Научная статья на тему 'Механизмы действия современного права'

Механизмы действия современного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО / ДЕЙСТВИЕ ПРАВА / МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / MODERN LAW / ACTION OF LAW / MECHANISM OF ACTION OF LAW / CONSTITUTIONAL LAW / CIVIL LAW / CRIMINAL LAW / ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лановая Г. М.

Рассматривается вопрос о механизмах действия современного права. Доказывается множественность таких механизмов, их неоднородность как по воспроизводящим их импульсам и принципам функционирования, так и по составляющим их элементам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of action of modern law

This article examines the question about the mechanisms of action of modern law. We prove the multiplicity of such mechanisms, their heterogeneity both in reproducing their impulses and principles of operation, and on their constituent elements.

Текст научной работы на тему «Механизмы действия современного права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА

Г.М. ЛАНОВАЯ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства,

история учений о праве и государстве E-mail: lanovaya-galina@mail.ru

Аннотация. Рассматривается вопрос о механизмах действия современного права. Доказывается множественность таких механизмов, их неоднородность как по воспроизводящим их импульсам и принципам функционирования, так и по составляющим их элементам.

Ключевые слова: современное право, действие права, механизм действия права, конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право.

MECHANISMS OF ACTION OF MODERN LAW

G.M. LANOVAYA,

PhD in Law, the аssociate ргofessoг of Theory of State and Law Department of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. This article examines the question about the mechanisms of action of modern law. We prove the multiplicity of such mechanisms, their heterogeneity both in reproducing their impulses and principles of operation, and on their constituent elements.

Keywords: modern law, action of law, mechanism of action of law, constitutional law, civil law, criminal law, administrative law.

Характерный для постсоветской правовой науки отказ от понимания права исключительно как системы общеобязательных норм, устанавливаемых государством и обеспечиваемых его принудительной силой, обусловил то, что сама проблематика, разрабатываемая учеными, стала более разнообразной, а глубина проникновения в ее суть увеличилась. Право изучается в аксиологической, антропологической, телеологической, функциональной и других плоскостях, с применением новых, в том числе комплексных, методологий, в контексте разных типов правопонимания.

В условиях разработки широкого спектра проблем, обеспечивающей формирование более или менее полного представления о разных аспектах правового бытия, с сожалением приходится констатировать отсутствие должного внимания к теме, связанной с механизмами действия права. За последнее десятилетие было проведено лишь одно исследование, посвященное непосредственно интересующей нас проблеме. Однако в нем механизм понимается неоправданного широко — как «взятая в единстве совокупность факторов, воздействующих на создание норм права и их реализацию в

деятельности (поведении) субъектов права, обеспечивающая законность и правопорядок в обществе»1. В результате вопрос о действии права фактически подменяется проблемой социального опосредования его функционирования, а исследование механизмов, посредством которых такое действие осуществляется, — анализом факторов, обусловливающих его специфику. В остальных случаях, когда поднимается проблема механизмов действия права, таковые рассматриваются в отдельных, частных аспектах, в связи с исследованием смежных с проблемой действия права теоретико-правовых и отраслевых юридических вопросов2.

Особенности понимания сущности и содержания механизмов, посредством которых право действует, в значительной степени определяются тем, какой смысл вкладывается в само понятие «действие права». По-

1 Ленчик В.А. Механизмы действия права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 23.

2 Вакуленко Н.А. Органы внутренних дел в социальном механизме действия права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2005; Мицкевич А.Ф. Уголовное наказание: понятие, цели и механизмы действия. М., 2005; Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Калуга, 2008.

следнее должно трактоваться предельно широко — как процесс, связанный с любыми проявлениями активности права, с любым осуществляемым им влиянием на среду, в которой оно воспроизводится и живет. «Назначение рассматриваемой категории состоит в том, чтобы отобразить движение права на всех участках социально-правовой действительности: как в сфере пра-вообразования, так и в сфере осуществления права»3. Если это обстоятельство не признавать, то всякий смысл в разработке проблемы механизмов действия права утрачивается, поскольку она фактически сводится к вопросу о частных аспектах функционирования права и оказывается даже более узкой, чем проблема механизма правового регулирования.

Особо следует отметить недопустимость отождествления действия права с его реализацией, а также с осуществлением юридической деятельности. Реализация права, составляя существенный момент действия права, тем не менее не исчерпывает его. По крайней мере, она не охватывает собой процесс создания правом потенциальных возможностей, придание обязательного характера конкретным моделям поведения, отношениям, что также составляет необходимую сторону действия права. Утверждать, что «внешней формой действия права во всех случаях является юридическая деятельность»4, не вполне правильно, потому что при подобной постановке вопроса действие права априори будет сведено к юридическому регулированию. Однако, во-первых, общепризнанным является то, что действие права по своему объему шире оказываемого им регулятивного воздействия, а во-вторых, реально действующим является право не только в юридической, но и в любой другой его форме.

