Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ И ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ И ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвердиев А.П., Никонова С.А., Вишняков А.А., Гудырева Л.В.

В статье рассмотрена роль экономической безопасности в системе управления региона. Целью работы является исследование уровня жизни населения в регионе на основе статистических подходов, а также анализ критериев оценки экономической безопасности с учетом факторов, позволяющих раскрыть внутренние причины, изучение которых определяется с помощью региональных особенностей экономического развития. Представлен анализ уровня жизни населения региона, по-прежнему весьма актуальной проблемы. Особенностью исследования качества жизни населения в Республике Коми является рассмотрение его в контексте обеспечения экономической безопасности региона. Авторами аргументированно сделан вывод о необходимости применения комплексной системы, основой которой является рост уровня жизни населения региона как главный индикатор его социально-экономического развития. Предложен ряд направлений, в совокупности влияющих на уровень жизни и обеспечение экономической безопасности в регионе. Обоснована необходимость развития малого и среднего предпринимательства как фактора повышения уровня жизни населения. Предложены пути его стимулирования, учитывая специфику Севера и Арктики. Отмечена большая роль эффективного корпоративного управления для обеспечения экономического роста и экономической безопасности региона. Полученные результаты могут быть использованы в качестве ориентира в модернизации регионального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шихвердиев А.П., Никонова С.А., Вишняков А.А., Гудырева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF LIVING STANDARDS AS A KEY INDICATOR AND BASIS FOR ECONOMIC SECURITY IN THE REGION

The article deals with the role of economic security in the regional management system. The aim of the work is to study the living standards of the population in the region based on statistical approaches, as well as the analysis of criteria for assessing economic security, taking into account the factors that allow revealing the internal reasons, the study of which is determined by the regional features of economic development. An analysis of the living standards of the region's population, which is still a very urgent problem, is presented. The study peculiarity of the life quality of the population in the Komi Republic is its consideration in the context of ensuring economic security of the region. The authors argue that it is necessary to apply a comprehensive system, the main of which is the growth of living standards in the region, as the main indicator of its socio-economic development. A number of directions have been offered, which together influence the living standards and economic security in the region. The need to develop small and medium-sized businesses as a factor in improving living standards has been justified. The ways of its stimulation taking into account the specifics of the North and the Arctic have been proposed. A great role of effective corporate management for ensuring economic growth and economic security of the region has been noted. The results obtained can be used as a benchmark for the modernization of regional governance.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ И ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Оценка уровня жизни населения как ключевого показателя и основы экономической безопасности региона

Assessment of Living Standards as a Key Indicator and Basis for Economic Security in the Region

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-4-75

УДК 332.122.62

А. П. Шихвердиев, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

С. А. Никонова, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

А. А. Вишняков, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Л. В. Гудырева, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

A. P. Shikhverdiev, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

A. A. Vishnyakov, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

S. A. Nikonova, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

L. V. Gudyreva, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

В статье рассмотрена роль экономической безопасности в системе управления региона. Целью работы является исследование уровня жизни населения в регионе на основе статистических подходов, а также анализ критериев оценки экономической безопасности с учетом факторов, позволяющих раскрыть внутренние причины, изучение которых определяется с помощью региональных особенностей экономического развития.

Представлен анализ уровня жизни населения региона, по-прежнему весьма актуальной проблемы. Особенностью исследования качества жизни населения в Республике Коми является рассмотрение его в контексте обеспечения экономической безопасности региона.

Авторами аргументированно сделан вывод о необходимости применения комплексной системы, основой которой является рост уровня жизни населения региона как главный индикатор его социально-экономического развития. Предложен ряд направлений, в совокупности влияющих на уровень жизни и обеспечение экономической безопасности в регионе.

Обоснована необходимость развития малого и среднего предпринимательства как фактора повышения уровня жизни населения. Предложены пути его стимулирования, учитывая специфику Севера и Арктики. Отмечена большая роль эффективного корпоративного управления для обеспечения экономического роста и экономической безопасности региона.

Полученные результаты могут быть использованы в качестве ориентира в модернизации регионального управления.

Ключевые слова: уровень жизни населения, потребительская корзина, прожиточный минимум, экономическая безопасность региона, малое и среднее предпринимательство, корпоративное управление, инфраструктура, инновации, государственно-частное партнерство.

The article deals with the role of economic security in the regional management system. The aim of the work is to study the living standards of the population in the region based on statistical approaches, as well as the analysis of criteria for assessing economic security, taking into account the factors that allow revealing the internal reasons, the study of which is determined by the regional features of economic development.

An analysis of the living standards of the region's population, which is still a very urgent problem, is presented. The study peculiarity of the life quality of the population in the Komi Republic is its consideration in the context of ensuring economic security of the region.

The authors argue that it is necessary to apply a comprehensive system, the main of which is the growth of living standards in the region, as the main indicator of its socio-economic development. A number of directions have been offered, which together influence the living standards and economic security in the region.

The need to develop small and medium-sized businesses as a factor in improving living standards has been justified. The ways of its stimulation taking into account the specifics of the North and the Arctic have been proposed. A great role of effective corporate management for ensuring economic growth and economic security of the region has been noted.

The results obtained can be used as a benchmark for the modernization of regional governance.

