Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕГИОНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕГИОНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕПРЕССИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвердиев А.П., Вишняков А.А., Оганезова Н.А.

В статье рассматривается комплекс мер по разработке эффективного механизма государственного управления развитием депрессивных территорий в Российских регионах, который позволит обеспечить переход к инновационному сценарию развития экономики, повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала и превратить его в фактор экономического роста. Одной из основных составляющих механизма эффективного государственного управления использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала депрессивных территорий предлагается включить комплексную программу по созданию и развитию малого и среднего предпринимательства, совершенствованию корпоративного управления, развитию инновационной инфраструктуры и внедрению процессного подхода в управлении с учетом специфики традиционных занятий и промыслов, на основе современных и традиционных подходов. Для реализации потенциала депрессивных территорий авторами предлагается использование двухуровневого механизма антикризисного управления, результаты действия которого будут оцениваться по показателю производительности труда и его составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕГИОНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY

Механизмы эффективного государственного управления депрессивными территориями региона для обеспечения их социально-экономического развития

Mechanisms of effective state management of depressed territories of the region to ensure their socio-economic development

УДК 338

А. П. Шихвердиев, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

А. А. Вишняков, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Н. А. Оганезова, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

В статье рассматривается комплекс мер по разработке эффективного механизма государственного управления развитием депрессивных территорий в Российских регионах, который позволит обеспечить переход к инновационному сценарию развития экономики, повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала и превратить его в фактор экономического роста.

Одной из основных составляющих механизма эффективного государственного управления использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала депрессивных территорий предлагается включить комплексную программу по созданию и развитию малого и среднего пред-

А. P. Shihverdiev, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University»

(Syktyvkar, Russia)

A. A. Vishnyakov, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University»

(Syktyvkar, Russia)

N. A. Oganezova, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University»

(Syktyvkar, Russia)

принимательства, совершенствованию корпоративного управления, развитию инновационной инфраструктуры и внедрению процессного подхода в управлении с учетом специфики традиционных занятий и промыслов, на основе современных и традиционных подходов.

Для реализации потенциала депрессивных территорий авторами предлагается использование двухуровневого механизма антикризисного управления, результаты действия которого будут оцениваться по показателю производительности труда и его составляющих.

Ключевые слова: государственное управление, эффективность, региональная политика, депрессивные территории, малое предпринима-

© Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А., 2018

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3

тельство, корпоративное управление, процессный подход, инновационная инфраструктура, институциональные модели развития, экономический рост.

The article discusses a set of measures to develop an effective mechanism of state management of the development of depressed territories in the Russian regions, which will ensure the transition to an innovative scenario of economic development, increase the efficiency of using natural resource potential and turn it into a factor of economic growth.

One of the main components of the mechanism of effective state management of natural resource and infrastructure potential in depressed areas is to include a comprehensive program to create and develop small and medium-sized businesses, improve corporate governance, develop innovative infrastructure and introduce a process approach to management, taking into account the specifics of traditional occupations based on modern and traditional approaches.

To realize the potential of depressed territories, the authors propose the use of a two level crisis management mechanism, the results of which will be evaluated in terms of labor productivity and its components.

Keywords: public administration, efficiency, regional policy, depressed areas, small business, corporate governance, process approach, innovation infrastructure, institutional development models, economic growth.

Введение

Государственное управление занимает особое место среди всех видов управления, потому что, с одной стороны, государственное управление — это механизм реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и все его подсистемы, а с другой —особый вид профессиональной деятельности по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях реализации его правотворческих, правоисполни-тельных, правоохранительных и воспитательных функций.

Одно из базовых условий развития России — формирование эффективной системы управления, которая была бы способна решать вопросы модернизации экономики. Состояние системы и ее отдельных институтов

является значимым элементом «организационного капитала» страны, который напрямую влияет на ее конкурентоспособность, поэтому государственное управление эффективно, если обеспечивает стабильность и поступательное развитие общественной системы.

Понятие «государственное управление» трактуется как процесс реализации государственной политики, как процесс влияния государственных, правительственных органов власти на частный сектор и общественность в важных для правительства сферах с помощью специфических инструментов управления, которые максимизируют эффективность такого воздействия для достижения желаемого результата [9].

В условиях нестабильной политической и социальной среды актуализируется проблема становления эффективной системы государственного управления, способной оперативно реагировать на вызовы внешней среды, становится очевидной необходимостью разработка сбалансированной системы показателей и критериев эффективности деятельности органов государственной власти.

Переход России к инновационному типу экономического и политического развития требует переосмысления существующих подходов к интерпретации механизма государственного управления, понимания логики его модернизации в целях достижения нового качества жизни населения [1]. Следует отметить, что в зарубежной науке, прежде всего британской и американской, понятие «механизм государственного управления» отсутствует.

В научной литературе существует множество подходов к понятию «механизм государственного управления», акцентирующих внимание на различные аспекты его функционирования.

