Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ КОРОНАКРИЗИСА'

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ КОРОНАКРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ВЫЖИВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ К КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / МАГАЗИНЫ / ДОСТАВКА / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / БИЗНЕС / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / CORONAVIRUS / SURVIVAL / CRISIS ADAPTATION / ENTERPRISES / RETAIL CHAINS / SHOPS / DELIVERY / EMPLOYMENT / BUSINESS / OIL AND GAS INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вихрицкая А. О.

Статья посвящена проблемам, с которыми пришлось столкнуться предпринимателям в период коронавирусной инфекции. В их числе медицинские, финансовые, организационные, как внутренние российские, так и мировые. В работе приведены примеры того, как бизнес приспосабливался выживать и развиваться в сложных условиях коронакризиса, снижая издержки и осуществляя поиск новых торговых стратегий, делая путь к потребителю ближе и безопаснее, например, переход магазинов в онлайн режим, расширение курьерской доставки. Фирмы осуществляли поиск источников выживания, в том числе за счет реализации товаров на новых торговых площадках, за счет поддержки акционеров компаний и государства. Применялось диверсифицирование производства. Отдельное внимание было уделено нефтяной промышленности, какие удары нанесла инфекция по ТЭК и какие перспективы намечаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR ADAPTATION OF ENTERPRISES TO FUNCTIONING IN CONDITIONS OF CORONACRISIS

The article is devoted to the problems faced by entrepreneurs during the coronavirus infection. Among them medical, financial, organizational, both domestic Russian and world. The paper provides examples of how business adapted to survive and develop in the difficult conditions of the coronacrisis, reducing costs and searching for new trading strategies, making the way to the consumer closer and safer, for example, the transition of stores online, the expansion of courier delivery. Firms were looking for sources of survival, including through the sale of goods in new trading floors, by supporting shareholders and the state. Diversification of production was applied. Special attention was paid to the oil industry, what impacts the infection had inflicted on the fuel and energy complex and what prospects were planned.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ КОРОНАКРИЗИСА»

Механизмы адаптации предприятий к функционированию в условиях коронакризиса Mechanisms for adaptation of enterprises to functioning in conditions of coronacrisis

Вихрицкая А. О.

Студентка 2 курса, ф-т химической технологии и экологии, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,

РФ, г.Москва e-mail: anastasia. vihritskaya@gmail.com

Vikhritskaya A.

2nd year student,

faculty of Chemical and Environmental Engineering, National University of Oil and Gas «Gubkin University»,

Russia, Moscow e-mail: anastasia. vihritskaya@gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена проблемам, с которыми пришлось столкнуться предпринимателям в период коронавирусной инфекции. В их числе медицинские, финансовые, организационные, как внутренние российские, так и мировые. В работе приведены примеры того, как бизнес приспосабливался выживать и развиваться в сложных условиях коронакризиса, снижая издержки и осуществляя поиск новых торговых стратегий, делая путь к потребителю ближе и безопаснее, например, переход магазинов в онлайн режим, расширение курьерской доставки. Фирмы осуществляли поиск источников выживания, в том числе за счет реализации товаров на новых торговых площадках, за счет поддержки акционеров компаний и государства. Применялось диверсифицирование производства. Отдельное внимание было уделено нефтяной промышленности, какие удары нанесла инфекция по ТЭК и какие перспективы намечаются.

Annotation.

The article is devoted to the problems faced by entrepreneurs during the coronavirus infection. Among them medical, financial, organizational, both domestic Russian and world. The paper provides examples of how business adapted to survive and develop in the difficult conditions of the coronacrisis, reducing costs and searching for new trading strategies, making the way to the consumer closer and safer, for example, the transition of stores online, the expansion of courier delivery. Firms were looking for sources of survival, including through the sale of goods in new trading floors, by supporting shareholders and the state. Diversification of production was applied. Special attention was paid to the oil industry, what impacts the infection had inflicted on the fuel and energy complex and what prospects were planned.