Keywords: living standards, consumer basket, cost of living, economic security of the region, small and medium business, corporate governance, infrastructure, innovation, public-private partnership.

Введение

Государственная социально-экономическая политика имеет целью обеспечение высокого уровня жизни населения.

Уровень жизни характеризуется множеством показателей, среди которых можно отметить структуры расходов и доходов населения, индексы потребительских цен, бедность и социальное неравенство, структура потребления населения [1].

Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает 12 основных групп: демографические характеристики, в том числе рождаемость и смертность населения; санитарно-гигиенические условия; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека [1].

Для реализации базовых направлений деятельности государства по повышению уровня жизни населения необходимо решение совокупности макроэкономических задач. Например, формирование благоприятного инвестиционного климата, увеличение совокупного спроса, создание условий для развития конкуренции в сфере производства, защита отечественного производителя и изменения сырьевой направленности экспорта.

На сегодняшний день формы государственного регулирования социальных сфер многообразны:

• государственное перераспределение доходов,

• программы государственной помощи,

• программы социального страхования,

• программы скрытого финансирования и др.

Таким образом, целью государственной стратегии экономической безопасности РФ является обеспечение высокого уровня развития экономики, способствующего созданию приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества.

Теория и методология исследования

На сегодня существует множество понятий экономической безопасности, которые отличаются друг от друга различными методологическими признаками: содержательным, функциональным, аксиологическим и др., что с научной точки зрения является вполне справедливым. Многообразие позиций объективно определяется неравными задачами, с которыми сталкиваются исследователи в поисках решения — фундаментального или прикладного, научного или эмпирического, предметного или междисциплинарного.

Одним из первых понятие «экономическая безопасность» использовал в период Великой депрессии в 30-е гг. XX в. Дж. М. Кейнс, обративший внимание на несовершенство рыночной экономики и существующие в ней проблемы: инфляцию, экономический спад, безработицу и т. д. [2]

В число первых попыток определить понятие «экономическая безопасность» входят работы С. Афонцева, объединившего важнейшие составляющие признаки этого определения [3].

Представители второго подхода более широко толкуют понятие «экономическая безопасность». Так, например, Е. Кормишкин приводит три группы подходов к его решению [3].

Первая группа, в которую можно включить Л. Абалкина, С. Глазьева, В. Медведева, отмечает экономическую безопасность как совокупность условий, которые защищают национальную экономику страны от различных угроз и обеспечивают её устойчивое развитие.

Вторая группа в лице Г. Гутмана, А. Пороховского, В. Сенчагова, А. Татаркина, рассматривает вопросы экономической безопасности в контексте состояния национальной экономики, в качестве фактора, позволяющего защищать ее жизненно важные интересы.

Третья группа (А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов) рассматривает экономическую безопасность как эффективную деятельность государства, при которой развитие экономики надлежащего уровня само должно обеспечивать безопасность [3].

В числе зарубежных авторов по вопросам экономической безопасности можно назвать W. Hager [4], Н. Machovski [5], Н. Maull [6], С. Murdoch [7], Jiang Yong [8] и др.

В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной указом Президента РФ № 208 от 13.05.2017 г., экономическая безопасность рассматривается как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Под экономическим суверенитетом понимается объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств [9]. В то же время «обеспечение экономической безопасности» рассматривается как исполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального Банка РФ в соотношении с институтами гражданского общества комплекса политических, социально-экономических, организационных, правовых, информационных и других мер.

Уровень экономической безопасности региона является одним из важнейших, так как здесь реализуются цели и задачи государственной политики. Это состояние социально-экономической системы субъекта РФ, при котором обеспечивается устойчивое развитие и совершенствование экономики, включающее механизм противодействия различным угрозам [10].

Основными составляющими экономической безопасности региона являются: финансовая, производственная, научно-техническая (инновационная), инфраструктурная, социально-демографическая, экологическая, природно-ресурсная, продовольственная, энергетическая, информационная, управленческая. Также к общепринятым можно, на наш взгляд, добавить инвестиционную и корпоративную составляющие. Имеются в виду показатели инвестиционного климата и уровня корпоративного управления.

Для анализа экономической безопасности большое значение имеют как показатели, так и их пороговые значения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых может привести к появлению угроз, негативно сказывающихся на состоянии экономической безопасности и экономики в целом. Широкое распространение имеют индикаторы экономической безопасности, разработанные С. Глазьевым [12]. На наш взгляд, данная система критериев достаточно точно дает выявить слабые места в разных сферах экономики.

Определяющим показателем, характеризующим экономический потенциал региона и экономический рост, является валовый региональный продукт (ВРП) и его прирост. С помощью данного показателя в расчете на душу населения возможно оценить уровень регионального экономического развития. Следовательно, пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, мониторинга, прогнозирования и стратегического планирования. Они должны приобрести статус одобренных или утвержденных официально на государственном уровне количественных параметров, соблюдение и мониторинг которых станут непременным элементом долгосрочных и краткосрочных региональных экономических программ.

Результаты исследования

Анализ уровня жизни населения региона (на примере Республики Коми)

Повышение уровня жизни населения — главное в ежегодном Послании Президента РФ к Федеральному собранию. Кроме того, основные задачи были сформулированы в майских указах и более подробно развернуты в национальных проектах.

