Научная статья на тему 'Оптимизация цепи поставок ресурсов как фактор устойчивого развития современного предприятия'

Оптимизация цепи поставок ресурсов как фактор устойчивого развития современного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4116
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ОПТИМИЗАЦИЯ / РЕСУРСЫ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SUPPLY CHAIN OPTIMIZATION / RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салина Татьяна Константиновна, Модянова Вероника Андреевна

В статье раскрывается сущность и содержание устойчивого развития отечественных предприятий в условиях перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Предлагается устойчивое развитие предприятий в современных условиях основывать на оптимизации цепи поставок ресурсов с использованием логистического подхода. Апробация предлагаемого направления оптимизации цепи поставок проводится на примере филиала предприятия ООО «КНАУФ ГИПС КОЛПИНО», входящего в германский холдинг «КНАУФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of supply chain as a factor of sustainable development of modern enterprise

The article reveals the essence and content of sustainable development of domestic enterprises in the transition of the national economy on an innovative path of development. It is proposed sustainable development of enterprises under current conditions base optimization of supply chain resources on the logistic approach. Approbation of the proposed direction of optimization of supply chain carried out by the example of the branch KNAUF.

Текст научной работы на тему «Оптимизация цепи поставок ресурсов как фактор устойчивого развития современного предприятия»

УДК 658.7

Т. К. Салина, В. А. Модянова Оптимизация цепи поставок ресурсов как фактор устойчивого развития современного предприятия

В статье раскрывается сущность и содержание устойчивого развития отечественных предприятий в условиях перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Предлагается устойчивое развитие предприятий в современных условиях основывать на оптимизации цепи поставок ресурсов с использованием логистического подхода. Апробация предлагаемого направления оптимизации цепи поставок проводится на примере филиала предприятия ООО «КНАУФ ГИПС КОЛПИНО», входящего в германский холдинг «КнАУФ».

The article reveals the essence and content of sustainable development of domestic enterprises in the transition of the national economy on an innovative path of development. It is proposed sustainable development of enterprises under current conditions base optimization of supply chain resources on the logistic approach. Approbation of the proposed direction of optimization of supply chain carried out by the example of the branch KNAUF.

Ключевые слова: устойчивое развитие, цепь поставок, оптимизация, ресурсы.

Key words: sustainable development, supply chain optimization, resources.

1. Сущность устойчивого развития предприятия

В связи с выбранным курсом модернизации национальной экономики, переходом страны на инновационный путь развития перед предприятиями встает задача их устойчивого развития. В условиях нестабильности экономики учащаются кризисные ситуации, которые необходимо преодолевать, сохраняя при этом способность к устойчивому развитию.

В целом продолжительность кризиса в среднем может составлять 0,5-3 лет. В течение этого периода предприятие может функционировать, получая доходы за счет имеющегося минимального потенциала (финансовые сбережения, заключенные контракты, участие в федеральных программах), однако такая деятельность носит отрицательную тенденцию, ведущую предприятие к стагнации или банкротству, к отсутствию положительной динамики касательно технико-экономических показателей. Таким образом, в условиях кризиса предприятие чаще всего не обладает необходимым и достаточным потенциалом, чтобы адекватно преодолевать кризис. Поэтому важным обстоятельством является наличие у предприятия соответствующего потенциала, обеспечивающего его развитие в

данный момент и в будущие периоды, учитывая возможные кризисные явления. Подобное состояние предприятия в экономической науке называется «состоянием устойчивого развития».

При устойчивом развитии предприятия ключевые показатели его деятельности находятся в допустимых пределах даже в период протекания кризисных процессов. В этом заключается суть толкования устойчивого развития предприятия (рис. 1).

Рис. 1. Типы развития предприятия

Основываясь на определениях, существующих в современной экономической науке, авторами предлагается следующих подход к определению термина «устойчивое развитие». Под устойчивым развитием предприятия понимается состояние постоянного в пределах его жизненного цикла улучшения основных показателей экономической деятельности при одновременном выявлении и предотвращении негативных последствий воздействия внешних и внутренних факторов среды на ранних этапах их проявления (политической, экономической, социальной, экологической) за счет созданного и поддерживаемого в необходимых пределах ресурсного потенциала (материального, финансового, информационного и иного).

Существующее состояние многих отечественных предприятий, а именно низкое качество производственного процесса, неэффективное использование финансовых средств, рост кредиторской и дебиторской задолженности, увеличение запасов и издержек на их обслуживание, превышение нормативов оборотных средств приводит к потери устойчивости предприятий, выявляя тем самым необходимость развития инновационных процессов в функционировании отечественных предприятий.