Ключевые слова: коронавирус, выживание, адаптация к кризисной ситуации, предприятия, торговые сети, магазины, доставка, трудовая занятость, бизнес, нефтегазовая отрасль.

Key words: coronavirus, survival, crisis adaptation, enterprises, retail chains, shops, delivery, employment, business, oil and gas industry.

Коронавирус - это серьезная медицинская проблема, оказавшая катастрофическое влияние на всю мировую экономику. И Россия не стала исключением. О новом заболевании ничего не было известно до вспышки инфекции в китайской провинции Ухань в декабре 2019 года. С марта 2020 года в России был введен режим самоизоляции, нерабочих дней, который растянулся на два-три месяца. Часть компаний была закрыта, другая -работала в ограниченном режиме, а третья - в авральном.

Перед предприятиями остро встал вопрос, как сохранить бизнес, как поддержать работников, как выстраивать договорно-обязательные отношения с партнерами, арендаторами, государством. Как адаптироваться к функционированию в условиях коронакризиса? Как минимизировать убытки?

В поиске адаптационных возможностей сначала применялись разрозненные меры, но потом постепенно вырабатывались разнообразные механизмы приспособления производственной деятельности и процессов реализации.

В числе первых шагов был перевод работников на дистанционные формы трудовой деятельности. Там, где характер выполняемых функций позволял, это вводилось. Например, для офисных работников, образовательных учреждений и т.д. Не прекращало вещать телевидение, ведя программы из своих домашних студий-квартир.

Если деятельность предприятий была необходима (удовлетворение жизненно-важных потребностей) и связана с непосредственным контактом с потребителем (магазины, банки, общественный транспорт и др.), то в этом случае работать можно было, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования Роспотребнадзора (маски, перчатки, дезинфекция, социальная дистанция). Эти же требования предъявлялись и к предприятиям непрерывных производств.

Распространение коронавируса по всему миру и введение режима самоизоляции в странах с высоким уровнем заболеваний привело к серьезным проблемам в экономике, поставило жизнь «на паузу». Значительная часть предприятий (исключая жизненно важные сферы) остановила деятельность, закрылись границы, свелись до минимума торгово-экономические отношения, нарушились производственные цепочки в международной кооперации, почти прекратилось передвижение грузового и пассажирского транспорта, мобильность населения [3] .

А что это означает для современного производства с многочисленными кооперационными связями, выходящими за национальные пределы? Как минимум - возникновение дефицита комплектующих, сырья и материалов, а далее - нарушение ритмичности и остановка производства. Сокращение расхода топлива, а за ним и спроса на нефть. Кроме того, частичная приостановка работы ряда предприятий и импорта уменьшила предложение на рынке продуктов питания и услуг.

Как нейтрализовать эти и подобные проблемы? Задача не из простых.

Вспышка короновируса привела не только к закрытию большой части предприятий и сокращению предложения их продукции, но и к резкому увеличению спроса на товары повседневного спроса, к возникновению дефицита и спекуляции на рынке определенных продуктов, таких как противовирусные препараты, санитарные маски и дезинфицирующие средства.

После первых сообщений о распространении коронавирусной инфекции из Европы в Россию у людей начали формироваться панические настроения, они стали готовиться к длительной самоизоляции, закупать продукты и медикаменты. Многие боялись дефицита, потому что видели, что в западных странах, которые раньше столкнулись с коронавирусом, полки магазинов были пустыми.

Однако, в нашей стране ситуация сложилась более оптимистично, хотя и не без отдельных проблем. Крупные торговые сети достаточно быстро адаптировались и предложили покупателям совершать покупки, не выходя из дома, через интернет, с доставкой в квартиру. В то же время начали возникать опасения, что коронавирусная инфекция может передаваться через курьеров. Ответом на это стало появление бесконтактной доставки продуктов питания и других товаров. Одним из первых, кто осуществил данную доставку, был магазин одежды «Lamoda».

