Научная статья на тему 'Инновационная активность как фактор реализации конкурентных преимуществ предприятий общественного питания'

Инновационная активность как фактор реализации конкурентных преимуществ предприятий общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / CATERING / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИНТЕГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ" / INTEGRATION SYSTEM "UNIVERSITY-ENTERPRISE" / ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / APPLIED RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Н. Е.

В статье рассматриваются вопросы инновационного развития сферы общественного питания в Нижегородской области. Описаны составляющие инновационной деятельности предприятий общественного питания; охарактеризованы основные предпосылки развития инновационной деятельности сферы общепита в регионе; объясняется неравномерность инновационной активности сферы общественного питания. А кцентировано внимание на необходимости формирования интеграционных структур «ВУЗ-предприятие» и существующих проблемах, сдерживающих их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY AS A FACTOR REALIZATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES CATERING

The article examines the development of innovative Food services Nizhny Novgorod region. Describes the components of innovation catering; describes the main preconditions for the development of innovation sphere caterers in the region; is due to the unevenness of innovative activity of public catering. Emphasize the need for formation of integration structures "university-enterprise" and the existing problems impeding their development.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность как фактор реализации конкурентных преимуществ предприятий общественного питания»

-Economy and Business-

79

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Н.Е. Назарова, канд. техн. наук, доцент

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы инновационного развития сферы общественного питания в Нижегородской области. Описаны составляющие инновационной деятельности предприятий общественного питания; охарактеризованы основные предпосылки развития инновационной деятельности сферы общепита в регионе; объясняется неравномерность инновационной активности сферы общественного питания. Акцентировано внимание на необходимости формирования интеграционных структур «ВУЗ-предприятие» и существующих проблемах, сдерживающих их развитие.

Ключевые слова. Инновации, общественное питание, инновационная активность, интеграционная система «ВУЗ-предприятие», прикладные научные исследования.

Ключевую роль в формировании конкурентоспособности на современном этапе играют инновационный потенциал организации и ее инновационное развитие. Понятие инновационного потенциала впервые было предложено К. Фрименом, согласно которому нововведения представляют собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [1]. К инновационному потенциалу, следовательно, можно отнести предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм, используемые для достижения поставленных целей в области наукоемких технологических процессов, новых видов продукции, а также новых видов услуг.

Пищевая промышленность - крупнейшая сфера народохозяйственного комплекса России, оказывающая значительное влияние на состояние всей экономики страны. От ее эффективного функционирования зависят уровень продовольственной безопасности и качество жизни граждан. Поэтому именно инновационный подход к развитию продовольственной отрасли может решить проблемы, связанные с питанием и здоровьем населения России.

В современных условиях актуально формирование в региональных условиях системы инновационного развития пред-

приятий общественного питания, инновационная деятельность которых в России характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при высокой динамике роста и качественных изменениях в развитии рынков производства продукции общественного питания.

Под инновациями в сфере общественного питания следует понимать новые подходы и методы ведения предпринимательской деятельности; использование современных оборудования и технологий приготовления пищи; использование новых видов сырья; изготовление продукции с новыми свойствами; насыщение рынка функциональными продуктами питания; составление рационов питания с точки зрения полноценности, сбалансированности; предложение потребителям новых видов услуг; появление новых рынков сбыта.

Охарактеризуем основные предпосылки развития инновационной деятельности предприятий общественного питания в Нижегородской области:

- рост численности предприятий до 15% в год;

- увеличение доли жителей Нижнего Новгорода и области, предпочитающих пользоваться услугами общественного питания;

- изменение социальной обстановки и качества жизни населения региона (например, среди молодежи и в категории

Journal of Economy and Business, vol.1

80

-Economy and Business-

среднего возраста становится все престижнее встречаться, проводить время в кофейнях, кафе, клубах, что благоприятно влияет на работу и производительность заведений общественного питания);

- снижение неопределенности и риска в общественном питании. Уровень риска в данном виде бизнеса пропорционален общему экономическому состоянию страны. В настоящее время отрасль общественного питания имеет средний уровень неопределенности и риска. Постоянная и первостепенная потребность человека в питании, а также соответствие требованиям общества сокращает уровень риска неликвидности производимой предприятиями продукции. Уровень риска невостребованности услуги повышается в случае ведения бизнеса непрофессионалами, дилетантами, как в менеджменте, так и в производстве. Современные стратегии менеджмента, экономики и технологии общественного питания, появление различных новых сервисов -способствуют стабильной и качественной работе предприятий общественного питания;

- наличие в регионе специализированных вузов пищевого профиля, которые должны иметь определяющее значение в инновационном развитии отрасли общественного питания Нижегородского региона.

Неравномерность инновационной активности сферы общественного питания объясняется особенностями функционирования рыночной экономики. Ориентируясь на текущую прибыль, предприниматели руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. К внедрению радикальных инноваций они приступают только вследствие резкого падения потребительского спроса и эффективности инвестиций в традиционных направлениях, когда уже избежать перехода экономики в фазу глубокой затяжной депрессии (кризиса) не удается. В кризисных экономических условиях внедрение инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования.

То, что развитие инновационной активности, переход к экономике инновацион-

ного типа - единственный способ восстановления и развития экономического потенциала России, теперь уже понимается одинаково всеми ветвями власти. Политика стимулирования инновационной активности мелкого и среднего бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления - от федерального правительства до муниципалитета. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений.

