Научная статья на тему 'РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА'

РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апатова Н.В., Авдеева К.В.

В исследовании региона авторы применяют комплексную методику, объединяющую методологию системного анализа и методы маркетинговых исследований. Регион имеет сложную структуру, состоящую из ряда базовых подструктур, главная из которых содержит социальную, экономическую, природно-ресурсную и управленческую компоненты. Развитие связано со структурной трансформацией региона, приводящей к качественным изменениям и, следовательно, количественным изменениям показателей. Трансформация региона может привести к нарушению устойчивости системы, поэтому требованиями к управлению регионом являются сохранение устойчивости и инновационность его развития. Для принятия управленческих решений рекомендуется использовать методы маркетингового анализа, позволяющие выявить слабые и сильные стороны региона, определить его особенности и преимущества, выявить возможные угрозы. Методы стратегического маркетинга в управлении регионом дают возможность осуществлять управление с учетом социально-экономических особенностей региона и его территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

Регион как объект управления и анализа Region as an object of control and analysis

УДК 332.01

Н. В. Апатова, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского (Симферополь, Россия)

К. В. Авдеева, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского (Симферополь, Россия)

N. V. Apatova, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia)

K. V. Avdeeva, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia)

В исследовании региона авторы применяют комплексную методику, объединяющую методологию системного анализа и методы маркетинговых исследований. Регион имеет сложную структуру, состоящую из ряда базовых подструктур, главная из которых содержит социальную, экономическую, природно-ресурсную и управленческую компоненты. Развитие связано со структурной трансформацией региона, приводящей к качественным изменениям и, следовательно, количественным изменениям показателей. Трансформация региона может привести к нарушению устойчивости системы, поэтому требованиями к управлению регионом являются сохранение устойчивости и ин-новационность его развития. Для принятия управленческих решений рекомендуется использовать методы маркетингового анализа, позволяющие выявить слабые и сильные стороны региона, определить его особенности и преимущества, выявить возможные угрозы. Методы стратегического маркетинга в управлении регионом дают возможность осуществлять управление с учетом социально-экономических особенностей региона и его территорий.

Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, инновационное развитие, системный анализ, маркетинговый анализ, управление, стратегический маркетинг.

In the study of region, the authors used a comprehensive methodology that combines the methodology of the system analysis and methods of marketing research. The region has a complex structure consisting of a number of basic substructures, the main of which includes social, economic, natural resource and the management components. Development associated with structure transformation of the region, which leads to qualitative changes and, therefore, the quanti-

© Апатова H. В., Авдеева К. В., 2017

tative changes of indicators. The transformation of the region can lead to infringement of stability of the system, so the requirements for the management of the region are the preservation of stability and innovation of its development. For making management decisions recommended to use methods of marketing analysis, allowing to identify the strengths and weaknesses of the region, to determine its characteristics and advantages, identify possible threats. Strategic marketing techniques in the management of the region make it possible to manage given the socio-economic characteristics of the region and its territories.

Keywords: region, sustainable development, innovative development, system analysis, marketing analysis, management, strategic marketing.

Введение

Экономическая теория XX века, изучая обобщенные закономерности функционирования, организации и развития, абстрагировалась от многих конкретных факторов. Формирование региональной науки началось после Второй мировой войны одновременно во многих странах как развитие теорий размещения, обобщенных американским ученым У Айзардом (W. Izard — в первых переводах У Изард [8]). В своих трудах он подчеркивал междисциплинарность новой науки, использующей знания экономики, географии, экологии, социологии, политологии, психологии, юриспруденции. Процесс формирования региональной экономики как нового научного направления завершился к 1966 г., и его основатели, У Айзард и его ученик Т. Райнер (T. Reiner), дали ей следующее определение: «Региональная наука — это новая область общественных наук, которая использует теории и открытия других общественных дисциплин. Она делает упор на изучение пространственного аспекта человеческой деятельности и его

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

значения для понимания общественного поведения и общественных форм. Цель этого изучения — выявление пространственных взаимосвязей не только между людьми и их деятельностью, но и между людьми или естественной, или преобразованной географической средой. В своих теоретических построениях региональная наука широко использует математические модели. Использование слова "региональная" предполагает системный подход к пространству, рассматриваемому как обиталище человека, а слово "наука" выражает намерение применять к анализу критерии точных методов исследования и развивать теоретические схемы и идеи общего характера» [Цит. по: 7, с. 67].

Из последних публикаций по методологии региональных исследований, на наш взгляд, интерес представляют статьи группы ученых Пермского университета О. В. Лосевой, А. Р. Сулейманова, А. А. Шудренко, А. X. Авезова, М. Ф. Баранской и др. Объединяет перечисленные работы системный подход к анализу региона как социально-экономической системы, который позволяет выделить основные элементы, горизонтальные и вертикальные связи между ними. Пермская научная школа синтезирует иерархический и институциональный анализ для управления конкурентоспособностью и развитием национальной и региональной экономики, моделирования процессов воспроизводства, интеллектуального предпринимательства и институционального строительства [3]. В современных условиях инновационное развитие является необходимым и достаточным условием обеспечения конкурентоспособности региона, для этого требуется формировать и укреплять его интеллектуальный потенциал. Методология оценки интеллектуального потенциала включает цели, принципы и подходы, которые на уровне региона содержат совершенствование инновационной деятельности, индивидуально-личностные и производственно-отраслевые компоненты [10]. Субъективно-ориентированный подход к исследованию инновационной деятельности в регионе дает возможность строить инфраструктурно-этапную матрицу регулятор-ной инновационной деятельности и определить общественные потребности в инновации на всех этапах ее жизненного цикла [19]. Управление устойчивым инновационным развитием региона требует стратегических ориентиров, формирование системы их показателей, которые мо-

гут быть получены, в том числе, на основе ситуационного анализа [1]. Ситуационный анализ позволяет отслеживать и совершенствовать национальные и федеративные отношения в регионе, учитывать состояние экономики, уровни жизни населения, коррупции, информационную безопасность и другие социальные показатели [17]. Ближе всего к методологии, используемой в данной работе, является системный подход группы авторов, которые рассматривают «регион как целостную, управляемую социально-эко-лого-экономическую систему, целью которой является обеспечение высокого качества жизни населения» [4, с. 544].

Перечисленные подходы обладают достаточной универсальностью, но для региона важно также рассматривать его различные функциональные аспекты, особенно для многопрофильных, имеющих не одну, а несколько бюджетообразующих отраслей и неоднородное по национальному составу население.

