Механизм выборов народных депутатов СССР в 1989 году и его специфика The mechanism of elections of People's Deputies of the USSR in 1989 and its specificity
Лифанцев Тимур Николаевич
Студент 4 курса Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова ул. Давыдковская, д.4, корп. 2 e-mail: tlifancev@gmail.com
Lifantsev Timur Nicolaevich
Student 4 term Faculty of History Lomonosov Moscow State University Davydkovskaya street, 4/2 e-mail: tlifancev@gmail. com
Аннотация.
В отечественной истории часто имеют место феномены, которые возникают впервые. Одним из таких являлась выборная кампания 1989 года, когда впервые кандидаты избирались в органы власти СССР (Съезд народных депутатов и Верховный совет) на альтернативной основе. Изучению системы этих выборов и посвящается настоящая статья.
Annotation.
In Russian history, there are often phenomena that arise for the first time. One of these was the 1989 election campaign, when candidates were elected to the USSR authorities (the Congress of People's Deputies and the Supreme Council) for the first time on an alternative basis. This article is devoted to the study of the system of these elections.
Ключевые слова: СССР, выборы, Совет народных депутатов, 1989.
Key words: USSR, elections, Council of People's Deputies, 1989.
Первым шагом на пути к изменению политической системы СССР было изменение программы Коммунистической партии. Из программы: «В политической области — развертывание социалистического самоуправления народа путем все более полного вовлечения граждан в управление государственными ... делами, совершенствования избирательной системы, улучшения деятельности выборных органов власти, <...> эффективного использования всех форм представительной и прямой демократии».
Мало кто из состава ЦК КПСС, присутствовавших на Пленуме 18 февраля 1986 года, понимал, что за этой формулировкой подразумевалось нечто большее, чем очередной, как сегодня пишут, «политтехнологический» штамп. Тем более, население не обратило на это внимание. Тем не менее, историки считают именно этот шаг началом реформационного процесса. М.С. Горбачев сделал несколько заявлений, касающихся политической жизни общества. Из них наиболее важное: «Демократия — это тот здоровый и чистый воздух, в котором только и может раскрыть свои возможности социалистическое общество».
Сенсация случилась в январе 1987 года. Генеральный секретарь М.С. Горбачев заявил о необходимости внести изменения в избирательное законодательство и при этом вынести и этот проект закона на всенародное обсуждение. Уже в феврале 1987 были готовы нормативные акты Верховного совета РСФСР. Прежде всего это Постановление «О проведении в порядке эксперимента выборов в местные советы народных депутатов РСФСР» и Указ «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР». 29 марта 1987 года состоялись выборы в местные советы. Выборы проходили по многомандатным округам. Многомандатный округ - это территориальная единица, от которой могут быть избраны два и более депутата. Повлияло это таким образом,
что на собраниях по выдвижению рассматривались несколько кандидатур. В.П. Журавлев и В.В. Фортунатов отмечают, что только на 3-5 мандатов приходился «дополнительный» кандидат.
Во многом это обуславливалось реакционностью партийных работников, оказывавших на местном уровне большее влияние на ход кампании, чем громкие заявления в Москве. Так называемый эффект «сита» подразумевал под собой прописанную на тот момент в указе практику избрания членов окружного совещания. Следует подробнее рассмотреть вопрос, начав с органа, который непосредственно отвечает за ход выборов.
Избирательные комиссии формировались из представителей различных комитетов (сельских, домовых), советов (женщин и ветеранов), общественных организаций. Для того, чтобы дать партии возможность влиять на ход выборов, формировались окружные совещания. Эти органы отсеивали неугодных кандидатов. Главный итог местных выборов заключался в репетиции новых практик: кабины для тайного голосования стали устанавливаться таким образом, чтобы голосующие обязательно проходили через них (во-первых, стали устанавливаться, а во-вторых, не в углу); с участием участковых комиссий (подконтрольных местному избиркому) составлялись пофамильные списки избирателей.
