Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И РОССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И РОССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
262
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / КИТАЙ / РОССИЯ / СПГ / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ (ВИЭ)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Сялань

Энергетическое сотрудничество является одним из важнейших направлений китайско-российских взаимоотношений. Россия обладает богатыми запасами энергетических ресурсов и является крупным экспортером энергии в мире. В последние годы на фоне санкции со стороны Запада, Россия повернула лицом к Востоке и ускорила темпы сотрудничества с восточными странами, среди которых Китай оказался важнейшим для него партнером в Тихоокеанском регионе. Во-первых, Китай является самым масштабным потребителем на энергетическом рынке. Она сама сталкивается с проблемами разрыва между собственным производством и потреблением энергоресурсов. Во-вторых, энергетическое сотрудничество стран обеспечивает не только собственную эенрегетическую безопасность стран, но и безопасность в евразийском регионе. Поэтому в последние годы страны расширяют сферы энергетического сотрудничества и между ними уже были реализованы многие знаменитые проекты, такие как газопровод «Сила Сибири», нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), СПГ-проекты НОВАТЭКа Ямал СПГ и т.д. Таким образом, в условиях нестабильной международной обстановки и изменения структуры международного энергетического рынка, Китаю и России предстоят две главной задачи: укрепление нефтегазового сотрудничества и переход к «зеленой», низкоуглеродной экономике. Более того, статья также проанализировала перспективные решения для углубления и улучшения энергетических взаимодействий стран, такие как укрепление политический диалог, увеличивать капиталовложения в развитие энергетической инфраструктуры, создать надежный и прагматичный механизм ценообразования для торговли энергоресурсами, поощрять предприятия к прямым инвестициям и создавать выгодные условия для поощрения международных прямых инвестиций и т.п. В целях дальнейшего развития рационального сотрудничества между Китаем и Россией в данной сфере автор считает целесообразным повышать уровень сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, таких как СПГ, водородная и атомная энергетика, которые служат перспективными направлениями энерегетического развития на энергетическом рынке всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA AND RUSSIA RELATIONS FROM THE POINT OF VIEW OF ENERGY SECURITY

Energy cooperation is one of the most important areas of Chinese-Russian cooperation. Russia is rich in energy resources and is a major energy exporter in the world. In recent years, against the backdrop of sanctions from the West, Russia turned its face to the East and accelerated the pace of cooperation with eastern countries, among which China turned out to be its most important partner in the Pacific region. First, China is the largest consumer in the energy market. She herself is faced with the problems of the gap between her own production and consumption of energy resources. Secondly, the countries' energy cooperation ensures not only the countries' own energy security, but also security in the Eurasian region. Therefore, in recent years, the countries have been expanding the spheres of energy cooperation and many famous projects have already been implemented between them, such as the Power of Siberia gas pipeline, the Eastern Siberia-Pacific Ocean (ESPO) oil pipeline, NOVATEK’s Yamal LNG LNG projects, etc. In the context of an unstable international environment and a changing structure of the international energy market, China and Russia have two main tasks: to adhere to the principles of strengthening oil and gas cooperation and turn energy interaction into a green and low-carbon form. Moreover, the article also analyzed promising solutions for deepening and improving the energy interactions of countries, such as strengthening political dialogue, increasing investment in energy infrastructure development, establishing a reliable and pragmatic pricing mechanism for energy trade, encouraging enterprises to direct investment, and creating favorable conditions for encouraging international direct investment, etc. In order to deepen pragmatic cooperation between China and Russia in the field of energy, the author suggests that the countries make a joint effort to increase the level of cooperation in the field of renewable energy sources such as LNG, hydrogen energy, nuclear energy, which serve as promising areas of energy development in the energy market around the world.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И РОССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

КИТАЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ / CHINA IN THE POST-SOVIET REGION

Научная статья / Research article Отношения Китая и России с точки зрения энергетической безопасности

