Научная статья на тему 'Механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности: понятие и основные элементы'

Механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности: понятие и основные элементы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
439
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА / МЕХАНИЗМ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ / МЕХАНИЗМ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гюльвердиев Раму Беюкханович

В статье проводится теоретическое исследование понятия «механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности» и его элементов на основе анализа близких по содержанию явлений, таких как механизм действия права и механизм правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of legal convergence in the sphere of foreign economic activities: concept and basic elements

The article presents a theoretical study of the concept of «mechanism of legal convergence in the sphere of foreign economic activities» and its elements based on the analysis of similar phenomena such as the mechanism of action of law and the mechanism of legal regulation.

Текст научной работы на тему «Механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности: понятие и основные элементы»

удк 34 Механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности: понятие и основные элементы

Гюльвердиев Раму Беюкханович, аспирант кафедры теории и истории государства и права Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

gyulverdiev@npzhdialog.ru

Аннотация: В статье проводится теоретическое исследование понятия «механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности» и его элементов на основе анализа близких по содержанию явлений, таких как механизм действия права и механизм правового регулирования. Ключевые слова: механизм, механизм правового регулирования, механизм действия права, механизм юридической конвергенции, механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности.

В доктрине права и государства их важнейшие характеристики выражаются через категорию «механизм», как структурной и функциональной взаимосвязи их элементов, образующих опорную конструкцию и служащей их устойчивости и целеустремленному воздействию на различные процессы, протекающие в обществе (политические, экономические, социальные).

Исследуя механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности, обратимся к анализу близких по содержанию явлений, таких как механизм действия права и механизм правового регулирования. В юридической литературе существует масса исследований, касающихся вопросов структуры, соотношения и демаркации этих двух механизмов, что позволяет

Nauchno-prakticheskiy zhurnal

UDC 34

The mechanism of legal convergence in the sphere of foreign economic activities: concept and basic elements

GYUL'VERDIEV Ramu Beyukkhanovich, postgraduate of the department of theory and history of state and law of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs

gyulverdiev@npzhdialog.ru

Annotation: The article presents a theoretical study of the concept of «mechanism of legal convergence in the sphere of foreign economic activities» and its elements based on the analysis of similar phenomena such as the mechanism of action of law and the mechanism of legal regulation. Keywords: mechanism, mechanism of legal regulation, mechanism of action of law, mechanism of legal convergence, mechanism of legal convergence in the sphere of foreign economic activity.

констатировать о неразрешенности данной проблемы в современной юридической науке.

Теории механизмов действия права описывают различные (в зависимости от подходов) виды факторов; отражают динамику их воздействия либо на создание норм права и их реализацию в деятельности (поведении) субъектов права, либо только на реализацию норм права в деятельности (поведении) этих субъектов; их наименование не всегда соответствуют содержанию; входящие в

механизмы факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, т. е. являются системным образованием. В целом, анализ различных концепций механизма действия права, позволяет согласиться с мнением В. А. Ленчик, которая утверждает, что механизм действия права — это взятая в единстве совокупность факторов, воздействующих на создание норм права и их реализацию в деятельности (поведении) субъектов права, обеспечивающая законность и правопорядок в обществе [1].

Весь спектр взглядов, существующих в научном мире, относительно механизма действия права может быть дифференцирован в двух направлениях: юридический и неюридический механизмы действия права.

Юридический механизм действия права включает в себя специальные юридические средства воздействия на общественные отношения, к таковым, в частности, относится и механизм правового регулирования.

С. С. Алексеев определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Понятие механизма правового регулирования позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), участвующие в правовом воздействии, и обрисовать их как целостность (это достигается и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования; высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе; показать их связь между собой и взаимодействие [2, с. 215].

Под строго инструментальным углом зрения в механизме правового регулирования, С. С. Алексеев выделяет три основных звена [3, с. 216]:

1) юридические нормы — основа правового регулирования;

2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов — носителей прав и обязанностей;

3) акты реализации прав и обязанностей.

В ряде случаев в механизм правового регулирования включается и четвертое звено — акты применения права (о них будет сказано ниже), а также некоторые дополнительные элементы — индивидуальные акты, правопо-ложения практики и др.

Выделяется и более глубокий слой механизма правового регулирования, непосредственно связанный с регулятивными функциями права. В данном случае, юридический инструментарий непосредственно связывается через регулятивные функции права с объективно обусловленными требованиями социальной жизни (обязывание, дозволения и запреты) [4].

Схожая интерпретация механизма правового регулирования встречается у М. И. Аб-дулаева, который характеризует его как единство всех юридических средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права и включает в систему этого механизма: нормы права, правоотношения, правосознание, правовую культуру, акты применения права, правовые стимулы и правовые ограничения [5, с. 262].

А. В. Малько цель механизма правового регулирования видит в обеспечении беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т. е. гарантированности их

Научно-практический журнал

справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права [6, с. 625].

