Научная статья на тему 'Механизм возврата государственных средств, выделенных на фильмопроизводство, прокат и кинопоказ'

Механизм возврата государственных средств, выделенных на фильмопроизводство, прокат и кинопоказ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм возврата государственных средств, выделенных на фильмопроизводство, прокат и кинопоказ»

Изношенность оборудования, т.е. технический риск, влечет за собой увеличение затрат на его ремонт, поскольку каждый последующий капитальный ремонт значительно увеличивает эти затраты. Кроме того, после капитального ремонта значительно сокращаются последующие межремонтные циклы и увеличиваются затраты на текущее обслуживание и ремонт в течение второго межремонтного периода. Недостаточная надежность работы оборудования приводит к увеличению аварийных выходов его из строя, а также росту затрат на внеплановый ремонт и угрозе невыполнения заказа в срок.

В абсолютном выражении риск - это величина возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном измерении, если только ущерб поддается такому измерению. В относительном выражении - величина возможных потерь, отнесенных к некоторой базе, в качестве которой обычно выбирается ожидаемый доход от предпринимательской деятельности.

Говоря о том, что риск измеряется величиной вероятных потерь, следует учитывать случайный характер таких потерь. Возможность потерь, их конкретная величина зависят от того, как сложатся события в ходе осуществления хозяйственной деятельности МП, а они носят во многом неопределенный характер и предвидеть их заранее не представляется возможным.

Литература:

1. Федеральный закон РФ №83-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 02.07.2005 г.

2. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе - мае 2005 г. Ростов н/Д, 2005. С. 171.

3. Дегтярев А., Маликов Р. Коррупционная основа административных барьеров // Вопросы экономики. 2003. № 11. С. 85.

Ростовский государственный экономический университет 2 7 сентября 2006 г.

© 2006 г. М.А. Прохорова

МЕХАНИЗМ ВОЗВРАТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВО, ПРОКАТ И КИНОПОКАЗ

Необходимость государственной поддержки российского национального кинематографа

За период, прошедший с начала масштабных экономических преобразований в РФ, в стране в основном сложилась система проката и показа фильмов, отвечающая требованиям цивилизованного рынка и в целом удовлетворяющая потребности зрительской аудитории. Об этом свидетельствует не только рост качества фильмов в прокатной сетке кинотеатров, но

и повышение посещаемости сеансов зрителями. Немалое значение имеет и увеличение числа кинокомплексов нового типа с высококачественной проекционной аппаратурой и многоканальными аудиосистемами. В настоящее время в России существует более 545 таких кинозалов, а в 2008 г., согласно прогнозам специалистов, их количество может достигнуть 1500.

Одним из главных положительных аспектов современного отечественного кинопроката считается его многообразие, т.е. широкая репрезентация зарубежных кинематографий. Все вышеперечисленные явления привели к росту кассовых сборов в российских кинотеатрах. Ожидается, что к 2010 г. их объем в нашей стране достигнет 650 млн дол. Доля отечественных фильмов в прокате РФ также неуклонно возрастает, есть прогноз, что в 2006 г. она достигнет 25 % от общего числа прокатываемых картин [1].

Однако достижения российского кинематографа последних лет спровоцировали большое число выступлений на разных уровнях о том, что го -сударственную поддержку национальной киноотрасли можно прекратить. С такой постановкой вопроса согласиться нельзя. Несмотря на впечатляющий рост экономических показателей отечественного кино, ситуация в отрасли продолжает оставаться весьма непростой. Большая часть проблем обусловлена недостаточным развитием инфраструктуры кинопоказа.

Показатель обеспеченности современными кинозалами городского населения составляет в России около 0,7 кинозалов на 100 тыс. городских жителей, а население страны в целом - меньше 0,6 кинозалов на 100 тыс. чел. Это в 10 раз ниже, чем в Италии, Великобритании, Германии и Венгрии, в 15 чем во Франции и Испании, и в 20 - США [2].