В данной работе используется методология системного подхода, включающего исследование структуры региона и его элементов как инвариантной части и функций как вариативной, в сочетании с методами маркетинга для анализа и управления.

Цель исследования — выявить общие методы анализа состояния региона, определить его функции в инновационном устойчивом развитии.

Основные аспекты регионального анализа

В регионоведении используется такое понятие, как «узловой регион»: «Узловые регионы представляют собой ареалы, характеризующиеся сходящимися или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или информации» [6, с. 23]. В социально-экономической географии узловыми регионами являются административные области, сферы влияния поселений, зоны сбыта и сырьевые зоны промышленных предприятий, участки почтовых отделений, поликлиник, школ и т. д. В социально-экономической географии зона представляет собой территорию, в пределах которой имеет место однозначность показателей по их интенсивности.

В нашем исследовании мы понимаем территорию как узловой регион, а как ключе-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

вой целевой показатель рассматриваем ин-иовациониость его состояния и развития. Универсальность такого подхода заключается в том, что в качестве рассматриваемой территории можно выбирать любую географическую часть административной единицы или объединенные части нескольких административных единиц, включая районы, области и государства. Выделенные территории могут служить инновационными зонами, включать некоторый центр, генерирующий идеи, проекты и технологии, а также зоны влияния данного центра, способствующие усилению показателя инновационное™. В рамках административной единицы центр не обязательно может совпадать с административным центром: это может быть технопарк, академгородок, крупное научно-производственное объединение, решающее задачи одной предметной области и имеющее узкую специализацию.

Современные экономисты применяют различные подходы к анализу регионов, используя доминирующую для целей концепцию или парадигму. В трудах классиков региональной экономики регион рассматривался с точки зрения существующих природных ресурсов, населения, производства и потребления товаров и услуг, но не изучался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. А. Г. Гранберг отмечает четыре наиболее распространенных концепции региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум [7, с. 83].

Регион как квазигосударство самостоятельно регулирует свою экономику, аккумулирует большую часть финансовых ресурсов и выступает как достаточно самостоятельный субъект национальной экономики, регулируя свои взаимоотношения с другими регионами и центром. Использование данной концепции приводит к применению к региону законов макроэкономики, определению его как «мезоуро-вень», и, как следствие, к доминированию в исследованиях производственных факторов, занятости, доходов.

Регион как квазикорпорация сосредоточивает крупную собственность, выступает как агент рынка и конкурент другим регионам, на экономическое положение региона большое влияние оказывают размещенные на его территории филиалы и штаб-квартиры корпораций, их ценовая и кадровая политики, а так-

же системы доходов. Данный подход фактически осуществляется в региональной налоговой политике государства, когда перенос штаб-квартиры корпорации, а фактически — смена юридического адреса — приводит к уходу из регионов крупного налогоплательщика, перераспределению доходов (центром или другим регионом] при сохранении непосредственно производства.

Регион как рынок с определенными границами уделяет большее внимание предпринимательскому климату, специфическим для данного региона сегментам рынка и позволяет применять маркетинговые методы анализа к деятельности региона в целом.

Подход к региону как социуму позволяет исследовать институциональные факторы, такие как систему власти, культурные традиции, местную законодательную базу, а также воспроизводство и размещение трудовых ресурсов, здравоохранение и образование.

На мировое развитие, в том числе региональное, оказывает влияние научно-технический прогресс, данное влияние рассматривает А. А. Пшунетлев [14]. Он показал, что имеется шесть важных аспектов влияния, к числу которых относятся: 1] продукция региональной экономики на внешних рынках обеспечивает, в зависимости от ее доли, либо устойчивое равновесие в регионе, либо его нарушение; 2] изменяется структура населения, его численность, увеличивается доля пожилых людей, возрастает трудовая миграция; 3] относительно медленная реакция капитала, чем трудового фактора, требует осторожности в формировании инвестиционной политики, что может привести к замедлению экономического роста; 4] изменяется структура занятости; 5] отмечается более быстрый рост доходов относительно снижения численности населения; 6] существуют регионы, на которые научно-технический прогресс оказал негативное влияние, например лишив традиционных рабочих мест.

А. Г. Гранберг пишет: «Эволюция теории региона отражает повышение роли "нематериальных" целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода региона на модель устойчивого (эколого-социо-экономического] развития» [7, с. 84]. При этом он отмечает, что «регион как подсистема информационного общества или регион как участник интернационализации и

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

глобализации экономики» также может быть объектом исследования, при этом на первый план выходят такие его характеристики, как инновации, телекоммуникации и компьютерные сети, развитие промышленно-технологи-ческих комплексов. Информационная парадигма региональных исследований развивает теорию диффузии инноваций, которая, согласно ее основателю, Т. Хегерстранду (Т. Hagerstrand], бывает трех типов: диффузия расширения (равномерное распространение по всем направлениям от точки возникновения], диффузия перемещения (распространение в определенном направлении] и диффузия смешанного типа. С данной теорией тесно связана теория регионального жизненного цикла, в соответствии с которой региональная экономическая политика должна создавать благоприятные условия для развития инноваций в менее развитых регионах, размещая там научно-производственные и образовательные объединения.

Необходимость системного подхода при исследовании региона отмечал В. Василенко. Системный подход при этом осуществляется при построении цепочки «структура — свойства — признаки — черты — мера (средство измерения]». Он определяет регион и его структуру следующим образом: «Отталкиваясь от региона как территории, в качестве его структуры можно использовать совокупность участков земной и водной поверхностей (площадей) в определенных границах. В качестве основных свойств региона могут быть определены освоенность и насыщенность территории» [5, с. 6]. Под «освоенностью» понимается насыщенность территории инфраструктурными и экономическими элементами, при этом учитываются связи между экономическими объектами, а под «насыщенностью — множество экономических объектов (предприятий, организаций и элементов социальной сферы], на которых сосредоточена или на которые направлена экономическая деятельность. При этом В. Василенко подчеркивает, что «через насыщение территории обеспечивается ее экономическое развитие» [5, с. 7]. В рассматриваемой им методологии экономической диагностики региона определяющим является ресурсный подход, поскольку «развитие территории непосредственно обусловлено системной организацией воспроизводства ресурсов — трудовых, природных, материальных

(капитальных), организационных (предпринимательских), информационных, научно-технических и других» [5, с. 7].

