Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФОРМАЛИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИММАНЕНТНЫЙ ПОДХОД / НЕИММАНЕНТНЫЙ ПОДХОД / ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОГРАММА БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАЦИИ / МЕНТОРСТВО / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвердиев А.П., Оганезова Н.А.

В статье представлена интерпретация понятия «конкурентоспособность», выявлено еезначение в процессе управления промышленными предприятиями. Предложены основы оценкихозяйствующих субъектов региона. Приводятсярезультаты исследования конкурентоспособности промышленных предприятий РеспубликиКоми, благодаря которым выявлены специфические факторы, влияющие на ее развитие, и предложены механизмы ее повышения для органоврегиональной власти, местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности. Рекомендовано внедрение региональнойпрограммы бизнес-акселерации, направленнойна стимулирование запуска предприятий малого и среднего бизнеса через менторство, обучение, финансовую и экспертную поддержку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шихвердиев А.П., Оганезова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the interpretation of the«competitiveness» of the concept, revealed its importancein the management of industrial enterprises.Proposed framework for the assessment of economicentities in the region. The results of the study of competitivenessof industrial enterprises in the Republicof Komi, through which identified specific factors influencingits development and the mechanisms of itsincrease for the regional authorities, local governmentand business entities. It recommended the introductionof a regional business acceleration programaimed at stimulating the startup of small andmedium-sized businesses through mentoring, training,financial support and expertise.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 1

Конкурентоспособность промышленных предприятий региона The competitiveness of industrial enterprises in the region

УДК 332.1

А. П. Шихвердиев, Сыктывкарский

государственный университет

им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Н. А. Оганезова , Сыктывкарский

государственный университет

им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

В статье представлена интерпретация понятия «конкурентоспособность», выявлено ее значение в процессе управления промышленными предприятиями. Предложены основы оценки хозяйствующих субъектов региона. Приводятся результаты исследования конкурентоспособности промышленных предприятий Республики Коми, благодаря которым выявлены специфические факторы, влияющие на ее развитие, и предложены механизмы ее повышения для органов региональной власти, местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности. Рекомендовано внедрение региональной программы бизнес-акселерации, направленной на стимулирование запуска предприятий малого и среднего бизнеса через менторство, обучение, финансовую и экспертную поддержку.

Ключевые слова: конкурентоспособность, формализация конкурентоспособности, имманентный подход, неимманентный подход, высокая конкурентоспособность, промышленные предприятия, программа бизнес-акселерации, менторство, регион

The article presents the interpretation of the «competitiveness» of the concept, revealed its impor-

© Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А., 2016

A. P. Shihverdiev, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin" (Syktyvkar, Russia)

N. A. Oganezova, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin" (Syktyvkar, Russia)

tance in the management of industrial enterprises. Proposed framework for the assessment of economic entities in the region. The results of the study of competitiveness of industrial enterprises in the Republic of Komi, through which identified specific factors influencing its development and the mechanisms of its increase for the regional authorities, local government and business entities. It recommended the introduction of a regional business acceleration program aimed at stimulating the startup of small and medium-sized businesses through mentoring, training, financial support and expertise.

Keywords: competitiveness, formalization of competitiveness, immanent approach immanent approach, highly competitive, industry, business acceleration program, mentoring, region

Введение

Проблема конкурентоспособности, являясь многогранной, охватывает политические, социальные, технические, экономические аспекты и носит универсальный характер, никогда не теряя своей актуальности, она, по существу, постоянна. Однако отношение к ней на разных этапах экономического развития страны проявляется по-разному. Сегодня во всем мире конкурентоспособность превратилась в

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 1

источник роста национального богатства и стала главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках.

В современном мире проблему конкурентоспособности не пытаются решать только те руководители промышленных предприятий, которые не ставят перед своим предприятием задачи устойчивого экономического развития. В своем выступлении президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Россия ставит перед собой стратегическую цель — стать страной, выпускающей конкурентоспособные товары и оказывающей конкурентоспособные услуги. Все наши усилия направлены на достижение этой цели...» [1].