В рамках теории понятие «механизм государственного управления» рассматривается как процесс влияния субъекта на поведение объекта управления для достижения поставленной цели, эффективность которого зависит от характера и факторов воздействия. Так, П. А. Богородецкий, В. Н. Титов определяют понятие «механизм управления» как сложную управленческую категорию с четко определенной структурой, методами, рычагами, инструментами воздействия на объект управления, с соответствующим обеспечением (организа-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3

ционным, правовым, информационным], предназначенную для практического осуществления государственного управления и достижения поставленных целей [3].

На наш взгляд, механизм эффективного государственного управления — эффективный инструмент со своим функциональным назначением по организационно-правовому, финансово-экономическому, институциональному управленческому воздействию.

Разработка механизма государственного регионального управления использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала депрессивных территорий (на примере лесных поселков] заключается в обосновании стратегической модели социально-экономического развития региона, обладающего долгосрочным потенциалом динамичного роста, способным обеспечить эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности региона и увеличение поступления доходов в бюджеты всех уровней, последовательное повышение благосостояния и качества жизни населения.

Современные вызовы в управлении депрессивными территориями требуют поиска новых диверсификационных моделей. Авторами предлагается использовать институты потребительской и производственной кооперации, элементы кластерного и проектного подхода, базирующиеся на расширении способов управленческого воздействия, максимально нацеленных на экономическую активизацию и социальную самоорганизацию внутреннего потенциала местных сообществ в отличие от распространенных в данной предметной сфере подходов, рассматривающих развитие депрессивных территорий преимущественно через экзогенное управление — финансовое, инвестиционное вливание и др.

Анализ российского опыта наглядно демонстрирует, что система органов государственной власти в различных субъектах Федерации не ориентирована на управление природно-ре-сурсным потенциалом территории как системной целостностью. В основном управленческое воздействие в той или иной степени осуществляется на его отдельные (в основном наиболее важные с точки зрения властей] элементы. Такая ситуация в конечном счете ведет к неэффективности управления, в результате чего ре-

гионы зачастую не в состоянии обеспечить не только устранение причин экстерналий, но даже их последствий.

В немалой степени сохранению такого положения способствует и представление о при-родно-ресурсном потенциале территории как об одной из составных частей социально-экономического потенциала региона, что на самом деле не совсем так.

Действительно, экономически оцененная часть природно-ресурсного потенциала региона может рассматриваться как элемент его социально-экономического потенциала и потому входит в состав национального богатства страны. Однако понятие природно-ресурсного потенциала территории не исчерпывается теми природными ресурсами, которые поддаются простой количественной оценке, оно гораздо шире. Более уместно представление о социально-экономическом потенциале как производной характеристике от величины природно-ресурс-ного потенциала территории. Именно природ-но-ресурсный потенциал территории служит материальным носителем (субстратом] любого вида человеческой деятельности, в том числе и социально-экономической политики, то есть величина социально-экономического потенциала жестко лимитирована величиной природно-ре-сурсного по целому ряду факторов.

Важно знать и четко понимать, что природ-но-ресурсный потенциал территории не является простым набором разнообразных элементов (природных ресурсов], а представляет собой определенную системную целостность со сложной внутренней структурой. То есть его величина характеризует не какие-то отдельные параметры территориальной экосистемы, а всю экосистему в целом (ее способность удовлетворять потребности местного сообщества].

Только подобное представление о природ-но-ресурсном потенциале территории может служить надежным залогом принятия системных и комплексных управленческих решений в различных сферах жизнедеятельности региона, а потому объективно способствует реализации на практике основных принципов теории устойчивого развития.

К сожалению, в настоящее время в России широко распространено несколько иное мнение о том, что природно-ресурсный потенциал территории — это лишь одна из составных частей ее социально-экономического потен-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3

циала, те природные ресурсы, которые необходимы для наращивания объемов производства местной добывающей промышленности. И именно это мнение является сегодня основной теоретической посылкой принятия управленческих решений в области природопользования, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Такое теоретическое заблуждение, основанное на зыбком фундаменте ресурсной концепции развития мировой хозяйственной системы, ведет к несоблюдению таких основополагающих принципов любого управленческого процесса, как системность и комплексность. В свою очередь, разрабатываемые и реализуемые в этом случае управленческие решения не оптимальны, нерациональны и зачастую просто ошибочны, следствием чего является общая неэффективность управления социально-экономическим развитием территории, что, естественно, способствует росту экстерналий.

Логичным развитием отношений природопользования в современной ситуации было бы перераспределение ряда полномочий федерального центра в пользу субъектов РФ. Именно такой подход мог бы вовлечь региональные органы власти в активную экономику, оптимизировать межбюджетные отношения, снизить зависимость социально-экономического положения регионов от дотаций из федерального центра и иметь финансовые ресурсы для восстановления депрессивных территорий.

Таким образом, социально-экономическое развитие региона невозможно без учета вызываемых его воздействием изменений в природной среде, без целенаправленного управления ее состоянием, обеспечения оптимального соответствия состояния природной среды долгосрочным целям развития, наконец, без постоянного совершенствования самой системы управления развитием.