Республика Коми сегодня является регионом России с выраженной промышленной направленностью, деятельность которой практически полностью обеспечивается за счет внутренних сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов.

В системе показателей уровня жизни центральное место занимают показатели доходов и расходов.

Динамика номинальных и реальных денежных доходов населения Коми Республики приведена в таблице 1. Структура денежных доходов и расходов населения Республики Коми приведена в таблице 2.

Таблица 1

Номинальные и реальные денежные доходы населения Республики Коми

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019

1 2 3 4 5 6

1. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 30844 32545 31529 31181 32125

2. Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году 96,7 90,8 90,3 94,7 98,8

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 40222 41365 43662 45689 50186

4. Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году 99,0 89,3 99,2 101,1 106,3

5. Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. 13925 15484 15904 16945 17848

6. Реальный размер назначенных месячных пенсий, в % к предыдущему году 98,1 102,0 98,2 104,2 99,2

Источник: составлено авторами на основе данных официальной статистики Республики Коми [15]

Как следует из таблицы, номинальные и реальные денежные доходы растут. Несмотря на то что среднедушевые денежные доходы населения в 2017-2018 гг. снижались в связи с экономическим кризисом, номинальная начисленная заработная плата работников росла. Между номинальными и реальными денежными доходами очень большая разница. Если сравнить их в 2019 г., то номинальная заработная плата больше реальной на 56 %, или на 18 тыс. рублей. За 5 лет существенно увеличился средний размер пенсий и номинальной зарплаты. Так пенсии увеличились на 28 %, или почти на 4000, это хорошая тенденция. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за 5 лет выросла на 25 %, или на 9964 рублей. С ростом номинальной заработной платы растут и цены на товары и услуги.

Таблица 2

Структура денежных доходов и расходов населения Республики Коми

Показатели 2015 2016 2017 2018

Денежные доходы — всего, в % 100 100 100 100

в том числе:

доходы от предпринимательской деятельности 7 7 7 7

оплата труда 59 56 60 61

социальные выплаты 22 23 25 27

доходы от собственности 5 6 7 5

другие доходы 7 8 1 1

Денежные расходы и сбережения — всего 93 94 93 92

в том числе:

покупка товаров и оплата услуг 67 62 64 67

обязательные платежи и разнообразные взносы 14 14 14 14

приобретение недвижимости 7 5 4 6

прирост финансовых активов 5 14 11 5

Расходы за пределами республики и прирост денег на руках у населения 7 6 7 8

Источник: составлено на основе данных официальной статистики Республики Коми [15].

Основную часть доходов населения составляет оплата труда, в 2018 г. (61 %). За 4 года почти ничего не поменялось, лишь в 2016 г. процент дохода от оплаты снизился на несколько процентов и составил 56 %. Стоит обратить внимание на то, что в 2016 г. самый высокий процент (8 %) других доходов (включая скрытую заработную плату). В последующие 2017-2018 гг. у населения всего 1% других доходов.

Далее было проанализировано распределение населения по величине среднедушевых доходов. Результаты представлены на рис. 1.

Ю

a «

и я с е

л «

е

В

е н ч е а с

свыше 60000,0

9'6

45000,1-60000,0 9'3

27000,1-45000,0

1G'7 1G

11'6 m л

1G'7 1G'4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19000,1-27000,0 18'7

14'3

14000,1-19000,0 14

10000,1-14000,0 11'7

9'2

9'6

8'6

25'8 25'1

24'3 23'1

25'8

■5'9

7000,1-10000,0 6'6

' 5'9

5000,1-7000,0 -2'32'9 2'3 3'5

до 5000,0

1'2

14'3

1G'7 6'7

7'6

19'7

11'3

11'9

14'7

14'4

18'5

19'7

1G 15 2G

% населения

25

3G

2014 2015 2016 2017 2018

G

5

Рис. 1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу).

Источник: составлено на основе данных официальной статистики Республики Коми [15]

На диаграмме видно, что 25 % всего населения Республики Коми имеют доход от 27000 до 45000 рублей. Ещё почти 20 % населения получают от 19000 до 27000 рублей. Около 15 % зарабатывают от 14000 до 19000 рублей. Чуть больше 10 % живут на 10000-14000 рублей. Также примерно по 10 % люди получают 45000-60000 рублей и свыше 60000. 6-7 % приходится на людей, чей доход 7000-10000 рублей. 2-3 % населения получают 5000-7000 рублей. К сожалению, есть люди, которые имеют доход до 5000, их всего 1 %. Группы населения, чья зарплата начинается от 19000 рублей и выше, имеют тенденцию роста в среднем на 1-2 %. Доля населения, которое получает менее 19000 рублей, уменьшается также на 1-2 %. Также следует отметить тот факт, что около 40 % населения получают среднемесячную зарплату по Республике Коми (32125 рублей)

Система показателей уровня жизни населения региона связана с другими обобщающими показателями регионального экономического развития. Важнейшим из них является валовой региональный продукт (ВРП), его общий объем и уровень в расчете на душу населения, его динамика; индекс стоимости жизни и прожиточный минимум.

Объем и динамика валового регионального продукта Республики Коми представлены в таблице 3.