Значительные объемы потребляемых ресурсов, широкая их номенклатура, разветвленность и протяженность коммуникаций предопределяют актуальность задач совершенствования управления

закупками, складированием и доставкой минерально-сырьевых ресурсов, контроля процесса товародвижения и качества планирования поставок и перевозок и необходимых для них финансовых ресурсов. Авторами под категорией «цепь поставок» понимается линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц, действия которых направлены на перемещение и преобразование материальных ресурсов, начиная со стадии сырья и исходных материалов и заканчивая доставкой готовых продуктов конечному потребителю.

Обеспечение устойчивого развития предприятий возможно только при рассмотрении всей цепи поставок товаров от мест добычи до перерабатывающих заводов и посредников, реализующих товар конечным потребителям. Формирование межфирменных коммуникаций, включающей производителей, торговопосреднические фирмы, финансовые структуры, осуществляется в рамках интегрированных цепочек поставок, где в роли системного интегратора выступают логистические компании. Такой подход реализуется в рамках логистической концепции управления цепью поставок.

2. Логистический подход к управлению цепями поставок ресурсов предприятия

Основой экономической деятельности предприятия является добавленная стоимость и стремление к ее максимизации. Добавленная стоимость создается по этапам цепи поставок от источников первичного сырья до конечного потребителя. Физическое получение продукта основано на процессах преобразования и движения материальных потоков.

Созданию потенциала предприятия может способствовать производство продукции с минимальными затратами ресурсов в цепи поставок, для чего необходимо, с одной стороны, оптимизировать собственно производственные процессы, а с другой - обеспечить поддержание постоянного баланса между потребностями и поставками, что реализуется на основе интеграции и балансирования локальных процессов по всей протяженности цепи создания добавленной стоимости.

Как показывает практика, оптимизация связей между производственными и распределительными процессами является наиболее критичной относительно возможностей оптимизации цепи поставок предприятия для целей его устойчивого развития. Данный аспект -основной предмет управления цепями поставок с использованием логистического подхода.

2.1. Сущность логистического подхода к управлению цепями поставок предприятия

Ключевым понятием в логистике является понятие потока. Потоки же, в свою очередь, формируются поставками. История развития межорганизационного взаимодействия различных предприятий связана с поставками. Вместе с развитием кооперации и специализации предприятий развивались и методы управления поставками.

Особую значимость логистика как наука об изучении потоковых процессов и эффективной организации управления этими процессами приобретает применительно к сфере поставок материальных ресурсов предприятия.

Управление цепью поставок ресурсов предприятия на основе логистического подхода способствует оптимальной организации экономических потоков, а также повышает результативность управления цепями поставок, что в дальнейшем может привести к устойчивому развитию предприятия.

Управление цепями поставок - это основная концепция управления поставками в современной экономике, это целостная концепция управления предприятиями, объединяющая в себе передовые организационные принципы и возможности современных информационных технологий.

Управление цепями поставок тесным образом связано со стратегией экономической деятельности субъектов хозяйствования. Эффективное управление цепями поставок - это один из решающих факторов устойчивого развития предприятия на современных и будущих рынках.

Управление цепями поставок направлено как на оптимизацию межорганизационного взаимодействия на основе современных методов управления и информационных технологий, так и на оптимизацию внутрифирменных процессов. Практика реализации управления цепями поставок позволяет говорить о том, что эта концепция является основной в современной логистике и будет стремительно развиваться и в будущем.

2.2. Задачи управления цепями поставок

Управление цепями поставок нацелено на достижение двух основных эффектов:

• увеличение размера дохода от продаж продукции/услуг за счет повышения уровня сервиса, точности поставок и снижения колебаний спроса;

• сокращение затрат за счет снижения уровня запасов, сокращения накладных и трансакционных издержек в закупках, складировании и сбыте, а также улучшения использования производственных мощностей.

Задачи управления цепями поставок для целей устойчивого развития предприятия: формирование эффективной цепи поставок предприятия; повышение качества прогнозов спроса и точности поставок; организация мероприятий по снижению рисков; выбор поставщиков; определение оптимального уровня обслуживания потребителей; управление запасами в цепи поставок; снижение времени изготовления продукции, поставок и общего цикла выполнения заказа; достижение эффективной интеграции и координации поставок.