Такой подход к решению задач оздоровления социально-экономической ситуации особенно актуален для депрессивных регионов Российского Севера. Здесь должны быть созданы предпосылки для форм сосуществования современного рыночного производства и традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, адекватных неблагоприятным природно-климатическим условиям и плохой транспортной доступности.

Государственное управление развитием депрессивных территорий: теоретические и практические аспекты

Необходимость формирования механизма социально-экономического развития депрессивных территорий обусловлена прежде всего негативными последствиями рыночных реформ, осуществляемых в России в 90-х годах, детерминировавшими массовое закрытие ресурсодобывающих предприятий, в том числе в лесной промышленности, вследствие чего за чертой бедности оказалась значительная часть ее населения.

В настоящее время увеличение объемов добычи ресурсов (лесозаготовок) далеко не всегда приводит к развитию данных территорий, что связано с незаинтересованностью крупного частного бизнеса в развитии малого предпринимательства, а также использованием современной техники и технологий, сокративших значительное число ранее занятых работников и т. д.

Все это наглядно проявляется на примере лесных поселков в Республике Коми и других регионах России. Отсутствие обоснованной и последовательной региональной политики в ходе рыночных преобразований привело к резкой дифференциации уровней развития отдельных территорий муниципальных образований и появлению отстающих и проблемных территорий, ослаблению механизма управления использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала, обеспечивающего их социально-экономическое развитие.

В сложившихся условиях государственное управление использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала является необходимым и доминантным элементом экономического механизма функционирования реального сектора экономики, обеспечивающим устойчивую положительную социально-экономическую динамику и развитие интеграционных процессов. Это обусловливает необходимость теоретического осмысления объективных условий совершенствования механизма управления использованием природ-но-ресурсного и инфраструктурного потенциала, анализа реального состояния природно-ре-сурсного и инфраструктурного потенциала и оценки степени его соответствия потребностям социально-экономического развития страны

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3

на данном этапе и на перспективу с применением современных технологий анализа данных и построение моделей территорий и эффективного управления (власти].

Механизм системы государственного управления с использованием природно-ре-сурсного и инфраструктурного потенциала должен обеспечивать консолидацию ресурсов и согласование интересов всех субъектов воспроизводственного процесса «государство— бизнес—общество».

Экономический подъем в России в последние годы происходил на фоне углубления территориальных диспропорций как в уровне жизни населения, так и в социально-экономическом развитии отдельных регионов.

Устойчивой тенденцией стала растущая концентрация экономического потенциала страны в небольшом числе регионов с наиболее благоприятными условиями экономического роста. В Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Тюменской области с автономными округами создается сегодня половина общероссийского валового регионального продукта (ВРП). В то же время существует большое количество депрессивных территорий в регионах, которые на современном этапе развития России остаются слаборазвитыми.

Международные примеры свидетельствуют о том, что такие территории при должном управлении могут вносить весомый вклад в общее развитие региона и государства. Необходимо найти и научно обосновать иные, современные подходы к развитию проблемных территорий, чтобы они стали способствовать росту экономики региона и страны, а не просто выступать в роли реципиентов.

Следовательно, изучение проблем и разработка модели и механизма управления эффективным использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала отстающих и проблемных территорий (на примере лесных поселков] является актуальной для обеспечения социально-экономического развития России.

В последнее время президент РФ и правительство РФ стали уделять больше внимания региональной политике и поиску новых механизмов развития регионов России. Особенно поощряется инициатива регионов по решению собственных проблем за счет более полного использования внутренних ресурсов.

Соответственно, у руководства проблемными территориями появляются дополнительные стимулы активнее участвовать в управлении процессами регионального развития, принимать эффективные решения с целью создания на них более благоприятного предпринимательского климата, вывода их из кризисного состояния и улучшения социально-экономической ситуации. Помочь в принятии таких решений как раз и предназначены разворачиваемые в настоящее время региональные ситуационные центры, которые нуждаются в информационных системах, способных подсказать решения на основе использования новых управленческих механизмов и анализе данных.

Можно констатировать, что в настоящее время прослеживается ситуация неравномерной территориальной локализации факторов производства, проявляющихся в их концентрации на одних территориях и в их дефиците на других. Тем самым, целесообразно, по мнению авторов, рассмотреть понятие «депрессивные территории», под которым имеются ввиду такие регионы, в которых, несмотря на достаточно высокий уровень потенциала, зафиксирован устойчивый спад производства, более существенный (по сравнению с другими субъектами Федерации] уровень безработицы, низкая степень инвестиционной активности и сравнительно низкий среднедушевой уровень бюджетной обеспеченности.

На практике используются научные подходы, рассматривающие развитие депрессивных территорий преимущественно через экзогенное управление — финансовое, инвестиционное вливание. Также реализуются подходы, базирующиеся на расширении способов управленческого воздействия, максимально нацеленных на экономическую активизацию и социальную самоорганизацию внутреннего потенциала местных сообществ.

Следовательно, исследование проблем и разработка механизма управления эффективным использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала депрессивных территорий является актуальной для обеспечения социально-экономического развития России.