Ли Сялань

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: 1032165734@rudn.ru

Аннотация. Энергетическое сотрудничество является одним из важнейших направлений китайско-российских взаимоотношений. Россия обладает богатыми запасами энергетических ресурсов и является крупным экспортером энергии в мире. В последние годы на фоне санкции со стороны Запада, Россия повернула лицом к Востоке и ускорила темпы сотрудничества с восточными странами, среди которых Китай оказался важнейшим для него партнером в Тихоокеанском регионе. Во-первых, Китай является самым масштабным потребителем на энергетическом рынке. Она сама сталкивается с проблемами разрыва между собственным производством и потреблением энергоресурсов. Во-вторых, энергетическое сотрудничество стран обеспечивает не только собственную эенрегетическую безопасность стран, но и безопасность в евразийском регионе. Поэтому в последние годы страны расширяют сферы энергетического сотрудничества и между ними уже были реализованы многие знаменитые проекты, такие как газопровод «Сила Сибири», нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), СПГ-проекты НОВАТЭКа Ямал СПГ и т.д. Таким образом, в условиях нестабильной международной обстановки и изменения структуры международного энергетического рынка, Китаю и России предстоят две главной задачи: укрепление нефтегазового сотрудничества и переход к «зеленой», низкоуглеродной экономике. Более того, статья также проанализировала перспективные решения для углубления и улучшения энергетических взаимодействий стран, такие как укрепление политический диалог, увеличивать капиталовложения в развитие энергетической инфраструктуры, создать надежный и прагматичный механизм ценообразования для торговли энергоресурсами, поощрять предприятия к прямым инвестициям и создавать выгодные условия для поощрения международных прямых инвестиций и т.п. В целях дальнейшего развития рационального сотрудничества между Китаем и Россией в данной сфере автор считает целесообразным повышать уровень сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, таких как СПГ, водородная и атомная энергетика, которые служат перспективными направлениями энерегетического развития на энергетическом рынке всего мира.

Ключевые слова: энергетическое взаимодействие, энергетическая безопасность, национальная стратегия, Китай, Россия, СПГ, атомная энергетика, возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

Для цитирования: Ли Сялань Отношения Китая и России с точки зрения энергетической безопасности // Постсоветские исследования. 2022; 7(5):711-719.

China and Russia relations from the point of view of energy security

Li Xialan

RUDN University, Moscow, Russia E-mail: 1032165734@rudn.ru

Abstract: Energy cooperation is one of the most important areas of Chinese-Russian cooperation. Russia is rich in energy resources and is a major energy exporter in the world. In recent years, against the backdrop of sanctions from the West, Russia turned its face to the East and accelerated the pace of cooperation with eastern countries, among which China turned out to be its most important partner

in the Pacific region. First, China is the largest consumer in the energy market. She herself is faced with the problems of the gap between her own production and consumption of energy resources. Secondly, the countries' energy cooperation ensures not only the countries' own energy security, but also security in the Eurasian region. Therefore, in recent years, the countries have been expanding the spheres of energy cooperation and many famous projects have already been implemented between them, such as the Power of Siberia gas pipeline, the Eastern Siberia-Pacific Ocean (ESPO) oil pipeline, NOVATEK's Yamal LNG LNG projects, etc. In the context of an unstable international environment and a changing structure of the international energy market, China and Russia have two main tasks: to adhere to the principles of strengthening oil and gas cooperation and turn energy interaction into a green and low-carbon form. Moreover, the article also analyzed promising solutions for deepening and improving the energy interactions of countries, such as strengthening political dialogue, increasing investment in energy infrastructure development, establishing a reliable and pragmatic pricing mechanism for energy trade, encouraging enterprises to direct investment, and creating favorable conditions for encouraging international direct investment, etc. In order to deepen pragmatic cooperation between China and Russia in the field of energy, the author suggests that the countries make a joint effort to increase the level of cooperation in the field of renewable energy sources such as LNG, hydrogen energy, nuclear energy, which serve as promising areas of energy development in the energy market around the world.

Key words: energy interaction, energy security, national strategy, China, Russia, oil and gas, LNG, nuclear energy, renewable energy sources (RES).

