Научная статья на тему 'Влияние культуры на социальные притязания в условиях глобализации'

Влияние культуры на социальные притязания в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL CLAIMS / CULTURE / VALUES / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова М. Г.

В статье исследуется взаимодействие культуры и социальных притязаний. Накапливаемые в системе культуры ценности, знания, идеи, нормы постоянно отражаются в социальных притязаниях и реализуются в процессе их удовлетворения и отражения в законодательстве. Делается вывод, что культура оказывает непосредственное влияние на объем и содержание притязаний, выдвигаемых социальными субъектами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article investigated cooperation of culture and social claims. Values, knowledge, ideas, accumulated in the system of culture, norms are constantly reflected in social claims and realized in the process of their satisfaction and reflection in a legislation. Drawn conclusion, that a culture renders direct influence on a volume and maintenance of the claims pulled out by social subjects.

Текст научной работы на тему «Влияние культуры на социальные притязания в условиях глобализации»

УДК 340.111.5:008:316.42

М. Г. Смирнова

Влияние культуры на социальные притязания в условиях глобализации

В статье исследуется взаимодействие культуры и социальных притязаний. Накапливаемые в системе культуры ценности, знания, идеи, нормы постоянно отражаются в социальных притязаниях и реализуются в процессе их удовлетворения и отражения в законодательстве. Делается вывод, что культура оказывает непосредственное влияние на объем и содержание притязаний, выдвигаемых социальными субъектами.

In the article investigated cooperation of culture and social claims. Values, knowledge, ideas, accumulated in the system of culture, norms are constantly reflected in social claims and realized in the process of their satisfaction and reflection in a legislation. Drawn conclusion, that a culture renders direct influence on a volume and maintenance of the claims pulled out by social subjects.

Ключевые слова: социальные притязания, культура, ценности, глобализация.

Key words: social claims, culture, values, globalization.

Глобализация оказывает существенное влияние на развитие права, определяет основные тенденции правообразовательного процесса, способствует выявлению новых эффективных способов исследования социальных притязаний, требующих соответствующей институционализации в праве. В настоящее время очевидно, что недостаточно исследовать процесс правооб-разования каждой национальной правовой системы в отдельности, необходимо их рассматривать в общей системе, это будет способствовать решению проблем мирового (глобального) правопорядка.

Современные процессы глобализации существенным образом влияют на закрепление в праве соответствующих социально-экономических притязаний, что отражается на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация означает интернационализацию рынков, обостряет конкуренцию и углубляет международное разделение

© Смирнова М. Г., 2018

труда. В результате экономической интеграции государств усиливается влияние транснациональных корпораций, растет господство надгосударствен-ных структур, что серьезно сокращает возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Однако это не означает, что экономическая функция в условиях глобализации утрачивает свои национальные масштабы, но она требует соответствующего уточнения и поиска новых форм экономической политики, а следовательно, и выявления социально-экономических притязаний, объективно требующих своего закрепления в праве.

Социальные притязания - это требования, возникающие в обществе, отражающие интересы, существующие в социальной и экономической сферах, на которые правовая система должна реагировать признанием, ограничением, примирением и защитой. Роль права и заключается в том, чтобы примирять конфликты и поддерживать порядок в обществе, одновременно создавая возможности для его развития и изменения. Разумное сочетание стабильности и изменчивости в правовом порядке обеспечивается осуществлением правом функции социальной инженерии.

Социальные притязания являются ближайшей социальной основой права как юридического феномена. Они, оказывая прямое влияние на правовое регулирование общественных отношений, через механизм правосознания учитываются в правотворчестве и применении права. Посредством закрепления интересов граждан, иных лиц в объективном праве их социальные притязания получают свое воплощение в субъективном праве. На субъективных правах «замыкается» закономерная для права цепь зависимостей, идущих от объективных потребностей общества к социально-экономическим притязаниям и от них (в условиях сложившихся юридических систем - через объективное право) - к юридической свободе поведения. Поэтому проблема социальных притязаний в их правовом опосредовании является в настоящее время, в контексте глобального мира актуальной и практически значимой.