В научной и практической литературе встречаются различные определения понятия «депрессивный регион». Ученые называ-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3

ют депрессивными регионы, прошедшие стадию спада экономики или же идущие к спаду. Например, депрессию определяют как стадию развития, характеризующуюся по сравнению с предшествующим периодом спадом производства, появлением безработицы, снижением инвестиционной и миграционной привлекательности и сопровождающуюся оттоком населения, т. е. как стадию, предшествующую стадии спада в экономике региона.

В исследованиях используются несколько основных гипотетических моделей управления депрессивной территорией, базирующиеся:

1) на активизации преимущественно экономического потенциала;

2) на сбалансированной стабилизации экономического и социального потенциала;

3) на неэкономических формах поддержки социального потенциала через систему социального обслуживания [8].

В зависимости от наличия ресурсов (экономических, природных, трудовых) и институциональных условий, как правило, выбирается одна из представленных моделей или комбинация из них. При этом важнейшим фактором развития территории становится человеческий и социальный капитал.

Институциональные факторы наряду с природными и геополитическими ведут к дифференциации российских регионов по экономическому развитию. Они связаны с сильной властью и наличием на территории групп интересов, способных оказывать влияние на формирование институциональной среды. Когда в данной системе наблюдается дисбаланс в сторону рентоориентированных групп интересов, институциональная среда не способствует эффективному экономическому развитию.

За основу теоретической конструкции в исследовании принимается концепция устойчивого развития для выработки управленческих стратегий трансформации социально-экономических систем. Ключевую роль концепции устойчивого развития в формате экономической теории и обоснование ее роли в социально-экономическом развитии территорий локального, национального и транснационального уровней обосновали такие ученые, как Л. Вардомский и А. Трейвиш.

Одним из востребованных исследовательских инструментов применительно к депрессивным территориальным образованиям на

сегодня является институциональный научный подход, рассматривающий социально-экономическую систему как совокупность правил и норм, регулирующих отношения (экономические, социальные, политические, культурные и т. п.) между участниками этих отношений.

Исследования представителей школы современных институционалистов: Д. Норт, В. М. Полтерович, Г. Б. Клейнер, С. Г. Кирдина развивают новые теоретические основы и операциональные исследовательские системы, позволяющие осуществлять экономический анализ общественного развития с учетом не только экономических, но и социокультурных, исторических и психологических особенностей.

Институциональные факторы наряду с природными и геополитическими ведут к дифференциации российских регионов по экономическому развитию. Они связаны с сильной властью и наличием на территории групп интересов, способных оказывать влияние на формирование институциональной среды. Когда в данной системе наблюдается дисбаланс в сторону рентоориентированных групп интересов, институциональная среда не способствует эффективному экономическому развитию.

Проблемам периферийных регионов зарубежных стран, близких к северным российским регионам по природно-географиче-скому, природно-ресурсному потенциалу, посвящены работы представителей Центра региональных и туристических исследований в Дании, Университета Восточной Финляндии Йоэнсуу, а также университетов Оулу и Каяни в Финляндии, Университета Умео в Швеции, Университета Агдера в Норвегии.

Проблемам развития Российского Севера посвящены работы член-кор. РАН В. Н. Лажен-цева [7]. Так, он указывает, что узловая народно-хозяйственная проблема является специфической для каждого северного региона. Одна и та же социально-экономическая задача в разных регионах решается разными методами с учетом сложной системы природных и экономических условий. Методы характеризуют разнообразие деятельности; деятельность должна быть системно организована; проблема самой реальной жизни (неудовлетворительное состояние чего-либо) дополняется проблемой организации деятельности по разрешению данной неудовлетворенности. Чаще всего возникает трудно разрешимая задача совмещения

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3

трех начал общественного развития — экономической эффективности, социальной справедливости и экологического благополучия. Конструктивно это можно сделать на уровне территорий, имеющих специфические характеристики общественных форм организации производства, расселения населения, природных комплексов и климата.

Узловые народнохо-зяйственные проблемы Севера связаны с организацией хозяйственных систем трех типов:

— «опорные» хозяйственные комплексы (узлы), которые базируются на ресурсах длительного пользования; модернизации подлежит уже созданное в них и вокруг них: городские и сельские поселения, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, производство и инфраструктура;

— промышленная периферия, которая базируется на разработке полезных ископаемых и обслуживании инфраструктурных коммуникаций. Это, как правило, поселения циклического развития, затухание которых со временем становится неизбежным, если не возникнет иная основа экономики;

— периферия сельского типа (не только сельско- и лесохозяйственных, но и всех тех поселений, для которых характерен сельский уклад жизни].

Разделяя мнение В. Н. Лаженцева в вопросах опыта изучения Севера, мы определили методологическую необходимость сопряжения теории территориального развития, программно-целевого планирования и геосистемного подхода к выявлению и решению социально-экономических проблем. Геосистемным можно считать такой подход, при котором природная среда, население и производство рассматриваются взаимоувязанно в рамках единого территориального хозяйственного комплекса.