В качестве основных элементов социально-экономического развития региона можно рассматривать следующие два основных вида ресурсов: материальные (включающие трудовые и природные ресурсы, а также средства производства и бюджетные ресурсы — инвестиции и финансы] и нематериальные (ресурс времени, интеллектуальные и информационные ресурсы). Для каждого из указанных ресурсов необходимо создавать региональный мониторинг, позволяющий принимать решения при реализации региональной политики. Хозяйственная система региона в данном случае представлена схемой движения потоков энергетических и природных ресурсов и сопровождающих их потоков информации. Ресурсный подход к экономике в целом характерен для западноевропейских экономистов, считающих, что главная роль экономической системы — это распределение ресурсов между конфликтующими спросами. Данный подход позволяет осуществлять реальное социальное и экономическое планирование на региональном уровне, поскольку позволяет согласовывать поставленные задачи с имеющимся ресурсным потенциалам и тем самым ставить перед регионом более достижимые цели развития. Однако эффективность использования региональных ресурсов и планирование их использования возможны только при надлежащем контроле. Механизмы управления ресурсами могут эффективно работать только в условиях строгого контроля ресурсного потребления, предшествующего ему мониторинга потребностей субъектов потребления каждого ресурса, а также нормативной базы потребления для конкретного вида экономической деятельности. Особенно это касается топливно-энергетических ресурсов и пресной воды [2].

Рассмотренные концептуальные основы анализа региона позволяют сделать вывод, что наиболее результативным будет комплексный подход, включающий принципы и методы перечисленных концепций. О необходимости изучения региона в динамике его развития пишут многие исследователи, при этом подчеркивается, что регион, являясь с одной стороны территориальным элементом государства, с другой представляет собой сложную синер-гетическую систему, которая постоянно эво-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

люционирует и достаточно неустойчива в своем развитии. Регион имеет сложную структуру, состоящую из ряда базовых подструктур, главная из которых содержит социальную, экономическую, природно-ресурсную и управленческую компоненты. Развитие связано со структурной трансформацией региона, приводящей к качественным изменениям и, следовательно, количественным изменениям показателей. Трансформации присущи периодам неустойчивости и могут следовать различным сценариям развития, как позитивным, так и негативным. Среди них следует отметить три возможных варианта эволюционного развития: 1] усложнение структуры и организации общественно-территориальной системы региона, приводящее к переходу на более высокую стадию развития (ароморфоз]; 2] изменения, не способствующие улучшению качества (адаптация]; 3] деструктивные изменения, упрощение структуры путем уничтожения отдельных элементов и связей (деградация]. Таким образом, чтобы регион развивался прогрессивно, необходимо осуществлять инновационный, структурно-трансформационный процесс, охватывающий все элементы структуры региона и гармонизирующий связи между элементами.

Показатели устойчивого инновационного развития региона

Для достижения устойчивого инновационного развития необходимо формировать как внутренние региональные, так и межрегиональные инновационные структуры. Региональная инновационная структура представляет собой системное целое, а гибкость и реактивность этой системы, необходимые для своевременной адаптации к динамичным внутренним и внешним условиям и вызовам, должны обеспечиваться путем децентрализации управления, организации множества центров анализа и реагирования. Будучи по сути региональной, данная система позволит: повысить эффективность инноваций по всей стране, активизируя местные органы самоуправления и усиливая их сотрудничество с крупным и средним бизнесом; подключить к процессам создания, внедрения и диффузии инноваций негосударственные организации; развернуть малый высокотехнологичный бизнес; развивать инновационную инфраструктуру, включающую

информационную, консалтинговую и финансовую подсистемы.

Межрегиональная инновационная система должна служить эффективным механизмом перевода региональных экономик на инновационный путь развития, она создается на основе сетевой интеграции всех участников [15]. Одним из вариантов может стать создание межрегиональных распределенных кластеров и технопарков в сфере высоких технологий.

Для управления региональным развитием необходимо осуществить оценки всех элементов его структуры, выделить те из них, которые имеют стратегическое значение для позитивных трансформаций. Академик Н. Г. Чумаченко, изучая опыт и проблемы регионального экономического анализа, пишет: «Региональный экономический анализ можно определить как комплексное исследование экономико-социального развития региона за определенный период с целью <...> выявления резервов повышения эффективности деятельности региона и ускорения решения социальных проблем» [18, с. 69].

Региональный экономический анализ состоит из четырех блоков:

1] анализ производительных сил (их состояние, динамика и использование];

2] анализ производственной сферы;

3] анализ развития социальной сферы;

4] анализ экономической эффективности региона.

В первом блоке рассматриваются изменения в производительных силах региона, анализируются капиталовложения и основные фонды, в том числе по отраслям, изучаются трудовые и материальные ресурсы, их состояние. В этот же блок входит анализ природопользования в регионе, который включает: анализ использования природных ресурсов, к которым относятся водные, земные, горные, минерально-сырьевые ресурсы и атмосфера; анализ выполнения мероприятий по охране окружающей среды; анализ использования отходов производства и вторичных ресурсов.

Второй блок регионального экономического анализа включает анализ динамики производственной деятельности в промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и коммуникациях, а также ускорения научно-технического прогресса в отраслях, изменения межотраслевых пропорций, баланс межотраслевых связей. Также анализируют-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

ся мероприятия, направленные на концентрацию, специализацию и координацию производства, их результаты и деятельность территориально-производственного комплекса в целом.

Третий блок анализа охватывает различные проблемы как непосредственно населения, так и его социального обслуживания. Изучается половой и возрастной состав населения региона, продолжительность жизни, браки и разводы, использование свободного времени, жизненный уровень и доходы различных групп населения, условия труда по отраслям производства. В сфере социального обслуживания изучается состояние и динамика в народном образовании, здравоохранении, культуре, жилищно-коммунальном обслуживании, бытовом обслуживании, торговле, общественном питании, рекреации.

Оценка экономической эффективности региона включает пять основных оценок: общей эффективности экономико-социального развития; динамики производительности труда и средней заработной платы; осуществления в регионе политики ресурсосбережения по наиболее важным ресурсам и отраслям; себестоимости продукции и рентабельности производства; финансового состояния региона.

Осуществляя региональный экономический анализ необходимо, во-первых, определять как наиболее узкие места, так и достижения, осуществлять сравнения с другими регионами и рассматривать показатели в динамике, отбирая наиболее важные в соответствии с целями экономического анализа; во-вторых, учитывать влияние происходящих структурных изменений; в-третьих, определять степень выполнения научно-технических и социально-экономических программ региона; в-четвертых, использовать как официальные статистические данные, так и достоверные сведения других источников; в-пятых, управлять аналитической информацией путем применения различных математических методов ее обработки [18 с. 72—73].

