Научная статья на тему 'Механизм управления инновациями в сервисном секторе экономики'

Механизм управления инновациями в сервисном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ / THE SERVICE SECTOR OF THE ECONOMY / THE MECHANISMS OF MANAGEMENT OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рочева О. А.

Для механизм разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. Совокупность всех доступных для хозяйствующего субъекта экономических ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности человека) определяет основу его потенциала. Система механизмов управления инновациями может быть представлена следующими функциональными группами: механизмами организации инновационной деятельности; разработки и внедрения инноваций; финансирования инновационной деятельности; мотивационные и стимулирующие инновационные механизмы; механизмы технологического трансфера; интеллектуальной собственности; механизмы планирования инновационных мероприятий и контроля; механизмы взаимодействия участников инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the mechanism of development and introduction of innovations requires the concentration of intellectual, material and financial resources and their effective combination in time and space. The combination of all available for the business entity of economic resources (land, labour, capital, entrepreneurial ability of the person) determines the basis of its capacity. System of mechanisms of management of innovations can be represented by the following functional groups: mechanisms of organization of innovative activities; development and implementation of innovations; financing of innovative activity; motivation and stimulation of innovative mechanisms; and mechanisms for technology transfer; intellectual property; mechanisms for the planning of innovative activities and control; mechanisms of interaction between the participants of innovation process.

Текст научной работы на тему «Механизм управления инновациями в сервисном секторе экономики»

О. А. Рочева

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СЕРВИСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: сервисный сектор экономики, механизмов управления инновациями.

Для механизм разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. Совокупность всех доступных для хозяйствующего субъекта экономических ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности человека) определяет основу его потенциала. Система механизмов управления инновациями может быть представлена следующими функциональными группами: механизмами организации инновационной деятельности; разработки и внедрения инноваций; финансирования инновационной деятельности; мотивационные и стимулирующие инновационные механизмы; механизмы технологического трансфера; интеллектуальной собственности; механизмы планирования инновационных мероприятий и контроля; механизмы взаимодействия участников инновационного процесса.

Keywords::the service sector of the economy, the mechanisms of management of innovations.

For the mechanism of development and introduction of innovations requires the concentration of intellectual, material and financial resources and their effective combination in time and space. The combination of all available for the business entity of economic resources (land, labour, capital, entrepreneurial ability of the person) determines the basis of its capacity. System of mechanisms of management of innovations can be represented by the following functional groups: mechanisms of organization of innovative activities; development and implementation of innovations; financing of innovative activity; motivation and stimulation of innovative mechanisms; and mechanisms for technology transfer; intellectual property; mechanisms for the planning of innovative activities and control; mechanisms of interaction between the participants of innovation process.

Введение

Расширение сферы услуг и наблюдаемое сегодня превалирование ее над другими секторами в зарубежных странах характеризует прогрессивные сдвиги и отнюдь не означает деиндустриализации, поскольку современное развитие системы сервиса базируется на качественно новом фундаменте — на основе тесного сочетания науки и техники, передовых организационных, информационно-

коммуникационных и индустриальных технологий.

Безусловным выглядит и то, что модернизация потребует значительных изменений в системе государственного, в том числе регионального управления. Практически все ученые и специалисты единодушны, что в связи с изменяющимися социально-экономическими потребностями и условиями развития общества именно вопросы реорганизации существующих и необходимость создания новых структур и органов государственного управления приобретает особо важное значение.

Очевидно, что практическое осуществление модернизации потребует огромных усилий власти на всех уровнях, причем в областях для многих государственных органов непривычных и даже нежелательных (с точки зрения интенсивности творчества и ответственности деятельности), что может вызвать некоторое сопротивление со стороны определенной доли чиновников. Поэтому здесь не обойтись без замены такой части бюрократии и переподготовки государственных служащих, настроенных на преобразования. В новых условиях на передний план выдвигается профессионализм и креативность управления, причем как в государственных и региональных органах власти, так и в самих хозяйствующих субъектах, функционирующих в сервисном секторе экономики. Фундаментальной основой формирования современного общества является че-

ловеческое творчество, креативные мышление и деятельность в современных условиях. Обладание креативными способностями «проведет линию разрыва между теми, кто прорвется вперед и теми, кто отстанет» [1].