Проблемам развития малого предпринимательства в северных регионах России посвящены работы д. э. н. проф. А. Г. Шеломенцева [10]. В работах показано место малого предпринимательства в социально-экономическом развитии северных регионов, отражены специфические проблемы малого бизнеса на Севере. Для регионов Севера с неудовлетворительным состоянием занятости разработан ряд рекомендаций, направленных на решение существующих проблем.

Ключевые элементы механизма эффективного государственного управления развитием депрессивных территорий

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития, сокращение уровня межрегиональной дифференциации и повышение качества жизни населения на основе увеличения конкурентоспособности и комплексного развития экономики. Сбалансированность должна быть достигнута преимущественно за счет реализации следующих направлений региональной политики:

— создания новых центров экономического роста на основе конкурентных преимуществ;

— координации инфраструктурных инвестиций государства и бизнеса с учетом приоритетов и ограничений развития региона;

— развития человеческого потенциала и сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения.

Данная концепция основана на инновационном сценарии развития страны и регионов, в основе которого лежат два фундаментальных направления — развитие высокотехнологических сфер производства и повышение эффективности использования человеческого потенциала. Инновационный сценарий позволит Российской Федерации выйти на уровень развитых стран мира, осуществив тем самым системную модернизацию экономики [5].

В этой связи для достижения сбалансированного социально-экономического развития и перехода на инновационный сценарий развития Российских регионов необходимо разработать механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность малого и среднего бизнеса.

Концепцией развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2011 г. № 34-р [6], определены стратегические цели и основные задачи в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми. Необходимым фактором для реализации поставленных целей и задач является создание благоприятных условий для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3

ускоренного развития и роста конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства. Ведь именно предприятия малого и среднего бизнеса являются наиболее эффективными проводниками новых технологий и инноваций, что обусловлено особенностями малых предприятий и их преимуществами при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. К таким преимуществам можно отнести:

— энтузиазм, сплоченность, инициативность персонала;

— относительно низкую капиталоемкость;

— минимальную бюрократизацию при обсуждении и принятии решений, способность принятия риска;

— эффективные коммуникационные каналы внутри организации, что обусловливает быструю реакцию на внутренние проблемы;

— быструю реакцию на изменение спроса.

Именно этот тип бизнеса может увеличивать свои обороты в десятки и сотни раз, значительно эффективнее использует достижения научно-технического прогресса, агрессивен в своей экспортной политике. Кроме того, на совершенствование своих изделий и технологий малые и средние предприятия тратят примерно в 6 раз больше, чем крупные предприятия относительно своего оборота.

Кроме того, широкая сеть предприятий малого и среднего бизнеса формирует благоприятные рыночные условия хозяйствования за счет развития честной и свободной конкуренции на рынке и выстраивает правильную политику ценообразования. Малый и средний бизнес является также и частью инфраструктуры поддержки крупного бизнеса.

Таким образом, обеспечение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса должно стать одним из ведущих направлений государственной региональной политики по достижению сбалансированного социального-экономического развития депрессивного региона и повышению благосостояния жителей. Ведь именно высокий уровень конкурентоспособности дает возможность бизнесу развиваться инновационно и эффективно исполнять роль социально-ответственного работодателя и плательщика налогов.

Повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в регионе должно быть

не только задачей самого бизнеса, но и целью деятельности органов государственной власти. Власть и бизнес должны совместно вырабатывать механизмы обеспечения конкурентоспособности предприятий [12].

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего менеджмент предприятий находится в постоянном поиске новых, адекватных условиям конкуренции инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. Среди таких инструментов особое значение имеет корпоративное управление.

Несмотря на ряд преимуществ, важную роль в экономике и многочисленные меры господдержки, малый и средний бизнес в России остается малопривлекательным для крупных инвесторов. Это отражается на конкурентоспособности малых и средних предприятий, их выживаемости и росте. Вероятно, нужны не только количественные, но и качественные направления развития таких компаний. Одним из таких направлений можно назвать развитие систем корпоративного управления или их элементов как фактора повышения качества ведения бизнеса, увеличения рыночной стоимости компании и привлечения инвестиций [11].

Одна из наиболее острых проблем российских промышленных предприятий — их низкая управляемость и недостаточная (по мировым стандартам) эффективность. Данное явление объясняется множеством обстоятельств, связанных с предысторией развития предприятия, структурой собственности, традиционно сложившимися методами управления, «российским менталитетом», недостаточно сформированной инфраструктурой ведения бизнеса.

Перед промышленными предприятиями стоит задача повышения их управляемости и эффективности. В этом смысле процессно-ори-ентированный подход предполагает управление на основе ранее заданных принципов, соблюдение которых само по себе способно существенно повысить эффективность деятельности промышленного предприятия.

Процесс выделения бизнес-процессов является наиболее важным этапом создания системы процессного управления, так как формирует область процессного управления.

Процессный подход к управлению предприятием имеет значительные преимущества

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3

перед функциональным, что способствует прежде всего реализации его системных свойств. Так, если функциональный подход сосредоточен на оптимизации выполнения собственно функций, то процессный подход концентрируется на оптимизации взаимодействия функций с точки зрения того, как реализация функций одних центров затрат влияет на эффективность выполнения функций других центров затрат и, соответственно, на общую эффективность конкретного вида деятельности предприятия [2].

