Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО СЕГМЕНТА И РИСКОВ'

МЕХАНИЗМЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО СЕГМЕНТА И РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭНЕРГОПЕРЕХОД / КЛИМАТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / СТРАТЕГИЯ / МЕРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарев Е.В.

В статье проведен анализ механизмов развития российского энергетического рынка и перспектив сохранения конкурентоспособности на международных рынках в условиях рисков и реструктуризации экспорта. Предложены механизмы развития рынка, ориентированные на его устойчивое и безопасное функционирование в контексте непрерывных трансформаций внутренней и внешней среды. Ключевыми целями выступают обеспечение устойчивости российского энергетического рынка к рискам и содействие энергетической безопасности в обновленном механизме функционирования, адаптация компаний и корпораций отрасли к децентрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF DECENTRALIZED DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ENERGY MARKET IN THE CONTEXT OF RESTRUCTURING OF THE EXPORT SEGMENT AND RISKS

The article analyzes the mechanisms of development of the Russian energy market and the prospects for maintaining competitiveness in international markets in the context of risks and export restructuring. The mechanisms of market development focused on its sustainable and safe functioning in the context of continuous transformations of the internal and external environment are proposed. The key objectives are to ensure the sustainability of the Russian energy market to risks and to promote energy security in the updated mechanism of functioning, the adaptation of companies and corporations in the industry to decentralization.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО СЕГМЕНТА И РИСКОВ»

Механизмы децентрализованного развития российского энергетического рынка в условиях реструктуризации экспортного сегмента и рисков

со см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

Зубарев Егор Валерьевич

аспирант, факультет международного энергетического бизнеса Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М. Губкина, eg-zub@mail.ru

В статье проведен анализ механизмов развития российского энергетического рынка и перспектив сохранения конкурентоспособности на международных рынках в условиях рисков и реструктуризации экспорта.

Предложены механизмы развития рынка, ориентированные на его устойчивое и безопасное функционирование в контексте непрерывных трансформаций внутренней и внешней среды. Ключевыми целями выступают обеспечение устойчивости российского энергетического рынка к рискам и содействие энергетической безопасности в обновленном механизме функционирования, адаптация компаний и корпораций отрасли к децентрализации.

Ключевые слова: децентрализация, декарбонизация экономики, энергопереход, климатическая нейтральность, энергетический сектор, цифровые технологии, сокращение выбросов парниковых газов, стратегия, меры и направления.

Механизмы развития российского энергетического рынка, прежде всего, реструктуризации экспортного сегмента, должны учитывать многочисленные риски, связанные с тотальной неопределенностью во внешней среде, и предусматривать адекватные инструменты гибкого и целевого реагирования, в соответствии с базовыми подходами риск-менеджмента, фокусирующимися как на микро-, так и на макроуровне: в то время как избежать основных рисков, в частности, в сфере санкционного давления на Россию, а также в сфере декарбонизации и децентрализации международных энергетических рынков, по всей видимости, в средне- и долгосрочной перспективе, будет невозможно, данные риски целесообразно минимизировать, или, по возможности, передать. Наконец, в определенных случаях имеет смысл принимать риски, такие как неизбежность усугубления санкционного давления и сохранения санкций как таковых, а также тотальный энергопереход на альтернативных рынках (в первую очередь, в странах Юго-Восточной Азии) [1].

В современных условиях турбулентности внешней среды и жестких санкций с вовлечением ^ в энергетические и информационные потоки могут быть выделены следующие основные аспекты механизма деструктивного влияния внешних условий на нефтегазовую отрасль и энергетическую индустрию России в целом:

1. Дефицит иностранных инвестиций. Международные санкции ограничивают возможности иностранных инвесторов заниматься бизнес-операциями в России. Это может привести к перебоям в движении капитала, что затруднит доступ нефтегазовой отрасли к финансированию, необходимому для финансирования операций и проектов развития [2].

2. Задержка сроков реализации и заморозка проектов. Санкции могут привести к задержке завершения проектов из-за ограничений на поставку определенных деталей и компонентов, необходимых для их завершения. Это может иметь серьезные последствия для отрасли, поскольку задержка проектов может вызвать нагрузку на производство и доходы.

3. Снижение доступа к технологиям. Ограничения, введенные санкциями, могут ограничивать доступ к новейшим технологиям, необходимым для сохранения конкурентоспособности. Без доступа к новейшим технологиям российские нефтегазовые компании могут столкнуться с трудностями, чтобы не отставать от конкурентов [3].