Таблица 3

Объем и динамика валового регионального продукта Республики Коми

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017

1 2 3 4 5 6

ВРП всего, млрд руб. 482,3 484,2 528,4 547,7 574,4

ВРП на душу населения, тыс. руб. 550,4 557,6 614,0 641,5 679,2

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 4

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5 6

Индекс физического объема ВРП (в постоянных ценах), в % к предыдущему году 96,7 95,7 98,3 98,5 96,0

Индекс-дефлятор ВРП, в % к предыдущему году 106,0 104,2 109,9 105,0 109,2

Источник: составлено на основе данных официальной статистики Республики Коми [15].

Валовый региональный продукт Республики Коми ежегодно увеличивается. Если в 2013 году его объём составлял 482,3 млрд руб., то в 2017 уже — 574,4 млрд руб. Реальный рост за 5 лет составил 19 %, или 92,1 млрд руб. Наибольший рост ВРП случился в 2015 г. ВРП вырос на 9 %, или на 44 млрд, в последующие годы рост ВРП был в 2 раза меньше. Так в 2017 г. по сравнению с 2016 ВРП вырос на 5 %, или на 26,7 млрд руб.

Валовый региональный продукт Республики Коми на душу населения также стабильно растёт. Так за 5 лет реальный рост составил 23 %, или 129,2 тыс. руб. Наибольший прирост замечен в 2015 г. ВРП на душу населения вырос на 10 %, или на 56,4 тыс. руб. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. ВРП на душу населения вырос на 6 %, или на 37,7 тыс. руб.

Индекс физического объема ВРП в 2014 г. снизился на 1 %. В 2015 г. произошёл резкий рост на 2,6 % и составил 98, %. В 2016 г. был небольшой рост, а в 2017 г. резкий спад на 2,5 %, что составило 96 %.

Индекс-дефлятор ВРП в 2013-2017 гг. увеличился на 3 %, в 2014 г. и 2016 г. он снижался. В 2015 г. был самый высокий показатель 109,9 %. По сравнению с 2014 г. данный индекс вырос почти на 6 %. В 2016 г. случился резкий спад и индекс стал 105 %. В 2017 г. произошло увеличение на 4 %, он составил 109,2 %.

Другим показателем уровня жизни населения в регионе является индекс стоимости жизни, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (потребительская корзина), исходя из фактической структуры потребительских расходов населения в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в базисном периоде (см. рис. 2).

Индекс стоимости жизни Республики Коми (в среднем за год, в разах)

1,09 -

1,07 •

1,05 -

2013 2014 2015 2016 2017

> Индекс стоимости жизни

Рис. 2. Динамика индекса стоимости Республики Коми.

Источник: составлено на основе данных официальной статистики Республики Коми [15].

Индекс стоимости жизни находится на одном и том же уровне, за исключением 2015-2016 гг. В 2015 г. произошло увеличение индекса на 0,01 раз, а в 2016 г. снижение на 0,02 раза.

В качестве социального норматива при установлении порога бедности используется показатель прожиточного минимума. Его величина рассчитывается на основании федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы [16].

В Республике Коми величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально Правительством региона в среднем на душу населения, а также в среднем по основным социально-демографическим группам по региону, природно-климатическим зонам республики.

«

2018

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 4

Основанием для расчетов величины прожиточного минимума является потребительская корзина, установленная Законом Республики Коми от 26 апреля 2013 г. № 25-РЗ «О потребительской корзине в Республике Коми» [17].

Расчет стоимости потребительской корзины осуществляется согласно методическим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. № 54 [18].

Величина прожиточного минимума в Республике Коми за 2016-2018 гг. представлена на рис. 3.

Прожиточный минимум в Республике Коми за 2014-2018 годы

на душу населения

12776 124G5 12113

для трудоспособного населения ■

для детей ■

13892 1342G 12914

13G25 12614 12336

для пенсионеров

1G582 1G235 9827

2GGG 4GGG 6GGG 8GGG 2G18 2G17 2G16

1GGGG 12GGG 14GGG

Рис. 3. Прожиточный минимум в Республике Коми.

Источник: составлено авторами на основе данных официальной статистики Республики Коми [15].

Прожиточный минимум ежегодно увеличивается. Из графика видно, что самый высокий прожиточный минимум для трудоспособного населения и детей. С 2016 по 2018 прожиточный минимум вырос на 7 % на душу населения, или на 820 рублей, и составил 12948 рублей. Для трудоспособного населения минимум вырос на 7,5 %, или на 978 рублей, и составил 13892 рублей. Для детей рост ниже, всего 5,6 %, или 689 рублей. Для пенсионеров прожиточный вырос больше в % и составил 7,7 %, или 755р. Для пенсионеров прожиточный минимум намного ниже, чем для остальных групп населения в среднем на 30 %.

Заключение

Анализ проблем и путей их решения

Таким образом, исходя из анализа уровня жизни населения Республики Коми, можно сказать, что в целом, согласно формальным статистическим данным, наблюдается тенденция к повышению уровня жизни населения.

Однако принимаемых мер недостаточно для обеспечения реального роста уровня жизни населения в условиях Севера.

Для этого, на наш взгляд, требуется комплексный подход с учетом ряда направлений, в совокупности влияющих на уровень жизни и обеспечение экономической безопасности. Важнейшими из направлений являются:

1. Совершенствование институциональных основ экономики региона и страны в целом. Создание и развитие институтов защиты прав собственности, развитие различных форм собственности, в том числе акционерной, коллективной, частной.