For citation: Li Xialan. China and Russia relations from the point of view of energy security // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;7(5):711-719 (In Russ.).

Россия является одной из мощных мировых держав в сфере энергетики благодаря своим богатым природным ресурсам. В последние годы страна сталкивалась с вызовами, обусловленными сланцевой революцией в США и испытывала проблемы падения цен нефти и санкций со стороны Запада, в результате чего предпринимались попытки переориентации поставок энергоресурсов на восточное направление. По прогнозам в следующие десятилетия мировой спрос на нефть и газ продолжит расти, и до 2040 года Россия станет крупнейшим в мире экспортером нефти и газа1. А для граничащего с Россией Китая в настоящее время дефицит чистой энергии и высокая зависимость от импорта энергоресурсов оказывают определенное влияние на долгосрочную «зеленую» экономику и экологическую безопасность страны. Таким образом, продвижение китайско-российского энергетического сотрудничества не только отвечает интересам китайской национальной стратегии, но и является актуальным вопросом повестки дня для России. В данной

1 BP Energy Outlook 2020. Сравниваем с прошлогодними прогнозами. //Без рубрики, ТЭК. //

статье автор дает характеристику продуктивному достижению

энергетического взаимодействия двух стран; анализирует существующие вызовы и препятствия для двустороннего

сотрудничества, делает прогноз

перспективным направлениям в сфере энергетической безопасности.

В статье использованы методы анализа и систематизации данных, приведены статистические прогнозы ВР по мировому энергетическому рынку и данные об объеме китайско-российской торговли, путем сравнения национальных особенностей обеих стран даны перспективы развития будущей торговли энергоносителями между Китаем и Россией, перечислены крупные проекты по торговле нефтью и газом между Китаем и Россией, а также рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются Китай и Россия в процессе торговли энергоресурсами.

Продуктивное сотрудничество в сфере энергетической безопасности

В настоящий момент глобальный энергетический рынок претерпевает радикальные изменения, что приводит к

URL: https://renen.ru/bp-energy-outlook-2020-

sravnivaem-s-proshlogodnimi-prognozami/

значительным колебаниям цен на энергоисточники. В 2017 г. новые факторы, такие как корректировка экономической и энергетической политики США, снижение мировых цен на углеводороды, а также поддержка развития возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности со стороны различных стран, вновь оказывали влияние на стоимость энергоносителей на мировых рынках. Основываясь на этих изменениях, крупные агентства по энергетическому анализу, такие как Международное энергетическое агентство и Управление энергетической информации США, спрогнозировали долгосрочные тенденции на мировых энергетических рынках до 2040 года. По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2040 г. мировое потребление первичной энергии вырастет почти на 30%, а азиатские страны будут потреблять две трети этого объема, среди них Китай станет крупнейшим в мире потребителем энергии 1 . Таким образом, состояние и перспективы мирового энергетического рынка очень важны для страны с высокими энергетическими потребностями. Изменение на

энергетическом рынке влияет на модель развития страны и ее взаимодействие со странами-поставщиками. На современном этапе Пекин выбрал дорожную карту, ориентированную на два направления обеспечения энергетической безопасности: с одной стороны, диверсифицировать источники импортируемой энергии, в первую очередь, укрепить энергетические связи с соседними странами; с другой -повысить процентность газификациии в энергоструктуре, значительно увеличить инвестиции в импортоориентированную газотранспортную инфраструктуру и мощности по «регазификации».

Энергетическая сфера считается одной из важнейших в экономике России не только потому, что экспорт энергоносителей лежит в основе национальной стратегии, но и потому, что энергетика тесно связана с

внешней политикой России, иными словами, энергетические ресурсы России не только дополняют национальные доходы страны, но и выполняют функцию инструмента воздействия на другие страны. С началом украинского кризиса в 2014 г. внешняя политика России была переориентирована с Европы и США на Восток - Китай, Индию, Японию и страны АСЕАН, что стало основой «Большого евразийского партнерства» [Ершов 2019: 804-827].