В современных условиях социально-экономическое развитие определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, интенсивностью инновационных процессов. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений и определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны, превращения высокотехнологичных производств в основной фактор экономического развития.

Для достижения этой цели необходимо создание экономико-организационной системы преобразования знаний и результатов исследований и разработок в рыночный продукт, что может быть достигнуто в системе воспроизводства инноваций, важнейшим элементом которой выступает инновационная инфраструктура, призванная обеспечить прохождение сигналов рынка в сектор исследований и разработок и стимулировать его адекватную реакцию на них. Ключевой задачей в области создания инфраструктуры инновационной системы является восполнение недостающих звеньев, что предполагает развитие финансовых институтов и механизмов финансирования инноваций, производственно-технологической информационной и консалтинговой инфраструктуры, сеть которых и, как следствие, вся инновационная система развиваются крайне медленными темпами.

Региональная инновационная политика должна быть направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновацион-

ной деятельности на Российском Севере является создание инновационной инфраструктуры и повышение инновационной активности малого и среднего бизнеса [4].

Выводы

Таким образом, в сложившейся ситуации, на наш взгляд, для развития депрессивных территорий, эффективного использования их природ-но-ресурсного и инфраструктурного потенциала, разработки предложений по преодолению их депрессивности потребуется ряд государственных инициатив, которые будут способствовать росту валового национального продукта и валового регионального продукта, обеспечению опережающего социально-экономического развития регионов и страны в целом:

— разработать и внедрить механизм управления использованием природно-ресурс-ного и инфраструктурного потенциала отстающих и проблемных территорий на основе создания и развития разнообразных форм малого и среднего предпринимательства, традиционных занятий и промыслов, который будет основываться на модели проблемного региона, модели эффективного управления (власти], подходах к выявлению потенциала развития территорий на основе поиска корреляций в массивах данных;

— создать формализованную модель проблемного (депрессивного] региона на основе анализа структуры и динамики показателей: индекса объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг; коэффициента отношения денежных доходов населения к прожиточному минимуму по региону, уровня безработицы и/или других;

— предложить оптимизационную модель финансовых потоков проблемных (депрессивных] территорий, отвечающую критериям минимизации стоимости капитала, повышению бюджетной, социальной и экологической эффективности;

— разработать механизмы по повышению степени устойчивости социально-экономического развития региона с наличествующими отстающими и проблемными территориями (на примере лесных поселков];

— создать предпосылки для форм сосуществования современного рыночного производства и традиционного хозяйства коренных

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3

малочисленных народов, адекватных неблагоприятным природно-климатическим условиям и плохой транспортной доступности.

Также, на наш взгляд, данные инициативы должны быть отражены в комплексной Концепции рекреационного и экологического обеспечения депрессивных территорий, гарантирующей эффективные социально-экономические преобразования как необходимое условие общего развития, что позволит повысить эффективность функционирования взаимосвязанного системного комплекса «природа—человек—экономика».

Реализация предложенных мер будет способствовать созданию условий, позволяющих сформировать благоприятный климат для социального-экономического развития экономики депрессивных территорий, активизирующих малое и среднее предпринимательство региона в целом.

Для эффективного управления развитием депрессивных территорий также необходимо решение следующих задач:

— выявить сущность и формы проявления депрессивности территории, обосновать необходимость использования теоретических, методологических и практических подходов к регулированию территориального развития в современных условиях;

— идентифицировать сущность и особенности природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала, организационно-управленческих факторов формирования конкурентоспособной среды в экономике региона;

— на основе статистического подхода к выявлению депрессивных территорий необходимо провести сравнительный анализ структуры и динамики показателей региона: индекса объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг; коэффициента отношения денежных доходов населения к прожиточному минимуму по региону; уровня безработицы;

— выявить существующие проблемы создания и развития малого и среднего предпринимательства, создания конкурентоспособных производств в целях использования потенциала депрессивных территорий региона;

— проанализировать негативные организационно-управленческие тенденции инвестиционного процесса на депрессивной территории региона;

— обосновать стратегические направления формирования антидепрессивного организационно-экономического механизма региона;

— выявить особенности занятости населения на депрессивных территориях муниципальных образований как организационно-управленческой проблемы;

— оценить финансовый потенциал территорий и обосновать потребность в инвестициях для обеспечения их выхода их депрессивного состояния и обеспечения устойчивого экономического роста;

— разработать оптимизационную модель финансовых потоков депрессивных территорий, отвечающую критериям минимизации стоимости капитала, повышению бюджетной, социальной и экологической эффективности;

— подготовить предложения по повышению степени устойчивости социально-экономического развития региона с наличествующими депрессивными территориями (на примере лесных поселков) муниципальных образований;

— создать предпосылки для форм сосуществования современного рыночного производства и традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, адекватных неблагоприятным природно-климатическим условиям и плохой транспортной доступности.

На наш взгляд, необходимо использовать комплексный программно-целевой подход к разработке механизма управления использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала депрессивных территорий региона на основе стратегического управления потенциалом депрессивных территорий как к целостной системе, обладающей всем необходимым для эффективного функционирования и развития экономики субъекта.