G

2. Повышение эффективности существующих механизмов защиты конкуренции, в том числе создание условий для выхода малых и средних частных предприятий на рынки капитала, обеспечение их государственным и муниципальным заказом.

3. Развитие системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития с учетом современных технологий, вызовов и рисков.

4. Государственная структурная политика, учитывающая необходимость совершенствования механизмов государственного и муниципального управления, контроль и ответственность за принимаемые решения.

5. Активизация системы государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства как одного из важнейших инструментов инвестирования в решение проблемы низкого уровня населения.

6. Развитие фондового рынка и создание стимулирующей инфраструктуры трансформации сбережений населения в инвестиции с учетом объективной необходимости наличия долгосрочных финансовых ресурсов для развития Севера и освоения Арктики.

8. Обеспечение надлежащего уровня корпоративного управления как одного из институциональных условий экономического роста.

9. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата региона с использованием механизмов управления рисками: корпоративными, управленческими, предпринимательскими и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Обеспечение развития экономики по инновационному сценарию, построение инновационной системы, развитие инновационной инфраструктуры. Создание условий для привлечения венчурных инвестиций. Внедрение лучших мировых практик создания и развития инновационного предпринимательства, венчурного бизнеса.

11. Повышение уровня экологической и социальной ответственности власти и бизнеса в соответствии с международными стандартами, в том числе Сетью Глобального договора ООН.

12. Разработка независимой системы оценки эффективности власти и принимаемых управленческих решений, в том числе системы показателей экономической безопасности.

Также особое внимание следует следующим вопросам:

13. Разработка механизма развития малого и среднего предпринимательства (с учетом специфики Севера и Арктики) как фактора обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения.

Проведенный нами анализ показывает необходимость разработки эффективных организационно-экономических механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства в качестве институциональной основы и фактора обеспечения прорывного социально-экономического развития северных регионов России и освоения Арктики.

Необходима корректировка существующей модели расширенного воспроизводства. В результате имеющийся в настоящее время доход от природных ресурсов необходимо переориентировать на развитие высокотехнологичного инновационного сектора экономики, стимулировать крупный бизнес и государственный сектор к этому.

Требуется нахождение паритета с моделью государственной плановой экономики, использование инструментов прямого государственного регулирования и стимулирования.

Механизм развития малого и среднего предпринимательства (с учетом специфики Севера и Арктики) должен включать в первую очередь мероприятия по совершенствованию нормативного правового обеспечения деятельности арктических предпринимателей, учитывая специфику регионов Крайнего Севера и Арктики во всем федеральном законодательстве.

Возможна разработка более гибких схем субсидирования за счет федерального бюджета затрат предпринимателям, работающим в условиях Севера и Арктики, на выполнение норм трудового законодательства, оптимизации тарифов страховых взносов.

Важной составляющей механизма развития малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики является институт государственно-частного партнерства.

В связи с этим требуется совершенствование алгоритма обеспечения активизации взаимодействия власти и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.

На государственном уровне необходимо решение вопросов профессиональной подготовки и переподготовки, освоения профессиональных компетенций с учетом специфики северных и арктических территорий, развития новых, в том числе цифровых компетенций. С учетом развития информационно-

коммуникационных технологий многочисленные природные ограничения полярной зоны снимаются применением онлайн-обучения.

Для решения вопросов развития малого предпринимательства в условиях Севера и Арктики, увеличения оборота, объема работ (услуг) необходимы меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов. Для этого необходима разработка концепции по развитию национального и регионального фондового рынка как инструмента трансформации сбережений в инвестиции в качестве альтернативного источника финансирования малого и среднего бизнеса и важной составляющей части механизма его стимулирования.

Для освоения Севера и Арктики необходимо обеспечение надлежащего уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности малого и среднего предпринимательства.

Требуется подготовка пакета мер по стимулированию крупного бизнеса к взаимовыгодному сотрудничеству с малыми и средними предприятиями. Разработка модели такого взаимодействия. Обоснование роли государства в обеспечении и защите конкурентной среды.

Ключевым моментом в достижении заявленных целей является обеспечение высокого уровня менеджмента и управления рисками в малом и среднем предпринимательстве в условиях Севера и Арктики. Важным направлением является подготовка кадров, внедрение передовых моделей управления и принципов эффективного корпоративного управления, в том числе международных принципов корпоративного управления.

Потребуется снижение издержек субъектов малого предпринимательства, возникающих в результате неэффективного менеджмента, принятие мер по модернизации и интенсификации производства. Также необходимо обеспечить повышение уровня управления малым бизнесом в целом. Со стороны государства здесь требуется обеспечить благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат.

Дополнительно требуется подготовка алгоритма повышения уровня корпоративного управления и корпоративной культуры в целях повышения эффективности малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики.

На наш взгляд, существует прямая взаимосвязь между развитием малого и среднего предпринимательства, состояния инвестиционного климата северных регионов и арктических территорий с эффективностью управления рисками и высоким уровнем корпоративного управления.

Необходимо развитие эффективных форм социальной и экологической ответственности для малого и среднего бизнеса и государственных органов, установление закономерностей по достижению экономических выгод в условиях социально и экологически ответственного поведения.