В. С. Нерсесянц рассматривает вопросы регуляции общественных отношений при помощи различных юридических механизмов. Механизм действия права — это механизм абстрактно-всеобщей правовой регуляции, конкретизированный и индивидуализированный применительно к конкретно-определенному случаю (и форме) проявления юридической силы действующего права. Основная регулятивная функция механизма действия права и юридико-логический смысл действия права в целом состоят в том, чтобы наличную абстрактно-общую норму статичного права, т. е. общее правило для общего случая, надлежащим образом преобразовать в актуальную «казусную» норму, т. е. в конкретное правило для конкретного случая [7, с. 476-477].

Неюридический механизм действия права имеет «привязку» к различным процессам или явлениям.

Выделяют психологический механизм действия права. Основные научные подходы в данной области отражены в трудах таких ученых как Н. Л. Гранат, В. В. Лазарев, Н. Н. Тарасов и др. [8]. Так, например, рассматривая психологический механизм в аспекте правоприменения В. В. Лазарев подчеркивает особое значение взаимосвязи установленных норм с породившим их сознанием [9].

Н. Н. Тарасов социально-психологические факторы в правовом регулировании рассматривает в двух аспектах [10]:

— во-первых, как индикаторы, которые «сигнализируют» о нормальной или ненормальной «работе» правовых норм. В данном случае социально-психологические закономерности не определяют особенностей правового воздействия, а служат индикатором, на котором проявляется оптимальность и эффективность правового регулирования тех или иных отношений;

— во-вторых, как определители содержания правовых норм, особенностей юридических предписаний.

Тесно примыкает к психологическому механизму — социальный механизм действия права, родоначальником которого является В. П. Казимирчук. Так, рассматривая механизм действия права в социологическом плане, ученый определяет его как систему социальных факторов и методов социально-правового воздействия, обусловливающих перевод правовых предписаний в правомерное и социально-активное поведение на всех уровнях: общества, коллектива, личности.

В соответствии с предлагаемым определением модель механизма действия права В. П. Казимирчук представлена следующим образом [11]:

а) управляющие социальные системы — механизм государственного, социального управления, формирующий политические цели и цели правового регулирования; право — как нормативная система;

б) социальные факторы (экономические,

идеологические, организационные, демографические, личностные), опосредующие действие права и одновременно с правом влияющие на общественные отношения;

в) «механизмы» (информационные, нормативно-оценочные и социально-психологические) формирования правомерного поведения;

г) регулируемые социальные системы (общество, коллектив, группа, личность), являющиеся субъектами общественных и правовых отношений;

д) поведение — правомерное и социально-активное — субъектов права, как финальный момент действия права.

В. А. Ленчик выделяет в своем исследовании системный механизм действия права [12]. Автор указывает, что характеристика механизма действия права концентрирует в себе: указание на характер юридических средств; описание их связей между собой; динамику взаимодействия юридических средств в направлении реализации стоящих перед ними целей, т. е. этапы появления, функционирования механизма; обусловленность действия права средой функционирования и системой условий эффективности всего механизма в целом и отдельных его элементов.

В. А. Ленчик приходит к выводу о целесообразности постановки вопроса о системном механизме, который охватывает все стороны и все аспекты действия права. Такой подход должен основываться на широком правопо-нимании, исходить из того, что нормы законов и других нормативных актов призваны отражать то право, которое органически при-

суще данному обществу, отражать динамику правовых процессов, происходящих в обществе, демонстрировать сам характер и последовательность воздействия всей совокупности факторов на возникновение, фиксацию и осуществление норм права.

Подобный механизм действия права удовлетворяет следующим условиям:

1. Охватывает три стадии (этапа) действия права:

— во-первых, формирование правовых норм до закона (правообразование);

— во-вторых, их закрепление в нормативных правовых актах (правотворчество);

— в-третьих, претворение в жизнь этих норм в деятельности (поведении) людей (правореализация).

2. Учитывает все факторы, влияющие на всех трех указанных стадиях (этапах): экономические, социальные (в узком смысле термина), политические, идеологические, правовые, организационные и др.

3. Принимает во внимание не только факторы, оказывающие положительное влияние, но и воздействующие отрицательно.

4. Обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость системы таких факторов (учитывает действие факторов общесоциального, регионального и группового уровней).

5. Допускает не только целенаправленное воздействие (прежде всего государства) на правообразование, правотворчество и пра-воосуществление, но и «стихийное» влияние множества факторов на всех трех этапах действия права.

Интересна позиция В. В. Груздева, кото-

рый сквозь призму соотношения с категорией «правовое регулирование», указывает на ценность категории «правовое воздействие» для анализа порождаемых правом эффектов используется весь известный арсенал правовых явлений в том или ином отношении влияющих на действительность. Специально-юридическое действие права всегда сопровождается общеидеологическим воздействием права, что не только позволяет избежать исключительно механистического представления о действии права, но и не забывать, что право как феномен цивилизации, есть весьма сложное, многогранное образование, созданное человеком и для человека [13].

Механизм правового воздействия включает в себя в качестве составной части элементы механизма правового регулирования. При этом следует учитывать, что рассмотрение механизма правового регулирования как составной части механизма правового воздействия наряду со специально-юридическим, актуализирует информационный и ценностно-ориентировочный аспекты исследования. Данные каналы воздействия «включаются» раньше правового регулирования, «подключаются» в процессе его запуска и работы и оказывают влияние после завершения правового регулирования [14].

