питательная среда
механизм устойчивого развития предприятия пищевой промышленности за счет внутрифирменного
подразделения производственного питания
Аннотация
В статье проводится исследование возможности повышения устойчивости предприятия пищевой промышленности за счет интеграции с предприятием производственного питания, обладающим потенциалом роста и развития в рамках совместной производственной деятельности. Предложен механизм устойчивого развития промпредприятия по определению резервов и их мобилизации в приоритетные направления деятельности.
Ключевые слова: промышленность, предприятие питания, интеграция, устойчивое развитие, механизм _
По мнению ученых и практиков «комплексный подход к управлению развитием промышленного предприятия требует разработки и реализации целостной стратегии хозяйствования, предусматривающей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, усиление рыночных позиций предприятия и обеспечение его экономической устойчивости» [5, с. 230]. В данной статье представлены результаты исследования возможностей повышения устойчивости рыбоперерабатывающего предприятия пищевой промышленности за счет интеграции с родственным по функциям предприятием производственного питания, обладающего потенциалом роста и развития в рамках совместной производственной деятельности.
Оптимизация использования ресурсов
Пищевая промышленность России относится к сфере обрабатывающих отраслей, представляя собой совокупность предприятий различных форм собственности в 40 направлениях деятельности пищевых производств. По данным Росстата на конец 2010 г. число предприятий отрасли состав-
Белова
Светлана
Константиновна
соискатель
инженерно-
экономического
факультета,
Российский
экономический
университет
им. Г. В. Плеханова
lanabel@list.ru
управление предпр\
цели интеграции -
_развитие
_конкурентных
_преимуществ
_предприятия
! счет оптимизации
_использования
_собственных
и привлекаемых _ресурсов
г
'Квиис
ляло 1,1% от всех промышленных предприятий РФ, оборот от реализации продукции пищевой промышленности составлял 4,8% от оборота продукции всех предприятий [6, с.187-188]. Вместе с тем, за последние 20 лет, к сожалению, была разрушена система общественного питания на предприятиях, охват которой доходил в конце 80-х годов в некоторых отраслях до 75-85% работников [2, с. 18]. В настоящее время решением вопросов производственного питания занимается (по разным оценкам) от 7,5 до 20% промпредприятий г. Москвы, большая часть которых в структуре своих активов имеет государственную собственность [3, с. 8]. Объединение того или иного предприятия пищевой промышленности с подразделением предприятия питания, по мнению автора, может спо-ствовать их взаимной адаптации к условиям ней среды, противостоянию рискам за счет диверсификации деятельности и внутрифирменному инновационному развитию. Цели интеграции - развитие конкурентных преимуществ предприятия за счет оптимизации использования собственных и привлекаемых ресурсов и резервов деятельности подразделения предприятия питания и внешних бизнес-партнеров. Другими словами, создание производственной среды, способствующей снижению издержек производства и обращения, повышению уровня кооперации и специализации производства, выполнению социальных гарантий развития коллектива. Системообразующим фактором станет общность логистики, использование аналогичного сырья и технологий производства, возможность дополнения и оптимизации обслуживания технологических процессов, большей загрузки производственных мощностей и персонала.
Деятельностное поле формируемой системы включает в себя производство расширенного ассортимента качественной и безопасной кулинарной рыбной продукции, полуфабрикатов, продукции и услуг производственного питания для реализации внутри промпредприятия, на известных и новых рынках с использованием логистических методов ведения бизнес-процессов.
Интегративным ядром станет управленческо-логис-тический центр, координирующий прохождение
ское предпринимательство, 2011, № 9 (2)
материальных, информационных, финансовых потоков, осуществляющий обратную связь между потребителями и производителями, обрабатывая информацию об ассортименте, ценах и сроках реализации товаров.
Формирование конкурентных преимуществ
Принципы взаимодействия партнеров по внутрифирменному и межфирменному взаимодействию при осуществлении совместной деятельности:
1) сопряженности интересов;
2) гибкости;
3) технологической специализации;
4) конкурентоспособности продукции и услуг;
5) обратной связи с потребителем;
6) инновационности;
7) социально-ориентированного управления;
8) прогнозирования развития, оценки и минимизации риска.
Постепенная модификация и последующая модернизация производства, увеличение доли активных, а также доли интеллектуальных ресурсов в основных фондах, использование компетенций специалистов, режим экономии и сбалансированности ресурсопотребления, переработка отходов, возвратная логистика, получение лучшего продовольственного сырья на приемлемых условиях, внедрение системы качества и безопасности продукции на всех стадиях производства и сбыта приведут к повышению имиджа компании и ресурса ее сбыта как производителя экологичной, безопасной и полезной продукции.
В свою очередь расширение производства и сбыта конкурентной по цене и качеству продукции позволит системе интеграции планомерно увеличивать выпуск новых товаров с выходом на новые рынки, постепенно сокращая серийное производство рыбной продукции, а также продолжать получение и выполнение заказов на продукцию и услуги предприятия питания.
В целом это приведет к формированию конкурентных преимуществ продукции и услуг предприятия, приращению его производственной, сбытовой и финансовой «мощи» - т.е устойчивости за счет обеспечения преимуществ от интеграции.