Общие вопросы теории конкуренции поднимались еще в работах А. Смита и Д. Рикардо в XIX веке. Экономическая теория и практика существенно продвинулась в изучении вопросов конкурентных преимуществ и применении выводов теории на практике под влиянием трудов профессора Гарвардской школы М. Портера.

В работах В. Д. Адрианова, Г. Л. Азоева, И. Н. Герчиковой, А. А. Дынкина, И. М. Лифица, М. Г. Миронова, А. А. Румянцева, А. К. Селезневой, Р. А. Фатхутдинова и др. рассмотрены основные вопросы формализации конкурентоспособности различного уровня (экономики, региона, отрасли, предприятия] и вида оценки предприятия (продукции, услуг], эффективности его функционирования, выработаны различные методические подходы и представлены современные методы оценки конкурентоспособности предприятия (отрасли, региона] [2].

Развитию и формированию стратегий развития промышленных предприятий на региональном уровне, основам повышения конкурентоспособности отраслей республики посвящены работы Н. М. Большакова, С. П. Болотова, В. Н. Лаженцева и др [3].

Однако от того, будет ли решаться данная проблема, зависит развитие экономической и социальной жизни любой страны, региона или предприятия. В теоретических и прикладных исследованиях по данной тематике до сих пор остаются недостаточно проработанными вопросы методологической оценки конкурентоспособности предприятий с выпуском дифференцированной продукции, не учитываются факторы корпоративной стратегии для обеспечения устойчивого развития отраслей промышленности, не рассматриваются проблемы выделения

приоритетных направлений ресурсного обеспечения и альтернатив развития промышленности с использованием современных технологий.

Поэтому одной из задач является умение современных руководителей применить способы достижения высшего уровня конкурентоспособности предприятия и продукции с учетом лучших отечественных и мировых достижений.

Значение конкурентоспособности в процессе управления промышленным предприятием

Анализ имеющихся научных работ в области конкурентоспособности выявил множество определений понятия «конкурентоспособность», которые даются в зависимости от конкретных целей, задач исследования, изучаемого объекта или субъекта рыночных отношений, масштабов деятельности.

Поэтому прежде чем рассматривать конкурентоспособность как экономическую категорию, целесообразно изучить опыт использования этого понятия в исследовательской практике (табл. 1].

Таким образом, «конкурентоспособность» — это обобщенная характеристика, интенсивно развивающаяся в области теории и практики управления предприятием, влияющая на принятие управленческих решений. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами.

Согласно мнению М. Портера, высокая конкурентоспособность — необязательное наличие у предприятия высоких технологий, как считают многие исследователи этой проблемы. При этом ни то, ни другое не гарантирует успеха само по себе, о чем говорит и М. Портер: «Прибыль зависит от того, что представляет собой ее продукт, является ли он результатом высокой или низкой технологии» [6].

На стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается реализацией внутренних и внешних конкурентных преимуществ на основе факторов производства, инвестиций, нововведений, позволяющих создавать благоприятный инвестиционный климат.

Детально исследуя конкурентные преимущества, М. Портер подчеркивает: «... националь-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 1

Таблица 1

Представления о понятии «конкурентоспособность»

Автор Интерпретация понятия «конкурентоспособность»

Савельев Ю. В. [4] «...уникальные сочетания факторов производства, внешней и внутренней среды, трансформирующихся, в конечном итоге, в уникальные предложения для потенциальных потребителей»

Сачук Т. В. «.это соперничество территорий друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей территориального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных и других ресурсов»

Зайцев А. В. Это интегральный индикатор устойчивого развития экономики.