Отдельным составляющим механизма являются вопросы обеспечения инновационного развития малого и среднего предпринимательства. Следует отметить обязательность государственной поддержки и участия в инновационных проектах малого и среднего бизнеса и решение вопроса об освобождении от налогов вновь создаваемых малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью.

Особо следует отметить приоритетность поддержки малого предпринимательства в IT-сфере, в сегменте «цифровой экономики».

Требуется подготовка проекта развития инновационной инфраструктуры. Арктический «венчур» может стать высокотехнологичным инструментом развития инноваций. Возможно также адаптировать существующие международные модели и практику.

В этих целях необходимо активизировать взаимодействие с международными структурами в сфере венчурного бизнеса, заинтересованными в развитии малого арктического предпринимательства, а также использовать возможности существующих отечественных «институтов развития».

Другими важными элементами механизмов развития малого и среднего северного и арктического предпринимательства являются:

- использование механизмов потребительской кооперации;

- развитие инфраструктуры. Требуется подготовка комплексного плана по развитию инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства на Севере и в Арктике (производственная и социальная инфраструктура);

- грамотная логистика, в том числе обеспечение транспортной доступности арктических территорий путем государственной поддержки, субсидирования, развития логистики, инфраструктуры и т. д.

Перспективным направлением является развитие арктического туризма. Начинать работу по его продвижению необходимо с регулирования нормативной базы. Основная задача — сделать экономико-географическое и научное обоснование того, как нужно развивать туризм на Севере и в Арктике. Туризм должен стать экономической, а не культурной сферой. Особое внимание нужно уделить развитию въездного туризма. Для этого требуется создание «дорожной карты» с перечнем существующих барьеров по развитию туризма и четко прописанная нормативная база. В этой связи требуется разработка Стратегии развития северного и арктического туризма.

Другим важным направлением стимулирования малого и среднего предпринимательства являются развитие и поддержка местных производств, традиционных направлений жизнедеятельности и ведения малого и среднего предпринимательства для коренных и малочисленных народов Севера и Арктики.

Для развития малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики необходимо рассмотрение вопроса о создании территорий опережающего социально-экономического развития с преференциями для малого и среднего бизнеса. В связи с этим необходима реализация целого комплекса мер по развитию арктических агломераций.

Механизм развития малого и среднего предпринимательства в условиях Севера и Арктики, реализуемый с государственным участием, должен иметь четкие критерии эффективности принимаемых властью решений.

Решение проблем прорывного социально-экономического развития северных регионов и арктических территорий РФ возможно с использованием потенциала малого и среднего предпринимательства, что обеспечит реализацию эффективной государственной политики и управления развитием и освоением Севера и Арктики в современных условиях путем моделирования соответствующих сценариев на основе современных подходов в области информационно-коммуникационных технологий и математических методов.

Важным является анализ накопленных данных и выявление закономерностей на основе математического аппарата (с применением эконометрических моделей, алгоритмов работы с порядковыми переменными для многофакторного ранжирования, методов в области имитационного моделирования экономических процессов, методов работы с Big Data).

Необходимую часть исходной базы данных составляют экспертные оценки с присущими методами для их обработки. Построение и ситуационный анализ, оценка рисков, формирование и пополнение базы знаний в области малого и среднего предпринимательства северных регионов и Арктической зоны России.

Научная и практическая значимость разработки организационно-экономического механизма стимулирования малого и среднего предпринимательства для обеспечения социально-экономического развития северных регионов России обусловлена потребностью прорывного развития страны и весомым значением в этом Севера и Арктики, более эффективным использованием потенциала северных и арктических территорий, необходимостью развития малого и среднего предпринимательства как одного из приоритетных национальных проектов, необходимостью построения инновационной социально ориентированной экономики, развития инновационной инфраструктуры, проблематикой финансового обеспечения, нерешенностью ряда социальных и экологических проблем, оттоком населения и связанных с этим вопросов экономической безопасности.

Разработка организационно-экономических механизмов с использованием математических и информационных инструментариев и технологий принятия решений имеет значимость для повышения эффективности, качества и обоснованности принимаемых решений в создании условий прорывного развития страны и ее северных регионов и арктических территорий. С позиции конвергенции имеет значимость создание информационной системы для комплексной оценки социально-экономического потенциала региона; формирования базы знаний в области социально-экономических процессов; разработки актуализированной математической модели динамики субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом специфики Севера и Арктики.

14. Повышение уровня экономической культуры и корпоративного управления для обеспечения эффективности деятельности предприятий и экономической безопасности региона.

Эффективное корпоративное управление с учетом мирового опыта позволит активизировать процесс интеграции в мировое инновационное пространство в условиях глобализации, инновационную активность и инвестиционную привлекательность, обеспечить энергоэффективность и ресурсосбережение в реальном секторе экономики.

В связи с этим, для повышения уровня жизни населения и обеспечения экономической безопасности региона необходимо решение проблемы — нахождение и обоснование зависимости процессов активизации инновационной деятельности, состояния инвестиционного климата, процессов интеграции в мировое инновационное пространство с надлежащим уровнем корпоративного управления.