системообразующим фактором станет общность логистики, использование аналогичного сырья и технологий производства
управление предприятием
ее
ее
ее
=
_ на]
ее
ее
и сбыта
-пр
сис
конкурентной по
цене и качеству одукции позволит стеме интеграции _планомерно
величивать выпуск новых товаров
Устойчивое развитие
Концепция устойчивого развития, по нашему мнению, состоит в комплексной системе мер использования преимуществ интеграции, целенаправленном перераспределении ресурсов на выгодные и приоритетные направления деятельности, корректировке объемов производства в рамках оперативного управления текущей деятельностью. Для поддержания оптимального уровня устойчивости необходимо определение порога безопасности, т.е. планки, выше которой обеспечивается интенсивный устойчивый рост предприятия. Реализация стратегии устойчивого развития предприятия конкретизируется в программах по направлениям деятельности. Механизм повышения устойчивого развития состоит в мониторинге динамики развития предприятия в рамках задан->гх параметров и периода времени, в определе-и резервов и возможности его руководства провести перераспределение ресурсов с одного на другое перспективное направление деятельности предприятия.
Отслеживание динамики развития промпред-приятия проводится по блокам его деятельности, представленным на рис. (см. на с. 47). На их основе создается система показателей оценки состояния экономической устойчивости. Таким образом, внутрифирменное взаимодействие подразделений приведет к росту выпуска продукции (коммерческих услуг) предприятия производственного питания в составе совместного производства, возможностям расширения направлений деятельности под общим брендом известного предприятия, способствуя повышению конкурентоспособности продукции и предприятия, компенсации затрат на социальное питание работников, улучшению экономических и социальных показателей развития промпредприятия.
Вывод
Совместная деятельность предприятий в рамках внутрифирменного взаимодействия, направленная на удовлетворение существующего и потенциального спроса, поиск незаполненных сегментов рынка, приведет к дальнейшему развитию технологий переработки пищевых продуктов, а также
ское предпринимательство, 2011, № 9 (2)
Блоки деятельности промпредприятия, охватываемые механизмом повышения экономической устойчивости с использованием возможностей подразделения питания
Маркетингово-логистический
1. Изучение, формирование и поддержание спроса.
2. Связи
с поставщиками и потребителями.
3. Оптимизация ассортимента закупок
и производства.
4. Управление логистическими потоками.
5. Создание и укрепление бренда.
6. Формирование портфеля заказов.
Инновационно-производственный
1. Технологические процессы на основе инноваций кооперации, использования отходов.
2. Совместное использование ресурсов, площадей.
3. Система управления качеством
и безопасностью сырья и продукции.
4. Использование НП потенциала
и компетенций для создания конкурентоспособной продукции.
Организационно-финансовый
1.Управленческий учет на основе системы сбалансированных показателей,
2. Анализ затрат и снижение себестоимости продукции.
3. Финанализ
и бюджетирование.
4. Ресурсы на компенсацию рисков.
5. Мониторинг финансового состояния.
6. Инвестирование по приоритетам Развития.
Социально-экономический
1. Создание системы производственного питания и торгового обслуживания,
2. Развитие персонала.
3. Создание условий труда и быта.
4. Оздоровление и стабилизация состава коллектива.
5. Воспитание «инновационного человека».
Рис. Сферы деятельности промпредприятия в рамках механизма повышения устойчивости
_внутрифирменное
_взаимодействие
_подразделений
_приведет к росту
выпуска продукции
_(коммерческих
..услуг) предприятия _производственного _питания
новых возможностей хранения, упаковки и доставки потребителям.
Эти факторы явятся условием повышения экономической устойчивости предприятия в промышленности, подтверждением которых станет удостоверенная данными управленческого учета динамика увеличения объемов производства и реализации продукции, роста прибыли, стоимости предприятия.
Литература
1. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник. - 2-изд., стер. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 285 с.
2. Гарнов А.П., Пугачева С.Н. Социально-экономические аспекты формирования системы общественного питания. - М.: Наука, 2006. - 232 с.
3. Общественное питание в Москве.Цифры, факты, тенденции // Питание и общество. - 2010. - №2. - С. 8.
4. Оголева Л.Н., Чернецова В.М., Радиковский В.М. Реинжиниринг производства / Под ред. Л.Н. Ого-левой. - М.:КНОРУС, 2005. - 304 с.
5. Семенов Н.Н Стратегия управления производственными структурами в конкурентной среде. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006. - 251с.
6. Россия в цифрах, 2011. - М.: Росстат, 2011. - 581 с.
_ Svetlana K. Belova
_ Applicant, Department of Engineering and Economics,
_ Plekhanov Russian University of Economics
_ The Mechanism of Sustainable Development for an Enterprise
_ of the Food Industry Due to an In-House Production Catering Unit
__Abstract
The article studies the opportunity of increasing the sustainability of a food company by integrating with an enterprise of production catering, which has apotentialfor growth and development within their joint production activities.
_ The author suggests a mechanism of sustainable development of the industrial
_ enterprise involving reserves assessment and their mobilization in the priority areas.
__Keywords: industry, food company, integration, sustainable development,
__mechanism
—-
_российское предпринимательство, 2011, № 9 (2)
-