Метлина А. Е. Сложное синтетическое понятие с множеством групп факторов, влияющих на состояние развития производственной системы

Максимова Е. В. [5] а) имманентный подход: конкурентоспособность — присущая экономическому субъекту (физическому, юридическому лицу или на агрегатном уровне — отрасли, сектору, экономике региона, страны, а на синтетическом — стране в целом) способность (состояние) участвовать в рыночной экономике в условиях конкуренции при росте доходов, расширении производства, повышении уровня и качества жизни участников экономического процесса; б) неимманентный подход: конкурентоспособность — сравнительная характеристика, которая может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы однородных субъектов

ное произведение не вырастает из природных ресурсов, имеющейся рабочей силы, процентных ставок или покупательной силы национальной валюты, как это утверждается в классической экономике. Конкурентоспособность зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться» [6].

На первой стадии промышленного производства базой для конкурентного превосходства являются преимущества в факторах производства — простые и специализированные, на второй — стремление и возможности инвестирования, а нововведения направлены на улучшение указанных возможностей. На третьей стадии нововведения изменяют структуру производства, неэффективные производства перемещаются в другие регионы, формируя новые факторы производства. Предыдущие стадии дополняются инфраструктурной и информационной стадией.

Под воздействием непрерывных инноваций, внедрения их в процессы производства, по определению Й. Шумпетера [7], произошел сдвиг в концепции конкуренции: качество использования ресурсов, качество продукции и услуг стало одним из определяющих факторов расширенного воспроизводства. Чем большая сумма материальных благ будет создана при одной и той же величине исходных ресурсов, тем рациональнее осуществляется кругооборот капитала.

В данном случае прослеживается тенденция к взаимодействию двух начал: качества использования ресурсов и объема их использо-

вания. Зависимость выглядит следующим образом: по мере возрастания качества использования ресурсов их количественный состав вовлекается в оборот в меньшей степени, но при этом совокупный доход возрастает (рис. 1].

Качество

А

Vi

/ Доход

Vi ь.

Количество

Рис. 1. Зависимость качества использования ресурсов от количества

Таким образом, ключевыми факторами конкурентоспособности являются ресурсные, инвестиционные, инфраструктурные, инновационные и информационные факторы. Каждый предыдущий этап развития конкурентоспособности и соответствующий фактор развития конкурентных преимуществ является базой для развития следующего.

Учитывая эти стадии, отметим важность способности предприятия оперативно и адек-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 1

ватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром — лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное — систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара [8].

Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности его экономических методов деятельности, показывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы и на то, что для поддержания репутации предприятия очень важно выпускать продукцию, которая бы удовлетворяла требованиям потребителей.

Основы оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона

К сожалению, на сегодняшний день фактически нет серьезной практики комплексного анализа конкурентоспособности по группам предприятий.

Реальный анализ конкурентоспособности пока сосредоточен на двух основных направлениях:

1. Фундаментальный анализ конкурентоспособности предприятий. Он, в свою очередь, подразделяется на:

• внутрифирменный анализ конкурентоспособности (выполняется специалистами службы маркетинга компаний];

• внешний анализ, «аудит» конкурентоспособности (как правило, выполняется силами консалтинговых компаний].

2. Групповой анализ конкурентоспособности предприятий.

Этот вид анализа, как правило, выступает в следующих формах:

• анализ конкурентоспособности в неявном виде (через анализ финансовых показателей фирм];

• анализ конкурентоспособности в явном виде (включает комплексное рассмотрение всех факторов, но «уходит» от конкретных компаний].

Проанализировав возможные аспекты понятия конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод о том, что конкурентоспо-

собность предприятия — динамическая характеристика предприятия, отражающая его способность, эффективно используя потенциальные возможности, выдерживать конкурентную борьбу, адаптируясь к быстрым внешним изменениям на рынке, и поддерживать данное состояние в течение длительного периода времени.

По нашему мнению, следует сделать акцент в определении конкурентоспособности на следующий аспект — конкурентоспособность финансов, влекущую за собой повышение инвестиционной привлекательности предприятия, что необходимо в современных условиях, поскольку именно инвестиции позволяют решать проблемы развития производства, стимулируют новые знания, новые технологии, обеспечивая развитие экономических процессов.