В связи со структурной перестройкой в сфере услуг развитых стран происходят изменения во взаимоотношениях между государством и государственными учреждениями и организациями, основная суть которых состоит во все большем распространении новых форм управления последними. Конкретным проявлением этого является введение контрактных отношений с организациями сферы услуг в условиях сращивания двух видов собственности (государственной и частной) и росту обширной зоны, в которой в различных пропорциях переплетаются частные и государственные интересы. Это проявляется во все большем увеличении числа акционерных предприятий и организаций сферы услуг со смешанной формой собственности. При этом важной характерной чертой экономических системы является сохранение государственного влияния на процесс принятия решений в сфере услуг, а, следовательно, государственных позиций в системе управления и контроля над рядом организаций, подвергшихся акционированию, независимо от величины доли участия государства в капитале компании. Интеграция двух форм собственности, характерная для публичного сектора многих развитых стран в последние годы, с одной стороны, и переход на новые формы управления организациями сферы услуг — с другой, способствуют существенному росту эффективности последних и повышению их конкурентоспособности [3].

Механизм управления инновациями

Степень развития сервисного сектора экономики стала выступать критериальным признаком

развитости общества. Именно по состоянию сферы услуг региона можно судить о развитии соответствующей территории, благосостоянии, качестве и уровне жизни местного населения. Кроме того, сфера услуг относится к отраслям, завязанным на росте внутреннего спроса и в меньшей степени ориентированным на мировую экономику, которые наименее подвержены мировому финансовому кризису. Следовательно, для многих российских территорий именно сервисно-ориентированный сектор экономики может стать своего рода «локомотивом» развития, важным источником получения доходов, объектом инвестиционно-инновационной привлекательности. Численность занятых в сервисном секторе экономике на протяжении последних лет увеличивается, сокращение производства в секторе услуг в период общего мирового финансового кризиса было меньшим, чем в других отраслях. Высокие темпы развития сервисного сектора дают основания для предположений о возможном увеличении в перспективе вклада данного сектора в экономическое развитие российских регионов. Кроме того, в результате многоплановой модернизации меняется восприятие не только у исследователей, но и в массовом сознании общества о понятии " сфера услуг", как о неприбыльном секторе экономике. Долгое время оно ассоциировалось главным образом с торгово-посредническими операциями, службой быта, рекреационными отраслями и другими видами деятельности, не относящимися к престижным и высокооплачиваемым видам деятельности. Сегодня, с развитием общества и усложнением бизнеса, оно все более отождествляется с высокотехнологичными и интеллектуальными услугами - информационными, телекоммуникационными, деловыми, профессиональными, финансовыми и т.д. В комплексе с передовыми отраслями индустрии они образуют движущее ядро современного хозяйства, во многом определяют темпы, качество и результаты социальноэкономического развития страны. На долю услуг развитых стран приходится примерно 1/3 всего комплекса отраслей высоких технологий, а в составе информационно-коммуникационных технологий

она приближается к 2/3. В структуре рассматриваемой сферы еще более укрепились позиции, возросших по масштабам, значению и технологическому уровню, отраслей науки, образования и здравоохранения, формирующих научное знание и человеческий капитал, то есть ключевые источники современного экономического развития. Услугам отводится значительная роль в развитие региона по трем направлениям: воздействие развития сферы услуг на производство; влияние сферы услуг на социальную сферу общества; эффективность предоставления различных видов услуг . Существует тесная взаимосвязь между эффективностью развития экономики региона в целом и эффективностью сферы услуг, что обусловлено единством их целей и задач. Данная взаимосвязь выражается в степени удовлетворения потребности населения в услугах, воздействии сферы услуг на процесс производства и условий труда во всей экономике, сокращении издержек потребления. Эффективность самой сферы услуг ха-

рактеризуется производительностью труда работников данной сферы, интенсивностью использования материально-технической базы и инвестиций, качеством предоставляемых услуг и культурой обслуживания потребителей, уровнем рентабельности и т.п.