Решение задач направлено на достижение целей устойчивого развития предприятия - повышение прибыли, увеличение доли рынка и минимизация совокупных затрат в цепи поставок для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности на долгосрочную перспективу. Для достижения этой цели существует целый комплекс различных стратегий, концепций, методов и технологий, многообразные комбинации которых способны значительно повысить эффективность цепи поставок в различных отраслях экономики.

2.2. Организация деятельности предприятия в рамках рассматриваемого подхода

Экономику предприятия и его организационную структуру в целях его устойчивого развития на основе управления цепями поставок целесообразно рассматривать относительно этапов продвижения материальных ресурсов в цепи поставок (рис. 2) [1].

Всю совокупность обозначенных выше функциональных областей управления предприятием можно объединить в три блока:

•управление финансами;

• управление жизненным циклом продукции;

• управление цепями поставок на основе логистического подхода.

Управление жизненным циклом продукции объединяет в себе

все стадии разработки, изготовления и использования продукта. На долю управления жизненным циклом изделия приходится около 25 % обеспечения устойчивости развития предприятия. Управление финансами интегрирует в себе функции управленческого учета и управления финансовыми потоками, его доля в обеспечении устойчивости составляет около 35 %. Управление цепями поставок, основанное на принципах логистики, отвечает за балансирование потребностей и поставок по всей цепи создания добавленной стоимости и за физическую реализацию преобразования материальных потоков в цепи создания добавленной стоимости. Эффективность или неэффективность данного подхода может определять около 40 % обеспечения устойчивости функционирования предприятия.

Разработка 1+4 Маркетинг

е и

н а т о и н —► Закупки

а 1=

Производство ► Сбыт —►

к к і г и Ї е 1- а

Складирование ► ► а т т —►

Объем

продаж

Затраты

Экономические расчеты

Финансовые расчеты

Управление жизненным циклом продукции 25 % Управление финансами 35 %

к г ' к

Управление цепями поставок на основе логистического подхода 40 %

Рис. 2. Функции управления предприятием

На рис. 3 показаны основные элементы управления предприятием для целей его устойчивого развития.

Рис. 3. Основные элементы управления предприятием

Все рассмотренные четыре «движущие силы» экономики предприятия находятся в теснейшей взаимосвязи. Управление жизненным циклом изделий связано с управлением цепями поставок, например, через подключение поставщиков и маркетинга уже на ранних стадиях к разработке новой продукции. Синхронизация материальных и информационных потоков положительно скажется на финансовых потоках. Эффективной является и оптимизация производственных и логистических процессов совместно с оптимизацией взаимосвязей между этими процессами [2].

Таким образом, управление цепями поставок является наряду с управлением финансами, управлением жизненным циклом изделий одним из основных факторов устойчивого развития предприятий и определяет до 30 % его дохода.

Примеров успешного управления цепями поставок на практике множество. Реализованные проекты по управлению цепями поставок показали возможность снижения общих затрат в цепи поставок до 60 %, уровня запасов до 60 %, времени изготовления и поставок до 50 %, повышения точности поставок до 60 %, улучшения использования мощностей до 20 %, повышения прибыли за счет оптимизации процесса создания стоимости и снижения трансакционных издержек в области закупок и сбыта до 30 %, повышения качества продукции до 30 %, увеличения оборота и доли рынка за счет повышения скорости реакции и гибкости цепей поставок до 55 %. Учитывая, что доля операционных затрат в цепи создания стоимости, приходящаяся на цепь поставок, составляет до 75 %, а до 80 % стоимости конечного продукта зависит от решений, принятых на этапе построения цепи поставок. Значение эффективного управления цепями поставок трудно переоценить [1].

3. Пример оптимизации цепи поставок предприятия ООО «КНАУФ ГИПС КОЛПИНО»

В качестве примера в статье рассматривается филиал предприятия ООО «КНАУФ ГИПС КОЛПИНО», входящий в германский холдинг «КНАУФ». Таким образом, филиал представляет собой элемент системы и обладает ее свойствами. Это свидетельствует о том, что полученные результаты исследований и расчетов можно транспонировать и на другие предприятия холдинга. Кроме того, «КНАУФ», выступая в качестве крупного внешнего инвестора отечественного производства, представляет собой объект для научного исследования.

Результаты проведенного анализа производственной деятельности предприятия свидетельствуют, что существующая система управления в таком виде не способна обеспечить управление им в условиях устойчивого развития.

На предприятии выявлено территориальное разобщение структурных подразделений, поставщиков, потребителей, несовпадение интересов в процессе производства и управления. Так, связи между ними четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Взаимодействие структурных подразделений по организации и управлению движением ресурсов осуществляется не комплексно, и, наконец, отсутствует организационная структура по выработке решений (предложений) по оптимизации потоковых процессов (материального, финансового, информационного), графически изображенных на рис. 4.

