Научная статья на тему 'Механизм выявления социально-экономических притязаний: национальный и универсальные аспекты'

Механизм выявления социально-экономических притязаний: национальный и универсальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИТЯЗАНИЙ / ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / SOCIAL CLAIMS / MECHANISM FOR IDENTIFYING SOCIO-ECONOMIC CLAIMS / LEGAL MONITORING / ASSESSMENT OF REGULATORY IMPACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова М. Г.

В статье исследуется механизм выявления социально-экономических притязаний в праве. Делается вывод, что создание комплексного механизма выявления социально-экономических притязаний в современной мировой системе позволит сохранить существующий социально-экономический и социально-правовой порядок, также будет способствовать созданию новой справедливой международной политико-экономической системы, в которой будут предвосхищаться современные глобальные вызовы и угрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the mechanism of revealing socio-economic claims in law. It is concluded that the creation of a comprehensive mechanism for identifying socio-economic claims in the modern world system will allow preserving the existing socioeconomic and socio-legal order and will also contribute to the creation of a new fair international political and economic system in which modern global challenges and threats will be anticipated.

Текст научной работы на тему «Механизм выявления социально-экономических притязаний: национальный и универсальные аспекты»

УДК 340.142

М. Г. Смирнова

Механизм выявления социально-экономических притязаний: национальный и универсальные аспекты

В статье исследуется механизм выявления социально-экономических притязаний в праве. Делается вывод, что создание комплексного механизма выявления социально-экономических притязаний в современной мировой системе позволит сохранить существующий социально-экономический и социально-правовой порядок, также будет способствовать созданию новой справедливой международной политико-экономической системы, в которой будут предвосхищаться современные глобальные вызовы и угрозы.

The article investigates the mechanism of revealing socio-economic claims in law. It is concluded that the creation of a comprehensive mechanism for identifying socioeconomic claims in the modern world system will allow preserving the existing socioeconomic and socio-legal order and will also contribute to the creation of a new fair international political and economic system in which modern global challenges and threats will be anticipated.

Ключевые слова: социальные притязания, механизм выявления социально-экономических притязаний, правовой мониторинг, оценка регулирующего воздействия.

Key words: social claims, mechanism for identifying socio-economic claims, legal monitoring, assessment of regulatory impact.

Социально-экономические притязания - это требования, возникающие в обществе, отражающие интересы, существующие в социальной и экономической сфере, на которые правовая система должна реагировать признанием, ограничением, примирением и защитой. Роль права и заключается в том, чтобы примирять конфликты и поддерживать порядок в обществе, одновременно создавая возможности для его развития и изменения. Разумное сочетание стабильности и изменчивости в правовом порядке обеспечивается осуществлением правом функции социальной инженерии.

Право появляется и существует там и тогда, где и когда человек ощущает себя способным реально претендовать на что-то, требовать чего-то. Соци-

© Смирнова М. Г., 2017

альные притязания - это основа права, которая затем облекается законом в ту или иную форму.

В любом последующем поколении каждый человек должен обретать новые права, выдвигая и отстаивая свои социально-экономические притязания, затрачивая на это какой-то объем эмоционально-волевой, интеллектуальной, физической энергии («ногами выхаживая» свои права). Если кто-то этого не делает, то обрекает себя на прозябание в собственном правовом развитии, перечеркивает всякую перспективу для себя как правовой личности.

Проблема социально-экономических притязаний в их правовом опосредовании в настоящее время, в контексте глобального мира, является актуальной и практически значимой. Она затрагивает такие жизненно важные вопросы, как удовлетворение возникающих потребностей и запросов людей, повышение их общественной и правовой активности, создание соответствующих позитивных стимулов поведения, трудовой и экономической деятельности.

Учет психологических моментов, заинтересованности людей в своих делах и стремлениях, изучение движущих мотивов их поведения, в том числе в сфере правового регулирования экономики, анализ сложного взаимодействия этих факторов составляет одну из важных задач современной юридической науки.

Необходимость в разработке проблем социально-экономических притязаний обусловлена смещением исследовательского внимания к природе права как специфическому социальному явлению, к изучению объективных процессов правообразования и поиску тех социальных интересов и потребностей, которые должны лежать в основе правовых и экономических решений. Практика показала, что главный фактор неэффективности принимаемого законодательства - отсутствие механизмов его реализации, а также дефекты социального содержания законов, их неспособность быть инструментом согласования различных социальных и экономических интересов, притязаний.