С момента подписания

межправительственного соглашения в 1996 г. о совместном развёртывании сотрудничеств а в энергетической сфере, которое положило начало китайско-российскому

сотрудничеству в области энергетики, прошло более чем 20 лет, и при активном содействии двух правительств был достигнут положительный результат.

В 2009 г. компания «Роснефть» и СКРС подписали первый 20-летний контракт, предусматривающий поставку в Китай с 2011-2030 гг. 15 млн тонн нефти в год по нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан». Данный контракт в 2013 г. дополнился двумя контрактами на поставку по тому же нефтепроводу в сумме на 360 млн тонн нефти в течение 25 лет и на поставку дополнительно 3 5 млн тонн нефти за пять лет. В январе 2017 г. соглашение было продлено до конца 2023 г., общий объем поставок увеличился до 91 млн тонн2. По мере того, как транзит российского нефти в Китай проходил по северному маршруту, переговоры о трубопроводных поставках газа с месторождений Западной Сибири в Китай осуществлялись по разным направлениям. По словам Лю Гана, заместителя директора Центра изучения России и Центральной Азии Китайского университета нефти (Пекин), в настоящее время обсуждаются следующие китайско-российские проекты газопровода: первый трубопровод - Россия-Монголия-Китай -«Сила Сибири-2»; второй газопровод -Владивосток - север Китая, по которому транспортируется газ из Сахалина; третий

1 Новые прогнозы мировой энергетики и место России

в ней. // Энергетический бюллетень. .№54. ноябрь 2017 г. АЦ при Правительстве РФ. http: //ac. gov. ru /files/pub- lication /a /15318. pdf

2 ЛЕОТА RU: "Роснефть" и CNPC подписали соглашение о поставках 100 млн тонн нефти в Китай. (04.02.2022) URL:

https ://lenta. ru/news/2022/02/04/cnpc/

трубопровод тянется из Сибири в западную часть Китая, в Синьцзян. Переговоры о данном трубопроводе велись с 2006 г., но строительство не начиналось (позже Россия предложила трубопровод «Сила Сибири-2» как основу данного проекта); четвертый проект предполагал увеличение поставок по Восточному маршруту, позволяя повысить годовой объем транспортировки газа по газопроводу «Сила Сибири» с 38 млрд м3 до 44 млрд м3, для чего необходимо было построить компрессорные станции и вспомогательные объекты [Ван Чжэнь, Гу Ди 2022].

В дополнение к вышеперечисленным также следует отметить проект «Ямал СП1 », осуществляемый российской компанией «Новатэк» совместно с китайской CNPC, французской компанией «Total S.A.» и Китайским фондом Шелкового пути. Это первый крупный совместный

энергетический проект в рамках «Ледяного Шелкового пути» для Пекина и России. Он включает в себя: добычу природного газа и конденсата, переработку природного газа, производство и продажу сжиженного природного газа (СПГ), а также его отгрузку. Проектный годовой объем производства составляет 27 млрд куб. При годовой производительности 1,2 млн тонн конденсата завершение этого проекта может обеспечить Китай 3 млн тонн сжиженного газа в год и стать основой для снабжения Китая экологически чистой энергией. Для России с вводом проекта в эксплуатацию ожидается увеличение национального производства СПГ в 2,5 раза [Попова, Сизова, Филатова 2020: 103-116]. Китай, которому необходимо импортировать ресурсы, и Россия, которой необходимо найти рынок сбыта, образуют естественную взаимодополняемость.

Сотрудничество в области нефти и газа и строительство трансграничных

энергетических каналов являются основными направлениями китайско-российских отношений в области энергетики и торговых отношений. Следует отметить, что китайско-российский нефтепровод, введенный в эксплуатацию в 2011 г.,

1 фйш^^^. -w-mzrnsim [к™ско-

российские Энергетические взаимодействия.