Для тех, кто все-таки предпочитает очно посещать магазины, прямо на торговых площадках платно или бесплатно предусмотрено предоставлять средства индивидуальной защиты. А в торговых залах периодически проводится дезинфекция. В магазинах одежды предусмотрена продажа товаров без примерок. Эти меры также являются приспособлением к требованиям для функционирования предприятия.

Еще одним примером адаптации торговых сетей к нынешней ситуации является стратегия сохранения или даже снижения цены. Например, сеть магазинов «Metro» до конца карантина отменила торговую наценку на жизненно необходимые товары.

Электронные продажи - это сейчас новая реальность, которая выручала как бизнес, так и потребителей в период самоизоляции. Но и по мере открытия экономики многие компании примеряют эту модель для диверсификации возможностей реализации своих товаров. Так, крупный российский производитель игрушек и детских товаров фирма «Гуливер» уже предпринимает усилия для выхода через онлайн платформы на рынки Европы, думает о Китае и США.

Электронные формы взаимодействия партнеров по бизнесу также имеют свои преимущества, ускоряя переговорный процесс и снижая транзакционные издержки. Уже обычными становятся видеоконференции, видео совещания, дистанционное заключение соглашений и совершение сделок.

Коронакризис способствовал пересмотру маркетинг- и бизнес-стратегий компаний, поиску путей снижения издержек, оптимизации производственных процессов, пересмотру трудовых отношений, анализу возможностей для дистанционных форм занятости и гибких графиков работы. Многие компании разрабатывают стресс-сценарии развития бизнеса, ищут меры адаптации, тщательно анализируют возможности получения государственной поддержки.

В кризисный период формировались механизмы компромиссов во взаимодействии с членами трудового коллектива, деловыми партнерами, арендаторами, государством. Так многие работники соглашались на снижение зарплат, предпочитая это увольнению. Также арендодатели шли и идут навстречу арендаторам в согласовании взаимовыгодных условий.

Работа в условиях коронавируса требует от предприятий гибкости и большого напряжения сил по разным направлениям. Осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологического характера сопровождается дополнительными затратами, что увеличивает издержки. И обязательства по заработной плате, арендным платежам, налогам и т.д. актуальны. С другой стороны, снижаются объемы производства, продаж, выручки и прибыли (или даже появляются убытки). Это заставляет предприятия оптимизировать издержки, в том числе в отношении своих сотрудников. Ряд компаний освобождаются от излишних производственных мощностей.

Как известно, период кризиса - время для новых решений в сфере производства и реализации, время рационального переосмысления всего производственного процесса, поиска новых продуктов и улучшения их свойств, расширения торговых площадок. Это время для обновления команды, привлечения специалистов, способных мыслить и действовать инновационно, не бояться рисковать. И чтобы адаптироваться к нынешним условиям, нужно двигаться в этом направлении.

В условиях существенного ограничения спроса и частичной остановки производства многие компании оказались перед серьезным выбором - где брать средства для функционирования или хотя бы для консервации бизнеса. Определенную помощь предложило государство в виде льготных кредитов, налоговых каникул, субсидий и некоторых других мер.

Для крупных компаний такую поддержку могут оказать акционеры. По словам Леонида Сергеева, гендиректора ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), «в этом году, адекватно оценивая влияние неблагоприятных экономических и других факторов, связанных с мировой пандемией, акционеры Пулково отказались от получения дивидендов и решили оставить средства в компании для поддержки бизнеса. И это позволяет нам сейчас, при таких объемах работы, сохранять весь персонал и продолжать обеспечивать авиаперевозки». [4]

На экономические результаты деятельности российских компаний оказывают значимое влияние колебания курсов валют, т.к. многие комплектующие и сырье для производства закупаются за рубежом. И в нынешних условиях обесценение рубля привело к росту стоимости импортных компонентов производства. Но сейчас компании предпочитают снижать свою маржинальность, сохраняя цены для потребителей на прежнем

уровне, т.е. компенсируют удорожание издержек сокращением доли прибыли в цене. Сейчас для компаний главное сохранить бизнес в ущерб своей прибыльности. Они прекрасно понимают, что рост цен может оттолкнуть потребителей. Тем более, что в сложившихся обстоятельствах большинство людей потеряло работу или вышло в неоплачиваемый отпуск. А сокращение доходов заставляет людей экономить, более разумно подходить к проблеме потребительского выбора.