Одна из задач правовой науки заключается в юридическом обосновании, правильном законодательном закреплении социально-экономических притязаний - как в самих правовых нормах, так и в субъективных правах. Благодаря фиксации в позитивном праве у любого участника отношений появляется уверенность: притязание будет постоянно поддерживаться юрисдикцией государства, все иные субъекты обязаны с этим считаться.

Выявление социально-экономических притязаний, психологических моментов, заинтересованности людей в своих делах и стремлениях, изучение движущих мотивов их поведения, в том числе в сфере правового регулирова-

22

ния, анализ сложного взаимодействия этих факторов составляет одну из важных задач современной правовой науки, социологии, и экономики, поскольку это показатель демократичности правотворческой деятельности.

К таким новационным способам, образующим механизм выявления социальных притязаний, можно отнести правовой мониторинг, который Ю.А. Тихомиров характеризует как динамичный организационный и правовой институт информационно-оценочного характера, движущийся по всем стадиям функционирования управления, хозяйствования, проявляющийся на всех этапах возникновения и действия права [4, с. 19].

Правовой мониторинг выступает эффективным средством выявления социальных притязаний, устранения пробелов и коллизий в российском законодательстве, способствует решению проблемы прогнозирования и устранения пробелов и дефектов правоприменения.

К основным способам выявления социально-экономических притязаний относится мониторинг в правотворчестве. Его конечной целью является создание эффективного механизма правотворчества, в результате которого принимались нормативные правовые акты, отражающие общественные потребности и закрепляющие назревшие социальные притязания субъектов, в том числе и экономической сфере. Основой информационной базы этого вида мониторинга являются данные социологических исследований: анкетирование граждан, специалистов-практиков и опросы общественного мнения.

К способам выявления социально-экономических притязаний относятся метод экспертных оценок и прогнозирование.

Одним из эффективных способов выявления социально-экономических притязаний на стадии проработки проекта нормативного правового акта является его общественное обсуждение. Если социальные притязания не получили своего отражения в проекте нормативного правового акта, или получили отражение, но искаженно - на этот случай существует механизм правовой экспертизы, который может устранить данные несоответствия. Одним из таких механизмов является антикоррупционная экспертиза. Другим способом выявления социально-экономических притязаний является мониторинг правоприменения. В целях обеспечения эффективного законотворчества необходима специальным образом организованная деятельность специальных органов по выявлению социально-экономических притязаний, а также возможных вариантов развития общественных отношений, законодательства, определение оптимальных средств и методов правового регулирования тех или иных сфер социальных отношений, особенно в экономике.

Хотелось бы уделить особое внимание такому способу выявления социально-экономических притязаний, как оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Данный способ является чрезмерно важным, поскольку от него напрямую зависит формирование эффективной правовой и экономической стратегии любого развитого государства.

Под оценкой регулирующего воздействия следует понимать совокупность методов и способов, использующих научные знания и специальные познавательные техники, при помощи которых анализируются эффективность и необходимость существующих программ и векторов развития, в том числе права и экономики.

Оценка регулирующего воздействия используется при анализе проектов нормативно-правовых актов, а также актов, вносящих изменения в действующие законы с целью выявления издержек и выбора верных альтернатив: для оптимизации национальной законодательной базы.

Несмотря на наличие законодательной базы, в современной России отсутствуют единые методики и процедуры проведения оценки регулирующего воздействия, которые признавались бы всеми участниками данного процесса. Поэтому целесообразно обратиться к зарубежному опыту.

Использование оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в национальной правовой системе европейских государств служит одним из оснований для вступления кандидата в Европейский союз (ЕС). Оценка планируемого и действующего законодательства в таком случае осуществляется, как правило, с целью улучшения бизнес-среды. Несколько стран-претендентов в Центральной и Восточной Европе использовали ОРВ для облегчения процесса согласования между законами Европейского союза и их соответствующих национальных законодательств. Целью RIA было снижение расходов на правовую гармонизацию законодательства для правительства, предприятий, граждан, а также содействие переговорному процессу с ЕС об условиях членства. В некоторых странах после вступления в Европейский союз (например, Литва и Польша) такие программы с течением времени были закреплены законодательно, с целью более эффективного государственного регулирования. Эти практики были приняты странами Западных Балкан (например Хорватия, и в меньшей степени Босния и Герцеговина) [3, с. 36].