Рис. 4. Г рафическая схема цепи поставок ресурсов предприятия ООО «КНАУФ ГИПС КОЛПИнО»

Указанные недостатки существенно влияют на устойчивость функционирования предприятия. С целью их устранения на предприятии целесообразно создать логистическое подразделение, структура которого показана на рис. 5.

Рис. 5. Структура логистического подразделения

Основными функциями специалистов логистического подразделения должны стать в области обслуживания:

• информационного потока - составление в короткие сроки необходимой документации, доступность и полнота информации, создание эффективной системы обмена информацией - ее получение, обработка и доведение до исполнителя;

• материального потока - материально-техническое снабжение, транспортное обеспечение, хранение материальных ресурсов, контроль над качеством материальных ресурсов;

• финансового потока - оптимальное размещение, использование, перераспределение финансовых ресурсов и источников их формирования; обеспечение оптимального направления финансового потока и контроль над ним.

В ходе исследования определены величины затрат на формирование и обслуживание логистического подразделения (табл. 1).

Таблица 1

Затраты на формирование и обслуживание логистического подразделения, руб.

Затраты Специалисты ИТОГО за месяц ИТОГО за год

1 2 3 4

Оклады 30000 25000 25000 25000

ФОТ 49872 41872 41872 41872 175488 2242986

Налоги с ФОТ 12966,72 10886,72 10886,72 10886,72 45626,88 583176,36

Расходы на обустройство рабочего места 45000 40000 40000 40000 165000 165000

Прочие расходы 498,72 418,72 418,72 418,72 1754,88 1754,88

ИТОГО 387869,76 2992917,2

Расчеты показывают, что около 2 % от общих затрат (рис. 6) приходится на функционирование логистического подразделения, что подтверждается теорией и практикой.

2,99; 2%

163,4; 98%

□ Затраты на отдел логистики, млн.руб. □ Общие затраты, млн.руб.

Рис. 6. Относительные показатели затрат на логистическое подразделение

Путем анализа полученных данных установлено, что показатели затрат, приходящихся на процессы, требующие логистического

обслуживания (ЛО), после внедрения логистического подразделения в систему управления предприятием снизились на 14 % (табл. 2).

Таблица 2

Показатели затрат после внедрения мероприятия

Показатели Общие затраты, руб. Затраты на процессы, требующие ЛО, руб. Относительная величина затрат на процес-сы,тре-бующие ЛО, % Общие затраты после внедрения мероприятия, руб. Затраты на процессы, требующие ЛО, после внедрения мероприятия, руб. Отн. величина затрат на процессы, требующие ЛО «после» (от общих затрат «до»), %

Амортизация 33196438,5 15270361,7 9,3% 17416323,3 8011508,0 4,9

ГСМ 17960976,0 7723219,6 4,7% 9423124,2 4051943,4 2,5

З/части, материалы 7107419,0 2061151,5 1,3% 3728867,1 1081371,4 0,7

Прочие услуги 16608986,2 16608986,2

В т.ч. взрывы 15408986,2 15408986,2

ФОТ 34212690,4 16764218,3 10,3% 17949494,0 8795252,1 5,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налоги с ФОТ 8895299,5 4358696,7 2,7% 4666868,4 2286765,5 1,4

Накладные расходы 28709081,9 28709081,9

Прочие расходы 16724679,6 8774508,3

ИТОГО 163415571,3 46177647,9 28,3% 122686239,9 24226841,2 14,3

В результате чистый эффект составляет приблизительно 12 %, который в денежном выражении для филиала предприятия ООО «КНАУФ ГИПС КОЛПИНО» составляет около 20 млн руб., которые можно использовать в качестве его финансового потенциала для преодоления будущих негативных последствий внешней и внутренней среды, обеспечивая тем самым устойчивый характер развития. Концентрация внимания на совершенствовании логистических операций и как следствие на обслуживании клиентов будет способствовать получению конкурентного преимущества.

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о целесообразности применения концепции управления цепями поставок в системе управления филиалом предприятия ООО «КНАУФ ГИПС КОЛПИНО» с целью обеспечения его устойчивого развития.

Список литературы

1. Иванов Д.А. Управление цепями поставок. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2010. - 660 с.

2. Олле В. Производство в партнерстве - логистическая концепция завода Фольксваген Саксония // Логистика и управление цепями поставок. - 2008. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.