -74,8. Это подтверждает стабильность качества знаний наших выпускников.
Северо-Казахстанская область по итогам ЕНТ входит в тройку регионов с наименьшим числом абитуриентов, не набравших пороговый уровень. Это позволило получить образовательный грант на обучение в высших учебных заведениях страны 1456 североказахстанским выпускникам, что больше чем в прошлом году на 99 человек (2021 год - 1357 человек). Однако стоит отметить, что пятая часть участников ЕНТ не смогли преодолеть пороговый уровень. (справочно: 361 абитуриент, 14,7%).
Значительные изменения происходят и в системе технического и профессионального образования, которая становится более гибкой, эффективной и ориентированной на формирование самых востребованных компетенций. Сделаны серьезные шаги к предоставлению академической самостоятельности колледжей, которые в настоящее время совместно с работодателями самостоятельно определяют содержание образовательных программ, сроки обучения и размещают их в реестре.
Подготовка кадров ведется в тесном взаимодействии с работодателями. В 21-ом колледже по 30 специальностям внедрено дуальное обучение. Благодаря этому 72% выпускников колледжей смогли трудоустроиться на предприятия. Более 2 тысяч студентов (22 73 студента, 26,2%) проходят подготовку на базе 313 предприятий - партнеров. Производственную практику на оплачиваемых рабочих местах прошли 32% студентов (1599 человек из 5010 студентов).
Во исполнение поручения Главы Государства за 17 колледжами закреплено шефство предприятий крупного бизнеса. В рамках реализации программы «повышения доходов населения» на базе 6 колледжей подготовлено более 500 (518) специалистов по рабочим специальностям.
В сфере технического и профессионального образования перед нами стоят задачи по расширению академической самостоятельности, усиления партнерства по принципу «колледж - работодатель - рынок труда», коммерциализации колледжей и создание Атласа новых профессий, востребованных в нашем регионе.
Также необходимо отметить изменение подходов к воспитательному процессу в связи с тем, что перед системой образования поставлены задачи преодоления формализма в воспитательной работе школы. Главным акцентом должно стать взаимодействие с родителями, участие в жизни ребенка и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. Чтобы сократить разрыв между семьей и школой, нужно усиливать взаимодействие по принципу «учитель-ученик-родитель». С сентября упор в школах делается на воспитание и нравственное развитие детей. Все это возможно при непосредственном участии родителей.
Меняется формат проведения родительских собраний. Для родителей ценно, когда учитель рассказывает о том, какой предмет нравится каждому ребенку и с какими проблемами он сталкивается при его изучении. Такой диалог намного эффективнее, чем просто озвучивание оценок. Обновленный формат поможет приблизить родителей к школе.
В деле воспитания немаловажную роль играет дополнительное образование, которое влияет на полноценное личностное и индивидуальное развитие каждого ребенка. В области работают дворовые клубы, открылся Дворец школьников, Ледовый дворец, Теннисный корт. Все это позволяет заниматься детям в кружках и секциях по интересам, а значит дает возможности дополнительного образования.
В условиях развития STEM-образования перед нами стоит задача развивать такие направления как:робототехника, радиотехника, авиа- и судомоделирование. Кроме того, следует обратить внимание на развитие туристического, экологического и спортивного направлений.
Еще одна задача, которая стоит перед нами -
это создание равных возможностей для всех детей. На сегодняшний день в области 4045 особенных детей, из них 1123 - это дети-инвалиды. Поэтому важным направлением нашей работы стало раннее выявление детей с особыми образовательными потребностями и своевременное оказание коррекционной поддержки детям данной категории и их родителям.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняется очередность для получения своевременной коррекционной помощи. В связи с этим необходимо расширять сеть специальных организаций и проводить обучение педагогов.
Успешность образовательного процесса напрямую зависит от обеспеченности школы педагогическими кадрами, от мастерства педагога, его квалификации, владения передовыми обучающими методиками.