Ряд предприятий для сохранения режима работы перепрофилировались, оказываясь в орбите интересов жизненно важных отраслей. Например, авиаперевозки переключились с доставки пассажиров на доставку грузов. Часть такси стали обслуживать доставку врачей к пациентам. Некоторые производители одежды перепрофилировались и стали выпускать медицинские маски и спецодежду. Отдельные гостиницы предоставляли помещения для проживания медперсонала.

Коронавирус оказался поистине неожиданным явлением, поэтому все компании без исключения вынуждены корректировать свою бизнес-стратегию. Ситуация показала, что диверсифицированные компании адаптируются быстрее всего: они могут сосредоточиться в автономном режиме на онлайн-форматах. В то время как каршеринг Яндекса снизился из-за карантина, на базе Яндекс.Такси удалось активно наладить доставку онлайн-заказов. Диверсификация в таких условиях помогает получить прибыль.

Компаниям не стоит бояться трансформироваться в современных условиях. Они изменяют стратегию, пробуют новые форматы, предоставляют новые продукты, функции и услуги, которые могут найти отклик у клиентов. Например, всемирно известная компания спортивной одежды Adidas запустила программу домашних тренировок в бесплатном приложении Adidas Training, чтобы люди, лишенные возможности посещать фитнес-клубы, не прекращали заниматься спортом. В этом приложении можно составить программу как самому, так и выбрать уже имеющуюся, составленную профессионалами. Несмотря на то, что программа является бесплатной, она имеет и премиум версию, в которой доступно гораздо большее число упражнений. Есть и другие случаи, когда мероприятия можно проводить с помощью Интернета. Например, курсы по изучению иностранных языков, занятия которых проводятся благодаря видеоконференциям.

Предпринимателям следует извлечь максимальное количество уроков, которые преподнес коронакризис, и не поддаваться фактору стресса. Главное не забывать, что руководитель не просто член команды, а ещё и её лидер, поэтому его задача - взять на себя ответственность за всех людей под командованием; в случае непредвиденных ситуаций правильно общаться с работниками и, при необходимости, создать специальный экстренный штаб. В целом весь механизм работы совершенствуется во время кризиса. Главное - оставаться человеком и показывать четкую позицию.

В Москве режим самоизоляции был отменен 9 июня 2020 года. Открываются предприятия сферы услуг, в том числе, салоны красоты, фитнес-центры и другие сервисные компании. С 16 июня начали работать летние веранды в кафе. Предприятия материального производства также выходят на полную нагрузку. Многие предприниматели задаются вопросом: будет ли спрос на их товары и услуги? Изменились ли предпочтения потребителей? Скорее всего, ответ положительный. В связи с тем, что за время изоляции у людей формировался отложенный, неудовлетворенный спрос, компаниям и предприятиям не стоит бояться его отсутствия. Но покупатели будут естественно ограничены снижением доходов и будут пересматривать структуру потребления в сторону относительно дешевого сегмента.

Отдельное внимание хочется уделить тому, как COVID-19 повлиял на топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность - одна из наиболее пострадавших от пандемии. Она испытала тройной удар.

Прежде всего, прямое влияние коронавируса на работников энергетических компаний и их устойчивость. Большая часть сотрудников выходит на работу в вахтовом режиме, и если на участке обнаруживается случай COVID-19, то приходится отстранять от работы и отправлять на двухнедельный карантин всех, кто хоть как-то контактировал с больным. А это значит, что сокращается объем производства. Как уменьшить риск заболевания со всеми вытекающими последствиями? - Это соблюдение рекомендаций Роспотребнадзора по эпидемиологической ситуации.