С учетом развития рыночной экономики, а также используемых в мировой практике методов регионального анализа, показатели, характеризующие социальное развитие регионов (третий блок], делятся на четыре группы: 1] семь показателей уровня жизни (денежные доходы на 1 жителя, среднемесячная заработная плата, соотношение среднедушевых доходов и

прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов, децильный коэффициент дифференциации денежных доходов (расходов] населения, уровень бедности и коэффициент Джини];

2] характеристики социальной обеспеченности (обеспеченность жильем на 1 жителя, обеспеченность врачами и больничными койками на 1 жителя, розничный товарооборот и платные услуги на 1 жителя, коэффициент преступности];

3] характеристики демографической ситуации (естественный прирост населения, коэффициенты рождаемости и смертности, средняя продолжительность жизни населения, коэффициент детской смертности и миграционное сальдо]; 4] характеристики состояния трудовых ресурсов (уровень занятости населения, уровень безработицы, демографическая нагрузка и нагрузка на 1 свободное рабочее место].

Для исследования региона как экономической системы могут использоваться показатели: устойчивости (равновесия], экономического потенциала (целостности региональной экономической системы], производственного потенциала, природного ресурсного потенциала, человеческого потенциала, научно-технического потенциала, организационного потенциала, информационного потенциала, жизнеспособности (режима воспроизводства] региона.

Наиболее весомыми показателями, по которым одна группа отличается от другой, являются: финансовые результаты деятельности экономики региона до налогообложения, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, чистая прибыль предприятий, кредиторская задолженность субъектов хозяйственной деятельности перед бюджетом, балансовая прибыль и стоимость основных фондов, введенных в действие.

К макропоказателям, предложенным У Ай-зардом для анализа региона, относятся следующие десять: рождаемость, смертность, чистая иммиграция, предпочтения и ценности, национальное население, трудовые ресурсы, средняя производительность труда, валовой продукт системы, валовой доход системы, выпуск по отраслям. На основе имеющихся данных А. Г. Гранберг предлагает определять показатели экономического развития (ВРП на душу населения], уровень потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения], уровень производительности труда (ВРП на одного занятого], а также сопоставить ко-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

нечное потребление на душу населения с величинами прожиточного минимума для региона и в целом по стране [7, с. 109].

Различные индикаторы используют, как правило, для сравнительного анализа, определения рейтинга региона или его места в той или иной системе. Так, В. Василенко предлагает использовать целую цепочку показателей, «что позволяет соизмерять различные индикаторы с целью получения необходимого ответа на вызовы о глубине и характере процессов, происходящих на данной территории. К основным группам таких показателей можно отнести показатели, отражающие масштабы: 1] экономики региона; 2] результативность экономики региона; 3] режим воспроизводства населения в регионе; 4] состояние и воспроизводство основных средств в регионе; 5] общую оценку освоенности территории региона; 6] самообеспеченность региона; 7] уровень кооперационных связей в регионе; 8] финансовые потоки в регионе; 9] уровень жизни населения региона; 10] общую оценку насыщенности территории региона элементами производительных сил» [5, с. 8].

Для определения места региона в мировой экономической системе, характерной для развитых стран, предлагают различные модели количественных оценок. Модель постиндустриальной стадии регионального развития включает индикативные показатели преимущественно экономического характера, на основе которых рассчитывается комплексный показатель стадийно-эволюционного развития. Данную модель можно использовать для приблизительной оценки степени «инновационно-сти» региона, поскольку в нее входят такие показатели, как валовая добавленная стоимость высокотехнологических производств, число занятых в научно-исследовательских и про-ектно-конструкторских работах, но не учтены факторы информатизации и интеллектуализации (число лиц с высшим образованием, занятых в производстве и сервисе, число лиц, имеющих ученую степень и число студентов вузов всех форм собственности].

В основе способности региональной системы к развитию лежит инновационный потенциал. Носителями инновационного потенциала являются собственники интеллектуальной продукции, к которым относятся специализированные научно-технические фирмы, а также

физические лица и организации — создатели знания. Важным регулятором инновационной деятельности должен стать рынок интеллектуальных продуктов, в том числе научно-технической информации. В мировой практике всего около 15 % новых товаров, появляющихся на рынке, ведут свое происхождение прямо из лабораторий и исследовательских центров, а подавляющее большинство инноваций возникает на основе не научных разработок, а солидного маркетинга, анализа и оценок рыночной ситуации, использования эффекта дисбаланса спроса и предложения.

Маркетинговые методы анализа регионального развития

Для получения качественной картины состояния региона целесообразно применять маркетинговые методы анализа. «Являясь инструментом регулирования рыночных отношений и отражая специфику и особенности региона, региональный маркетинг призван реализо-вывать идею позиционирования и последующего продвижения региона на межрегиональном уровне» [16, с. 189]. Региональный маркетинг позволяет создать позитивный имидж региона, более рационально использовать внутрирегиональный потенциал, обеспечить его инвестиционную привлекательность для зарубежных и отечественных инвесторов.

Процесс осуществления стратегического маркетинга включает три этапа: ситуационный анализ, определение целей по видам продуктов и рынков и разработка маркетинговой программы. На первом этапе изучаются тенденции развития, производится анализ конкурентов и оценка собственного положения, а также исследуются потребители продукции. На втором этапе осуществляется выбор целевых рынков, поиск отличительных качеств и позиционирование продукта. Данный этап заканчивается маркетинговым планом, включающим ресурсное обеспечение, маркетинговые решения, разработку графика внедрения и реализации программ маркетинга. Стратегические направления маркетингового плана включают определение миссии региона, целей его развития, основные внутренние резервы, сформулированные как ведущая компетентность (доля вида хозяйственной деятельности в ВРП, или желаемая доля вида сервиса, или нематериаль-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

ного сектора] и конкурентные преимущества. Миссия определяет «лицо» региона, его бренд, чаще всего визуализированный на гербе области или города. Она, с одной стороны, констатирует достижения и основное направление возможностей, а с другой, может изменить вектор регионального развития. Например, для Крыма такой миссией является духовное и физическое оздоровление граждан, хотя в ВРП республики доминирует химическая промышленность, что явно несовместимо с общепризнанной миссией. Цели маркетингового плана группируются по трем видам: ресурсное и энергетическое обеспечение, утилизация отходов и нематериальные цели, относящиеся к качеству жизни населения. Для каждой группы производится дифференциация целей с соответствующей экономической и финансовой оценкой. Результаты маркетингового плана контролируются путем сравнения с ожидаемыми показателями, а контроль предусматривает коррекцию плана, действия и мероприятия по преодолению негативных отклонений и учет позитивных изменений. На третьем этапе создаваемая маркетинговая программа предусматривает также разработку бюджета с учетом анализа доходов, затрат и прибыли. Аппарат стратегического маркетинга становится актуальным при реализации концепции региона как рынка, в данном случае уместно использовать макропоказатели региона и взаимодействие его с другими регионами и государством в целом.