Дифференциация обеспеченности жителей России услугами кино показа по регионам и территориям является существенной проблемой в системе кинообслуживания населения. По состоянию на середину 2005 г. на Москву и Санкт- Петербург приходится более 300 современных кинозалов, или 37 % от их общего количества в России, при том, что доля этих двух городов в общей численности населения РФ составляет лишь 10 %.

Большинство из открываемых в 2005-2006 гг. новых кинотеатров будет расположено в городах с населением свыше 800 тыс. чел., а в течение ближайших 3-5 лет кинопоказ полностью охватит лишь города с населением свыше 150-200 тыс. чел., где в настоящее время проживает около 65 млн жителей России, или 45 % населения страны. Оставшиеся 55 %, или около 80 млн горожан в ближайшие 5 лет не смогут получить доступ к качественному кинообслуживанию. Для нормальной работы отрасли необходимо наличие в стране хотя бы 3 тыс. залов [3].

В отличие от крупных «миллионников» в городах с населением до 300 тыс. чел. кинотеатральная сеть совершенно не развита, и мультиплексов, в которых можно было бы поставить картину на длительный прокат, там нет. Инвесторов российские регионы по определенным причинам пока не привлекают. В данном случае на помощь следует призвать государство, имен-

но оно должно начать вкладывать деньги в региональные кинотеатры. Это прибыльное предприятие и надежное вложение капитала.

Кино является мощным инструментом формирования мировоззрения членов нашего общества, во многом способствует становлению системы приоритетов и жизненных ценностей. Поэтому государству совсем небезразлично, как будет развиваться кинематограф. Должна быть заинтересованность в производстве и прокате не только фильмов, имеющих коммерческий успех, но и так называемых специализированных фильмов, несущих определенную и серьезную смысловую нагрузку (артхаус), в которых идут поиски нового киноязыка, и эстетских. Это те фильмы, которые соберут сотни тысяч рублей в кинотеатрах, но никак не миллионы. Лидерами проката они не будут, но бросить их на произвол судьбы государство не имеет права.

Артхаус требует особого подхода. К сожалению, от него финансовой отдачи меньше, чем от коммерческого кино - и это понятно. Но волнообразный интерес к артхаусу зависит от конкретного фильма. Поэтому для развития российского высокохудожественного кино, формирующего у населения соответствующее отношение к современным гуманистическим идеалам, повышающего общий уровень культуры, государственная поддержка просто необходима. В первую очередь для создания сильных знаковых картин.

Национальный кинематограф нуждается в защите и поддержке государства. Пример экономически развитой, стабильной и богатой Западной Европы доказывает это. В кинотеатральном прокате национальные фильмы конкурируют с иностранными (самый агрессивный конкурент - фильмы США), а сам кинотеатральный прокат конкурирует с телевидением, видео-и DVD- прокатом.

В 2005 г. на сессии ЮНЕСКО было принято международное соглашение, направленное на ограничение влияние американской поп-культуры. Конвенция о культурном многообразии утвердила «суверенное право» каждого государства защищать и поощрять многообразие культурного выражения и призвана учитывать данное положение при реализации торгово-экономических правил, установленных ВТО.

Как заявил посол Франции при ЮНЕСКО Р. Д. де Вабр, «...если 85 % денег, потраченных жителями земли на кино, идет в Голливуд, то прочие страны имеют полное право защищать свой кинематограф посредством квот и субсидирования» [4].

Попытки законодательно ограничить количество иностранных картин в российском прокате ни к чему не привели. У нас делают хорошее кино и мы можем конкурировать. Доля российских фильмов в репертуаре всех кинотеатров страны превысила 25 %, причем этот показатель был достигнут без введения квот или других административных мер (рис. 1). Однако

пока кинопроизводство в России остается в целом убыточным, без государственной поддержки ему не обойтись.