В основу механизма эффективного государственного управления использованием природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала депрессивных территорий (на примере лесных поселков) предлагается включить комплексный набор мер по созданию и развитию малого и среднего предпринимательства, а также традиционных занятий и промыслов с учетом современных и традиционных подходов, например кооперации, кластеризации, когнитивности.

При постановке заявленной проблемы необходимо разработать теоретико-методоло-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3

гические основы и организационно-практический инструментарий концепции восстановительного роста экономики депрессивных территорий на основе стратегического управления. Для решения проблемы можно предложить направления совершенствования системы государственного управления территориальным развитием; на основе проведения системного мониторинга состояния природ-но-ресурсного потенциала депрессивных территорий региона разработать функционально-управленческие составляющие механизма управления их развитием.

Необходимо конкретизировать теорию организации управления применительно к специфике депрессивной территории северного региона, нацеленную на восстановление и развитие его экономики, адаптированную к рыночным условиям с дозированием степени государственного воздействия на взаимосвязанные сферы региональной хозяйственной системы: социально-экономической, сельскохозяйственной, промышленной, рекреационной, экологической и других.

Авторами предлагаются научно-методические подходы к формированию приоритетов развития науки и научного обеспечения по выходу депрессивных территорий муниципальных образований из соответствующего состояния.

Развитие методологии и исследовательского инструментария, предложенных в исследовании, позволит получить целый ряд актуальных для регионального управления научных и научно-практических результатов:

— многомерную типологию депрессивных территорий, различающихся по состоянию социального и экономического потенциала;

— направления управленческого воздействия в соответствии с каждым из выявленных типов (активизация преимущественно экономического потенциала; сбалансированная стабилизация экономического и социального потенциала; неэкономические формы поддержки социального потенциала через систему социального обслуживания];

— институциональные модели развития депрессивных территорий: конструирование легитимных социальных механизмов (развитие человеческого капитала, социальная интеграция, социальная кооперация, рост социальных сетей, партисипативное управление];

концептуальные подходы к интеграции планирования институционального развития на территориальном уровне;

— методические рекомендации по определению интегрального синтетического (латентного] показателя социально-экономического развития территории и его использованию при осуществлении государственной и муниципальной финансовой политики;

— методологию конструирования институтов локального действия, ориентированных на территории (в том числе институциональное обеспечение экономических кластеров] по осуществлению перевода депрессивных территорий муниципальных образований Республики Коми в территории развития.

Для реализации потенциала депрессивных территорий предлагается использование двухуровневого механизма антикризисного управления, результаты действия которого будут оцениваться по показателю производительности труда и его составляющих. В данном механизме государственная власть должна отвечать за разработку методики составления антикризисной программы, осуществлять мониторинг, являться координатором взаимодействия с крупными инфраструктурными компаниями и главным контролером реализации программы. Местные органы власти, в свою очередь, должны разработать конкретную программу действий по выводу депрессивных территорий на стадию устойчивого роста, учитывая мнения всех заинтересованных сторон, и постоянно контролировать выполнение программных мероприятий, вносить корректировки в программу.

Оценка финансового потенциала территорий позволит определить оптимальный объем государственной финансовой поддержки депрессивных территорий, который станет драйвером их роста и выхода на показатели устойчивого социально-экономического роста и развития.

Органы государственной и муниципальной власти получат объективные оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности проектов, которые могут быть реализованы в выбранных муниципальных образованиях, а компании — частные инвесторы — оценки стоимости инвестируемого капитала.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3

Список литературы

1. Абрамов Р. А., Мухаев Р. Т., Соколов М. С. Критерии эффективности государственного и регионального управления в контексте проектного подхода // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 1. С. 96—112.

2. Блинов А. О., Шихвердиев А. П., Угрюмова Н. В. Процессное управление промышленными предприятиями: сущность и реализация задач процессного управления // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 2. С. 55—67.

3. Богородецкий П. А., Титов В. Н. О некоторых аспектах перехода к эколого- и ресурснобезопасному развитию на региональном уровне // Естественные и технические науки. 2016. № 1(91). С. 12—14.

4. Вишняков А. А. Государственное регулирование инновационной деятельности для обеспечения экономической безопасности // Механизмы обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса в соответствии с проектом Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации: сборник национальной научно-практической конференции (28 февраля 2017 года). Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. С. 21—32.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 38-р.

6. Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2011 г. № 34-р.

7. Лаженцев В. Н. Проблемы развития территориально-хозяйственных систем Севера // Моделирование сценариев устойчивого развития северных регионов России в со-временных условиях : сборник статей международной научно-практической конференции (24—25 ноября 2017 г.). Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. 324 с.

8. Морозова Т. В., Козырева Г. Б. Депрессивные территории России: институциональные модели развития и методологические подходы исследования // Науковедение: интернет-журнал. 2016. №1. URL: http:// naukovedenie.ru (дата обращения: 05.08.2018).

9. Мухаев Р. Т. Системы государственного и муниципального управления. М.: Юрайт, 2016. С. 122—150.