Управленцы, которые стремятся создать новый рынок посредством инновационных сервисов, должны сконцентрироваться на задачах, определяющих успех или неудачу их начинаний. Исследование авторов публикации позволило им выделить девять основных факторов успеха. Правда, стоит оговориться, что рассмотренные выше примеры сочетают все факторы с небольшими вариациями в акцентах в зависимости от специфики бизнеса. Другими словами, лучшие создатели инноваций применяют целостный подход к завоеванию лидерства на рынке.

Инновационные услуги существенно отличаются от инновационных продуктов. Во-первых, для трудоемких, интерактивных сервисов их реальные провайдеры - это персонал компании. Люди становятся частью опыта потребителей и, соответственно, частью самой инновации. Во-вторых, как правило, оказание услуг требует физического присутствия потребителя, создавая тем самым необходимость в местной «децентрализации» производственных площадок. Наконец, в-третьих, создателям инновационных услуг не обязательно обладать осязаемым продуктом, чтобы поддерживать свой бренд.

Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов научнотехнической, инновационной и промышленной политики, с помощью которых можно управлять инновационным процессом в экономических системах. В рамках данного исследования особый интерес представляет изучение инновационных механизмов.

Необходимо уточнить понятие механизмов управления инновациями, осуществляемого на уровне предприятия. Основываясь на определении, предложенном О.А.Рочевой, под инновационным механизмом будем понимать рычаги управления инновационной деятельностью через поиск новых инновационных решений и их применения в различных сферах жизнедеятельности общества.

Для запуска механизмов разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. Совокупность всех доступных для хозяйствующего субъекта экономических ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности человека) определяет основу его потенциала.

Следует различать два термина, связывающих инновации и управление: «инновационное управление» и «управление инновациями». Несмотря на их кажущуюся схожесть, они касаются двух разных аспектов управления. Первый термин может быть отнесен к области собственно управления предприятием посредством новых подходов, применяемых руководством для решения задач, стоящих перед различными подразделениями, группами коллективов. Объектом управления в данном случае

выступает предприятие и его составные части. В таком случае мы имеем ввиду инновационный менеджмент, т.е. менеджмент, преимущественно направленный на повышение эффективности функционирования и развития предприятия. Термин «управление инновациями» связан с «адаптацией» собственно инноваций (инновационных процессов, деятельности, изменений), подразумевает комплекс мероприятий по стимулированию инновационных идей и реализации их в рамках производственных, сервисных и других процессов на предприятии. Объектом управления выступают инновационные идеи, разработки, новые продукты, персонал и его потенциал и т.д.

При таком подходе система механизмов управления инновациями может быть представлена следующими функциональными группами: механизмами организации инновационной деятельности; разработки и внедрения инноваций; финансирования инновационной деятельности; мотивационные и стимулирующие инновационные механизмы; механизмы технологического трансфера; интеллектуальной собственности; механизмы планирования инновационных мероприятий и контроля; механизмы взаимодействия участников инновационного процесса. Рассмотрим некоторые из них.

В группу механизмов разработки и внедрения инноваций можно включить механизмы поиска инновационных решений, механизмы разработки и внедрения. Механизмы поиска направлены на генерацию новых идей, технических решений и т. д. Можно выделить три пути поиска идей: разработка новых идей (генерирование идей); критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений; поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий). Все идеи и разработки могут различаться в зависимости от затрат времени и финансов для их реализации.

Для запуска механизмов разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. Совокупность всех доступных для хозяйствующего субъекта экономических ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности человека) определяет основу его потенциала. В подходах к определению инновационного потенциала можно выделить ряд общих моментов. В структуре инновационного капитала выделяют совокупности ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности. При определении инновационного потенциала предприятия оценивают не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства, финансово-экономического обеспечения производства. Кроме ресурсной составляющей в современной экономической теории подчеркивают определяющее значение блока управления. Инновационный потенциал связывают с уровнем развития таких его функций как производство, маркетинг,

исследования и разработки, материальнотехническое снабжение, а также применяемыми стратегиями конкурентной борьбы. Инновационный потенциал рассматривают в единстве с инновационной инфраструктурой и инновационной культурой предприятия. [4]

Основываясь на приведенных основных идеях, можно определить инновационный потенциал как способность рассматриваемого объекта реального сектора обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры.