Составить представление о том, каким образом действует право, в определенной мере можно по его внешним проявлениям. Однако изучение последних не может быть признано эффективным инструментом познания качеств, свойств, наконец, сущности действия права. Поскольку функционирование права опосредуется сложной системой объективных и субъективных факторов, то, что мы принимаем за его результат, на самом деле, как правило, не является выражением лишь его внутренних свойств, выступает одновременно итогом сопровождающих действие права процессов, явлений и, как следствие, несет в себе отражение особенностей таковых. Эффективно решать задачи, связанные с обнаружением сущност-

ной специфики и особенностей действия права, можно, сочетая анализ результатов действия права с исследованием механизмов, это действие составляющих.

Традиционно в отечественной правовой науке, как бы и в каком контексте вопрос о действии права ни ставился, речь, по сути, идет об одном-единственном специфическом его механизме. Различение в качестве самостоятельных психологического и социального либо юридического, психологического и социального механизмов, если оно осуществляется5, предстает собой не более чем разграничением сторон действия одного и того же механизма. Разграничение механизмов по стадиям (этапам) действия права, результатом которого становится выделение в качестве самостоятельных видов механизмов реализации норм права, правотворчества и правообразования6, есть классификация правовых механизмов, действующих на разных этапах правового регулирования, а не механизмов действия права как таковых.

Несмотря на то что известные попытки выделить различающиеся между собой механизмы действия права не могут быть признаны удачными, сама идея о множественности таких механизмов представляется разумной. На вариабельность механизмов действия права указывают и разнообразие целей и задач, решаемых им в разных условиях, и возможность выделения применительно к разным типовым обстоятельствам специфических его функций, и, наконец, неоднородность средств, инструментов, посредством которых достигается желаемый правовой результат в разных ситуациях.

Подтвердить верность сделанного предположения можно, рассматривая каждый механизм действия права в двух взаимосвязанных аспектах — как специфический процесс и как особую систему элементов. При этом следует исходить их того, что характеристика механизма как процесса предполагает указание прежде всего на принцип его функционирования, а также на импульс, приводящий этот механизм в действие. Исследование механизма как системы взаимодействующих элементов подразумевает анализ действия права в инструментальном аспекте, с точки зрения правовых явлений, процес-

3 Гойман В.И. Действие права (Методологический анализ). М., 1992. С. 41.

4 Дедюхин В.В. Действие права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 6.

5 Ленчик В.А. Указ. соч. С. 16; Чурсин В.Д. Механизм действия права и его циклы. Ставрополь, 1998. С. 6; Лапаева В.В. Социология права; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 224.

6 Ленчик В.А. Указ. соч. С. 16.

сов, за счет которых обеспечивается реализация правом стоящих перед ним целей и задач.

Рассмотрение действия права с точки зрения специфики составляющих его процессов позволяет выделить по крайней мере пять типов механизмов, различающихся по принципам функционирования и импульсам.

Для сферы частного права, и прежде всего гражданско-правового регулирования, характерным является координирующий механизм, суть которого состоит в согласовании усилий, обеспечивающих реализацию существующих у субъектов права индивидуальных потребностей. Импульсом, приводящим в действие обозначенный механизм, выступает возникновение таких интересов, которые можно удовлетворить посредством добровольного совершения взаимных действий, а также сам факт осознания взаимности интересов и возможности их реализации согласованными действиями.

В сфере административного регулирования можно обнаружить действие управленческого механизма, связанного с целенаправленным властно-волевым упорядочением, при котором реализация притязания одного субъекта обеспечивается подчинением ему другого, сосредоточением усилий последнего на реализации интересов и потребностей первого. Специфическим импульсом выступает принятие властным субъектом решения о том, чтобы удовлетворить существующее притязание (как правило, свое собственное, но в отдельных случаях — третьего лица) за счет использования возможностей и ресурсов, имеющихся у другого субъекта (других субъектов). Выбор направлений, средств и методов воздействия, обеспечивающих реализацию соответствующего притязания, определяет содержание возникающих в результате правовых отношений.

Достижение состояния правовой упорядоченности функционирования аппарата государства связано с действием специфического организационно-юрисдик-ционного механизма, обеспечивающего воспроизводство институциональных структур и правовых функций специально для того, чтобы они (их действие и их осуществление) обеспечивали реализацию уже существующих властных интересов. Импульсом, с которым оказывается связанным действие обозначенного механизма, является недостаточная эффективность реализации притязаний определенного вида (типа), обусловленная, как правило, объективной необходимостью комплексного обеспечения их реализации, а также принятие на себя государством или возложение на него

функций, связанных с гарантированием осуществления соответствующих интересов. Действие организационно-юрисдикционного механизма может быть обусловлено непосредственно существованием потребности в решении задач, связанных с самовоспроизводством государства, поддержанием им собственной целостности и функциональности как специфической системы.