переписал историю о том, что 80% импортируемой Китаем сырой нефти должно было транспортироваться по воде через Малаккский пролив, и стал знаковым шагом в многоканальном импорте сырой нефти и диверсификации методов транспортировки, что имеет большое значение для обеспечения национальной энергетической безопасности Китая. Учитывая давление западного нефтяного эмбарго, России необходимо ускорить освоение новых рынков, чтобы приспособиться с ускоренной корректировке мировой энергетической модели, одним из важных направлений которой является российско-китайское сотрудничество в сфере ядерной энергетики.

С тех пор как Китай и Россия подписали межправительственное соглашение о начале сотрудничества по Тяньваньской атомной электростанции в 1992 г., обе стороны сформулировали уникальный план совместного строительства атомной электростанции. На энергоблоках 1 и 2 первой очереди проекта используется российский усовершенствованный атомный энергоблок ВВЭР-1000 единичной мощностью 1,06 млн кВт четвертого поколения. С момента ввода блоков в промышленную эксплуатацию 17 мая 2007 г. и 16 августа 2007 г. совокупная безопасная выработка электроэнергии превысила 160 млрд кВтч, что является одним из самых крупных и продолжительных проектов китайско-российского экономического сотрудничества1.

Кроме огромного количества проектов, Китай и Россия осуществляют энергетическое сотрудничество в области фундаментальных исследований, ключевых технологий и основного оборудования, особенно в области передовой ядерной энергетики, цифровых энергосистем, газовых турбин, возобновляемых

источников энергии, водородной энергетики и хранения энергии. Таким образом, создан рабочий механизм сотрудничества в области энергетической стандартизации; в нефтегазовой сфере впервые реализовано взаимное признание стандартов в области

Официальный сайт Энергетическое сострудничество инициативы Один пояс — один путь] URL: https://obor.nea.gov.cn/detail/16562.html

электроэнергетики и угля, приложены усилия для создания выгодных условий для постепенной реализации всесторонней интеграции и сотрудничества между двумя странами.

Новые вызовы для дальнейшего сотрудничества

Энергетические структуры у Китая и России взаимодополняемы, это является основой для долгосрочного и устойчивого энергетического сотрудничества между двумя странами. Тем не менее, из-за растущей неопределенности на мировом энергетическом рынке, глобальная структура предложения и спроса на энергию претерпела структурные изменения, энергетическая отрасль также столкнулась с двойными проблемами: экологически чистой и низкоуглеродной трансформацией и цифровой и интеллектуальной

трансформацией. Кроме существовавших проблем с различиями в механизмах ценообразования на энергию и несовершенной инфраструктурой добычи полезных ископаемых, китайское-российское энергетическое сотрудничество также столкнулось с проблемами нестабильности производственной цепочки и трансформации энергетической структуры. Более того, западные санкции ограничили доступ России к передовым технологиям и оборудованию, используемым для добычи и обработки нефти, целью санкций было ограничение России на мировом энергетическом рынке. По российским данным, 80% оборудования для трудноизвлекаемых запасов и проектов по производству СПГ, а также 90% оборудования для проектов по освоению континентального шельфа до санкций импортировалось с Запада1. Под давлением санкций Exxon Mobil полностью вышла из совместного с «Роснефтью» проекта освоения континентального шельфа.

В сотрудничестве в сфере торговли энергоносителями между Китаем и Россией различия в механизмах ценообразования всегда были серьезной проблемой [Ягья 2020: 39-40]. Цена закупки китайской стороной

1 Оборудование для СПГ-проектов будет локализовано в России. Neftegaz.RU. URL: https://neftegaz.ru/news/spg-szhizhennyy-prirodnyy-