Стержнем социального притязания являются требования жизнедеятельности субъектов (индивидов, социальных групп и иных общностей), которые обусловлены природой социальной среды. Именно здесь, в идее социальных притязаний и находит выражение жесткая (и с этой точки зрения вполне природная, естественная) зависимость права от внешних факторов, от всего того, что образует человеческое бытие. В этом отношении социальное притязание в настоящее время выполняет особо значимую мис-

сию. Социальное притязание, сохранившее свою первичность, изначаль-ность, образуют тот слой социальной жизни, лежащий в основе системы социальной регуляции, который аккумулирует, сводит благодаря силе разума в некоторые нормативные начала, притом в виде изначально «должного», назревшие требования среды, всей социальной жизни - природные, экономические, правовые и иные.

Социальные притязания возникают не самопроизвольно, не в лоне чистого духа и абсолютной свободы, имеются факторы, которые формируют социальные притязания, определяют их содержание и объясняют причины их многообразия.

Культура оказывает непосредственное влияние на объем и содержание притязаний, выдвигаемых социальными субъектами. Характерная особенность современной культуры, заключается в том, что совокупность ее идей и значимых символов в значительной мере превышает реальные потребности общества. Это может быть отнесено к самым различным формам научного познания, видам и формам искусства, литературы, живописи, в том числе нормативным регуляторам, к которым относится и право.

Накапливаемые в системе культуры ценности, знания, идеи, нормы постоянно отражаются в социальных притязаниях и реализуются в процессе их удовлетворения и отражения в законодательстве. Так, мы не сможем понять смысл социальных притязаний субъектов, если не знаем ценностно-смысловых, т. е. культурных аспектов их требований.

Двадцать первое столетие знаменует начало перехода к новой социально-культурной парадигме. Поэтому правовая наука и законодательство многих стран, сегодня стоят перед необходимостью принятия исторического вызова, связанного с появлением новейших открытий и идей, которые могут изменить образ мышления людей, их жизнь и представления о своих правах и обязанностях.

Особую актуальность имеют научные направления и проекты, которые одновременно связаны с исследованиями в области жизни и смерти, определения сущности человека, правового регулирования таких вопросов, как эвтаназия, аборт, искусственное оплодотворение, трансплантация, генетические вмешательства и, в частности, клонирование человека.

В современной России право на смерть, а тем более право на достойный уход из жизни, пока не обеспечено государством. В то время как уже в середине 60-х гг. XX в. в некоторых странах Европы (Франции, Великобритании и др.) и США функционировали клиники, в которых по желанию пациента его труп замораживался через несколько минут после наступления

66

клинической смерти и затем помещался в герметично закупоренный цилиндр, наполненный жидким азотом при низкой температуре. Это желание пациентов базировалось на надежде выиграть время и дождаться, когда медицина найдет средство лечения болезней, вызывающих смерть. Ученые многих стран полагают, что «замораживание» лишь увеличивает срок клинической смерти до 40-60 мин (вместо 5-6 мин), затем клетки мозга безвозвратно разрушаются [4]. В настоящий момент концепция смерти мозга переживает новую волну репроблемацизации. Свидетельством этому является Доклад Президентской комиссии по биоэтике США, составленный в 2009 году [5].

В результате новую концепцию смерти мозга следует относить к так называемым «открытым проблемам», которые являются «катализатором» для существования постоянного дискуссионного пространства в контексте как прикладной этики в целом, так и, что наиболее важно, биоэтики [3].

Современный Гражданский кодекс Франции содержит отдельную главу «Об актах смерти», в которой предусмотрены процедура оформления не только естественной смерти, но и насильственной, а также мертворожденного ребенка, процедура составления акта о смерти после исполнения приговоров о смертной казни и др. [1] Зарубежный опыт, показывает, что в России назрела необходимость принятия закона о биоэтике, в котором бы не только излагались правовые основы эвтаназии, клонирования, но и закреплялись четкие гарантии обеспечения прав пациентов.