Во-вторых, снижение экономической активности в экономике обусловило резкое уменьшение спроса на энергоресурсы. Ограничительные меры по борьбе с коронавирусом привели к разрывам некоторых производственно-сбытовых цепочек, к приостановке производств. Это заставило компании искать новых поставщиков или собственными силами решать возникающие проблемы. Кроме того, нефтегазовые предприятия - это крупные компании, которые имеют финансовую подпитку на фондовом рынке. А в условиях пандемии рухнули и финансовые рынки, существенно сузив возможности аккумулирования необходимых денежных средств. [2]. Однако как уже видно, по мере оживления экономики и финансовый рынок восстанавливается, котировки ведущих компаний нефтегазового сектора растут.

В-третьих, коронакризис спровоцировал жесткую ценовую конкуренцию, вызванную падением спроса и, как следствие, обвал цен (даже до отрицательных котировок). Основным дестабилизирующим фактором для нефтяного рынка стало резкое снижение спроса, особенно в транспортной сфере (грузо- и пассажироперевозки), которая оказалась наиболее уязвимой в связи с карантинными мерами во всем мире. В Китае, например, спрос на моторные топлива в разгар эпидемии в январе-феврале упал на 13%, если судить по официальным данным, и на 20-30% - по независимым оценкам. В США поставки нефти на НПЗ с 6 марта по 10 апреля снизились на 20%. В Европе сокращение потребления моторного топлива составило в некоторых странах до 70%, в России снижение спроса к середине апреля оценивается в 40%. [1]

В этот сложный период нефтедобывающим странам (ОПЕК+ и ряд других) удалось выйти на заключение компромиссного соглашения об ограничении добычи. В итоге (не сразу, а с некоторым временным лагом) нефтяные котировки пошли вверх и в июне уже достигли уровня 40 долл. за баррель. Это стало поворотным моментом для финансов нефтегазовых компаний и государства. Конечно, это заслуга мировых игроков, нефтяной дипломатии. Но и вклад российских компаний в стабилизацию этой ситуации имеется - несмотря на сложности сокращения производства, противоречия между компаниями, борьбу интересов, в конечном итоге все производители согласились выполнять решение данного соглашения.

Мировой рынок нефти может сбалансироваться к концу 2020 года или к середине 2021 года с учетом выхода на среднее пятилетнее значение коммерческих запасов нефти в мире, об этом заявил Александр Новак, министр энергетики России, в интервью телеканалу «Россия 24».

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что часть предприятий смогла адаптироваться к функционированию в условиях коронакризиса, применяя новые торговые стратегии и оптимизируя издержки. Но, к сожалению, не у всех это получилось. Значительная часть предприятий не имела возможности работать в течение 2-3 месяцев. Сейчас карантинные меры постепенно ослабевают, и есть надежда на восстановление жизнеспособного бизнеса, с учетом программ государственной поддержки.

Список используемой литературы:

1. Коронакризис: Влияние COVID-19 на ТЭК в мире и в России [Электронный ресурс] URL: https://mks-group.ru/storage/presentations/SKOLKOVO_EneC_COVID19_and_Energy_sector_RU.pdf (момент обращения: 02.05.2020)

2. Максимова Е.В. Микро- и макроэкономические аспекты влияния финансового рынка на экономическое развитие страны / Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции», 2018, № 11. -С.42-46.

3. Максимова Е.В., Рябцев А., Сазонова О. Влияние коронавируса на экономику России / Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции», 2020, № 4. - С.283-286.

4. «Генерировать выручку не представляется возможным». «Фонтанка» из первых рук узнала о жизни аэропорта во времена коронавируса. [Электронный ресурс] URL: https://www.fontanka.ru/2020/04/29/69234238/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.