Еще в 2010 году Правительством РФ в число приоритетов включены меры, направленные на придание дополнительного импульса развитию инновационной составляющей в малом предпринимательстве.

Значительный импульс дальнейшему развитию малого инновационного предпринимательства должен придать федеральный закон о создании малых предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений.

В условиях инновационного развития все больше отдается предпочтений системе «ВУЗ-предприятие». Данный факт объясняется тем, что большая часть научноисследовательских работ сконцентрирована именно в ВУЗах, а результаты данных исследований можно полноценно опробовать, адаптировать и реализовать только в производственных условиях. Поэтому в программах социально-экономического развития регионов инновационный путь развития также предусматривает интеграцию научно-образовательных и предпринимательских структур.

На государственном уровне финансируются области науки, являющиеся приоритетными. Так, например, в соответствии с Законом Нижегородской области от 01.02.2007г. № 7-З «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники» [2], Министерством промышленности и инно-

Journal of Economy and Business, vol.1

-Economy and Business-

81

ваций Нижегородской области в марте 2015 г. объявлен конкурс работ (проектов) на право получения грантов в сфере науки, технологий и техники. В числе приоритетных направлений науки, технологии и техники Нижегородской области представлены новые материалы и химические технологии, производственные технологии.

Также известно, что в ряде ВУЗов Нижегородской области на базе аспирантур, докторантур, бизнес-инкубаторов, и в рамках грантовой поддержки проводятся прикладные исследования по разработке рецептур и технологий производства кулинарной продукции.

Большое внимание в Нижегородской области уделяется реализации региональных программ - «К здоровью - через питание», «Модернизация школьного питания».

Однако анализ ситуации в сфере общественного питания демонстрирует на сегодняшний день недостаточную организацию совместной работы разработчиков (ВУЗов) и потребителей (предпринимательских структур). Фактически между научно-образовательными учреждениями и предпринимательскими структурами в сфере общественного питания имеется сотрудничество, а необходимо формировать кластер стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве по подготовке высококвалифицированных специалистов; наращиванию совместной материально-технической базы, в том числе и для обеспечения учебного процесса; выполнению совместных научно-исследовательских работ; модернизации производства и выпускаемой продукции; формированию совещательных органов, координирующих деятельность системы «ВУЗ-предприятие».

Существует целый ряд проблем, сдерживающих формирование подобных интеграционных структур в Нижегородской области:

- не разработаны концептуальные основы инновационного развития сферы обще-

ственного питания и пищевой промышленности в целом;

- прикладные исследования разрознены по ВУЗам и производственным структурам;

- прикладные научные исследования, выполняемые ВУЗами, представляют собой пакет документов с описанием новации, однако процесса преобразования новации в инновацию не происходит, поскольку инновационная деятельность предусматривает привлечение инвестиций для создания и продвижения продукта на потребительский рынок;

- отсутствуют специалисты, владеющие вопросами трансфера технологий в цепи «ВУЗ-предприятие»;

- отсутствует взаимопонимание между ВУЗами и работодателями по вопросу формирования необходимых профессиональных компетенций у специалистов в процессе обучения, другими словами, отсутствует заказ на подготовку «конкретного» специалиста;

- отсутствуют заказы со стороны предприятий на разработку инновационных продуктов, технологий и т.п.;

- малые инновационные предприятия, сформированные при ВУЗах, существуют сами по себе, отсутствует координация взаимодействия науки и практики;

- отсутствует единая система сбора информации о состоянии сферы общественного питания в регионе, необходимая для анализа и выработки перспективных направлений инновационной деятельности.

Таким образом, выше рассмотрены основные направления и предпосылки развития инновационной деятельности предприятий общественного питания в Нижегородской области, которые, прежде всего, основываются на формировании интеграционных систем «ВУЗ-предприятие». Именно этим инновационным структурам, на наш взгляд, принадлежит ведущая роль в достижении конкурентоспособности сферы общественного питания.

Journal of Economy and Business, vol.1

82

-Economy and Business-

Библиографический список

1. Жиц Г.И. Способности и цели: рассуждения о методологии оценки влияния инновационного потенциала на экономический рост в социально-экономических системах различного уровня сложности // Инновации. 2008. № 9. С. 91.

2. Закон Нижегородской области от 1 февраля 2007 г. N 7-З "О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники" [Режим доступа ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.rU/hotlaw/novg/152379/#ixzz3VtOlAoKK

INNOVATIVE ACTIVITY AS A FACTOR REALIZATION OF COMPETITIVE

ADVANTAGES CATERING

NE Nazarova, candidate of engineering sciences, associate professor Nizhny Novgorod state university N.I. Lobachevsky (Russia, Nizhny Novgorod)

Abstract : The article examines the development of innovative Food services Nizhny Novgorod region. Describes the components of innovation catering; describes the main preconditions for the development of innovation sphere caterers in the region; is due to the unevenness of innovative activity of public catering. Emphasize the need for formation of integration structures "university-enterprise " and the existing problems impeding their development.

Keywords: Innovation, catering, innovative activity, integration system "university-enterprise ", applied research.

Journal of Economy and Business, vol.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.