Элементы стратегического анализа использовал в своих работах А. В. Коломиец, рассматривая управление регионом по «слабым сигналам» с постоянным мониторингом внешней и внутренней среды региона для обнаружения возможностей прогрессивного развития и своевременного устранения возникающих угроз [11].

Для мониторинга внешней и внутренней среды региона одним из инструментов является SWOT-анализ, позволяющий систематизировать сильные и слабые стороны состояния эколого-социально-экономического развития региона, а также практически в онлайновом режиме («on-line» — в реальном времени, в данный момент] оценивать потенциальные возможности региона и его потенциальные угрозы.

К сильным сторонам относятся: материальные и нематериальные ресурсы, положи-

тельный энергетический баланс, наличие инновационных предприятий, превышение рождаемости над смертностью, рост, иммиграции населения, образовательная сеть, лидерство в определенных видах деятельности, самообеспеченность продовольствием, экспорт продукции в другие регионы и за рубеж. К слабым сторонам регионального развития можно отнести много факторов, прежде всего: нулевой или отрицательный прирост валового регионального продукта; загрязнения природной окружающей среды (особенно для тех регионов, где развиты рекреация и туризм], распространение характерных для данного региона заболеваний людей и животных (птиц], разведение которых влияет на качество питания населения и экспорт; низкие инновационные показатели.

Потенциальные возможности региона требуют постоянного исследования и инициативы со стороны всех агентов регионального рынка, и в данном вопросе ведущая роль отводится органам местного самоуправления. Для выявления потенциальных возможностей необходимо изучать опыт регионов Европы, особенно схожих по природным условиям с Республикой Крым. Существует много примеров полезных инициатив, особенно относящихся к сфере туризма и развлечений, позволяющих привлекать средства граждан данной страны и иностранцев для укрепления и развития региональной материальной базы. К ним относятся организация культурно-массовых мероприятий, пропаганда и реклама природных ресурсов региона, преимуществ сервиса и другие.

К прогнозируемым угрозам следует отнести критическое накопление различного вида отходов производства и потребления, неконтролируемую добычу невозобновляемых природных ресурсов, нарушение экологического баланса и ухудшение качества водных объектов, воздуха, земельных ресурсов, а также энергетический кризис. Данные угрозы вполне можно предусмотреть, рассчитав потенциальный экономический ущерб и составив план профилактических мер.

В принятом 9 января 2017 г. Законе Республики Крым от 09 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» проведен детальный SWOT-aнaлиз региона, элементы которого представлены в табл. 1.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

Таблица 1

SWOT-анализ социально-экономического положения Республики Крым1

Сильные стороны региона

Слабые стороны региона

1. Выгодное экономико-географическое положение — выход к Черному и Азовскому морям. Наличие пяти морских портов (Керченский рыбный, Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский), обеспечивающих транспортную/ внешнеэкономическую связь с зарубежными странами, имеющими выход к морю.

2. Действие льготного режима свободной экономической зоны в пределах всей территории Республики Крым.

3. Благоприятные агроклиматические ресурсы (теплообеспеченность, плодородные почвенные ресурсы).

4. Разнообразные санаторно-курортные, природно-рекреационные, культурные ресурсы (субтропический тип климата, высокое количество солнечных дней, протяженная пляжная линия, наличие и использование ресурсов лечебных грязей

и минеральных вод, различные природные и культурные ландшафты, относительно благоприятная экологическая ситуация на большей части полуострова, большое количество объектов культурного, исторического (в т. ч. военно-исторического) и архитектурного наследия, сохранение языка, культуры и традиций коренных народов республики, широкий спектр санаторно-курортных и туристских организаций).

5. Наличие корневых компетенций в агропромышленном комплексе, судостроении, химической отрасли, санаторно-курортном и туристическом комплексе. Функционирование научно-исследовательских и образовательных организаций в отраслях специализации.

6. Наличие относительно больших запасов горно-химического сырья, природного газа, сырья для производства строительных материалов, ресурсов для развития возобновляемой энергетики.

7. Сохранение спокойной межконфессиональной ситуации в крымском социуме.

8. Наличие сильно выраженной крымской идентичности, объединяющей жителей Республики Крым в единый региональный социум и вызывающей сильные патриотические чувства по отношению к Республике Крым и России.

1. Наличие инфраструктурных ограничений для развития: дефицит водных ресурсов, отсутствие прямого сухопутного сообщения с материковой частью России (несоответствие новых транспортных потоков с существующей транспортной инфраструктурой, удорожание завозимых с материковой части России материалов и оборудования), дефицит электросетевого оборудования (электрических подстанций 110— 35 кВ).

2. Действие экономических санкций, ограничивающих приток иностранных и частных российских инвестиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ограниченный доступ к рынку капитала, высокая стоимость финансовых ресурсов.

4. Низкий уровень инновационной активности предприятий Республики Крым.

5. Дефицит высококвалифицированных кадров для будущего технологического рывка.

6. Высокий уровень износа основных фондов в социальной и экономической сферах Республики Крым.

7. Высокий уровень теневой экономики.

8. Нарушение прежних кооперационных связей, изменение рынков сбыта, снижение интенсивности внешнеэкономических связей.

9. Высокая ресурсоемкость экономики.

10. Несформированная градостроительная документация и изменения в нормах и правилах строительства.

11. Инвестиционная и инновационная инфраструктура в стадии формирования.

12. Сезонность функционирования предприятий сферы услуг.

13. Удорожание строительных работ по причине высокой потребности экономики Республики Крым в завозе строительных материалов и строительной техники с материковой части России. На удорожание также влияет расположение Республики Крым в зоне повышенной сейсмической активности.

14. Высокая антропогенная нагрузка на окружающую среду.

15. Ограниченность отдельных видов природных ресурсов (в частности, пресная вода, пески строительные, сырье для химической промышленности и т. п.).