4. Сокращение доходов. Санкции также приводят к снижению спроса на российскую нефть и газ, что может привести к снижению доходов, что может иметь пагубные последствия как для отрасли, так и для экономики в целом.

5. Политический риск. Международные санкции могут иметь серьезные политические последствия для России. Правительство может столкнуться с давлением со стороны других стран и международных организаций за свои действия, что может привести к дальнейшим санкциям или другим мерам. Это может создать враждебный климат для инвестиций в нефтегазовую отрасль страны.

В свете вышеизложенного, экспортная деятельность российских энергетических компаний на средне- и, по всей види-

мости, долгосрочную перспективу, будет фокусироваться вокруг рынка стран, входящих в ареал китайского влияния [4].

Российские компании обладают обширным опытом проектирования, строительства и эксплуатации сложных водородных и топливных СПГ-систем. Отечественные специалисты располагают успешным опытом разработки и эксплуатации передовых водородных технологий, включая системы производства, хранения и распределения водорода, в том числе благодаря исследованиям и разработкам топливных элементов, технологий электролиза и риформинга, а также благодаря проектированию и строительству водородных заправочных станций [5]. В СПГ-отрасли аналогичным образом представлен широкий набор потенциальных компетенций на экспорт. Российские компании, и, прежде всего, ПАО «НОВАТЭК», имеют большой опыт проектирования, разработки и эксплуатации заводов по сжижению и регазификации, а также знания в области систем безопасности и экологического контроля в системе СПГ-проектов, равно как обладают большими возможностями в разработке плавучих установок для хранения и регазифика-ции (FSRU) и плавучих установок для транспортировки сжиженного природного газа (FLNG) [6]. Как подчеркивалось выше, экспорт компетенций не предназначен для замещения выпадающих поставок углеводородов на энергетические рынки. Однако он частично компенсирует выпадающие доходы, а, главное, выступит основой для укрепления дальнейших внешнеэкономических связей, поддержания репутации российских компаний на целевых рынках и их конкурентоспособности. В конечном счете, проектировщики масштабных водопроводных и СПГ-проектов могут рассчитывать на заключение долгосрочных контрактов на их управление, равно как на получение части ресурсов и участие в корпоративной прибыли. Экспорт компетенций может оказаться одним из немногих мостов для потенциального возвращения российского энергетического бизнеса на западные рынки после гипотетического снятия международных санкций [7].

В связи с изложенным, представляется целесообразным рассмотреть риски развития российской энергетики, происходящие из внешней среды, и предложить концептуальные подходы к реагированию на них. Основы для долгосрочного прогнозирования и проектирования рисков в соответствующей области представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Основные риски функционирования российской энергетики на средне- и долгосрочную перспективу, методы управления рисками и ключевые шаги

Риск Методы управления рисками Ключевые шаги

Сохранение эмбарго стран Запада, «ценового потолка» Принятие, уклонение Перевод поставок на рынки дружественных государств с учетом конъюнктуры Государственная поддержка отрасли (сетевой координационный центр, специализированные программы, налоговые расходы) Развитие глубокой переработки нефти, водородных проектов, СПГ-проектов и сервисов по передаче компетенций для наращивания портфеля конкурентоспособных товаров и услуг и частичной компенсации выпадающего экспорта

Распространение эмбарго / «потолка цен» на другие виды энергоносителей (СПГ, ВИЭ и др.) Принятие, минимизация Полный уход с рынков недружественных государств, или при наличии возможности - развитие проектов с минимальными рисками подверженности санкциям Запада

Дефицит инвестиционных ресурсов Уклонение, минимизация, передача Децентрализованное трансграничное финансирование через защищённые цифровые платформы Государственные инструменты поддержки отрасли, включая фонды ГЧП-финансирова-ния инвестиций

Риск Методы управления рисками Ключевые шаги

Ограничение доступа на рынки дружественных государств под угрозой наложения вторичных санкций Уклонение, минимизация, передача Цифровое финансирование Многокритериальный отбор в перечни дружественных государств Цифровые платформы партнерства (обмена компетенциями, инновациями) Страхование рисков Заключение договоров-гарантий защиты инвестиций со стороны дружественных государств