Подобно инвестиционной привлекательности предприятия, конкурентоспособность имеет место на микро-, мезо- и макроуровнях, однако, ориентируясь на цель исследования, рассмотрим их применительно к конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия может быть определена качественно и количественно. Наиболее предпочтительна последняя оценка, так как она позволяет увязать ее с мерой инвестиционной привлекательности. Потенциал конкурентоспособности формируется под влиянием следующих групп факторов: ресурсов компании — технических, технологических, кадровых, пространственных, организационных, информационных и финансовых (здесь активы рассматриваются в плане обеспечения конкурентоспособности] и условий обеспечения конкурентоспособности компании в целом.

Количественный подход к определению конкурентоспособности предполагает балльный метод оценки, при этом полученные оценки напрямую связаны со степенью инвестиционной привлекательности: чем выше балльная оценка потенциала конкурентоспособности, тем более привлекательной для инвестора является данное предприятие, и наоборот.

Отсюда можно сделать вывод, что как инвестиционная привлекательность, так и конкурентоспособность промышленных предприятий зависят от схожих факторов, в том числе во многом от состояния дел в отрасли.

Для характеристики конкурентоспособных преимуществ используются различные показа-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 1

тели конкурентоспособности. Эти показатели, естественно, отличаются друг от друга в каждой стране и отрасли и для отдельных видов продукции.

Несмотря на большое внимание экономистов-специалистов к вопросам сущности, оценки и регулирования конкурентоспособности предприятий, нельзя отрицать актуальность этих вопросов в современных условиях и необходимость разработки регионально адаптированных отраслевых подходов к формированию конкурентоспособности предприятий.

Показатели, составляющие сбалансированную систему, должны соответствовать следующим требованиям:

• соизмеримости;

• открытости (показатели не должны являться «коммерческой тайной»];

• точности (единственный метод расчета];

• высокой значимости;

• отсутствию взаимоисключающих показателей;

• оптимальному количеству.

В наибольшей степени предъявляемым требованиям соответствует совокупность показателей, предлагаемая И. В. Максимовой [9].

В ее разработках предложен алгоритм определения коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия, включающий расчет единичных, групповых показателей и собственно коэффициента. В основе метода лежит оценка 4 групповых показателей или критериев конкурентоспособности, каждый из которых определяется на основе единичных показателей:

1] показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия (издержки производства на единицу продукции; фондоотдача; рентабельность товара; производительность труда];

2] показатели, характеризующие финансовое положение предприятия (коэффициент автономии; коэффициент платежеспособности; коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент оборачиваемости оборотных средств];

3] показатели, характеризующие эффективность организации сбыта и продвижения товара (рентабельность продаж, %; коэффициент затоваренности готовой продукцией; коэффициент загрузки производственной мощности; коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта];

4] Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара (цена товара; качество].

Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической:

К = 0,15 Э + 0,29 Ф + 0,23 Э + 0,33 К (1],

кп ' п ' п ' с ' т

где Ккп — коэффициент конкурентоспособности предприятия, Эп — значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия, Фп — значение критерия финансового положения предприятия, Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке, Кт — значение критерия конкурентоспособности товара, 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 — коэффициенты весомости критериев [10].

Как видно, данная методика оценки конкурентоспособности предприятия основывается на конкурентоспособности продукции и фактических финансовых показателях деятельности. Отдавая должное этим показателям, необходимо учитывать, что:

а] качество продукции отрасли предопределено природой, поэтому при оценке конкурентоспособности предприятия оно будет учтено через совокупность естественно-природных условий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б] фактические финансовые показатели («продолжение» прошлого предприятия] не являются объективной основой для прогноза будущего.