обычно основывалась на международной цене на энергоносители, а российская сторона имела более высокие ожидания, основанные на собственных затратах на добычу и техническое обслуживание. Например, при транспортировке природного газа по трубопроводам российские компании обычно используют модель ценообразования на экспорт природного газа, связанную с международными ценами на нефть, или двустороннюю монополию (цена на энергию для потребителей, не входящих в ЕС, определяется путем межправительственных переговоров), в то время как Китай признает так называемую форму JCC (средневзвешенная цена импортируемой сырой нефти из Японии) [Чэнь Сяоцинь 2021: 100-122]. При установлении цены обе стороны часто имеют разногласия из-за проблем с ценой. Многие китайско-российские проекты сотрудничества в области энергетики были отложены из-за данной проблемы, а некоторые даже сорвались. Хотя в большей части торговля энергоресурсами между Китаем и Россией проходит гладко, в будущем сотрудничество в области энергетики очевидно будет сталкиваться с проблемой различий в механизмах ценообразования, что сильно повлияет на прогресс китайско-российского энергетического сотрудничества.

В целом, нынешнее китайско-российское нефтегазовое сотрудничество все еще находится в зачаточном состоянии, а форма сотрудничества относительно проста, что связано с несовершенством строительной инфраструктуры и отсутствием

долгосрочной стратегии. Транспортировка нефти из России в Китай осуществляется в основном посредством железной дороги, которая в большой степени отсутствует в Северо-Восточной Азии, что приводит к ограниченным масштабам транспортировки нефти. Кроме того, на российской границе по-прежнему существует проблема недостаточной грузооборотной мощности портов. В настоящее время маршрут транспортировки российской нефти в Китай пролегает через порты Наушки (Республика

gaz/688084-smi-obomdovame-dlya-spg-pшektov-budet-lokalizovano-v-rossii/

Бурятия) и Забайкальск (Чита), хотя грузооборот и пропускная способность этих двух портов далеки от удовлетворения потребностей Китая и России, нацеленных на рост масштабов торговли нефтью [Килани 2018: 525-535]. В то же время с 2015 г. контроль и управление иностранными инвестициями в нефтяную отрасль в России стали более жесткими, чем прежде, вследствие чего иностранные инвестиции в нефтяную отрасль в большой степени ограничены. Можно сказать, что иностранные инвесторы, которые намерены приобрести права на разработку месторождений нефти и газа или нефтяные шахты в России, должны получить разрешение правительства, но конкретные условия доступа в российском законодательстве отсутствуют и носят нерегулярный характер.

Кроме вышеперечисленного,

необходимо учесть потенциальное влияние других стран, которые могли бы занять стратегическую позицию в энергетической структуре обеих стран. По сравнению с Китаем, который является развивающейся страной, раньше был опыт разработки энергетической дипломатии и

энергетическая стратегия у Японии и Южной Кореи, конкурентоспособность которых высока на энергетическом рынке. Кроме того, учитывая то, что Япония занимает третье место по объему потребления и второе место по импорту нефти в мировой энергетической структуре, страны имеют схожие географические преимущества и торговую взаимодополняемость, в будущем российско-японская нефтяная торговля также будет развиваться и бросать вызов энергетическому сотрудничеству России и Китая.

Перспективы сотрудничества

Ввиду неуклонного расширения торговли энергией между Китаем и Россией, встал вопрос о необходимости дальнейшего углубления сотрудничества в области разведки и добычи, транспортировки и переработки, привлечения инвестиций в разработку ресурсов, инфраструктуру,

1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и

строительство, инженерно-технические услуги и т. д.

В первую очередь, обеим сторонам следует укрепить политический диалог и углубить стратегическое партнерство. С момента создания в 2008 г. механизма переговоров и сотрудничества в области энергетики на высоком уровне, Китай и Россия заключили ряд рамочных соглашений о развитии сотрудничества в области энергетики. Поскольку большинство этих рамочных соглашений основано на среднесрочном и долгосрочном

планировании, все более важным становится планомерное выполнение и неуклонное продвижение различных задач по стабильному выполнению этих

предварительных проектов, что также создает условия для дальнейшего сотрудничества. Выполнение рамочного соглашения о двустороннем энергетическом сотрудничестве должно сосредоточиться на долгосрочных целях двустороннего энергетического сотрудничества,