По завершении пробного, подготовительного этапа, команда Горбачева приступила к реформированию политической системы Союза. На XIX Всесоюзной партконференции КПСС, проходившей с 28 июня по 1 июля 1988 года, была принята резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы». В ней провозглашалось право неограниченной подачи кандидатур, включение в бюллетени большего числа кандидатов, чем выделенных мандатов, отчетность депутатов, необходимость соблюдения процедуры выборов. После обсуждения и огласки на 12-й сессии Верховного совета были приняты законы "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР" и "О выборах народных депутатов СССР", а также постановление "О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства".
Итак, законом был учреждён новый высший законодательный орган, Съезд народных депутатов. Съезд состоял из 2250 депутатов, 750 из которых избирались по территориальным округам, 750 по национально -территориальным, то есть представляли крупные административные единицы, а последняя треть, 750 депутатов, избиралась от общественных организаций. Так это выглядело в законе: правильно и равно. На практике проблемы советского парламентаризма только предстояло обнаружить.
Примечательно то, как отзывался об округах Виктор Акснис - военный, избранный от Югльского национально-территориального округа (Рига). Он заметил, что сам он шел как кандидат от города с преобладанием русских, тогда как деятели Народного фронта шли от сельской местности. Таким образом, один получил поддержку 100-тысячного электората города, а другой - 13 тысяч сельских жителей. В этом крылась главная проблема системы: выборы были неравными. Хотя на этом этапе их можно было назвать прямыми.
Совсем по-другому выглядели выборы от общественных организаций, модель которой более напоминала созыв Съезда Советов в ранний период истории СССР. Изначально определялись конкретные организации, для которых выделялись квоты. Волнение демократических сил вызвали два вопроса, на которые не находилось ответа: «Почему именно эти организации?» и «Почему такие квоты?». Одним из главных принципов отбора организаций было наличие ячеек в нескольких/всех республиках СССР. Представление получили как организации сугубо общественного характера (КПСС, профсоюзы, ВЛКСМ и т.д.), так и научных сообществ; творческих союзов и организаций другой общественно-полезной направленности.
Примечательно, что во многих организациях выборы прошли на безальтернативной основе. Другие же, такие как Союз кинематографистов, проводили пять туров голосования и имели реальные демократические
условия для осуществления процедуры. Отдельно стоит рассмотреть положение дел в партийных органах и выборы от ЦК КПСС.
После обращения специально созданной Комиссии при ЦК КПСС по выборам народных депутатов СССР от партии к партийным организациям от 9 декабря 1988 года, горкомами и райкомами партии был получен список в 31,5 тысячу кандидатур. Далее прошло 3,5 тысячи. ЦК КПСС было представлено 207 кандидатур, а он отобрал ту самую красную сотню. Опасения руководства, которые привели к схеме 100 кандидатов на 100 мандатов при голосовании за каждого было обусловлено тем, что, во-первых, могла обостриться внутрипартийная борьба и «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» окажется еще как рушимым. Во-вторых, Политбюро переживало, что его члены, а может быть и сам М.С. Горбачев не пройдут, если выборы будут конкурентными.
Однако, следует заметить, что активные члены КПСС, управленцы, имеющие большой опыт политического администрирования, не хотели оставлять попыток избрания в качестве народных депутатов, останавливаясь на т.н. «красной сотне». Тем более, если учитывать еще одно отягчающее их положение обстоятельство. На XIX Партконференции М.С. Горбачёв призвал «рекомендовать на посты председателей советов, как правило, первых секретарей соответствующих партийных комитетов», чтобы «мандат партийного руководителя проверялся и подтверждался представителями народа». Такой шаг был необходим для сценария отмены шестой статьи Конституции СССР, чтобы КПСС не осталась без власти, юридически на правах общественной политической организации:
«Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».
Таким образом, во время еще экспериментальных выборов в местные Советы, многие партийные руководители лишились своих постов, т.к. они были отданы новоизбранным Председателям Советов. Во избежание подобного сценария активность местных лидеров КПСС только усилилась на выборах народных депутатов СССР. Как и представители Народных фронтов (к примеру, Латвийского) они предпочли, как отмечают исследователи Журавлев и Фортунатов, избираться по мелким территориальным округам (особенно сельским), а не крупным национально-территориальным. Они отмечают пример Москвы, в которой примерно половина парторгов потерпела поражения из-за отсутствия сельских округов.