Таким образом, основными недостатками данного метода оценки конкурентоспособности являются следующие:

• несопоставимость включаемых в модель показателей;

• неопределенность (сложность качественной оценки] результативного показателя;

• не все показатели значимы для предприятий определенной отрасли;

• отсутствие специфических показателей, характерных для отрасли;

• статичность (не учитывает изменение конкурентоспособности с течением времени, что может дать ошибочные результаты в плане стабильности деятельности предприятия];

• условность количественной оценки (показатели переводятся в баллы: 5 — показатель

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 1

хуже, чем базовый, 10 — на уровне базового, 15 — лучше, чем базовый], что позволяет сравнить одно предприятие с другим, а не с совокупностью предприятий-конкурентов.

В связи с этим, на наш взгляд, алгоритм формирования конкурентоспособных предприятий и поддержания конкурентоспособности отрасли должен включать в себя 4 основ-ныех стадии:

а] оценка конкурентных преимуществ отрасли;

б] анализ конкурентной среды в отрасли;

в] оценка конкурентоспособности существующих предприятий;

г] разработка стратегии формирования конкурентоспособного предприятия [10].

Анализ факторов конкурентоспособности предприятий Республики Коми

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития, сокращение уровня межрегиональной дифференциации и повышение качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности и комплексного развития экономики. Сбалансированность должна быть достигнута преимущественно за счет реализации следующих направлений региональной политики: создания новых центров экономического роста на основе конкурентных преимуществ; координации инфраструктурных инвестиций государства и бизнеса с учетом приоритетов и

ограничений развития региона; развития человеческого потенциала и сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения [11].

В результате исследования, проведенного Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, выявлены факторы, стимулирующие и сдерживающие повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, и оценена эффективность форм и инструментов взаимодействия власти и бизнеса в Республике Коми.

В ходе исследования были опрошены руководители 120 предприятий, отраслевая принадлежность которых представлена на рис. 2.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятий респондентов позволила выявить следующую картину (рис. 3].

Среди внутренних проблем, сдерживающих повышение конкурентоспособности предприятий республики, выделены следующие (рис. 4].

На рис. 5 отражено мнение респондентов по вопросу выделения основных внешних проблем, сдерживающих развитие конкурентоспособности.

Оценка соответствия технологии производства и реализации продукции на предприятиях Республики Коми уровню ведущих международных компаний показала, что 66 % отстают от уровня международных компаний, 19 % соответствуют и превышают уровень конкурентоспособности на мировом рынке и 15 % — неизвестные технологии зарубежных компаний.

Таким образом, можно выделить негативные факторы, влияющие на развитие конкурентоспособности:

Рис. 2. Отраслевая

■ Промышленность

■ Банковско-кредитная сфера

■ Строительство

■ Транспорт и связь

■ Торговля

■ Бытовое обслуживание населения

-ЖКХ

■ Образование

инадлежность предприятий

CORPORATE GOVERNANCE AND INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 1

Возможность реализации продукции предприятия на внешних рынках

Проведение регулярных маркетинговых исследований для определения предпочтений покупателей

Осуществление НИОКР

Использование зарубежной технологии

Возможности перепрофилирования производственных мощностей под выпуск новой продукции

Возможности расширения существующего производства

Имеющиеся производственные мощности

1 1 J

37% 23% __ 20%

24% 20% 23% 20% 13%

33°/ 0 27% 13 %2 !0% 7%

20% 23% 13% 34% 10%

27% 30% 20 %1 3%10%

20% 27% 36 % 17%

i

3%131 34% 0% 10%

1 1 1 1 1 1

0% 20% 40% 60% 80% в Очень слабо в Слабо и Средне вХорошо в Очень хорошо

Рис. 3. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий

100%

Неполная информация о ситуации на приоритетных рынках сбыта , продукции 19%

Отсутствие собственных инновационных разработок 18%

Неэффективное взаимодействие с органами власти 9%

Недостаточный

уровень модернизации и экологизации производства 10%

Неэффективные системы управления 12%

Недостаточная квалификация кадров 32%

Рис. 4. внутренние проблемы, сдерживающие повышение конкурентоспособности предприятий республики