Проблемы, связанные с жизнью и смертью, дискуссии об эвтаназии, клонировании, трансплантации затрагивают фундаментальные права человека. Теория права как комплексная область познания способна объединить усилия представителей уголовного права, криминалистики, гражданского права, государственного и административного права, а также специалистов в области медицины, философии, биоэтики, психологии и т. д. для решения многих актуальных задач этой старой и вместе с тем новой области человеческих знаний.

Права человека не являются статично существующей категорией. В процессе развития общества и государства стандартизация прав человека постоянно претерпевала исторические изменения. На каждом этапе исторического развития комплекса прав и свобод сформировались новые социальные притязания субъектов, которые отражали действительные интересы и потребности субъектов.

История развития концептуальной модели прав человека демонстрирует, что каждое качественно новое изменение системы прав человека, появление «нового» поколения прав обусловлено трансформацией общественного сознания, формированием новой мировоззренческой парадигмы. Одним из главных достижений второй половины XX в. стало развитие техники и научной мысли. В то же время научно-технический прогресс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Новейшие технологии в области биомедицины дали возможность избавления от многих серьезных, в том числе смертельных недугов. В то же время, наряду с предоставленными возможностями улучшения качества жизни, современные научные достижения обозначили появление определенных трудностей. Реалией сегодняшнего дня стала возможность не только изменять самого себя, но и весь человеческий род, что, бесспорно, не могло не поднять тему этической и правовой приемлемости подобных действий. Данный вопрос не имеет однозначного решения, порождая научные споры.

В ноябре 1997 г. ЮНЕСКО на международном уровне приняло документ под названием Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, где проблема защиты генома человека имела свое продолжение. Ст. 1 Декларации провозглашает: «Геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия. Геном человека знаменует собой достояние человечества» [2]. В ст. 3 декларируется эволюционный характер генома человека, что в результате мутаций, а также влияния природной и социальной среды приводит к разным его проявлениям. Декларация утверждает право любого человека, независимо от его генетических характеристик, на уважение его достоинства и прав. При этом под человеческими характеристиками подразумеваются как обычное генетическое разнообразие, так и генетические отклонения - заболевания.

Для решения вопроса законодательного закрепления тех или иных назревших социальных притязаний необходимо использовать эффективные способы их выявления. Выявление социальных притязаний, психологических моментов, заинтересованности людей в своих делах и стремлениях, изучение движущих мотивов их поведения, в том числе в сфере правового регулирования, анализ сложного взаимодействия этих факторов - всё это составляет одну из важных задач современной правовой науки, социологии и психологии.

Существует необходимость в новых, эффективных способах выявления социальных притязаний, в том числе оценки адекватности всей правовой системы развивающимся общественным потребностям. Учет социальных притязаний в результате правового мониторинга, общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов посредством Интернета, опросы общественного мнения и другие социологические исследования образуют механизм выявления социальных притязаний, основной задачей которого является эффективное выявление социальных притязаний субъектов с целью их последующего закрепления в праве.

К новационным способам выявления социально-экономических притязаний относится оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Под оценкой регулирующего воздействия следует понимать совокупность методов и способов, использующих научные знания и специальные познавательные техники, при помощи которых анализируются эффективность и необходимость существующих программ и векторов развития, в том числе права и экономики. Оценка регулирующего воздействия используется при анализе проектов нормативно-правовых актов, а также актов, вносящих изменения в действующие законы с целью выявления издержек и выбора верных альтернатив: для оптимизации национальной законодательной базы. Несмотря на наличие законодательной базы, в современной России отсутствуют единые методики и процедуры проведения оценки регулирующего воздействия, которые признавались бы всеми участниками данного процесса. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно обратиться к зарубежному опыту.

Список литературы

1. Боботов С. В. Наполеон Бонапарт - реформатор и законодатель. - М., 1998. - С. 269-299.

2. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека // Этико-пра-вовые аспекты проекта «Геном человека» (международные документы и аналитические материалы). - М., 1998. - С. 102.

3. Гусейнов А. А. Прикладная этика // Этика: энцикл. слов. / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - С. 388-389.

4. Малеина М. Н. О праве на жизнь // Сов. гос-во и право. - 1992. - № 2. -

С. 53.

5. Controversies in the Determination of Death. The Presidents Council on Bio-ethics. - Washington, D. C., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.