Для уголовно-правовой сферы специфичным является то, что решение возникающих задач, связанных с обеспечением охраны наиболее значимых интересов человека, общества и государства, обеспечивается за счет действия карательно-компенсационного механизма. Функционирование такого механизма предполагает, с одной стороны, возмездие за созданные одним субъектом для другого препятствия в реализации его правомерных притязаний, а с другой — одновременно условную компенсацию нереализованных законных интересов. В качестве импульса, приводящего в действие механизм, выступает неисполнение субъектом существующей у него правовой обязанности или несоблюдение им установленного правового запрета, создающее для других правомерно действующих лиц препятствия в реализации существующих у них прав и законных интересов.

В применении к конституционному праву можно говорить о функционировании механизма, обеспечивающего ограничение произвола властного субъекта посредством адаптации его функционирования, направленного на реализацию его притязаний, таким образом, чтобы при этом обеспечивалась (гарантировалась или по крайней мере сохранялась) возможность реализации притязаний подвластными. Этот механизм начинает действовать тогда, когда одновременно возникают два условия: 1) произвольность действий властного субъекта достигает такого уровня, при котором реализация интересов подвластных оказывается возможной только как результат ограничения его силы; 2) это обстоятельство осознается, и его осознание обусловливает готовность подвластных субъектов к активным действиям, направленным на то, чтобы создать подобное ограничение.

Специфика импульсов и принципов действия, характерных по крайней мере для отдельных отраслей, выступает свидетельством множественности механизмов действия современного права. Тот факт, что их множественность, не некое допускаемое или специально вводимое условие, выполняющее роль методо-

логической установки, а факт действительности, подтверждается обнаружением специфических составляющих при рассмотрении механизмов действия современного права как систем элементов. При этом важным оказывается то, что наряду со специфическими факультативными элементами в ходе анализа можно обнаружить специфические обязательные компоненты, без которых соответствующий механизм объективно не сможет функционировать.

Если говорить о механизме действия, специфичном для гражданско-правового регулирования и других отраслей частного права как о системе взаимодействующих элементов, то компонентом, отличающим его от других механизмов, можно признать договор как добровольное и обязательное с юридической точки зрения соглашение субъектов права, выступающее основой возникновения, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Применительно к публично-правовой сфере о договорах можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку они являются не соглашениями, а властными, управленческими актами.

В качестве факультативного элемента, отличающего механизм действия частного права, выступает арбитраж как особая процедура разрешения имущественных конфликтов и споров.

Механизм действия административного права, направленного на общество, как система элементов характеризуется такой специфической составляющей, как надзор. В отличие от контроля, выступающего, в свою очередь, специфическим элементом механизма обеспечения правового упорядочения функционирования аппарата государства, надзор предполагает исключительно оценку законности деятельности и осуществляется в отношении неподведомственных субъектов. Можно согласиться с его характеристикой как отличающегося от контроля широтой круга объектов и одновременно меньшей глубиной изучения действительности7.

К специфическим элементам, входящим в механизм действия административного права, обеспечивающего правовое упорядочение функционирования аппарата государства, помимо внутриведомственного и межведомственного контроля, можно отнести юрисдикционную норму и управленческий отчет. Для этого механизма вышеперечисленные элементы являются обязательными, поскольку ни без первого, ни

без второго достижение целей управления государственным аппаратом невозможно.

Карательно-компенсационный механизм, рассматриваемый как система, в структурном плане отличается от других прежде всего тем, что его обязательными элементами выступают санкция, устанавливающая или формально-юридически закрепляющая меру воздействия, применяемую к правонарушителю и предполагающую для него неблагоприятные последствия личного и (или) имущественного характера, приговор как решение суда о виновности подсудимого и определении для него меры юридической ответственности и наказание как фактическая реализация этой меры ответственности.

Обязательными элементами, специфичными для механизма ограничения произвола, характерного для конституционного права, выступают идеологическое обоснование, декларация и гарантирование. Во-первых, ограничение потенциально возможного произвола со стороны государства, введение его функционирования в определенные рамки не могут быть осуществлены без наделения этого акта ценностным смыслом, поскольку последнее выступает предпосылкой актуализации соответствующей проблемы, осознания необходимости ее решения. Во-вторых, ограничение невозможно осуществить до тех пор, пока о притязании на его осуществление не будет официально заявлено. В-третьих, оно может стать реальностью при условии осуществления активных действий, совершения шагов, специально направленных на обеспечение реализации имеющегося притязания.

Различия в механизмах действия, характерные по крайней мере для некоторых отраслей современного права, с учетом того, что они носят не просто формальный, а именно содержательный, качественный характер, выступают важным моментом, который современная правовая наука должна принимать во внимание. Более глубокий анализ тех специфических черт, которые характерны для отдельных механизмов действия права, позволит сформировать полное и правильное представление об особенностях функционирования современного права, а также успешно решать задачи, связанные с совершенствованием системы юридического регулирования общественных отношений.

7 Колонтаевский Ф.Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности. М., 1995. С. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.