• технология производства и реализации продукции у большинства компаний Республики Коми отстает от уровня международных компаний (66 %). При этом каждый третий предприниматель не видит возможности в ближайшее время возможности достичь этого уровня;

• 41 % компаний не знает и не пользуется формами государственной поддержки;

• проблемы со бытом продукции на внешние рынки;

• 60 % опрошенных предпринимателей констатируют низкую эффективность механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми. Низко респонденты оценили следующие формы поддержки: предоставление льготных займов, предоставление

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 1

Недобросовестные бизнес-партнеры 9%

Недостаточный уровень

квалификации работников предприятия 12%

Высокие налоги 13%

Дороговизна кредитов 13%

Ограниченный доступ к другим источникам финансирования 10%

Наличие административных барьеров 12%

Постоянно меняющиеся «правила игры» и плохое информирование со стороны властей 15%

Рис. 5. Внешние проблемы, сдерживающие повышение конкурентоспособности предприятий республики

гарантий для кредитования, предоставление субсидий.

Наиболее популярные инструменты государственной поддержки в области повышения конкурентоспособности, к которым прибегают респонденты: лизинговые схемы приобретения техники (20 %], субсидирование (12 %], льготное кредитование (9 %], функционирование в области особых экономических зон (6 %], 53 % не пользуются никакими инструментами господдержки.

Меры, применяемые на предприятиях для целей повышения конкурентоспособности в условиях экономического кризиса (рис. 6].

Заключение

В табл. 2 представлены полученные в ходе исследования рекомендации авторов для органов региональной власти и местного самоуправления, а также субъектов предпринимательской деятельности по повышению конкурентоспособности предприятий региона.

Другое 32%.

Сокращение

штата сотрудников 7%

Пересмотр контрактов с поставщиками 15%

Стимулирование

спроса на продукцию за счет предоставления скидок 8%

Сокращение прочих издержек (избавление от низкоэффективных затрат) 12%

Сокращение инвестиционных затрат 8%

Смена поставщиков 9%

Изменение закупаемых ресурсов и товаров 9%

Рис. 6. Меры, применяемые на предприятиях для целей повышения конкурентоспособности

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 1

Таким образом, предложенные рекомендации повышения роста конкурентоспособности экономики региона должны быть основаны, в первую очередь на знаниях, активном привлече-

нии науки к процессам производства, а также значительном расширении спроса на инновационные решения, благодаря чему появится возможность эффективного и устойчивого развития.

Таблица 2

Рекомендации авторов по повышению конкурентоспособности предприятий региона

На уровне органов региональной власти и местного самоуправления На уровне субъектов предпринимательской деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение административных барьеров, в том числе в части облегчения получения государственной финансовой поддержки субъектам предпринимательства Создание модели стратегического развития персонала предприятия

популяризация и стимулирование инновационного развития субъектов предпринимательства Активное использование финансовой и консультационной поддержки со стороны органов регионального управления

Стимулирование внедрения на предприятиях энергоэффективных и безотходных технологий Активное применение различных форм аутсорсинга для оптимизации своей деятельности

Выстраивание системы партнерских отношений между бизнесом и властью

Формирование эффективных механизмов оказания финансовой поддержки субъектов предпринимательства в форме предоставления льготного кредитования, софинансирования мероприятий по внедрению новых технологий и модернизации производства, а также налогового кредита; при этом необходимо активное стимулирование предприятий для возможности пользоваться данной поддержкой Повышение роли информационных технологий в развитии бизнес-процессов предприятия

Упрощение процедуры сбора документов для получения государственной поддержки Внедрение современных технологий энергоэффективности и безотходного производства

Оказание поддержки в продвижении продукции на новые рынки сбыта

Формирование информационной базы аналитических материалов о региональных рынках сбыта, потребности в товарах и услугах

Внедрение региональной программы бизнес-акселерации*

*Данная программа поддержки малого и среднего бизнеса направлена на стимулирование запуска предприятий малого и среднего бизнеса через менторство, обучение, финансовую и экспертную поддержку (табл. 3].