Сверхдобыча углеводородов Минимизация Цифровизация управления экономикой и производством Цифровое прогнозирование и планирование в ТЭК Конкурентный сбыт через распределённые платформы децентрализованного рынка Увеличение объемов глубокой переработки нефти

Снижение или блокировка доступа к передовым технологиям недружественными государствами Уклонение, минимизация, передача Импортозамещение /локализация, прежде всего, в цифровой сфере Стимулирование внутриотраслевого обмена знаниями, сотрудничества по «тройной спирали», создание и поддержка Организация универсальной децентрализованной площадки по подготовке и переподготовке специалистов энергетического сектора Реализация проектов технологического партнерства через цифровые распределенные платформы. Цифровое финансирование и расчеты

Отставание от мейнстрима энергетического перехода на рынках дружественных государств (КНР и другие) Принятие, минимизация Развитие ВИЭ-проектов Наращивание объемов водородной энергетики Коммерциализация компетенций Реализация совместных проектов на цифровых платформах сотрудничества с дружественными странами

Источник: Составлено автором

Элементы концепции системы управления и интеграции энергетических рынков России в условиях турбулентности внешней среды и жестких односторонних санкций с вовлечением Н2 в энергетические и информационные потоки, связанные, в том числе, с шагами по управлению рисками (см. таблицу 1) могут быть разделены на направления реагирования и развития в области государственной политики, отраслевого и корпоративного управления [8].

В сфере государственной политики в свете изложенного необходим пересмотр концептуальных основ государственной поддержки отрасли, а именно, создание федерального сетевого центра координации и поддержки ТЭК в процессе реорганизации и в условиях санкционного давления; формирование государственной программы поддержки «зеленого» экспорта»; создание отраслевого фонда совместного финансирования инноваций и инвестиций в водородной энергетике; защита экспорта от санкций через пересмотр подходов к взаимодействию с дружественными государствами.

На рисунке 1 представлена организационно-экономическая модель функционирования децентрализованного энергетического рынка, ориентированного на водородное топливо, в Российской Федерации.

Ключевыми целями организационно-экономической модели, в графическом виде представленной на рисунке 1, выступили нижеследующие:

— обеспечение устойчивого функционирования российского энергетического комплекса [9];

— адаптация компаний и корпораций нефтегазовой отрасли к процессам декарбонизации и децентрализации энергетических рынков [10, 11];

— всестороннее обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, как в части бесперебойного снабжения потребителей необходимыми им объемами топливно-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

Сл>

энергетических ресурсов, так и в части своевременного и в полном объеме выполнения компаниями ТЭК обязательств по поставкам (Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» [12]).

со сч о сч

О Ш 00

3

<

00 о

Рисунок 1 - Организационно-экономическая модель декарбонизации и децентрализации энергетических рынков Российской Федерации Источник: Составлено автором

Ключевыми элементами представленной организационно-управленческой модели функционирования децентрализованного энергетического рынка, ориентированного на водородное топливо в Российской Федерации, выступили следующие:

1) цели: обеспечение устойчивости российского энергетического рынка к внешним шокам, адаптация компаний и корпораций нефтегазовой отрасли к энергопереходу и децентрализации; содействие энергетической безопасности в обновленном механизме функционирования энергетического рынка;

2) способы достижения целей:

— пересмотр концептуальных основ государственной поддержки отрасли: создание федерального сетевого центра координации и поддержки ТЭК в процессе реорганизации и в условиях санкционного давления;

— трансформация механизма функционирования энергетического рынка: развитие водородной энергетики и наращивание доли ВИЭ; увеличение глубины переработки нефти; децентрализация управления по цепочке создания прибавочной стоимости; внедрение распределенных платформ финансирования и сбыта; увеличение удельного веса непрофильных доходов энергетического сектора в части трансферта инноваций и управления компетенциями;

— реинжиниринг бизнес-процессов компаний ТЭК, и,

прежде всего, компаний и корпораций нефтегазовой индустрии: наращивание портфеля зеленой энергетики; распределенное, в том числе, цифровое финансирование инвестиций; проведение расчетов с зарубежными контрагентами через цифровые платформы и криптовалюты; пересмотр корпоративной документации и подходов к стимулированию персонала и руководителей в контексте достижения результатов в области энергетического перехода [13];

3) инструменты достижения целей:

— применение риск-ориентированного подхода на всех уровнях управления развитием российского энергетического комплекса, с выделением абсолютного приоритета, по меньшей мере, до радикального ослабления противоборства в «войне санкций»;