1 О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Республики Крым от 26 декабря 2016 г. // Министерство экономического развития Республики Крым. URL: http://minek.rk.gov.ru/ file/File/minek/2017/strategy/strategy-fullvers.pdf (дата обращения: 15.02.2017].

CORPORATE GOVERNANCE AND INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

Потенциальные возможности развития

Потенциальные угрозы развитию и стабильности

1. Дифференциация экономических и культурных связей Республики Крым: заключение новых внешнеэкономических и культурных связей со странами ЕАЭС, ШОС, СНГ, Латинской Америки, Африки, Юго-Западной и Южной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение объема прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Крым из

стран указанных регионов; заключение межрегиональных соглашений с российскими регионами о сотрудничестве в сфере поставки продовольственных товаров, произведенных в Республике Крым, предоставлении санаторно-курортных и туристических услуг и др.

2. Повышение конкурентоспособности, снижение энергоемкости экономики Республики Крым и повышение качества предоставляемых услуг в санаторно-курортной и туристической сфере в результате повсеместного внедрения инновационных производственных, управленческих и маркетинговых технологий (в том числе информационных и ресурсосберегающих технологий, массовое использование альтернативных источников энергии). Переход экономики Республики Крым на пятый технологический уклад.

3. Увеличение спроса на крымские курорты как со стороны граждан России, так и со стороны международных туристов (из ЕАЭС, ШОС, СНГ, Латинской Америки, Африки, Юго-Западной и Южной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона).

4. Получение дополнительных федеральных финансовых ресурсов для социально-экономического развития через участие в государственных программах России, сотрудничество с федеральными институтами развития — Фондом развития промышленности, Фондом развития моногородов, Фондом реформирования ЖКХ, Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, Фондом содействия инновациям, Внешэкономбанком и другими.

5. Активная интеграция предприятий, расположенных в Республике Крым, в систему межрегиональных и международных связей, в том числе выполнение государственного заказа, прежде всего в сфере ОПК.

1. Внешнеполитические угрозы — усиление внешнеэкономических санкций и изоляции.

2. Макроэкономические угрозы — снижение темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, уровня доходов и покупательной способности населения.

3. Угроза снижения уровня обеспеченности питьевой водой гарантированного качества жилищно-коммунального сектора и предприятий, водой для использования в сельскохозяйственном и промышленном производстве.

4. Социально-демографические угрозы — сохранение или усугубление процессов депопуляции населения, снижение ожидаемой продолжительности жизни, увеличение заболеваемости населения, сокращение количества трудовых ресурсов.

5. Угроза технологического отставания — увеличение технологического отставания Республики Крым от передовых регионов России и мира.

6. Угроза сокращения туристического потока — снижение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристического комплекса и отставание от уровня развития туристических секторов Краснодарского и Ставропольского краев, Турции, Болгарии, Египта.

7. Угроза бюджетного недофинансирования — несбалансированность регионального бюджета.

8. Отсутствие согласования интересов федеральных, региональных и местных политических элит.

9. Природные катаклизмы, опасные геологические процессы и неблагоприятные метеорологические условия, в частности засуха, поздние весенние и ранние осенние заморозки (значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия), землетрясения, оползни, сели, абразия, распространение пандемий.

10. Техногенные аварии, возникающие вследствие высокого износа оборудования или террористических актов.

11. Экологические угрозы — ухудшение экологической ситуации и возникновение серьезных экологических проблем вследствие увеличения антропогенной нагрузки: низкое качество очистки сточных вод, увеличение объема размещения отходов в окружающей среде, увеличение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками; превышение количества туристов над научно рассчитанным уровнем; нарушение природоохранных норм при ведении сельского хозяйства.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

Стратегический маркетинг в управлении регионом

Используя инструментарий стратегического маркетинга для анализа региона, полезно построить «Ромб конкурентных преимуществ» Майкла Портера. Данный «Ромб» был предложен для иллюстрации национальных конкурентных преимуществ, он состоит из четырех взаимосвязанных блоков: 1] факторные условия; 2] условия спроса; 3] родственные и вспомогательные отрасли; 4] стратегии компаний, структура и конкуренции [12]. Первый блок показывает способность региона превращать свои природные условия, уровень образования и инфраструктуру в конкурентные преимущества. Второй блок — условия спроса — учитывает количество и возможности потребителей продукции определенной отрасли. Так, возможности потребителей связаны не только с уровнем их достатка, но и восприимчивостью к нововведениям, традициям употребления напитков и пищи, образованностью, потребностью в духовном развитии. Третий блок отражает участие региона в глобализационных процессах, наличие филиалов крупных компаний, которые являются инициаторами разработок инноваций в малом и среднем бизнесе, поскольку размещают в регионе свои заказы и позволяют ознакомиться с образцами нововведений мирового уровня. Четвертый блок ромба конкурентных преимуществ отражает интенсивность конкуренции на внутреннем рынке для определенных товаров и услуг, что способствует повышению их качества и выходу на международный (межрегиональный] рынок.

Наряду с ромбом Майкл Портер предложил строить матрицу конкурентных преимуществ (табл. 2], позволяющую выявить источник конкурентного преимущества и оценить масштаб конкуренции [13].

Четыре элемента матрицы группируются по два в соответствии с целями уменьшения

затрат, дифференциации, сокращения или расширения масштаба рынка. Каждый элемент матрицы представляет собой бизнес-стратегию: 1] стратегия лидерства по затратам; 2] стратегия дифференциации; 3] стратегия концентрации на затратах; 4] стратегия концентрации на дифференциации. Для региона затратами являются расходы бюджета, а дифференциацией — его ресурсные преимущества, включая искусственно созданные ресурсы, например исторические.

Стратегия лидерства по затратам требует от руководства региона постоянного контроля за расходной частью бюджета, сокращения расходной части и недопущение дефицита бюджета. Один из путей — использование собственных продовольственных и энергетических ресурсов, альтернативной энергетики, строительных материалов и др. Иногда для снижения затрат требуются предварительные инвестиции в основные фонды для совершенствования производства и сбыта. Для региона здесь возникает проблема четкого размежевания собственности государственной и региональной, региональной и частной.

Стратегия дифференциации требует использования инноваций и поддержку имиджа эксклюзивной продукции высокого качества, что позволяет обоснованно повышать цены на производимые товары и услуги и получать соответствующие доходы. Данная стратегия направлена также на расширение ассортимента товаров и услуг, выработку характерных только для данного региона продуктов, например народных промыслов или стилизованных под этнические признаки инновационных продуктов.