Таблица 3

Региональная программа бизнес-акселерации

Этапы Результат

1. Обучение — специализированное обучение по программам бизнес-планирования, маркетинга, управления персоналом, управления финансами Овладение знаниями и навыками предпринимательской деятельности

2. Менторство (наставничество) — экспертная поддержка и сопровождение начинающего предпринимателя в подготовке бизнес-плана проекта для привлечения финансирования Бизнес-план проекта для потенциального инвестора, финансирующей организации

3. Финансовая поддержка — защита проекта перед частными инвесторами, подготовка проекта для получения форм государственной поддержки (региональная, федеральная) Получение форм государственной поддержки (гранты, субсидии, гарантии) и привлечение частных инвестиций

Запуск бизнеса

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 1

Список литературы

1. Васильева Н. А. Взаимообусловленность конкурентоспособности государства и предприятий. URL: http://www.altstu.ru/structure/chair/meo/staff/768 (дата обращения: 12.02.2016).

2. Жиль В. Конкурентоспособность: общий подход. М.: 2010. URL: http://www.recep.ru/files/documents/ General_approach_competitiveness-Walter-ru.pdf (дата обращения: 20.02.2016).

3. Ситкарев В. С. Повышение конкурентоспособности предприятий лесопромышленного комплекса РК: автореф. дис. ...канд. экон. наук. Сыктывкар, 2005. 23 с.

4. Савельев Ю. В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике. Петрозаводск: Карельский 161 научный центр РАН, 2010. 516 с.

5. Метлина А. Е. Конкурентоспособность российских предприятий // Вестник ТГПУ 2010. № 5 (49). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-rossiyskih-predpriyatiy (дата обращения: 22.01.2016).

6. Портер М. Как строить стратегию на основе пяти конкурентных сил // Harvard Business Review. 2008. № 4. С. 58—76.

7. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

8. Трещевский Ю. И. Методология и методика анализа конкурентоспособности // Экономический анализ. 2010. № 18. С. 35—47.

9. Максимова И. В. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Бизнес-образование России. URL: http://www.rb-edu.ru/library/articles/arti-cles_6125.html (дата обращения: 26.01.2016).

10. Оганезова Н. А. Формирование механизмов устойчивого развития лесной отрасли (на примере Республики Коми): дис. .канд. экон. наук. СПб., 2015. 185 с.

11. Шихвердиев А. П., Калина А. В., Терентьева О. А. Механизмы повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса Республики Коми в системе взаимоотношений бизнеса и власти // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 1. С. 197—209. URL: http://vestnik-ku.ru/articles/2012/1/17.pdf (дата обращения: 20.12.2015).

References

1. vasil'yeva N. A. Vzaimoobuslovlennost' konkurentosposobnosti gosudarstva i predpriyatiy [The interdependence of the competitiveness of the state and enterprises]. Available at: http://www.altstu.ru/structure/chair/meo/ staff/768 (accessed: 12.02.2016).

2. Zhil' v. Konkurentosposobnost' : obshchiy podkhod. Moskva: 2010. Available at: http://www.recep.ru/files/ documents/General_approach_competitiveness-Walter-ru.pdf (accessed: 20.02.2016).

3. Sitkarev v. S. Povysheniye konkurentosposobnosti predpriyatiy lesopromyshlennogo kompleksa RK [Improving the competitiveness of timber industry complex of the Rtf] avtoref . dis.... ^nd. ekon. nauk . Syktyvkar, 2005. 23р.

4. Savel'yev Yu. v. Upravleniye konkurentosposobnost'yu regiona: ot teorii k praktike . Petrozavodsk: Karel'skiy 161 nauchnyy tsentr RAN, 2010. 516 р.