Процесс инновационного развития и интеграции в мировое инновационное пространство характеризуются повышенным уровнем риска, что связано с неурегулированностью и несоответствием условий ведения предпринимательской деятельности и корпоративного управления, в том числе с передовыми международными стандартами.

В основу комплексной модели повышения эффективности корпоративного управления в условиях международной интеграции может быть положен алгоритм обеспечения баланса интересов между субъектами корпоративных отношений, повышения уровня корпоративной культуры и управляемости предпринимательскими рисками с учетом специфики российских регионов. На основе анализа проблем корпоративного управления главными факторами ускорения и повышения качества процесса интеграции в мировое инновационное пространство и обеспечения экономического развития будут являться: защита прав собственников, обеспечение лояльности персонала, информационная прозрачность, высокий уровень «комплайенса», стратегия развития компании, корпоративная социальная ответственность бизнеса, развитый рынок ценных бумаг. Составляющими также будут механизмы профессионализации независимых членов совета директоров компании, высокий уровень корпоративной культуры, грамотное управление человеческим капиталом и другие.

В целях обоснования объективной необходимости совершенствования корпоративного управления для повышения уровня жизни населения в качестве основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста и обеспечения экономической безопасности необходимо проанализировать основные причины низкого уровня корпоративного управления и неинновационного развития компаний.

Потребуется исследовать взаимосвязь уровня инновационного развития и качества корпоративного управления в организациях как элемента инновационной инфраструктуры, определить роль государственного регулирования в вопросах стимулирования инновационного процесса, оценить состояние инвестиционного потенциала для финансирования инновационных проектов.

Следует изучить экономические и правовые механизмы стимулирования инновационной деятельности и инвестиционной деятельности при помощи корпоративного управления в целях аргументации основных составляющих инновационной системы, предложить направления совершенствования рыночных форм инвестирования инновационной деятельности.

Требуется:

- проанализировать имеющиеся научные исследования и работы в области обеспечения эффективного корпоративного управления, инвестиционной привлекательности, государственно-частного партнерства, инновационной деятельности и международных интеграционных процессов в инновационной сфере;

- на основе проведенного институционального анализа необходимо детально рассмотреть основные факторы, определяющие состояние инновационной и взаимосвязанной с нею инвестиционной деятельности в компаниях. Актуально применение современных методик определения сводной характеристики (рейтинга инвестиционной привлекательности), предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в инновационную сферу региональной экономики;

- необходимо исследование основных причин низкой конкурентоспособности бизнеса. Актуально проведение комплексного исследования промышленных предприятий, состояния инвестиционной инновационной активности и инвестиционной привлекательности в целях дальнейшего установления взаимосвязей с уровнем корпоративного управления;

- анализ эффективности роли государственного регулирования процессами международной интеграции и повышения уровня корпоративного управления;

- обоснование и оценка теоретической модели и механизма эффективного корпоративного управления, позволяющего повысить уровень инвестиционной привлекательности и инновационную активность российских компаний в условиях глобализации и интеграции в мировое инновационное пространство;

- обоснование причинных связей между феноменами взаимодействия надлежащего корпоративного управления, процессами интеграции, инвестиционной привлекательностью и инновационной

активностью, обеспечением высокого уровня жизни населения и экономической безопасностью региона;

- анализ нормативной базы в целях совершенствования корпоративного права в области повышения ответственности управленцев и органов управления в предприятиях. Обоснование изменений в действующее законодательство.

15. Развитие государственно-частного партнерства в регионе.

Основными механизмами по развитию государственно-частного партнерства на территории северного региона могут стать следующие мероприятия:

• последовательное развитие нормативно-правовой базы для создания правовой основы сотрудничества органов государственной власти и частного бизнеса, в том числе в области концессий — как наиболее перспективной и комплексной формы партнерства;

• реализация образовательных программ по профессиональной подготовке управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере работы с инструментами государственно-частного партнерства;

• формирование и развитие эффективной системы взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса на основе долгосрочных взаимовыгодных договорных отношений, предусматривающей четкое разделение функций владения, финансирования и эксплуатации (управления) и определение взаимной ответственности;

• развитие и расширение инфраструктуры, способствующей активизации процессов государственно-частного партнерства, повышению информированности и обеспечению консультативной поддержки организаций;

• анализ и применение передового опыта по реализации проектов государственно-частного партнерства и существующей международной практики в данной области.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что основой экономической безопасности региона является развитая система, базирующаяся на эффективных механизмах обеспечения роста уровня жизни населения.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г. URL: lawbook.online>ist-7--idz-ax280--nf-4.html. (дата обращения: 30.11.2020).

2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 157.

3. Каюков В. В., Шихвердиев А. П. Институциональная характеристика экономической безопасности региона // Экономика региона. 2018. С.1181-1193.

4. Hager W. Perceptions of Economic Security // Geusau F. A.M. Op. cit., 2001. 218 р.

5. Maull H. Raw materials, energy and Western Security. L., 1984. pp. 413.

6. Machovski H. Ost-West Handel: Entwicklung, Aussichten // Aus Politik w. Zeitgeschichte. B. 2015. № 5.

7. Murdoch C. Knorr K., Trager F. Economic factors as objects of security: Economics security & vulnerability // Economics issuies & national security. Lawrence, 1977. pp. 67-98.