% от 100 общего 90-числа 80706050403020100-

Городские кинотеатры Сельские киноустановки Все кинотеатры □ - Российские фильмы □ - Зарубежные фильмы

Рис. 1 . Соотношение количества киносеансов российских и зарубежных фильмов в 2004 г. [2, с. 28]

□ - Кинопроизводство ;

■ - кинопрокат и кинообслуживание;

□ - международные связи ;

□ - научно-техническая политика;

■ - госфильмофонд РФ;

□ - приобретение импортной кинопленки;

■ - образование;

□ - капитальные вложения

Всего расходов - 1264,8 млн руб.

Рис. 2. Расходы федерального бюджета на кинематографию в 2005 г., млн р. [6]

Направления и формы государственной поддержки кинематографии в Российской Федерации

При самом интенсивном рыночном развитии, как показывает практика мирового, особенно европейского кинематографа, ни одна национальная киноиндустрия не отказывается от дотаций государства. Органы государственной власти РФ, создавая законодательным путем налоговые и таможенные условия, благоприятствующие развитию киновидеопредпринима-тельства, способствуют поэтапному замещению бюджетных источников финансирования кинематографии внебюджетными.

Среди направлений кинематографической деятельности, особо нуждающихся в государственной поддержке, в соответствии с Федеральным Законом о государственной поддержке кинематографии РФ, являются:

48

74 62

52

26 38

Создание национальных фильмов, в том числе для детей и юношества, и национальных фильмов-дебютов; создание летописи

К началу 90-х гг. сфера кинематографии не была обеспечена необходимой законодательной и нормативной базой, которая способствовала бы цивилизованному обустройству молодого российского кинорынка, поддержке и поощрению перспективных тенденций в кинопредпринимательстве. Это привело, в частности, к экспансии в начале 90-х гг. низкопробной западной продукции и созданию отечественными кинопроизводителями немалого количества бледных ее копий, что в конечном итоге привело к ослаблению интереса зрителей к кинематографу.

Объемы и порядок распределения в данной сфере выделяемых бюджетных средств существенно изменяется. Так, в конкурсе кинематографистов возрастает значение их предварительной экономической оценки, анализа и составления прогноза по частичному или полному возврату расходов по производству конкретного фильма.

Доля средств, предоставленных из государственного бюджета, по мере развития отрасли будет снижаться. Это позволит перейти на систему фиксированных государственных дотаций. Конкурсная система их распределения будет базироваться на тематических и эстетических приоритетах с выделением проектов, адресованных детям и юношеству. В то же время следует сохранить полное финансирование фильмов-дебютов (исходя из острой потребности кинематографии в пополнении творческими кадрами) и кинолетописей (регулярных съемок документальных и научных сюжетов).

В целях реформирования анимационного производства предполагается направлять господдержку не только на финансирование авторских короткометражных фильмов, но и на создание крупных проектов (мультипликационных сериалов и полнометражных фильмов) с высоким художественным и коммерческим потенциалом.

Создание условий для проката и показа национальных фильмов

Совершенная система проката и показа фильмов необходима для возврата средств, затраченных производителями на их создание. Расширение и совершенствование сотрудничества между организациями кинематографии и телевидением, а также развитие кинотеатрального проката и показа во всем мире стало основным источником возврата средств, вложенных в производство и продвижение кинопродукции.

Создание данного механизма невозможно без строительства новых или капитального переоборудования действующих кинотеатров в привлекательные для зрителей и престижные кинозалы, отвечающие последним мировым технологическим требованиям.

Важными направлениями преобразований в сфере кинематографии являются реализация межрегиональной программы реконструкции кинозалов, включающей модернизацию 120-125 кинотеатров, действующих на

базе центров российской кинематографии, и строительство концептуально новых кинотеатральных комплексов - «мультиплексов».

Осуществление государственной политики по формированию возвратных механизмов в сфере кинотеатрального проката и показа фильмов затрагивает интересы сельского населения страны. Недостаточность финансирования, невозможность приобретения новых копий фильмов, неудовлетворительная обеспеченность автотранспортом привели к сокращению числа сельских киноустановок на 45-50 % [6]. Дальнейшее функционирование сельской киносети без осуществления преобразований невозможно.