5. Medina a. Ye. Konkurentosposobnost' rossiyskikh predpriyatiy [The competitiveness of Russian enterprises ] // Vestnik TGPU. 2010. № 5(49). Available at: http://cyberleninka.ru/article /n/konkurentosposobnost-rossiyskih-predpriyatiy (accessed: 22.01.2016).

6. porter M. Kak stroit'strategiyu na osnove pyati konkurentnykh sil [How to build a strategy based on five competitive forces ]// Harvard Business Review. 2008. № 4. Р. 58—76.

7. Shumpeter Y. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya. Moskva: Eksmo, 2007. 864 р.

8. Treshchevskiy Yu. I. Metodologiya i metodika analiza konkurentosposobnosti [Methodology and technique of the analysis of competitiveness] // Ekonomicheskiy analiz. 2010. № 18. Р. 35—47.

9. Maksimova I. V. Metod rascheta integral'noy konkurentosposobnosti promyshlennykh, torgovykh i finansovykh predpriyatiy [Method for calculating the integrated competitiveness of the industrial, commercial and financial enterprises] // Biznes obrazovaniye Rossii. Available at: http://www.rb-edu.ru/library/articles/articles_6125.html (accessed: 26.01.2016).

10. oganezova п. A. Formirovaniye mekhanizmov ustoychivogo razvitiya lesnoy otrasli (na primere Respubliki Komi) [ Formation of mechanisms of a sustainable development of the forest industry (on example of the Republic of Komi)] dis . ... kand . ekon . nauk . Sankt-Peterburg, 2015. 185 p.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 1

11. Shikhverdiyev A. P., Kalina A. V., Terentyeva O. A. Mekhanizmy povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiy malogo i srednego biznesa Respubliki Komi v sisteme vzaimootnosheniy biznesa i vlasti [Mechanisms for improving the competitiveness of small and medium business of the Republic of Komi in the system of relations between business and government] // Bulletin of the research center of corporate law, management and venture capital of Syktyvkar State University, 2012, no. 1, pp. 197—209 (In Russ.) Available at: http://vestnik-ku.ru/articles/2012/1/17.pdf (accessed: 20.12.2015).

Для цитирования: Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А. Конкурентоспособность промышленных предприятий региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 1. C. 103—113.

For citation: Shihverdiev А. P., Oganezova N. A. The competitiveness of industrial enterprises in the region // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 1. P. 103—113.

Система управления портфелем региональных проектов государственно-частного партнёрства

Private-public partnership project portfolio management system on the regional level

УДК 332.1

Е. П. Есева, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия]

Статья посвящена управлению портфелем региональных проектов государственно-частного партнёрства. В работе отражена необходимость формирования системы управления такими проектами с позиции государства. В результате исследования по аналогии с системой управления портфелем проектов в корпоративном управлении разработана система государственного управления портфелем региональных проектов государственно-частного партнёрства. Указанная система структурирована, приведено описание ее основных процессов и элементов. Результатом внедрения в практику государством (регионом) представленной системы управления является выстраивание эффективной системы планирования в соответствующей сфере, большая результативность дальнейшей реализации проектов государственно-частного партнёрства, формирование базы для установления эффективного взаимодействия с потенциальными участниками соответствующих проектов.

© Есева Е. П., 201б.

E. P. Eseva , Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin" (Syktyvkar, Russia)

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, управление, портфель проектов, система, регион.

The article is devoted to the regional public-private partnership project portfolio management. The paper reflects the need to create a public-private partnership project management system from the State perspective. The result of the research is public-private partnership project portfolio governance system development on the base of portfolio management system in corporate management. This system is structured; its basic elements and processes are described. The result of the system implementation by the state is an effective planning system in the sphere of private-public partnership formation, public-private partnership projects fecundity increase, the base for the effective cooperation with potential private-public partnership projects participants forming.

Keywords: private-public partnership, management, project portfolio, system, region.

Введение

Отсутствие целостной системы планирования и управления в сфере государственно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.