Оценка регулирующего воздействия (Regulatory Impact Assessment. RIA), или анализ регулирующего воздействия (Regulatory Impact Analysis) представляет собой процесс систематического выявления и оценки ожидаемых последствий путем последовательного аналитического метода (напри-

мер, анализа выгод и издержек) возможных эффектов, наступающих в результате введения тех или иных регулятивных мер.

В некоторых странах данный институт применяется систематически, в то время как в других странах он все еще находится на экспериментальной стадии.

Одними из первых среди европейских стран применять оценку регулирующего воздействия стали Великобритания, Дания, Нидерланды, которые можно рассматривать как эталонные, где практика оценки регулирующего воздействия разработана наиболее полно и может служить в качестве ориентира для других стран.

В России оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов получила свое развитие лишь в рамках экономической составляющей.

Так, согласно ст. 26.3.-3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

«1. Проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением:

а) проектов законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;

б) проектов законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.

1.1. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - оценка регулирующего воздействия) проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расхо-

дов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Методическое обеспечение деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов, в том числе разработка методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» [2].

Полагаем, что необходима разработка предложений, с учетом зарубежного опыта, позволяющих использовать институт оценки регулирующего воздействия максимально, затрагивая все сферы политической, юридической и общественно-социальной жизни, а не только хозяйственной.

Необходимо сформировать единую методику оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, а также методические рекомендации, позволяющие избежать ряда проблем, в том числе и противоречий актов.

Создание эффективного механизма выявление социально-экономических притязаний является одной из важных перспектив экономического и правового развития России в глобальном мире.

Б.А. Кистяковский подчеркивал, что процесс правотворчества совершается не только в законодательных учреждениях, где право лишь формулируется, но и в недрах общества, где оно зарождается и созревает [1].

Таким образом, возникает необходимость в новых, эффективных способах выявления социально-экономических притязаний, в том числе оценки адекватности всей правовой системы развивающимся общественным потребностям.

Создание комплексного механизма выявления социально-экономических притязаний в современной мировой системе, позволит сохранить существующий социально-экономический и социально-правовой порядок, также будет способствовать созданию новой справедливой международной политико-экономической системы, в которой будут предвосхищаться современные глобальные вызовы и угрозы.

Список литературы

1. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. - М., 1916. - С. У-ХУ.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ред. от 01.05.2017): федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 42. -Ст. 5005.

3. Петренко А.В. Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов как средство эффективной правовой политики России // Черные дыры в российском законодательстве. - 2014. - № 3. - С. 36.

4. Правовой мониторинг: науч.-практ. пособие. - М.: Юриспрудения, 2009. -

416 с.

УДК 342.53:347.61(47)

Л. Ю. Свистунова, О. В. Лунькова

Формы взаимодействия Государственной думы РФ и институтов гражданского общества по вопросам семьи, материнства и детства

В статье рассматриваются основные формы взаимодействия палат Федерального собрания РФ с органами и должностными лицами и институтами гражданского общества при подготовке и рассмотрении законопроектов по вопросам совершенствования законодательства в сфере защиты и охраны прав и законных интересов субъектов семейных отношений. Анализируются эффективность и своевременность проведения круглых столов и парламентских слушаний по проблемам семейных ценностей и суррогатного материнства.

The article considers the main forms of interaction of the Federal Assembly of the Russian Federation with authorities and officials and civil society institutions in the preparation and consideration of draft laws on improvement of legislation in the sphere of protection of rights and legitimate interests of subjects of family relations. Analyzes the effectiveness and timeliness of carrying out of round tables, and parliamentary hearings on the issues of family values and surrogate motherhood.

Ключевые слова: семейное законодательство, законодательные (представительные) органы государственной власти, права ребенка, семейные ценности, суррогатное материнство.

Key words: family law, legislative (representative) bodies of state power, children's rights, family values, surrogate motherhood.

Консолидация национальных принципов и норм в сфере охраны семьи, материнства и детства, прав и законных интересов субъектов семейных правоотношений в условиях глобализации международной жизни сопровождалась введением универсальных международных стандартов. Согласно Всеобщей декларации прав человека [1] семья признается естественной и основной ячейкой общества, обеспеченной правом на защиту со стороны государства. Защита материнства и младенчества предопределила регламентацию права на «особое попечение и помощь». Декларация прав ребенка [2] провоз-

© Свистунова Л. Ю., Лунькова О. В., 2017

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.