10. Шеломенцев А. Г. и др. Перспективы занятости в малом предпринимательстве северных регионов России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 2. С. 21—31.

11. Шихвердиев А. П. Управление конкурентоспособностью в малом и среднем бизнесе: монография. Сыктывкар: Изд. СыктГУ 2012. 149 с.

12. Шихвердиев А. П., Калина А. В. Терентьева О. А. Механизмы повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса Республики Коми в системе взаимоотношений бизнеса и власти // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 1. С.197—209.

References

1. Abramov R. A., Mukhayev R. T., Sokolov M. S. Kriterii effektivnostigosudarstvennogo i regional'nogo upravleniya v kontekste proyektnogo podkhoda [Criteria of the effectiveness of state and regional governance in the context of the project approach]. Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. 2017. No. 1. pp. 96—112.

2. Blinov A. O., Shihverdiev A. P., Ugryumova N. V. Protsessnoye upravleniye promyshlennymi predpriyatiyami: sushchnost' i realizatsiya zadach protsessnogo upravleniya [Process management industrial companies: the nature and implementation of the tasks of process management]. Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2013. No. 2. pp. 55—67.

3. Bogorodetskiy P. A., Titov V. N. O nekotorykh aspektakh perekhoda k ekologo- i resursnobezopasnomu razvitiyu na regional'nom urovne [On some aspects of the transition to ecological and resource-safe development at the regional level]. Yestestvennyye i tekhnicheskiye nauki. 2016. № 1(91). pp. 12—14.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3

4. Vishnyakov A. A. Gosudarstvennoye regulirovaniye innovatsionnoy deyatel'nosti dlya obespecheniya ekonomi-cheskoy bezopasnosti [State regulation of innovation activities to ensure economic security]. Mekhanizmy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva i biznesa v sootvetstvii s proyektom Strategii Natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: sbornik natsional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii (28 fevralya 2017goda) [Mechanisms for ensuring the economic security of the state and business in accordance with the draft Strategy of the National Security of the Russian Federation: collection of the national scientific-practical conference (February 28, 2017)]. Syktyvkar: Izd-vo SGU im. Pitirima Sorokina, 2017. pp. 21—32.

5. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: Utv. Rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 06.10.2008 g. № 38-r. [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: Approved. decree of the Government of the Russian Federation of 06.10.2008, No. 38-r.]

6. Kontseptsiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Respublike Komi na period do 2020 goda: Utv. Rasporyazheniyem Pravitel'stva Respubliki Komi ot 16 fevralya 2011 g. № 34-r [The concept of development of small and medium enterprises in the Komi Republic for the period up to 2020: Approved. Order of the Government of the Republic of Komi dated February 16, 2011 No. 34-r]

7. Lazhentsev V. N. Problemy razvitiya territorial'no-khozyaystvennykh sistem Severa [Problems of development of territorial and economic systems of the North]. Modelirovaniye stsenariyev ustoychivogo razvitiya severnykh regionov Rossii v so-vremennykh usloviyakh : sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (24—25 noyabrya 2017 g.) [Modeling scenarios for sustainable development of the northern regions of Russia in modern conditions: a collection of articles of the international scientific-practical conference (November 24—25, 2017)]. Syktyvkar: Izd-vo SGU im. Pitirima Sorokina, 2017. 324 p.

8. Morozova T. V., Kozyreva G. B. Depressivnyye territorii Rossii: institutsional'nyye modeli razvitiya i metodologicheskiye podkhody issledovaniya [Depressive Territories of Russia: Institutional Development Models and Methodological Approaches to the Study]. Internet-journal «Naukovedeniye». 2016. No. 1. Available at: http:// naukovedenie.ru (accessed: 05.08.2018).

9. Mukhayev R. T. Sistemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Systems of state and municipal government]. M.: Yurayt, 2016. pp. 122—150.

10. Shelomentsev A. G. i dr. Perspektivy zanyatosti v malom predprinimatel'stve severnykh regionov Rossii [Prospects for employment in small business Northern regions of Russia]. Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2013. No. 2. pp. 21—31.

11. Shikhverdiyev A. P. Upravleniye konkurentosposobnost'yu v malom i srednem biznese: Monografiya [Management of competitiveness in small and medium business: Monograph]. Syktyvkar: Izd. SyktGU, 2012. 149 s.

12. Shikhverdiyev A. P., Kalina A. V. Terent'yeva O. A. Mekhanizmy povysheniya konkurentosposobnosti predpri-yatiy malogo i srednego biznesa Respubliki Komi v sisteme vzaimootnosheniy biznesa i vlasti [Mechanisms for improving the competitiveness of small and medium-sized businesses of the Komi Republic in the system of relations between business and government]. Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2012. No. 1. pp. 197—209.

Для цитирования: Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А. Механизмы эффективного государственного управления депрессивными территориями региона для обеспечения их социально-экономического развития // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3. С. 41—53.

For citation: Shihverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Oganezova N. A. Mechanisms of effective state management of depressed territories of the region to ensure their socio-economic development // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 3. Р. 41—53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.