Сохранение и развитие материально- технической базы кинематографии

Техническая политика в сфере кинематографии определяется задачей модернизации материально-производственной базы организаций кинематографии.

Бюджетные средства, выделяемые кинематографии идут на развитие науки и техники, изучение международных технологий, выработку рекомендаций по их использованию, определение возможностей внутреннего производства комплектующих компонентов кинооборудования и киноматериалов. Эти меры могут привести к сокращению валютных расходов. При этом государственные средства целесообразно выделять лишь на цели совершенствования и развития тех направлений, которые на экспертно- кон -курсной основе будут признаны перспективными и конкурентоспособными.

Модернизация технической базы кинематографии предполагает активное финансовое участие заинтересованных кинопредприятий, опирающие -ся на различные формы государственной поддержки.

В основу технической политики ставится задача максимального обеспечения техническими средствами кинозалов при их реконструкции, результатом чего должно стать существенное повышение качества изображения и звука при демонстрации фильмов. Указанная задача может решаться путем модернизации производственных мощностей организаций кинематографии с целью обеспечения выпуска современных кинопроекционных комплексов, узлов, блоков для модернизации кинооборудования, находящегося в эксплуатации в киносети, а также путем реконструкции и технического перевооружения кинотеатров и киноустановок. При этом государство не должно идти на безвозвратные инвестиции, которые нужно заменить целевым кредитованием программ технического перевооружения. Очень важно обеспечить перевод нормативно-технической базы кинематографа на стандарты, соответствующие международному уровню.

Реализация образовательных и научно-технических программ

Развитие кинематографии РФ тесно связанно с решением одной из самых острых проблем российского кино - проблемы подготовки и эффективного использования организациями кинематографии специалистов раз-

ных профессий. И это не только трудоустройство выпускников кинематографических вузов, так как наиболее способные из них востребованы, в частности, телевидением.

Главная проблема кинематографического образования заключается в стремительной потере его качества: будущие специалисты, связанные с профессиональной кинотехникой, обучаются владеть аппаратурой вчерашнего дня. Это относится и к кинотехникумам, ориентированным на подготовку специалистов кинопоказа. Необходимы вложения в коренное обновление технической базы основных кинематографических учебных заведений, что поможет изменить и усовершенствовать методы обучения, позволит перейти от привычных форм у более современным - разнообразным и мобильным.

Что касается науки, то такие виды деятельности, как историографические исследования, музейное дело, издание материалов по истории кино могут осуществляться практически только в результате государственной поддержки.

В условиях интеграции в мировой кинематографический процесс, предусматривающий свободный обмен фильмами и исходными материалами стандартного уровня качества, необходимо обеспечить регулярное участие российских организаций кинематографии в работе международных организаций по стандартизации, а также кинотехнических обществ и ассоциаций.

Важным направлением господдержки являются проведение отечественных кинофестивалей и других культурных мероприятий.

Международные мероприятия осуществляются в форме продвижения российских фильмов на зарубежном экране, через участие в международных кинофестивалях и кинорынках. Необходимо сотрудничество с международными организациями, особенно российское представительство в руководящих органах этих организаций, так как это содействует развитию современного кинопроизводства с зарубежными партнерами.

Государственная поддержка, в частности кинопроката, оказывается путем селективных субсидий, автоматической поддержки.

Суть первой состоит в том, что выделяются средства на прокат фильмов, имеющих социально-культурное значение или высокие эстетические качества. К этому виду помощи прибегает также с целью поддержки молодых, начинающих кинематографистов. Субсидии предоставляются, как правило, без дополнительных условий. Хотя, в действительности, объективности при оценке фильмов достичь практически невозможно, поэтому поддержка оказывается фильмам, которые по каким-либо причинам достигают симпатии комиссии по отбору кинопроектов на получение финансовой поддержки.