30 декабря 2019 года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О статусе педагога», состоящий из 21 статьи, в которых говорится об основных обязанностях педагога и его правах на материальную помощь, поощрениях и социальных гарантиях. Одно из основных изменений — сокращение учебных часов с 18 до 16часов в неделю для педагогов в общеобразовательных школах. Также закон предусматривает ответственность за требование с педагогов ненужных отчетов.
Какие доплаты и социальные гарантии полагаются педагогам? Весомым пунктом в законе является улучшение материального положения педагогов. До 2024 года увеличиваются зарплаты педагогов в два раза — на 25% ежегодно.
Законом о статусе педагога также предусматриваются дополнительные нормы, благодаря которым преподаватели получают надбавки. Так учителя, имеющие степень магистра, дополнительно получают 10 МРП (месячный расчетный показатель) - в этом году это 29 170 тенге. Это сделано для привлечения в школы больше специалистов-магистрантов.
В двукратном размере оплачивается классное руководство и проверка тетрадей, кроме того, право на поощрения имеют учителя, обучающие на английском языке и
подготовившие среди учеников победителей или призеров международных олимпиад и конкурсов. Кроме того, доплаты полагаются учителям-менторам молодых педагогов, которые впервые преступили к работе в школах. В роли наставника старший педагог может выступать в течение года.
Помимо доплат, учителям полагаются и социальная поддержка. Увеличилась длительность оплачиваемого трудового отпуска — с 42 до 56 дней. Дети педагогов в первую очередь получают места в дошкольных учреждениях, а преподаватели в селах имеют приоритетное право на земельный участок для строительства будущего жилья.
Для этого в стране курсы повышения квалификации для учителей будут проводиться раз в 3 года. Существенно меняется и содержание курсов: от метапредметных к предметным. Все это направлено на поддержку педагогов и повышение их компетенций. Вместе с тем, повышается и ответственность каждого учителя. Сейчас учитель является не только носителем знаний, но и участвует в личностном становлении ребенка, в формировании его жизненных навыков и развитии функциональной грамотности.
Эти качества мы должны формировать у будущих педагогов, начиная со студенческой скамьи. Поэтому в рамках сотрудничества с Северо-Казахстанским университетом имени Манаша Козыбаева мы приступили к реализации больших совместных проектов:
определены конкретные школы с сильным педагогическим и методическим потенциалом с целью качественного прохождения практики и формирования необходимых компетенций у будущих учителей в качестве Базы практики.
педагоги будут участвовать в разработке образовательных программ специального и инклюзивного образования, вести работу по совершенствованию инклюзивной практики.
проведение комплексной профоринтацион-ной работы.
Министерством Просвещения введены ряд новшеств в школьное образование. Все школы области перейдут на 5-дневный формат работы. Это даст возможность учащимся
заниматься дополнительным образованием, больше времени проводить со своими родителями, а учителям работать над саморазвитием и уделять внимание своей семье. Кроме того, принято решение о продлении учебного года до 31 мая. Летние каникулы начнутся с 1 июня. Принят новый Стандарт и Типовые учебные планы, которые снизят учебную нагрузку на учащихся. Все предпринятые меры также будут способствовать качественным изменениям казахстанского образования.
Любое реформирование образования ставит своей целью повышение качества образования. Время бросает нам сложные вызовы, и мы должны работать по-новому -искать правильные механизмы решения, чтобы достичь новых высот.
В целом весь спектр обозначенных направлений и их успешная реализация должны поднять уровень образования, так как в регионе задействованы все рычаги управления этим процессом.
Список литературы
1. Национальный проект «Качественное образование "Образованная нация»: постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726 (дата обращения: 11.12.2022).
2. О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» : приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 ноября 2021 года № 561. - URL:
https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=3498 6199 (дата обращения: 11.12.2022).
3. Правила и условия проведения аттестации педагогов : приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27.01.2016 г. № 83. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V16 00013317 (дата обращения: 11.12.2022).
4. Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога: приказ Министра образования и науки Республики Казахстан №95 от 28 января 2016 года. - URL: https://adilet.zan.kz/ rus/docs/V1600013420 (дата обращения: 11.12.2022).
5. Руководство по обеспечению качества образования всех уровней: приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 июня 2022 года № 292. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3743 1780&pos=5;-106#pos=5;-106 (дата обращения: 11.12.2022).
References
1. Natsional'nyy proekt «Kachestvennoe obrazovanie "Obrazovannaya natsiya»: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 12 oktyabrya 2021 goda № 726. -URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726 (data obrashcheniya: 11.12.2022).
2. O vnesenii izmeneniy v prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan ot 27 yanvarya 2016 goda № 83 «Ob utverzhdenii Pravil i usloviy provedeniya attestatsii pedagogicheskikh rabotnikov i priravnennykh k nim lits, zanimayushchikh dolzhnosti v organizatsiyakh obrazovaniya, realizuyushchikh obshcheobrazovatel'nye uchebnye programmy doshkol'nogo vospitaniya i obucheniya, nachal'nogo, osnovnogo srednego i obshchego srednego obrazovaniya, obrazovatel'nye programmy tekhnicheskogo i professional'nogo, poslesrednego, dopolnitel'nogo obrazovaniya i spetsial'nye uchebnye programmy, i inykh grazhdanskikh sluzhashchikh v oblasti obrazovaniya i nauki» : prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan ot 12 noyabrya 2021 goda № 561. - URL:
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3498 6199 (data obrashcheniya: 11.12.2022).
3. Pravila i usloviya provedeniya attestatsii pedagogov : prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan ot 27.01.2016 g. № 83. -URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013 317 (data obrashcheniya: 11.12.2022).
4. Pravila organizatsii i provedeniya kursov povysheniya kvalifikatsii pedagogov, a takzhe postkursovogo soprovozhdeniya deyatel'nosti pedagoga: prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan №95 ot 28 yanvarya 2016 goda. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V160 0013420 (data obrashcheniya: 11.12.2022).
5. Rukovodstvo po obespecheniyu kachestva obrazovaniya vsekh urovney: prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan ot 23 iyunya 2022 goda № 292. - URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=37431780&pos=5;
-106#pos=5;-106 (data obrashcheniya: 11.12.2022).
Сведения об авторе
Сэркен Роза Сэкэнкызы - директор КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования», КГУ «Управление образования акимата СевероКазахстанской области», Казахстан, СевероКазахстанская область, г. Петропавловск
Information about the author
Sârken R.S. - Director of Municipal Public Institution «Center for Methodological Work and Informational Technologies in Education Sphere» and «Education Management of North Kazakhstan Region Akimat», Kazakhstan, North Kazakhstan Region, Petropavlovsk
УДК 371
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНВАРИАНТНЫХ И ВАРИАТИВНЫХ
ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР
Л.М. Репета, Е.В. Легаева
В статье представлен опыт проектирования и реализации программы развития общеобразовательной организации, победителя регионального конкурса Программ развития по управлению качеством образования в 2021 году. Структура указанной программы развития создана в соответствии с механизмами управления качеством образования, затрагивая все системы. Описаны вариативные оценочные процедуры, которые определены в программе развития по управлению качеством образования гимназии.
Ключевые слова: оценка качества образования, управление качеством образования, программаразвития образовательной организации, механизмы управления качеством образования, оценочные процедуры.
Концепция региональной системы оценки качества образования, являющаяся основным концептуальным документом в сфере оценки качества образования и определяющая стратегию развития региональной системы оценки качества образования, согласованно уровням упорядочивает оценочные процедуры (международные, федеральные, региональные, муниципальные и институциональные) [1].
С целью управления качеством образования на основе механизмов управления качеством образовательной деятельности и образовательных результатов коллективом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7 «Ступени» (далее -Гимназия) была разработана Программа развития по управлению качеством образования на период с 2021 по 2023 годы (далее -Программа) [3; 5]. Данный управленческий