8. Jiang Yong. Economic Security: Redressing Imbalance // China Sacurity. 2008. Vol. 3, No 2.

9. Стратегия Экономической безопасности РФ от 13.05.2017. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.10.2020).

10. Лаврут Н. С. Экономическая безопасность регионов как основа безопасности страны // Экономика и современный менеджмент: теория и практика : сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013.

11. Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А. Современные аспекты экономической безопасности региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 3. С. 60-67.

12. Глазьев С. Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 8-9.

13. Соболь Т. С. Современный уровень и качество жизни населения России // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте: Экономика и управление. 2018. C. 7-14.

14. Малеева Т. М. Социальные итоги и уроки для экономической политики. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 122 с.

15. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Коми. URL: http://komi.gks.ru. (дата обращения: 16.05.2020).

16. О прожиточном минимуме в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.10.1997№ 134-Ф3. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.10.2019).

17. О потребительской корзине в Республике Коми : Закон Республики Коми от 26 апреля 2013 года № 25-РЗ. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 18.10.2019).

18. Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 (ред. от 26.12.2018). URL: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_141524/. (дата обращения: 18.10.2019).

19. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А. Механизмы эффективного государственного управления депрессивными территориями региона для обеспечения их социально-экономического развития // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3. C. 41-53.

References

1. Universal declaration of human rights, adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948. Available at: lawbook.online"ist-7--idz-ax280--nf-4.html. (Accessed 30.11.2020). (In Russian).

2. Keynes J. M. Obshchaya teoriya zanyatosti, procenta i deneg [General theory of employment, interest and money]. Moscow, 1978. pp. 157. (In Russian).

3. Kayukov V. V., Shikhverdiev A. P. Institutional characteristics of the economic security of the region. E'konomika regiona [Regional Economy], 2018, pp. 1181-1193. (In Russian).

4. Hager W. Perceptions of Economic Security. Geusau F. A.M. Op. cit., 2001. 218 р.

5. Maull H., Raw materials, energy and Western Security. L., 1984. pp. 413.

6. Machovski H., 2015. Ost-West Handel: Entwicklung, Aussichten. Aus Politik w. Zeitgeschichte. B. No. 5.

7. Murdoch C., Knorr K., Trager F., 1977. Economic factors as objects of security: Economics security & vulnerability. Economics issuies & national security. Lawrence. pp. 67-98.

8. Jiang Yong, 2008. Economic Security: Redressing Imbalance. China Security. Vol. 3, No 2.

9. Strategy Of economic security of the Russian Federation from 13.05.2017. Available at: http://www.consultant.ru (Accessed 25.10.2020). (In Russian).

10. Lavrut N. S. Economic security of regions as the basis of national security. E'konomika i sovremenny'j menedzhment: teoriya i praktika: sb. st. po mater. XXII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Economics and modern management: theory and practice: collection of articles in mater. XXII international scientific and practical Conf]. Novosibirsk: SibAK, 2013.

11. Shikhverdiev A. P., Oganezova N. A. Modern aspects of economic security of the region. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie e'konomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Sy'ktyVkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin Of the research center for corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University], 2016, no. 3, pp. 60-67. (In Russian).

12. Glazyev S. Yu. the Basis for ensuring the country's economic security: an alternative reformation course. Rossijskij e'konomicheskij zhurnal [Russian economic journal]. 1997, No. 1, pp. 8-9. (In Russian).

13. Sobol T. S. Modern level and quality of life of the population of Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S. Yu. Vitte: E'konomika i upravlenie [Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte: Economics and management], 2018. Pp. 7-14.

14. Maleeva T. M. Social results and lessons for economic policy. Moscow: publishing house "Delo" Ranepa, 2018. pp. 122. (In Russian).

15. Official website of the Territorial body of the Federal state statistics service for the Republic of Komi. Available at: http://komi.gks.ru. (Accessed 16.05.2020). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Federal law "On subsistence minimum in the Russian Federation" from 24.10.1997 N 134-FZ. Available at: http://www.consultant.ru (Accessed 18.10.2019). (In Russian).

17. The law of the Republic of Komi "On the consumer basket in the Republic of Komi" on April 26, 2013 # 25-RZ. Available at: http://www.consultant.ru. (Accessed 18.10.2019). (In Russian).

18. Decree of the Government of the Russian Federation of 28.01.2013 No. 54 (ed. of 26.12.2018)"on approval of methodological recommendations for determining the consumer basket for the main socio-demographic groups of the population in the subjects of the Russian Federation". Available at: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_141524/. (Accessed 18.10.2019). (In Russian).

19. Shikhverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Oganezova N. A. Mechanisms of effective state management of depressive territories of the region to ensure their socio-economic development. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie e'konomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Sy'ktyVkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of The research center for corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University]. 2018. № 3. pp. 41-53. (In Russian).

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 4

Для цитирования: Шихвердиев А. П., Никонова С. А., Вишняков А. А., Гудырева Л. В. Оценка уровня жизни населения как ключевого показателя и основы экономической безопасности региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 4. С. 104-117. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-4-75

For citation: Shikhverdiev A. P., Nikonova S. A., Vishnyakov A. A., Gudyreva L. V. Assessment of living standards as a key indicator and basis for economic security in the region // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. No. 4. Р. 104-117. DOI: 10.34130/2070-49922020-4-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.