В третьей статье Закона «О выборах народных депутатов СССР» записано следующее положение:
«Выборы народных депутатов СССР от избирательных округов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
При выборах народных депутатов СССР от общественной организации каждый делегат ее съезда, конференции либо участник пленума имеет один голос и все они участвуют в выборах на равных основаниях».
Тем не менее, никто не нормировал право подачи голоса только от организации или только от округа. Избиратель мог голосовать дважды, будучи членом организации. Таким образом, выборы не были равными. Насчет прямого избирательного права можно провести аналогичную параллель. Четвертая статья Закона имела заголовок «Прямое избирательное право», хотя в самой статье обозначалось, что депутаты от общественных организаций избираются делегатами их съездов, то есть выборщиками, что противоречило заглавию.
Наконец, следует отметить феномен «сита», который сопутствовал этой выборной кампании. В статье 25 Закона «О выборах народных депутатов СССР», «Полномочия окружной избирательной комиссии», шестой и седьмой пункты касаются созыва «окружных предвыборных собраний» и регистрации кандидатов. По словам
Собчака, даже если комиссии были освобождены от влияния партийных деятелей, то те, в свою очередь, обязательно появлялись как члены окружных собраний и влияли на решение о допуске кандидатов до выборов. Таким образом, механизм, отработанный на экспериментальных выборах, сохранился. Однако теперь недопущенные диссиденты имели возможность быть выдвинутыми от других округов, чем активно пользовались.
В качестве вывода к этой части исследования, касающейся становления механизма проведения свободных выборов в условиях тоталитарного строя, можно говорить об обоюдной неудовлетворенности сторон наметившегося и нарастающего конфликта: демократической оппозицией и консервативной администрацией. Исследователи задаются вопросом, где в этом противостоянии находился М.С. Горбачев. А.А. Собчак, называя процедуру выборов недемократичной, отмечал: «Хорошо и надежно отлаженный <...> аппарат при прямых, равных и тайных выборах не оставил бы демократам ни шанса на победу. Отработанная система бюрократических проволочек и четкая взаимовыручка аппаратчиков, контролируемые ими средства массовой информации и деньги из государственных касс, возможность освобождать от служебных обязанностей практически любого ... человека ... - все обеспечивало успех аппаратчикам. Но Горбачев и его команда поставили аппарат в необычные <...> условия». С этим положением нельзя не согласиться, но также следует отметить, что демократическая процедура, три основных признака которой Собчак перечислил, напрягала аппаратчиков-реакционеров сильнее, чем ощущались реальные шансы на победу в таких условиях, которых было существенно больше. Недооценивать эту выборную кампанию и ее роль в отечественной истории невозможно, однако говорить о ее роли однозначно крайне затруднительно. Первый глоток политического плюрализма, свободы волеизъявления, первые удивительные победы тех, кто был далек от управленческих дел ранее. Все это придало импульс советскому обществу: другое дело, куда был направлен этот импульс.
Список используемой литературы:
1. Дмитров И. Как проходили первые свободные выборы в СССР и почему они не спасли Горбачева [Электронный ресурс] // Лента.Ру. 21.05.2019. URL: https://lenta.ru/articles/2019/05/21/elections1989/#0
2. Закон о выборах народных депутатов СССР [Электронный ресурс] от 1 декабря 1988 года// URL: http://www.agitclub.ru/vvborv/gor89/gor04.htm
3. Журавлев В.П., Фортунатов В.В. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и РСФСР в 1990 г. [Электронный ресурс] // Библиотека Российского центра обучения избирательным технологиям. URL: http://www.rcoit.ru/lib/historv/1918-1990/17243/
4. Из Программы КПСС (новая редакция), принятой (единогласно) 1 марта 1986 года ХХУ11 съездом КПСС [Электронный ресурс] // URL: http ://www.agitclub. ru/gorbv/ussr/ussrpro grkpss.htm
5. Собчак А.А. Указ. соч. URL: http://www.agitclub. ru/vvborv/gor89/spb2. htm