Стратегия концентрации на затратах основана на детальной проработке альтернативных вариантов различных направлений развития региона. Альтернативные проекты позволяют оценить текущие и будущие затраты, в частности на восстановление природного объекта в

Таблица 2

Матрица конкурентных преимуществ М. Портера

Масштаб конкуренции Уменьшение затрат (расходов) Дифференциация

Внешний рынок Стратегия лидерства по затратам Стратегия дифференциации

Внутренний рынок Стратегия концентрации на затратах Стратегия концентрации на дифференциации

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

случае его утраты или частичного повреждения. Сравнение ожидаемой прибыли в краткосрочном периоде с будущими затратами позволяет сделать правильный выбор из нескольких вариантов, найти пути наполнения бюджета региона, сохранить его ресурсы.

Стратегия концентрации на дифференциации предусматривает использование отличительных характеристик региона по ряду направлений, что позволяет осуществлять гармоничное устойчивое развитие. Так, санаторно-курортный комплекс, существовавший в Крыму до 90-х годов, главной целью считал оздоровление трудящихся, а Крым назывался «всесоюзной здравницей». Становление рыночных отношений привело к значительному расширению рекреационных услуг, появлению новых гостиниц и пансионатов, а также новых форм туристического обслуживания. Развитие рекреационной сферы происходит и территориально, малый бизнес осваивает новые районы, стимулируя производство сельскохозяйственной продукции, создание инфраструктуры. Потенциальной возможностью Крыма является научный туризм, позволяющий не только привлечь ученых-туристов, но и получить в результате обмена знаниями новые ресурсы для инноваций. Подобная дифференциация применима для различных сфер региональной деятельности: для строительства и транспорта, обеспечения населения чистой питьевой водой и экологически чистыми продуктами, производства высококачественной промышленной продукции или цветов (для розничной продажи или промышленного производства розового, лавандового и других масел], овощей и фруктов.

Рассмотренные стратегии позволяют осуществить комплексное управление региональным развитием, предусмотреть на основе различных количественных и качественных оценок варианты сценариев развития, от крайне пессимистичного до очень оптимистичного, и, выбрав оптимальный на стартовом этапе вариант, корректировать траекторию регионального развития в зависимости от складывающихся внешних и внутренних ситуаций.

В России для поддержки развития инноваций был принят Федеральный закон от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"». В данном центре предусмотрены следующие особенности: 1] на его

территории для инвесторов предусмотрено формирование более гибкой системы государственного администрирования через создание специализированных служб; 2] определен особый статус управляющей компании проектом «Сколково», что направлено, прежде всего, на упрощение сложных «разрешительных» процедур, связанных с деятельностью инвесторов. Для финансирования инноваций необходимо использовать механизмы частно-государственного партнерства, создавать прозрачные условия приватизации государственных активов и обеспечивать равные условия доступа к объектам естественных монополий [9].

В Стратегии социально-экономического развития Республики Крым в п. 5 раздела 1 сказано, что стратегическими целями являются достижение высокого уровня развития человеческого капитала, создание инновационной и инвестиционно-привлекательной экономики. Ключевыми целевыми показателями определены: 1] для человеческого капитала — удельный вес высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников; 2] для инновационного развития — доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, %; 3] для инвестиционной составляющей — объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств], млрд рублей. Для реализации Стратегии предусмотрено три этапа, первый предполагает преодоление инфраструктурных ограничений и формирование выгодных условия для инвестиций; второй и третий позволят перейти к экономике региона на пятый технологический уклад, эффективно осваивать все многообразие ресурсов региона, реализовать концепцию «Все включено: живи, учись, работай и отдыхай в Крыму». Наряду со стратегическими целями разработаны тактики решения стратегических задач.

Заключение

Изучение методов анализа и управления региона, его инновационного устойчивого развития позволило сделать следующие выводы.

Регион является сложным территориальным образованием со множеством функций; понятие узлового региона позволяет исследо-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

вать его с помощью интегрированных показателей развития как самостоятельной административной, корпоративной, рыночной и социальной единицы, выделяя центр региона и зоны его влияния. Это дает возможность как расширять, так и сужать административно-географическое понятие региона и выявлять его роль в инновационном устойчивом развитии.

Оценка всех элементов структуры региона позволяет выделить те его элементы, которые имеют стратегическое значение в инновационном развитии, положительной социальной трансформации; оценить экономическую эффективность и определить рейтинг региона в той или иной системе показателей.

Маркетинговые методы анализа регионального развития дают возможность построить SWOT-мaтpицy с определением сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможностей развития и угроз для устойчивого развития региона, что позволяет выявить особенности инновационного потенциала и социально-экономических ресурсов региона.

Использование методов стратегического маркетинга в управлении регионом и матрицы конкурентных преимуществ позволяет выработать различные стратегии и тактики управления для региона и его территорий с учетом их производственных и институциональных особенностей.

Список литературы

1. Авезов А. X. Стратегические ориентиры устойчивого развития региона: анализ ситуации и формирование системы показателей // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015. № 1 (1). С. 18—30.

2. Апатова Н. В. Стратегия инновационного развития: монография / Таврический нац. ун-т им.

B. И. Вернадского. Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. 294 с.

3. Базуева Е. В., Жуланов Е. Е., Карлина Т. В., Ковалева Т. Ю., Миролюбова Т. В., Шульц Д. Н. Конкурентоспособность и управление развитием национальной и региональной экономики: синтез иерархического и институционального анализа // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2016. № 1 (28).

C. 7—40.

4. Баранская М. Ф., Буракова И. С., Попова Т. В., Капылова Т. С., Сердюкова О. И. Системный анализ в управлении устойчивым региональным развитием // Фундаментальные исследования. 2015. № 8—3. С. 543— 548.

5. Василенко В. Методология экономической диагностики регионов // Экономика Украины. 2008. № 9. С. 4—17.

6. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: учебник. М.: Гардарики, 2002. 384 с.

7. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.

8. Изард У Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966. 659 с.

9. Коваленко В. В. Регионы России — стратегия и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2011. № 2. С. 13—22.

10. Лосева О. В. Интеллектуальный потенциал региона: оценка и механизм управления в инновационной деятельности // Управленческие науки. 2016. № 2. С. 38—47.

11. Поважный А., Коломиец А. Формирование регионального ситуационного центра: обеспечение необходимыми видами ресурсов // Экономика Украины. 2003. № 3. С. 41—45.

12. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран.- М.: Международные отношения, 1993. 324 с.

13. Портер М. Э. Конкуренция: Пер. с англ.: учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 495 с.

14. Пшунетлев А. А. Региональные аспекты влияния научно-технического прогресса // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1454—1463.

15. Савзиханова С. Э. Межрегиональная инновационная система — эффективный механизм перевода региональных экономик на инновационный путь развития // Креативная экономика. 2014. № 11 (95). С. 46—52.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1

16. Сазонов С. П., Вайсбейн К. Д., Гагошидзе Т. Д. Теоретические основы и методы совершенствования механизма маркетинга территорий и инновационное развитие региона // Фундаментальные исследования.

2015. № 6—1. С. 189—193.

17. Сулейманов А. Р. Российский регион в системе национальных и федеративных отношений. Часть 2. Ситуационно-информационный анализ // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий).

2016. № 1—2 (30). С. 68—73.

18. Чумаченко Н. Г. Очерки по экономике региона. К.: Наукова думка. 1995. 338 с.

19. Шудренко А. А. Анализ инновационной деятельности в регионе: новые подходы // Региональная экономика. Юг России. 2016. № 4 (14). С. 57—66.

References

1. Avezov A. Н. Strategicheskie orientiry ustojchivogo razvitiya regiona: analiz situacii I formirovanie sistemy po-kazatelej [Strategic guidelines for sustainable development in the region: an analysis of the situation and the formation of the system of indicators] // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Serija obshhestvennyh nauk, 2015. no. 1(1). pp. 18—30.

2. Apatova N. V. Strategiya innovacionnogo razvitiya: monografiya [Innovative Development Strategy: the monograph] Tavrida National V. I. Vernadskij University.Simferopol: DIAJPI, 2010. 294 p.

3. Bazueva E. V., Gulanov E. E., Karlina T. V., Kovaleva T. U., Mirolubova T. V., Shulz D. N. Konkurentosposobnost i upravlenie razvitiem nacionalnoj i regionalnoj economiki: syntez ierarhicheskogo I institucionalnogo analiza [Competitiveness and management of development of national and regional economy: synthesis of hierarchical and institutional analysis] // Vestnik Permskogo universiteta. Serija: Jekonomika, 2016. no.l(28). pp. 7—40.

4. Baranskaya M. F., Burakova I. S., Popova T. V., Kopylova T. S., Serdukova O. I. Systemnyj analiz v upravlenii us-tojchivym regionalnym razvitiem [System analysis in the management of a sustainable regional development] // Fundamental'nye issledovanija, 2015. no.8—3. pp. 543—548.

5. Vasilenko V. A. Metodologiya economicheskoj diagnostiki regionov [Methodology of economic regions diagnostics] //Jekonomika Ukrainy, 2008. no.9. pp. 4—17.

6. Gladkij U. N., Chistobaev A. I. Regionovedenie. Uchebnik [Regional Studies: Textbook]. M.: Gardariki, 2002. 384 p.

7. Granberg A. G. Osnovy regionalnoj economiki: Uchebnik dlya vuzov. 2-oe izd. [Basics of the regional economy: Textbook for universities]. M.: GU VSE, 2001. 495 p.

8. Izard W. Metody regionalnogo analiza: vvedenie v nauku o regionah [Methods of Regional Analysis: An Introduction to the Science of regions]. M.: Progress, 1966. 659 p.

9. Kovalenko V. V. Regiony Rossii — strategiya i mechanizmy modernizacii, innovacionnogo i technologicheskogo razvitia [Regions of Russia — the strategy and the modernization of the mechanisms of innovation and technological development] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 26: Gosudarstvennyj audit, 2011. no. 2. pp. 13—22.

10. Loseva O. V. Intellectualnyj potencial regiona: ocenka i mehanizm upravleniya v innovacionnoj deyatel-nosti [The intellectual potential of the region: assessment and management mechanism of innovative activity] // Upravlencheskie nauki, 2016. no 2. pp. 38—47.

11. Povazhnyj A., Kolomiec A Formirovanie regionalnogo situacionnogo centra: obespechenie neobhodimymi vi-dami resursov [Formation of a regional situational center: to provide the necessary resources species] // Jekonomika Ukrainy, 2003. no. 3. pp. 41—45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Porter M. Mezhdunarodnaya conkurenciya. Conkurentnye preimuschestva stran [International competition. Competitive advantages of countries]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993. 324 p.

13. Porter M. Conkurenciya [Competition]. Moscow: Izdatelskiy dom «Wil'ams», 2000. 495 p.

14. Pshunetlev A. A. Regionalnye aspecty vliyaniya nauchno-technicheskogo progressa [Regional aspects of the impact of scientific and technological progress] // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2014. no. 99. pp. 1454—1463.

15. Savzihanova C. JE. Mezhregionalnaya innovacionnaya sistema — effectivnyj mechanizm perevoda region-alnyh economic na innovacionnyj put razvitiya [Inter-regional innovation system — an effective mechanism for the translation of regional economies to innovative development] // Kreativnaja jekonomika, 2014. no. 11 (95). pp. 46—52.

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1

16. Sazonov С. P., Vajsbejn K. D., Gagoshidze T. D. Teoreticheskie osnovy i metody sovershenstvovaniya mehaniz-ma marketinga territorij i innovacionnoe razvitie regiona [Theoretical bases and methods to improve the marketing mechanism territories and innovative development of the region] // Fundamental'nye issledovanija, 2015. no. 6—1. pp. 189—193.

17. Suleymanov A. R. Rossiyskij region v systeme nacionalnyh i federativnyh otnoshenij. Chast 2. Situacionno-informacionnyj analiz [Russian region in the national and federal relations. Part 2. Situation and information analysis] // Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta social'nyh tehnologij), 2016. no. 1—2 (30). pp. 68—73.

18. Chumachenko N. G. Ocherki po economike regiona [Essays on the region's economy]. K.: Naukova dumka, 1995. 338 p.

19. Shudrenko A. A. Analiz innovacionnoj deyatelnosti v regione: novye podhody [Analysis of innovative activity in the region: new approaches] // Regional'naja jekonomika. Jug Rossii, 2016. no. 4 (14). pp. 57—66.

Для цитирования: Апатова H. В., Авдеева К. В. Регион как объект управления и анализа // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 1. С. 106—120.

For citation: Apatova N. V., Avdeeva K. V. Region as an object of control and analysis // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 1. P. 106—120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.