— цифровые инновации: цифровые инструменты управления децентрализованными энергетическими рынками; цифровые платформы управления компаниями и корпорациями; децентрализованные платформы цифрового финансирования;

— прочие инновации в корпоративном и государственном управлении: институционализация ESG-менеджмента; внедрение управления на основе KPI, связанных с достижением целей в области энергетического перехода и децентрализации энергетических рынков [14];

4) условия формирования модели:

— концептуальное переосмысление развития российской энергетики на основе усиления вектора в области декарбонизации (и, прежде всего, Н2-декарбонизации) и децентрализации;

— интеграция государства, бизнеса и университетов (описанная, в частности, в концепции «тройной спирали» Г. Ицко-вица и K. Лейдесдорфа [15]) для обеспечения синергетиче-ского эффекта при реализации трансформаций, заложенных в разработанной организационно-экономической модели;

— необходимость замещения традиционных рынков сбыта топливно-энергетических ресурсов новыми.

5) конечный результат: устойчивое и безопасное функционирование децентрализованного энергетического рынка в контексте непрерывных трансформаций внутренней и внешней среды, включая флуктуации непредсказуемого характера и на основе понимания неизбежности и необратимости процессов энергетического перехода.

Таким образом, активное встраивание организационно-управленческой модели функционирования российского энергетического рынка в мейнстрим децентрализации и декарбонизации с упором на развитие водородных проектов выступает источником обеспечения динамически устойчивого и сбалансированного развития российской энергетики на перспективу безотносительно рыночной и политической турбуленции с сохранением и возможным наращиванием доли энергетического сектора в ВВП страны.

Литература

1. Adu D. et al. The State of Renewable Energy in China and Way Forward in New Scenario Policies. - 2023.

2. Yao L. Domestic dynamics and china's engagement in global renewable energy governance //The Chinese Journal of International Politics. - 2022. - Vol. 15. - N. 1. - P. 69-86.

3. Muqimova D. et al. Location and development of the main networks of world transport //Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences. - 2022. - Vol. 1. - N. 4. - P. 279-284.

4. Lei X. et al. Sustainable operation-oriented investment risk evaluation and optimization for renewable energy project: A case study of wind power in China //Annals of Operations Research. -2020. - Vol. 290. - P. 223-241.

5. Zeng S. et al. Modeling the influence of critical factors on the adoption of green energy technologies //Renewable and

Sustainable Energy Reviews. - 2022. - Vol. 168. - P. 112817.

6. Zhang J. et al. Implications of the development and evolution of global wind power industry for China—An empirical is based on public policy //Energy Reports. - 2022. - Vol. 8. - P. 205219; Morgan J. China, the exception that proves the growthist rule? Richard Smith on China s contribution to climate emergency //real-world economics review. - 2021. - P. 155.

7. Qin Y. et al. Green energy adoption and its determinants: A bibliometric analysis //Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2022. - Vol. 153. - P. 111780; Bai X. et al. Measuring China's green economic recovery and energy environment sustainability: Econometric analysis of sustainable development goals //Economic Analysis and Policy. - 2022. - Vol. 75. - P. 768779.

8. Erokhin V., Tianming G. Renewable Energy as a Promising Venue for China-Russia Collaboration //Energy Transition: Economic, Social and Environmental Dimensions. - Singapore : Springer Nature Singapore, 2022. - P. 73-101.

9. Крайнова Э.А., Зубарев Е. В. Проблемы перехода нефтегазовой отрасли россии к трендам в области декарбонизации экономики и приоритетные пути их решения. - М: Научно-экономический журнал Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 4 ( 208) ,2022, с.38-47.

10. Крайнова Э.А, Батал В. М. Эколого-экономическая сбалансированность принятия решений в период энергетического перехода к декарбонизации нефтегазовой отрасли. - М: Научно-экономический журнал Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 5 (209). - 2022, с. 37-44.

11. Крайнова Э.А., Рохлин С. М. Экономический механизм реализации корпоративных квот снижения добычи нефти в условиях сделки ОПЕК+ / Научно-экономический журнал Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом 9(201). - 2021. - с. 23-30.

12. Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 20. - Ст. 2421.

13. Горбунова О. А. Воздействие санкций на функционирование российских компаний нефтегазового сектора на мировом рынке нефти и газа //Вестник евразийской науки. - 2018. -Т. 10. - №. 2. - С. 13.