Автоматическая поддержка должна оказываться при достижении определенных количественных характеристик предыдущим проектом. Ее принципиальное отличие в том, что финансируется следующий проект при дос-

тижении предыдущим определенных результатов. Причем величина финансовой поддержки прямо пропорциональна какой-либо количественной характеристике (чаще всего - количеству зрителей, посмотревших фильм), для этого существует сетка количественных результатов. Обязательным условием оказания поддержки является вложение средств в тот же вид деятельности. Таким образом, эту формулу финансовой поддержки можно рассматривать как материальное поощрение за предыдущую работу. В основе ее - экономический механизм, а не субъективный фактор как в селективной форме.

Правовое регулирование государственной поддержки

Законодательную базу государственной поддержки кинематографии составляют Основы Законодательства РФ о культуре, Закон РФ от 20.07.04 г. № 72-ФЗ «Об авторском праве смежных правах», Закон РФ от 22.08.96 г. № 123-ФЗ (ред. от 31.12.05) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии» определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и устанавливает порядок государственной поддержки кинематографии. Полномочия по осуществлению государственной поддержки возлагаются на федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии (Федеральное Агентство по культуре и кинематографии), который, взаимодействуя с субъектами РФ, выполняет возложенные на него функции, такие как:

- разработка проектов законов в области кинематографии;

- разработка и реализация соответствующих федеральных программ;

- участие в разработке федерального бюджета;

- координация развития инфраструктуры кинематографии;

- ведение государственного регистра фильмов и выдача прокатных удостоверений на них;

- разработка системы государственной статистической отчетности в области кинематографии, ведение реестра организаций кинематографии и целый ряд других направлений деятельности.

Важным положением закона является возможность участия в оказании государственной поддержки кинематографии органов государственной власти субъектов РФ.

Однако жизнь предъявляет все новые требования. Позитивных изменений предполагается добиться не за счет расширения государственных дотаций, а изменяя экономические и правовые основы поддержки кинематографии, создающие условия для расширения внебюджетных инвестиций.

В этой связи возникает настоятельная потребность в законе «О кинематографии». Необходимо уделить внимание порядку использования кино-

произведений на телевидении как «главном кинотеатре» страны. Возможно установление обязательства телеканалов не использовать фильмы до определенного времени (хронология) и обязательства инвестировать в кинопроизводство, что стало бы одной из возможных форм возврата государственных субсидий. Нужно совершенствовать порядок выплаты вознаграждения авторами фильмов.

Требует законодательного упорядочения деятельность российских и международных (проводимых на территории РФ) кинофестивалей и участие национальных фильмов в зарубежных фестивалях.

Острый вопрос - особенности трудовых отношений в кинематографии, и еще многое-многое другое.

Из-за процветающего в нашей стране видеопиратства рынок видео- и DVD продукции для кинематографии практически утрачен. Эффективная борьба государства с этим явлением приведет к тому, что будет расти доля прибыли организаций кинематографии, связанная с реализацией кинопродукции на этом рынке. Повысится самоокупаемость кинематографической отрасли в целом, возрастут возможности возврата средств, затраченных на государственную поддержку.

Государство, занимаясь законотворческой деятельностью, создает правовое поле для участия всех участников кинобизнеса. В результате упорядочиваются взаимоотношения, в том числе и финансовые между субъектами, работающими в области кинематографии, возникает правовая определенность, что в конечном итоге является одним из важнейших факторов поступательного развития отрасли в целом и успешной работы каждой организации кинематографии.