динамичной корректировке и улучшении рамочного соглашения в виде дополнительных соглашений. Во время визита президента России Владимира Путина в Китай в 2018 году было подписано совместное заявление 1 , в котором говорилось, что страны будут углублять сотрудничество в области возобновляемых источников энергии, энергетического оборудования и энергоэффективности. Можно сказать, что это еще больше расширит двустороннее энергетическое сотрудничество и, естественно, задаст направление для всеобъемлющего сотрудничества. В дополнение к установлению механизма регулярных встреч на национальном уровне необходимо также своевременно решать срочные вопросы, возникающие в области энергетики. Также необходимо постоянно совершенствовать механизм трансграничного инвестирования энергетических компаний, вести

энергодиалоги. В 2015 г. было создано Энергетическое агентство БРИКС, деятельность которого направлена на

стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413

стабилизацию энергетики стран-участниц и проведение исследований и оценок мировой нефтяной отрасли1.

Во-вторых, сторонам следует постепенно увеличивать капиталовложения в развитие энергетической инфраструктуры, поощрять предприятия к прямым инвестициям и создавать выгодные условия для поощрения международных прямых инвестиций. Данной платформой служит инициатива «Один Пояс - один путь». Китай может увеличить свои инвестиции в строительство российской нефтяной инфраструктуры, способствовать развитию разведки, разработки и транспортировки нефтегазовых ресурсов в России, инвестировать в строительство и усовершенствование трубопроводных сооружений, а также улучшить транспортировку нефти и газа по морю и суше. Вопрос нехватки ресурсов в строительстве нефтяной инфраструктуры, особенно нехватки инвестиционных средств для строительства, можно решить за счет средств АБИИ, также привлекая к участию другие страны, можно задействовать сторонний капитал и технические ресурсы в разведке и разработке нефти вместе с разработчиками нефти в России.

России необходимо повысить независимую инновационную способность в будущем. Российский ученый Николай Васильев полагает, что главной угрозой для энергетического сектора России являются санкции США и их союзников, а также дискриминационная политика,

ограничивающая доступ России к западным технологиям и оборудованию. Россией разрабатывается крупнейшее в мире Беляновское месторождение сланцевой нефти в Ханты-Мансийско-Югорском округе Западной Сибири. Разведанные запасы нефти этого месторождения

составляют 100 млрд тонн. Россия исследует это нефтяное месторождение более 50 лет и планирует достичь цели по добыче 10 миллионов тонн нефти в год, чтобы сохранить свое лидирующее положение в мире по разведке сланцевой нефти и газа. Уже через два года «Беляновское месторождение станет одним из крупнейших месторождений России благодаря отечественному оборудованию и

технологии»2.

В-третьих, создать надежный и прагматичный механизм ценообразования для торговли энергоресурсами. Ценовой фактор в процессе китайско-российского энергетического сотрудничества всегда был в центре внимания обеих сторон. Суть в том, что две страны имеют разные ожидания экономической выгоды, разные отношения к международному рынку и понимания ценовых механизмов, в результате чего Китаю и России крайне необходимо прояснить и обосновывать механизмы ценообразования. Российские нефть, природный газ и другие энергоносители также экспортируются в Южную Корею, Японию и страны Европы, которые фактически конкурируют с Китаем и стремятся к более тесному сотрудничеству с Россией, в результате стоимость импортируемой из России энергии для Китая, особенно природного газа, остается высокой. Поэтому Китай и Россия должны создать здоровую платформу рыночного

ценообразования, чтобы облегчить переговоры о ценах на энергоносители в рамках данной платформы. Кроме того, с ускорением интернационализации юаня и рубля энергетическое сотрудничество между двумя странами может осуществляться в этой валюте, что удобно для транзакций и фондов торговли энергией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воркунова О.А., Курылев К.П. Российско-китайские отношения - связующее звено трансформации Евразии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18. № 4. С. 828-844.

1 Орлов А., Калачихина Ю., Тодоров В., Романова Ю.