14. Тагирова Д. Р. Энергетическая безопасность как фактор развития Российской Федерации //Новые экономические исследования. - 2020. - С. 81-84.

15. Leydesdorff L., Etzkowitz H. The triple helix as a model for innovation studies //Science and public policy. - 1998. - Т. 25. -№. 3. - С. 195-203.

Mechanisms of decentralized development of the russian energy market in the

context of restructuring of the export segment and risks Zubarev E.V.

Gubkin Russian State University of oil and gas (National Research University) JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

References

1. Adu D. et al. The State of Renewable Energy in China and Way Forward in New

Scenario Policies. - 2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Yao L. Domestic dynamics and china's engagement in global renewable energy

governance // The Chinese Journal of International Politics. - 2022. - Vol. 15. - N. 1. - P. 69-86.

3. Muqimova D. et al. Location and development of the main networks of world

transport //Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences. - 2022. - Vol. 1. - N. 4. - P. 279-284. 4 Lei X. et al. Sustainable operation-oriented investment risk evaluation and optimization for renewable energy project: A case study of wind power in China // Annals of Operations Research. - 2020. - Vol. 290. - P. 223-241. 5. Zeng S. et al. Modeling the influence of critical factors on the adoption of green energy technologies //Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2022. - Vol. 168. - P. 112817.

6 Zhang J. et al. Implications of the development and evolution of global wind power industry for China—An empirical is based on public policy //Energy Reports. -2022. - Vol. 8. - P. 205-219; Morgan J. China, the exception that proves the growthist rule? Richard Smith on China's contribution to climate emergency //real-world economics review. - 2021. - P. 155.

7. Qin Y. et al. Green energy adoption and its determinants: A bibliometric analysis //

Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2022. - Vol. 153. - P. 111780; Bai X. et al. Measuring China's green economic recovery and energy environment sustainability: Econometric analysis of sustainable development goals // Economic Analysis and Policy. - 2022. - Vol. 75. - P. 768-779.

8. Erokhin V., Tianming G. Renewable Energy as a Promising Venue for China-Russia

Collaboration // Energy Transition: Economic, Social and Environmental Dimensions. - Singapore : Springer Nature Singapore, 2022. - P. 73-101.

9. Krainova E.A., Zubarev E.V. Problems of transition of the Russian oil and gas

industry to trends in the field of decarbonization of the economy and priority ways to solve them. - M: Scientific and economic journal Problems of economics and management of the oil and gas complex. - 4 (208), 2022, p.38-47.

10. Krainova E.A., Batal V.M. Ecological and economic balance of decision-making

during the energy transition to decarbonization of the oil and gas industry. - M: Scientific and economic journal Problems of economics and management of the oil and gas complex. - 5 (209). - 2022, p. 37-44.

11. Krainova E.A., Rokhlin S.M. Economic mechanism for the implementation of corporate quotas for reducing oil production under the terms of the OPEC+ deal / Scientific and Economic Journal Problems of Economics and Management of the Oil and Gas Complex 9 (201). - 2021. - p. 23-30.

12. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2019 No. 216 "On

Approval of the Doctrine of the Energy Security of the Russian Federation"// Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2019. - No. 20. - Art. 2421.

13. Gorbunova O. A. The impact of sanctions on the functioning of Russian companies

in the oil and gas sector in the global oil and gas market. Bulletin of the Eurasian Science. - 2018. - T. 10. - No. 2. - P. 13.

14. Tagirova D. R. Energy security as a factor in the development of the Russian

Federation // New economic research. - 2020. - S. 81-84.

15. Leydesdorff L., Etzkowitz H. The triple helix as a model for innovation studies //Science and public policy. - 1998. - T. 25. - No. 3. - S. 195-203.

X X О го А С.

The article analyzes the mechanisms of development of the Russian energy market and the prospects for maintaining competitiveness in international markets in the context of risks and export restructuring.

The mechanisms of market development focused on its sustainable and safe functioning in the context of continuous transformations of the internal and external environment are proposed. The key objectives are to ensure the sustainability of the Russian energy market to risks and to promote energy security in the updated mechanism of functioning, the adaptation of companies and corporations in the industry to decentralization.

Keywords: decentralization, decarbonization of the economy, energy transition, climate neutrality, energy sector, digital technologies, reduction of greenhouse gas emissions, strategy, measures and directions.

X ГО

m

о

2 О

lo

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.