Таким образом, исходя из анализа доктри-нальных воззрений относительно обозначенной проблематики, выделим несколько основных положений.

Во-первых, «механизм правового регулирования» является составной частью «механизма действия права», а в своей со-

вокупности они образуют единую конструкцию. Юридический механизм действия права включает в себя специальные юридические средства воздействия на общественные отношения, к таковым, в частности, относится и механизм правового регулирования.

Во-вторых, выделяется и неюридический механизм действия права в различных аспектах (психологический, социальный, управленческий, воспитательный, системный и др.).

Во-третьих, механизм правового регулирования призван обеспечить практическую реализацию поставленных законодателем целей, гарантировать достижение запланированного в праве результата и, в конечном счете, обеспечить практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений. Механизм правового регулирования — это специфический юридический «канал» [15], соединяющий интересы субъектов с ценностями и обеспечивающий доведение процесса управления до определенного логического результата.

В-четвертых, механизм правового регулирования — это организационное воздействие, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности, эффективности.

Эффективность действия права представляет собой меру (степень) достижения правовых целей действующего законодательства в различных сферах правовой регуляции [16, с. 477].

В-пятых, механизм правового регулирования собственно юридическими средствами не исчерпывается. Структура механизма право-

вого регулирования представляется более дифференцированной и интегрированной с самым широким спектром общественных отношений и институтов.

В качестве дополнительных средств, влияющих на правовое регулирование, помимо правовых, выделяются и иные социальные нормы. При всей своей относительной самостоятельности, право осуществляет специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами (моралью, обычаями, религиозными и корпоративными регуляторами). При этом правовые нормы занимают доминирующее и интегрирующее положение в этой системе [17].

Кроме того, как следует из интегративной концепции понятия права, оно не все выражено в законодательстве. Отсюда следует вывод, что если иные социальные нормы принимают участие в правовом воздействии на отношения между людьми, то, следовательно, они — дополнительный элемент механизма правового регулирования и составная часть более широкого явления — механизма правового воздействия. Для терминологической упорядоченности часть механизма правового воздействия, в которую входят только формально-правовые средства (прежде всего, нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах), следует относить к механизму правового регулирования [18].

В целом можно заключить, что анализ сущности понятия «механизм» применительно к действию права и правовому регулиро-

ванию общественных отношений позволяет рассмотреть сущностные моменты и особенности механизма юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности.

Следуя традиции определения механизма правового регулирования, представляется, что к механизму юридической конвергенции следует отнести всю совокупность социальных (в том числе собственно юридических) средств и факторов, влияющих на специфику результата юридического сближения (коге-ренции).

Анализ теории и практики реализации механизма юридической конвергенции позволяет отметить следующие обстоятельства.

Во-первых, механизм юридической конвергенции тесно связан с механизмом действия права и механизмом правового регулирования, во многом на них основан.

Во-вторых, к механизму юридической конвергенции можно отнести любые правовые и даже неправовые средства, факты, с помощью которых осуществляются процессы сближения, описываемые юридической конвергенцией.

В-третьих, анализ позволил проявить основные элементы механизма юридической конвергенции, которые, с одной стороны, являются универсальными, — это: формы, средства, методы, принципы, объекты, мера юридической конвергенции, с другой стороны, эти элементы являются основанием для обеспечения видового многообразия юридической конвергенции.

Таким образом, механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической

Научно-практический журнал

деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных форм, средств, методов, объектов, а также мер, обеспечивающих оптимизацию процесса сближения и взаимопроникновения правовых систем различных государств в исследуемой области.

Примечания

1. Ленчик В. А. Механизм действия права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

2. Алексеев С. С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995.

3. Там же.

4. Там же.

5. Абдулаев М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. М.: Финансовый контроль, 2004.

6. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 1997.

7. Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА, 1999.

8. См., например: Гранат Н. Л. Психологические основы обеспечения социалистической законности в деятельности органов внутренних дел // Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: сборник тезисов лекций. М., 1977. С. 62-72; Ла-

зарев В. В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань: Издательство Казанского университета, 1982; Тарасов Н. Н. Роль социально-психологических факторов в правовом регулировании: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1979.

9. Лазарев В. В. Указ. соч.

10. Тарасов Н. Н. Указ. соч.

11. Казимирчук В. П. Социальное действие права в условиях развитого социализма: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1977.

12. См.: Ленчик В. А. Указ. соч.

13. См.: Груздев В. В. Вопросы соотношения правового воздействия и правового регулирования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2011. N 2.

14. Подробнее об этом: Груздев В. В. Указ. соч.

15. Малько А. В. Механизм правового регулирования: лекция // Правоведение. 1996. N 3 (214). С. 54-62.

16. Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. С. 477.

17. См.: Головкин Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного российского общества: монография. Владимир: ВГПУ, 1999.

18. Головкин Р. Б. Механизм морально-правового регулирования частной жизни // Вестник ИГЭУ. 2005. Вып. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.