Китай инвестирует в Россию, Газета. ru, http://www.gazeta.ru/business/2015/05/07/6677105

2 Николай Васильев. Добыча пошла: началась разработка крупнейшего в мире месторождения сланцевой нефти Газпром нефть. Вести Ру Экономика. URL: https://www.vesti.ru/finance/article/1427569

Ершов В.Ф. Россия и Китай в XXI веке: стратегическое партнерство в условиях цивилизационной глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18. №4. C. 804-827.

Килани А. Глобальное завоевание нефти: исследование внешних прямых инвестиций Китая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2018. Т. 20. №4. C. 525-535.

Курылев К.П., Габриелян Г.Р., Фарактинова Е.Н. Роль и место Центральной Азии в реализации Китаем инициативы «Пояс и Путь» // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 4 (73). С. 1219-1225.

Курылев К.П., Мартыненко Е.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте проекта Один пояс, один путь". Фактор ЕАЭС и ШОС // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 11 (56). С. 1937-1948.

Попова Э.А., Сизова Ю.С., ФилатоваА.А. Проект «Ямал СПГ» в контексте развития северного морского пути // Международная торговля и торговая политика. 2020;(2): 103-116.

Ягья Т.С. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества России и Китая // Россия в глобальном мире. 2020. №16-17. С. 39-40.

ïi, ^ш. «ЩШШ [Ван Чжэнь, Гу Ди. «Почему китайско-российский нефте- и газопровод вызывает у Запада «зависть»»] // Journal Global Times. 25.01.2022. Url: https://world.huanqiu.com/article/46XQyjxJnho

ШШу Й^ЕЖШгте—. [Чэнь Сяоцинь.

Анализ стратегии России в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на основе перспектив Дальневосточного нефтегазопроводного проекта. Форума Восточно-северная Азия] 2021(3): 100-122+128 .

REFERENCES

Vorkunova O.A., KurylevK.P. Rossijsko-kitajskie otnosheniya - svyazuyushchee zveno transformacii Evrazii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. 2019. T. 18. № 4. S. 828-844.

Ershov V.F. Rossiya i Kitaj v XXI veke: strategicheskoe partnerstvo v usloviyah civilizacionnoj globalizacii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. 2019. T. 18. №4. C. 804-827.

Kilani A. Global'noe zavoevanie nefti: issledovanie vneshnih pryamyh investicij Kitaya // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2018. T. 20. №4. C. 525-535.

Kurylev K.P., Gabrielyan G.R., Faraktinova E.N. Rol' i mesto Central'noj Azii v realizacii Kitaem iniciativy «Poyas i Put'» // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2021. T. 11. № 4 (73). S. 1219-1225.

Kurylev K.P., Martynenko E.V. Rossijsko-kitajskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo v kontekste proekta Odin poyas, odin put'". Faktor EAES i SHOS // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. T. 9. № 11 (56). S. 1937-1948.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Popova E.A., Sizova YU.S., Filatova A.A. Proekt «YAmal SPG» v kontekste razvitiya severnogo morskogo puti // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2020;(2):103-116.

YAg'ya T.S. Problemy i perspektivy energeticheskogo sotrudnichestva Rossii i Kitaya // Rossiya v global'nom mire. 2020. №16-17. S. 39-40.

ïi, « ШI"». ЩШШ [Van CHzhen', Gu Di. «Pochemu

kitajsko-rossijskij nefte- i gazoprovod vyzyvaet u Zapada «zavist'»»] // Journal Global Times. 25.01.2022. Url: https://world.huanqiu.com/article/46XQyjxJnho

ШШу Й^ЕЖШгте—J] . [CHen'Syaocin'.

Analiz strategii Rossii v Aziatsko-Tihookeanskom regione — na osnove perspektiv Dal'nevostochnogo neftegazoprovodnogo proekta. Foruma Vostochno-severnaya Aziya] 2021(3): 100-122.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Ли Сялань - магистр кафедры теории и Li Xialan - master student of the истории международных отношений, РУДН, Department of Theory and History of Москва, Россия. E-mail: 103265734@rudn.ru International Relations, RUDN University.

Moscow, Russia. E-mail: 103265734@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.