Механизмы возврата

Учитывая многообразие видов деятельности государства, направленных на развитие кинематографии, можно подчеркнуть, что государственные средства тратятся не только на поддержку непосредственно производства фильмов, их прокат и показ. На увеличение прибыли и, следовательно, самоокупаемости кино работают все формы господдержки и пользуются ими в прямом или косвенном виде все организации кинематографии без исключения, от самых мелких до ведущих кинокомпаний, поэтому все они обязаны принимать участие в совершенствовании этой работы, в том числе и в финансовом отношении. Было бы неверно выделять в особую статью затраты на производство фильмов, их прокат и показ и добиваться возврата именно этих средств от конкретных получателей господдержки больше и ни от кого другого. Рассматривая кинематографию как единое целое, можно было бы организовать перераспределение средств внутри системы. Было бы логично ожидать помощи российскому кино от наиболее успешных, динамично развивающихся организаций кинематографии.

Определенный механизм возврата средств господдержки существует и сейчас. Эти средства частично возвращаются в бюджет в виде налогов, а

также средств, выплачиваемых организациями кинематографии, которым оказывается господдержка, по условиям договоров, заключаемых ими с Федеральным агенством по культуре и кинематографии. В связи с этим, можно предложить дополнительный элемент механизма возврата госсредств.

Говоря об автоматическом виде господдержки, т.е. когда средства выделяются тем организациям, которые уже добились значимых результатов по тем или иным показателям, то этот же принцип можно применить и в «обратном направлении», т.е. те организации кинематографии, которые достигли в своей деятельности определенного высокого экономического уровня, в том числе за счет пусть и косвенной господдержки, должны будут делать определенные отчисления в пользу отечественного кино (например, в Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии). Для этих целей при всем разнообразии форм собственности, экономического положения необходимо выбрать некий универсальный показатель, например, рентабельность (рис. 3).

Рис. 3. Дополнительный элемент механизма возврата госсредств

Величина таких отчислений не должна вызывать у предпринимателей стремления непременно занизить отчетность, чтобы их избежать. А зависимость их роста рентабельности не должна препятствовать росту последней.

Однако повторим, что это возможно, если рассматривать российскую кинематографию как единое целое. К сожалению, это не так. Когда-то совершенная стратегическая ошибка - ликвидация централизованного проката фильмов, фактически уничтожила классическую рыночную систему в условиях социалистического государства. Был период, когда две трети фильмов, снятых при господдержке, в кинотеатрах никогда не появлялись. Препятствуют функционированию возвратного механизма и другие факто-

ры. Так зачастую бывает трудно проконтролировать прибыль кинотеатров. Есть случаи, когда утаивается до 40 % билетов. Это требует повсеместного внедрения системы электронных билетов. Существует насущная необходимость сбора и публикации достоверных статистических данных о функционировании кинорынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные Госкомстата о кинотеатральном рынке России не только не отражают реальное положение дел, но и вводят в заблуждение. Отсутствие прозрачности в отчетах о деятельности и государственных, и особенно негосударственных кино- видео- организаций едва ли не главное препятствие для работы всей отрасли. Нет общего взгляда на то, что происходит в киноиндустрии от инвестиций до реального объема средств, который существует на рынке.

Наступает эра цифрового и электронного показа. Показа с DVD дисков, через спутниковое вещание со временем внесут очень серьезные коррективы во всю инфраструктуру киноотрасли и, соответственно, в механизм возврата господдержки. Необходим масштабный комплексный анализ всех процессов, происходящих в российском кинематографе.

Литература

1. Государство не бросит российский кинематограф на произвол судьбы // Кинобизнес сегодня. 2005. № 21. С. 10.

2. Васильев С. Кино - дело государственное // action! 2005. № 10. С. 29.

3. Данилина П. Печальная действительность внушительных цифр // action! 2005. № 11. С. 68.

4. Российское кино: как вернуть деньги? // Искусство кино. 2005. № 4. С. 9.

5. Голутва А. О приоритетных направлениях государственной поддержки показа отечественных фильмов // Менеджер кино. 2005. № 11. С. 5.

6. Рынок российских кинотеатров. Итоги 2005 года // Кинобизнес сегодня. 2006. № 4. С. 46.

Санкт-Петербургский государственный университет

кино и телевидения 20 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.