В системе механизмов стимулирования и мотивации следует выделить внутренние и внешние составляющие. Внешнее стимулирование предполагает создание условий, в которых осуществление инновационной деятельности будет выгодным (прибыльным). Основными рычагами внешнего (государственного) стимулирования могут быть: введение налоговых льгот; субсидирование части процентных ставок по кредитам на научные разработки и исследования; отнесение затрат на НИОКР на себестоимость; улучшение среды функционирования бизнеса; повышение эффективности общественных институтов и государственного аппарата; децентрализация государственной поддержки, формирование сети «институтов развития»; поддержка в области обучения персонала, содействие сертификации продукции; предоставление бизнесу научно-

технической информации и результатов НИОКР; предоставление площадей на территории государственных Вузов или НИИ на льготных условиях; поддержка не отдельных предприятий, а групп отраслевых ассоциаций; формирование инновационных кластеров, де возможно совместное обучение и эффективный обмен лучшим опытом между малыми, средними и крупными предприятиями. [4]

Внутреннее стимулирование предполагает создание благоприятных условий внутри предприятия в целях развития инновационных способностей работников. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения. Элементами внутренней мотивации и стимулирования выступают: позиция и поведение руководителей, кадровая политика, организация информационных и коммуникационных процессов, финансовое стимулирование, развитие фирменной культуры, внутрифирменное развивающее обучение.

В качестве следующего элемента инновационного механизма управления можно назвать механизм технологического трансфера . Это передача технологий, разработанных в государственном и предпринимательском секторах. На производственных предприятиях (особенно средних и малых) сфера исследований как правило ограничивается разработками, а фундаментальные и прикладные исследования могут быть переданы посредством технологического трансфера. Внешними источниками знаний в данном случае могут выступать: обмен науч-

но-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках; трансфер знаний благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов; совместные исследования с другими предприятиями; приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте; кооперация в разработках.

Наиболее значимые требования к механизму интеллектуальной собственности в рамках предприятия - это: низкозатратность процессов патенти-рования; возможность свободной покупки лицензии для организации производства новых продуктов и технологий; обеспечение законодательной защиты прав собственности на интеллектуальный продукт.

К вышеупомянутым механизмам на наш взгляд необходимо добавить механизмы планирования и контроля внутрифирменной инновационной деятельности, а также механизм взаимодействия участников инновационного процесса . Участниками инновационного процесса могут быть «инсайдеры». К ним относятся работники предприятия: руководители разных уровней, специалисты - экономисты, инженеры, конструкторы, технологи, а также рядовые рабочие. К аутсайдерам можно отнести внешних собственников, банки, представителей федеральных, местных органов власти и обществен-

ных организаций, научно-исследовательские организации и провайдеров технологий, другие предприятия. При анализе взаимодействия участников инновационного процесса важны следующие моменты: совокупность формальных и неформальных правил, регулирующих взаимодействие; степень участия в инициировании, разработке, реализации проектов и программ; степень заинтересованности и направленность интересов различных участников в процессе внедрения инноваций; распределение функций контроля и оценки результатов, социальный эффект инноваций.

Литература

1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. -512с.

2. Сухарев Л.С. Теория эффективности экономики. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с

3. Рочева О.А. Экономическое исследование понятия сервисного сектора экономики/Вестник Казан. Тех-нол.ун-та.-2011.-Т.14, №22.-С189-195.

4. Рочева О.А. Проблемы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности в России /Вестник Казан. Технол.ун-та.-2012.-№10С.309-313

© О. А. Рочева - асс. каф. ФПОХД КНИТУ, romanova_rg@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.